Инвентаризация выбросов в атмосферу

Содержание

Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

4.6 / 5 ( 9 votes )

Инвентаризация источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — это обязательная процедура для ОНВОС 1, 2 ,3 ,4 категорий, т.е. для всех объектов негативного воздействия!

Людмила Лисичникова

Инвентаризация проводится с целью:

выявления и учета всех источников загрязнения атмосферного воздуха (АВ) на предприятии, определения количественных и качественных показателей выбросов вредных загрязняющих веществ (ВЗВ) в АВ.

Это очень важно! Неправильно проведенная инвентаризация влечет подачу недостоверных сведений при постановке на учет объекта негативного воздействия на ОС или проведении актуализации сведений об ОНВОС. От полученной категории ОНВОС зависит и комплект документов, необходимый для соблюдения природоохранного законодательства.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов

Статья 22. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
КонсультантПлюс: примечание.
3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ

Сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников корректировки ее данных

Инвентаризация проводится в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» (дополненное и переработанное), ОАО «НИИ Атмосфера», г. С-Пб, 2012 г.

Данное пособие предназначено прежде всего для разработчиков томов ПДВ. Но на предприятии ответственные должностные должны знать: — за результат инвентаризации ответственность несет только предприятие, а не разработчики; — в случае изменения технологического процесса, в результате которого произошло изменение выбросов ВЗВ в АВ ( появились новые источники или загрязняющие вещества), изменения в оснащении ГОУ, изменения объемов производства — необходимо проведение корректировки инвентаризации выбросов ВЗВ в АВ; — в случае выявления неучтенных ранее источников и выбросов ВЗВ в АВ, также необходима корректировка инвентаризации; — в случае проведения реконструкции ГОУ, в результате чего произошли изменения по выбросам от ГОУ.

Корректировка инвентаризации проводится в течении одного года с даты возникновения изменений ( см. выше.) Предприятие может решить провести новую инвентаризацию.

Не забываем, что после инвентаризации (корректировки) необходима актуализация ОНВОС.

Согласно указанного Порядка инвентаризация на объектах ОНВОС проводится на еще не введенном в эксплуатацию объекте — в течении 2-ух лет после получения разрешения на ввод в эксплуатацию. В данном случае есть нюанс. Поставить на учет ОНВОС вы должны в течение полугода с момента начала эксплуатации объекта и на этот момент — инвентаризация у объекта должна быть.

В ходе инвентаризации в обязательном порядке проводится и этап, заключающийся в обследовании ГОУ в рамках требований соблюдения правил эксплуатации установок очистки газа.

После проведения инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Если в результате инвентаризации установлено, что суммарное количество выбросов ЗВ не превышает 10,0 т/год при этом отсутствуют в выбросах ЗВ 1, 2 класса опасности — то ваш объект относится к 4 категории ОНВОС, следовательно расчет нормативов допустимых выбросов ЗВ в АВ для объекта производить не нужно!

Если ваш объект НВОС относится к 3-ей категории, то расчет нормативов допустимых выбросов ЗВ в АВ делается только для веществ 1, 2 класса опасности.

Если ваш объект НВОС относится к 2-ой категории, то расчет нормативов допустимых выбросов ЗВ в АВ делается только для всех загрязняющих веществ.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — образец

Настоящий отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО » ****» устанавливает количество источников и уровень загрязнения ими окружающей среды вокруг действующего предприятия в соответствии с требованиями Законов РФ и санитарными нормативами на территории жилой зоны. Инвентаризация проведена на основании следующих нормативных документов :

1. Закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», М, 2002.

2. Закон РФ от 2I.07.2014 №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», М, 2007.

3. Закон РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ » Об охране атмосферного воздуха», М, 1999.

4. Приказ Минприроды России от 07.08.2018 N 352 » Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировке ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки.

5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, С-П, 2012.

6. Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух, С-П, 2015.

7. Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом), М, 1998.

8. Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при сварочных работах (на основе удельных показателей), СПБ, 2015.

9. Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 т пара в час или менее 20 Гкал в час», М, 1999.

10. Методическое пособие по расчету выбросов от неорганизованных источников промышленности строительных материалов, Новороссийск, 1989.

12. Временные методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ (пыли) в атмосферу при складировании и перегрузке сыпучих материалов на предприятиях речного флотa, Белгород, 1992.

13. Приказ МПР РФ от 25.О7.2011г. № 650.

14. СанПиН 2.2.Il2.L1.1200-03. Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий.,сооружений и иных объектов. Новая редакция, М,2007.

Общие сведения о хозяйствующем субъекте

Характеристика хозяйствующего субъекта как объекта негативного воздействия на атмосферный воздух

Краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования

Выпуск продукции предприятие осуществляет в летний сезон- 45 дней в год в 1 смену. Асфальто-бетонный завод оборудован асфальто-смесительной установкой (АСУ) «Тельтомат-100». АСУ включает в себя технологические агрегаты: сушильный барабан, грохот, смесительную установку. Сушильный барабан сушит и нагревает до заданной температуры инертные материалы- песок и карбонатную породу (щебень)- горячими газами, образующимися при сгорании топлива- природного газа. Далее материалы проходят через грохот, где происходит их сортировка по фракциям. Смесительный агрегат дозирует компоненты и смешивает с горячим битумом. Готовая смесь выгружается в бункеры, а из них- в автотранспорт заказчика. Для приготовления асфальта в качестве вяжущего компонента используется битум нефтяной. Битум доставляется на площадку автотранспортом, разгружается в битумный котел, оборудованный электроподогревом до 600 градусов С. Для подогрева битума до рабочей температуры (160 градусов С) используется установка подогрева битума- плавильня, оборудованная электроподогревом. Инертные материалы доставляются автомобильным транспортом поставщиков на открытые склады песка и щебня , транспортером перемещаются к АСУ и сортируются, далее погрузчиком загружаются в питатель АСУ и по ленточным транспортерам поступают в сушильный барабан АСУ.

Для проведения вспомогательных работ имеется ремонтно- механическая мacтерская со слесарным участком и постом газовой резки. Помещения АБК зимой отапливаются собственной газовой топочной. Собственный автотранспорт размещается на стоянках. Согласно письма Росприроднадзора № ОД-03-01-З2/18476 от 22.08.2017 г. «гараж, при условии использования его только для въезда и выезда автотранспорта и отсутствия в нем иных источников выбросов, а также открытая автостоянка нормированию не подлежат». Заправка моторным топливом осуществляется на частных АЗС.

Для обслуживания автодорог от гололеда в зимнее время предприятие складирует соль и песок. Компоненты- перевозятся автотранспортом, песок хранится на открытом складе на пескобазе, соль- минеральный концентрат поступает и хранится в полипропиленовых мешках по 1 т в крытом складе — ангаре. При статическом хранении пересыпке песка (песок покрыт снегом) с влажностью 30% и более выбросы пыли принимаются равными 0.

Энергетический участок (топочная). В здании установлены 2 водогрейных бытовых котла ***** (1- резервный) для отопления собственных помещений. Котлы работают в автоматическом режиме на природном газе круглосуточно в течение отопительного сезона, При сгорании топлива в атмосферу через дымовую трубу (ист. 0001) попадают вредные вещества: бенз(а)пирен (l класс опасности), диоксид азота, оксид азота (З класс опасности) и оксид углерода (4 класс опасности).

Сварочные работы. При проведении работ на посту газовой резки в атмосферу выбрасываются вредные вещества: марганец и его соединения (2 класс опасности), оксид железа, диоксид азота, оксид азота (3 класс опасности), оксид углерода (4 класс).

Характеристика аварийных и залповых выбросов

Технологическим регламентом предприятия не предусмотрены аварийные технологические и залповые выбросы вредных веществ в атмосферу. При регламентной работе технологического оборудования воздействие на составляющие ос не превышает допустимого. Чрезвычайные как для окружающей среды, так и для персонала предприятия, ситуации могут возникать только при несоблюдении требований техники безопасности. Предотвращение аварийных ситyаций достигается соблюдением техники безопасности, пожарной безопасности и своевременным инструктажем и обучением рабочих по технике безопасности.

Нестационарность выбросов во времени

Технологическим регламентом предприятия предусмотрена нестационарность выбросов во времени от неодновременной работы АБЗ в том числе: **** дней летом (ист. ****) и топочной (ист. ****) в течение зимнего отопительного периода.

Характеристика пылегазоочистного оборудования

Требования к ПГУ представлены .



Корректировка инвентаризации выбросов

Недавно вышло интересное письмо по поводу корректировки инвентаризации выбросов… Связано это с экспериментом по квотированию выбросов в некоторых регионах РФ.

Рекомендую прочитать мою статью по квотированию выбросов.

Если ваше предприятие находится в одном из городов участвующих в эксперименте по квотированию выбросов ЗВ, то вам необходимо внимательно посмотреть свою инвентаризацию — на предмет: учтены ли там выбросы ЗВ от передвижных источников.

Если нет, то необходимо заново проводить инвентаризацию источников и выбросов…

Ниже на эту тему письмо минприроды:

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2019 г. N 12-47/22545
О НЕОБХОДИМОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ ДАННЫХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВЫБРОСОВ
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо с просьбой предоставить разъяснения о необходимости проведения корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» (далее — Закон N 195-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее — Порядок), утвержденного приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется, в том числе, в случаях изменений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанных с инвентаризацией выбросов.
В соответствии с Законом N 195-ФЗ с 01.11.2019 вносятся изменения в статью 22
Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в части необходимости проведения инвентаризации с учетом выбросов от передвижных источников.
Министерством прорабатываются методические подходы к реализации указанных положений законодательства и дополнению Порядкасоответствующими положениями.
По мнению Минприроды России, в связи с вышеуказанными изменениями законодательства необходима корректировка данных инвентаризации выбросов.
Следует отметить, что согласно пункту 45 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 Порядка.
Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
И.В.ИВАЧЕВ

Хочется еще добавить — для проведения инвентаризации нанимайте грамотных специалистов…

<Письмо> Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437 «О направлении Методических рекомендаций

по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха»

п.3.8.3 Материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:

Проведение инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу является первым этапом работ по нормированию выбросов. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций.

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу представляет собой систематизацию следующих сведений:

— наличии источников выделения и источников выбросов;

— о распределении источников выбросов загрязняющих веществ по территории;

— о качественной и количественной характеристике выбросов;

— о параметрах выбросов газовоздушной смеси из источников выбросов (аэродинамические характеристики);

— о параметрах источников выбросов (диаметре устья, высоте);

— об оснащенности источников выбросов газоочистными установками (далее — ГОУ).

Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991).

Инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии проводится уточнение данных ранее проведенной инвентаризации. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации.

Определение качественного и количественного состава вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу, осуществляется прямыми инструментальными замерами в соответствии с действующими стандартами и методиками при максимальной загрузке оборудования. Инструментальные замеры должны осуществляться лабораторией предприятия либо аккредитованной лабораторией по договору.

В настоящее время отсутствуют нормативные документы, регламентирующие разграничение предприятий и источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по применению инструментальных и расчетных методов.

Инструментальные методы являются превалирующими при инвентаризации и контроле выбросов вредных (загрязняющих) веществ, которые в совокупности формируют повышенное загрязнение атмосферного воздуха в жилой зоне (более 0,5 ПДК).

Расчетные методы применяются в основном для определения характеристик неорганизованных выделений (выбросов).

Расчетные методы применяются также при определении выбросов вредных (загрязняющих) веществ организованными источниками, формирующими приземные концентрации в атмосферном воздухе жилых зон менее 0,5 ПДК и, в первую очередь, для определения выбросов от типичных для многих предприятий производств: сварочные и окрасочные работы, механическая обработка материалов, нанесение металлопокрытий гальваническим способом, котельные и другие топливосжигающие устройства малой производительности.

Для любых типов организованных источников, выбросы вредных (загрязняющих) веществ которых в жилой зоне не формируют приземных концентраций более 0,1 ПДК и за пределами промплощадки более ПДК, используются расчетные методы. В случае их отсутствия используются инструментальные методы.

Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Утв. Госкомприроды СССР)

Инвентаризация выбросов (ГОСТ 17.2.1.04-77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для:

— оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ предприятия на окружающую среду (атмосферный воздух);

— установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы;

— организация контроля соблюдения установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

— оценки состояния пылегазоочистного оборудования предприятия;

— оценки экологических характеристик, используемых на предприятии технологий;

— оценки эффективности использования сырьевых ресурсов и утилизации отходов на предприятии;

— планирования воздухоохранных работ на предприятии.

При проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии.

Приказ МПР РФ от 07.08.2018г. №352 «Об утверждении порядка инвентаризации стационарных источников и

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных,

документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки»

Приказом устанавливается:

— перечень лиц, обязанных проводить инвентаризацию;

— порядок оформления решения о проведении инвентаризации;

— перечень источников, загрязняющих атмосферный воздух, в отношении которых должна проводиться инвентаризация;

— содержание работ при проведении инвентаризации выбросов;

— порядок осуществления систематизации сведений об источниках выбросов;

— механизм определения показателей выбросов при инвентаризации выбросов;

— порядок документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации выбросов;

— механизм корректировки данных инвентаризации выбросов;

— ответственность за проведение инвентаризации выбросов.

В приказе приводятся формы таблиц для документирования:

результатов анализа нестационарности выбросов;

результатов инструментального определения показателей выбросов;

результатов выявления стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, определения их характеристик и определения качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и ИП (далее — хозяйствующие субъекты), осуществляющими деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

(далее ИЗАВ — источники загрязнения атмосферного воздуха, ЗВ — выбросы и загрязняющие вещества).

Решение о проведении инвентаризации выбросов оформляется в виде распорядительного акта или внутреннего документа хозяйствующего субъекта, в котором определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается ответственный за проведение инвентаризации выбросов.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем НВОС, систематизируются и документируются полученные результаты.

В качестве стационарных ИЗАВ учитываются:

организованные — тип ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов (установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства и др.);

неорганизованные — тип ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, неплотности, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта НВОС или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом (например, пылящие поверхности хвостохранилищ);

точечные — вид организованных ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия;

линейные — вид ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, (например, аэрационные фонари цехов);

площадные — вид неорганизованных ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности (площади);

ИЗАВ, перемещаемые передвижными средствами и функционирующие в стационарном режиме.

При проведении инвентаризации выбросов:

обследуется территория объекта НВОС, анализируется проектная документация объекта НВОС, виды деятельности (технологии производства), данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;

выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества, а также определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (источники выделения);

систематизируются сведения о пространственном размещении ИЗАВ на объекте НВОС;

изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа (ГОУ — газоочистные установки);

устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличие устья — вид и размеры устья источника);

определяются координаты стационарных ИЗАВ;

устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, а также определяются показатели отходящих газов (скорость, объемный расход, температура, давление, влажность);

документируются результаты инвентаризации выбросов.

Обследование состояния и условий эксплуатации ГОУ и систем вентиляции проводится с учетом требований правил и инструкций по их эксплуатации.

Определение характеристик ИЗАВ и показателей выбросов осуществляется:

при эксплуатации технологического оборудования в режиме его максимальной производительности, допускаемой установленным регламентом работы;

при эксплуатации систем вентиляции и ГОУ в режиме их наибольшей допустимой нагрузки, определяемой инструкциями по их эксплуатации.

В ходе инвентаризации выбросов при определении качественных и количественных показателей выбросов должна быть выявлена, учтена и проанализирована нестационарность выбросов — изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неодновременной, неравномерной работой оборудования, изменениями режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества.

При выявлении нестационарности выбросов анализируется изменение качественных и количественных показателей выбросов для разных стадий многостадийных технологических процессов и для разных режимов работы оборудования.

Для ИЗАВ, выбросы которых изменяются в течение года, сезона, месяца, недели, суток, производственной смены, выявляются факторы, влияющие на нестационарность выбросов в различные периоды времени: характеристики и расход сырья или топлива; загруженность, продолжительность и одновременность работы оборудования и устройств, являющихся частями технологического процесса.

Определения показателей выбросов при инвентаризации выбросов

Определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными, инструментально-расчетными и расчетными методами. Выбор метода определения качественного и количественного состава выбросов из каждого ИЗАВ при инвентаризации выбросов должен быть обоснован.

Для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные и инструментально-расчетные методы.

Использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику, неорганизованный или линейный стационарный источник и др.).

На ИЗАВ, оснащенных ГОУ, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб, предусмотренных Правилами эксплуатации ГОУ и проектной документации изготовителя ГОУ.

В случаях, если в ходе инвентаризации выбросов используются климатические и (или) метеорологические данные, такие данные должны определяться юридическими лицами, имеющими лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Документирование и хранение данных, полученных в результате инвентаризации выбросов

По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, утверждаемый хозяйствующим субъектом, которому принадлежит объект НВОС.

В отчет о результатах инвентаризации выбросов включается описание проведенных работ по инвентаризации выбросов и особенности выполнения данных работ с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения выбросов ЗВ.

В качестве максимальных разовых (в г/с) значений выбросов ЗВ используются средние значения каждого показателя выбросов за двадцатиминутный интервал времени.

При наличии арендаторов, вопросы, связанные с проведением инвентаризации выбросов арендатора, могут оговариваться в договоре аренды.

>
Инвентаризация

Разработка Инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и их источников — систематизация сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Результатом проведенной инвентаризации является отчет по инвентаризации (бланк формы № 1-воздух), утвержденный руководителем предприятия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Следует отметить, что инвентаризация ВЗВ является одним из этапов разработки и согласования проекта ПДВ.

Срок действия результатов инвентаризации выбросов

Инвентаризация выбросов проводится один раз в семь лет.

Повторное проведение инвентаризации и подготовка отчета происходит в организации в следующих случаях:

  • изменился технологический процесс;
  • сменилось технологическое оборудование или сырье, и это привело к изменению состава, объема или массы выбросов;
  • обнаружено несоответствие между выбросами и данными последней инвентаризации;
  • изменились требования к порядку проведения инвентаризации;
  • проведение повторной инвентаризации требуют правила эксплуатации установок очистки газа.
Нормативная база:
Кому и зачем необходимо

Инвентаризация выброса вредных веществ может проводится либо самим хозяйствующим субъектом, либо специальной организацией, имеющей аккредитацию для данных действий. Вся полнота ответственности за правильностью проведения и оформления инвентаризации лежит на хозяйствующем субъекте.

Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов), а именно:

  • не были учтены все источники выброса ЗВ в атмосферу;
  • не были учтены все загрязняющие вещества в выбросах источников;
  • не были учтены все режимы работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);
  • на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.
Ответственность

В случае отсутствия инвентаризации или недостоверности данных инвентаризации юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) или лицо, ответственное за выполнение данных работ, несет административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 8.1) — предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 до двух 2000 рублей;
  • на должностных лиц — от 2000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.
Сколько это займет

Сроки – от 2 недель.

ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» подведомственное учреждение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющее все работы «под ключ» с получением всех разрешительных документов от администрирующих органов.

Рассмотрим любые предложения по сотрудничеству! Звоните и получите бесплатную консультацию.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников

Мы поможем вам провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферу и их источников в Москве, Московской области и Казани. Ждем вашего звонка.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и их источников — систематизация сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Результатом проведенной инвентаризации является отчет по инвентаризации, утвержденный руководителем предприятия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Следует отметить, что инвентаризация ВЗВ является одним из этапов разработки и согласования проекта ПДВ.

Инвентаризация проводится как инструментальным (замеры показателей выбросов от стационарных источников выбросов), так и расчетным методом — для неорганизованных источников выбросов либо для тех организованных источников, инструментальный замер от которых проводить нецелесообразно либо невозможно.

Внимание. С 26 апреля 2019 вступили в силу новые требования по инвентаризации выбросов (Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»).

Срок действия результатов инвентаризации выбросов

Пункт 1.7 Инструкции 1991 года предусматривал, что «инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации». С 1 января 2015 года периодичность инвентаризации определяется согласно Закону № 96-ФЗ

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает необходимость периодического проведения инвентаризации, вводя при этом понятие «корректировка данных инвентаризации». Указанное, по мнению Центра правовой экологии, может означать следующее:

  • законодатель решил уйти от обязания хозяйствующих субъектов периодически проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов от стационарных источников выбросов, предусмотрев лишь основания для корректировки данных инвентаризации,

  • или законодатель решил на уровне Закона № 96-ФЗ прописать основания для «внеочередной» корректировки данных инвентаризации, оставив установление периодичности «плановой» инвентаризации на усмотрение Минприроды России (посредством введения соответствующих положений в Порядок инвентаризации)

Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов), а именно:

1. не были учтены все источники выброса ЗВ в атмосферу;

2. не были учтены все загрязняющие вещества в выбросах источников;

3. не были учтены все режимы работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

4. на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.

Этапы проведения инвентаризации

1. Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

2. Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

3. Кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферы (ИЗА);

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия.

Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 — цех N 1, источник N 1);

4. Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

5. Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выбросов ЗВ в атмосферу;

6. Определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

Данная процедура также именуется как замеры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

7. Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать нестационарность выбросов, возможную годовую изменчивость выбросов и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения — летний период и т.д.

Содержание отчета по инвентаризации

Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия должен включать следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Сведения о разработчике и список исполнителей

3. Содержание, введение

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ

5. Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения выбросов ЗВ

6. Карта-схема территории объекта ОНВ (в масштабе) с ИЗАВ

7. Характеристики ИЗАВ, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая:

7.1. Источники выделения загрязняющих веществ

7.2. Источники выбросов загрязняющих веществ

7.3. Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации

7.4. Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация (в целом по объекту ОНВ)

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ и параметров газовоздушной смеси, расчетов показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений

10. Документирование характеристик нестационарности выбросов

11. Копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации выбросов и составления отчета

12. Иные материалы, которые разработчик считает необходимым приложить

Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).

Мы поможем вам провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферу и их источников в Москве, Московской области и Казани. Ждем вашего звонка.

Инвентаризация источников выбросов

Что такое Инвентаризация? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим государственные документы.

Ранее (до 2018 года) действовала «Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» 1991 года, которая предлагала следующее определение:

— Инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов в атмосферу.

Такую формулировку дополняла «Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 2012» и ГОСТ 17.2.1.04-77:

— Инвентаризация выбросов является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, количестве и составе выбросов.

Однако, в настоящее время действует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 352 от 07.08.2018 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», который уже вступил в силу. Теперь корректно следующее определение:

— Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов в атмосферный воздух.

Из всего вышеизложенного мы понимаем следующее:

1. Инвентаризация проводится для всех юридических лиц, которые имеют стационарные источники выбросов (например, отопительный котёл);

2. Инвентаризация должна быть разработана «по новым правила». А именно в соответствии с Приказом № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников «.

3. Инвентаризация является обязательным документом на любом производстве.

Зачем проводить Инвентаризацию в 2019 году?

Причины выполнения Инвентаризации ИЗАВ «по новым правилам»:

1. Выполнение требования ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица, имеющие источники выбросов проводят Инвентаризацию выбросов ;

2. Отсутствие Разрешения на выброс влечёт наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ. Предприятие может быть оштрафовано или приостановлено на срок до 90 суток;

3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через 2 года после выдачи Разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Приказа № 352 Об утверждении Порядка проведения инвентаризации .

Какие источники подпадают под действие Инвентаризации по новым правилам 2018 года?

Извлечение

из Приказа МПР РФ № 352

Глава 1, п. 4. В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:

— ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее — организованные ИЗАВ);

— ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее — неорганизованные ИЗАВ);

— ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее — точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ);

— ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее — линейные ИЗАВ);

— ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее — площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).

Штраф за отсутствие Инвентаризации

Статья 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации»: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, наказывается административным штрафом:

— на должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей;

— на юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей.

Статья 8.21 КоАП «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения наказывается административным штрафом:

— на должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;

— на юридических лиц от 180 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Стоимость Инвентаризации источников 2019

Факторы, которые влияют на ценообразование следующие: количество площадок, количество источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА), количество источников выделения (ИВ). Заранее определить стоимость для каждого предприятия невозможно, так как у всех свои особенности технологического процесса.

Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с Приказом МПР РФ № 352 организованные источники (газоходы, факельные устройства, вентиляционные шахты) подлежат инструментальному лабораторному контролю. То есть необходимо привлекать аккредитованную лабораторию. Также, если на организованных источниках установлены ГОУ, то степень очистки выбросов может определить только лаборатория. В связи с этим, нам необходимо знать сколько будет организованных источников и какие вещества будут выбрасываться.

Минимальная стоимость Инвентаризации по новым правилам – 40000 руб.

Минимальная стоимость сформирована для 1 площадки, до 5 неорганизованных источников выбросов, без привлечения лаборатории.

Состав отчёта по Инвентаризации по новой форме

1. Титульный лист;

2. Сведения о разработчике и список исполнителей;

3. Содержание, состав, введение;

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;

5. Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения ЗВ;

6. Карта-схема территории объекта ОНВ (в масштабе) и ИЗАВ;

7. Характеристика ИЗАВ, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ;

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива;

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ и параметров газовоздушной смеси, расчетов показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений;

10. Документирование характеристик не стационарности выбросов;

11. Копии аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации выбросов и составления отчета.

Содержание работ по проведению Инвентаризации выбросов

— в начале работы мы запрашиваем необходимую информацию в электронном виде, для заочной подготовки к выезду специалиста. Далее определяется время выезда специалиста на предприятие;

— обследуется территория объекта, анализируется проектная документация, виды деятельности, данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;

— выявляются все источники загрязнения атмосферы, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества, а также определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (источники выделения);

— анализируются данные из систем автоматического контроля выбросов;

— систематизируются сведения о пространственном размещении источников загрязнения атмосферы;

— изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа;

— устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (труба, вентиляционная шахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики (длина, ширина, высота, при наличии устья — вид и размеры устья источника);

— определяются координаты источников;

— устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учётом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, а также определяются показатели отходящих газов (скорость, объёмный расход, температура, давление, влажность);

— при необходимости проводится лабораторный контроль на организованных источниках;

— документируются результаты инвентаризации выбросов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *