Как перейти на ЕСХН

Порядок и условия перехода на режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и возврата к общей системе налогообложения изложены в статье 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА НА УПЛАТУ ЕСХН

Анализируя главу 26.1 НК РФ отметим, что законодательство предусматривает уведомительный порядок перехода на ЕСХН.

В статье 346.3 сказано, что организации, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают заявление о переходе на уплату ЕСХН. Указанные налогоплательщики подают заявление в налоговый орган по местонахождению организации.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ местом нахождения российской организации признается место ее государственной регистрации.

Пунктом 1 статьи 346.3 НК РФ установлен срок подачи заявления: его подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН, а сам переход возможен только с 1 января следующего года.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Следует отметить, что НК РФ не установлен порядок подачи заявления в налоговые органы, то есть заявление может передать непосредственно сельхозпроизводитель лично либо отправить его по почте.

Рекомендуемая форма заявления о переходе на уплату ЕСХН (форма №26.1-1) утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58 «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее — Приказ МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58).

Обратите внимание!

По информации Минюста Российской Федерации от 15 августа 2005 года данный документ не подлежит применению как не прошедший государственную регистрацию.

При этом сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на уплату ЕСХН указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы (включая продукцию первичной переработки, произведенную ими) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, а с 2006 года по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация подает заявление.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Другие требования к сведениям, которые должны быть указаны в заявлении, НК РФ не установлены.

Отметим, что в главе 26.1 НК РФ отсутствует норма, закрепляющая обязанность налогового органа подтверждать возможность или невозможность перехода на уплату ЕСХН. Поэтому если организацией соблюдены все условия, установленные статьей 346.2 НК РФ, она вправе перейти на уплату ЕСХН. Налогоплательщику достаточно получить на копии заявления отметку налогового органа о получении заявления налогоплательщика с указанием даты (свидетельствует о том, что заявление подано в установленные НК РФ сроки).

Вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, вправе подать заявление о переходе на уплату ЕСХН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый орган. Это установлено пунктом 2 статьи 346.3 НК РФ. В этом случае организации вправе перейти на уплату единого налога в текущем календарном году с момента постановки на налоговый учет. Напомним, что постановка на налоговый учет проводится одновременно с государственной регистрацией, соответственно, заявление о переходе на уплату ЕСХН организация может подать с документами для регистрации.

Отметим, что в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2004 года №А33-18061/04-С3-Ф02-5238/04-С1 указано, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в переходе на ЕСХН в случае подачи заявления о переходе на ЕСХН после подачи заявления о постановке на налоговый учет. По мнению судей, факт подачи заявления о переходе на ЕСХН после подачи заявления о постановке на налоговый учет не может повлечь для заявителя последствия в виде отказа в изменении режима налогообложения. Поскольку заявление о применении ЕСХН носит уведомительный, добровольный характер, и глава 26.1 НК РФ не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком указанного режима налогообложения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.3 НК РФ налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату единого сельхозналога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Обратите внимание!

До принятия Федерального закона от 5 апреля 2004 года №16-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее Федеральный закон №16-ФЗ) налоговые органы требовали, чтобы организации, у которых на момент перехода на уплату ЕСХН на балансе числилось имущество, принятый к вычету НДС восстанавливали и уплачивали в бюджет. С принятием Федерального закона №16-ФЗ статья 346.3 НК РФ была дополнена пунктом 8, в котором определено, что НДС, принятый к вычету до перехода на уплату единого сельхозналога, восстанавливать не нужно:

«8.Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат».

Порядок учета доходов и расходов, при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога, установлен пунктом 6 статьи 346.6 НК РФ.

Налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения, которые в целях исчисления прибыли использовали метод начисления, при переходе на уплату ЕСХН обязаны выполнить следующие правила:

  • на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу по ЕСХН включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН;

В данном пункте речь идет об авансах под предстоящую поставку товаров (работ, услуг), полученных в период применения общего режима налогообложения.

Налогоплательщики, использующие в целях исчисления прибыли метод начисления, определяют доходы в соответствии с требованиями статьи 271 НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 271 НК РФ датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При получении аванса реализации товаров (работ, услуг) не происходит, так как право собственности на товары (работы, услуги) не переходит к покупателю. Следовательно, суммы полученных авансов не признаются у указанных налогоплательщиков доходом.

Поэтому после перехода на ЕСХН эти суммы учитываются в составе доходов в момент фактической реализации товаров (работ, услуг), независимо оттого, что денежные средства поступили до перехода на систему налогообложения для сельхозпроизводителей.

Пример 1.

В 2005 году организацией в период применения общего режима налогообложения, были получены денежные средства в счет предстоящей поставки товаров, на сумму 45 000 рублей.

С 1 января 2006 организация перешла на уплату ЕСХН. Поставка товаров произведена в I квартале 2006 года.

Поскольку полученный в период применения общей системы налогообложения аванс под поставку товаров в сумме 45 000 рублей организацией не был учтен в качестве доходов при исчислении налога на прибыль, организация должна включить указанную сумму в налоговую базу по ЕСХН за I полугодие 2006 года.

  • на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации (подпункт 2 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ).

Для выполнения данного требования налогоплательщик должен воспользоваться данными налоговых регистров амортизируемого имущества.

Пример 2.

Организация ООО «Рассвет» в период использования общего режима налогообложения июле 2005 года приобрела грузовой автомобиль стоимостью 295 000 рублей (в том числе НДС 45 000 рублей) и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию. Находясь на общем режиме, организация являлась налогоплательщиком НДС.

В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», грузовой автомобиль грузоподъемностью 0,5 тонны относится к III амортизационной группе. Срок полезного использования автомобиля — от 3 до 5 лет.

Допустим, что организацией было принято решение, что для целей налогообложения срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Способ начисления амортизации — линейный.

С 1 января 2006 года ООО «Рассвет» перешло на уплату ЕСХН.

На дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражена остаточная стоимость грузового автомобиля, которая составила:

(250 000 рублей – (250 000 рублей / 60 месяцев х 5)) = 229 116,67 рубля.

Что касается основных средств, числящихся у налогоплательщиков, оплата которых будет осуществлена после перехода на уплату ЕСХН, то остаточная стоимость учитывается, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств.

  • не включаются в налоговую базу по ЕСХН денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам главы 25 «налог на прибыль организаций» НК РФ (метод начисления) указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения (подпункт 3 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ);

По методу начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, когда они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, поэтому в случаях, когда доходы были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а денежные средства поступили уже после перехода на уплату ЕСХН во избежание повторного налогообложения эти суммы не включаются в налоговую базу.

Пример 3.

ОАО «Восход» в ноябре 2005 года отгрузило покупателям картофель на сумму 40 000 рублей.

В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения доходы и расходы учитывались методом начисления.

С 1 января 2006 года организация перешла на уплату ЕСХН. Оплата картофеля произведена в феврале 2006 года.

Стоимость отгруженного в ноябре 2005 года картофеля учитывается налогоплательщиком при определении облагаемой базы по налогу на прибыль за 2005 года. Поэтому при расчете налоговой базы по ЕСХН в 2006 года стоимость картофеля в размере 40 000 рублей не учитывается.

  • расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода налогоплательщиков на уплату ЕСХН (подпункт 4 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ);

В соответствии с данным подпунктом расходы, осуществленные налогоплательщиком после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы:

  • на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения,
  • на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода организации на уплату ЕСХН.

Порядок признания расходов при методе начисления указан в статье 272 НК РФ. Если оплата расходов была осуществлена в период применения общей системы налогообложения, но сами расходы не были осуществлены на дату окончания налогового (отчетного) периода, то такие расходы не включались в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому при осуществлении этих расходов после перехода на уплату ЕСХН они учитываются при определении налоговой базы, независимо оттого, что денежные средства не перечисляются в отчетном (налоговом) периоде. К таким расходам, например, может относиться арендная плата, перечисленная за несколько месяцев вперед и другие подобные расходы, которые в бухгалтерском учете отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Расходы, которые осуществляются и оплачиваются в период уплаты ЕСХН, учитываются при определении налоговой базы по кассовому методу.

Пример 4.

ОАО «Восход» приобрело и оплатило в декабре 2005 года корма на сумму 100 000 рублей. При общем режиме налогообложения в целях налогообложения прибыли доходы и расходы учитывались методом начисления.

Корма были израсходованы в первом квартале 2006 года, то есть после перехода на уплату ЕСХН.

В этом случае стоимость кормов в размере 100 000 рублей должна быть учтена при определении налоговой базы по ЕСХН за I полугодие 2006 года, то есть на дату осуществления расходов.

Объясним.

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, порядок определения и признания расходов осуществляют в соответствии с требованиями статьи 346.5 НК РФ. В указанной статье прямо говориться, что материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 254 НК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 254 НК РФ:

«сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких материально-производственных запасов должна соответствовать их оценке при списании».

Из вышесказанного следует, что при определении налоговой базы по ЕСХН организация учитывает расходы в виде стоимости кормов по мере использования их в производстве, то есть именно на дату осуществления расходов.

  • не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату ЕСХН в оплату расходов налогоплательщиков, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ (подпункт 5 пункта 6 статьи 346.6 НК РФ).

Поскольку при методе начисления расходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда фактически уплачиваются денежные средства, то в случаях, если расходы были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а денежные средства выплачены уже после перехода на уплату ЕСХН, во избежание занижения налоговой базы по ЕСХН на суммы, которые были учтены ранее, не уменьшается налоговая база по единому налогу.

Например, расходы на оплату труда, относящиеся к 2005 году, но фактически произведенные в январе 2006 года, учитываются в составе расходов, уменьшающих доходы при применении ЕСХН, в I квартале 2006 года только в случае, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы не были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.

ВОЗВРАТ К ОБЩЕМУ РЕЖИМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.3 НК РФ не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Сделать это можно только с начала следующего календарного года, причем возврат на общий режим налогообложения возможен как в добровольном, так и в обязательном порядке.

Налогоплательщики, уплачивающие единый налог, вправе добровольно перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации в установленный НК РФ срок. Это единственное условие установлено пунктом 6 статьи 346.3. НК РФ. Налогоплательщик, изъявивший желание вернуться на общий режим, должен уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим.

Уведомление об отказе от применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей формы №26.1-4 было утверждено Приказом МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58, который не подлежит применению, как не прошедший государственную регистрацию (Информация Минюста Российской Федерации от 15 августа 2005 года).

Обязательный переход на общий режим налогообложения предусмотрен пунктом 4 статьи 346.3 НК РФ в случае утраты налогоплательщиком статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя. Если по итогам года доля доходов от реализации произведенной сельхозпродукции и (или) выращенной рыбы в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 %, налогоплательщик переводится на общий режим с 1 января года, в котором допущено несоответствие. В этом случае такой налогоплательщик производит перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период.

В пункте 5 статьи 346.3 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны подать в налоговый орган по местонахождению организации заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения. Рекомендуемая форма заявления о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения №26.1-5 была утверждена также Приказом МНС Российской Федерации от 28 января 2004 года №БГ-3-22/58, который не подлежит применению, как не прошедший государственную регистрацию (Информация Минюста Российской Федерации от 15 августа 2005 года).

Заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения необходимо представить в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода, в котором налогоплательщик утратил статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, то есть до 21 января.

Уплату начисленных в результате перерасчета сумм налогов в бюджет необходимо произвести до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по единому налогу (пункт 5 статьи 346.3 НК).

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности, пункт 4 статьи 346.3 НК РФ, освобождает таких налогоплательщиков, утративших статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, от уплаты пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам.

В соответствии с пунктом 8 статьи 346.3 НК РФ при переходе с уплаты ЕСХН на общий режим суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам ЕСХН по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат.

Если организация в период применения спецрежима приобретает, например, основное средство, то сумма НДС, уплаченная при приобретении основного средства, включается ею в состав расходов, учитываемых при обложении ЕСХН. Поэтому при возврате на общий режим налогообложения эта сумма НДС к возмещению из бюджета не предъявляется.

При переходе от ЕСХН к общему режиму налогообложения с использованием в целях налогообложения метода начисления налогоплательщики обязаны выполнить следующие правила (пункт 7 статьи 346.6 НК РФ):

  • не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при уплате ЕСХН (подпункт 1);

Иными словами, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организациями, учитывающими доходы и расходы методом начисления, не учитываются доходы от реализации товаров, отгруженных под полученные суммы авансов, ранее учтенные при уплате ЕСХН (поскольку при ЕСХН – кассовый метод).

Пример 5.

Организация ОАО «Восход» в период уплаты ЕСХН получила в ноябре 2005 года предоплату в счет предстоящих в I квартале 2006 года поставок картофеля. Сумма предоплаты составила 1 000 000 рублей. ОАО «Восход» с 1 января 2006 года перешло на общий режим налогообложения.

Исходя из кассового метода признания доходов при ЕСХН, указанная предоплата в счет предстоящих поставок, была учтена при определении налоговой базы по ЕСХН за 2005 год.

Поэтому при определении налоговой базы по налогу на прибыль за I квартал 2006 года не учитывается сумма дохода от реализации картофеля, отгруженного покупателям в I квартале 2006 года.

  • расходы, осуществленные налогоплательщиками в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы по налогу на прибыль, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов (подпункт 2).

Иными словами, расходы, осуществленные налогоплательщиками после перехода на общий режим налогообложения, учитываются при налогообложении прибыли, даже если их оплата была сделана в период применения ЕСХН.

Пример 6.

Организация ОАО «Урожай», уплачивающая ЕСХН, в ноябре 2005 года осуществила поставщику предоплату стоимости семян в сумме 50 000 рублей.

Семена были поставлены поставщиком в феврале, в этом же месяце приняты к учету, а израсходованы в мае 2006 года.

С 1 января 2006 года организация перешла на общую систему налогообложения.

В этом случае расходы признаются на дату их осуществления, а значит учитываются при определении облагаемой базы по налогу на прибыль за I полугодие 2006 года.

В соответствии с пунктом 8 статьи 346.6 НК РФ при переходе на общий режим налогообложения в налоговом учете, на дату перехода, отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период перехода на уплату ЕСХН, в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с главой 26.1 НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с главой 25 НК РФ, не уменьшают остаточной стоимости основных средств на дату перехода налогоплательщиков на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом в случае перехода на общий режим налогообложения.

Энциклопедия решений. Учет при переходе на ЕСХН с общего режима налогообложения

Учет при переходе на ЕСХН с общего режима налогообложения

Каков порядок перехода на ЕСХН с общего режима налогообложения? Как определить долю дохода от реализации сельхозпродукции? Как правильно учесть доходы и расходы при переходе?

Бухгалтерский учет

При переходе сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату ЕСХН ведение ими бухгалтерского учета осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.

При этом во всех случаях сельскохозяйственные товаропроизводители формируют в системе бухгалтерского учета информацию о доходах и расходах, себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатах по установленным правилам, включая:

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету доходов, расходов и финансовых результатов сельскохозяйственных организаций (утверждены приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 28);

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат на производство и кулькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях (утверждены приказом Минсельхоза России от 06.06.2003 г. N 792);

— Методические рекомендации по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса (утверждены приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654).

Документооборот

Налогоплательщики, желающие перейти на уплату ЕСХН следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога (п. 1 ст. 346.3 НК РФ). Налогоплательщик должны определить, соответствует ли они понятию «сельскохозяйственный производитель». В уведомлении нужно указать данные о доле дохода от реализации сельхозпродукции. Рекомендуемая форма уведомления о переходе на уплату ЕСХН (форма N 26.1-1) утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@.

Внимание

Сельскохозяйственные товаропроизводители — организации и индивидуальные предприниматели, указанные в пп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ (оказывающие вспомогательные услуги сельхозтоваропроизводителям), изъявившие желание перейти на ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ИП о переходе на уплату ЕСХН не позднее 15 февраля 2017 года при соблюдении ими условий, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 N 216-ФЗ.

Переход на ЕСХН осуществляется в добровольном порядке. Это означает, что налоговый орган не должен каким-либо образом подтверждать (либо не подтверждать) правомерность перехода организации (предпринимателя) на этот налоговый режим (см. письма ФНС РФ от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@, от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713).

При нарушении налогоплательщиком установленных сроков подачи уведомления налоговыми органами направляется сообщение о нарушении сроков подачи уведомления о переходе на ЕСХН по форме N 26.1-5, утвержденной приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@.

Пример заполнения Уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (форма N 26.1-1)

Налогообложение

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Плательщики ЕСХН не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ

На уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном главой 26.1 НК РФ, вправе добровольно перейти организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с главой 26.1 НК РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию. В общем доходе от реализации доля дохода от продажи произведенной ими сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, составляет не менее 70%. К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, которые производят сельхозпродукцию и только осуществляют ее первичную переработку.

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ с 1 января 2017 года к сельхозтоваропроизводителям приравнены организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые относятся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, в том числе:

— услуги в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева (посадки);

— услуги в области животноводства в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними.

В общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организаций и ИП, осуществляющих деятельность по оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям, доля дохода от реализации перечисленных услуг должна составлять не менее 70%.

К сельхозпроизводителям относятся также сельскохозяйственные потребительские кооперативы — перерабатывающие сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». При этом доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

В целях ЕСХН сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются (ст. 346.2 НК РФ):

1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ;

2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий (пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ):

— средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;

— в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;

— они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельхозсырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, и доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства или из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяются исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и общей суммы расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

ЧТО ОТНОСИТСЯ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ?

В соответствии с п. 3 ст. 346.2 НК РФ к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2). При этом к сельскохозяйственной продукции относятся уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, а также уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Продукция первичной переработки — это сельскохозяйственная продукция, прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечение дополнительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке или реализуемая потребителям без последующей промышленной переработки. Перечень продукции, относимый к продукции первичной переработки, производимой из сельскохозяйственного сырья собственного производства, приведен в постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 N 458.

КРИТЕРИИ ПЕРЕХОДА НА ЕСХН

На уплату единого сельскохозяйственного налога вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители при соблюдении ими определенных условий (п. 5 ст. 346.2 НК РФ):

1) сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в подпунктах 2 — 4 п. 5 ст. 346.2 НК РФ), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или ИП подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) от оказания услуг, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ,, составляет не менее 70%;

2) сельскохозяйственные товаропроизводители — сельскохозяйственные потребительские кооперативы, если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором они подают заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70%;

3) сельскохозяйственные товаропроизводители — рыбохозяйственные организации, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, если они удовлетворяют следующим условиям:

— в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором эти организации подают заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70%;

— если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);

4) сельскохозяйственные товаропроизводители — рыбохозяйственные организации (за исключением организаций, указанных в пп. 3 п. 5 ст. 346.2 НК РФ) и ИП с начала следующего календарного года, если они удовлетворяют следующим условиям:

— средняя численность работников за каждый из двух календарных лет, предшествующих календарному году, в котором организация или ИП подают заявление о переходе на уплату ЕСХН, не превышает 300 человек;

— в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70%.

НК РФ установлены и иные ограничения при переходе на уплату ЕСХН. Не обладают правом перехода на этот спецрежим (п. 6 ст. 346.2 НК РФ):

— организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров;

— организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

— казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе перейти на уплату ЕСХН в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения, установленные п. 5 ст. 346.2 НК РФ по объему дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (т. п.), определяются исходя из всех осуществляемых этими лицами видов деятельности. При этом в отношении реализации налогоплательщиками ЕСХН произведенной ими сельскохозяйственной продукции (и т.п.) через свои магазины, торговые точки, столовые и полевые кухни система налогообложения в виде ЕНВД в соответствии с главой 26.3 НК РФ не применяется.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕСХН, не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Совмещать ЕСХН с уплатой ЕНВД по отдельным видам деятельности можно, с общим режимом налогообложения или с УСН — нельзя.

РАСЧЕТ ДОЛИ ДОХОДА

Организации, которые планируют переход на ЕСХН, рассчитывают долю доходов за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН.

Для расчета доли дохода от реализации сельхозпродукции общий доход от реализации определяют в порядке, предусмотренном ст. 248 и 249 НК РФ. Доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не учитываются (п. 5 ст. 346.2 НК РФ, письмо Минфина России от 17.02.2009 N 03-11-06/1/07).

Расчет доли доходов от продажи сельскохозяйственной продукции в общем доходе производится по формуле:

где:

— доля дохода от продажи сельхозпродукции, %;

— доход от продажи сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, и (или) от оказания услуг, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, руб.;

— общий доход от реализации, руб.

Воспользуйтесь калькулятором

Итак, при определении общей суммы дохода от реализации учитывается выручка от продажи товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Такая выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ). В общий доход включаются суммы от реализации основных средств (см. письма Минфина России от 27.11.2008 N 03-11-04/1/25 и УФНС России по г. Москве от 07.06.2007 N 18-12/3/052820@). Однако в арбитражной практике встречается другая точка зрения: при подсчете доли доходов от реализации продукции сельхозназначения в общий объем доходов от реализации включать выручку от продажи основных средств не следует (постановления ФАС Московского округа от 17.07.2007 N КА-А41/5699-07 и от 29.12.2008 N КА-А41/12530-08).

Также в общий доход от реализации следует включать выручку от продажи имущественных прав (см. письмо Минфина России от 23.12.2008 N 03-11-04/1/31) и реализации акций (долей в уставном капитале) других организаций (см. письмо Минфина России от 17.02.2008 N 03-11-06/1/07).

Не учитываются внереализационные поступления, названные в ст. 250 НК РФ. В частности, это:

— суммы упущенной выгоды, компенсации убытков и затрат в связи с изъятием или временным занятием земель (см. письма Минфина России от 27.06.2013 N 03-11-11/24463, от 27.02.2009 N 03-11-06/1/09);

— доходы от участия в договоре простого товарищества (см. письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-11-06/1/31);

— дивиденды (см. письмо Минфина России от 17.02.2009 N 03-11-06/1/07);

— доходы от аренды, которая не является для организации основным видом деятельности (см. письмо Минфина России от 18.04.2013 N 03-11-06/1/13282).

Налогоплательщики, которые осуществляют не только первичную, но и последующую (промышленную) переработку продукции, должны использовать в расчете доход от реализации продукции первичной переработки. Порядок расчета установлен п. 2.2 ст. 346.2 НК РФ. Доля дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе определяется исходя из соотношения расходов на производство сельхозпродукции и ее первичную переработку и общей суммы расходов на производство продукции из произведенного сельхозсырья.

В общем случае формула для расчета дохода от реализации продукции первичной переработки выглядит так:

,

где:

— доля доходов от реализации продукции первичной переработки, %;

— доходы от реализации продукции промышленной переработки, руб.;

— расходы на производство сельхозпродукции, руб.;

— расходы на производство продукции первичной переработки, руб.;

— расходы на производство продукции промышленной переработки, руб.

— общий доход от реализации, руб.

Воспользуйтесь калькулятором

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

В ст. 346.6 НК РФ урегулированы вопросы, связанные с исчислением налоговой базы при переходе на уплату ЕСХН и при возврате на общую систему налогообложения. Налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начисления, при переходе на уплату ЕСХН руководствуются следующими правилами:

— на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН;

— не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

— расходы, осуществленные организацией после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода организации на уплату ЕСХН;

— не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату ЕСХН в оплату расходов организации, если до перехода такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

— материальные расходы и расходы на оплату труда, относящиеся к незавершенному производству на дату перехода на уплату ЕСХН, оплаченные до перехода, учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в отчетном (налоговом) периоде изготовления готовой продукции;

— затраты на приобретение квот (долей) добычи (вылова) водных биологических ресурсов, фактически оплаченные до перехода на уплату ЕСХН и не отнесенные на расходы при определении налоговой базы, включаются в налоговую базу на дату перехода на уплату ЕСХН.

Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН (п. 5 ст. 346.6 НК РФ).

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И НМА ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЕСХН

Согласно п. 6.1 ст. 346.6 НК РФ при переходе организации на уплату ЕСХН в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на уплату ЕСХН, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

При переходе на уплату ЕСХН организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с п. 3 ст. 346.25 НК РФ.

При переходе на уплату ЕСХН организацией, применяющей систему налогообложения в виде ЕНВД, в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на уплату ЕСХН, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде ЕНВД.

НДС ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЕСХН С ОБЩЕГО РЕЖИМА

В отличие от налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, НДС, принятый к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным до перехода на ЕСХН, восстанавливать не должны (п. 8 ст. 346.3 НК РФ).

Порядок восстановления возмещенных ранее сумм НДС, предусмотренный п. 3 ст. 170 НК РФ, не распространяется на налогоплательщиков, которые переходят на уплату ЕСХН в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

Пример

Организация, применяющая общий режим налогообложения, выращивает сельхозпродукцию, производит ее первичную переработку, а затем полученное сырье перерабатывает промышленным способом в готовую продукцию. С нового года организация собирается перейти на уплату ЕСХН.

За текущий год расходы на выращивание сельхозпродукции составили 700 000 руб., расходы на первичную переработку — 300 000 руб., расходы на производство готовой продукции — 500 000 руб. Доходы от реализации составили 2 000 000 руб., в том числе доходы от реализации готовой продукции — 1 900 000 руб., а 100 000 руб. — доходы от прочей реализации. Необработанное и первично переработанное сельхозсырье не реализовывалось.

Рассчитаем по формуле, какую долю составляют доходы от реализации продукции первичной переработки в в общей сумме дохода от реализации:

Переход на уплату ЕСХН

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Процедура перехода на ЕСХН

Для перехода на уплату ЕСХН организации и ИП подают уведомление в налоговый орган.

Форма уведомления утверждена Приказом ФНС от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@ «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Лица, не уведомившие о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленные сроки, не признаются налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога. В таком случае они считаются применяющими ОСНО.

Подача уведомления

Сроки подачи уведомления (п. 2 ст. 346.3 НК)

Применение режима**

Действующий ИП

Налоговый орган по месту жительства

до 31 декабря* текущего года

С 1 января следующего года

Вновь созданный ИП

В течение 30 дней с даты постановки на учет

С даты постановки на учет

Действующая организация

Налоговый орган по месту нахождения

до 31 декабря* текущего года

С 1 января следующего года

Вновь созданная организация

В течение 30 дней с даты постановки на учет

С даты постановки на учет

* с учетом праздничных и выходных дней

**Налогоплательщики не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения (кроме случаев, когда не соблюдаются условия применения ЕСХН). Налоговый период ЕСХН — календарный год.

Не вправе переходить на уплату ЕСХН

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.
  2. Организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр.
  3. Казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Условия перехода на уплату ЕСХН

Действующие сельхозтоваропроизводители (организации и ИП)

Сельхозтоваропроизводители

Условия

сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, рыбохозяйственных организаций, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, рыбохозяйственных организаций)

Период: календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН

В общем доходе от реализации ТРУ

  • доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая:
  • продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства
  • доходы от оказания услуг в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции

Доля дохода: не менее 70%

сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Период: календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН

В общем доходе от реализации ТРУ:

  • доходы от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов
    • включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов,
  • доходы от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов

Доля дохода: не менее 70%

рыбохозяйственные организации, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями

Период: календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается уведомление о переходе на уплату ЕСХН

В общем доходе от реализации ТРУ:

  • доходы от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов

Доля дохода: не менее 70%

Осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера)

Вновь созданные в текущем году сельхозтоваропроизводители (организации и ИП)
при переходе с начала следующего года:

Организации — сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, рыбохозяйственных организаций)

Период: последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима

В общем доходе от реализации ТРУ:

  • доходы от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая:
  • продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства

Доля дохода: не менее 70%

сельскохозяйственные потребительские кооперативы

Период: последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима

В общем доходе от реализации ТРУ:

  • доходы от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов
    • включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов,
  • доходы от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов

Доля дохода: не менее 70%

рыбохозяйственные организации или ИП

Период: последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима

Численность работников:

  • средняя численность работников не превышает 300 человек
  • данная норма не распространяется на градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации

В общем доходе от реализации ТРУ:

  • доходы от реализации выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов, включая продукцию их первичной переработки, произведенную собственными силами из выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов

Доля дохода: не менее 70%

Осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера)

индивидуальные предприниматели (кроме рыбохозяйственных ИП)

Период: до 1 октября текущего года

В общем доходе от реализации ТРУ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности:

  • доходы от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства

Доля дохода: не менее 70%

Таким образом, главным условием, позволяющим применять систему налогообложения в виде ЕСХН, является осуществление налогоплательщиком процесса производства сельхозпродукции, а также получения доходов от ее реализации.

Как можно потерять право применять ЕСХН

В Письме ФНС РФ от 24.11.2010 № ШС-37-3/16198@ «Об утрате статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя» пунктом 4 статьи 346.3 и пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, в частности, установлено, что если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика ЕСХН от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации ТРУ составила менее 70%, а также если отсутствуют доходы от реализации произведенной сельхозпродукции, то налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение вышеуказанного ограничения, а для вновь зарегистрированных налогоплательщиков — с момента постановки на учет в налоговом органе.

Налогоплательщик может утратить право на применение спецрежима ЕСХН и в том случае, если не получил выручку по независящим от него причинам, например, в связи с гибелью посевов из-за аномальных погодных условий (Письмо ФНС РФ от 27.07.2011 № ЕД-4-3/12168@). Судебная практика не так однозначна и есть решения судов, в которых говорится, что отсутствие дохода не является основанием для утраты права на уплату сельхозналога (определение ВАС РФ от 24.08.2010 № ВАС-11485/10). Кроме того, если хозяйство не имело в первом полугодии доходов, то это еще не означает, что оно утратило право на продолжение применения спецрежима, так как год еще не закончился (Письмо МФ РФ от 15.12.2008 № 03-11-04/1/28). Тем не менее возможность продолжения уплаты ЕСХН в следующем году при отсутствии доходов в текущем году предусмотрена лишь для хозяйств, вновь созданных в этом году (подп. 1 п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ, Письмо МФ РФ от 28.01.2013 № 03-11-09/11).

Если по итогам налогового периода выясняется, что налогоплательщик не соответствует условиям применения ЕСХН, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. Тогда налогоплательщик в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств, как для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП:

  • по НДС;
  • по налогу на прибыль организаций;
  • по НДФЛ;
  • по налогу на имущество организаций;
  • по налогу на имущество физических лиц.

Пени рассчитываются и уплачиваются за несвоевременную уплату этих налогов и авансовых платежей по ним в следующем порядке:

  • если налогоплательщик, утративший право на применение ЕСХН, не произвел перерасчет своих налоговых обязательств, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока перерасчета подлежащих уплате сумм налогов;
  • если налогоплательщик нарушил требования, установленные для перехода на уплату ЕСХН, и необоснованно применял данный спецрежим, то пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) в соответствии с общим режимом налогообложения, начиная со дня, следующего за днем уплаты соответствующего налога (авансового платежа по налогу).

Добровольно перейти с ЕСХН на иной режим налогообложения налогоплательщик вправе только с начала календарного года. Для этого необходимо уведомить налоговый орган о своем намерении перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения не позднее 15 января года, в котором предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, вправе вернуться обратно, но не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Пример:

Организация уплачивала ЕСХН в 2014, 2015 и 2016 годах. По истечении налогового периода 2016 г. организация утратила право на уплату ЕСХН, т.к. было нарушено требование пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, т.е. доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в общем объеме доходов от реализации ТРУ за налоговый период составила менее 70%.

За 2016 год организация пересчитала все налоговые обязательства по налогам, уплачиваемым при ОСНО и полностью внесла их в бюджет. Вправе ли организация перейти на уплату ЕСХН с 2018 года?

Решение:

Для перехода на ЕСХН с 2018 года сельхозтоваропроизводители в заявлении о переходе на уплату ЕСХН, представляемом в налоговый орган в конце 2017 года, указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции в общем объеме доходов от реализации ТРУ за 2016 год. Если эта доля составила менее 70%, то такая организация не вправе перейти на уплату ЕСХН с 2018 года. В данном примере доля составила менее 70%, следовательно, организация будет вправе перейти на уплату ЕСХН при условии выполнения всех требований и ограничений только с 2019 года.

Если налогоплательщиком принято решение о прекращении деятельности, по которой уплачивался ЕСХН, то он обязан уведомить ИФНС о прекращении такой деятельности в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности, по форме № 26.1-7 (утв. Приказом ФНС РФ от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@ «Об утверждении форм документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей»).

Если вы уже применяете ЕСХН или планируете перейти на этот режим, то советуем поучаствовать в вебинаре «ЕСХН в 2018 году».

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Челябинск)

При регистрации ООО перешли на ЕСХН, но сейчас сомневаемся, что будут выполняться все условия по товаропроиводству и переработке с/х продукции. Возможно ли перейти на УСН с 01.01.2010г.?

В соответствии с п. 6 ст. 346.3 НК РФ налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Таким образом, налогоплательщик, применяющий систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вправе перейти на иной режим налогообложения, что означает право перехода также на упрощенную систему налогообложения. На это указал и Минфин России в Письме от 29.06.2006 N 03-11-04/1/10. Данным правом налогоплательщики наделены с 1 января 2007 г. в связи со вступлением в силу положений Федерального закона от 13.03.2006 N 39-ФЗ.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Однако следует также обратить внимание, что при утрате права на применение единого сельскохозяйственного налога налогоплательщик не может перейти сразу на упрощенную систему налогообложения, так как работать на этом спецрежиме можно только с начала налогового периода, то есть следующего календарного года. Поэтому перейти на УСН Ваша организация сможет только с 01.01.2011 г.

Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога нормами гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый переход на упрощенный налоговый режим. Это означает, что в соответствии с положениями ст. 346.13 организация или индивидуальный предприниматель — плательщики ЕСХН должны подать в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году применения упрощенной системы налогообложения, заявление о переходе в соответствии с нормами гл. 26.2.

При переходе на УСН деятельность налогоплательщика должна соответствовать критериям, установленным положениями ст. 346.12НК РФ. Одним из условий применения упрощенной системы налогообложения является соблюдение предельного размера доходов по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на указанный спецрежим. С 1 января 2010 г. данный лимит составляет 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ).

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Кроме того, помимо доходного ограничения сельскохозяйственный производитель, решивший сменить налоговый режим, должен отвечать и иным критериям, установленным для применения упрощенной системы налогообложения. К ним, в частности, относятся среднесписочная численность сотрудников организации за отчетный (налоговый) период, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов и прочие критерии.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

>Можно ли организация, применяющая ЕСХН перейти на УСН и не утратить статуса сельхозпроизводителя

Вопрос

Организация применяет ЕСХН, с 2019 планирует перейти на УСН. Являемся с/х производителями, можем ли мы применять УСН (по критериям подходим), и не потеряем ли мы статус с/х производителя.

Ответ

Организация, применяющая ЕСХН, вправе отказаться от данного спецрежима по собственной инициативе и перейти на УСН. При этом о добровольном отказе от ЕСХН нужно уведомить налоговую инспекцию по местонахождению организации (п. 6 ст. 346.3 НК РФ). Это нужно сделать не позднее 15 января года, начиная с которого организация планирует применять упрощенную систему налогообложения.

Сельхозпроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов. Таким образом, переход организации на УСН не приведет к утрате статуса сельхозпроизводителя.

Заявление о переходе на ЕСХН, форма №26.1-1

Одним из более выгодных льготных режимов для производителей сельхозпродукции является ЕСНХ. Выбирая его, хозяйственный субъект должен точно знать, что он соответствует установленным критериям, а самое главное – выпуск данного товара не связан с переработкой такой продукции. Чтобы применять эту систему нужно оформить заявление о переходе на ЕСХН.

Сроки предоставления заявления

Порядок использования и процедура перехода устанавливаются НК РФ. Согласно этим нормам права, ЕСНХ можно начать использовать либо с 1 января нового года, либо с момента постановки на учет в ИФНС.

В первом случае, хозяйствующему субъекту необходимо направить до 31 декабря года, предшествующего началу применения данного режима, заявление, приказом ФНС для которого предусмотрена определенная форма №26.1-1.

Основным критерием возможности смены системы налогообложения на сельхозналог является величина – доли выручки от реализации сельхозпродукции, она должна быть не менее 70 %.

Новые компании и предприниматели имеют право начать применение ЕСНХ с момента регистрации ИП или ООО, а также выбрать его в течение 30 дней с даты регистрации в налоговой. В этом случае переход на ЕСНХ осуществляется также по заявлению 26.1-1.

Предприятия подают эту форму по месту своего нахождения, а предприниматели – по адресу прописки.

Для заполнения документа можно использовать программы по бухучету или специализированные интернет-сервисы. Также организации и ИП имеют право приобрести бланк в типографии или распечатать его на компьютере и заполнить от руки, соблюдая установленные требования и правила.

Заявление подается в налоговую лично, либо через почту или электронный канал связи. В первом случае может сдавать форму 26.1-1 уполномоченное лицо (ИП или директор) или представитель по доверенности, которую необходимо прикладывать к заявлению.

Сменить ЕСНХ на другой режим хозяйствующий субъект имеет право только по окончании текущего года, для этого он должен подать соответствующее заявление до 15 января следующего года.

Образец заполнения заявления форма №26.1-1

В верхней части бланка заполняются поля с ИНН и КПП. Если заявление подает фирма, то она вписывает значения в оба поля, а две пустые клетки, оставшиеся в поле ИНН нужно прочеркнуть. Если документ составляется от лица предпринимателя, у которого нет КПП — это поле полностью прочеркивается. После заголовка заявления нужно вписать 4-значный код налоговой службы, в который оно направляется.

Справа указывается необходимый признак заявителя:

  • «1» – если документ подается при регистрации фирмы или ИП.
  • «2» – если документ подает повторно созданные компания или предприниматель в срок до 30 дней с факта регистрации.
  • «3» – при переходе с другой налоговой системы.

Затем вписываются полные Ф.И.О. предпринимателя или наименование фирмы. Все пустые клетки в данном блоке нужно пометить «-«.

Следующим этапом указывается с какого именно момента производится переход на ЕСХН. Для этого используется два кода:

  • «1» – с 1 января, и нужно указать с какого именно года (Код «1» могут использовать те заявители, которые указали ранее признак «3»).
  • «2» – с даты постановки на учет в налоговой службе (новые и вновь открытые налогоплательщики используют код «2».) Код «1» могут использовать те заявители, которые указали ранее признак.
  • «3» – переход с другой системы.

Все пустые клетки помечаются знаком «-«.

ИП и фирмы, которые указали ранее признак «3» должны вписывать ниже процент доходов от продаж сельхозпродукции, а также на какой момент эта доля рассчитана: «1» – по итогам предыдущего года, если производится переход с другого режима; «2» – по итогам последнего периода отчета для налогоплательщиков, занимающихся ловлей рыбы и желающих перейти с 1 января следующего года; «3» – для предпринимателей до 1 октября текущего года, переходящих с начала следующего года.

Если заявление подается не лично ИП или директором фирмы, а представителем, нужно указать на скольких листах прикладываются подтверждавшие права документы.

Далее бланк делится да две части, заполнить нужно все, что слева. Здесь указывается кем подается заявление: «1» – лично, «2» – представителем, вписать полные Ф.И.О. подающего лица, его номер телефона, поставить дату и подпись. Если заявление подает представитель, то здесь же указывается наименование подтверждающего полномочия документа. Все пустые клетки в этой части бланка помечаются прочерком.

Бланк заявления по форме 26.1-1

Скачать бланк заявления по форме 26.1-1 в формате Excel.

Скачать бланк заявления о переходе на ЕСХН в формате Pdf.

Скачать образец заполнения бланк 26.1-1 в формате Excel.

Уведомление заполняется заявителем самостоятельно, кроме раздела «Заполняется работником налогового органа».

Строки «ИНН» и «КПП» заполняются автоматически из карточки регистрации клиента в системе «СБИС», кроме случая, когда заявитель подает уведомление вместе с документами на государственную регистрацию. Порядковый номер страницы также указывается автоматически.

В поле «Представляется в налоговый орган» указывается код налогового органа, в который подается уведомление.

В поле «Признак заявителя (код)» из перечня выбирается соответствующий код:

  • «1» — если уведомление подается заявителем одновременно с документами на государственную регистрацию;
  • «2» — если уведомление подают вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП;
  • «3» — если уведомление подают организации и ИП, переходящие с других налоговых режимов.

В поле «В соответствии с положениями статей 346.2 и 346.3 главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации» указывается наименование организации в соответствии с учредительными документами либо фамилия, имя и отчество (при наличии) ИП в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

В поле после слов «переходит на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» делается отметка об указании периода, начиная с которого организация или ИП переходят на данный режим налогообложения. Если заявитель переходит на уплату ЕСХН с 1 января, то делается отметка «1», если с даты постановки на налоговый учет, то – «2».

Внимание! Данная отметка проставляется автоматически при выборе соответствующего кода в поле «Признак заявителя (код)». При этом если заявитель указал признак с кодами «1» или «2», то автоматически делается отметка «2». Если же организация или ИП указывают признак «3», то делается отметка «1» и заявителю в этом случае необходимо проставить календарный год, начиная с которого осуществляется переход.

Внимание! Поле «Доля доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг) составляет __ процентов за период» заполняется только организациями и ИП, выбравшими признак заявителя с кодом «3». Эти заявители указывают в соответствующих полях долю доходов и период, за который рассчитана эта доля.

Внимание! Для перехода на специальный режим в виде ЕСХН доля доходов должна составлять не менее 70%.

В поле «На 1 странице с приложением подтверждающего документа или его копии на __ листах» отражается количество листов документа или его копии, подтверждающей полномочия представителя заявителя (если уведомление подает представитель организации или ИП).

В разделе «Достоверность и полноту сведений подтверждаю: » указывается:

«1» — если уведомление представляет организация или ИП,

«2» — если документ подается представителем организации или ИП. При этом указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя и прилагается копия указанного документа.

В поле «фамилия, имя, отчество полностью» указывается ФИО руководителя или иного представителя заявителя.

При заполнении поля «Номер контактного телефона» указывается номер телефона, по которому можно связаться с заявителем.

Также автоматически указывается дата составления уведомления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *