В системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления. Страховые пенсии бывают трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты либо накопительной пенсии.
Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах. Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в пенсионные коэффициенты и учитываются при назначении страховой пенсии.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях являются:
- достижение возраста 65 лет – для мужчин, 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно;
- для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, — возраста, указанного в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ . Уже в 2017 году начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021года увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.
При этом если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться им на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
-
Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 — 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
- наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- наличие минимальной суммы пенсионных коэффициентов –не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений ст. 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Количество пенсионных коэффициентов зависит от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности страхового (трудового) стажа.
За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов.
Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года – 10, в 2020 году – 9,57.
Сколько пенсионных коэффициентов
может быть начислено Вам за 2020 год?
Введите размер Вашей ежемесячной
заработной платы до вычета НДФЛ:
Ошибка! Введите зарплату выше, чем минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации в 2020 году — 12 130 рублей.
Результаты расчета
Количество пенсионных баллов
за год: 9,13
Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных коэффициентов. При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов — 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых пенсионных коэффициентов — 6,25.
Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.
Также, гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, предоставляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.
При выборе варианта пенсионного обеспечения следует учитывать, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином НПФ или УК. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, то есть может быть и убыток от их инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов. Пенсионные накопления не индексируются.
У всех граждан 1966 года рождения и старше вариант пенсионного обеспечения – формирование только страховой пенсии.
Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии
Год |
Минимальный страховой стаж |
Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов |
Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента |
|
при отказе от формирования накопительной пенсии |
при формировании накопительной пенсии |
|||
6,6 |
7,39 |
7,39* |
||
7,83 |
7,83* |
|||
11,4 |
8,26 |
8,26* |
||
13,8 |
8,70 |
8,70* |
||
16,2 |
9,13 |
9,13* |
||
18,6 |
9,57 |
9,57* |
||
6,25 |
||||
23,4 |
6,25 |
|||
25,8 |
6,25 |
|||
28,2 |
6,25 |
|||
2025 и позднее |
6,25 |
*С 2015 года по 2020 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов. В связи с этим максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента одинаково для любого варианта формирования пенсии.
Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:
СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ВАШИХ ПЕНСИОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ* СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОГО КОЭФФИЦИЕНТА на дату назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА
или
СП = ИПК * СИПК + ФВ, где:
- СП – страховая пенсия
- ИПК – это сумма всех пенсионных коэффициентов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии
- СИПК – стоимость пенсионного коэффициента на дату назначения страховой пенсии.
При назначении пенсии с 01.01.2020 = 93,00 руб. Ежегодно индексируется государством.
- ФВ – фиксированная выплата.
На 1 января 2020 года — 5686,25 руб. Ежегодно индексируется государством.
Таким образом, расчет страховой пенсии в 2020 году осуществляется по формуле:
© Фотобанк МО, Владимир Лебедев
Страховая пенсия по старости — это ежемесячное пособие, которое выплачивается гражданину в качестве компенсации утраченному заработку. Право получения пенсии возникает при соблюдении трех условий:
Достижение пенсионного возраста
В конце сентября 2018 года Госдума приняла изменения в пенсионное законодательство, согласно которым установлен пенсионный возраст для мужчин – 65 лет и для женщин – 60 лет (ранее пенсионный возраст для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет).
Переходный период продлится до 2028 года, и ежегодно возраст выхода на пенсию будет сдвигаться, пока не достигнет общеустановленного.
Таким образом, граждане, которые собирались на пенсию в 2019 году, выйдут на заслуженный отдых позже на полгода. Для мужчин это 60,5 лет, а для женщин – 55,5 лет.
По закону отдельные категории граждан по-прежнему имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (граждане, которые трудятся в опасных или тяжелых условиях, на Крайнем Севере, люди с определенным социальным̆ статусом и пр.).
Наличие минимального страхового стажа
Страховой стаж – это период трудовой деятельности, на протяжении которого работодатель отчислял страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно, чем больше страховой стаж, тем больше пенсия.
Требования к продолжительности страхового стажа в РФ поэтапно увеличиваются с 2015 года. В 2019 году минимальный требуемый стаж составит 10 лет. К 2024 году минимальный стаж для назначения страховой пенсии по старости достигнет 15 лет.
Сам факт трудовой деятельности вовсе не означает, что растет страховой стаж сотрудника. ПФР напоминает, что только официальное трудоустройство в организации, где руководство оплачивает страховые взносы, даст возможность в будущем получать страховую пенсию в полном объеме. Получающим «черную» или «серую» зарплату стоит задуматься о размере будущей пенсии.
В страховой стаж могут быть зачтены и нетрудовые периоды – например, уход за ребенком до 1,5 лет или за ребенком-инвалидом, служба в армии и другие периоды.
Минимальное количество пенсионных баллов
С 2015 года расчет страховой пенсии производится исходя из количества пенсионных баллов (индивидуальный пенсионный коэффициент – ИПК) и их стоимости на момент назначения пенсии. Пенсионные баллы рассчитываются по специальной формуле исходя из ежегодного заработка трудящегося. Соответственно, чем выше зарплата – тем выше количество пенсионных баллов.
В 2019 году для того, чтобы получать страховую пенсию по старости, нужно набрать как минимум 16,2 пенсионных балла. А для для выхода на пенсию в 2025 году придется заработать не менее 30 баллов.
Также определена максимальная сумма пенсионных баллов, которые может «заработать» гражданин в течение года. В 2019 году это 9,13 балла, а с 2021 можно будет получить максимум 10 пенсионных баллов.
Стоимость пенсионного балла, которая непосредственно повлияет на размер будущей пенсии, устанавливается государством и ежегодно увеличивается. В 2019 году 1 балл «стоит» 87,24 копейки.
Узнать о количестве накопленных пенсионных баллов можно в личном кабинете на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru или на едином портале государственных услуг gosuslugi.ru.
Если не хватает пенсионных баллов и стажа, назначение страховой пенсии отодвинется на тот срок, пока требуемое количество не будет заработано. Если по истечении 5 лет достичь этого не удастся, то вместо страховой пенсии гражданину будет назначена социальная пенсия.
Если вы считаете, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме, следует обратиться к работодателю для их уточнения.
Как фрилансерам накопить на пенсию>>
Какие компенсации предусмотрены законодательством за продолжительный стаж работы? В каких локальных документах необходимо определить надбавки, а также порядок и условия их выплаты? Можно ли не предоставлять работникам дополнительные отпуска за продолжительный стаж работы? Ответы на эти и другие вопросы подробно изложены в статье.
Трудовой стаж подразделяется на следующие виды:
– общий;
– специальный.
Последний является частью общего стажа, т.е. он включается в общий трудовой стаж. Особым видом специального стажа является выслуга лет.
Справочно: трудовой стаж — это периоды уплаты взносов государственного социального страхования, работы по найму или самостоятельной трудовой деятельности, определяемые или признаваемые в качестве таковых законодательством, в соответствии с которым они накоплены, а также любые периоды, приравненные по этому законодательству к трудовому (страховому) стажу (ст. 1 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении, ратифицированного Законом РБ от 09.11.1999
№ 320-З «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о социальном обеспечении»).
Понятия «стаж работы» и «выслуга лет»
Стаж работы – это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности (и других периодов, включаемых в стаж) гражданина.
Стаж работы имеет юридическое значение при назначении трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, при назначении на должность и т.д.
Справочно: время нахождения граждан на военной службе засчитывается в стаж работы и стаж работы по специальности (в отрасли) (часть вторая ст. 5 Закона РБ «О воинской обязанности и воинской службе»).
Выслуга лет – это разновидность трудового стажа, а именно специальный стаж работы с особыми условиями труда, либо стаж специальной профессиональной деятельности, с которым пенсионное и трудовое законодательство связывает предоставление пенсии и льгот.
При исчислении специального стажа работы для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда необходимо применять списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на такую пенсию, утвержденные Советом Министров РБ (ст. 14 Закона РБ от 17.04.1992 № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении»).
Справочно: непрерывный стаж работы подразумевает период работы в данной организации и период предыдущей работы по специальности (в отрасли).
Периоды работы, подлежащие зачету в стаж работы по специальности (в отрасли), суммируются независимо от сроков перерыва в работе. Стаж работы по специальности (в отрасли) исчисляется в годах, месяцах и днях.
Право нанимателя на установление доплаты за стаж работы Белорусским законодательством предусмотрена возможность для нанимателя устанавливать работникам, имеющим стаж работы в одной отрасли, доплату за стаж работы. Установление такого рода доплаты является стимулирующей мерой нанимателя, которая побуждает работника к продолжительным трудовым отношениям с предприятиями, относящимися к одной отрасли.
Необходимо отметить, что формы, системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора (ст. 63 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Однако для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, формы и системы оплаты труда определяет наниматель, а размеры – Правительство РБ или уполномоченный им орган (часть третья ст. 63 ТК).
Таким образом, если предприятие не относится к категории организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, разрешается самостоятельно определять условия, порядок и размеры предоставления указанных доплат.
Организации могут устанавливать надбавки к заработной плате или иные льготы работникам за продолжительный стаж работы по специальности (в отрасли), в т.ч. выплату ежемесячных надбавок за продолжительный стаж работы по специальности (в отрасли), а также выплату единовременного вознаграждения за продолжительный стаж работы в данной организации.
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством (п. 3 части первой ст. 7 ТК), например положение об оплате труда и материальном стимулировании, в котором необходимо определить конкретное наименование надбавки (надбавка за стаж работы в организации, по специальности (в отрасли) и др.), а также порядок и условия выплаты этой надбавки.
В целях дополнительной меры закрепления высококвалифицированных кадров на предприятии наниматель может предусмотреть также выплату единовременного вознаграждения за длительный стаж работы в организации. Это позволит усилить мотивацию работников в накоплении производственного опыта и обеспечить соответственно рост квалификации и профессионального мастерства. Основанием для выплаты единовременного вознаграждения может быть локальный нормативно-правовой акт нанимателя, например положение о порядке выплаты единовременного вознаграждения.
Следует заметить, что у нанимателя могут одновременно действовать несколько локальных нормативных правовых актов, регулирующих дополнительные выплаты стимулирующего характера. В данном случае – положение о порядке выплаты надбавок за продолжительность непрерывной работы в отрасли и положение о порядке выплаты единовременного вознаграждения за продолжительный стаж работы в организации.
Пример
Положением о порядке выплаты надбавок за продолжительность непрерывной работы в отрасли работникам предусмотрена ежемесячная надбавка за продолжительность непрерывной работы по специальности (в отрасли) в следующих размерах:
– от 5 лет до 10 лет – 20 % тарифной ставки, должностного оклада;
– свыше 10 лет – 30 % тарифной ставки, должностного оклада.
Положением о порядке выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет работникам установлена выплата единовременного вознаграждения за выслугу лет. Вознаграждение выплачивается работникам, отработавшим в данной организации:
– от 5 до 10 лет, – в размере 2,0 тарифной ставки, должностного оклада;
– свыше 10 лет, – в размере 3,0 тарифной ставки, должностного оклада.
Дополнительные отпуска за продолжительный стаж работы
Работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, за счет собственных средств организации можно установить дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.
Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска необходимо зафиксировать в коллективном или трудовом договоре с работником (ст. 159 ТК).
В коллективном договоре могут быть определены категории работников, которым устанавливается дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы. При этом определяется продолжительность стажа работы в отрасли (организации), дающего право на такой отпуск, с какой периодичностью он будет предоставляться, конкретная продолжительность данного отпуска и другие вопросы, определяющие порядок и условия его предоставления.
Если в организации нет коллективного договора, то эти вопросы должны быть урегулированы в трудовом договоре с работником (дополнительном соглашении к договору).
Отпуск за продолжительный стаж работы по общему порядку суммирования отпусков (основного и дополнительных) присоединяется к основному отпуску продолжительностью 24 календарных дня.