Какие налоги с земельного пая

Главное управление ГНС в Ровенской области сообщает: достаточно часто граждане, владея земельным участком сельскохозяйственного назначения или земельной долей (паем), предоставляют их в пользование (аренду). Доходы, полученные от таких операций, подлежат налогообложению.

Так, согласно пп. 164.2.5 ст. 164 Налогового кодекса к общему месячному (годовому) облагаемому налогом доходу плательщика налога включаются, в частности, доход от предоставления имущества в лизинг, аренду или субаренду (срочное владение и/или пользование), определенный в порядке, установленном п. 170.1 ст. 170 Кодекса.

С обновленным Налоговым кодексом удобно ознакомиться в модуле «Законодательство» ИПС ЛІГА:ЗАКОН. Заказать полнофункциональный тестовый доступ можно .

Подпунктом 170.1.1 ст. 170 НК предусмотрено, что налоговым агентом плательщика налога — арендодателя относительно его дохода от предоставления в аренду (эмфитевзис) земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая является арендатор.

При этом объект налогообложения определяется исходя из размера арендной платы, указанной в договоре аренды, но не меньше чем минимальная сумма арендного платежа, установленная законодательством по вопросам аренды земли.

Доходы, от предоставления в аренду (субаренду) земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая облагаются налогом налоговым агентом во время их начисления (выплаты) по ставке 18 %.

Кроме того, такие доходы подлежат налогообложению военным сбором. Ставка сбора составляет 1,5 % от объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX НК (пп. 1.3 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса).

Следовательно, доходы физического лица от сдачи в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая облагаются налогом военным сбором по ставке 1,5 процента и налогом на доходы физических лиц по ставке 18 %.

Возьмите под контроль все риски, с которыми сталкивается ваша компания. Попробуйте LIGA360 — экосистему облачных продуктов ЛІГА:ЗАКОН для эффективной работы бизнеса в условиях кризиса. LIGA360 интегрировала все продукты компании ЛІГА:ЗАКОН в единое информационное пространство, чтобы объединить всю команду для общего управления рисками и поиска новых возможностей в режиме удаленной работы.

Заказать полный тестовый доступ на 4 суток к LIGA360 и ключевых продуктов ЛІГА:ЗАКОН можно .

Ст.67 Конституции Украины установлено: каждый гражданин обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом и ежегодно подавать в контролирующие органы по месту регистрации декларацию о своем имущественном состоянии и доходах (далее — Декларация) за прошлый год в порядке, установленном законом.

Порядок декларирования доходов, полученных физическими лицами, регулируется нормами Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 № 2755-VI (далее — НКУ), согласно нормам которого подавать декларации обязаны и единоличники, которые самостоятельно обрабатывают собственные земельные участки (паи) общей площадью более 2 га и получают доходы от продажи сельскохозяйственной продукции (пп. 165.1.24 ст. 165 НКУ).

Кроме того, при получении в 2019 году доходов от сдачи в аренду (субаренду, эмфитевзис) земельного участка сельскохозяйственного назначения, земельной доли (пая), имущественного пая другому физическому лицу — арендатору, не является налоговым агентом (самозанятым лицом), арендодатель (гражданин -одноосибник) определяет свои налоговые обязательства по результатам такого года в годовой налоговой декларации и уплачивает налог с таких доходов по своему налоговому адресу.

Доходы от продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на собственных земельных участках площадью более 2 га, и доходы от предоставления собственных земельных участков в аренду другому физическому лицу подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) по ставке 18% и военным сбором по ставке 1,5%.

Дополнительно сообщаем, что физические лица, единолично обрабатывают земельные участки (паи) и получают доходы от продажи собственной сельскохозяйственной продукции, имеют возможность осуществлять такую ​​деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур, зарегистрировавшись субъектами хозяйствования — физическими лицами предпринимателями, с уплатой соответствующих налогов и сборов в бюджет и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование — в соответствующие целевые фонды, согласно требованиям действующего законодательства.

Обращаем внимание, что согласно пп. 47.1.2. ст. 47 НКУ ответственность за составление налоговой отчетности несут физические лица — налогоплательщики и их законные или уполномоченные представители в случаях, предусмотренных законом.

Учитывая вышеизложенное, по результатам 2019 физическим лицам, осуществляющим указанные выше виды деятельности, необходимо подать в 1 июля 2020 декларацию об имущественном состоянии и доходах.

Уплатить сумму налогового обязательства, плательщиками определены в декларации к уплате, необходимо до 1 октября 2020 года.

Обращаем внимание, Декларация подается налогоплательщиками по месту своего налогового адреса в один из таких способов (по выбору):

  • лично или уполномоченным на это лицом;
  • направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения. В таком случае налогоплательщик обязан осуществить такое отправление не позднее чем за пять дней до истечения предельного срока представления налоговой декларации;
  • средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований законов по электронному документообороту. При этом, налогоплательщик обязан осуществить такое отправление не позднее окончания последнего часа дня, в котором истекает такой предельный срок.

Напоминаем! При направлении декларации средствами электронной связи граждане могут воспользоваться электронным сервисом в «Электронном кабинете» (https://cabinet.tax.gov.ua/), который предусматривает частичное автоматическое заполнение декларации на основании учетных данных плательщика, сведений о начисленных (выплаченных ) доходов, имеющихся в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов и сведений по объектам недвижимого (движимого) имущества.

Справка: Декларация подается по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 02.10.15 № 859 (в редакции от 25.04.2019 № 177).

Нардепы от «Слуги народа» и группы «Доверие» предлагают ввести налог в 6000 гривен за пай для рядовых владельцев земли — соответствующий законопроект уже получил «зеленый свет» от налогового комитета ВР. Эту инициативу поддерживает и большой агробизнес.

Об этом сообщает DW.

Отмечается, что законопроект №3131, основным нововведением которого является введение минимальной налоговой уплаты с каждого гектара земли сельхозназначения, независимо от того, сколько заработал фермер, зарегистрировали еще в феврале.

В июне налоговый комитет ВР рекомендовал принятие документа за основу.

По данным Держгеокадастру, около 7 млн украинцев имеют земельные паи — в среднем около четырех гектаров каждый. 4,7 миллиона владельцев паев являются единоличниками — то есть обрабатывают свои паи самостоятельно. Остальные паи сдаются в аренду крупным агрофирмам или холдингам.

«В течение последних лет украинцы все чаще отказываются сдавать землю в аренду и решают обрабатывать ее самостоятельно», — рассказал DW глава Комитета предпринимателей АПК при Торгово-промышленной палате (ТПП) Украины Олег Юхновский.

«После 2014 года тенденция к расторжению договоров аренды ускорилась. С тех пор на селе растет предпринимательский дух, мелкий бизнес неплохо развивается. Это создало проблемы для крупных компаний. Конкуренция за землю растет», — пояснил он.

Однако Юхновский предостерегает, что возрождение микрофермерства может остановить новый законопроект № 3131.

По его словам, новый документ ляжет прежде всего на плечи единоличников.

«Единоличники обрабатывают свои паи самостоятельно, выращивают сельхозпродукцию для удовлетворения собственных потребностей, а также для реализации. Они платят только земельный налог, который, по подсчетам опрошенных DW экспертов, составляет в среднем 140 гривен на гектар.

Но поскольку размер земельного налога устанавливают общины, исходя из нормативной денежной оценки земли, то он может составлять до 300 гривен за гектар. Доходы от продажи сельскохозяйственной продукции декларируют те единоличники, кто выращивает ее на собственных земельных участках площадью более 2 гектаров. И только тогда возникает необходимость оплатить 18 процентов налога с этого дохода», — говорится в статье.

Отмечается, что большой агробизнес забрасывает единоличникам, что они злоупотребляют возможностью не отчитываться о доходах.

В частности, документ поддерживает исполнительный директор «ИМК» — одного из крупнейших агрохолдингов Украины — Алекс Лисситса.

«Все должны платить налоги. А у нас 30 процентов земли обрабатывается «по-черному», неофициально», — сказал он.

«Одна из основных форм наполнения бюджета ОТГ — земля сельскохозяйственного назначения. Поэтому нужно вводить специальный налог на землю для того, чтобы этот налог оставался в сельской местности и опять же работал на местную общину», — считает Лисситса. Проект № 3131, по его словам, и предусматривает минимальный налог за гектар земли — независимо от того, сколько заработал единоличник.

В то же время экономист Киевской школы экономики Олег Нивьевский считает законопроект № 3131 опасным.

«Это просто land grab, как по-английски называется феномен силового вытеснения мелких фермеров с их земли крупными агрокомпаниями. Таким образом будут просто «отжимать» землю у единоличников», — отмечает эксперт. Он прогнозирует, что селян заставят избавляться от земли, содержать которую многим станет невыгодно.

Нивьевский также не согласен с обвинениями в адрес единоличников в нечестной конкуренции. Ведь и крупные предприятия, по его словам, платят минимум налогов благодаря упрощенной четвертой группе налогообложения.

Эксперты отмечают, что формально новый налог распространяется на всех, но агрофирмы и холдинги платить его фактически не будут.

Они объясняют это тем, что совокупные налоги, которые платят юрлица, включая НДС, обычно составляют более 1500 грн в пересчете с гектара и, согласно законопроекту №3131 им ничего дополнительно платить не придется.

Напомним:

31 марта Верховная Рада приняла закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. За это решение проголосовали 259 народных депутатов.

Согласно статьям 269, 270 Налогового кодекса плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании.

Пунктом 286.5 ст. 286 этого Кодекса установлено, что начисление физическим лицам сумм земельного налога проводится контролирующими органами, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 этого Кодекса.

Налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения (п. 287.5 ст. 287 Налогового кодекса).

Вместе с тем согласно пп. 281.1.4 п. 281.1 ст. 281 этого Кодекса от уплаты земельного налога освобождаются ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551.

Ветеранами войны являются лица, принимавшие участие в защите Родины или в боевых действиях на территории других государств. К ветеранам войны относятся участники боевых действий, инвалиды войны, участники войны (ст. 4 Закона № 3551).

Законом № 1233, вступившим в силу 22.05.2014 г., расширен круг лиц, относящихся к участникам боевых действий.

Так, участниками боевых действий согласно п. 19 ст. 6 Закона № 3551 признаются военнослужащие (резервисты, военнообязанные) и работники Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Государственной пограничной службы Украины, лица рядового, начальствующего состава, военнослужащие, работники Министерства внутренних дел Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований, защищавшие независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимавшие непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно в районах антитеррористической операции, а также работники предприятий, учреждений, организаций, которые привлекались и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции в районах ее проведения в порядке, установленном законодательством.

То есть лица, которые в соответствии с нормами Закона № 3551 признаны участниками боевых действий, освобождаются от уплаты земельного налога. При этом освобождение от уплаты земельного налога, предусмотренное для такой категории физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, установленных п. 281.2 ст. 281 Налогового кодекса:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

Кроме того, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по уплате земельного налога, уплачиваемого на соответствующей территории: частичное освобождение на определенный срок, уменьшение суммы земельного налога только за счет денежных средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты (п. 284.1 ст. 284 Налогового кодекса).

Что касается арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, то ее размер устанавливается в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором. При этом нормами Налогового кодекса не предусмотрено уменьшение размера арендной платы.

Вместе с тем согласно ст. 32 этого Кодекса срок уплаты налога может быть изменен путем перенесения установленного налоговым законодательством срока уплаты налога или его части на более поздний срок. Общие принципы рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщиков предусмотрены ст. 100 Налогового кодекса.

Перечень обстоятельств, являющихся основаниями для отсрочки денежных обязательств (налогового долга), и подтверждающих эти обстоятельства документов приведен в постановлении № 1235.

Налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств), может быть списан как безнадежный согласно ст. 101 Налогового кодекса. Порядок списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков утвержден приказом № 577.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *