Инвестиционная деятельность субъектов РФ

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации

Р.И. Рябова

1. Правовая основа инвестиционной деятельности

Общие правовые условия инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации определены Законом РФ от 26.06.91 N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», с учетом последующих изменений и дополнений.
Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Инвестициями являются денежные средства, банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, банковские, страховые, посреднические организации и другие участники инвестиционного процесса.
Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.
Инвесторы — это субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.
Допускается объединение средств инвесторов для осуществления совместного инвестирования.
Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор между ними.
Инвестиционная деятельность осуществляется за счет:
собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц, страховых возмещений и др.);
заемных финансовых средств (банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов и др.);
привлеченных финансовых средств инвестора (средств от продажи акций, паевыех и иных взносов);
бюджетных ассигнований;

иностранных инвестиций.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, в частности, осуществляется путем:
прямого управления государственными инвестициями;
введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики.
По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности предоставляются льготы.
В соответствии с законодательством государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности.
Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль определены Федеральным законом от 09.07.99 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Согласно ст. 4 указанного Закона правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе прямые инвестиции в виде:
приобретения не менее 10 % доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации;
вложения в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;
осуществления на территории Российской Федерации финансовой аренды (лизинга) оборудования.
Закон предусматривает гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, компенсации при национализации имущества, от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 09.07.99 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранный инвестор после уплаты налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования (осуществления капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности). Иностранный инвестор имеет также право на беспрепятственный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных сумм в иностранной валюте, в том числе:

доходов в виде дивидендов, процентов и других доходов;
денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица;
компенсаций, предусмотренных рассматриваемым Федеральным законом.
Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, установлены Федеральным законом от 25.02.99 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Капитальные вложения — это затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Объектами капитальных вложений являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества.
Закон определяет права инвесторов, а также обязанности субъектов инвестиционной деятельности, формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе экологической.
Закон устанавливает гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту капитальных вложений.
В развитие законодательства Российской Федерации в области инвестиционной деятельности и недропользования принят Федеральный закон от 30.12.95 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», который действует в редакции Федерального закона от 07.01.99 N 19-ФЗ.
Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

2. Инвестиционная деятельность в налоговом законодательстве

Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться через систему налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
направленные предприятиями сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредиту;
направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
Через данную льготу государство стимулирует направление полученной прибыли не на потребление, а на развитие производства и решение жилищной проблемы.
Согласно п. 4 ст. 6 указанного выше Закона в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство строительных материалов и строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения; в третий и четвертый годы эти предприятия уплачивают налог на прибыль по пониженной ставке при выполнении условий, предусмотренных Законом.
Через эту льготу государство стимулирует деятельность субъектов малого предпринимательства и субъектов инвестиционной деятельности как инвесторов через предоставление льготы исполнителям, так и самим исполнителям.
Статьей 10.1 Закона РФ N 2116-1 предусмотрен льготный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.
Статьей 10 этого же Закона предусмотрено освобождение от налога на доход дивидендов, выплачиваемых иностранным юридическим лицам за счет прибыли, полученной при исполнении соглашения о разделе продукции.

Статьей 11 Закона РФ от 28.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлен приоритет международных правил налогообложения перед правилами, установленными законом о налоге на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Согласно ст. 5 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» не облагается данным налогом стоимость работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов, при условии, что эти средства составляют не менее 40 % от стоимости работ.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении товары, предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
Не облагаются налогом обороты между инвестором и оператором соглашения о разделе продукции по безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по указанному соглашению.
Также не облагаются налогом товары, работы, услуги, предназначенные для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, в том числе ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, оператором соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками, участвующими в реализации соглашений.

Подоходный налог с физических лиц

В соответствии с Законом РФ от 07.12.91 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» совокупный доход физического лица уменьшается на суммы, направленные на строительство или приобретение жилых домов, садовых домиков, квартир, включая долевое участие в строительстве в пределах пятитысячекратного размера установленного законодательством минимального размера оплаты труда за трехлетний период.
В совокупный доход физического лица не включаются суммы дивидендов, выплачиваемые предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства, включая затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, строительство и реконструкцию объектов социальной сферы.
Налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот участникам соглашений о разделе продукции по акцизам, ресурсным платежам, налогам, поступающим в дорожные фонды.

К сожалению, действующим налоговым законодательством не предусмотрены льготы кредитным организациям, предоставляющим долгосрочные кредиты на финансирование инвестиционной деятельности. Это приводит к тому, что банки предоставляют кредиты только на текущую деятельность и на короткие сроки.

Президент подписал закон, исключающий инвестиционных советников из сферы применения 115-ФЗ, однако коснулся документ только юридических лиц. Что же касается независимых советников – ради которых и принималось законодательство по инвестиционным советникам – то их новации опять не затронули. К сожалению.

Суть поправок в закон об инвестиционных консультантах

Закон, подписанный Владимиром Путиным, исключает инвестиционных советников из сферы правоприменения 115-ФЗ (О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма). При этом к организации, совмещающей деятельность по инвестиционному консультированию с иной профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, нормы данного закона будут применяться в части деятельности, предполагающей совершение операций с имуществом клиентов. Поскольку до принятия документа инвестиционным советником могло являться как юридическое, так и физическое лицо (индивидуальный предприниматель), и на советников — физических лиц действующая редакция антиотмывочного закона не распространялась, закон коснется только инвестиционных советников — юридических лиц.

Кроме того, закон дает профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим на основании лицензии ЦБ РФ деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, право проводить упрощенную идентификацию лиц при открытии и ведении лицевых счетов в реестре владельцев ценных бумаг. Держатели реестра смогут поручать проведение идентификации и обновление информации о лицах, которым открыты счета в реестре, не только кредитным организациям, но и другим профессиональным участникам рынка ценных бумаг, выполняющим функции трансфер-агентов в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг.

Инвестиционных советников, не совмещающих свою деятельность с иными видами деятельности на финансовом рынке, предполагается исключить из числа финансовых организаций, обязанных исполнять требование закона в части идентификации своих клиентов, сообщения о сомнительных операциях и других требований. Вместо этого они будут обязаны выдавать уполномоченному органу по его запросу информацию о клиентах, которым предоставлены индивидуальные инвестиционные рекомендации, об инвестиционных профилях данных клиентов, а также о содержании инвестиционных рекомендаций.

Закон был принят Госдумой 1 апреля 2020 года и одобрен Советом Федерации 2 апреля 2020 года.

«Половинчатые меры»

Редакция портала Finversia.ru попросила независимых советников, которые – к слову – не подпадают под действие закона об инвестиционных консультантах – оценить новации от президента. Если говорить в двух словах, то реакция советников оказалась разочаровывающей, а предложенные меры – половинчатыми.

Андрей Паранич, глава Ассоциации «Национальная лига финансовых советников», подчеркнул, что новации от президента актуальны только для юридических лиц.

«По-прежнему затраты на получение и поддержание статуса инвестиционного советника великоваты для того, чтобы обеспечить формирование действительно массового рынка инвестиционных советников. Мы надеемся на дальнейшие шаги по смягчению регулирования этого сегмента», – Андрей Паранич, «Национальная лига финансовых советников».

— Таких компаний сейчас всего несколько, хватит пальцев одной руки пересчитать. Конечно, это им жизнь упростит, поскольку позволит не держать в штате дополнительную единицу – специальное должностное лицо – и не тратить силы на отчеты и взаимодействие с Росфинмониторингом.

При этом Паранич сомневается, что предложенная президентом мера способна привлечь на рынок новых советников. Эксперт говорит, что, по-прежнему затраты на получение и поддержание статуса инвестиционного советника «великоваты для того, чтобы обеспечить формирование действительно массового рынка инвестиционных советников» и надеется на дальнейшие шаги по смягчению регулирования этого сегмента.

С Параничем согласен и Владимир Савенок, генеральный директор «Личный капитал»:

– Новации вряд ли вызовут бум регистраций компаний нашего профиля в реестре ЦБ.

Как и Паранич, Савенок ждёт ещё несколько важных решений от законодателей:

1. Убрать обязательство держать контролера для ИП. Это бессмысленное требование для того, кто работает в одиночку.

– Требование по наличию контролёра на полную ставку с определенными требованиями к квалификации в компании из 2-3 человек, фактически в частной практике, опять же существенно увеличивает расходы, но я очень сомневаюсь, что хорошо защищают интересы инвестора. Представим себе на практике, что человек работает у меня в штате, я ему плачу зарплату, насколько он будет готов сказать моему клиенту, что мой совет неадекватен. Но вот для клиентов наличие третьего человека в наших отношениях серьезный вопрос конфиденциальности. Они уже пришли к советнику и доверили достаточно чувствительную информацию, они уверены в квалификации советника, им не нужно второе мнение от человека, которые у советника на зарплате и совершенно нет желания делиться с еще каким-то человеком чувствительной информацией о себе, – приводит пример Катя Баева. финансовый советник.

А Савенок, в свою очередь, предлагает убрать НДС с ООО и перевести на упрощенную систему налогообложения, поскольку «это самая большая нагрузка на компанию и консалтинговая компания не сможет работать с такой нагрузкой».

«Убрать НДС с ООО и перевести на упрощенную систему налогообложения, поскольку это самая большая нагрузка на компанию и консалтинговая компания не сможет работать с такой нагрузкой», – Владимир Савенок, «Личный капитал».

Алексей Родин, управляющий активами, основатель Агентства семейных финансов InvestArt advisors, между тем, замечает, что новация позволит войти в реестр тем, кого останавливали бюрократические моменты:

– Соответственно, это позволит качественнее контролировать отрасль, что дополнительно защитит клиентов. Брокерам также разрешено проводить удалённую идентификацию клиентов.

Финсоветник Катя Баева в целом приветствует изменения, но добавляет, что в нынешней редакции закона об инвестиционных консультантах «ещё столько лишнего».

– Поэтому я не думаю, что отмена данного требования не даст существенных улучшений. Мое мнение, что закон в текущей редакции никак не защищает интересы инвесторов, но создает значительные затраты временные и денежные, которые будут переложены на инвестора.

Есть претензии у советника и по части проведения квалификации клиента:

– К примеру, чтобы инвестировать на зарубежных площадках клиент должен быть квалифицирован. Но советник не может это сделать самостоятельно. На практике сейчас советник отправляет клиента в банк, чтобы там клиент стал квалифицированным инвестором, а потом вернулся к советнику.

Нет нормальной системы аттестации инвестиционных консультантов. К примеру, сданные экзамены ФСФР совершенно не гарантируют высокую квалификацию человека, потому что в них очень часто нерелевантная информация. Сейчас такое же могут придумать и для инвестиционных консультантов. Я сравниваю ФСФР с CFA (американская сертификация), и там просто абсолютно другой уровень.

«Нет нормальной системы аттестации инвестиционных консультантов. К примеру, сданные экзамены ФСФР совершенно не гарантируют высокую квалификацию человека, потому что в них очень часто нерелевантная информация», – Катя Баева, финансовый советник.

Баева предлагает ввести группу особо защищаемых инвесторов по формальным признакам. К примеру, пенсионеры, безработные, имеющие большие кредиты, очень небольшой активный доход и без собственных активов, и так далее. И таким людям просто запретить вкладываться в высокорискованные инструменты. Тут должна быть аккуратно определена группа особо защищаемых и инструменты.

– Например, я совершенно не согласна, что особо защищаемая категория не может покупать акции из индекса S&P-500, но может покупать условный Газпром. Но при нормальной проработке данной инициативы, когда будут запрещены для особо защищаемой группы, например, деривативы, «десятые» плечи (таких плечей вы не получите у американского брокера, а у российского – пожалуйста), подключения к стратегиям автоследования от частных инвесторов возможно без особой квалификации, тогда в принципе советник не сможет «загнать» инвестора во что-то рискованное и это будет контролироваться на уровне брокеров и банков. Опять же на уровне банков можно контролировать, чтобы особо защищаемая группа не могла переводить деньги на зарубежных брокеров в сомнительные юрисдикции. Таких групп может быть определено несколько с разными списками доступных инструментов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *