Как посчитать транспортный налог на автомобиль

Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Сумма налога исчисляется с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (ст. 52 и 54 НК РФ).

Помимо оплаты транспортного налога, для управления автомобилем необходимо купить полис осаго.Каско – это добровольное страхование транспортного средства (ТС) от ущерба, хищения или угона, которое приобретается по желанию владельца ТС. Важно понимать, что ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС перед третьими лицами: выплаты по полису производятся в пользу потерпевшего, а каско – это добровольное имущественное страхование, которое защищает интересы страхователя (выгодоприобретателя) независимо от его вины. Поэтому, в отличиеот ОСАГО, стоимость каско не регламентируются государством, а устанавливаются самой страховой компанией. Купить каско и полис осаго можно в страховых компаниях.

Гидротермический коэффициент увлажнения Селянинова

Гидротермический коэффициент увлажнения Селянинова (ГТК) — характеристика уровня влагообеспеченности территории. Введён российским климатологом Г.Т. Селяниновым (1887—1966). Широко используется в агрономии для общей оценки климата и выделения зон различного уровня влагообеспеченности с целью определения целесообразности выращивания тех или иных сельхозкультур.

Рассчитывается по формуле: К = R*10/Σt; где R представляет собой сумму осадков в миллиметрах за период с температурами выше +10°C, Σt определяет сумму температур в градусах Цельсия (°C) за то же время.

Г.Т. Селянинов по ГТК выделяет следующие зоны:

  • избыточного увлажнения, или зона дренажа (ГТК>1.3);
  • обеспеченного увлажнения (1.0–1.3);
  • засушливая (0.7–1.0);
  • сухого земледелия (0.5–0.7);
  • ирригации (ГТК<0.5).

Северная граница степной зоны в европейской части России близка к изолинии K = 1, а северная граница полупустыни ограничивается изолинией K = 0,5. В целом, чем ниже ГТК, тем суше местность. Классификация зон увлажнения по ГТК: влажная — 1,6—1,3; слабозасушливая 1,3—1,0; засушливая — 1,0—0,7; очень засушливая 0,7—0,4; сухая — < 0,4. Колебания значений ГТК для зон неустойчивого увлажнения значительны и связаны с неравномерностью выпадения осадков.

Примеры ГТК для различных географических пунктов: o. Симушир = 4,4; Москва = 1,4; Одесса = 0,7; Ташкент = 0,1.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл.28 «Транспортный налог» НК РФ (ст.ст.356 — 363). В целях единообразного применения налоговыми органами норм гл.28 НК РФ Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Методические рекомендации).

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, т.е. вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п.1 Методических рекомендаций законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ.

Статьей 356 НК РФ установлено, что в региональных законах, вводящих транспортный налог, должны быть определены:

  • ставки налога в пределах, установленных п.1 ст.361 НК РФ. В соответствии с п.2 ст.361 НК РФ эти налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств (ставки, установленные НК РФ, и предельные ставки, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации, см. в приложении);
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • форма отчетности по налогу.

Региональным законом могут быть предусмотрены также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно гл.28 НК РФ.

Налогоплательщики

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Порядок определения налогоплательщиков по различным видам транспортных средств разъяснен в п.п.4 — 6 Методических рекомендаций.

Согласно п.4 Методических рекомендаций наземные транспортные средства регистрируются в следующем порядке:

  • автомототранспортные средства и прицепы к ним регистрируются только за собственниками транспортных средств — юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре либо ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство (п.12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59);
  • тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним регистрируются за юридическими и физическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники (п.2.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995);
  • транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, регистрируются на владельцев указанных транспортных средств (п.3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утвержденных Приказом ГТК России от 02.03.1995 N 137).

Таким образом, в отношении наземных транспортных средств указанные выше лица будут являться налогоплательщиками транспортного налога.

Статьей 33 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него. Таким образом, относительно судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге, налогоплательщиком транспортного налога является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности); судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов) — фрахтователь судна (п.5 Методических рекомендаций).

В п.6 Методических рекомендаций разъясняется, что в отношении воздушных судов налогоплательщиками будут являться эксплуатанты — физические или юридические лица, использующие воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым Воздушным кодексом), поскольку именно на них подлежат регистрации воздушные суда на основании п.п.2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110.

Особенности определения налогоплательщиков по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 110-ФЗ), установлены ст.357 НК РФ. Согласно указанной статье лицо, указанное в доверенности, может быть признано налогоплательщиком только при одновременном выполнении следующих условий:

  1. транспортное средство приобретено до момента официального опубликования Федерального закона N 110-ФЗ;
  2. транспортное средство передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона N 110-ФЗ;
  3. на основании доверенности переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.

Признание физических и юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Согласно п.п.4 и 5 ст.362 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения:

  • о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;
  • о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Признание лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком производится на основании уведомления, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство. Согласно п.7 Методических рекомендаций в уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

  1. лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;
  2. транспортное средство;
  3. лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;
  4. доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;
  5. нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности);

Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

В п.8 Методических рекомендаций разъясняется, что:

  • документами, подтверждающими приобретение основных средств, могут являться: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату; справка-счет; документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника);
  • документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться: расписка в получении транспортных средств; документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю;
  • документами, подтверждающими передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, могут являться: доверенность на право владения и распоряжения; копия доверенности, заверенная нотариусом.

Объект налогообложения

Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п.12 Методических рекомендаций уточняется, что к объектам налогообложения не относятся:

  • троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта. При этом обращается внимание на то, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование;
  • автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим двигателем внутреннего сгорания не более 50 куб. см, поскольку не подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством (см., например, Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.1995);
  • военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые ими только для правительственной службы в некоммерческих целях, поскольку не подлежат государственной регистрации в соответствии со ст.33 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ;
  • шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна, поскольку не регистрируются в Государственном реестре и судовых книгах (п.5 ст.33 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Согласно п.2 ст.358 НК РФ объектом налогообложения не являются:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст.30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 23.10.2003) автотранспортными средствами обеспечиваются инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания. Пунктом 17.1 Методических рекомендаций установлено, что для непризнания легкового автомобиля объектом налогообложения по транспортному налогу налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы, подтверждающие получение (приобретение) указанного автомобиля через органы социальной защиты населения;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. При этом согласно п.17.2 Методических рекомендаций подтверждением того, что основной вид деятельности организации — осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок. Таким подтверждением могут также являться получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок; систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств); наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 11.06.2003) сельскохозяйственный товаропроизводитель — это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции. В связи с этим согласно п.17.3 Методических рекомендаций налогоплательщик в целях подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя представляет в налоговый орган расчет стоимости произведенной продукции с выделением доли произведенной сельскохозяйственной продукции.

Долю произведенной сельхозпродукции в общем объеме производимой продукции можно определить по результатам деятельности за налоговый период. Стоимость произведенной в течение налогового периода продукции определяется исходя из цен реализации указанной продукции, сложившихся у сельхозпроизводителя в течение налогового периода. При определении указанной доли ни в объеме произведенной сельскохозяйственной продукции, ни в общем объеме произведенной продукции не учитываются покупные товары.

Согласно Методическим рекомендациям при непризнании лица сельскохозяйственным товаропроизводителем по истечении налогового периода транспортный налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке. В случае несвоевременной уплаты налога начисляются пени на общих основаниях;

  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. В соответствии с п.17.6 Методических рекомендаций при определении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, в которых в отношении федеральных органов исполнительной власти предусмотрена военная служба также положениями об этих органах;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Согласно п.17.4 Методических рекомендаций документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД,УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений том числе угонов (краж) транспортных средств;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. В п.17.5 Методических рекомендаций отмечается, что в соответствии со ст.34 Воздушного кодекса РФ на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.

Налоговая база

В соответствии с п.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется:

  1. в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства, выраженная во внесистемных единицах мощности — лошадиных силах. Согласно п.18 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л. с). Округление полученного результата производится с точностью до второго знака после запятой;
  2. в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п.21 Методических рекомендаций);
  3. в отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей или в отношении которых не определяется валовая вместимость, — как единица транспортного средства. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Порядок исчисления налога

Порядок исчисления транспортного налога определен п.2 ст.362 НК РФ. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример 1. Организация имеет на своем балансе грузовой автомобиль с мощностью двигателя 180 л. с. и легковой автомобиль с мощностью двигателя 76 л. с. Ставка налога для грузового автомобиля данного класса составляет 10 руб., для легкового — 5 руб. с каждой лошадиной силы.

За 2003 г. организация должна уплатить транспортный налог:

по грузовому автомобилю — 1800 руб. (10 руб. х 180 л. с);

по легковому автомобилю — 380 руб. (5 руб. х 76 л. с).

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (п.28 Методических рекомендаций). Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде.

Порядок исчисления транспортного налога в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода разъяснен в ст.362 НК РФ. Согласно п.3 указанной статьи в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Пример 2. По состоянию на 1 января 2003 г. на балансе организации числится легковой автомобиль с мощностью двигателя 90 л. с. В июле автомобиль продан.

В течение 2003 г. легковой автомобиль зарегистрирован на организацию в течение семи месяцев (с января по июль включительно).

Ставка транспортного налога для легкового автомобиля данного класса составляет 5 руб. Сумма налога составит:

5 руб. х 90 л. с. х 7 мес. : 12 мес. = 262,5 руб.

Пример 3. В мае 2003 г. организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л. с. Ставка налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение восьми полных месяцев 2003 г. (с мая по декабрь включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2003 г., составит:

8 руб. х 135 л. с. х 8 мес. : 12 мес. = 720 руб.

Пример 4. В феврале 2003 г. организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В августе 2003 г. автомобиль был продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб.

Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение семи полных месяцев 2003 г. (с февраля по август включительно).

Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2003 г., составит:

5 руб. х 80 л. с. х 7 мес. : 12 мес. = 233 руб.

Согласно п.30 Методических рекомендаций исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика.

В Методических рекомендациях разъяснен порядок исчисления транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность. Согласно п.31 Методических рекомендаций исчисление налога по таким транспортным средствам производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения. В Методических рекомендациях приведен следующий пример.

Пример 5. Транспортное средство имеет мощность двигателя 150 л. с. 5 мая 2004 г. налогоплательщиком заменен и зарегистрирован двигатель.

Мощность двигателя транспортного средства составила 180 л. с. Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка транспортного налога для данной категории транспортного средства 50 руб. за 1 л. с. Сумма транспортного налога за 2004 г. в этом случае составит 8500 руб. ((150 х 4 + 180 x 8) : 12 x 50).

Приложение

Налоговые ставки

————————-T————-T————————-¬
¦ Наименование объекта ¦ Налоговая ¦Налоговые ставки, которые¦
¦ налогообложения ¦ ставка, ¦ могут быть установлены ¦
¦ ¦установленная¦ законами субъектов РФ, ¦
¦ ¦ НК РФ, руб. ¦ руб. ¦
¦ ¦ +————T————+
¦ ¦ ¦ минимальный¦максимальный¦
¦ ¦ ¦ предел ¦ предел ¦
+————————+————-+————+————+
¦Автомобили легковые с ¦ ¦ ¦ ¦
¦мощностью двигателя (с ¦ ¦ ¦ ¦
¦каждой лошадиной силы): ¦ ¦ ¦ ¦
¦до 100 л. с. (до ¦ 5 ¦ 1,0 ¦ 25,0 ¦
¦73,55 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 100 до 150 л. с. ¦ 7 ¦ 1,4 ¦ 35,0 ¦
¦(свыше 73,55 до ¦ ¦ ¦ ¦
¦110,33 кВт) включительно¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 150 до 200 л. с. ¦ 10 ¦ 2,0 ¦ 50,0 ¦
¦(свыше 110,33 до ¦ ¦ ¦ ¦
¦147,1 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 200 до 250 л. с. ¦ 15 ¦ 3,0 ¦ 75,0 ¦
¦(свыше 147,1 до ¦ ¦ ¦ ¦
¦183,9 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 250 л. с. (свыше ¦ 30 ¦ 6,0 ¦ 150,0 ¦
¦183,9 кВт) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Мотоциклы и мотороллеры ¦ ¦ ¦ ¦
¦с мощностью двигателя (с¦ ¦ ¦ ¦
¦каждой лошадиной силы): ¦ ¦ ¦ ¦
¦до 20 л. с. (до ¦ 2 ¦ 0,4 ¦ 10,0 ¦
¦14,7 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 20 до 35 л. с. ¦ 4 ¦ 0,8 ¦ 20,0 ¦
¦(свыше 14,7 до ¦ ¦ ¦ ¦
¦25,74 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 35 л. с. (свыше ¦ 10 ¦ 2,0 ¦ 50,0 ¦
¦25,74 кВт) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Автобусы с мощностью ¦ ¦ ¦ ¦
¦двигателя (с каждой ¦ ¦ ¦ ¦
¦лошадиной силы): ¦ ¦ ¦ ¦
¦до 200 л. с. (до ¦ 10 ¦ 2,0 ¦ 50,0 ¦
¦147,1 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 200 л. с. (свыше ¦ 20 ¦ 4,0 ¦ 100,0 ¦
¦147,1 кВт) ¦ ¦ ¦ ¦

+————————+————-+————+————+
¦Грузовые автомобили с ¦ ¦ ¦ ¦
¦мощностью двигателя (с ¦ ¦ ¦ ¦
¦каждой лошадиной силы): ¦ ¦ ¦ ¦
¦до 100 л. с. (до ¦ 5 ¦ 1,0 ¦ 25,0 ¦
¦73,55 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 100 до 150 л. с. ¦ 8 ¦ 1,6 ¦ 40,0 ¦
¦(свыше 73,55 до ¦ ¦ ¦ ¦
¦110,33 кВт) включительно¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 150 до 200 л. с. ¦ 10 ¦ 2,0 ¦ 50,0 ¦
¦(свыше 110,33 до ¦ ¦ ¦ ¦
¦147,1 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 200 до 250 л. с. ¦ 13 ¦ 2,6 ¦ 65,0 ¦
¦(свыше 147,1 до ¦ ¦ ¦ ¦
¦183,9 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 250 л. с. (свыше ¦ 17 ¦ 3,4 ¦ 85,0 ¦
¦183,9 кВт) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Другие самоходные ¦ 5 ¦ 1,0 ¦ 25,0 ¦
¦транспортные средства, ¦ ¦ ¦ ¦
¦машины и механизмы на ¦ ¦ ¦ ¦
¦пневматическом и ¦ ¦ ¦ ¦
¦гусеничном ходу (с ¦ ¦ ¦ ¦
¦каждой лошадиной силы) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Снегоходы, мотосани с ¦ ¦ ¦ ¦
¦мощностью двигателя (с ¦ ¦ ¦ ¦
¦каждой лошадиной силы): ¦ ¦ ¦ ¦
¦до 50 л. с. (до ¦ 5 ¦ 1,0 ¦ 25,0 ¦
¦36,77 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 50 л. с. (свыше ¦ 10 ¦ 2,0 ¦ 50,0 ¦
¦36,77 кВт) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Катера, моторные лодки и¦ ¦ ¦ ¦
¦другие водные ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспортные средства с ¦ ¦ ¦ ¦
¦мощностью двигателя (с ¦ ¦ ¦ ¦
¦каждой лошадиной силы): ¦ ¦ ¦ ¦
¦до 100 л. с. (до ¦ 10 ¦ 2,0 ¦ 50,0 ¦
¦73,55 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 100 л. с. (свыше ¦ 20 ¦ 4,0 ¦ 100,0 ¦
¦73,55 кВт) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Яхты и другие ¦ ¦ ¦ ¦
¦парусно-моторные суда с ¦ ¦ ¦ ¦
¦мощностью двигателя (с ¦ ¦ ¦ ¦
¦каждой лошадиной силы): ¦ ¦ ¦ ¦
¦до 100 л. с. (до ¦ 20 ¦ 4,0 ¦ 100,0 ¦
¦73,55 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 100 л. с. (свыше ¦ 40 ¦ 8,0 ¦ 200,0 ¦
¦73,55 кВт) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Гидроциклы с мощностью ¦ ¦ ¦ ¦
¦двигателя (с каждой ¦ ¦ ¦ ¦
¦лошадиной силы): ¦ ¦ ¦ ¦
¦до 100 л. с. (до ¦ 25 ¦ 5,0 ¦ 125,0 ¦
¦73,55 кВт) включительно ¦ ¦ ¦ ¦
¦свыше 100 л. с. (свыше ¦ 50 ¦ 10,0 ¦ 250,0 ¦
¦73,55 кВт) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Несамоходные ¦ 20 ¦ 4,0 ¦ 100,0 ¦
¦(буксируемые) суда, для ¦ ¦ ¦ ¦
¦которых определяется ¦ ¦ ¦ ¦
¦валовая вместимость (с ¦ ¦ ¦ ¦
¦каждой регистровой тонны¦ ¦ ¦ ¦
¦валовой вместимости) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Самолеты, вертолеты и ¦ 25 ¦ 5,0 ¦ 125,0 ¦
¦иные воздушные суда, ¦ ¦ ¦ ¦
¦имеющие двигатели (с ¦ ¦ ¦ ¦
¦каждой лошадиной силы) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————+————-+————+————+
¦Другие водные и ¦ 200 ¦ 40,0 ¦ 1000,0 ¦
¦воздушные транспортные ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства, не имеющие ¦ ¦ ¦ ¦
¦двигателей (с единицы ¦ ¦ ¦ ¦
¦транспортного средства) ¦ ¦ ¦ ¦

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога

Порядок исчисления транспортного налога определен ст. 362 НК РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога в виде авансовых платежей по истечении каждого отчетного периода исчисляется налогоплательщиками, являющимися организациями, в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Исчисление налога неразрывно связано с условиями регистрации транспортных средств. В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисляется сумма налога (суммы авансового платежа по налогу) с учетом коэффициента, равного отношению числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

Например, если транспортное средство использовалось в течение двух месяцев в отчетном периоде (квартале), то коэффициент использования транспортного средства (период регистрации) будет равен отношению 2/3.

В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один целый месяц.

Пример.

1. Автомобиль был зарегистрирован в 25 января 2014 г., а снят с учета в связи с продажей 8 декабря 2014 г.

В этом случае налог будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного 1, или 12/12.

  • 2. Автомобиль зарегистрирован в январе 2013 г., а снят с регистрации в феврале 2014 г.. Коэффициент будет равен 2/12.
  • 3. Автомобиль зарегистрирован 15 мая 2014 г. и снят с учета 29 мая 2014 г.. Коэффициент будет равен 1/12.

Если у транспортного средства в течение эксплуатации изменились характеристики, например, мощность двигателя в результате его замены, что привело к изменению ставок налога, то транспортный налог исчисляется с учетом таких изменений. Для этих целей также рассчитывается коэффициент, равный отношению числа месяцев после изменения характеристик (начиная с месяца, в котором эти изменений были сделаны) к календарному числу месяцев в отчетном или налоговом периоде.

Пример.

Организация владеет автомобилем мощностью 150 л.с. 5 мая 2014 г. был заменен и зарегистрирован двигатель мощностью 180 л.с. Законом субъекта установлены следующие ставки:

  • 35 руб. за 1 л.с. для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно;
  • 50 руб. за 1 л.с. для автомобилей с мощностью двигателя от 150 л.с. до 200 л.с.

Сумма налога за 2014 г. составит:

150*4/12*35 + 180*8/12*50 = 7 750 руб.

В случае снятия с учета в одном субъекте Российской Федерации и регистрации (перерегистрации) транспортного средства на одного и того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации в одном месяце местом нахождения транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца.

Пример.

Организация А зарегистрировала в органах ГИБДД приобретенный автомобиль 20 мая 2014 г. Мощность автомобиля составляет 250 л.с. Ставка транспортного налога в субъекте РФ, где находится транспортное средство, установлена в размере 50 руб. за 1 л.с.

10 сентября 2014 г. организация А реализовала организации Б этот автомобиль, находящийся в другом регионе, где установлена ставка в размере 40 руб. за 1 л.с. Снятие с учета в органе государственной регистрации совпадает с датой продажи. Организация Б зарегистрировала данное транспортное средство 30 сентября 2014 г.

Определим сумму транспортного налога, подлежащую уплате в бюджет за 2014 г. обеими организациями.

При расчете суммы транспортного налога можно воспользоваться формулой:

А = Сн * Нб * К,

где А — сумма налогового платежа;

Нб — налоговая база;

К — коэффициент использования транспортного средства (период регистрации);

Сн — ставка налога.

Сумма авансовых платежей по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет организацией А составит:

за II квартал — 50 * 250 * 2/3 * 0,25 = 2083,33 руб.;

за III квартал — 50 * 250 * 1 * 0,25 = 3125 руб.

Сумма налога за налоговый период (2014 г.) составила:

50 * 250 * 5/12 = 5208,33 руб.

Так как транспортное средство было продано в сентябре 2014 г., сумма уплаченных в течение года в бюджет авансовых платежей совпадает с суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода.

Сумма авансовых платежей по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет организацией Б составит:

за III квартал — 40 * 250 * 1/3 * 0,25 = 833,33 руб.;

за IV квартал — 40 * 250 * 1 * 0,25 = 2500 руб.

Сумма налога за весь 2014 г. составит:

40 * 250 * 4/12 = 3333,33 руб.

Именно такая сумма авансовых платежей была уплачена бюджет организацией Б.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. На налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей эта норма не распространяется, так как в соответствии с Налоговым кодексом индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог по итогам налогового периода (календарного года) на основании уведомления, направляемого налоговым органом. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления (например, по почте заказным письмом). Другими словами, индивидуальный предприниматель не участвует в расчете суммы транспортного налога, не заполняет и не сдает налоговую декларацию, а также не сообщает налоговому органу сведения, необходимые для исчисления данного налога.

Пример.

Организация, расположенная на территории г. Москвы, 1 января 2014 г. приобрела и зарегистрировала в органах ГИБДД один легковой автомобиль с мощностью 120 л.с.; один грузовой автомобиль с мощностью 170 л.с. 25 февраля зарегистрировала приобретенную яхту для своего филиала, находящегося в г. Саратов, с мощностью в 300 л.с.

На основании законодательных актов соответствующих субъектов Российской Федерации установлены отчетные периоды и ставки налога по данным объектам: г. Москва — по легковому автомобилю — 20 руб. за 1 л.с.; по грузовому автомобилю — 30 руб. за 1 л.с.; Саратовская обл. — в отношении яхты — 100 руб. за 1 л.с.

Рассчитаем сумму транспортного налога за налоговый период и сумму авансовых платежей за 2014 г.

Для расчета воспользуемся формулой предыдущего примера.

  • 1. Сумма налога за налоговый период по транспортным средствам, зарегистрированным в г. Москве, составит:
  • 20 * 120 + 30 * 170 * 12 / 12 = 7500 руб.;

в Саратовской области:

  • 100 * 300 * 11/ 12 = 27 500 руб..
  • 2. Сумма авансовых платежей по каждому отчетному периоду равна:

в г. Москве — I, II и III кварталы

7500 *1*1/4 = 1875 руб.;

в Саратовской области — в I квартале яхта числилась в течение двух полных месяцев — февраля и марта:

100 * 300 * 2 / 3 * 1/4 = 5000 руб.;

за II и III кварталы

  • 100 * 300 *1*1/4 = 7500 руб.
  • 3. Сумма доплаты по итогам налогового периода составит:

в Москве

7500 — 1875 * 3 = 1875 руб.;

в Саратовской области:

27 500 — 5000 — 7500 * 2 = 7500 руб.

Порядок и сроки ушаты налога устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении налога законодательный орган субъекта РФ вправе не устанавливать отчетные периоды, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Как уже упоминалось ранее, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Срок уплаты налога по истечении налогового периода для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен законами субъектов Российской Федерации ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Необходимо отметить, что налоговую декларацию налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в соответствии со сроком, установленным законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При установлении отчетных периодов налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие авансовые платежи по налогу, представляют налоговые расчеты по авансовым платежам не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть за I квартал — не позднее 30 апреля, за II квартал — не позднее 31 июля, за III квартал — не позднее 31 октября.

Если транспортные средства находятся на территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному налоговому органу, в котором осуществлена постановка на учет налогоплательщика по месту нахождения транспортных средств, заполняется один налоговый расчет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *