Содержание
Этот подход предусматривает расчет нормативов по классам контрагентов и основывается на формализованных критериях платежеспособности заемщиков, независимо от наличия или отсутствия у них рейтингов. Подход регулируется инструкцией 199-И, которую Минюст зарегистрировал в декабре 2019 года.
В новом документе Банка России выделяется категория заемщиков «инвестиционный класс» с пониженным коэффициентом риска 65% (в настоящее время — 100%) при отнесении их к I или II категориям качества в целях формирования резервов и допуска ценных бумаг заемщика к торгам на организованном рынке.
Оценка риска по требованиям к банкам будет зависеть от отнесения банков к классам исходя из уровня их кредитоспособности, а также соблюдения ими обязательных нормативов и минимальных значений надбавок к нормативам достаточности капитала банка.
Устанавливается пониженный коэффициент риска 85% по требованиям к субъектам малого и среднего предпринимательства, оцениваемым на индивидуальной основе, с сохранением действующего коэффициента риска 75% для МСП, оцениваемых на портфельной основе.
При кредитовании корпоративных заемщиков выделяется класс «специализированное кредитование» с дифференцированными коэффициентами риска в зависимости от типа специализированного кредитования (проектное, объектное или товарно-сырьевое финансирование), а для проектного финансирования — в зависимости от фазы проекта (инвестиционная фаза или фаза эксплуатации) и уровня его кредитоспособности (слабый, удовлетворительный, достаточный, высокий).
По проектам, реализуемым в рамках механизма проектного финансирования на базе ВЭБ.РФ, в инвестиционной фазе в течение двух лет (до конца 2021 года) повышенный коэффициент риска 130% применяться не будет.
Выделен класс гарантий исполнения нефинансовых обязательств (например, тендерные гарантии, гарантии в пользу таможенных и налоговых органов) с коэффициентом кредитной конверсии 0,5 (вместо 1).
Более высокие коэффициенты риска (вместо действующего 150%) будут применяться по вложениям в некотируемые акции (доли) юридических лиц: в размере 400% — по краткосрочным спекулятивным вложениям и 250% — по прочим вложениям (с установлением переходного периода в пять лет).
Установлен повышенный коэффициент риска 150% по дефолтным кредитам в необеспеченной части (без обеспечения, признаваемого в целях снижения кредитного риска), в случае, если расчетный резерв на возможные потери по ним менее 20%, с отсрочкой вступления в силу до 1 января 2021 года.
Отменен норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1).
В течение года банки смогут по своему выбору как продолжать осуществлять расчет нормативов по инструкции 180-И «Об обязательных нормативах банков», так и применять новый финализированный подход (с уведомлением Банка России в случае применения нового подхода).
«Новогодний подарок» от ЦБ РФ не заставил себя ждать. С 1 января 2020 года прекращает свое действие Инструкция ЦБ РФ № 180-И «Об обязательных нормативах банков», а также Инструкция № 112-И. Вместо них с 2020 года действует опубликованная сегодня Инструкция Банка России № 199-И «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». Наименее значимое изменение – отмена норматива совокупной величины риска по инсайдерам (Н10.1). В остальном много новшеств и по ним много вопросов. Банк России внедряет новый подход к оценке кредитного риска, что, по его мнению, позволит высвободить капитал банков и обеспечить дополнительные возможности для кредитования реального сектора экономики. Этот подход предусматривает расчет обязательных нормативов по классам контрагентов, а не по группам активов (I–V группы).
В 199-И выделяется категория заемщиков «инвестиционный класс» с пониженным коэффициентом риска 65% (в настоящее время – 100%) при отнесении их к I или II категориям качества в целях формирования резервов и допуска ценных бумаг заемщика к торгам на организованном рынке.
Оценка риска по требованиям к банкам будет зависеть от отнесения банков к классам исходя из уровня их кредитоспособности, а также соблюдения ими обязательных нормативов и минимальных значений надбавок к нормативам достаточности капитала банка.
Устанавливается пониженный коэффициент риска 85% по требованиям к субъектам малого и среднего предпринимательства, оцениваемым на индивидуальной основе, с сохранением действующего коэффициента риска 75% для МСП, оцениваемых на портфельной основе.
При кредитовании корпоративных заемщиков выделяется класс «специализированное кредитование» с дифференцированными коэффициентами риска в зависимости от типа специализированного кредитования (проектное, объектное или товарно-сырьевое финансирование), а для проектного финансирования – в зависимости от фазы проекта (инвестиционная фаза или фаза эксплуатации) и уровня его кредитоспособности (слабый, удовлетворительный, достаточный, высокий).
По проектам, реализуемым в рамках механизма проектного финансирования на базе ВЭБ.РФ, в инвестиционной фазе в течение двух лет (до конца 2021 года) повышенный коэффициент риска 130% применяться не будет.
Выделен класс гарантий исполнения нефинансовых обязательств (например, тендерные гарантии, гарантии в пользу таможенных и налоговых органов) с коэффициентом кредитной конверсии 0,5 (вместо 1).
Более высокие коэффициенты риска (вместо действующего 150%) будут применяться по вложениям в некотируемые акции (доли) юридических лиц: в размере 400% – по краткосрочным спекулятивным вложениям и 250% – по прочим вложениям (с установлением переходного периода в пять лет). Установлен повышенный коэффициент риска 150% по дефолтным кредитам в необеспеченной части (без обеспечения, признаваемого в целях снижения кредитного риска), в случае если расчетный резерв на возможные потери по ним менее 20%, с отсрочкой вступления в силу до 1 января 2021 года. Увеличен коэффициент риска с действующей величины 150% до 200% по ссудам, выданным с 1 января 2020 года и использованным заемщиками на вложения в уставные капиталы других юридических лиц.
Как поясняли представители ЦБ РФ на семинарах, в течение 2019 года банки смогут по своему выбору как продолжать осуществлять расчет нормативов по Инструкции Банка России № 180-И «Об обязательных нормативах банков», так и применять новый финализированный подход (с уведомлением Банка России в случае применения нового подхода). До 31.01.2020 каждый банк должен решить, начинает ли он «жить по-новому» или нет. Если решает перейти на новый расчет, обратного пути уже не будет. А с 1 января 2021 года все банки вынуждены будут «жить по-новому». Правда, в самой Инструкции 199-И нигде не сказано о сроке в один год, в течение которого банки смогут выбирать, какой подход применять для расчета нормативов…
Концентрация активов сектора на крупнейших банках страны планомерно растет, благодаря чему финансовый результат кредитных организаций практически в 1,5 раза превысил прошлогодний.
За 2018 год из 561 кредитной организации прекратили деятельность 77 банков, имеющих право на осуществление банковских операций. Среди них, например, «Глобэкс», Росевробанк, Рост Банк, ВТБ24 (решения о ликвидации); Агросоюз, Газбанк (отзывы лицензий).
Основной причиной отзыва лицензий оставалась высокорискованная кредитная политика: размещение средств в активы низкого качества, неадекватная оценка рисков и формирование резервов, влекущие критическое снижение значений норматива достаточности капитала и утрату банками собственных средств.
Таким образом, на начало 2019 года насчитывалось 484 действующие кредитные организации.
В 2019 году основными кандидатами на потерю лицензии будут банки, которые не смогут обеспечить выполнение требований к достаточности капитала (с учетом новых). В первую очередь это будет связано с необходимостью реклассификации активов, формирования адекватных, консервативных резервов, на что соответственно потребуется капитал.
С рынка в 2019 году могут уйти 50–70 игроков.
Розница — главный драйвер роста рынка
Сокращение количества небольших и средних банков, слияние санируемых кредитных организаций с крупнейшими санаторами и переток средств клиентов продолжают увеличивать концентрацию активов сектора на крупнейших банках страны.
В 2019 году основными кандидатами на потерю лицензии будут банки, которые не смогут обеспечить выполнение требований к достаточности капитала
Удельный вес активов пяти крупнейших банков за 2018 год заметно увеличился — с 55,8% (итог 2017-го) и 55,3% (итог 2016-го) до 60,4%. Доля активов небольших кредитных организаций, не входящих в 500 крупнейших, также сократилась за 2017 и 2018 годы — с 2% и 1,5% до 1% соответственно
Доля государственных и квазигосударственных банков в активах составляет 66%. Доля средств физлиц в госбанках — на уровне 72% (для сравнения — 63% годом ранее).
Совокупный кредитный портфель российских банков на 01.10.2019 достиг 65 123 млрд рублей, что на 12% выше итогов предыдущего года. Совокупный корпоративный кредитный портфель рос медленно: потребность потенциальных заемщиков в кредитных ресурсах оставалась низкой. Кредиты юридических лиц — 33 371,8 млрд рублей (в том числе 6,27% — просроченная задолженность), с начала года прирост на уровне 10%. Драйвером роста выступил розничный сегмент.
Задолженность россиян перед банками растет
Кредиты населению по состоянию на конец года достигли 14 901,4 млрд рублей, и это абсолютный максимум с 2012 года. Например, в предкризисном 2013-м сумма задолженности населения перед банками не превышала 10 трлн рублей. Помимо впечатляющего абсолютного значения размера кредитного розничного портфеля обращает на себя внимание демонстрируемая им динамика. Кредиты граждан выросли на 22% год к году (относительно уровня менее 13% годом ранее), и, более того, к концу года темпы роста ускорились как минимум на 2 процентных пункта за квартал.
Качество вновь предоставляемых кредитов остается приемлемым: доля просроченной задолженности по итогам 2018 года снизилась до уровня 5,2% (6,9% годом ранее), однако текущие темпы роста ссудной задолженности превышают рост доходов населения и ведут к увеличению долговой нагрузки. Порядка четверти дохода домохозяйств может уходить на обслуживание их долговых обязательств перед банками, что является очень высоким показателем. Особенную озабоченность это вызывает в условиях, когда время относительно низких ставок по кредитам, очевидно, в прошлом.
Все это происходит на фоне принимаемых ЦБ мер по охлаждению кредитного розничного бума.
Факторы рисков ипотечного бума
Риски кредитования физических лиц распространяются не только на необеспеченные потребительские займы, но и на ипотечное кредитование, которое в 2018 году росло галопирующими темпами.
В сегменте рублевого ипотечного жилищного кредитования годовые темпы прироста ссудной задолженности составили 23,6% по итогам 2018 года (против 15,5% в 2017 году). Ипотечный портфель банков превысил 6 410 млрд рублей (43% всей задолженности физлиц). Новых кредитов было выдано на 3013 млрд рублей, что на 49% больше выдач 2017 года. Рос и такой триггер закредитованности заемщиков, как средняя сумма ипотечного кредита (+18% за год, увеличение до 2,4 млн рублей).
В 2018 году доля вновь предоставленных кредитов с первоначальным взносом менее 20% составила около 40% выданных займов. К тому же до 3% заемщиков в 2018 году заместили первоначальный взнос необеспеченным потребительским кредитом, что увеличило их долговую нагрузку.
В сложившейся ситуации Банк России действует комплексно и последовательно: с одной стороны, принимает поэтапные решения о повышении коэффициентов риска активных операций банка, с другой — увеличивает требования к достаточности собственных средств. В 2019 году стоит ожидать охлаждения темпов роста кредитования.
Депозиты теряют привлекательность
В конце 2018 года кредитные организации, привлекающие наибольший объем депозитов физических лиц, продемонстрировали поэтапную повышательную динамику ставок.
Причина заключалась не только в действиях регулятора, обусловленных внешними и внутренними макроэкономическими факторами, геополитическими рисками. Банковская система в августе, сентябре и ноябре столкнулась с оттоком средств населения. По данным ЦБ, средства физлиц (рублевые депозиты) сократились: в августе — на 88 млрд рублей, сентябре — на 178 млрд рублей, в ноябре — на 52 млрд рублей. Инфляционные опасения, ослабление национальной валюты заставляли граждан снимать сбережения со вкладов.
Доля государственных и квазигосударственных банков в активах составляет 66%
По итогам 2018 года вклады физлиц (рубли и валюта) превысили 28 трлн рублей, а их рост год к году составил всего около 4,5%, что значительно ниже темпов роста розничного кредитования. За год рублевые депозиты немного подросли — на 3,5%. На фоне ослабления курса национальной валюты (около 15% к основным валютам за 2018 год) доля валютных вкладов населения несколько выросла: с 20% на начало года до 21,5% на конец 2018-го. При этом в рублевом выражении объем валютных вкладов вырос более чем на 8% за год, но с учетом валютной переоценки снижение в валюте превысило 5 млрд долларов.
Примечательно, что в 2019 году о повышении ставок по вкладам объявили все крупные игроки.
Собственные средства и достаточность капитала
Размер капитала по рынку за 12 месяцев показал неплохой рост (11,2%, до 10,2 трлн рублей). Причем динамика собственных средств опережает динамику активов.
Рост собственных средств банков в том числе обусловлен увеличением надбавок к минимально допустимым значениям норматива достаточности собственных средств Н1.0, Н1.1, Н1.2, то есть ввиду важности поддержания необходимых запасов прочности по данным нормативам.
Достаточность капитала кредитных организаций остается на приемлемом уровне в условиях умеренного роста корпоративного кредитования и действия надбавок по капиталу и отдельным сегментам кредитования физических лиц. Медианное значение норматива Н1.0 по сектору по итогам 2018 года составило 19,2% на 1 января 2019 года (соответственно медианные значения нормативов Н1.1 и Н1.2 — 10,58 и 14,36%).
Прибыль
Финансовый результат банковского сектора практически в 1,5 раза превысил прошлогодний. Прибыль за 2018 год составила около 1344,8 млрд рублей (789,7 млрд рублей годом ранее).
Прибыльные кредитные организации заработали 1919,4 млрд рублей (+23% относительно 1561,6 млрд рублей годом ранее). Практически половину (42%) этого результата обеспечил Сбербанк.
100 кредитных организаций (каждый пятый банк системы) были убыточны, их совокупный убыток составил 574,58 млрд рублей. Годом ранее из 561 банка 140 было убыточными (каждый четвертый банк системы) с совокупным отрицательным финансовым результатом 772 млрд рублей.
На горизонте прогнозирования рост резервирования будет продолжать оказывать влияние на рентабельность банковского сектора. Поддержку прибыльности сектора в 2019 году окажет выход на прибыль ряда крупных банков после санации.
50 крупнейших российских банков по размеру собственного капитала на 1 января 2019 года
Место |
Место по активам |
Банк |
Капитал, тыс. рублей |
Достаточность капитала (расчетный показатель), % |
Рентабельность капитала (расчетный показатель) ROE, % |
Ликвидные активы, тыс. рублей | Обязательства до востребования, тыс. рублей | Защита капитала, тыс. рублей | Уставный капитал, тыс. рублей |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СБЕРБАНК РОССИИ |
4 260 563 704 |
15,04 |
19,04 |
2 946 055 109 |
16 135 515 632 |
661 751 029 |
67 760 844 |
||
ВТБ |
1 583 663 029 |
11,23 |
16,20 |
1 038 674 432 |
6 196 924 020 |
226 344 605 |
651 033 884 |
||
ГАЗПРОМБАНК |
697 604 754 |
10,90 |
3,09 |
539 699 321 |
2 268 369 207 |
60 460 062 |
194 996 182 |
||
РОССЕЛЬХОЗБАНК |
483 655 892 |
13,78 |
0,53 |
442 560 898 |
1 391 862 865 |
55 161 384 |
409 848 000 |
||
АЛЬФА-БАНК |
450 867 286 |
13,22 |
24,57 |
273 011 576 |
1 781 579 719 |
41 120 880 |
59 587 623 |
||
МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК |
272 089 114 |
12,20 |
4,39 |
111 407 246 |
505 609 388 |
9 569 359 |
27 079 710 |
||
«ФК ОТКРЫТИЕ» |
231 300 258 |
13,50 |
3,35 |
281 993 279 |
771 534 607 |
30 930 872 |
166 275 092 |
||
ЮНИКРЕДИТ БАНК |
217 303 893 |
15,21 |
9,38 |
126 456 310 |
408 930 721 |
39 468 331 |
40 438 324 |
||
РАЙФФАЙЗЕНБАНК |
156 394 284 |
13,60 |
17,21 |
81 051 949 |
704 421 867 |
19 254 024 |
36 711 260 |
||
РОСБАНК |
134 804 697 |
12,28 |
8,46 |
68 090 801 |
523 762 429 |
24 616 291 |
15 514 019 |
||
ВСЕРОССИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ |
131 679 082 |
19,49 |
8,04 |
72 301 512 |
190 819 120 |
3 108 700 |
10 844 550 |
||
ПРОМСВЯЗЬБАНК |
128 816 030 |
7,56 |
–10,92 |
116 222 971 |
353 779 960 |
18 249 430 |
75 000 000 |
||
СОВКОМБАНК |
104 658 374 |
10,28 |
12,83 |
104 079 192 |
537 654 995 |
15 843 068 |
1 871 497 |
||
«ПЕРЕСВЕТ» |
83 105 510 |
25,02 |
0,47 |
8 843 496 |
13 931 997 |
188 478 |
10 000 |
||
«РОССИЯ» |
79 546 769 |
7,17 |
4,81 |
122 850 051 |
434 837 718 |
9 992 382 |
547 312 |
||
«АК БАР»С |
79 008 228 |
14,75 |
3,43 |
25 972 062 |
172 054 176 |
7 604 158 |
48 015 396 |
||
БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» |
74 792 984 |
10,62 |
8,09 |
42 523 929 |
333 205 359 |
18 264 746 |
–140 337 |
||
ТИНЬКОФФ БАНК |
74 375 211 |
17,39 |
22,80 |
37 931 502 |
291 106 360 |
11 932 147 |
6 772 000 |
||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР |
65 700 949 |
1,63 |
24,50 |
500 102 252 |
649 706 463 |
6 245 239 |
16 670 000 |
||
БИНБАНК |
61 346 674 |
9,25 |
0,00 |
138 482 198 |
439 099 562 |
16 278 024 |
56 900 000 |
||
СИТИБАНК |
56 102 272 |
10,18 |
22,74 |
91 998 280 |
410 355 099 |
2 474 966 |
1 000 000 |
||
«УРАЛСИБ» |
51 356 592 |
8,96 |
16,02 |
31 963 328 |
225 602 251 |
18 460 293 |
36 013 470 |
||
ХКФ БАНК |
48 721 478 |
17,30 |
20,15 |
10 354 521 |
198 033 608 |
8 415 493 |
4 173 000 |
||
БМ-БАНК |
47 039 967 |
8,77 |
17,99 |
2 319 634 |
13 727 420 |
372 231 |
14 666 758 |
||
«РУССКИЙ СТАНДАРТ» |
46 970 354 |
12,47 |
0,99 |
10 553 240 |
181 360 489 |
10 658 640 |
1 396 333 |
||
СВЯЗЬ-БАНК |
45 656 407 |
12,26 |
–16,61 |
30 128 962 |
170 522 908 |
9 363 555 |
54 610 415 |
||
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК |
44 461 398 |
23,67 |
6,73 |
12 421 079 |
114 645 244 |
4 337 423 |
37 650 972 |
||
ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) |
43 837 945 |
25,56 |
4,96 |
24 617 400 |
39 048 536 |
1 091 839 |
10 000 010 |
||
«СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ» |
43 443 119 |
8,75 |
14,01 |
19 009 876 |
229 346 263 |
8 423 582 |
12 422 661 |
||
ПОЧТА БАНК |
43 270 345 |
11,00 |
23,55 |
21 114 062 |
315 668 005 |
7 502 451 |
520 079 |
||
НОВИКОМБАНК |
40 786 291 |
9,52 |
2,69 |
34 874 554 |
224 160 831 |
2 084 675 |
11 750 822 |
||
НОРДЕА БАНК |
37 108 683 |
28,70 |
6,65 |
34 465 772 |
21 990 710 |
818 507 |
1 010 900 |
||
БАНК ЗЕНИТ |
36 208 888 |
14,24 |
0,49 |
13 578 298 |
113 217 910 |
2 308 830 |
33 545 000 |
||
ФОНДСЕРВИСБАНК |
35 251 379 |
32,37 |
1,51 |
2 696 681 |
13 657 245 |
1 341 490 |
4 191 000 |
||
«ВОСТОЧНЫЙ» |
34 411 641 |
11,88 |
6,70 |
50 851 781 |
176 243 749 |
11 999 074 |
7 896 025 |
||
ОТП БАНК |
31 559 339 |
19,76 |
5,45 |
11 213 107 |
83 246 983 |
4 970 574 |
2 797 888 |
||
«ВОЗРОЖДЕНИЕ» |
31 049 397 |
11,22 |
1,63 |
38 229 408 |
196 420 979 |
7 549 742 |
250 432 |
||
МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ БАНК |
29 233 521 |
9,44 |
–10,20 |
13 995 828 |
233 941 876 |
7 973 710 |
2 195 160 |
||
РОСЭКСИМБАНК |
27 522 532 |
21,53 |
7,57 |
9 533 209 |
10 075 525 |
338 727 |
20 751 000 |
||
АБСОЛЮТ БАНК |
27 116 345 |
9,65 |
–30,21 |
17 926 388 |
149 521 206 |
4 357 043 |
7 148 578 |
||
РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ |
25 355 115 |
10,56 |
42,84 |
37 052 191 |
111 375 693 |
2 243 340 |
58 041 039 |
||
МТС-БАНК |
24 576 652 |
14,63 |
16,60 |
8 818 986 |
112 368 100 |
4 456 256 |
10 327 105 |
||
СЕТЕЛЕМ БАНК |
24 361 343 |
18,01 |
12,49 |
375 844 |
5 901 009 |
1 317 125 |
8 700 000 |
||
УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ |
23 855 502 |
8,92 |
1,69 |
23 476 466 |
181 108 934 |
12 487 962 |
3 004 363 |
||
«АВЕРС» |
23 191 418 |
16,71 |
8,95 |
17 878 655 |
70 118 794 |
522 930 |
15 100 000 |
||
«АВАНГАРД» |
22 682 800 |
16,57 |
7,20 |
12 766 308 |
81 721 977 |
3 888 725 |
807 000 |
||
«РЕНЕССАНС КРЕДИТ» |
22 491 895 |
13,18 |
29,25 |
8 756 983 |
123 286 397 |
2 191 401 |
1 101 000 |
||
«ЦЕНТРОКРЕДИТ» |
21 254 275 |
19,04 |
–10,30 |
4 849 177 |
13 777 307 |
433 547 |
6 695 905 |
||
«ДЕЛЬТАКРЕДИТ» |
21 240 332 |
10,42 |
10,00 |
2 471 385 |
10 229 887 |
496 996 |
3 243 168 |
||
МСП БАНК |
21 060 330 |
18,18 |
1,03 |
4 158 493 |
9 089 579 |
678 340 |
19 240 000 |
Проект касается оценки кредитного риска по требованиям к корпоративным заемщикам и к банкам.
Предполагается, что после вступления в силу эта инструкция «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией» заменит ряд документов, включая действующую инструкцию 180-И «Об обязательных нормативах банков». «Действие норм, устанавливаемых проектом, будет распространяться на банки с универсальной и базовой лицензией», — говорится в пояснительной записке к документу.
Всего проект выделяет семь основных классов контрагентов: суверенные заемщики, кредитные организации, международные банки развития, корпоративные заемщики, субъекты малого и среднего предпринимательства, физические лица и центральные контрагенты.
«Новый подход предусматривает большую чувствительность к риску по сравнению с действующими коэффициентами риска 0%, 20%, 50%, 100%, 150%, соответствующими I-V группам активов», — говорится в пояснительной записке к документу.
Планируется, что оценка кредитного риска в отношении суверенных заемщиков сохранит подход на основе внешних рейтингов долгосрочной кредитоспособности, присвоенных иностранными кредитными рейтинговыми агентствами. Этот подход был внедрен в июне 2019 года.
Требования банков к банкам будут оцениваться в зависимости от отнесения банка к классу A, A*, B или C по категоризации Базельского комитета банковского надзора от декабря 2017 года. По краткосрочным требованиям к банкам классов А и В будут применяться коэффициенты риска 20% и 50%. По прочим требованиям к банкам класса А — 40% (30% — для A*), к банкам класса В — 75%. Требования к банкам класса С (не соблюдающим обязательные нормативы) будут взвешиваться с коэффициентом риска 150%.
Пониженный коэффициент риска планируется применять к требованиям под гарантию (поручительство) банков и НКО классов А и В, также под залог долговых ценных бумаг банков класса А.
Также проект предусматривает введение пониженного коэффициента риска 85% по требованиям к субъектам малого и среднего предпринимательства, оцениваемым на индивидуальной основе, если требования к указанным заемщикам отнесены к I-II категориям качества по соответствующим положениям ЦБ. Также по таким долгам не должно быть просрочек свыше 90 дней на протяжении последних 180 дней.
Для корпоративных заемщиков планируется ввести класс требований «Проектное финансирование» с коэффициентом риска от 80% до 130% в зависимости от стадии проекта.
Проектом также предполагается применение повышенного коэффициента риска 150% по вложениям банка в субординированные инструменты капитала кредитных организаций. По необеспеченным просроченным кредитам свыше 90 календарных дней предполагается устанавливать повышенный коэффициент риска 150%, если по таким кредитам сформирован резерв менее 20%.
Также ЦБ планирует отменить норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка Н10.1, поскольку с 1 января 2019 года введен норматив максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) Н25 «без каких-либо послаблений при его расчете», говорится в пояснительной записке.
В ней также уточняется, что пока планируется сохранить подход к оценке риска по требованиям к физлицам, по кредитам на строительство, а также «по сделкам, совершаемым на возвратной основе с ценными бумагами, переданными без прекращения признания».