Инвентаризация отходов производства

Содержание

Акт инвентаризации отходов ― образец 2019 — 2020 годов

Источники образования и виды отходов

Проведение инвентаризации отходов

Содержание акта инвентаризации отходов

Итоги

Источники образования и виды отходов

В процессе хозяйственной деятельности субъектов периодически образуются различные отходы: просроченные товары, сырье, испорченные материалы, брак, побочные продукты полуфабрикатов, отработанные изделия из черных и цветных металлов, а также редких и драгоценных, списанные приборы и датчики, аккумуляторы, автошины, лаки, краски, строительный мусор, бытовые отходы. Процедура инвентаризации не только устанавливает факт наличия отходов и их объем, но и выявляет источники и периодичность их образования.

Некоторые виды хозяйственной деятельности приводят к образованию отходов повышенной опасности. К ним относятся:

  • взрывчатые и огнеопасные, которые под воздействием химических реакций способны воспламениться, нанеся тем самым вред окружению;
  • окисляющие ― вещества, способствующие воспламенению сторонних материалов;
  • органические ― подверженные ускоренному разложению в силу своего химического состава;
  • токсичные и инфицирующие ― отходы, способные причинить существенный вред организму человека.

О том, как организуется учет возвратных отходов, читайте в статье «Отражаем в учете возвратные отходы производства (нюансы)».

Проведение инвентаризации отходов

Помимо сведений об объеме отходов, периодичности их образования и источников, целью процедуры инвентаризации может оказаться выявление несоответствия между нормативными и фактическими показателями. Причиной составления акта инвентаризации может быть и контроль за процессом формирования отходов при введении новых технологий, изменении стандартов выпуска. В таких случаях результаты инвентаризации будут служить основанием для разработки новых нормативов по отработанному материалу.

Инвентаризация отходов начинается с приказа руководителя с четким указанием сроков ее проведения, объектов и с данными о составе комиссии.

В ходе инвентаризации выявляется количество отходов, происходит классифицирование их по видам и источникам появления. Происходит подсчет объема годового образования отработанного материала. Обязательна проверка документации по учету наличия, получения и хранения отходов.

Акт инвентаризации отходов представляет собой итоговый документ, который подготавливается на основании полученных данных. Может содержать в себе также рекомендации и указания по дальнейшей работе с отработанным материалом. По результатам данных полученного документа субъект хозяйственной деятельности делает дальнейшие выводы о путях движения отходов: передавать ли их на переработку сторонним организациям, проводить ли утилизацию самостоятельно.

О том, какую роль акт инвентаризации играет в учете расходов на утилизацию для целей расчета налога на прибыль, читайте в материале «Подтверждаем расходы на утилизацию просроченных товаров».

Содержание акта инвентаризации отходов

Материалы, признанные отходами, должны быть идентифицированы в соответствии с классификацией отходов. Так как на данный момент общероссийский классификатор по отходам отсутствует, следует руководствоваться перечнями отходов, действующими в регионах.

Если в акт инвентаризации необходимо добавить новую позицию, не заявленную ранее ни в одном источнике, допускается самостоятельное присвоение наименования отработанным материалам с последующим обращением в территориальные органы по охране природы для получения кода.

Акт инвентаризации может быть оформлен по унифицированной форме ИНВ-3 (утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88), дополненной необходимой информацией. Или составлен по самостоятельно разработанной форме. Могут иметь место отраслевые рекомендации по оформлению такого акта.

Акт инвентаризации отходов должен содержать следующие данные:

  • участок размещения;
  • источник образования отработанных материалов;
  • наименование отхода и соответствующую общепринятую кодировку;
  • присвоенный класс опасности (от 1 до 5);
  • характеристику отходов, отражающую его физико-химические параметры: агрегатное состояние, уровень растворимости, летучесть, основные входящие в состав компоненты;
  • принятые нормы образования отработанных материалов;
  • места временного хранения и их характеристики;
  • варианты утилизации или удаления (возврат в производство, передача сторонним организациям по договору, перевод в иное место хранения);
  • прочие необходимые показатели.

На нашем сайте вы можете скачать вариант заполненного образца акта инвентаризации отходов.

Скачать образец акта инвентаризации отходов

В дальнейшем данные акта инвентаризации отходов могут быть использованы для получения лимитов на их размещение, утверждения документации, разрешающей хранение отработанных материалов, составления отчетности по количеству отходов, образованных на предприятии, и дальнейшим действиям с ними.

О том, на размер каких платежей влияет объем образующихся отходов, читайте в статье «Разработка проектов нормативов образования отходов».

Итоги

Инвентаризация отходов представляет собой обязательную процедуру для всех субъектов, осуществляющих действия с отходами. Акты составляются по результатам проверки. Места размещения отходов подлежат контролю с периодичностью 1 раз в 3 года либо в случаях внесения изменений в технологические процессы, внедрения новых видов деятельности.

За неисполнение законодательства в части обращения с отходами предусмотрено наказание в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственностей (ст. 28 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Как проводится инвентаризация отходов

Повторно используемые в производстве, или возвратные, отходы должны периодически инвентаризироваться. В этом их принципиальное отличие от невозвратных отходов, подлежащих списанию на затраты. В отношении последних инвентаризация не проводится. Рассмотрим вопросы классификации отходов, проведения их инвентаризации с точки зрения экологических правовых норм, действующих в настоящее время, порядка проведения инвентаризации согласно правилам учета ТМЦ и отражения результатов инвентаризации в учете предприятия.

Законодательная база инвентаризации отходов производства

Необходимость и порядок проведения инвентаризации регламентируются несколькими актами из различных областей законодательства. Основу составляют два закона: ФЗ №7 от 10-01-02 г. и ФЗ №89 от 24-06-98 г. В них идет речь об охране окружающей среды, об отходах потребления и производственных отходах, а также о необходимости инвентаризации оных. Кроме того, существует Приказ Минприроды РФ №49 от 25-02-10 г., утверждающий правила инвентаризации мест размещения отходов.

Справка. Периодичность проведения инвентаризации отходов – минимум раз в пять лет (см. п. 4 Правил).

Важную роль играет и Приказ Минприроды №792 от 30-09-11 г., регламентирующий ведение кадастра отходов, в частности, принципы их кодировки, кроме некоторых видов (биологических, радиоактивных, медицинских). В отношении указанных отходов используются нормативные акты специального характера.

Следует иметь в виду, что общегосударственный классификатор отходов, как целостный документ, отсутствует. При составлении инвентаризационной документации пользуются данными региональных нормативных документов. Если ни один документ не содержит нужного кода и наименования, можно установить кодировку в территориальном органе природоохранной государственной структуры, а наименование присвоить самостоятельно.

Нарушение сроков и процедуры инвентаризации отходов может повлечь за собой все виды ответственности, вплоть до уголовной (ст. 28 ФЗ-89).

Какие отходы подлежат инвентаризации и кто ее проводит

Возвратные инвентаризируемые отходы могут включать в себя:

  • производственный и сырьевой брак;
  • продукты питания с истекшим сроком годности;
  • производственные ТМЦ, отслужившие свой срок, содержащие в своем составе черные, цветные, редкие металлы, драгметаллы;
  • использованные запчасти, автошины, и т.д.

Инвентаризируются любые отходы производства, которые могут быть признаны возвратными по каким-либо признакам. Особо следует отметить инвентаризацию отходов по своим физическим, химическим свойствам, представляющим опасность для человека (взрывчатым, токсичным, окисляющим, иным потенциально опасным).

Справка. Согласно российскому законодательству (см. ФЗ-89, ст. 4.1) существует 5 классов опасности отходов: от чрезвычайно опасных до практически неопасных. При расчетах с целью присвоения того или иного класса опасности отходам производства природоохранные службы в настоящее время руководствуются Постановлением Правительства РФ №712, действующим с 01.08.2014 года. Самостоятельно присваивать класс опасности отходам организация не имеет права.

Эта информация должна учитываться при проведении инвентаризации на месте с целью недопущения негативных последствий для природы и человека, а также при оформлении актов, занесении в них необходимых данных.

Инвентаризация и ее итоги

Инвентаризация отходов представляет собой сверку учетных данных с фактическим наличием отходов в местах их хранения на определенную дату. Процедура выполняет, помимо контрольной, еще и функцию оптимизирующую. Так происходит, например, при внесении изменений в принятую на предприятии технологию производства с целью ее улучшения. Результаты инвентаризации служат основанием для пересмотра производственных нормативов расхода сырья.

Инвентаризировать отходы могут как представители комиссии из числа компетентных работников предприятия, так и специалисты извне, оказывающие услуги в соответствии с договором. Процедура включает в себя предварительный этап, затем процесс снятия данных и подведение итогов с оформлением их в законном порядке:

  1. Издание приказа руководителя по форме ИНВ-22. В нем прописываются состав комиссии, сроки проведения сличительных мероприятий, их характер, сроки сдачи отчетности по итогам инвентаризации.
  2. Изучение данных первичных документов, остатков на соответствующих счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах.
  3. Процесс инвентаризации как таковой. Он позволяет обнаружить отходы и классифицировать их, а также определить источники появления. Определяется расчетным путем и количество отходов, образующихся в производстве за год. Далее следует сверка учетных и фактически установленных данных.
  4. Оформление акта инвентаризации, подписание всеми ответственными лицами. Обычно используется унифицированный документ — форма ИНВ-З, но и составление самостоятельно разработанных на предприятии и закрепленных в локальных нормативных актах форм инвентаризационных актов, отраслевых учетных форм также законно.
  5. Разработка рекомендаций управленческого, учетного характера по итогам инвентаризации отходов производства.

Акт инвентаризации обычно содержит следующие данные:

  • место размещения, хранения отходов;
  • источник образования производственных отходов;
  • кодировку, наименование;
  • вид, физические, химические свойства, растворимость, состав;
  • класс опасности;
  • нормативы образования;
  • места хранения;
  • варианты использования;
  • иные необходимые данные.

Используют выявленные отходы по-разному. Их можно вернуть в производство, продать, использовать во вспомогательных производствах предприятия или уничтожить.

Результаты инвентаризации отходов, помимо внутрипроизводственных целей, используются:

  • в отчетных формах;
  • для обоснования лимитов на размещение;
  • для оформления разрешающей документации на хранение.

Отражение инвентаризации в бухгалтерском учете

Для учета возвратных отходов, подлежащих инвентаризации, чаще всего используется счет 41, поскольку они в любой момент могут быть проданы на сторону.

Излишки отходов производства приходуются проводкой Дт 41 Кт 91/1 на сумму, рассчитанную по фактическому наличию и действующим ценам.

Недостачи проводятся через 94 счет такой записью: Дт 94 Кт 41 на сумму выявленной недостачи. Далее:

  • в пределах естественных норм убыли — Дт 44 Кт 94;
  • на установленных виновных лиц — Дт73 Кт94;
  • сверх норм естественной убыли, если виновные не установлены — Дт 91/2 Кт 94.

Кратко

  1. Инвентаризация отходов производства обязательна. Основным регламентирующим документом является ФЗ -89 от 24-06-98 г.
  2. Инвентаризация проводится раз в 5 лет или чаще.
  3. Всероссийского классификатора отходов не существует. При внесении соответствующих данных в инвентаризационную опись пользуются региональными правовыми актами. Если наименование и кодировка отхода отсутствуют в них, члены инвентаризационной комиссии вправе сами придумать наименование и затем получить код, обратившись в природоохранную службу.
  4. Инвентаризации подлежат только возвратные отходы производства.
  5. Итоги инвентаризации оформляются актом унифицированной или утвержденной на предприятии формы.
  6. Данные используются как для внутренних целей контроля, оптимизации производства, так и для получения разрешительной документации по хранению и лимитированию отходов.
  7. Инвентаризационная комиссия может состоять из работников предприятия, а может иметь в своем составе представителей сторонней организации – аудитора.
  8. При проведении инвентаризации следует учитывать класс опасности отходов во избежание вреда, а также в целях полного и точного отражения информации в инвентаризационном акте.
  9. Нарушение законодательства в сфере обращения с отходами может повлечь любой вид ответственности, не исключая и уголовную.

Правила инвентаризации объектов размещения отходов

Утверждены

Приказом Минприроды России

от 25.02.2010 N 49

ПРАВИЛА

ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

1. (далее — Правила) устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее — объекты размещения отходов).

2. Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.

3. Действие настоящих Правил не распространяется на:

объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

скотомогильники.

4. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

5. Источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются:

проектная документация на строительство объектов размещения отходов;

данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов;

иная документация.

6. По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.

Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.

Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

7. Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:

для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;

при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;

в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.

8. Росприроднадзор размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» для свободного и бесплатного доступа электронную версию характеристики объекта размещения отходов, указанной в пункте 6 настоящих Правил, и программное обеспечение для ее формирования.

Инвентаризация отходов производства: периодичность проведения и содержание документов по ее оформлению изменились с 23 октября 2015 г.

Комментарий к отдельным нормам Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З и постановления Минприроды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17

Проведение инвентаризации отходов производства вменено в обязанность организациям, осуществляющим обращение с такими отходами. Данная обязанность определена Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»; далее – Закон.

При этом им следует руководствоваться Инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 (далее – Инструкция № 17).

В 2015 году произошли следующие изменения.

  1. Изменилась периодичность проведения плановой инвентаризации отходов.

Определен новый срок проведения инвентаризации – не реже одного раза в 5 лет (п. 2 ст. 35 Закона). Ранее она проводилась ежегодно.

Инструкцией № 17 установлено 2 вида инвентаризации отходов: плановая и досрочная. Новая периодичность установлена для плановой инвентаризации отходов. Основания проведения досрочной инвентаризации отходов (п. 7 Инструкции № 17) не изменились.

Проведение досрочной инвентаризации отходов, если ею были охвачены только отдельные источники образования отходов, не освобождает от проведения плановой инвентаризации отходов.

Результаты инвентаризации отходов применяются:

  • при разработке инструкции по обращению с отходами производства;
  • подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства;
  • утверждении нормативов образования отходов производства (п. 18 Инструкции № 17).

Акт инвентаризации отходов является обязательным документом, представляемый заявителем для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства.

Если у организации не образуются новые отходы и не меняется порядок обращения с отходами, если ей не нужно вносить изменения в разрешение на хранение и захоронение отходов, то проводить плановую инвентаризацию отходов она будет только через 5 лет после завершения последней плановой инвентаризации отходов.

  1. Претерпела изменения форма акта инвентаризации коммунальных отходов производства, применяемая при упрощенной инвентаризации.

Есть общий и упрощенный порядок проведения инвентаризации.

Упрощенный порядок проведения инвентаризации предусмотрен только для организаций, которые осуществляют обращение с коммунальными отходами производства и у которых отходы 1-го класса опасности представлены только ртутными и люминесцентными отработанными лампами.

Справочно: коммунальные отходы производства – отходы, включенные в постановление Минжилкомхоза Республики Беларусь от 30.11.2001 № 21 «О перечне коммунальных отходов».

Срок проведения такой инвентаризации – в течение 30 дней (п. 16 Инструкции № 17).

По ее результатам оформляется акт инвентаризации коммунальных отходов производства (приложение 4 к Инструкции № 17).

Обратите внимание, что форма акта инвентаризации коммунальных отходов производства претерпела изменения. На ней появились:

  • гриф утверждения акта руководителем организации;
  • область для указания должности, фамилии и подписи председателя и членов комиссии по инвентаризации отходов.

В свою очередь, организациям, проводящим инвентаризацию отходов в общем порядке, следует оформить:

  • сведения об источниках образования отходов (приложение 1 к Инструкции № 17);
  • сведения о количестве образующихся отходов производства в сроки проведения инвентаризации (приложение 2 к Инструкции № 17);
  • акт инвентаризации отходов, включающий (п. 15 Инструкции № 15):
  • титульный лист. Его форма приведена в приложении 3 к Инструкции № 17;
  • сведения по результатам инвентаризации, по форме согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства;
  • перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработки нормативов образования отходов производства.
  1. В документах, оформляемых по результатам инвентаризации, заменили понятие «отчетный период проведения инвентаризации отходов» на «срок проведения инвентаризации отходов».

Принципиальные изменения связаны с заменой понятия «отчетный период проведения инвентаризации отходов» на «срок проведения инвентаризации отходов». Инструкция № 17 не раскрывала порядок определения «отчетного периода проведения инвентаризации отходов», который мог быть различным (например, от конца прошлой инвентаризации отходов до начала новой инвентаризации отходов; календарный год). Это вызывало многочисленные споры при толковании результатов инвентаризации отходов.

В свою очередь, «срок проведения инвентаризации отходов» – это срок, указанный в приказе для проведения инвентаризации отходов (п. 9 Инструкции № 17), который издает организация до начала инвентаризации отходов. У каждой организации будет свой срок проведения инвентаризации отходов, который ею устанавливается исходя из объема работ, необходимых для проведения при инвентаризации отходов.

Срок проведения инвентаризации отходов теперь указывается в титульном листе акта инвентаризации отходов, форма которого была скорректирована.

Инвентаризация отходов производства

Хорошего дня!

5 минут, чтобы разобрать, зачем же и как проводить Инвентаризацию отходов производства 1 раз в 5 лет..

Закон РБ об Обращении с отходами от 20.07.2007 г. №271-3 Глава 4, Статья 17, п. 1.6. обязывает каждую организацию проводить инвентаризацию отходов производства.

Постановление Минприроды от 29.02.2008 г. №17 поясняет КАК необходимо проводить инвентаризацию. По нему мы и пробежимся, ухватив саму суть.

Необходимо провести инвентаризацию, но не знаете как?

Компания ИНСТ поможет Вам оформить результаты инвентаризации отходов, подготовив Акт инвентаризации.

Заказать расчет

Хотите самостоятельно оформить инвентаризацию отходов?

Скачайте Акт инвентаризации отходов производства для оформления результатов инвентаризации

Инвентаризация отходов производства (далее – инвентаризация) – деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов производства в целях учета отходов и установления нормативов их образования.

ВАЖНО! Инвентаризация проводится не реже одного раза в 5 лет в сроки, определяемые организацией.

Досрочная инвентаризация проводится в случаях:

  • выявления новых видов отходов производства;
  • изменения технологических процессов получения продукции;
  • изменения перечня выпускаемой продукции;
  • изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
  • реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
  • предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Минприроды);
  • иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства.

1 шаг Приказ о проведении инвентаризации отходов

Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ, в котором:

  • устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации;
  • назначается комиссия по проведению инвентаризации;
    определяется перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;
  • определяется перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации.

Сроки проведения инвентаризации – количество рабочих дней, в течение которых будет организованы замеры образующихся отходов производства.

30 дней – для организаций, попадающих под Постановление Министерства ЖКХ 30.11.2001 г. №21 (например: объект торговли, офис, склад, аптеки, больницы и т.п.)

Не менее 5 дней – для остальных организаций.

Шаг 2 Определение источников образования отходов

из определения: Источник образования отходов производства – технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства.

Каждому источнику присваивается номер (для удобства исчисления).

Например:
Источник №01 – офис, Источник №02 – производство, Источник №3 – магазин.

Шаг 3. Работа по проведению инвентаризации

Работа по проведению инвентаризации включает следующие этапы

* подготовительный;
* инвентаризационное обследование;
* обобщение сведений об инвентаризации.

На этапе инвентаризационного обследования производится:

  • обследование структурных подразделений организации в соответствии с планом-схемой расположения зданий и сооружений организации;
  • обозначение источников образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации;
  • определение наименований образующихся отходов производства по источникам образования отходов;
  • проведение взвешиваний (замеров) количества отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определение нормативов их образования по результатам измерений;
  • расчет годового количества образующихся отходов производства и нормативов их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования;
  • определение физико-химических характеристик отходов, компонентного состава отходов исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, определение перечня опасных свойств отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами;

На этапе обобщения сведений об инвентаризации производится систематизация данных, полученных при проведении инвентаризационного обследования.

Шаг 4. Акт инвентаризации отходов производства

Результаты инвентаризации оформляются в акте инвентаризации отходов производства.

Акт инвентаризации для коммунальных отходов производства выглядит следующим образом.

Акт инвентаризации отходов производства для некоммунальных отходов включает:
* титульный лист;
* сведения по результатам инвентаризации;
* перечень мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработки нормативов образования отходов производства.

Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации.

Скачайте Акт инвентаризации отходов производства для оформления результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации применяются при:
* разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов;
* подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства;
* утверждении нормативов образования отходов производства;
* ведении государственной статистической отчетности об отходах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *