Какие объекты относятся к хозяйственным строениям и сооружениям в целях исчисления налога на имущество физлиц?
Письмо Минфина России от 16 мая 2017 г. N 03-05-04-01/29325
В отношении хозяйственных строений и сооружений, площадь которых не превышает 50 кв. м, расположенных на участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, НК РФ предусмотрены пониженная налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц и налоговые льготы.
В связи с этим Минфин России пояснил, что поскольку в НК РФ не дано определение понятиям «хозяйственное строение» и «хозяйственное сооружение», следует применять эти понятия в том значении, в каком они используются в иных отраслях законодательства.
Таким образом, с учетом положений Закона о личном подсобном хозяйстве, Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Градостроительного Кодекса РФ к хозяйственным строениям и сооружениям могут быть отнесены объекты недвижимости, возведенные на участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства, не являющиеся домами и жилыми строениями.
При этом в письме отмечено, что постановка на государственный кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты могут осуществляться как с указанием конкретных наименований объектов вспомогательного назначения (например, баня, сарай, летняя кухня), так и без указания (например, хозяйственное строение). Несмотря на различное оформление документов на такие объекты, они, по существу, являются хозяйственными строениями и сооружениями.
Сообщается также, что гаражи являются самостоятельным объектом налогообложения, отличным от хозяйственных строений и сооружений.
Капитальное имущество – продукция (товары), которые принимают участие в производстве, но в новый продукт не включаются. Часть цены капитального имущества есть в готовом изделии. Существует несколько видов такого имущества – стационарные строения и вспомогательное оборудование. Такое имущество может быть классифицировано по времени службы и цене.
Сущность капитального имущества
Особенность капитального имущества в том, что оно применяется, а не присоединяется или потребляется. Общая цена капитального имущества входит в основной капитал компании и формирует его. Стоимость таких активов переносится на цену готового продукта в форме амортизационных затрат.
Капитальное имущество бывает нескольких видов – стационарные строения, вспомогательное оборудование. Особенность капитального оборудования – наличие на него «неэластичного» спроса и долгосрочное применение.
Как правило, основное оборудование может быть двух видов:
-универсальное имущество может применяться в различных отраслях промышленности и разными заводами (предприятиями, фабриками);
— специализированное имущество подходит только для применения в границах определенного производства и для изготовления какой-то определенной продукции из конкретного вида сырья. Отличительная особенность специализированного оборудования – небольшое число продавцов и покупателей. Данный фактор приводит к более тесному взаимодействию между участниками сделки.
Все капитальное имущество может различаться по следующим параметрам – срокам действия (гарантийным периодом), надежностью, производительностью (мощностью), комплектностью поставок, ремонтопригодностью и так далее. Для капитального имущества одним из наиболее важных критериев оценки являются эргономические характеристики.
Классификация капитального имущества и его характеристики
Капитальное имущество – одно из ответвлений в классификации товаров, подразделяемых на две категории:
Продукция широкого потребления
1. Изделия повседневного спроса. Сюда относится вся продукция, которую мы покупаем ежедневно и без раздумий. Она необходима для поддержания жизнедеятельности. Такие товары бывают трех видов – товары постоянного спроса, импульсной покупки и экстренных случаев.
2. Изделия предварительного выбора. Такую продукцию человек выбирает только после сравнения характеристик, стоимости, условий приобретения и так далее. К подобным товарам можно отнести машины, одежду, мебель.
3. Продукция особого спроса. Сюда относятся брендовые вещи, имеющие особые характеристики. В большинстве случаев покупатели готовы затратить определенные усилия, чтобы получить необходимую вещь. К примеру, это могут быть автомобили BMW или какие-либо фирменные вещи, которые дорого стоят и сложно достать.
4. Товары пассивного спроса – изделия, о покупке которых человек не задумывается заранее. К примеру, надгробие на памятник.
Товары промышленного назначения, капитальное имущество
На сегодня можно выделить четыре основных категории капитального имущества, каждая из которых отличается своими характеристиками и нюансами маркетинга:
1. Стационарные сооружения. В данную группу включены здания, которые находятся на балансе предприятия (к примеру, административные объекты, заводы и так далее), стационарное оборудование – подъемные механизмы, персональные компьютеры, генераторные установки.
Стационарные сооружения относятся к категории основных закупок, которые производятся непосредственно у изготовителя. Сам производитель товаров имеет мощный торговый аппарат, состоящий из высококвалифицированных специалистов. Среди них часто встречаются инженеры по сбытовой работе. Задача производителя – быть всегда готовым к созданию товаров по заказу производителя и оказанию услуг по послепродажному обслуживанию. Для продвижения такой продукции может использоваться реклама, но в сравнении с технологией личной продажи ее доля мизерна.
К характеристикам основного оборудования можно отнести:
— высокую цену и неэластичность;
— низкий уровень спроса;
— высокую вероятность одобрения решения по закупке продукции;
— длительный срок применения;
— отсутствие превращения в готовый товар. Он лишь частями переносится на свою стоимость и цену готовой продукции;
— количество продавцов минимально;
— делится на две категории – специальной и универсальное.
Особенности основного оборудования в отношении маркетинга:
— главным фактором при покупке является высокое качество и эффективность применения;
— необходимость в дополнительном обслуживании;
— длительность переговоров в отношении условий сделки и сроков поставки;
— прямой канал сбыта;
— использование особых форм продаж. Здесь речь идет о плотном взаимодействии продавца и покупателя.
2. Вспомогательное оборудование можно разделить на два вида:
— движимое заводское оборудование. Сюда можно отнести автопогрузчики, специальный инструмент и так далее;
— офисная конторская техника – письменные столы, компьютеры и прочее.
Такие изделия не переходят в разряд готовой продукции. Их задача – оказывать поддержку производству, выступать в качестве вспомогательной продукции. Продолжительность «жизни» такого оборудования ниже, чем у сооружений стационарного типа. Ряд производителей реализует товары прямо в руки потребителей. При этом на практике все чаще востребована другая схема работы, когда в процессе совершения сделки участвуют посредники. Это вызвано тем, что географически рынок вспомогательной продукции очень широк, большое количество покупателей, заказы минимальны.
В процессе выбора поставщика желательно обращать внимание на стоимость товара, его свойства, качество и наличие сервиса после продажи товара. Основной упор делается на качество продавцов, а не на рекламу, хотя и маркетинг в этом деле не бывает лишним.
Основные характеристики дополнительного оборудования:
— период применения и стоимость меньше, чем у основного оборудования;
— не входит в состав готовых изделий, а обеспечивает полноценный процесс изготовления продукции.
Особенности дополнительного оборудования в отношении маркетинга:
— товар четко стандартизирован;
— вероятность принятия положительного решения по совершению сделки невысокий;
— спрос на продукцию имеет широкий характер;
— контакт между сторонами сделки не такой тесный, как в случае с основным оборудованием;
— продажи осуществляются через широкую сбытовую сеть.
3. Вспомогательные материалы можно разделить на два вида:
— материалы для проведения обслуживания и ремонта (гвозди, шурупы, краска и так далее);
— рабочие изделия – каменный уголь, смазка и тому подобные.
Вспомогательные материалы выполняют такие же функции для рынка товаров в целом, как и продукция повседневного спроса. Торговля вспомогательной продукцией, как правило, производится с помощью посредников, что вызвано большим объемом покупателей. Цена каждой отдельно взятой единицы низка. Из-за наличия четкой стандартизации каждого товара приверженность к тем или иным производителям находится на низком уровне.
Основную роль в процессе закупок играют два фактора — цена и сервис.
Основные характеристики и нюансы маркетинга вспомогательного оборудования:
— продукция не входит в состав готовых изделий, а способствует ее оформлению, производству и оснащению;
— продажи осуществляются по принципу сделок на рынке товаров широкого потребления.
4. Деловые услуги условно делятся на две категории:
— услуги, касающиеся ремонта техники и ее техобслуживания (восстановление ПК, настройка системы);
— консалтинговые услуги – создание рекламы, правовые консультации и так далее.
Как правило, техническое обслуживание и ремонт осуществляется на договорной основе. При этом небольшие производители часто продают свои услуги по ремонту и техническому обслуживанию в комплексе с оборудованием. В случае больших закупок могут предоставляться консалтинговые услуги. При этом покупатель выбирает продавца, основываясь на квалификации работников и репутации компании.
Основные характеристики и нюансы маркетинга деловых услуг:
— не входят в состав готовых изделий, но участвуют в формировании цены товара;
— непостоянные по качеству и нераздельны с источником;
— повышают имидж компании и ее конкурентоспособность;
— требуют тесной взаимосвязи между покупателем и продавцом;
— повышают эффективность деятельности.
Новый порядок строительства и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах вступит в силу с 1 января 2019 года, но вокруг него уже разгорелись нешуточные дебаты. Особенно по части обязательной регистрации всех строений. «Теперь мне и сарай для лопат и грабель регистрировать да ещё и налоги за них платить?» – спрашивают возмущённые граждане. Так это или нет – наш вопрос к прокурору отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры Свердловской области, советнику юстиции Алёне ЛИНЧАК.
– Не совсем. До 1 января 2019 года правовые вопросы ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества регулирует Федеральный закон № 66-ФЗ. Новый Федеральный закон № 217-ФЗ, вступающий в законную силу с 1 января 2019 года, исключает понятие дачного хозяйства, оставляя только садоводство и огородничество. Что касается строений на земельных участках, то на огородном можно размещать лишь хозяйственные постройки для хранения инвентаря и урожая, которые не являются объектами недвижимости и право собственности на которые, соответственно, не подлежит регистрации.
На садовом земельном участке можно размещать жилые и садовые дома, хозяйственные постройки и гаражи. При этом надо учитывать, что параметры жилого, садового дома определяются градостроительным законодательством, по которому объект индивидуального жилищного строительства определён как отдельно стоящее здание с количеством этажей не более трёх и высотой не более 20 метров.
– Это, наверное, вызвано тем, что некоторые очень хитрые владельцы земли в садах возводили многоквартирные дома и продавали как жильё. Были такие случаи в Екатеринбурге на улице Хасанской и под Сысертью. Потом эти строения сносили по решению суда.
– Конечно. Если у вас зарегистрировано право собственности на землю до вступления в силу нового закона, то всё, что стоит на ней – бани, теплицы, сараи, гаражи – регистрации не требует. Вы вправе зарегистрировать у себя любой объект недвижимости, но не обязаны.
В силу статьи первой ФЗ-218 государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права конкретного человека на недвижимое имущество. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) – единственное доказательство этого права. Исходя из этого, каждый сам для себя определяет, должен он регистрировать своё право во избежание каких-либо правовых проволочек в дальнейшем, скажем, при продаже или нет.
– А что такое «объект недвижимости»?
– Нет чёткого понятия «объект недвижимости» в законе, лишь сказано, что к недвижимым вещам относятся земельные участки и всё, что прочно связано с землей. То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
В каждом конкретном случае при принятии решений о регистрации права собственности на объект нужно подходить индивидуально. Если это деревянный сарай либо металлический гараж, перемещение которых возможно, то, вероятнее всего, такие объекты не относятся к недвижимым и право собственности на них не подлежит регистрации. Если это жилой дом, имеющий фундамент и капитальные конструкции, то он является объектом недвижимости.
- Опубликовано в №198 от 27.10.2018