К характеристикам эффективного педагога относится

УДК 378.01 ББК 4481+4481.4

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

Н.А. Плотникова, И.В. Пичугина*

Кубанский государственный университет, филиал в г. Армавире, *Южно-Уральский государственный университет, филиал в г. Миассе

EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

N.A. Plotnikova, I.V. Pichugina*

Armavir Branch of the Kuban State University,

*Miass Branch of the South Ural State University

Рассматриваются особенности педагогической деятельности, осуществлен подробный анализ существующих подходов к педагогической деятельности; определены критерии эффективности педагогической деятельности; осуществлен анализ исследования по критерию восприятия участниками педагогического процесса.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, модель педагогической деятельности, критерии эффективности педагогической деятельности.

Эффективность педагогической деятельности является одним из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ педагогической деятельности заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве.

В работе В .Я. Лифшица и Н.Н. Нечаева представлен подробный анализ существующих подходов к педагогической деятельности (структурный, функциональный, динамический, системный) .

Структурный подход позволяет осуществить многоуровневый анализ этой деятельности и охватывает социологическую, психологическую и педагогическую стороны труда преподавателя высшей школы. Социологический анализ структуры представлен исследованиями, разделяющими педагогическую деятельность на различные ее типы (исследовательская и собственно педагогическая деятельность, политическая, психологическая, методическая и пр.) .

Психологический анализ выделяет взаимосвязь действий преподавателя, направленных на решение педагогических задач. Так, в рамках модели педагогической деятельности

Н.В. Кузьминой выделяется пять структурных составляющих: субъект педагогического воздействия; объект педагогического воздействия; предмет их совместной деятельности; цели обучения и средства педагогической коммуникации .

В данной модели были обозначены пять функциональных компонентов: гностический; проектировочный; конструктивный; организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

Проектировочный компонент включает в

себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.

Необходимо подчеркнуть, что все компоненты данной модели часто описываются через систему соответствующих умений учителя. Представленные компоненты не только взаимосвязаны, но и в значительной степени пересекаются .

В исследованиях В.А. Сластенина структура педагогической деятельности предполагает учет личностных и профессиональных педагогических качеств, основных требований к психолого-педагогической подготовке, содержанию методической подготовки по специальности, объему и содержанию специальной подготовки .

В модели педагогической деятельности, предложенной Н.Ф.Талызиной, параметрами служат первостепенные педагогические задачи и соответствующие им умения .

В рамках функционального подхода к изучению педагогической деятельности деятельность преподавателя рассматривается в виде системы функций и функциональных характеристик: описываются предметные и педагогические умения, знания, требования к педагогической профессии .

Динамический подход рассматривает развитие педагога с позиций постановки новых задач, совершенствования человеческой личности, уровней мастерства, обоснования системности действий педагогов-мастеров . Динамику роста педагогического мастерства авторы видят в улучшении умения проектировать учебно-воспитательный процесс, в изменении стоящих задач, в постоянном самообразовании, изменении целей.

Авторы системного анализа педагогической деятельности в качестве ее элементов рассматривают эталон специалиста, деятельность объекта педагогической деятельности (учащегося), деятельность субъекта (преподавателя), деятельность педагога, повышающего свою квалификацию . В качестве конечной цели выступает эталон специалиста, отраженный в модели его профессиональной деятельности, которую должен достичь студент. Преподаватель способствует достижению результата. Таким образом, задачей педагога являются действия студента, которыми тот достигает цели и способы ее достижения. Тогда развивающаяся педагогическая деятельность — это деятельность преподавателя, обеспечивающая развитие студента, развитие самого педагога и постоянно учитывающая изменения социальных требований, к подготовке специалистов .

Педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Она совместна уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: учитель, преподаватель; ученик, студент. Педагогическая деятельность строится по законам общения. Благодаря педагогическому общению создаются условия для совершенствования преподавателя и студента, для достижения конечных целей, предусмотренных в модели специалиста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с такими критериями эффективности обучения, как степень достижения учебных целей, выживаемость знаний и умений, затраты времени, трудность-легкость учения, продуктивность, результативность и прочность усвоения, количество допущенных ошибок, время, затраченное на достижение учебных целей, отношение учащихся к программе обучения и др., — выделяют психологические и социально-психологические аспекты эффективности обучения .

К психологическим критериям относят критерии мотивации, интереса и удовлетворенности результатами учебной деятельности . В качестве критерия социально-психологи-ческой эффективности обучения рассматривают позитивную динамику общительности, коммуникативной готовности, доброжелательности, интереса к товарищам по группе, их нуждам, желаниям, эмоциональным состояниям .

Обследование преподавателей высшей школы выявило бедность их арсенала средств

Теория и методика профессионального образования

и способов педагогического воздействия. Вузовский педагог нередко затрудняется четко сформулировать цели педагогического воздействия, перевести общие педагогические принципы на язык конкретных педагогических задач. Он, как правило, отлично владеет специальным предметом, но недостаточно свободно умеет обеспечить усвоение. Многие преподаватели объясняют отсутствие результатов обучения слабым контингентом учащихся, их нежеланием учиться, малым количеством часов, отводимых на изучение предмета, а не недостатками в собственной педагогической деятельности .

Преподаватели рассматривают в качестве главной составляющей педагогической деятельности знание предмета и далее в порядке уменьшения значимости они выделяют: умение преподнести материал; умение установить контакт с аудиторией; внешность; обаяние; мастерство устной речи; культуру поведения; умение пользоваться доской; умение увязывать материал с будущей профессиональной деятельностью; умение побуждать аудиторию мыслить, провоцировать вопросы; умение рационально планировать и использовать время на занятии . Таким образом, непонимание преподавателями вуза целей и средств своей деятельности ведет к снижению эффективности педагогической деятельности.

Нами было проведено исследование с целью выяснения, как же воспринимают друг друга участники педагогического процесса -преподаватели и студенты. В исследовании приняли участие 23 преподавателя и 70 студентов.

Студентам и преподавателям был задан следующий вопрос: «Считаете ли необходимым, чтобы преподаватели, ведущие учебный процесс, учитывали характер сложившихся в учебных группах межличностных взаимоотношений?». «Да» — 85 % ответов студентов и 50 % ответов преподавателей. «Иногда» — 0 % студентов и 26 % преподавателей. «Нет» — 15 % студентов, 24 % преподавателя.

Преподавателям был задан вопрос: «Устраивают ли Вас учебные группы?». 20 % ответили, что устраивают, 58 % — не всегда, 22 % — нет.

Студенты, отвечая на данный вопрос, распределились следующим образом: устраивают — 56 %, не всегда -33%и11%- нет.

Преподавателям было предложено пере-числить причины, по которым учебные груп-

пы их не устраивают. По мнению преподавателей, это слабая профессиональная подготовка студентов, их низкий уровень воспитанности, отсутствие желания учиться. Таким образом, преподаватели выделяют внешние по отношению к своей педагогической деятельности факторы.

В то же время студенты, выявляя причины неудовлетворенности своей учебной группой, выделяют следующие: слабый набор, несовершенная работа актива группы, а также слабый уровень воспитательной работы, проводимой преподавателями. Таким образом, студенты как и преподаватели выделяют внешние факторы педагогической деятельности.

Исходя из вышесказанного, перспективным является направление, связанное с применением принципов системного подхода к анализу педагогической деятельности и построения моделей этой деятельности. Педагогическая деятельность — это деятельность не индивидуальная, а совместная. Она совместна уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: преподаватель и студент. Студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним, а с целой группой преподавателей. Их педагогическая деятельность оказывается наиболее эффективной тогда, когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной. Высшим критерием такой согласованности является взаимодействие преподавателей между собой, направленное на достижение конечной цели, каковой является вовсе не методическое совершенство процесса, а личность студента — его развитие, обучение и воспитание.

Таким образом, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам студент, развитие его личности, способностей и компетентности, которые позволяют судить о ее эффективности.

Литература

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. — М; Просвещение, 1980. -267 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов/Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Изд-во «Пите», 2000. — 304 с.

3. Карпенко, Л.А. Теоретические и практические подходы к определению эффективности обучения: критерии эффективности// Повышение эффективности психолого-педа-

гогической подготовки преподавателей вузов / Л. А. Карпенко. — М.: Просвещение, 1988. -273 с.

5. Сластенин, В.А. Профессиональная

6. Талызина, Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста /Н.Ф. Талызина. -М.: Просвещение, 1986. — 243 с.

7. Творогова, Н.Д. Общение: диагностика и управление / Н.Д. Творогова. — МСмысл, 2002.-246 с.

Меню страницы

Проверка файлов
Загрузка файлов
Целостность скрипта

Страница «Контроль файлов» используется для осуществления контроля за изменением файлов в системе. Вы можете ввести известное только вам слово или строку и произвести расчёт контрольных сумм всех файлов, расположенных на вашем сайте. Введенное слово нигде не сохраняется. Полученный журнал (файл с верификационными данными) рекомендуется сохранять на локальном компьютере, чтобы исключить его потерю. В дальнейшем если при выполнении контроля файлов будет определено, что текущее состояние системы не соответствует исходному (сохраненному в файле с верификационными данными), это может означать, что проверяемые файлы могли быть подвергнуты нежелательному изменению.

Перейти на страницу контроля файлов можно из административного меню: Настройки > Инструменты > Контроль файлов. Для удобства работы страница разделена на закладки, на каждой из которых выполняется определённый набор действий.

Закладка «Проверка файлов»

Форма «Проверка файлов» служит для сбора информации о файлах сайта и последующей проверки неизменности этих файлов со времени последнего запуска скрипта контроля целостности файлов.

Поле Описание
*Пароль Пароль, используемый при сборе информации о текущем состоянии системы. В дальнейшем указанный пароль будет использоваться для выполнения контроля файлов.
Пароль должен состоять только из символов латинского алфавита и цифр. Рекомендуемая длина пароля не менее 10 символов.
*Пароль ещё раз Подтверждение пароля.
*Обработать папки В этом поле выбираются директории, участвующие в контроле.

  • Ядро продукта (папка /bitrix/modules/);
  • Служебная область (папка /bitrix/, за исключением /bitrix/modules/ и /bitrix/cache/);
  • Публичная часть (все папки сайта, за исключением /bitrix/ и /upload/).

Кнопки управления

Кнопка Описание
Собрать информацию о файлах Переход к сбору информации о выбранных файлах.
Проверить файлы Выполнение проверки (контроля) файлов, информация о которых была собрана ранее. Кнопка отображается после загрузки файла с верификационными данными.

Закладка «Загрузка файла»

Форма «Загрузка файла» служит для загрузки и выгрузки файла с верификационными данными, т.е. с данными о состоянии файлов системы.

Поле Описание
Поле с информацией о созданном файле с верификационными данными и ссылкой для выгрузки файла на локальный компьютер. Данное поле отображается после выполнения сбора информации о файлах системы.
Примечание: Для исключения возможности нежелательного изменения файл с верификационными данными рекомендуется хранить вне системы, например, на локальном компьютере.
Файл с верификационными данными Для выполнения контроля предварительно нужно загрузить данные об исходном состоянии файлов системы. С помощью кнопки «Обзор» в данном поле указывается имя и путь к загружаемому файлу.
Распаковать из архива (tar.gz) Если на сайте доступна библиотека Zlib, то установка флага в данное поле позволяет:

  • выполнять автоматическую архивацию выгружаемого на локальный компьютер файла с верификационными данными;
  • автоматически распаковывать загружаемый в систему файл с верификационными данными.
Кнопка Описание
Загрузить файл Выполнение загрузки файла с верификационными данными.

Закладка «Целостность скрипта»

Форма «Целостность скрипта контроля» служит для проверки целостности самого скрипта контроля целостности файлов.

При первом запуске скрипта введите в эту форму произвольный пароль, а так же произвольное кодовое (ключевое) слово, и нажмите на кнопку «Установить новый ключ». При повторных запусках скрипта введите в этой форме заданный при установке ключа пароль.

Поле Описание
*Пароль Пароль для проверки целостности скрипта. Состоит из латинских букв и цифр. Рекомендуемая длина пароля не менее 10 символов.
*Пароль ещё раз Подтверждение пароля.
*Новый ключ Произвольное кодовое слово (отличное от пароля), для идентификации возможных изменений скрипта.
Кнопка Описание
Установить новый ключ Задание нового кодового слова для проверки целостности скрипта.
Проверить целостность скрипта Выполнение проверки целостности скрипта.
В сообщении о результатах проверки скрипт должен указать кодовое слово, которое вы ввели при установке ключа. Если вы не увидели своего кодового слова в сообщении о результатах проверки, то скрипт контроля целостности файлов скомпрометирован (т.е. он был изменен и его результатам доверять нельзя).

Важно! Если вы установили обновления через Систему обновлений и скрипт контроля целостности файлов при этом обновился, то необходимо заново установить ключ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *