Интернет пиратство в России

<strong>С.-ПЕТЕРБУРГ, 7 июн — РИА Новости.</strong> Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст заявил о том, что тренд на пиратство у российских интернет-пользователей пока побороть не удается, рассчитывать на их сознательность не приходится, поэтому главной мерой борьбы с интернет-пиратством остается исключение пиратских сайтов из поисковой выдачи.»Надо признать, что мы не можем пока переломить негативный тренд у пользователей, системно предпочитающих ворованный контент», — заявил Эрнст на ПМЭФ-2019.По его мнению, основной проблемой в борьбе с интернет-пиратством на данный момент являются поисковые системы, которые дают 75% пиратского трафика, а также сайты-рецидивисты. Поэтому подписанный в ноябре 2018 меморандум между правообладателями и крупнейшими интернет-компаниями во многом стал эффективным способом удаления доступа к источнику нелегального контента, однако не решил проблему полностью.Эрнст отметил, что на данный момент важной проблемой остается защита от пиратства прямых интернет-трансляций.»Правообладатели тратят огромные средства на закупку, например, спортивного контента, а транслируют его пираты. Пока этот пункт обсуждения не нашел взаимопонимания у интернет-площадок, и он ключевой для оперативного решения вопроса с прекращением пиратской поисковой выдачи», — сказал Эрнст, отметив, что пока есть шанс успеть внести законопроект в Госдуму и принять его в текущем году.По мнению гендиректора Первого канала, проблему с поисковой выдачей пиратского аудиовизуального контента можно решить также путем установки лицензированного счетчика показов на легальные сайты. Он отметил, что таким образом пиратские сайты, не имея маркера, будут автоматически исключаться из поисковой выдачи. Для этого соответствующая дополнительная поправка, по его мнению, должна быть внесена в закон об информации, который создается на базе меморандума.Гендиректор Первого канала добавил, что еще одной важной мерой в борьбе с пиратством является лишение финансирования пиратских сайтов, основная статья доходов которых составляет реклама казино, поэтому необходимо, по его мнению, также блокировать сайты с рекламой казино.Ранее глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил о том, что «Антипиратский» закон на базе Меморандума между правообладателями и поисковиками, подписанного в ноябре 2018 года, предполагается разработать к осени 2019 года. Меморандум подразумевает, что интернет-сервисы обязуются каждые пять минут обращаться к реестру пиратских сайтов и в течение шести часов исключать из поисковой выдачи в РФ попавшие в реестр ссылки. -0-

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Объем российского рынка интернет-пиратства с начала 2019 года снизился на 27% и составил $63,5 млн. Это первое падение объемов за последние пять лет, говорится в сообщении международной компании Group-IB, специализирующейся на предотвращении кибератак.

Специалисты направления Group-IB Anti-Privacy начали следить за рынком интернет-пиратства в России с 2015 года — с тех пор объемы росли ежегодно, и только в 2019 году впервые показали снижение. Так, в 2015 году объем рынка интернет-пиратства составлял $32 млн, в 2016 году он вырос почти вдвое — до $62 млн, в 2017 году — до $85 млн, в 2018 году — до $87 млн. По итогам этого года, по оценкам экспертов, снижение составляет порядка 27% — до $63,5 млн.

Среди основных причин обвала доходов российских интернет-пиратов эксперты Group-IB называют падение «большой тройки» пиратских провайдеров (Content Delivery Network, CDN), снабжавшей контентом до 90% онлайн-кинотеатров России и СНГ, а также совершенствование законодательного поля и принятие антипиратского меморандума.

«Причинами стали законодательные изменения последних лет, широкое распространение практики досудебных блокировок пиратских ресурсов и, безусловно, тактические успехи в борьбе с пиратством. Так, например, активная работа Федеральной налоговой службы против букмекеров и гемблинга привела к вытеснению прямых рекламодателей пиратских сайтов», — прокомментировал руководитель департамента защиты интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин, слова которого приводятся в сообщении.

Кроме того, эксперты указали на роль поисковых систем, которые совершенствовали алгоритмы поиска и привели к сокращению возможностей пиратов для размещения рекламы и, как следствие, к падению доходов. «Однако «тектонический сдвиг» в борьбе с пиратством обеспечило подписание в ноябре 2018 года антипиратского меморандума с участием «Яндекса», Mail.Ru Group, Rambler, Первого канала, ВГТРК, «СТС Медиа», «Газпром-медиа». Согласно новой директиве, теперь поисковики обязаны удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей. Практически за год правообладатели внесли в реестр около 600 тыс. ссылок на пиратские копии фильмов и сериалов», — напомнили в Group-IB.

Вместе с тем эксперты отмечают, что, несмотря на значительную трансформацию рынка пиратства в 2019 году, желание россиян использовать пиратский контент по сравнению с прошлым годом незначительно выросло: количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов на пиратских ресурсах с начала текущего года составило 10,4 млрд (рост 0,06%).

Договоры, договоры…

Кстати, что должен включать авторский договор? Кто регулирует лицензионные права авторов? Незаконное использование произведений или объектов авторских прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Законом N 5351-1 предусмотрены гражданско-правовые способы защиты авторского права. Они перечислены в ст. 12 ГК РФ:

— восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

— признание сделки оспоримой и ее последствий недействительными;

— признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

— самозащита права;

— возмещение убытков;

— взыскание неустойки;

— компенсация морального вреда;

— прекращение или изменение правоотношения;

— иные способы, предусмотренные законом.

Новой ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение в форме недобросовестной конкуренции — введения в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (товарных знаков). Предусмотрен иной способ исчисления административных штрафов для юридических лиц — исходя из доли «незаконной» выручки. В случае недобросовестной конкуренции за счет «воровства» чужой интеллектуальной собственности штраф составляет от одной сотой до пятнадцати сотых суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В пункте 32 Постановления N 14 подчеркивается равноправие иностранных владельцев прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и правообладателей — физических и юридических лиц РФ, обусловленное международными договорами или принципом взаимности. Согласно п. 33 постановления с 1 января 2008 года охрана интеллектуальной собственности в РФ будет осуществляться на основании четвертой части ГК РФ, которая вступит в силу с указанной даты.

Российское авторское общество (РАО) является одной из организаций, которой Указом Президента РФ N 1607*(2) поручены реализация и защита авторских прав. Это некоммерческая организация, действующая на основе равноправного и добровольного членства авторов в пределах полученных от них полномочий в соответствии с уставом, утверждаемым в порядке, установленном законодательством (ст. 44 Закона N 5351-1). От имени представляемых РАО обладателей и на основании полученных от них полномочий оно:

— согласовывает с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии;

— собирает предусмотренное лицензиями вознаграждение;

— распределяет и выплачивает вознаграждение представляемым им обладателям авторских и смежных прав;

— совершает любые юридические действия, необходимые для защиты авторских прав;

— осуществляет иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав.

Если неизвестно, кто обладает правами на использование произведения, эту информацию можно получить через РАО. После переговоров с этим лицом напрямую или через РАО подписывается авторский договор. Согласно п. 3 ст. 45 Закона N 5351-1 РАО вправе выдавать лицензии на предоставление прав на использование произведений таких авторов.

Авторский договор заключается с создателем произведения на условиях, которые установлены ст. 31 Закона N 5351-1. В договоре должны быть предусмотрены:

— способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

— срок, на который передается право, и место использования;

— размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за использование произведения;

— порядок и сроки выплаты авторского вознаграждения, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Предметом авторского договора могут быть права на использование уже созданных произведений, на те, которые только планируются, права не передаются. Но следует учесть, что условие авторского договора, ограничивающее автора в создании в будущем произведений, является недействительным (п. 6 ст. 31 Закона N 5351-1). По авторскому договору передаются только права, в то время как само исполнение произведения оплачивается отдельно по заключенному с автором трудовому или гражданско-правовому договору. Авторский договор заключается в письменной форме (ст. 32 Закона N 5351-1).

В соответствии со ст. 37 Закона N 5351-1 исполнителю предоставлены всего три исключительных права: на имя, защиту исполнения или постановки от искажения, способного нанести ущерб исполнителю, и использование исполнения или постановки в любой форме. Значит, использование его исполнения или постановки допускается при условии выплаты ему вознаграждения. Невыполнение этого требования может квалифицироваться судами как нарушение смежных прав (Постановление ВС РФ N 15*(3)).

Какие договоры чаще всего заключает учреждение культуры и искусства? Согласно п. 4 ст. 30 Закона N 5351-1 права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не установлено иное.

Наиболее распространен издательский договор. Согласно ему осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, то есть произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.п.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка оперы, балета, оперетты, музыкальной комедии, музыка к драматическому спектаклю и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.д.) путем постановки на сцене. Сценарный договор регулирует отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается фильм, делается радиопередача, проводится массово-зрелищное мероприятие, и имеет какие-то общие черты с постановочным договором. Различаются они тем, что литературный сценарий в отличие, например, от драматического произведения используется не в своем неизменном виде, а является основой для создания более приближенного к нуждам телевидения или радио режиссерского сценария, по которому и ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение может быть использовано в измененном виде. Режиссер-постановщик спектакля, как указано в Постановлении ВС РФ N 15, приравнивается к исполнителю и является субъектом смежных прав.

Договор художественного заказа регулирует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предмет — разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц. Владельцы произведений (материальных носителей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии соблюдения авторских прав создателей произведений.

Договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе.

Таким образом, практически единственным основанием, по которому на балансе организации могут отражаться такие нематериальные активы, как исключительные права на использование произведения, является надлежащим образом оформленный авторский договор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *