Как учитывать скидку в 1С

Термины «ретро-бонус» или «ретро-скидка» появились в деловом лексиконе сравнительно недавно. Кто и когда их впервые употребил и что хотел ими выразить? Это будет непросто вспомнить, но важно другое – за непродолжительный срок они успели занять важное место не только в торговле, но и в бухгалтерском учете.

Названные нами термины имеют много аналогий: «ретроспективная скидка», «ретроспективный бонус», «рибейт» (больше присущ для мировой практики), «экстра-премия» и др. в сути своей обозначают некое «поощрение», которое исходит со стороны продавца в рамках заключенной сделки. Недобрые на язык предпочитают называть ретро-бонусы «узаконенными откатами».

Согласитесь, звучит, криминально. И все же с таким «криминалом» мы сталкиваемся повсеместно. Все мы прекрасно знаем об акциях магазинов, которые мы посещаем, поставщиков, у которых закупаем товар, на подобие «1+1=3» или же «купи автомобиль и получи комплект зимней резины в подарок». Для нас это стало настолько обыденным, что любую покупку без этого мы считаем какой-то неполноценной. Фактически, мы давно привыкли к ретро-бонусам.

Невзирая на то, что термины уже существуют, и они широко применяются на практике, Налоговое законодательство ни коем образом их не классифицирует. С точки зрения НК РФ, все вышеперечисленное может быть объяснено только «премией», которую выплачивает продавец покупателю в качестве поощрения работы с ним или сам факт соблюдения определенных пунктов контракта.

К примеру, покупка двух, а не одной пиццы – есть определенное условие, при котором покупатель получит от продавца подарок в виде третьей пиццы, что является своего рода «премией». Звучит на первый взгляд нелепо и все же Налоговые органы оперируют именно этой логикой, когда дают оценку хозяйственной деятельности фирмы. Собственно говоря, учет ретроспективных бонусов и скидок опирается именно на такое понимание вещей.

Чтобы двигаться дальше, отделим понятия «бонус» и «скидка». Это позволит нам в дальнейшем употребить наиболее оптимальные проводки:

  • Ретроспективная скидка – условие договора поставки, которое влияет на изменение цены;

  • Ретроспективный бонус – дополнительный товар или услуга, которую получит клиент при заключении договора, оплаты счета, выполнении определенных условий в рамках договора.

Как отразить покупателю ретро-скидки и ретро-бонусы?

Выпишем некоторые наиболее распространенные случаи. Начнем с ретро-скидок:

Если на дату предоставления скидок товары не были реализованы, стоимость полученных товаров уменьшается проводкой:

  • Д41 (15) К60

Независимо от того, были товары реализованы или нет, скорректируйте сумму входного НДС:

  • Д 19 К 60

Если товары, по которым предоставлены скидки, были реализованы в текущем календарном году, в бухучете сделайте следующие записи:

  • Д 90-2 К 41 (15)

Вне зависимости от того, были товары реализованы или нет, скорректируйте сумму входного НДС:

  • Д 19 К 60

Если товары были реализованы в предыдущем году, то их стоимость не корректируется. В бухучете отражается прибыль прошлого отчетного периода, выявленная в текущем году:

  • Д 60 К 91-1

Если скидка на выполненные работы (оказанные услуги) предоставлена в текущем году, то в бухучете уменьшение их стоимости отразите проводкой:

  • Д 20 (25, 26, 44, 91) К 60

Далее рассмотрим варианты проводок ретро-бонусов

Используйте проводки:

  • Д 41 (15, 20, 25, 26, 44, 91) К 60 (если отражена стоимость поступившей в счет возникшей переплаты);

  • Д 19 К 60 (если учтен НДС по оприходованному бонусному товару);

  • Д 76 К 68 (если восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса);

  • Д 68 К 19 (если принят к вычету НДС по оприходованным бонусным товарам).

Здесь также возьмем за основу самые популярные ситуации, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам продавца:

  • Д 62 (50) К 90-1 (если отражена выручка от реализации с учетом скидки);

  • Д 90-3 К 68 (если начислен НДС с фактической суммы реализации – для ОСНО);

  • Д 51 62 (когда получена оплата от покупателя с учетом скидки);

  • Д 62 К 90-1 (если отражена выручка от реализации партии товара в рамках скидки);

  • Д 90-2 К 62 (сумма предоставленной покупателю скидки отнесена на себестоимость (без учета НДС));

  • Д 90-2 К 41 (списана себестоимость бонусного товара).

Ретро-бонусы продавец учитывает следующими проводками:

  • Д 62 К 62 (если сумма восстановленной задолженности признана полученным авансом в счет будущей бонусной поставки);

  • Д 76 К 68 (если начислен НДС с суммы предоплаты, то есть восстановленной задолженности);

  • Д 68 К 76 (когда принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты);

  • Д 62 К 90-1 (когда отражена выручка от реализации бонусного);

  • Д 90-3 К 68 (начислен НДС с выручки от реализации бонусного);

  • Д 90-2 К 41 (20) (когда списана себестоимость реализованного бонусного товара;

  • Д 68 К 76 (если принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса)

Как отразить продавцу ретро-скидки и ретро-бонусы?

Для учета ретро-скидок используйте:

  • Д 62 (50) К 90-1 (если отражена выручка от реализации с учетом скидки);

  • Д 90-3 К 68 (если начислен НДС с фактической суммы реализации – для ОСНО);

  • Д 51 62 (когда получена оплата от покупателя с учетом скидки);

  • Д 62 К 90-1 (если отражена выручка от реализации партии товара в рамках скидки);

  • Д 90-2 К 62 (сумма предоставленной покупателю скидки отнесена на себестоимость (без учета НДС));

  • Д 90-2 К 41 (списана себестоимость бонусного товара).

Ретро-бонусы продавец учитывает следующими проводками:

  • Д 62 К 62 (если сумма восстановленной задолженности признана полученным авансом в счет будущей бонусной поставки);

  • Д 76 К 68 (если начислен НДС с суммы предоплаты, то есть восстановленной задолженности);

  • Д 68 К 76 (когда принят к вычету НДС, начисленный с предоплаты);

  • Д 62 К 90-1 (когда отражена выручка от реализации бонусного);

  • Д 90-3 К 68 (начислен НДС с выручки от реализации бонусного);

  • Д 90-2 К 41 (20) (когда списана себестоимость реализованного бонусного товара;

Как мы видим, для того, чтобы корректно отразить ретроспективные скидки и бонусы продавцу и покупателю будет необходимо использовать достаточно стандартные проводки, известные любому бухгалтеру. На помощь каждому работнику бухгалтерии в случае, если потребуется провести ретро-скидки и ретро-бонусы, могут прийти справочно-правовые системы, комментарии экспертов, да и просто опыт коллег, столь необходимый даже для Профессионала с большой буквы.

Подведём итоги

Напоследок хотим заметить, что сам факт того, что Налоговое законодательство еще не разделило между собой известные нам понятия до сих пор, говорит только о возможных разночтениях в бухгалтерской практике с точки зрения юридических лиц и проверяющих органов. Однако, это не должно случиться до той поры, пока ретро-скидкам и ретро-бонусам наш Законодатель не даст четкие и ясные пояснения, закрепленный в НК РФ.

Как только это произойдет, можно будет в скором времени ожидать коррекции их отражения в бухучете. Недаром говорят, что пока предмету не дали названия – он существует сам по себе, а как только он получает имя – он теряет свою суть. Лирика.… Но с долей правды. Пока работаем так – ФНС все устраивает.

Скидки и наценки в 1С

22 мая 2017

Скидки и наценки в 1С

Программа «1С: Управление торговым предприятием» имеет удобный функционал для предоставления скидок и наценок для клиентов.

В случае использования скидок необходимо предварительно «включить» такую возможность в учетной политике предприятия (меню Сервис – Настройка учета – Учетная политика (управленческий учет) – Скидки).

При большом объеме продаж или сложной системе скидок для большого числа клиентов удобнее пользоваться механизмом автоматических скидок. Автоматические скидки устанавливаются отдельным документом (меню Документы – Ценообразование – Установка скидок номенклатуры), это позволяет отслеживать историю назначения скидок и ответственных сотрудников.

Документ имеет три вида операций для различных способов использования скидок:

По номенклатуре – скидки присваиваются непосредственно номенклатуре, всей или по заданному списку.

По ценовым группам – позволяет присвоить скидки укрупненным ценовым группам.

Натуральные скидки – позволяет назначать бонусы в виде номенклатуры при покупке определенного набора (например, для акций «1+1=3» и т.п.).

Выбор операции определяет набор условий и параметров, которые нужно указать в документе. Рассмотрим операцию «По номенклатуре».

Скидка с … по … — период действия скидки, таким образом удобно заранее планировать скидки и распродажи, создавая документ ещё до начала действия скидки.

Условие – необходимо указать, в каком случае клиентам предоставляется скидка. Например, если организация занимается розничными продажами и использует накопительную систему скидок, то назначается условие По дисконтной карте (позволяет присваивать скидки VIP-клиентам) или По виду дисконтных карт (в случае ведения большого количества именных или номерных карт их удобно группировать по виду и назначать общие условия скидок). В случае скидок при оптовых продажах свыше определенной суммы – Сумма документа продажи превысила.; при скидке на определенное количество товара – Количество одного товара превысило, и т.д.

В зависимости от выбранного условия далее необходимо назначить «Значение условия»: сумму документа, количество товара, выбрать дисконтную карту или вид карт.

Валюта – определяет валюту, в которой указаны суммовые ограничения скидок.

Тип скидки – предусмотрена возможность предварительно создавать типы скидок, с заранее определенными настройками. Ведение типов скидок позволит сократить время на создание документа установки скидок, так как эти параметры перенесутся в документ по умолчанию. В дальнейшем по типам скидок удобно формировать отчетность о предоставленных скидках, например, для определения самых успешных акций.

Для всей номенклатуры – при установке этого флага скидка будет действовать на весь товар согласно условиям. При неактивном флаге доступна закладка Товары, с возможностью добавления номенклатуры вручную, а также заполнения списка по группе, ценовой группе, поставщику. На разную номенклатуру можно установить индивидуальное значение % скидки, качества (например, при продаже второсортного товара со скидкой), а также ограничение скидки определенной суммой.

Для всех получателей – при установке этого флага скидка будет действовать для всех клиентов согласно условиям. При неактивном флаге доступна закладка Получатели скидки (Контрагенты), с возможностью указать скидки для определенных контрагентов и их договоров.

По дням недели – при неактивном флаге скидка действует на весь выбранный период. Однако с его помощью можно устанавливать определенные дни недели и даже время действия скидки. Такой механизм удобен для настройки еженедельных распродаж, скидочных часов.

После проведения документа, назначенные скидки будут отображаться в документах продажи в соответствующем периоде, согласно выбранным условиям, в виде автоматической скидки. Параметры скидок в документе продажи можно посмотреть на вкладке «Автоматические скидки».

Кроме автоматических скидок, в самом документе продажи можно устанавливать ручные скидки с помощью кнопки «Изменить» и далее «Установить скидку», а также в самой табличной части документов в колонке «%Руч.ск.».

Для отмены скидок ранее окончания срока их действия или если при назначении скидки не указывалась дата окончания, нужно воспользоваться документом отмены скидок (меню Документы – Ценообразование – Отмена скидок номенклатуры). В документе необходимо выбрать тот документ установки скидок, действие которого нужно отменить (в том числе можно выбрать сразу несколько документов установки).

Также предусмотрена возможность фиксировать автоматические наценки на номенклатуру по ценовым или номенклатурным группам (меню Документы – Ценообразование – Установка наценок по условиям продаж). Условия устанавливаются в справочнике условия продаж (меню Справочники – Номенклатура – Условия продаж). Этот способ удобен в случае оптовых продаж при расчете цены реализации от закупочных цен на товарные группы.

Чтобы такая наценка действовала в документе продажи, по кнопке «Цены и валюты» нужно выбрать «Условие продажи» и перезаполнить цены. После этого цена на товары в документе отобразится уже с учетом наценки.

Чтобы условие подставлялось автоматически, его можно выбрать в «Настройке пользователя» как условие по умолчанию, таким образом у каждого менеджера по продажам может быть установлено свое условие продаж по умолчанию.

После продажи данные о скидках можно проанализировать с помощью отчетов о продажах и предоставленных скидках (меню Отчеты – Ценообразование – Предоставленные скидки; Отчеты – Продажи – Анализ продаж – Продажи; Отчеты – Продажи – Анализ продаж – Предоставленные скидки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *