Как выйти из учредителей АНО

Каким образом можно выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования и сняться с должности генерального директора?

19 июля 2018

Прежде всего отметим, что автономная некоммерческая организация (далее также — АНО) представляет собой созданную на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц унитарную некоммерческую организацию, не имеющую членства (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)). При этом учредители АНО не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, и не отвечают по ее обязательствам, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (п. 3 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Закона N 7-ФЗ).
Возможность гражданина или юридического лица в любое время выйти из состава учредителей АНО напрямую предусмотрена п. 6 ст. 123.24 ГК РФ и п.п. 3-4 ст. 15 Закона N 7-ФЗ. При этом получения согласия других участников АНО в этом случае не требуется. Определенные ограничения установлены лишь для тех случаев, когда выходящий учредитель АНО является последним или единственным: до направления сведений о своем выходе он обязан передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом АНО.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона N 7-ФЗ и п. 2.2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для выхода из состава учредителей АНО лицо должно направить в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Такое заявление составляется по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, и по смыслу ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ подается в территориальный орган ФНС по месту регистрации АНО (смотрите также разъяснения Министерства юстиции РФ от 08.12.2016 (с текстом данного разъяснения Вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке на адрес в сети Интернет http://www.gestion.ru/images/minust.pdf)). Одновременно с подачей указанного заявления лицо, выходящее из состава учредителей АНО, должно направить уведомление об этом самому АНО (п. 3 ст. 15 Закона N 7-ФЗ).
Выход лица из состава учредителей АНО считается состоявшимся с момента исключения сведений о таком лице как об учредителе из ЕГРЮЛ.
Отметим, однако, что указанный выше порядок выхода из состава учредителей АНО применяется только в том случае, если сведения об учредителях такой организации содержатся в ЕГРЮЛ. В противном случае выход должен осуществляться в порядке, установленном уставом АНО (смотрите письмо Министерства юстиции РФ от 24.03.2016 N 11/32870-СГ).
Что же касается ухода лица с поста генерального директора АНО, то необходимо иметь в виду, что ни ГК РФ, ни Закон N 7-ФЗ не регламентируют порядок прекращения полномочий указанного органа, в том числе и по волеизъявлению лица, избранного на данную должность учредителями. В связи с этим в данном случае следует руководствоваться положениями устава АНО.
Тем не менее, следует учитывать также и то, что генеральный директор АНО как ее единоличный исполнительный орган (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ) является в то же время и работником указанной организации (часть шестая ст. 11 и ст. 273 ТК РФ). В свою очередь, из части первой ст. 278 ТК РФ следует, что трудовой договор с работником, занимающим должность руководителя организации, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК РФ. А одним из таких оснований в силу п. 3 части первой ст. 77 и ст. 80 ТК РФ является волеизъявление работника на прекращение трудовых отношений. При этом в соответствии с частью первой ст. 80 ТК РФ о своем желании работник должен предупредить работодателя не позднее чем за две недели до предполагаемого дня расторжения трудового договора. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу (часть пятая ст. 80 ТК РФ). Препятствовать такому увольнению работодатель не вправе.
Таким образом, приведенные нормы указывают на то, что полномочия генерального директора АНО в любом случае считаются прекращенными в случае подачи им учредителям общества заявления об увольнении по собственному желанию и по истечении двухнедельного срока с даты подачи, если более ранняя дата прекращения трудового договора не была согласована генеральным директором и учредителями (часть вторая ст. 80 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Учреждение – некоммерческая организация

ГК РФ, ст. 120 – «…Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично…»

Учреждение, как форма некоммерческой организации отличается от других форм организаций тремя чертами:

  1. Учреждение финансируется собственником, т.е. учредителем

  2. Учреждение не ставит основной целью извлечение прибыли

  3. Предпринимательской деятельностью учреждение может заниматься лишь в связи с необходимостью реализации его уставных целей

Основные характерные черты образовательного учреждения:

  1. Юридическое лицо, со всеми правами и обязанностями

  2. Некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность

  3. Имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса, находится в образовательном учреждении на правах оперативного управления, т.е. предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом распоряжаться им

  4. Право ОУ заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с образовательным процессом, и использовать для этого переданное ему имущество

  5. Право собственности ОУ на доходы от предпринимательской деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами

Учебный план – это нормативный документ, включающий:

1) структуру и продолжительность учебных четвертей, учебного года и каникул;

2) перечень изучаемых предметов;

3) распределение перечня предметов по годам обучения;

4) деление предметов на обязательные и факультативные;

5) недельное и годовое распределение времени на изучение учебных дисциплин в каждом классе.

В соответствии с Законом об образовании управление государст­венными и муниципальными учреждениями осуществляется на прин­ципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагоги­ческий совет и др. Порядок выборов этих органов, и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Непосредственное управление указанным образовательным уч­реждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят сове­том по контракту; избран коллективом образовательного учрежде­ния, и т.д.

Полномочия совета и руководителя образовательного учрежде­ния разграничиваются в его уставе.

13 Вопрос(Образовательные учреждения,ихтипы,виды.Учредители образовательных учреждений)

Образовательное учреждение – это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ. Официальное определение образовательного учреждения сформулировано в ст. 12 Законе РФ «Об образовании».

Вид того или иного образовательного учреждения определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

• отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

• отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

• общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В настоящее время существует три основных вида образовательных учреждений:

• государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

• муниципальные;

• негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

Типы образовательных учреждений

Тип образовательного учреждения определяется в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ.

• дошкольные;

• общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

• начального профессионального образования;

• среднего профессионального образования;

• высшего профессионального образования;

• послевузовского профессионального образования;

• дополнительного образования взрослых;

• дополнительного образования детей;

• для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

• специальные (коррекционные) (для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии);

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

14 вопрос(Управление общеобразовательной средней школой)

Управление Школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ, законом «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Уставом Школы на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, охраны жизни и здоровья человека.

Управление Школой носит демократический государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Школы являются: Совет Школы, Попечительский совет, общее собрание (конференция), педагогический совет, методический совет, школьное родительское собрание, родительский комитет, высшим органом ученического самоуправления в Школе является общее собрание обучающихся 5-11 классов, проводимое по мере необходимости, но не реже одного раза в год, высшим органом ученического самоуправления в Школе в период между ученическими общешкольными собраниями является Совет старшеклассников и другие формы.

Прошу дать оценку положениям устава и решения учредителя (не завернут ли такое при регистрации). Пролопатил инфу об АНО и написал такие выкладки в Уставе (с целью уменьшения количества лиц, привлекаемых к бюрократии управления):
4. Управление организацией
4.1. Руководство Организацией осуществляет Правление, являющееся высшим органом управления, которое после государственной регистрации Организации первоначально формируется Учредителем в составе не менее трех членов. Срок полномочий Правления – 5 (пять) лет. В дальнейшем Правление формируется самостоятельно в количестве не менее трех членов путем включения в свой состав (исключения из своего состава) членов Правления.
Каждый член Правления может быть исключен из состава Правления (на основании личного заявления или решения Правления или решения Учредителя) или назначен на новый срок.
4.2. Председатель Правления избирается (досрочно освобождается от должности) Правлением из числа членов Правления по представлению Учредителя и возглавляет заседания Правления, которые проводятся не реже 1 раза в год.
4.6. Директор – единоличный исполнительный орган Организации. Директор назначается Учредителем при создании сроком на десять лет. После окончания срока полномочий Директора он избирается на заседании Правления (по представлению Учредителя) из числа членов Правления сроком на десять лет. Трудовой договор с Директором заключает Учредитель (после государственной регистрации Организации), Председатель Правления (после окончания полномочий назначенного Директора при создании). Директор подотчетен Правлению.
Директор может быть досрочно освобожден от должности на основании личного заявления либо в случаях нарушения настоящего Устава, либо на основании решения Учредителя.
4.9. Заместитель Директора исполняет обязанности Директора во время его командировки, отпуска, болезни или в других случаях невозможности исполнения своих обязанностей. Заместитель Директора назначается на должность приказом Директора.
4.10. По решению Правления в Организации может быть создан Наблюдательный совет и назначен Ревизор. Основная функция Наблюдательного совета — обеспечение соблюдения Организацией целей, для достижения которых она создана. Порядок формирования Наблюдательного совета, его функции и задачи определяются на основании решения Правления Организации при создании Наблюдательного совета. Ревизор осуществляет контроль за финансовой деятельностью Организации, правильностью расходования его средств, выполнением положений Устава и решений органов управления Организации. Порядок назначения Ревизора, его функции и задачи определяются на основании решения Правления Организации.
В Решении учредителя о создании написал такое (с целью отсрочить вопрос о формировании Правления):
4. Установить срок на формирование высшего органа управления АНО … — Правления до 31.03.2014г.
5. В срок до 31.03.2014г. внести в любом размере добровольный имущественный взнос Учредителя при открытии в банке расчетного счета АНО … после государственной регистрации АНО …
Также в ГУ МЮ смутили пояснения по адресу (при регистарции в жилом помещении). Нужна выписка с домовой книги, лицевой счет, согласие жильцов и пр.
Я же составил гарантийное письмо как собственник, приложил копию свидетельства о праве.
Завернут ли по этому основанию?
Всем заранее спасибо! Читаю форум, нахожу ответы, формы. Скоро начну нещадно нажимать благодарности)))

До недавнего времени некоммерческие организации не имели законодательно закреплённой возможности выхода учредителей и входа новых учредителей. Смена учредителей фонда, корпорации, автономной некоммерческой организации появилась, в её практическом применении лишь с начала 2017 года. Не смотря на то, что в Федеральный закон № 7-ФЗ «о некоммерческих организациях» были внесены изменения, а именно статья 15 была дополнена пунктами 3 и 4, регулирующими порядок выхода учредителей и входа новых, смена учредителей Фонда, Корпорации и АНО не производилась до внесения соответствующих поправок. Но не смотря на существующие нормы права, регистрирующий орган на протяжении длительного времени не осуществлял подобных правовых процедур.

Регистрирующий орган приостанавливал или отказывал в регистрации изменений ссылаясь на то, что смена учредителей Фонда или смена учредителей АНО невозможна, ввиду отсутствия правил проведения изменений. Такие действия являются прямым нарушением федерального законодательства, а происходили они по тому, что не была разработана ведомственная схема (инструкция) по проведению подобных изменений.

Смена учредителей фонда через суд

Исходя из отказа регистрирующего органа, организация вправе обратиться за защитой интересов в суд, что приведёт к безоговорочной победе, но при этом судопроизводство требует времени и сил, не только на изложение позиции в зале суда, но и на составление искового заявления, жалобы для подачи в суд и начала судебного производства.

Мы предлагаем Вам решение, подкреплённое практикой. Смена учредителей Фонда или смена учредителей АНО возможно осуществить гораздо быстрее и без судебных тяжб. При этом не стоит вестись на предоставляемые разными организациями сроки в 5 или 7 дней. Документы будут находиться в Министерстве Юстиции РФ 14 дне, после чего они будут направлены в Федеральную налоговую службу для регистрации изменений в ЕГРЮЛ, а так же в Устав, если учредители зафиксированы в документе.

Как происходит смена учредителей фонда

  • Нам необходимо ознакомиться с Вашим уставом, который вы можете направить нам с помощью формы обратной связи расположенной чуть ниже.
  • После изучения устава и определения числа участников, которые хотят выйти из числа учредителей или войти в качестве новых учредителей, мы подготавливаем формы 13001 или 14001 и необходимые документы для подачи в Минюст города Москвы или Московской области.
  • После получения документов, мы доставляем весь комплект документации Вам на удобную станцию метро.
  • Стоимость регистрации смены учредителей Фонда, АНО, Корпорации – 14 000 рублей. Подача документов осуществляется в электронном виде при помощи ЭЦП. Для работы с Министерством юстиции необходим доступ к личному кабинету руководителя Фонда или АНО на портале Госуслуг, поскольку подача контейнера с подписанными документами осуществляется через портал Госуслуги. Мы можем осуществлять подобную подачу через Ваш компьютер по Вашему желанию.
  • Наша компания является агентом Удостоверяющего центра и имеем возможность оформить ЭЦП для ФНС РФ, передав информацию в УЦ. Стоимость ЭЦП уже включена в стоимость услуги и не вызовет дополнительных затрат.
  • Также мы предлагаем услугу по замене учредителей Фонда или АНО на третьих лиц, с целью прекращения работы Фонда или АНО, без необходимости ликвидировать некоммерческие организации. Стоимость подобной услуги составляет 62 000 рублей.

Подробную информацию Вы можете узнать заполнив форму обратной связи или воспользовавшись чатом в нижнем углу экрана:

Работа с Министерством юстиции города Москвы и Московской области отличается от подачи документов в ФНС РФ и включает ряд дополнительных требований. Смена учредителей фонда или смена учредителей АНО стали доступны, как полноценное изменение, вносимое в сведения о юридическом лице и его осуществление является обязанностью регистрирующего органа в соответствии с федеральным законодательством.

Смена учредителей фонда или АНО с выходом бывших участников

Выход участников осуществляется на основании самостоятельного заявления подаваемого в фонд или ФНО. При этом в Федеральную налоговую службу выходящий участник должен подать заявление по форме Р14001 самостоятельно, а не от имени организации. Заявление направляется в Управление Федеральной налоговой службы по Москве или Московской области. При этом подача через ЭЦП не возможна и формы необходимо заверить у нотариуса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *