Какие отклонения от среднеотраслевых показателей допускают проверяющие

Содержание

  • Выделяют следующие основные критерии оценки риска:
    • Убыточность компании на протяжении нескольких отчетных периодов
    • Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности)
    • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
    • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)
    • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в Украине.
    • Игнорирование требований налоговых органов. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
    • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
    • Неоднократное приближение к лимитам, установленным Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные режимы налогообложения
  • Информация Налоговой милиции для проведения проверок
  • Пожелания Налоговой милиции

Шансы на проверку есть всегда, но не стоит их преувеличивать…

Общедоступные критерии оценки рисков, знакомы всем налогоплательщикам, равно как и бухгалтерам и компаниям, оказывающим бухгалтерские и юридические услуги. Их значимость трудно недооценить.

Вряд ли удастся найти бизнесмена, который лишний раз желает подвергаться проверке налоговой службой. Чтобы не попадать в поле зрения представителей контролирующих органов, следует, как минимум не нарушать основные критерии, повышающие риск налоговых проверок. Именно на основных критериях риска мы остановимся детальнее.

Прежде, чем оценить риски осуществляется сбор информации. Сбор информации начинается с бесед с физическими лицами. На физическое лицо легче воздействовать, нежели на огромную компанию. Поэтому в налоговую службу часто вызывают руководителей компаний, и их представителей с целью получить пояснения. Нередки случаи направления налогоплательщику письменных запросов на предоставление пояснений. Информативный банк налоговой пополняется информацией из предоставляемых налогоплательщиками отчетов, проводимых встречных проверок. При отборе компаний сотрудники налоговой службы руководствуются не только данными своего ведомства, но и информацией, полученной от внешних источников – правоохранительных и иных контролирующих органов.

После сбора информации, она обрабатывается с целью выявления рисков компании, свидетельствующих об укрывательстве доходов от налогообложения, фиктивности деятельности, прочих нарушениях законодательства. Результатом работы инспекторов является формирование «досье» на каждого налогоплательщика. В конечном итоге, в отношении компании составляется заключение, содержащее рекомендацию о необходимости проведения выездной проверки с обязательным обоснованием причин.

Выделяют следующие основные критерии оценки риска:

1. Убыточность компании на протяжении нескольких отчетных периодов

При оценке рисков следует обратить внимание на отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Если в отчетности Вашего предприятия на протяжении нескольких налоговых периодов были отражены убытки, то риск включения в список для выездной проверки существенно повышается. Если убыточным оказался налоговый период после создания предприятия, или в период освоения новых рынков и новых видов деятельности, инспектора, как правило, учитывают этот факт при проведении отбора. Правда, без пояснений в таком случае не обойтись.

Помните, что убыток – это не только убыток в декларации по налогу на прибыль, это еще и показатель прибыли (убытка) в форме бухгалтерской отчетности.

Для уменьшения данного риска следует ежеквартально контролировать убыточность компании. Во избежание данного риска достаточно иметь грамотного бухгалтера, который постарается не допускать убытков в отчетности, будет планировать доходы и расходы, и, конечно, своевременно поставит Вас в известность о текущем финансовом положении. И, если уж без убытка не обошлось, вовремя предоставит налоговым органам информацию о причинах убытка.

2. Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности)

Налоговую нагрузку определяют исходя из доли уплаченных в бюджет налогов, в общем объеме выручки. Она рассчитывается как соотношение общей суммы уплаченных налогов к выручке, за вычетом НДС и акцизов. После определения, показатель сравнивается со средними показателями по отрасли. Если налоговая нагрузка окажется ниже средней по отрасли, то шансы предприятия попасть в претенденты на выездную проверку значительно увеличиваются.

Для уменьшения данного риска следует изучать налоговую нагрузку, оптимизировать финансовые потоки с целью оптимизации соотношения налоги/выручка.

3. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Для оценки риска сравнивается уровень рентабельности по данным бухгалтерской отчетности со средним уровнем рентабельности по соответствующему виду деятельности. Если показатель рентабельности предприятия ниже на 10 и более процентов, чем среднеотраслевые показатели, то организация вызовет интерес у инспекторов, для проведения проверки.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Этот показатель риска в последнее время особенно интересует сотрудников налоговой службы. При его оценке изучению подлежит несоответствие темпов роста расходов и доходов предприятия, отраженных в налоговых декларациях темпам роста, отраженным в бухгалтерской отчетности. Обычно сравниваются показатели двух последовательных периодов. Если анализировать один период предприятия, то анализ не даст никаких качественных характеристик бизнеса. Но если анализировать динамику показателей, то возможно вывести статистику отдельно взятого предприятия. С выявленной тенденцией труднее спорить, нежели с отдельно взятым показателем.

Рекомендуем, периодически анализировать данные отчетности своего предприятия, дабы самим выявлять и анализировать установившуюся тенденцию.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в Украине.

Риски возрастают у предприятий, если средний уровень заработной платы, ниже среднего уровня заработных плат по соответствующему виду деятельности. Трудно спорить с тем фактом, что у части предприятий зарплата начисляется в рамках минимума, установленного законодательством. Тем не менее, низкий средний уровень зарплаты увеличивает риски компании и рождает дополнительный интерес со стороны контролирующих органов. Сегодня данному вопросу уделяется особое внимание. С одной стороны хотят уменьшить ставки налогов по зарплате, с другой – хотят ужесточить контроль, но вопрос остается нерешенным.

6. Игнорирование требований налоговых органов. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Запрос от налоговой службы требования предоставить пояснение никого не радует. Особенно, когда бытует практика направления безосновательных запросов. Относительно действий налоговой службы читайте…

Внимание налоговиков могут привлечь ошибки, противоречия, обнаруженные в представленной отчетности, выявленные в ходе «камеральной проверки». Поэтому тщательно составляйте отчетность организации. Все декларации и бухгалтерская отчетность должны быть взаимосвязаны между собой. Если у организации запросили дополнительные документы для камеральной проверки, следует отнестись к этому со всей серьезностью и тщательно их подготовить, учитывая действующее законодательство и свои законные права. Ведь именно из этих документов инспектор получит максимальную информацию. Отсутствие пояснения может, в свою очередь, стать поводом для проведения контрольных мероприятий.

Чтобы уменьшить риски — ни в коем случае НЕ игнорируйте запросы из налоговых органов. Всегда СВОЕВРЕМЕННО отвечайте на запросы! Обеспечивайте возможность своевременного получения почты. Если Вам понадобиться наша помощь по полученным Вами запросам – обращайтесь, наши сотрудники всегда готовы оказать практическую помощь.

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данный критерий для многих налогоплательщиков не совсем понятен. Речь о том, что организация, в ходе деятельности, не проявляет должной осмотрительности, сотрудники компании своими действиями увеличивают налоговый риск предприятия.

Примером могут служить следующие ситуации:

  • отсутствие по юридическому адресу регистрации;
  • регистрация по адресу массовой регистрации;
  • не проведение сотрудниками проверок контрагентов, полномочий представителей и руководителей контрагентов, неполучение документов, подтверждающих соответствующие полномочия представителей контрагентов;
  • заключение экономически нецелесообразных сделок, которые не приносят прибыли компании или приносят незначительную прибыль;
  • участие в цепочке контрагентов без наличия разумной экономической цели;
  • обстоятельства, свидетельствующие о получении организацией необоснованной налоговой выгоды,
  • наличие номинального директора;
  • заключение ничтожных сделок и т.д.

Вполне возможно, что подобные недоработки в компании могут быть по халатности, недоразумению, недоработке. Тем не менее, такая информация интересует сотрудников контролирующих органов и повышает риск предприятия.

8. Неоднократное приближение к лимитам, установленным Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные режимы налогообложения

Риски повышаются у организаций, применяющих специальные налоговые режимы: неприбыльных организаций, предприятий на едином налоге и т.п. Если показатели приближаются к установленным лимитам соответствующего специального режима, то риски организации значительно возрастают. Например, это могут быть случаи, свидетельствующие о превышении лимита доходов, использовании бартера и т.п.

В таком случае рекомендация одна – не используйте в своей деятельности операции с риском, избегайте разнотолков, вовремя отслеживайте лимиты и прочие ограничения.

9. Информация Налоговой милиции для проведения проверок

Список перечисленных критериев риска не полный. Есть еще ряд других, не менее значимых. К ним относят наличие информации:

1. об участии компании в «схемах» ухода от налогов и сведения о предполагаемых правонарушениях;

2. об отражении в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (особенно это актуально для НДС);

3. о неоднократном снятии с учета и постановке на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграции» между налоговыми органами).

Если организация не попадает ни под один критерий, к сожалению, это не дает гарантий. Любая компания имеет риск выездной проверки. Но риском можно управлять, так сказать регулировать по мере возможности.

Пожелания Налоговой милиции

Хотелось бы статью закончить пожеланиями налоговой милиции Украины, которая опубликовала на своей странице в Face book 10 правил честного предпринимателя:

1. не скрывай доходы от налогообложения;

2. не занимайся фиктивным предпринимательством;

3. не пользуйся услугами конвертационных центров;

4. не занимайся хищением бюджетных средств и их легализацией;

5. не используй незаконные схемы возмещения НДС;

6. не занимайся «отмыванием» денег;

7.не занимайся незаконным изготовлением, хранением, сбытом или транспортировкой с целью сбыта подакцизных товаров;

8. не занимайся незаконным изготовлением, подделкой, использованием или сбытом незаконно изготовленных, полученных или поддельных марок акцизного сбора или контрольных марок;

9. не занимайся производством и сбытом контрафактной продукции;

10. избегай незаконных операций с оффшорами.

Именно такими честными налогоплательщиками хочет видеть бизнесменов Украины налоговая милиция.

Подытожим: о каждом налогоплательщике ведется свое досье. Сотрудники контролирующих органов хотят видеть идеального предпринимателя, бизнесмена, который может получить 50% прибыли и уплатить 100% налогов. Они не думают о бизнесе, о его нуждах, а только о пополнении бюджета. С таким подходом скоро к рискам прибавится год и место рождения, фамилия, инициалы и прочее… Видимо, над этим нужно думать, уже сегодня.

Если интересует развитие малого бизнеса в Украине, читайте на наших страницах….

Их ровно 12. Как месяцев в году или как стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на нее и как самостоятельно можно оценить риски.

Критерии рисков выездной налоговой проверки

Налоговая не скрывает, по каким критериям она оценивает ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков ФНС выпустила Приказ от N ММ-3-06/333@, в котором указаны эти критерии:

  1. Вы платите меньше налогов, чем в среднем платят компании с видами деятельности как у вас. Показатель налоговой нагрузки рассчитывается так: сумму всех налогов, которые уплатили за год, нужно поделить на сумму доходов за этот год. Потом сравнить это число со средним (его можно найти на сайте налоговой). Если ниже среднего — вы в зоне риска.
  2. По балансу у вас убытки больше 2 лет подряд.
  3. Доля вычетов по налогу выше показателей, которые ИФНС считает нормой. По НДС эту норму налоговая публикует каждый год в виде безопасной доли вычета.
  4. Расходы по отчетности растут быстрее, чем доходы.
  5. Выплата низких зарплат. Размер зарплаты сравнивают со средним по рынку. Также основанием для выездной проверки могут стать жалобы граждан о выплате «серых» зарплат.
  6. Приближение некоторых значений к предельным, которые лишают права применения специального режима. Это, к примеру, когда сумма доходов за год приближается к значению 150 млн. рублей, а вы применяете УСН. Порог применения — 150 млн. руб. Если приблизились — вы в зоне риска. Также это может быть приближение к порогу в 100 сотрудников или доле уставного капитала других юр.лиц 25% от общей доли.
  7. Доходы и расходы ИП за год почти одинаковые. Это подозрительно для налоговой. Если вы не получаете прибыль, то зачем тогда вы работаете?
  8. Цепочки контрагентов без обоснованной выгоды. То есть ввод дополнительных «прокладок» — компаний, которые выступают агентами, комиссионерами, посредниками.
  9. Вы не представляете налоговой документы, которые она запрашивает, и не отвечаете на ее запросы, когда она просит предоставить пояснения.
  10. Неоднократная смена компанией юридического адреса, что ведет к смене налоговой инспекции. К примеру, когда за год ООО меняет адрес дважды и более раз, она переходит под контроль то одной инспекции, то другой, и следить за такой компанией труднее.
  11. Уровень рентабельности по отчетности сильно отличается от уровня рентабельности, который указан в сведениях статистики для данного вида деятельности. Что такое рентабельность? Это соотношение прибыли к активам. Когда активы компании внушительные, а прибыль низкая в сравнении с аналогичными предприятиями, то это вызывает подозрения со стороны контролирующих органов.
  12. Работа налогоплательщика построена таким образом, что присутствуют высокие налоговые риски.

Последний пункт сам по себе неясен, поэтому мы хотим рассказать что это за риски.

Высокие налоговые риски

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей. То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы. Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и прочее. Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

Снижение количества выездных налоговых проверок

С каждым годом налоговая проверяет все меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес. Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведется непрерывно, поэтому налоговая знает к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка. Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Проверки малого бизнеса

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчетности проходят постоянно. Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берется, почему применяется пониженный тариф и так далее. На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Если проверка пришла

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у нее есть. При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой. Еще — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, не посвященным во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Выводы

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики». Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас. Мы, в свою очередь, всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума, насколько это зависит от нас. Но если проверка все-таки пришла, то от штрафов обычно не отвертеться. И тут задача бухгалтера состоит в том, чтобы штрафы эти свести к минимуму.

P.S. Некоторые опытные бухгалтеры на больших предприятиях на этот случай имеют заготовленные «ошибки», которые и «позволяют» найти налоговикам. Но это уже совсем другая история…

по 5-бальной шкале 5 из 5 на основе 7 оценок

Разбираем 12 критериев риска налоговых проверок. Показываем, как провести анализ критериев в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны следить за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Формой такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика, право на проведение которой закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Основным документом для проведения выездных налоговых проверок служит Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

При планировании выездных проверок налоговики руководствуются значениями общедоступных критериев, которые автоматически отображаются у них в программе. Всего критериев 12. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям риска, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Чтобы не привлекать к своей компании повышенное внимание налоговых органов, бухгалтеру или руководителю целесообразно самостоятельно контролировать данные критерии.

Не хотите читать? Смотрите видео на 15 минут.
На вебинаре Ольга Славнина, ведущий специалист линии консультаций, рассказала, как самостоятельно оценить риск налоговой проверки по 12 критериям.

12 критериев оценки налоговых рисков

Критерий № 1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика является более низкой, чем средний уровень налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в выбранной отрасли (в выбранном виде экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности, изложен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Налоговая нагрузка вычисляется как соотношение суммы уплаченных налогов (по данным отчетности налоговых органов) и оборота (выручки) организаций (по данным Росстата).

Критерий № 2. В течение 2-х и более лет организация в своей бухгалтерской и налоговой отчетности отражает убыток.

Критерий № 3. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость превышает или равна 89% за период 12 месяцев. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН).

В целом для Российской Федерации на конец 2019 года обновленные показатели на текущую дату представлены в таблице:

Рис. 1 (нажмите, чтобы увеличить)

Актуальные данные для Свердловской области:

Рис. 2 (нажмите, чтобы увеличить)

Критерий № 4. Рост расходов опережает рост доходов. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН).

Критерий №5. Заработная плата работника выбранной организации ниже, чем ее средний уровень по аналогичному виду деятельности в регионе.

Критерий № 6. Неоднократное (более 1 раза) приближение к крайнему значению таких показателей, как выручка, численность сотрудников, остаточная стоимость ОС, которые дают право применять специальный режим (УСН). Во внимание берется приближение на 5 % и менее.

Критерий № 7. Предприниматель за год в книге учета доходов и расходов отражает суммы расходов, максимально приближенные к сумме доходов.

Критерий №8. Построение бизнеса на базе заключения хозяйственных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Критерий №9. Игнорирование требований налоговых органов: непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и/или непредставление налоговому органу запрашиваемых документов и т. д.

Критерий №10. Многократное снятие с учета в одном налоговом органе и постановка на учет в других налоговых органах налогоплательщиком в связи с изменением места нахождения (частое перемещение между налоговыми органами).

Критерий №11. Уровень рентабельности продаж и активов (по данным бухгалтерской отчетности) отличается более чем на 10 % от уровня рентабельности продаж и активов аналогичных предприятий той же сферы деятельности (по данным статистики).

Критерий №12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с повышенным налоговым риском.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с взаимоотношениями с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • отсутствие прямых личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства компании (уполномоченных должностных лиц);

  • отсутствие информации о фактическом адресе нахождения контрагента, а также о нахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

  • отсутствие информации о контрагенте в открытых источниках (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.);

  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Наличие данных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного или «однодневки», а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Проверьте надежность контрагентов с помощью сервиса 1СПАРК Риски.
Бесплатный тестовый период – 7 дней.

Оценка рисков в программе 1С

В программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 вы можете самостоятельно проанализировать и оценить вероятность налоговой проверки. Программа берет усредненные данные по 12 показателям в вашей отрасли (например, средняя з/п) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей компаниями.

Для этих целей предназначен отчет «Оценка риска налоговой проверки», который расположен на закладке «Отчеты». С помощью отчета проводится анализ по двенадцати критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным, которые содержатся в базе и по данным созданной ранее регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

Найти отчет можно в меню Отчеты — Анализ учета — Оценка риска налоговой проверки.

Рис. 3 (нажмите, чтобы увеличить)

Выберем период для оценки риска проверки, организацию (если в информационной базе ведется учет по нескольким организациям) и нажмем кнопку «Выполнить проверку».

Для получения подробной информации по каждому пункту, раскроем его по знаку «плюс».

Отчет можно распечатать по кнопке «Печать».

Рис. 4 (нажмите, чтобы увеличить)

Проблемные критерии помечены красными восклицательными знаками. Например, для нашей организации это третий критерий – есть значительные вычеты по НДС:

Рис. 5 (нажмите, чтобы увеличить)

Развернув пункт, мы видим, что превышена безопасная доля вычета НДС (89%), значит, есть основание для дополнительной проверки. Также в данном примере возникли вопросы по критерию №11 – рентабельность ниже предельной по отрасли:

Рис. 6 (нажмите, чтобы увеличить)

А вот с зарплатой (критерий №5) все в порядке:

Рис. 7 (нажмите, чтобы увеличить)

Часть критериев проанализировать по данным программы бывает невозможно – в таком случае они помечены оранжевыми кружками с вопросительными знаками и содержат пояснение.

Рис. 8 (нажмите, чтобы увеличить)

Если вы еще не работали с этим отчетом, рекомендуем с ним познакомиться и проанализировать показатели вашей организации. Данные для анализа будут учитываться по итогам ранее созданной отчетности. Обращаем внимание, что данная оценка является приблизительной и не является гарантом исключения проверок.

«Успешной работы в программах 1С.
Пусть налоговые проверки обходят вас стороной!»
Славнина Ольга, ведущий специалист линии консультаций
ООО «Центр сопровождения», автор статьи.
Заказать консультацию

Вместе с этим читают:

  • Как обезопасить себя при налоговой проверке
  • Проверить контрагента и вести бизнес без рисков

Поделиться: 2828 просмотров

Рекомендации ФНС России налогоплательщикам по снижению налоговых рисков

Использование налогоплательщиком способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском является одним из критериев оценки деятельности налогоплательщиков (критерий N 12), на основании которых налоговые органы отбирают налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок (раздел 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, далее — приказ N ММ-3-06/333@).

К числу способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском ФНС России относит способы, направленные на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением «фирм-однодневок». Наиболее распространенные из таких способов ФНС России определяет по результатам контрольной работы и информацию о них размещает на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по указанному критерию высоки, и желающим снизить или полностью исключить эти риски, ФНС России рекомендует (п. 12 приложения N 2 к Концепции):

— исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

— уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

Отметим, что уточненные декларации подаются в установленном ст. 81 НК РФ порядке.

Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение налоговых рисков) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение N 5 к приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@) (далее — Пояснительная записка).

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 НК РФ. При проведении камеральных налоговых проверок таких уточненных деклараций с пояснительной запиской, дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

Факт подачи налогоплательщиком таких уточненных деклараций налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими критериями, указанными в разделе 4 Концепции.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверке принимается только после предварительного согласования с ФНС России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *