Излишне уплаченный налог

Содержание

Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.

При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.

Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.

Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.

Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно – нужно доплатить налог и пени за просрочку.

Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.

Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:

  • налогов,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,

регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.

В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.

ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.

  • Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:
  • зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
  • зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
  • зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
  • либо возврату налогоплательщику.

Зачет сумм излишне уплаченных:

  • федеральных налогов и сборов,
  • региональных и местных налогов,

производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.

*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:

  • по налогам,
  • сборам,
  • пеням,
  • штрафам.

Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны — налоговым органом, с другой — налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

Решение:

  • о зачете,
  • возврате,

суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):

  • со дня получения заявления,
  • или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).

В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:

  • недоимки по иным налогам,
  • задолженности по пеням, штрафам,

подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:

  • со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
  • или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),

либо — со дня вступления в силу решения суда.

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:

  • недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • задолженности по соответствующим пеням, штрафам,

производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Обратите внимание:Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).

При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:

  • с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
  • с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).

«Уплата:

  • ежемесячных авансовых платежей,
  • авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,

производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.

Указанное сообщение передается:

  • руководителю организации,
  • физическому лицу,
  • их представителям,

лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.

При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней и штрафов,

и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:

  • недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • задолженности по соответствующим пеням, штрафам,

подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано:

  • в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ*, процентов на эту сумму.

* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.

Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:

«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога — путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,

и распространяются:

  • на налоговых агентов,
  • плательщиков сборов,
  • ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Излишняя уплата или излишнее взыскание налогов

Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.

Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:

  • в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.

* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие – излишне уплаченными?

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:

  • Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.

При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет – самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.

  • Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.

Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.

Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:

«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:

  • на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
  • либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности:

  • самостоятельно налогоплательщиком,
  • либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,

правового значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.

Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Абзац третий утратил силу.

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

Комментарий к Ст. 78 НК РФ

Статья 78 НК РФ устанавливает правила зачета или возврата излишне уплаченных налогов, штрафов, пеней.

Исходя из толкования ст. 78 НК РФ суммой излишне уплаченного налога, пени, штрафа признается сумма, которая уплачена налогоплательщиком (налоговым агентом) при отсутствии у него обязанности по ее уплате (Постановление ФАС Уральского округа от 23 января 2014 г. N Ф09-14160/13).

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем, и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом в п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

То есть из положений п. 1 ст. 78 НК РФ следует, что они применяются в случаях излишней уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, т.е. налогов, установленных ст. ст. 13 — 15 НК РФ.

Таким образом, в силу абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ зачет федеральных налогов производится в счет федеральных налогов, региональных — в счет региональных, местных — в счет местных.

Например, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 13 и п. 1 ст. 14 НК РФ НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций — региональным, сумма излишне уплаченного налогоплательщиком НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Хотя при этом на основании п. 6 ст. 78 НК РФ налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС (Письмо Минфина России от 30 декабря 2011 г. N 03-07-11/362).

При этом налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются налогами, установленными Налоговым кодексом РФ, и не уплачиваются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

То есть для целей законодательства о налогах и сборах налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются излишне уплаченными и, следовательно, положения ст. 78 НК РФ к правоотношениям по их зачету не применяются (Письмо Минфина России от 8 июля 2013 г. N 03-08-13/26324).

Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, укажем, что порядок возврата предусмотрен п. п. 7 — 10 ст. 78 НК РФ, это будет рассмотрено ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).

Зачет или возврат налогов производит налоговая инспекция, где организация или предприниматель состоят на учете.

В соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факту излишне уплаченного (взысканного) налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Форма такого извещения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (Приложение N 6).

Прежде чем произвести зачет или возврат, проводят сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Обратите внимание: в Налоговом кодексе РФ указано: может быть проведена, однако на практике это происходит практически всегда.

Исходя из п. п. 2, 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

а) по общему правилу налоговая инспекция проводит зачет (в счет предстоящих платежей):

по тому виду налога, по которому имела место переплата;

на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного налога, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;

б) решение налогового органа о зачете:

должно быть принято в течение 10 дней, считая с даты, когда получено заявление плательщика;

Пунктом 4 ст. 78 НК РФ установлены сроки на принятие налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченного налога — 10 дней.

При этом согласно п. 4 ст. 78 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ, вступающей в силу с 1 июля 2015 г.) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

Однако из этих правил есть и исключения. Так, если в счет переплаты по налогу погашается недоимка — сумма налогов, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 5 ст. 78 НК РФ), то зачет производится налоговыми органами самостоятельно. Это касается также и случаев, когда излишне уплаченный налог идет на погашение задолженности по пеням и штрафам.

В таком случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня:

обнаружения факта излишней уплаты налога;

либо со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась;

либо со дня вступления в силу решения суда.

Вышеуказанное положение не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 г., представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).

Возврат суммы излишне уплаченного налога регулирует п. 6 комментируемой статьи.

Во-первых, для возврата суммы излишне уплаченного налога необходимо письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или, с 1 июля 2015 г., представленное через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика. Подать его можно в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом следует учесть, что 3 летний срок исчисляется в календарных годах (ст. 6.1 НК РФ о порядке исчисления сроков). Заявление рассматривают в течение одного месяца с момента, как оно получено. Отсчет месячного срока начинается со следующего (после дня подачи заявления) дня. День подачи определяется по дате, указанной на самом заявлении, либо по дате почтового отправления (если заявление направлено заказным письмом).

При этом отметим, что в Определении Конституционного Суда РФ от 21 июня 2001 г. N 173-О указано, что содержащаяся в п. 7 статьи 78 Налогового кодекса России норма позволяет налогоплательщику в течение 3 лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью ст. 78 НК РФ, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту. При этом если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то суд вправе отказать в удовлетворении заявленного требования (Письмо Минфина от 22 февраля 2006 г. N 03-02-07/2-10, направленное для использования в работе Письмом ФНС России от 4 апреля 2006 г. N ММ-6-19/357@ «О списании излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока давности на подачу заявления о зачете (возврате) налога»).

Во-вторых, вернуть налог могут лишь в том случае, если у заявителя отсутствует недоимка (как по данному, так и по другим видам налогов и сборов) или задолженности по пеням и штрафам. Так как возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговой инспекцией и налогоплательщиком акта сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней со дня принятия соответствующего решения. Отметим, что с 1 июля 2015 г. положение о том, что сообщение должно быть осуществлено в письменной форме, из п. 9 ст. 78 НК РФ исключается.

До истечения 10 дневного срока поручение на возврат переплаты, оформленное на основании решения налогового органа, направляется в территориальный орган Федерального казначейства, который и перечисляет деньги на расчетный счет налогоплательщика.

В соответствии с п. 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

При этом ФНС России обращает внимание, что действующая редакция ст. 78 НК РФ не содержит указания на то, исходя из какого количества дней — 360, 365 или 366 — производится расчет соответствующих процентов.

Вместе с тем в п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» (далее — Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14) разъяснено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

Таким образом, ФНС России пришла к выводу, что судебная практика свидетельствует о том, что суды находят возможным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования в соответствии с п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14.

В связи с изложенным ФНС России полагает целесообразным исчислять проценты в размере 1/360 ставки рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока возврата суммы излишне уплаченного (взысканного) налога.

Вышеуказанные разъяснения даны ФНС России в Письме от 8 февраля 2013 г. N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога».

Аналогичные выводы были даны также и в Письме Минфина России от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-7.

Таким образом, исходя из положений п. 10 ст. 78 НК РФ, а также разъяснений ФНС России, изложенных в Письме от 8 февраля 2013 г. N НД-4-8/1968@ «О начислении процентов за нарушение срока возврата сумм излишне уплаченного (взысканного) налога», расчет процентов, подлежащих уплате налогоплательщику, за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, сбора, пеней, штрафов, может быть представлен в следующем виде:

Проценты

за нарушение Сумма излишне Количество Ставка

срока возврата уплаченного календарных рефинансирования

излишне = налога (сбора, x дней нарушения x Банка России, : 360

уплаченного пеней, штрафов) срока возврата действовавшая

налога (сбора, в дни нарушения

пеней, штрафов) срока возврата

При этом следует иметь в виду, что при начислении процентов на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (Письмо Минфина России от 14 января 2013 г. N 03-02-07/1-7).

В заключение отметим, что согласно абз. 3 п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата суммы НДС, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном п. 11.1 ст. 176 НК РФ.

Расшифровка КБК 18210801000011000110 в 2019 году

Расшифровка КБК 18210801000011000110 2019 года не претерпела изменений, и код остался действующим на этот год.

Структура любого КБК представляет собой цифровой ряд, состоящий из информационных блоков. Каждый блок кодирует определенную информацию: в какой бюджет и с каким назначением платеж перечисляется налогоплательщиком.

Рассмотрим, как выглядит расшифровка КБК 18210801000011000110:

Порядковый номер цифр Что кодирует Расшифровка
1-3 получатель платежа 182 — ФНС
4 группа денежных поступлений 1 — доход
5-6 код налога 08 — пошлина
7-11 код статьи дохода госбюджета 01000 — дела, рассматриваемые в арбитражном суде
12-13 статус бюджета 01 — Федеральный бюджет
14-17 причина платежа 1000 — основной платеж в ФНС
18–20 категория дохода госбюджета 110 — уплата налога

В результате раскодировки КБК 18210801000011000110 можно утверждать, что данный код предназначен для перечисления госпошлины за рассмотрение судебного дела в Арбитражном суде.

Найти код, необходимый для оплаты налога или пошлины, а также пеней или штрафа, связанных с налоговыми начислениями, возможно в специальном справочнике КБК. Перечень действующих КБК ФНС публикует в открытом доступе.

Умение расшифровывать КБК пригодится, чтобы проверить себя при указании кода в квитанции или платежном поручении, а также для того, чтобы самостоятельно составить КБК для оплаты пеней или штрафа по этому платежу. Для этого потребуется в блок КБК с 14 по 17 цифру подставить цифровую комбинацию:

  • 2100, получив КБК18210801000012100110 для уплаты пеней;
  • 3000, получив КБК 18210801000013000110 для перечисления штрафа.

Ст. 78 НК РФ: комментарии. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа. Судебная практика

Каждый человек мечтает открыть свой собственный бизнес, работать исключительно на себя, развиваться в выбранном направлении. Естественно, эту мечту сейчас реализовать проще, чем когда-либо, так как в современном мире созданы все условия для того, чтобы стать частным предпринимателем. Однако многие люди романтизируют подобную деятельность, наивно полагая, что, открыв фирму, они смогут стать большими боссами, которым ничего не нужно делать. К сожалению, все происходит с точностью наоборот. Если вы открываете собственную фирму, то вам приходится работать в два раза больше. Более того, вам необходимо не только разбираться в собственной сфере деятельности. Вам впредь придется заниматься налогами собственной фирмы, пока она не станет достаточно большой, чтобы вы могли взять на работу соответствующего специалиста. К счастью, сейчас вы можете узнать все, что вам необходимо, из открытых источников. И в данной статье будет в деталях разобрана ст. 78 НК РФ, которая зачастую вызывает у людей вопросы. О чем в ней говорится? Вы можете понять немного больше, если прочитаете ее полное название. А называется она так: «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа». Все еще мало о чем говорит? Тогда читайте дальше, чтобы узнать абсолютно все подробности про ст. 78 НК РФ и окончательно с ней разобраться, и тогда вы станете на один шаг ближе к эффективному ведению бизнеса.

Суть статьи

Итак, ст. 78 НК РФ – это статья, в которой рассказывается о том, что именно происходит с излишней суммой уплаченного налога. Например, вы оплачивали какой-либо из налогов и каким-то образом (из-за ошибки, неточности, опечатки и так далее) заплатили больше, чем было необходимо. В данном случае эти деньги не уходят в никуда. Налоговые органы всегда детально проверяют суммы налогов, поэтому, когда эта излишняя сумма будетобнаружена, вы получите возможность зачислить ее в счет любого из других уплачиваемых налогов либо в счет будущего платежа за этот конкретный налог. Таким образом, основная информация, которая предоставляется в ст. 78 НК РФ, сообщает о том, что ваши деньги, которые вы переплатили за тот или иной налог, не пропадают, а зачисляются в счет других налоговых платежей. Однако все не так просто, как может показаться, и существует большое количество важных моментов, о которых вам стоит знать, если вы хотите эффективно оперировать налогами своей фирмы.

Где производится возврат?

Если вы хотите узнать, где именно производится возврат переплаченных средств, то вам стоит прочитать текст ст. 78 НК РФ с комментариями 2016 года. Однако текст этой статьи очень велик, поэтому многие люди пропускают ее и не узнают важную информацию. Именно для этого и написан данный материал: вы сможете прочитать нужную информацию в доступной форме. Итак, если вы интересуетесь тем, где именно будет обрабатываться эта сумма, то здесь нет никаких больших сюрпризов. В большинстве случаев работа с переплаченной суммой по налогам проводится в налоговом органе по месту учета налогоплательщика. Отдельно стоит упомянуть, что эта сумма не облагается никакими процентами. Как видите, вам абсолютно не обязательно читать весь текст ст. 78 НК РФ с комментариями 2016 или 2017 года, чтобы узнать необходимую информацию, так как все необходимое может быть обнаружено в этой статье.

Оповещение об излишней уплате

Следующий момент, о котором пойдет речь далее, – это п. 3 ст. 78 НК РФ. О чем там говорится? Этот пункт уточняет необходимость и сроки оповещения налогоплательщика в случае обнаружения излишней суммы уплаты налога. Во-первых, налоговые органы действительно обязаны оповестить налогоплательщика о том, что по его налоговой ведомости была произведена чрезмерная оплата. Во-вторых, сделано это должно быть в течение срока, не превышающего десяти календарных дней с того момента, как было обнаружено внесение излишней оплаты, чтобы эта ситуация могла быть разрешена как можно скорее. Обратите внимание на то, что ст. 78 НК РФ в новой редакции также включает в себя абзац, сообщающий о том, что и налоговый орган, и налогоплательщик имеют возможность запросить совместную с налоговым органом сверку всех необходимых расчетов по уплаченным вами налогам для выяснения всех обстоятельств. Так что если вас это интересует, вы можете воспользоваться такой возможностью.

Заявление

Теперь пришло время рассказать про п. 4 ст. 78 НК РФ, в котором рассказывается о том, после чего зачисляется излишняя сумма, заплаченная по налогу. Как видите, процедура является многоуровневой и далеко не самой простой, как могло показаться, когда вы только начинали читать данный материал. Таким образом, пришло время узнать, что вам необходимо сделать, если вы получили извещение от налоговой, в котором вам сообщают, что вы заплатили слишком большую сумму по вашим налогам. Вам необходимо написать заявление в адрес налоговой, в котором вы сообщите, на какие будущие налоговые оплаты вы хотите потратить переплаченную сумму. Это заявление может быть составлено в свободном виде и переслано почтой на адрес налогового органа, который определяется по месту налогового учета плательщика, но также, с учетом развития современных технологий, вы можете сделать это с помощью компьютера. Во-первых, вы можете использовать электронную подпись на обыкновенном текстовом документе, чтобы он обрел не меньшую силу, чем обычный бумажный документ с вашей подписью и печатью. Во-вторых, если у вас нет электронной подписи, то вы можете воспользоваться электронным кабинетом на сайте налоговой. Если же ни один из этих вариантов вам не подходит, то вам остается только придерживаться классической бумажной почты. Обратите внимание на то, что заявление по ст. 78 НК РФ, отправленное вами, будет рассматриваться в течение срока, который не превысит десять дней с того самого момента, как налоговый орган его получит. После этого должно быть принято окончательное решение по вашему вопросу

Зачисление в счет задолженностей

Казалось бы, что еще вам нужно знать? Но все же п. 5 ст. 78 НК РФ привносит некоторые уточнения. Оказывается, если у вас имеются какие-либо задолженности, штрафы, неоплаченная пеня и так далее, налоговый орган имеет полнейшее и обоснованное право самостоятельно зачесть переплаченную сумму в счет штрафов или задолженностей налогоплательщика, если таковые имеются. Таким образом, в течение 10 дней после обнаружения факта зачисления излишней суммы средств по налогам, налоговый орган выносит свой вердикт по зачислению этих средств в счет разнообразных задолженностей, которые имеются у налогоплательщика. Будучи налогоплательщиком, что вы можете сделать в данном случае? Естественно, при наличии задолженностей и штрафов, вы не сможете использовать эти деньги для оплаты налогов и счетов в будущем, как это описывалось выше. Однако, в соответствии со ст. 78 НК РФ в новой редакции, вы все же можете написать заявление в соответствующий налоговый орган, чтобы уточнить, на оплату каких задолженностей вы хотите потратить свои средства. Опять же, ваше желание не является окончательным, поэтому в течение десяти дней с момента получения вашего заявления налоговый орган примет решение о его удовлетворении или неудовлетворении.

Возврат

О чем же говорит п. 6 ст. 78 НК РФ? Оказывается, описанные выше варианты еще не являются исчерпывающими. Дело в том, что вы можете не только зачислить переплаченные за налоги средства в счет будущих оплат по налогам или оплатить ими свои штрафы и задолженности. Если вы напишете необходимое заявление в ваш налоговый орган, то вы можете запросить возврат средств на ваш счет. Когда это заявление будет рассмотрено, излишняя сумма должна быть зачислена на ваш счет в течение тридцати дней, то есть одного месяца. В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ, заявление подобного рода можно высылать даже в том случае, если у вас имеются какие-либо задолженности. Оно будет рассмотрено, средства будут списаны в счет погашения задолженностей, и если останутся еще какие-либо средства, то они будут зачислены обратно на ваш счет в течение одного месяца. Это значит, что вы всегда можете спокойно написать такое заявление, чтобы получить хоть какую-либо часть своих средств обратно.

Срок давности

Отдельные вопросы вызывает п. 7 ст. 78 НК РФ – комментарии к нему помогают разобраться в проблеме. Суть заключается в том, что налогоплательщик может отправить заявление о зачислении средств в счет других налоговых платежей или о возврате средств на собственный счет в течение трех лет. Однако у людей возникали вопросы: можно ли каким-либо образом вернуть эту сумму по истечении данного срока? Именно для этого и были созданы комментарии, которые поясняют данный пункт довольно развернуто. Нет смысла переписывать весь большой комментарий к этому пункту, достаточно лишь вкратце рассказать, о чем там идет речь. А речь там идет о том, что такой возврат возможен, но только через суд. Суть пункта закона заключается в том, что через три года налогоплательщик теряет право выбирать, как распоряжаться этой суммой переплаты. Однако если вы докажете, что ваше исчисление трех лет отличается от того, что предлагает налоговая служба, то вы сможете вернуть себе это право и после истечения трех лет. Естественно, для этого должны быть полноценные обоснования: например, вам нужно представить доказательства того, что вы получили решение в определенный момент времени, с которого и должен начинаться отсчет трех лет. Как видите, предложенные в ст. 78 НК РФ комментарии зачастую могут пролить свет на непонятные моменты самой статьи. И обо всем этом рассказывается в данном материале, чтобы значительно облегчить вам жизнь и работу.

Принятие решения о возврате

Если вы приняли решение о том, что вы хотите вернуть себе те средства, которые оказались излишними при оплате того или иного налога, то вам, как вы уже поняли, необходимо написать соответствующее заявление и отправить его в нужный налоговый орган. Однако выше не было указано, как долго вам нужно ждать вынесения вердикта по вашему заявлению. Оказывается, никаких отклонений от стандарта нет. Решение по вашему заявлению о возврате этих средств принимается в течение десяти дней с момента получения этого заявления. Итак, если вы хотите вернуть себе деньги, которые оказались излишними при уплате налогов, то вам придется подождать до десяти дней, пока вас оповестят о наличии подобной суммы, также до десяти дней нужно будет подождать уже после отправки заявления, и если ваши требования будут удовлетворены, то к ожиданию возврата суммы прибавится еще до тридцати дней. В сумме вся операция занимает не более двух месяцев. Вам также стоит обратить внимание на то, что ст. 78 и 79 НК РФ являются тесно между собой связанными, так что если вы не найдете ответов на интересующие вас вопросы в этой статье, то вам стоит взглянуть на следующую по порядку статью.

Оповещение о принятии решения

Еще один пункт этой статьи посвящен определению сроков того, когда вы будете оповещены о принятии конкретного решения по вашему заявлению. Именно поэтому выше было сказано, что вам, возможно, придется ожидать два месяца, хотя все пункты складывались в пятьдесят дней. Дело в том, что десять дней налоговому органу требуется непосредственно на вынесение обоснованного вердикта по вашему заявлению. А после этого у него, в соответствии с данной статьей Налогового кодекса, имеется пять дней на то, чтобы оповестить вас о принятом решении. Естественно, сроки могут быть короче максимального показателя, они могут накладываться друг на друга, поэтому время ожидания возврата средств может значительно сократиться, однако вам все равно стоит держать в уме, что процессы далеко не всегда являются очень быстрыми, поэтому два месяца – это тот максимальный срок, на который вам стоит ориентироваться.

Просрочка возврата

Еще один очень важный элемент, который вам стоит знать, описывается в п. 10 ст. 78 НК РФ. Это пункт, в котором уточняются сведения, данные в пункте номер шесть той же статьи закона. Насколько вы помните, шестой пункт рассказывает о том, когда именно производится зачисление возвращенных средств. Однако бывают случаи, когда это не происходит, то есть происходит просрочка платежа. Что на этот счет говорит законодательство? В данном пункте этой статьи Налогового кодекса сказано, что такая ситуация возможна, и если она все же случается, то за каждый день просрочки (то есть после истечения месяца, обозначенного в шестом пункте) налогоплательщику начисляется процент. Процентная ставка по данной выплате приравнивается к ставке рефинансирования, актуальной на момент просрочки платежа.

Возврат и уведомление

За возврат средств отвечает конкретный орган Федерального казначейства РФ. Когда же он осуществляет возврат, он обязан уведомить налоговый орган, к которому привязан налогоплательщик, о том, когда именно был совершен возврат, а также о том, какой конкретно была возвращенная сумма средств, о которых идет речь. Этот пункт статьи не несет особо важной информации для налогоплательщика, однако всегда важно знать о том, какие именно структуры отвечают за выполнение тех или иных функций в процессах, в которые вы оказываетесь вовлечены.

Неполный возврат

Двенадцатый пункт статьи повествует на ту же тему, которая была начата в предыдущем пункте, а именно о возврате излишних средств Федеральным казначейством налогоплательщику. Существуют ситуации, в которых проценты от просроченного платежа, например, выплачиваются не в полном размере, и тогда налогоплательщик имеет полное право обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением. Это заявление будет рассмотрено, и недостающие средства будут вам возвращены, если будет решено, что ваши требования являются законно обоснованными.

Валюта оплаты

Отдельный пункт сообщит вам о том, что все возвраты по излишним суммам налоговых платежей осуществляются в официальной действующей валюте РФ, то есть в российских рублях. Естественно, это касается только возвратов денежных средств, так как если у вас имеются какие-либо задолженности, которые будут погашаться за счет этой переплаты, или же вы решите эту переплату использовать для оплаты конкретного налога в будущем, то данный пункт будет для вас неактуальным. Он актуален лишь для тех, кто собирается вернуть себе сумму средств, которая была излишне внесена при оплате налогов.

Судебная практика

Естественно, отдельно стоит поговорить о том, как эта статья Налогового кодекса используется на практике, а именно в суде. Ведь многие статьи законов зачастую привлекаются для рассмотрения конкретных дел в суде, является ли этот случай исключением? На этот вопрос нельзя ответить ни положительно, ни отрицательно, так как данная статья практически никогда не используется в суде. В большинстве случаев не возникает абсолютно никаких проблем с возвратом средств или зачислением их в счет последующих налоговых платежей. Однако в редких случаях дело доходит и до суда, причем практически всегда речь идет о том, что налогоплательщик не уложился в обозначенный трехлетний срок подачи заявления, поэтому он пытается оспорить в суде свое право на возврат денежных средств. Существуют также случаи, когда налогоплательщик пытается вернуть переплаченную сумму налога уже после того, как его фирма была ликвидирована. Однако, как показывает судебная практика, сделать это невозможно, так как налогоплательщиком является не физическое, а юридическое лицо, которого уже не существует. Так что в данном случае невозможно применить правило, в соответствии с которым у вас имеется 3 года на подачу описанного выше заявления, так как счета, на который их можно вернуть, уже не существует. Более того, заявление на возврат средств можно подать только за месяц до ликвидации предприятия. Как показывает судебная практика, требования налогоплательщиков, которые хотят вернуть себе средства, переплаченные по налогам, менее чем за месяц до ликвидации фирмы, не удовлетворяются.

Что ж, теперь вы знаете абсолютно все, что вам нужно знать касательно данной статьи Налогового кодекса РФ, однако не стоит забывать, что кодекс очень большой, поэтому вам не удастся ограничиться всего одной статьей. Даже если не говорить о других тематиках, на тему возврата перерасхода на оплату налогов существует сразу несколько дополняющих друг друга статьей: ст. 78, 79, 176, 203 НК РФ. Так что не ограничивайтесь прочтением только этого материала. Если вы хотите, чтобы ваша компания работала с максимальной эффективностью, а также чтобы у вас не возникало никаких проблем с налоговой, вам обязательно нужно подробно ознакомиться с налоговым законодательством Российской Федерации, потому что только так вы сможете обеспечить безопасность своей фирмы.

Возврат излишне уплаченных налогов регулируется ст. 78 Налогового кодекса РФ (НК РФ, часть первая). Для правильного правоприменения этой нормы необходимо учитывать письма (разъяснения) Минфина и ФНС, а также практику разрешения споров арбитражными судами и центральным аппаратом ФНС. Формы документов, используемых в рамках процедуры возврата (зачета) излишне уплаченного налога, установлены Приказом ФНС России от 14.02.2017 г. № ММВ-7-8/

Что делать при выявлении факта переплаты налога

Факт переплаты налога может быть выявлен самим налогоплательщиком, ИФНС либо совместно, в частности в рамках сверки.

Если переплату выявляет налоговый орган, его обязанность – в течение 10 рабочих дней письменно уведомить об этом налогоплательщика. Если переплата носит предположительный характер, то ИФНС вправе предложить организации или ИП провести сверку по расчетам с бюджетом. По итогам сверки определяется, есть или нет факт переплаты и какова сумма излишне уплаченного налога. После этого начинает действовать общий порядок возврата или зачета переплаченной суммы.

В ситуации обнаружения переплаты самим налогоплательщиком, его самая первая задача – понять, откуда она образовалась и каков ее размер. Здесь возможны различные ситуации, например, имела место ошибка в учете или при исчислении налога, была уплачена большая сумма, чем положено, или налоговая инспекция сделала доначисление, оно уплачено, но потом успешно оспорено. Формально причина переплаты не столь важна: если она есть – этого достаточно, чтобы появилось право на возврат суммы излишне уплаченного налога. Но провести внутреннюю проверку все же стоит, чтобы для себя понять, как так вышло, устранить ошибки и больше их не допускать. Принципиально важен другой момент – точно определить сумму переплаты и установить, в каком порядке ее можно вернуть или зачесть. При наличии сомнений в том, есть ли переплата, в какой именно сумме, можно ли ее вернуть, как и в ситуации с выявлением факта переплаты ИФНС, разумно провести сверку с налоговым органом.

Варианты и ограничения возврата суммы излишне уплаченного налога

Закон предоставляет налогоплательщикам право самим решать – вернуть переплату «живыми» деньгами или произвести зачет ее суммы в счет предстоящих платежей по соответствующему виду налога. Однако реализация этого права ограничена наличием недоимки, долга по пени и (или) штрафам за налоговые правонарушения.

Если недоимка и (или) задолженность есть, первично за счет причитающейся к возврату суммы должны быть погашены имеющиеся обязательства и долги. И только в отношении оставшейся после этого суммы, если она, конечно, осталась, налогоплательщик вправе сам решать – подать заявление о возврате или зачете. Решение о погашении за счет переплаты долга принимается налоговым органом самостоятельно, не требуя какого-либо заявления со стороны налогоплательщика. Но перед этим возможно проведение сверки по расчетам для определения и уточнения всех сумм.

Главное отличие возврата и зачета – получение денег на свой счет (возврат) или их направление в счет предстоящих платежей по налогам (зачет). Нужно учитывать, что при зачете переплату можно направить только в счет платежей по такому же налогу, по которому образовалась переплата. При возврате переплаты полученные деньги можно расходовать как угодно.

Порядок возврата (зачета) переплаты по налогам

Порядок возврата или зачета излишне уплаченной суммы налога несколько отличается в зависимости от того, кто выявил этот факт – ИФНС или налогоплательщик. Окажет влияние и наличие у налогоплательщика недоимки и (или) долгов.

Общие аспекты процедуры:

  1. Возврат (зачет) суммы переплаты возможен исключительно по заявлению налогоплательщика. Заявление направляется почтой (предоставляется лично) или, что более удобно, в электронном виде (через личный кабинет на сайте ФНС).
  2. Решение о погашении за счет суммы переплаты недоимки (долга по пени, штрафам) принимается налоговым органом самостоятельно, независимо от поступления заявления налогоплательщика.
  3. Сроки:
    • обращение с заявлением о возврате (зачете) – 3 года с момента образования переплаты (уплаты соответствующей суммы в бюджет);
    • принятие налоговым органом решения – 10 рабочих дней со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки;
    • уведомление налогоплательщика о решении – 5 рабочих дней с моменты вынесения решения;
    • возврат денежных средств – 1 месяц со дня поступления заявления или, если проводилась сверка, со дня подписания акта сверки.
  4. Если нарушен месячный срок на возврат денежных средств, у налогоплательщика появляется право на проценты за просрочку. Процент равен ставке рефинансирования (учетной ставке) Банка России, действующей в период просрочки, и начисляется за каждый просроченный день.
  5. Если есть недоимка (долги), целесообразно перед подачей заявления запросить в ИФНС справку по расчетам или провести сверку. Не исключено, что излишки уже направлены на погашение долгов по обязательствам.

Порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога в различных ситуациях

Ситуация 1. Налогоплательщик сам выявил переплату, и у него нет незакрытых обязательств

Это самый простой случай, который практически не создает проблем и споров.

Порядок действий:

  1. Выбираем, что лучше (удобнее, выгоднее и т.д.) – вернуть переплату «живыми» деньгами или зачесть сумму в счет предстоящих налоговых платежей.
  2. Готовим и подаем соответствующее (на возврат или зачет) заявление.
  3. Ждем в течение 10 рабочих дней решения ИФНС по заявлению.
  4. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если этот срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Ситуация 2. Налогоплательщик сам выявил переплату, но на нем «висит» недоимка и (или) долг по пени и штрафам

В этой ситуации нужно понимать, что налоговый орган в любом случае направит деньги в первую очередь на погашение недоимки и долгов. Поэтому для начала нужно определиться – сразу писать заявление на возврат (зачет) или сначала провести сверку. Первый вариант можно рекомендовать, если вы способны сами сделать расчеты и по ним не будет разногласий. Второй вариант предпочтителен, если сложно определиться и хочется сразу расставить все точки над «i»: какая сумма положена вам на возврат (зачет), а какая должна уйти на погашение недоимки и (или) долгов.

Если вы подаете заявление:

  1. Укажите всю сумму переплаты к возврату (зачету) или распишите, какая сумма полагается вам, а какая должна быть направлена на погашение недоимки и (или) долга. Второй вариант – предпочтительный, поскольку вас не заподозрят в попытке незаконного получения возврата.
  2. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа. Если вы указали всю сумму переплаты к возврату (зачету), налоговый орган частично откажет в требовании и примет положительное решение только в отношении суммы за вычетом сумм недоимки и (или) долга. Если вы сами сделали расчеты и указали верную сумму, налоговый орган перепроверит данные и при их подтверждении примет положительное решение.
  3. В случае принятия положительного решения по возврату переплаты за минусом недоимки (долгов) – ждем в течение 1 месяца со дня подачи заявления перечисления денег на счет. Если это срок будет нарушен, появляется право на проценты за просрочку.

Если вами запрошена сверка:

  1. Дождитесь итогов сверки.
  2. Если по итогам сверки установлено, что после погашения недоимки и (или) долга сохраняется переплата, подайте заявление на возврат или зачет этой суммы. В отношении суммы, которая должна быть направлена на погашение недоимки (долга), можно также написать заявление с просьбой направить денежные средства именно на «закрытие» обязательств. Но можно этого и не делать – ИФНС все сделает самостоятельно в течение 10 дней со дня подписания акта сверки.
  3. Дождитесь в течение 10 дней решения налогового органа по заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченного налога.

Ситуация 3. Переплата выявлена налоговым органом

В этом случае налогоплательщику придет уведомление. В принципе, в нем будет расписано, какая сумма полагается к возврату (зачету) и что нужно предпринять для этого. В ряде случае налоговый орган прибегает к сверке расчетов. В этом случае окончательное решение принимается по итогам сверки.

При наличии недоимки (долга) в первую очередь будет произведено погашение обязательств. Каких-либо действий от налогоплательщика в этом плане не требуется. И только если какая-то сумма переплаты останется, он вправе потребовать возврат или зачет такого «остатка», подав соответствующее заявление.

Отказ в возврате переплаты

Необходимо отметить, что в НК РФ не предусмотрено конкретных оснований, по которым ИФНС может отказать в возврате или зачете переплаты по налогам. Поэтому фактическое и формальное основание только одно – нет излишне уплаченного налога и, соответственно, нет права на возврат или зачет.

Если же говорить о причинах отказов, то, как правило, налоговый орган ссылается на следующее:

  1. Заявленная сумма переплаты не нашла подтверждения. Например, налогоплательщик посчитал, что допустил ошибку в расчетах, в учете, в составлении декларации, но ИФНС, напротив, установила, что все было сделано верно.
  2. Истек срок подачи заявления. Напомним, что он считается со дня внесения (уплаты) налога, а не с момента выявления переплаты. Так бывает, что переплата выявляется очень поздно, например, только раз в 3-5 лет проводимой инвентаризации активов и обязательств.
  3. Заявитель хочет сделать зачет, но сумма слишком велика, учитывая прогнозируемые налоговые обязательства и период их исполнения.

Перечисленное – несколько обобщенные варианты. На практике отказы, как правило, очень индивидуальны в конкретных причинах. Именно в этом и сложность. Бывает, что просто нет прецедентов, и приходится не только идти в суд, но и проходить все стадии обжалования, вплоть до Верховного суда.

Какой срок возврата излишне уплаченного налога

Всегда ли можно вернуть налоговую переплату?

Что предпринять для возврата переплаты из бюджета

Срок возврата налога инспекцией по заявлению налогоплательщика

В какой срок можно обращаться за возвратом излишне уплаченной суммы

Всегда ли можно вернуть налоговую переплату?

Переплаты происходят по техническим или счетным ошибкам, после перерасчетов и подачи уточненки. Могут образоваться, если банк по указанию ФНС с опозданием списывает задолженность клиента, которую последний уже успел погасить добровольно. Налоговый излишек попадает в бюджет и без допущенных ошибок. Например, из-за перечисленных авансовых платежей, превышающих итоговую сумму налога к уплате, или входного НДС, перекрывающего НДС с реализации.

П. 1 ст. 78 НК РФ гласит, что излишне оплаченные суммы налога можно вернуть либо зачесть в счет других налоговых обязательств — как настоящих, так и будущих. Причем зачесть переплату налогоплательщик вправе в счет любых налогов, штрафов или пеней. Единственное условие — принадлежность зачитываемых сумм к платежам соответствующего вида. Например, НДС относится к налогам федерального уровня, и излишек по нему можно перенести на обязательные платежи по прибыли, в т. ч. штрафы и пени.

Зачет переплаты по страховым взносам возможен только в рамках одного бюджета. За излишними взносами, возникшими до 2017 года, следует обращаться в соответствующие фонды, а не в ФНС, т. к. на тот момент администрированием страховых взносов занимались они. Зачесть переплату по взносам до 2017 года в счет предстоящих платежей не удастся — только вернуть. Исключение составляют страховые взносы на травматизм: ими, как и раньше, ведает ФСС. А вот если переплаченные взносы по пенсионке уже зачислены на индивидуальный счет застрахованного лица, вернуть их не получится (п. 6.1 ст. 78 НК РФ). В этом случае не имеет значения даже соблюдение срока обращения за возвратом излишне уплаченного налога.

Вернуть излишне перечисленный налог можно при отсутствии у налогоплательщика задолженности по другим обязательствам перед бюджетом. Тут действует то же правило принадлежности к налогам одного вида. Так что, например, долг по страховым взносам не будет препятствием для возврата переплаты по налогу на прибыль.

Что предпринять для возврата переплаты из бюджета

При обнаружении переплаченной в бюджет суммы налогоплательщику следует подать заявление по соответствующей форме (п. 6 ст. 78 НК РФ) в инспекцию в электронном виде или на бумаге. С 09.01.2019 действует новая форма заявления на возврат налога (в ред. приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@). До подачи заявления желательно запросить в налоговом органе справку о состоянии расчетов с бюджетом, потому как у налоговиков есть право самостоятельно зачитывать излишки в счет выявленных недоимок. Убежденность налогоплательщика в наличии у него переплаты по налогам может не совпасть с мнением налоговой. Если для инспекции требования организации о возврате налоговых излишков не бесспорны, она может предложить провести сверку расчетов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В заявлении есть поле, где необходимо указать налоговый период возникновения переплаты. Но бывает, что переплата образовалась нарастающим итогом за несколько периодов. В этом случае нужно подавать несколько заявлений с суммами переплаты за каждый конкретный период. При возврате переплаты по штрафу, не связанному с налоговым периодом, в этом поле проставляются нули.

Налоговая и сама может обнаружить переплату. Если это произойдет, она должна уведомить компанию в срок, не превышающий 10 рабочих дней. Но полагаться на это не стоит. Желательно периодически сверяться самостоятельно.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Если имеется налоговый излишек по какому-либо налогу и при этом организация планирует и далее перечислять средства по этому обязательству с этими же КБК и ОКТМО, следующий платеж можно просто уменьшить, и зачет произойдет автоматически.

Срок возврата налога инспекцией по заявлению налогоплательщика

После получения заявления налогоплательщика инспекция в течение 10 дней принимает решение об удовлетворении требования или отказе. При сверке расчетов 10-дневный срок будет отсчитываться со дня ее подписания. В течение 5 дней после принятия решения ФНС уведомляет плательщика налога о принятом решении. Срок на возврат налога по заявлению налогоплательщика при положительном решении налогового органа составляет месяц. Но если требование о возврате налога основано на поданной декларации, еще три месяца могут понадобиться на ее камеральную проверку (письмо Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949).

При несоблюдении налоговой сроков возврата денежных средств можно требовать с инспекции проценты за задержку на основании п. 10 ст. 78 НК РФ. Они рассчитываются исходя из ставки рефинансирования, действующей на момент просрочки.

В какой срок можно обращаться за возвратом излишне уплаченной суммы

Срок обращения за возвратом переплаты по налогам из бюджета ограничен 3 годами. Он отсчитывается со дня уплаты излишней суммы при ошибочном платеже. Или со дня подачи декларации, если излишек налога задекларирован в соответствующей отчетности. Например, в декларации по НДС или по налогу на прибыль. Но при этом срок не может быть более 3 лет со дня, установленного как последний день сдачи соответствующей декларации. То есть при перерасчетах, приведших к уточненке и выявлению излишка налоговой суммы, можно подать на возврат переплаты по налогам в сроки, не превышающие 3 года со дня крайнего срока подачи декларации, а не корректировки.

Если срок обращения за возвратом переплаты налога по заявлению был пропущен, но плательщик налога считает, что у него на то были веские причины, можно попробовать отстоять свои права в суде.

***

Срок на возврат суммы излишне уплаченного налога инспекцией составляет месяц с подачи заявления. И может затянуться до четырех месяцев, если заявление основано на представленной декларации. Тремя годами ограничен срок для обращения за переплатой. Он отсчитывается с момента переплаты или подачи соответствующей декларации.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Налоговая система».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *