Как торговать на экспорт

Содержание

Древесина и лесоматериалы из России уверенно занимают лидирующие позиции среди экспортируемых товаров. На протяжении многих столетий российские лесоматериалы являются визитной карточкой товаров из России, общий фонд лесных ресурсов России составляет 83 миллиарда м³. В среднем в России добывается почти 22 миллиона м³ лесоматериалов в год. Экспорт необработанных лесоматериалов составляет почти 20 миллионов м³, экспорт обработанных лесоматериалов примерно 12 тысяч тонн. Это значит, что практически все, добытые в России лесоматериалы, уходят на экспорт.

Крупнейшими импортерами российского леса являются страны Евросоюза: Финляндия, Германия, Великобритания, Италия, Швеция и Дания.

Номенклатура древесной продукции и лесоматериалов

Продукция на европейском рынке из российского дерева – это топливная древесина: древесная щепа, древесные пеллеты, древесные брикеты и древесный уголь и дрова; необработанная древесина и грубо окантованная древесина, доски, шпалы, а также древесина для облицовки: фанера, струганные сухие доски, стружечные плиты, древесно-волокнистые плиты, прессованная древесина, а также готовые изделия из дерева: кухонная утварь, ящики, бочки, деревянные шкатулки, украшения, строительная древесина, рамы, инструменты, деревянные полы, садовые домики, погрузочные паллеты, паркетная доска.

Правила экспорта древесной продукции и лесоматериалов

В европейских странах большое внимание уделяется экологическому контролю и качеству продукции. С 3 марта 2013 г. вступили в силу новые правила, регулирующие ввоз лесной продукции в страны ЕС, направленные на противодействие торговле незаконно заготовленной древесиной.

К настоящему времени принято 11 терминологических стандартов по круглым лесоматериалам и пиломатериалам (EN 844-1 — EN 844-11), два стандарта по измерениям признаков и биологических повреждений лесоматериалов (EN 1310, EN 1311), стандарты по методам измерений размеров и объема пиломатериалов (EN 1309-1, EN 1312). Разрабатываются общеевропейские требования к методам измерения размеров и объема круглых лесоматериалов (EN 1309-2). Эти стандарты представляют собой основу торговли лесоматериалами в Европе.

Экспорт древесной продукции — один из наиболее трудоемких и сложных процессов в ВЭД России. Причины тому — сезонность, постоянно меняющиеся закупочные цены, трудности с подъездом к месту производства и условиями погрузки, сложными климатическими условиями и др.

К тому же существенно ужесточены правила оборота древесины в России. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», оборот древесины подлежит обязательному контролю в единой государственной системе учета.

Юридические лица, совершившие сделку с древесной продукцией, обязаны представить оператору единой государственной автоматизированной информационной системы декларацию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В декларации необходимо указывать информацию о собственниках древесины, сторонах сделок с древесиной, сведения об объеме древесины, о ее видовом и сортиментном составе, сведения о документах, на основании которых была осуществлена заготовка древесины, сведения о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина, а также сведения о месте складирования древесины.

Контролю экспорта круглого делового леса из России уделено пристальное внимание со стороны государства. Круглый лес внесен в перечень стратегически важных товаров и ресурсов и его незаконный вывоз карается уголовным кодексом наряду с вывозом оружия или наркотических средств в рамках ст. 26.1 УК РФ сроками до 12 лет лишения свободы.

Документы необходимые для экспорта древесины и лесоматериалов

  • Внешнеэкономический договор
  • Паспорт экспортной сделки
  • Инвойс
  • Спецификация
  • Фитосанитарный сертификат

Дополнительно могут потребоваться:

  • Письмо в таможню по месту отгрузки на разрешение вывоза и таможенного оформления лесоматериалов
  • Заявление в таможню на разрешение таможенного оформления по полученному откреплению
  • Полные характеристики древесины:

    • наименование и порода
    • вид обработки
    • сорт или группа сортов
    • номер документа в соответствии с которым определен сорт лесоматериалов
    • номинальные размеры, в мм. (длина, ширина, толщина) + предельные отклонения
    • номера документов о соответствии
  • Договор купли-продажи
  • Счет-фактура о покупке
  • Лесная декларация
  • Товарно-транспортные документы
  • Отгрузочная спецификация
  • Подтверждение оплаты за товар
  • Сертификат качества
  • Информация о цепочке покупки леса

Порядок ввоза и таможенного оформления древесной продукции в Европе

Для ввоза на территорию Европы для юридического лица необходимо провести ряд мероприятий:

  • прибыть на таможенный пункт для таможенной очистки
  • подать инвойс, упаковочный лист, спецификацию и фитосертификат
  • предоставить документы по качеству продукции
  • оплатить ввозную пошлину
  • оплатить ввозной НДС

Фитосанитарный сертификат

Фитосанитарный сертификат – это сертификат международного образца, который удостоверяет соответствие товаров фитосанитарным требованиям. Выдается фитосертификат при экспорте и свидетельствует о карантинном надзоре над товарами растительного происхождения. Фитосанитарный сертификат выдается на месте погрузки и предъявляется при пересечении государственной границы. Фитосанитарный сертификат выдается только на одну партию продукции, которая провозится на одном транспортном средстве.

Международная перевозка грузов с предъявлением фитосертификата определена нормами, принятыми международной конвенцией ФАО (Международная конвенция по карантину и защите растений в Продовольственной и сельскохозяйственной организаций Объединенных Наций (ФАО)» принятой в Риме 6 декабрь 1951 г.

Оформление фитосертификата в России определяется Решением N 318 от 18 июня 2010 г. «Перечень подкарантинной продукции и порядок осуществления фитосанитарного контроля» и является обязательной процедурой для транспортировки товаров через государственную границу.

Уполномочены выдавать фитосертификаты территориальные управления Россельхознадзора, а также аккредитованные для этого органы. Выдача фитосертификатов происходит в результате проверки проведенной на месте отгрузки и лесозаготовки.

Срок действия фитосертификата зависит от страны назначения. Для ЕС он составляет 14 дней. Во многих случаях необходимо оформлять импортное карантинное заключение.

Наши услуги

Специалисты нашей компании имеют 8-летний опыт экспорта древесной продукции из Россит и ее таможенного оформления. Мы предлагаем полный комплект услуг по оформлению необходимой документации, таможенному оформлению и логистике. Мы оказываем помощь при получении фитосертификатов и карантинных заключений и прочей разрешительной документации.

Мы готовы предоставить вам следующие услуги:

  • Консультации по вопросам экспорта древесной продукции
  • Переговоры с поставщиками и получателями
  • Составление внешнеторговых договоров и спецификаций
  • Оформление фитосертификатов и карантинных заключений
  • Таможенное оформление в Европе и России
  • Доставка в любую точку Европы

Наши преимущества

Индивидуальный подход к каждому клиенту, лояльность и ответственность – это основы нашей фирменной философии. Поэтому в нашей работе мы гарантируем:

  • Персональный подход к каждому заказу
  • Прозрачность всех процедур
  • Высокое качество обслуживания
  • Быстроту оформления документов
  • Оптимизацию Ваших финансовых затрат
  • Юридическую безупречность всех процедур

Мы нацелены на построение взаимовыгодных и долгосрочных деловых отношений с нашими клиентами и партнёрами, как в Германии, так и в России.

Мы всегда будем рады оказать вам профессиональную и квалифицированную помощь и предоставим подробную информацию по любому вопросу, связанному с импортом и таможенным оформлением древесины и лесоматериалов.

Свой бизнес: Международная торговля

Представление о том, что международная торговля доступна только крупным компаниям не совсем верно. Часто для владельцев малого бизнеса международная торговля представляет глобальную возможность.

Но прежде чем заняться торговлей на международном уровне необходимо провести обширное исследование. Первый этап- исследование на макроэкономическом уровне. Оно поможет вам немедленно исключить некоторые страны, и сэкономит ваше время. Необходимо изучить валовой национальный продукт страны, климат, торговую статистику, политическую структуру и стабильность, экономический климат и так далее.

Второй этап — целевое исследование. Вы должны идентифицировать рынки с наибольшим потенциалом для ваших товаров или услуг, определить конкурентов, какие модификации товара или услуг пригодны для данных рынков, стратегию входа на избранный рынок, и наиболее эффективный способ работы.

Внешняя торговля требует оценки тех же самых основных факторов, которые вы учитываете при планировании местного бизнеса. Разность в том, что вы должны провести больше исследований — из-за различий в культуре, языке, индивидуальных покупательных способностях и так далее. Различия в климате, личных доходах и стандартных моделях закупок, национальных традициях и религиозных предпочтениях — влияют на потребность в товарах и услугах. В результате вы можете найти относительно неиспользованный сегмент, который обеспечит успешное начало.

Маркетинговые исследования

Следующий шаг в исследовательском процессе — исследование маркетинговой среды. В ходе этого исследования, вы сможете решить, как продавать ваш товар.

Если вы планируете экспортировать товары, вы должны выяснить, как товары распределяются, типы и готовность средств перевозки, грузовые затраты, средства упаковки и складирования, доступность рекламных средств и рекламных носителей, средства стимулирования сбыта, паблисити и прочие средства продажи. Не забудьте проверить тарифы, квоты и нетарифные барьеры, а также возможные правительственные торговые ограничения. Обязательно ознакомьтесь с правовой системой данной страны, и прочими обстоятельствами, включающими договорное право, законы о торговых марках, патентное право, налогообложение, коммерческое право. Необходимо знать о валютных ограничениях и об ограничениях на иностранные инвестиции и условия работы иностранных компаний. Вы должны также оценить потенциал вашей компании в отношении расширения на указанной территории.

Эксперты рекомендуют, чтобы при оценке совместимости вашего товара с данным внешним рынком вы рассмотрели:

— товарные стандарты данной страны, такие как стандарты качества, безопасности и технические стандарты.
— технические спецификации вашего товара должны быть совместимы с товарами, изготовленными на местном рынке.
— цикл жизни данного товара — необходимо понять где ваш товар подходит к данному циклу; товар, который достиг уровня зрелости в россии, может обрести новую жизнь на внешнем рынке.
— цена: стоимость ведения международной торговли может заставить вас увеличить цену товара, для того чтобы реализовать прибыль — это может быть верным как для товаров так и для услуг.
— альтернативное использование: иностранные потребности могут быть отличны от внутренних, и могут потребовать изменения свойств вашего товара.

Прежде чем устремиться на внешний рынок, вы должны исследовать потенциальные возможности использования данного товара в данной стране, и оценить такие факторы как конкуренция и совместимые товарные линии, преимущества торговых марок, таможню, методы упаковки и маркетинга — все эти условия влияют на предпочтение покупателей.

Чтобы достичь успеха на международном рынке, вы должны планировать работу в международной торговле по крайней мере от 3 до 5 лет, а еще лучше — на более долгий срок.

Важный аспект – качество. Товары и услуги, которые вы предлагаете на международный рынок, должны быть по качеству сопоставимы с теми, которые вы предлагаете на внутренний рынок, потому что также как и российские клиенты, иностранные клиенты хотят получить надежные и качественные товары и услуги.

Другая проблема — персонал. В прошлом российские компании командировали своих собственных служащих за границу. Теперь ситуация изменилась. Российские предприниматели начали понимать, что местные сотрудники имеют преимущества: они знают культуру, традиции и нюансы внутреннего рынка, а также могут иметь выгодные деловые связи.

Экспорт или местное производство

Большинство компаний, торгующих на внешнем рынке, предпочитают экспорт. Это подразумевает меньший риск, требует меньших инвестиций и подразумевает меньшее влияние со стороны внешней политической и экономической среды.

Плюсы местного производства, с другой стороны, включают более низкие производственные затраты, такие как стоимость работы и материалов, упразднение таких барьеров как тарифы и квоты на импорт, а также налоговые скидки, финансовая помощь и правительственная защита.

Каналы экспортного распределения

Как только вы решили каким путем идти, встает следующий вопрос — метод распределения.

Вам доступны два канала: прямой и косвенный. При косвенном методе вы нанимаете иностранного представителя, который действует как ваш посредник. Это — компания или человек, ответственный за выполнение фактического экспорта. Таким образом вы не имеете непосредственных контактов с покупателем на внешнем рынке и не принимаете никакой ответственности за транспортировку товара на назначенный рынок.

Прямой метод требует, чтобы вы сами заботились о заграничных продажах, что означает что вы также ответственны за отгрузку товара. При использовании косвенного метода вы можете выбрать канал, т.е. компанию- партнера — экспортного брокера, компанию по управлению экспортом или торговую компанию.

Экспортные брокеры обычно располагаются внутри страны, и специализируются на определенном типе товаров. Поскольку они владеют товаром, они обычно управляют ценовой и маркетинговой стратегией. Они также принимают на себя кредитный риск.

Компании по управлению экспортом служат как экспортный отдел для нескольких производителей неконкурирующих товаров. Их услуги включают исследования внешнего рынка, выбор иностранных дистрибьютеров, показ ваших товаров на торговых выставках, заботу об отгрузке, подготовку и рекламу коммерческих материалов и консультации по вопросам заграничных патентов и требований торговых марок. Выбирая компанию-экспортера, вы должны учесть количество клиентов, которых обслуживает данная компания, и объем их продаж, тип клиента, репутацию и качество управления, ее финансовое состояние и степень покрытия мировых рынков.

Торговые компании объединяют некоторые качества брокеров и компаний-экспортеров. Торговые компании покупают товары, принимают товар на консигнацию, или работают как комиссионеры для покупателей. Торговые компании обычно платят наличными, и предоставляют кредит клиентам. Вы можете выбирать из большого количества европейских, корейских, японских и американских торговых компаний.

Прямая продажа на внешние рынки более трудна, и подразумевает либо прямую почтовую продажу, когда вы рассылаете каталоги, брошюры, или другие материалы иностранным розничным торговцам, или прямая продажа клиентам с помощью рекламы в журналах и различных изданиях, циркулирующих за границей, в местных СМИ или через интернет.

Другой путь – использовать иностранных представителей или дистрибьюторов. Они обычно работают на комиссионных, не принимают никакого риска или ответственности, и находятся под контрактом на определенный промежуток времени. Иностранный дистрибьютор покупает товар с существенной скидкой, назначает торговую марку, и затем продает товар. Торговый представитель, с другой стороны, не покупает товар, но размещает заказы.

Работа с дистрибьюторами или представителями имеет преимущества. Они часто обеспечивают вас начальными контактами, в которых вы более всего нуждаетесь, они уже установили деловые отношения с покупателями подобного товара, и они знают местный рынок.

Тестирование рынка

Независимо от предыдущих исследований, вы еще должны убедиться в том, что ваш товар будет принят за границей. И хотя ничто не может заменить фактическую продажу, есть несколько методов тестирования, которые позволят вам, если необходимо, модифицировать свой товар, его упаковку, или изменить цену перед переходом к широкой программе продаж.

Первый из этих методов — торговые представительства. Их — три типа.

Специализированные торговые представительства, которые соединяют вас с потенциальными покупателями, агентами и дистрибьюторами.

Семинары, которые включают одно или двухдневные технические презентации командой промышленных представителей, и сопровождаются назначениями и коммерческими действиями, подобными работе специализированных торговых представительств.

Организованные промышленностью, одобренные правительством торговые представительства, которые организуются торговыми ассоциациями, торговыми палатами и другими группами.

Второй метод пробной реализации — торговые ярмарки и выставки. Каждый год проводятся сотни общих и специализированных международных торговых ярмарок и выставок. Большинство из них открыты для любой компании в определенной отрасли промышленности. Фирмы-участники могут воспользоваться обширной помощью организаторов. В обмен они оплачивают оговоренную сумму, которая возмещает стоимость услуг, которыми они воспользовались.

Третий метод — выставки каталогов и показы видеокаталогов. Участие в выставке каталогов не подразумевает присутствия представителя вашей компании. Вы посылаете каталоги товаров, коммерческие брошюры, и любые другие материалы, которые представляются на выставках, проводимых в посольствах и консульствах. На выставках видеокаталогов посетители просматривают видеоиллюстрации товаров в процессе использования. Такие выставки — отличный метод продвижения оборудования и других товаров, которые дорого перемещать.

Ценообразование и продвижение

Следующий важный этап вашей стратегии — это ценообразование и разработка план продвижения на рынок.

При установлении цены за границей, необходимо учитывать следующие факторы: конкуренты, затраты, включающие производство, упаковку, перевозку и обработку, затраты на рекламу и продажу, объем спроса на ваш товар, и отношения спроса к цене; и максимальная цена, по которой рынок этот товар купит. Существует три способа назначения цены.

— Внутренняя оценка, использующая внутреннюю цену товара как основу, и добавление затрат на экспорт, включая упаковку, отгрузку и страхование.
— оценка предельных издержек — определение стоимости основной части, которая принимает во внимание затраты на производство и продажи на экспорт, и затем добавление расходов, для достижения желательной разницы между себестоимостью и продажной ценой.
— модификация стоимости, понижающая качество товара при использовании более дешевых материалов, упрощая товар или изменяя маркетинговую программу.

Если вы определили цену на товар или услугу, следующий шаг — продвижение. Для себя сначала стоить решить сможете ли позволить себе обширную рекламу, и сможет ли прибыль поддержать эффективную рекламную кампанию. Поскольку потребности и методы покупок у иностранных потребителей могут сильно отличаться от российских, люди знакомые с местной культурой могут оказать неоценимую помощь.

Можно обратиться за помощью в заграничное рекламное агентство. Оно поможет вам спланировать кампанию, поскольку доступные носители рекламы могут отличаться от российских. Например, в некоторых странах реклама по телевидению запрещена. При исследовании альтернатив, рассмотрите рекламу в виде уличной рекламы, эмблемы, графику на автобусах и трамваях — средство, достигающее широкой аудитории.

Не забывайте про упаковку товара, это очень важная рекламная среда. Она должна привлечь внимание покупателя, идентифицировать товар, и привлечь покупку. Кроме того, упаковка должна нести функцию защиты при транспортировке.

Транспортировка

Заграничная транспортировка подразумевает типы перевозки, требования по упаковке, документацию — все эти аспекты совершенно отличны от условий местного рынка.

Методы перемещения товара на внешний рынок относятся к трем категориям: морская, воздушная и наземная.

При выборе способа перемещения, вы должны рассмотреть характеристики товара — такие как размер и ценность, назначение, требуемая скорость доставки и стоимость. Вы также должны рассмотреть совместимость с другими элементами вашей дистрибутивной системы: упаковка, складирование, инвентаризация и обработка. Самый большой тоннаж обычно перемещается водным путем.

Ваш груз должен быть застрахован. Страхование морских грузов обеспечивается или покупателем или продавцом, согласно условиям продаж. Предприниматели все чаще и чаще выбирают воздушный транспорт — особенно изготовители высокотехнологичных изделий, экспортеры скоропортящихся продуктов и изготовители оборудования, заменяющих вышедшие из строя части.

Безотносительно к тому, какой способ перевозки вы изберете, вы должны убедиться в том, что товар хорошо упакован для защиты от опасных условий отгрузки. При планировании упаковки вы должны иметь в виду возможность аварий, груз, объем, влажность и другие климатические условия, возможность воровства и конкретные требования клиента. В порядке консультации поговорите с представителями морской страховой компании, или с экспедитором груза. Они лучше всего осведомлены относительно всех специальных требований, предъявляемых данной страной.

Последняя проблема — документация. Без упаковочных квитанций, транспортных накладных, экспортных объявлений и разрешений на экспорт ваш груз не пройдет таможню. Кроме того, многие страны требуют удостоверения о происхождении товаров, которое указывает, где товар был произведен. Эти документы облегчают таможенный досмотр и используются для установления льготного тарифа на ввозные пошлины.

Финансирование

Так же как и работа на внутреннем рынке, работа на международном рынке требует капитала. Вам потребуются фонды на инвентарь, дебиторские расчеты, и рекламную кампанию. Кроме того, если вы намерены открыть иностранное представительство, вам потребуется капитал для связанных с этим эксплуатационных расходов.

Большинство представителей малого бизнеса, работающих за границей, вынуждено обращаться за внешним финансированием.

Для начала вам необходимо выбрать банк. При выборе банка вы должны узнать, какие международные услуги он обеспечивает. При ведении торговли за границей очень полезны услуги типа краткосрочного и среднесрочного финансирования экспорта, международного кредита и коммерческой информации, коммерческие аккредитивы и услуги по работе с иностранной валютой. Кроме того многие банки проводят обзоры состояния рынка и предоставляют списки предполагаемых иностранных дистрибьюторов. Многие банки имеют собственные международные отделы или должностное лицо, ответственное за обработку международных сделок. Банки не занимающиеся внешней торговлей, обычно имеют корреспондентские отношения с более крупными банками. Если вы рассматриваете бизнес за границей, в банке могут предоставить неоценимую помощь.

Экспортный план

Заключительный этап вашей подготовки — стратегический экспортный план. Так же как и бизнес-план для внутреннего бизнеса, экспортный план очень важен для международного бизнеса.

Экспортный план включает подробное описание вашего рынка и товаров, целей и стратегии по достижению рынка, бюджет, организацию и персонал, и методы оценки работы. План должен включать кратко-, средне- и долго-срочные планы, временные ограничения и средства контроля работы. В плане должны быть выделены:

— страна в которой вы собираетесь работать
— стратегия выхода на рынок
— этапы работы и сроки окончания этапов.
— бюджет основанный на доступных фондах.

Под реэкспортом товаров понимается особый таможенный режим, по условиям которого все импортируемые товары вывозятся с территории принявшего их государства с целью продажи в других странах.

Иными словами реэкспорт — это вывоз из страны ранее ввезённых в неё товаров для перепродажи в другие страны. При этом товары могут реэкспортироваться как в неизменном виде, так и после незначительной обработки (например, переупаковки и сортировки), исключающей переработку.

Значение реэкспорта товаров

Процедура реэкспорта товаров позволяет частному бизнесу более эффективно осуществлять свою деятельность за счет создания более качественных механизмов купли/продажи. Закупка иностранных товаров по низким ценам, с целью их последующей перепродажи, способствует увеличению финансовой прибыли и расширению производства.

Когда используется режима реэкспорта

В работе компаний — участников международной торговли возникают обстоятельства, при которых к товару, приобретённому у иностранных продавцов, может быть применён режим реэкспорта.

Это чаще всего следующие случаи:

  • закупленный иностранный товар возвращается продавцу, поскольку имеет брак или не соответствует условиям заключённого договора;

  • в случае проведения трёхсторонних сделок, когда российская фирма перепродаёт иностранный товар торговым партнёрам из других стран по их просьбе

Предмет реэкспорта

Предметом реэкспорта могут являться нефть, природный газ, каучук, цветные металлы, шерсть, кожа, пищевые продукты. В настоящее время принято выделять несколько категорий товаров, которые могут попадать под процесс таможенного реэкспорта:

1. Товары иностранного производства, которые находятся на территории, подконтрольной Таможенному союзу.

2. Товары, предназначенные для внутреннего потребления, причиной возврата которых послужило нарушение условий внешнеэкономического договора. То есть это товары, находящиеся под таможенной процедурой выпуска, предназначенные для внутреннего потребления, но при условии, если их возвращают из-за несоответствия каким-либо характеристикам (форма, цвет, объем, качество и т. д.). Такая продукция попадает под экспорт при соблюдении следующих условий:

  • срок передачи товаров для прохождения процедуры реэкспорта не должен превышать один год. При этом обязательно учитывается дата передачи продукции для внутреннего потребления;

  • таможенный орган получил всю необходимую документацию, соответствующую всем стандартам существующего законодательства;

  • товары не были в употреблении и подвергались никакому ремонту в рамках своего нахождения на таможенной территории;

  • продукция может пройти таможенную идентификацию.

В перечень товаров, попадающих под реэкспорт, иногда может быть включена и другая продукция.

Ограничения режима реэкспорта

Процедура помещения товаров в режим реэкспорта имеет ряд ограничений, которые необходимо учитывать. Запрещается:

  • осуществлять реэкспорт товаров, если они пробыли на территории страны дольше года;

  • производить реэкспорт товаров, если они не имеют всей необходимой документации согласно требованиям Таможенного Кодекса таможенного союза;

  • выполнять реэкспорт товаров, если на территории таможенного союза производился ремонт товаров, подлежащих реэкспорту, либо они были использованы там;

  • делать реэкспорт товаров, если таможенному органу не удается произвести их идентификацию.

Виды реэкспорта

Различают реэкспорт с завозом в страну (прямой реэкспорт) и без завоза в страну (косвенный реэкспорт), когда закупленные за границей товары отправляются сразу в третьи страны.

То есть, при прямом реэкспорте реэкспортируемый товар должен быть доставлен в страну-резидента, а при косвенном реэкспорте реэкспортируемый товар можно сразу отправить на любую другую территорию, минуя страну-резидента.

Условия помещения товаров под реэкспорт

Процедура помещения любых видов импортированных товаров под реэкспорт предполагает соблюдений следующих обязательных условий:

  1. Все товары, предъявляемые для помещения под реэкспорт, обязаны иметь статус иностранных товаров.

  2. Обязательное предъявление специального разрешения, предоставляющего официальное право на реэкспорт конкретной группы товаров.

  3. Обязательное предоставление органам таможенного контроля тех контрактов, которые свидетельствуют о том, что имеющийся перечень товаров не содержит продукцию, запрещенную к реэкспорту. Владелец товаров должен представать два вида контрактов – контракты на ввоз и на вывоз товаров.

  4. Принятие декларантом всех обязательств, которые касаются обратного вывоза товара. Согласие декларанта подтверждается соответствующей распиской, которая составляется в присутствии специально приглашенного представителя таможни.

  5. Представление сотрудникам таможни гарантийного письма, в котором указывается перечень весь обязательств, связанных со своевременным и безопасным вывозом продукции, а в случае оставления товаров на хранение на складах, принадлежащих таможне, – расписки о согласии на уплату всех таможенных платежей, связанных с предоставлением этой услуги.

Документальное оформление режима реэкспорта

Для помещения товара в режим реэкспорта необходимы документы, содержащие следующие сведения:

  • об обстоятельствах ввоза товара на таможенную территорию таможенного союза;

  • о помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления;

  • о неисполнении условий внешнеэкономической сделки;

  • об использовании этих товаров.

Осуществить реэкспорт товара получится лишь при наличии таможенных деклараций на все товары. В данных бумагах обязательно требуются артикулы, либо номера, соответствующие товару. Только если они совпадут при сопоставлении на досмотре, будет выдано разрешение на реэкспорт товара.

Реэкспорт товара можно выполнить только при наличии следующих документов, а именно требуются:

  • договор, где указаны причины для ввоза товара на территорию Таможенного Союза. В данном документе требуется указать все условия возврата товаров;

  • инвойсы от отправителя и получателя;

  • электронные копии таможенной декларации;

  • акт приемки товаров, доставленных из-за границы;

  • претензия поставщику от получателя;

  • ответ поставщика, где тот соглашается принять обратно свой товар;

  • документация (информационное письмо от получателя), в которой подтверждается, что товары за время пребывания на территории страны не подвергались ремонту и эксплуатации, а также приводятся причины, по которым эти товары требуется поместить под процедуру реэкспорта.

Возврат таможенных платежей

Реэкспорт — это особый таможенный режим, отменяющий для получателя товара любые таможенные налоги и пошлины. Однако при его осуществлении все сборы взимаются в общем порядке: отдельно при импорте, экспорте или перемещении товара на склад таможни.

Когда вывоз партии, находящейся под действием режима реэкспорта, с территории РФ произошёл, оплаченные ранее суммы депозитов могут быть возвращены плательщику по письменному разрешению представителей таможенных органов. При перемещении товара из режимов переработки на таможенной территории или временного ввоза, возврат ранее уплаченных средств возможен при выполнении следующих требований:

  • реэкспорт производится не позднее чем через два года после ввоза объекта на территорию РФ;

  • товары, подлежащие вывозу, во время пребывания на территории РФ не являлись инструментом для получения прибыли.

Реэкспорт в России предусматривает, что возвращаемые депозиты не могут облагаться процентами или индексироваться.

ТрансВИП — Ваша компания по международным и внутренним перевозкам грузов

Расстояние – не проблема, если вы заказываете услугу транспортировки груза у нас. Компания ТрансВИП работает на рынке международных и внутренних перевозок с 1995 года. За эти годы мы сумели выстроить отлаженную систему логистики, установили деловые связи с зарубежными транспортными компаниями. То, что наши конкуренты называют эксклюзивными услугами, для нас обычные трудовые будни. Мы также не остаемся безучастными к вопросам документального оформления груза. Наши специалисты сами соберут все необходимые разрешительные документы и проведут таможенное оформление груза.

Внимание! Расчет стоимости грузоперевозки в течении двух часов!

Международные перевозки грузов и виды предоставляемых услуг:

Авиаперевозки грузов — для самых срочных заказов

Авиаперевозки – пожалуй, самый популярный вид услуг в контексте международной транспортировки груза. Но, спешим вас обрадовать: в настоящее время каждый наш клиент, как корпоративный, так и частный может заказать услугу авиаперевозки груза в пределах России!

Да, большие расходы на авиационное топливо, износ лайнеров, аренда, и прочие затраты не позволяют сделать стоимость данной услуги доступной всем без исключения, но мы делаем все возможное, чтобы авиаперевозки стали доступнее. Уже сейчас вы можете сэкономить благодаря сборной отправке! Растаможку груза в аэропорту Шереметьево, Домодедово, Внуково мы тоже берем на себя.

Международные автомобильные перевозки грузов — для самых бюджетных заказов

Автомобильные перевозки – оптимальный вариант, совмещающий скорость доставки и приемлемую стоимость услуги. Наличие собственного транспорта различной тоннажности позволяет нам без проблем осуществлять международные экспресс перевозки грузов самых разных физических характеристик: габариты, вес и т. д.

Железнодорожные международные и внутренние перевозки грузов — для самых объемных заказов

Железнодорожные перевозки — необходимый вид транспортных услуг, наличие которого дает нам преимущества в доставке груза в отдаленные российские регионы. Также железнодорожный транспорт идеален в случае, когда требуется международная перевозка товаров крупных объемов. Ярким примером является транспортировка рудных минералов, угля, леса.

Морские транспортные перевозки — для самых экономных заказов

Морские перевозки – выбор рационалистов, имеющих в запасе свободное время. Маршрут, проложенный сухогрузом по морю, нельзя назвать быстрым, но такой вид доставки позволяет сэкономить средства, запланированные на накладные расходы.

Мультимодальные перевозки — для любых расстояний и грузов

Отдельного внимания заслуживают смешанные грузоперевозки, необходимость в которых определяется не только лично клиентом, но и нашими специалистами из отдела логистики. Порой, чтобы сохранить баланс между сроками доставки и стоимостью, нам приходится использовать сразу несколько видов транспорта. Такой способ доставки неоднократно подтверждал свой статус «джокера в рукаве».

Таможенное оформление грузов — свобода от лишних затрат времени и бюджета

Проблемы с таможней и задержки, как вы понимаете, могут не лучшим образом сказаться на нашей репутации. Чтобы избежать этого, мы учредили специальную службу, занятую таможенным оформлением грузов. Теперь вам не нужно искать таможенного агента на стороне, переплачивая и теряя драгоценное время. Наш опыт в международных перевозках, связи с зарубежными партнерами, знания законодательства, позволяют стремительно реагировать на любые изменения в порядке прохождения таможенного контроля. Мы поможем собрать необходимые документы, и сделаем все возможное, чтобы ваш груз без задержек был доставлен и прошел контроль.

Аутсорсинг — полностью освобождает вас от забот по перевозкам грузов

Мы относимся к тому небольшому числу компаний, которые предоставляют услуги аутсорсинга. Что это такое? Это комплексное обслуживание внешнеэкономической деятельности нашими специалистами. Мы снимаем с ваших плеч все заботы, связанные с хранением, таможенным оформлением, доставкой и сопровождением груза. Иными словами вы получаете исполнение в формате «от двери к двери», от профессионалов логистических услуг. Данная услуга избавляет от необходимости нанимать на работу специалиста, занятого оформлением отправки груза за границу. Плюс, выбирая аутсорсинг, вы гарантировано страхуетесь от разного рода ошибок и недоработок.

Сертификация товара при перевозке

Сертификация – еще одно направление деятельности нашей компании в контексте импорт и экспорт товаров. Сертификация товаров, ввозимых на территорию государства, производится для подтверждения их качества, потребительских свойств, а также отсутствия вероятности нанесения вреда при использовании.

Благодаря собственному сертификационному центру, наши клиенты получают сертификаты на товар (или же отказные письма, в случае если товар не подлежит сертификации) в максимально сжатые сроки. Чтобы получить эту услугу, вам достаточно предоставить нашим специалистам документы, подтверждающие происхождение товара, на который требуется оформить сертификат.

Источник фото: из личного архива Татьяны Васильковской

Общественная организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» направила письмо № 07/01/2017 от 13.01.2017 премьер-министру Украины Гройсману Владимиру Борисовичу, первому вице-премьер-министру, министру экономического развития и торговли Украины Кубиву Степану Ивановичу, министру финансов Украины Данилюку Александру Александровичу, министру аграрной политики и продовольствия Украины Кутовому Тарасу Викторовичу, руководителю Офиса по продвижению экспорта Министерства экономического развития и торговли Украины (неправительственная организация) Каганяк Марьяне Михайловне.

Чем объясняется такое внимание общественного объединения к чиновникам?

В высоких кабинетах власти трудится рабочая группа по заготовке орехов, ягод, грибов и меда.

12 января 2017 года состоялось заседание этой рабочей группы, куда были приглашены Торгово-промышленная палата Украины, Всеукраинская общественная организация «Украинская ореховая ассоциация», Общественный союз «Ассоциация украинских производителей и экспортеров ореха грецкого, грибов и ягод», ассоциация «Укрсадпром», Украинский клуб аграрного бизнеса, Офис эффективного регулирования в соответствии с письмом Министерства финансов Украины от 26.12.2016 № 31-11310-12-6/36928. Среди приглашенных отсутствовали организации пчеловодов.

Мало того, в тексте указанного письма Министерства финансов Украины написано: «С целью выполнения поручения Кабинета министров Украины от 09.12.2016 № 45848/0/1-16 по привлечению профильных ассоциаций к разработке проектов актов по вопросам обеспечения уплаты налогов и сборов в бюджет при осуществлении операций по заготовке и экспорту орехов, ягод, грибов Минфином запланировано провести рабочую встречу органов власти и субъектов хозяйствования, заинтересованных в урегулировании поднятого вопроса». То есть Министерство финансов Украины не рассматривало «мед натуральный» как один из продуктов на планируемом мероприятии — заседании рабочей группы по заготовке орехов, ягод, грибов и меда.

На сайте Кабинета министров Украины, на сайте Министерства экономического развития и торговли Украины, на сайте Министерства финансов Украины, на сайте Министерства аграрной политики и продовольствия Украины мы не нашли информации о деятельности рабочей группы, которая называется «Рабочая группа по заготовке орехов, ягод, грибов и меда». На сайте Офиса по продвижению экспорта, кроме бланка «Регистрация компаний, заинтересованных в торговых миссиях», информации нет вообще.

Так что первое и вполне справедливое замечание: если существует рабочая группа по заготовке орехов, ягод, грибов и меда, то в ней должны быть представители (или представитель) общественной организации пчеловодов.

Наша организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» не получила информации о создании и деятельности рабочей группы по заготовке орехов, ягод, грибов и меда. Поэтому, соответственно, для нас были достаточно неожиданными «наработанные» 12 января 2017 года этой группой материалы, которые мы получили от Офиса по продвижению экспорта по электронной почте в виде пакета документов, в который вошли, в частности, проект Постановления Кабинета министров Украины «О подтверждении происхождения и уплаты налогов и сборов при экспорте орехов, грибов, ягод и меда» и проект Постановления Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы экспорта орехов, грибов, ягод и меда» с Приложением «Перечень товаров, экспорт которых подлежит лицензированию» и другие документы, сопроводительные — объяснительные записки, сравнительные таблицы и другие.

Как продукт «мед натуральный» попал в указанные проекты постановлений КМУ? Как могли чиновники «мед натуральный» обозначить как товар, экспорт которого подлежит лицензированию, без всякого обсуждения с пчеловодческими организациями Украины? То есть на заседание пчеловодов не зовут, а в результирующие документы этих заседаний — проекты постановлений Кабинета министров Украины — «мед натуральный» включают.

Мы всегда внимательно следим за проектами законов и постановлений, которые обсуждаются с гражданским обществом. Как могло случиться, что указанные проекты постановлений не были обговорены с обществом пчеловодов?

На сайте Кабинета министров Украины размещен проект Постановления Кабинета министров Украины «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2017 год», который находился на обсуждении с 21 ноября 2016 г. по 21 декабря 2016 г. и не получил ни одного предложения. Поэтому с 1 января действует Постановление Кабинета министров Украины от 28 декабря 2016 № 1009 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2017 год» с соответствующими приложениями 1, 2, 3, 4.

Действующим является также Постановление Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 г. № 1176 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2016 год» с соответствующими приложениями 1, 2, 3, 4, 5. В частности, в Приложении 5 к Постановлению Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 г. № 1176 представлен перечень товаров, экспорт которых подлежит лицензированию в 2016 году, в котором значится только одно наименование товара — антрацит (УКТВЭД 2701 11 00 00).

То есть в Постановлении Кабинета министров Украины от 28 декабря 2016 № 1009 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2017 год» отсутствует Приложение 5.

И мы увидели это Приложение 5 фактически трансформированным в проекте Постановления Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы экспорта орехов, грибов, ягод и меда», который наработала рабочая группа по заготовке орехов, ягод, грибов и меда, где указано: «Кабинет министров Украины постановляет: 1. Приложение № 5 к Постановлению Кабинета министров Украины от 30 декабря 2015 г. № 1176 «Об утверждении перечней товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, и квот на 2016 год» (Урядовий кур’єр, 2016, 01, 07.01.2016. № 3) изложить в новой редакции, которая прилагается». Поэтому в новой редакции перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию в 2017 году, уже не содержит один товар — антрацит. Он содержит мед натуральный, грибы (лисички, белые и другие), орехи лесные и грецкие в скорлупе и без, каштаны в кожуре и без, терн, вишню, землянику и клубнику, малину и ежевику, клюкву и чернику, черную и красную смородину, ежевику и шелковицу, арахис, плоды мороженые и сушеные и другие.

Так что ждем ответа от чиновников: почему в перечень товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию, включили «мед натуральный» и при этом не спросили мнение профильных общественных организаций и общества?

В Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины есть рабочая группа по вопросам развития пчеловодства. Создана она была еще в 2015 году по инициативе нашей организации «Всеукраинское братство пчеловодов Украины», и трудилась эта рабочая группа всего два заседания. За весь 2016 год никакой инициативы руководство рабочей группы не проявило, чтобы она работала. Многочисленные обращения нашей организации к руководству Отдела международной интеграции в сфере технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер в АПК, который входит в структуру Департамента международного сотрудничества, о необходимости активизировать работу рабочей группы были проигнорированы. Проигнорированы также наши предложения относительно плана и программы деятельности рабочей группы по вопросам развития пчеловодства Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Наша организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» направила в Министерство аграрной политики и продовольствия Украины предложения относительно изменений и дополнений (более 180 поправок и дополнений) к Закону Украины «О пчеловодстве» в декабре 2015 года (№ 07/12/2015 от 10.12.2015) и до сих пор не получила никакой информации, никакого ответа. Мы также направили в Министерство аграрной политики и продовольствия Украины в декабре 2015 года (№ 03/12/2015 от 03.12.2015) предложения по четкой процедуре имплементации в национальное законодательство Директивы ЕС от 20 декабря 2001 года № 110/2001 относительно меда с внесенными дополнениями по украинским медам с научным обоснованием этих дополнений. Никакого ответа не получили до сих пор.

И вот сейчас, после долгого молчания в сторону украинских пчеловодов, готовятся проекты постановлений Кабинета министров Украины, которые непосредственно касаются пчеловодов-производителей, — проект Постановления Кабинета министров Украины «О подтверждении происхождения и уплаты налогов и сборов при экспорте орехов, грибов, ягод и меда» и проект Постановления Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы экспорта орехов, грибов, ягод и меда». И готовятся указанные постановления без участия пчеловодческой общины, без учета мнения пчеловодов.

Это в то время, когда не приняты поправки и изменения к основному отраслевому Закону Украины «О пчеловодстве». В то время, когда внутренний и внешний рынки меда не сформированы. В то время, когда пчеловоды требуют основательного пересмотра всех законодательных актов и подзаконных актов, касающихся использования аграриями пестицидов, токсичных для пчел. В то время, когда ветеринарное обслуживание пасек практически отсутствует, когда неподконтрольным является рынок ветеринарных препаратов. В то время, когда ДСТУ относительно «меда натурального» добровольные, а внутренний рынок меда не защищен от ввоза в Украину некачественного продукта и фальсификата. В то время, когда медоносная база Украины существенно уменьшается, а почвы загрязняются ядохимикатами.

Уважаемые чиновники должны знать, что для реформирования отрасли пчеловодства нужна поддержка государства, а не новая изысканная петля для производителя-пасечника.

Поясню, почему.

Наша организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» как неправительственная структура 12 лет подряд ведет международную деятельность. Мы открыли медовую Украину всему миру. 43 Международный конгресс Апимондии, подготовка которого длилась 4 года и который мы успешно провели в сентябре-октябре 2013 года в Киеве, полностью закрепил за Украиной статус «медового государства». Такой наш международный маркетинг помог трейдерам-экспортерам выйти на внешние рынки с продукцией — медом. Если в 2005-2007 годах экспорт меда из Украины составлял несколько тысяч тонн и экспортерами были 3-5 компаний, то в последующие годы, с увеличением интенсивности нашей международной деятельности, число украинских трейдеров-экспортеров увеличивалось, а также возросло количество меда, который они экспортировали в страны мира. И это происходило благодаря эффективному продвижению украинского меда на рынки мира нашей организацией «Всеукраинское братство пчеловодов Украины», ведь мы представляем Украину и украинское пчеловодство на самых престижных международных мероприятиях во многих странах мира и на разных континентах. А уже в 2016 году из Украины было экспортировано 56 966 тонн меда на $97 282 тыс. (данные Государственной фискальной службы Украины) в страны Европейского союза и США. Экспортерами стали 57 компаний. Это результаты международной деятельности ОО «Всеукраинское братство пчеловодов Украины». Такими показателями можем гордиться.

Но, к сожалению, ни государство, ни трейдеры не заботятся о дальнейшей поддержке имиджа Украины как «медового государства». Большинство трейдеров-экспортеров сегодня экспортируют мед с минимальной добавленной стоимостью как сырье, что, следовательно, уменьшает и поступления доходов в государственный бюджет. К сожалению, они ничего не делают для того, чтобы выйти на международные рынки с продуктом с максимальной добавленной стоимостью — готовым продуктом, расфасованным в мелкую тару. Как следствие, закупочная цена меда у производителя-пчеловода снижается и составляет сегодня менее $1. Для украинского пасечника производство меда становится нерентабельным.

Но мы все знаем, что самым главным в пчеловодстве является не продажа меда.

Пчеловодство — это Пчела и Опыление! И только после этого — мед и продукты пчеловодства. Без пчелы, без ее естественной функции опыления не будет ни фруктов, ни овощей, ни меда. Кроме того, опыление сельскохозяйственных культур существенно — от 20% до 60% — увеличивает их урожайность. Так вот, как раз вопрос сохранения пчелы сегодня и является главным в пчеловодстве Украины! Если пчеловоды будут сворачивать свои пасеки — будет уменьшаться популяция пчел в Украине, что приведет к плохим последствиям и в растениеводстве, и в животноводстве, и в продовольственной политике.

Поэтому пчеловодство нужно развивать, чтобы были пчелы, чтобы пасечники-производители имели работу и получали продукцию — мед и другие продукты пчеловодства. Сегодня надо способствовать тому, чтобы пасечник имел возможность продавать свой мед по максимально возможным ценам и в Украине, и за рубежом. Этого можно достичь только путем увеличения конкуренции среди трейдеров, способствуя росту количества украинских трейдеров и представительств в Украине иностранных трейдеров.

Исходя из вышеизложенного, лицензирование сейчас нельзя вводить в пчеловодческий сектор экономики Украины.

Кроме того, важно понимать, что процесс заготовки для дальнейшего экспорта ягод, орех, грибов нельзя сравнивать с процессом заготовки меда. В случае с медом стороны, которые задействованы в процессе (пасечник-продавец и трейдер-покупатель), — лица, которые состоят на учете в Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей и имеют соответствующие разрешительные документы. Поэтому обеспечить прозрачность процедур при заготовке меда очень легко.

Сегодня трейдеры-экспортеры работают и имеют право экспорта, согласно Приказу Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 08.08.2012 № 491 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 31 августа 2012 г. № 1469/21781) «Об утверждении Ветеринарно-санитарных требований для мощностей (объектов) по производству продуктов пчеловодства». Они также должны выполнять Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» (Документ 771/97-ВР, действующая редакция от 01.01.2016). Происхождение продукции в закупках меда трейдер обязан обеспечивать на своем производстве в соответствии с требованиями ЕС по имплементации HACCP. Кроме того, трейдеры-экспортеры выполняют требования стран-импортеров по параметрам безопасности меда. То есть для трейдеров-экспортеров законодательством четко определены условия работы.

Мы согласны с тем, что трейдеры-экспортеры при таможенном оформлении экспорта меда для осуществления таможенного контроля должны подать документы, подтверждающие происхождение этой продукции и проведение расчетов по внешнеэкономическим договорам (контрактам), но для обеспечения этих требований трейдеру-экспортеру нет необходимости в прохождении дополнительного лицензирования. Он может это сделать и без специального лицензирования.

Введение лицензии на экспорт меда натурального станет ограничением в увеличении количества продавцов меда. С рынка уйдут компании, которые не смогут работать в условиях дополнительных выплат.

Для пчеловодов лицензирование будет иметь двойной негатив, это двойной удар: во-первых, так или иначе, трейдер будет перекладывать на пчеловода свои расходы на лицензирование деятельности; во-вторых, сам пчеловод не сможет стать оператором международных рынков при условии лицензирования экспортной деятельности.

А министр аграрной политики и продовольствия Украины обещает государственную поддержку малым и средним предпринимателям. И опираясь на это, наша организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» сегодня рассчитывает на такую поддержку и разработала ряд требований к пчеловоду-производителю, выполняя которые, он сам может и должен стать оператором международных рынков. Это создаст здоровую конкуренцию. Продаваться будут монофлорные меды, другие продукты пчеловодства. Пчеловоды-производители смогут экспортировать брендовую продукцию с добавленной стоимостью. Это выгодно как пчеловоду-производителю, так и государству. А введение лицензии — как дополнительные расходы — сделает невозможным развитие пчеловода-производителя как самостоятельного оператора международных рынков.

Общественная организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» настаивает, чтобы из проекта Постановления Кабинета министров Украины «Некоторые вопросы экспорта орехов, грибов, ягод и меда» была исключена из перечня товаров, экспорт которых подлежит лицензированию, позиция «мед натуральный».

Нельзя быть такими недальновидными: мед — это только продукт пчеловодства. И если его будет производиться и продаваться больше, то больше будет и пчел, а значит, улучшится сельское хозяйство в целом. И урожайность сельскохозяйственной продукции существенно увеличится.

Общественная организация «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» призывает Кабинет министров Украины, министерства к открытому и прозрачному сотрудничеству в отношении развития пчеловодства. Мы знаем, как позаботиться о пчеле, как произвести безопасную продукцию, как улучшить урожайность фермерских угодий, как обеспечить сохранность медоносной базы и окружающей среды. Мы должны опираться на прочную законодательную базу, которую вместе с исполнительной и законодательной властью пытаемся создать.

Не нужно загонять пасечника в угол. Каждый пчеловод хочет выполнять свою работу профессионально и за это получать надлежащее финансовое вознаграждение. Развитие пчеловодства способствует увеличению доходов аграриев, развитию сельских территорий, улучшению здоровья нации.

Татьяна Васильковская, председатель правления ОО «Всеукраинское Братство пчеловодов Украины»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *