Институт патроната

Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами

Принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ » Об опеке и попечительстве» свидетельствует об активизации процесса формирования единой системы законодательства, регулирующего правоотношения в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства) над несовершеннолетними и совершеннолетними гражданами. Многие положения данного закона являются уже устоявшимися, апробированы во многом длительной историей их применения (еще с дореволюционных времен), правоприменительной практикой, а во многом и зарубежным опытом. Такие, например, категории как «дееспособность» и «правоспособность», институт ограничения в дееспособности, признания недееспособным, опеки и попечительства как формы устройства граждан, насчитывают не одну сотню лет и в процессе исторического развития лишь уточнялись, корректировались в соответствии с потребностями времени.

Так, опека и попечительство назначаются недееспособным (гражданам, признанным судом недееспособными по основаниям, предусмотренным ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также не полностью дееспособным лицам. К последним относятся граждане, ограниченные судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным соответственно ст. 30 ГК РФ. Некоторые институты сравнительно недавно появились в российском законодательстве, в частности, патронаж. Остановимся более подробно на вопросах, которые достаточно часто возникают по этой проблематике в отношении совершеннолетних граждан и требуют незамедлительного и профессионального решения.

В соответствии со ст. 60 Конституции граждане осуществляют свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. С этого момента они становятся полностью дееспособными, то есть приобретают возможность совершать юридически значимые действия по реализации своих прав и исполнению обязанностей, несут юридическую ответственность. Однако, в реальной жизни возможны ситуации, нашедшие отражение в законодательстве, когда реализация гражданином этого конституционных прав оказывается по каким-либо причинам невозможной.

Не допускается ограничение кого-либо в правоспособности или дееспособности иначе как в порядке, установленном законом. Также не допускается полный или частичный отказ гражданина от дееспособности, совершение направленных на это сделок, кроме случаев, когда такие сделки предусмотрены законом.



Признание гражданина недееспособным



В силу статьи 29 ГК РФ совершеннолетний гражданин может быть признан судом недееспособным вследствие психического расстройства, что является единственным основанием для установления над ним опеки. Недееспособными признаются и граждане с умственными отклонениями и психическими расстройствами (отдельные формы шизофрении, патологические отклонения) и т.д.

Дело о признании гражданина недееспособным возбуждается на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, братьев, сестер, детей) независимо от их совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. Приведенный перечень лиц является исчерпывающим. В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий и руководить ими. Невозможность осознавать значение своих действий и руководить ими является юридическим критерием психического расстройства. Для достоверного и обоснованного вывода о наличии у гражданина соответствующих заболеваний необходимы специальные познания в этой области, поэтому закон возлагает на суд обязанность в порядке подготовки к судебному разбирательству при достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначить для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы, суд в судебном порядке с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Дело о признании гражданина недееспособным рассматривается судом с участием заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства, а также самого гражданина, если это возможно по состоянию его здоровья.

Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. В этой связи суд в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу направляет его в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного недееспособным. Орган опеки и попечительства, в свою очередь, должен назначить этому лицу попечителя в течение месяца со дня получения из суда соответствующих сведений. Закон предполагает, что орган опеки и попечительства не только ожидает предложений от лиц, желающих принять недееспособного или не полностью дееспособного гражданина под опеку (попечительство), но и сам активно подыскивает таких лиц. Поэтому в соответствии с частью 2 статьи 11 закона «Об опеке и попечительстве» попечитель назначается с его согласия или по его заявлению в письменной форме.

Однако, в любом случае лицо, которое выразило желание стать попечителем, должно отвечать требованиям, установленным законом. Это должно быть совершеннолетнее, полностью дееспособное лицо, ранее не лишенное родительских прав, не имеющее на момент установления опеки или попечительства судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Кроме того, в соответствии со статьей 35 ГК РФ при назначении попечителя должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в попечительстве, а если это возможно – и желание самого подопечного.

Как правило, попечителем назначается лицо, являющееся членом семьи недееспособного гражданина. Хочется особенно отметить, что впервые в современной истории российского законодательства Закон об опеке закрепил приоритет родственных связей при подборе попечителя. В соответствии с частью 5 статьи 10 данного Закона бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его попечителями перед всеми другими лицами.

Что подразумевает понятие «установление опеки»? Это значит, что все без исключения юридические действия, такие, например, как выдача доверенностей, подписание договоров, совершение сделок в отношении движимого и недвижимого имущества, внесение денежных вкладов в банки и иные кредитные учреждения и т.п., производятся от имени подопечного его попечителем. Такие действия возможны исключительно в интересах подопечного на основании акта уполномоченного органа, т.е. органа опеки и попечительства.

Если основания, в силу которых лицо было признано недееспособным, отпадают, суд по заявлению заинтересованных лиц, а именно: попечителя, членов семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным и отмене установленной над ним опеке. Законодатель четко и безальтернативно закрепляет в законе положение о том, что попечители несут полную ответственность за своих подопечных, и лишь доказав отсутствие таковой вины, попечитель может избежать имущественной ответственности за ущерб, причиненный своему подопечному.



Ограничение дееспособности гражданина


Попечительство является второй самостоятельной формой устройства такой категории граждан, которые в силу статьи 30 ГК РФ признаны судом ограниченно дееспособными по причине злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, если тем самым они ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Данная статья является одной из важных мер, направленных на предупреждение многих нарушений общественного порядка, защиту прав и охраняемых законом интересов членов семьи таких граждан, а также их самих.

Хочется особо обратить внимание на тот факт, что под злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающими основание для ограничения дееспособности гражданина, следует понимать такое чрезмерное и систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение. Наличие у других членов семьи заработка или иных доходов само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении просьбы заявителя, если семья не получает от лица, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, материальной поддержки либо вынуждена содержать его полностью или частично.

Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным на основании ст. 30 ГК РФ может быть возбуждено по заявлению членов его семьи, органов опеки и попечительства, прокурора, психиатрического лечебного учреждения, причем указанный перечень лиц и организаций является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. К числу членов семьи гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, относятся: супруг, совершеннолетние дети, родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, которые проживают с ним совместно и ведут общее хозяйство.

Также следует акцентировать внимание на том, что по такой категории дел могут быть использованы любые средства доказывания, в частности, свидетельские показания, акты милиции и общественных организация, справки из медицинских вытрезвителей, акты администрации об отстранении лица от работы в связи с появлением в нетрезвом состоянии либо в состоянии наркотического опьянения, документы о доходах семьи и количестве ее членов, а также другие материалы, подтверждающие факты злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами и характеризующие материальное положение семьи. Более того, если производство по делу будет прекращено в связи с отказом заявителя от своего требования, то это обстоятельство не исключает возможности возбуждения впоследствии этим же заявителем дела об ограничении дееспособности того же гражданина в случае, если последний, по утверждению заявителя, продолжает злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами и после прекращения производства по делу.

Каковы же юридические последствия вынесения судом решения об ограничении в дееспособности? Прежде всего, они выражаются в запрете ограниченно дееспособному гражданину совершать без согласия попечителя следующие действия: продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать иные сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых; непосредственно самому получать заработную плату, пенсию и другие виды доходов (например, авторский гонорар, вознаграждение за открытия, изобретения, суммы, причитающиеся за выполнение работ по любому из видов коммерческих договоров, всякого рода пособия и т.д.). Кроме того, данное решение является основанием для назначения гражданину попечителя. Для этого суд обязан в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу выслать копию этого решения органу опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного судом ограниченно дееспособным. Как правило, попечителем назначается кто-либо из совершеннолетних дееспособных членов семьи такого гражданина.

Что же касается отмены судом ограничения дееспособности, то она может иметь место в случае подачи заявления со стороны самого гражданина, ограниченного в дееспособности, членов его семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения лишь при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о прекращении гражданином злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, и в связи с эти ему может быть доверено самостоятельное распоряжение имуществом и денежными средствами. Также отмена ограничения дееспособности следует и в том случае, когда семья лица, признанного ограниченно дееспособным, перестала существовать (развод, смерть, разделение семьи) и, следовательно, отпала обязанность этого лица предоставлять средства на ее содержание.



Патронаж над дееспособными гражданами



Итак, мы рассмотрели весьма неоднозначные, но решаемые с юридической точки зрения ситуации. Но как поступать в таких случаях, когда мы сталкиваемся с такой категорией граждан, которые нуждаются в помощи, но не лишены при этом дееспособности и не ограничены в ней? Это совершеннолетние дееспособные граждане, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. Над такими лицами опека и попечительство не устанавливаются, а форма охраны их законных прав и интересов называется патронажем. Цель патронажа – оказание помощи совершеннолетнему гражданину, нуждающемуся в силу физический немощи в регулярной помощи при осуществлении своих прав, их защите и выполнении тех обязанностей, которые он по своему физическому состоянию не может выполнять самостоятельно. Проанализируем возникшую ситуацию. Патронаж (от французского patronage – покровительство) как правовой институт известен с давних времен и насчитывает не одну сотню лет, но в российском законодательстве данная категория впервые введена действующим Гражданским кодексом РФ. В соответствии со статьей 41 ГК РФ над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять установленные законом обязанности, по их просьбе устанавливается попечительство в форме патронажа, трактуемое как регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному лицу, нуждающемуся в этом по состоянию своего здоровья: болезнь, физические недостатки, немощность по старости.

Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны исключительно с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться и т.д. При этом полностью сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия, а также принимать соответствующие решения, поэтому все, что требуется такому лицу, которое не страдает психическим расстройством, — это юридические действия, совершаемые другим лицом в соответствии с собственной волей находящегося под патронажем гражданина. Именно по этой причине основанием для непосредственного совершения таких действий является договор поручения, договор доверительного управления имуществом либо иная аналогичная сделка, заключаемая исключительно в целях охраны прав совершеннолетнего дееспособного лица и не допускающая извлечения помощником какой-либо имущественной выгоды помимо той, которая предусмотрена соответствующим видом договора.

Такому гражданину нужен только помощник. Для более полного обеспечения интересов лица, использующего патронаж, помощник назначается, как правило, по месту жительства нуждающегося лица. Но это не единственное условие. Чтобы исключить и предотвратить возможные злоупотребления при выборе и назначении помощника, даже при наличии согласия нуждающегося в патронаже, должны быть соблюдены требования статьи 35 ГК РФ, а именно: помощниками могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, но ни в коем случае лица, лишенные родительских прав, признанные судом недееспособными или ограниченной дееспособными, несовершеннолетние. Кроме того, должны учитываться нравственные и иные личные качества помощника, его способность к выполнению соответствующих обязанностей, а также отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в патронаже, в частности, принимается во внимание желание последнего.

После принятия органом опеки и попечительства заявления об установлении патронажа, специалистами проводится обследование материально-бытового положения (акт обследования) лица. С учетом принятых документов и по результатам произведенного обследования, орган опеки и попечительства готовит заключение о целесообразности установления попечительства в форме патронажа. При этом обязательно учитывается способность лица к выполнению обязанностей попечителя (помощника), его нравственные и иные личные качества, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в патронаже. Такой помощник назначается органом опеки и попечительства в течение одного месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления попечительства в форме патронажа над гражданином.

Стоит особенно подчеркнуть, что принятие органом опеки и попечительства решения об установлении патронажа возлагает на них обязанности систематического надзора (контроля) за его осуществлением со стороны помощника, а именно: ни одна из имущественных сделок, требующих нотариального удостоверения, не может быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия на то органов опеки и попечительства. Более того, задачи органов опеки и попечительства при патронаже сводятся не только к назначению помощника, но и к последующему обязательному контролю за исполнением им своих обязанностей в отношении своего подопечного путем извещения находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора доверительного управления имуществом либо иного аналогичного договора.

Попечители могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей при наличии уважительных на то причин: болезнь, изменение имущественного положения, при отсутствии взаимопонимания с подопечным и т.д., при помещении подопечного на постоянное проживание в соответствующее лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения либо в другое аналогичное учреждение, если это не противоречит интересам подопечного, а также по личной просьбе участников данных правоотношений.

Помимо этого, помощник может быть отстранен от исполнения им своих обязанностей в случаях ненадлежащего выполнения возложенных на него функций, в том числе, при использовании им попечительства в корыстных целях, а также при оставлении подопечного без необходимого ухода и помощи.

В указанных случаях орган опеки и попечительства готовит соответствующее заключение о нецелесообразности выполнения попечительских обязанностей данным лицом. Решение об освобождении или отстранении попечителя(помощника) от исполнения им своих обязанностей принимается оранном опеки и попечительства в соответствии со статьей 39 ГК РФ и приобщается к личному делу подопечного. Что же касается оснований прекращения патронажа, они регулируются нормами ст. 41 ГК РФ, каковыми являются:

-требование гражданина, находящегося под патронажем, о прекращении патронажа;

-смерть одного из участников патронажа.

Следует особо обратить внимание на тот факт, что указанные обстоятельства являются основанием для прекращения обязанностей попечителя конкретного лица, но не самого попечительства в форме патронажа, так как нуждающемуся в патронаже лицу по его просьбе и с его согласия назначается новый попечитель.

Итак, мы рассмотрели самые существенные моменты, касаемые такого достаточно широкого пласта правоотношений, как опека и попечительство над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами. Но Закон об опеке не ограничивается лишь этим кругом вопросов и в дальнейшем мы ещё не раз вернемся к этой серьезной теме и проблемам, с которыми приходится практически ежедневно сталкиваться многим из граждан. Естественно, в жизни очень часто возникают крайне неординарные и непредсказуемые ситуации с определенными нюансами и сложностями, но не стоит этого бояться. Они решаемы. И вам всегда придут на помощь специалисты органов опеки и попечительства, дадут профессиональную консультацию и помогут найти тот единственно верный путь, который разрешит Ваши проблемы.

Ведущий специалист
отдела опеки и попечительства
Коломиец Э.И.

Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

— реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;

— работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

— технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

— технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:

— службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);

— службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);

— службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);

— службу по работе с кровными родителями ребенка.

Патронатное воспитание это в первую очередь — форма устройства детей в семью.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

— полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

— полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

— решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.

Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)

На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.

Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание — первая в России форма именнопрофессиональнойработы на дому по воспитанию ребенка — социального сироты.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

  • Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
  • Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :

  • Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
  • подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
  • проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
  • возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:

  • разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
  • материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
  • работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.

4. Форма патронатного устройстварасширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.

  • При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:

— семьи с небольшим официальным доходом;

— с недостаточной официально оформленной жилплощадью;

— одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;

— пожилые или очень молодые люди.

  • Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
  • Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.

  • Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания:

  • Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
  • Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. З адачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания:родительская и профессиональная .

С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание — это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).

Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .

Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.

Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагоги­ческую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педа­гогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.

2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

4. Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

5. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.

Комментарий к статье 41 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена патронажу, который с принятием Закона об опеке и внесением изменений в ГК справедливо превратился из формы попечительства в самостоятельную форму оказания помощи нуждающимся в ней гражданам. Особенность патронажа — возможность (но не необходимость) его установления в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (п. 1 ст. 41). Патронаж актуален в условиях фактического отсутствия у нуждающегося в посторонней помощи гражданина помощников, однако его установлению не препятствует наличие у такого гражданина детей или других родственников (в том числе обязанных помогать ему по закону). Наличие у нуждающегося в помощи гражданина полной дееспособности означает потенциальную возможность самостоятельного совершения им любых действий и признание за их последствиями юридической силы.

В отличие от опеки и попечительства патронаж может быть установлен органами опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина, нуждающегося в помощи, и помощника (п. 2 ст. 41), которые в этом случае заключают договор о патронаже. Поэтому хотя п. 2 ст. 41 и говорит об обязанности органов опеки и попечительства назначить помощника нуждающемуся гражданину в течение месяца со дня его выявления, эта обязанность не может быть исполнена без желания и согласия как нуждающегося в помощи гражданина, так и помощника. Патронаж всегда покоится на фактическом составе из двух юридических фактов: акте органа опеки и попечительства о его установлении (назначении помощника) и договоре между последним и гражданином, нуждающимся в его помощи. Отсюда в основе патронажа — не столько императив и предписание закона (что характерно для опеки и попечительства), сколько свобода, воля нуждающегося в посторонней помощи гражданина и его гражданские договорные отношения с помощником, пожелавшим помогать ему.

2. Дифференцируя функции социального обслуживания и оказания гражданской патронажной помощи, ГК устанавливает, что работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина (п. 2 ст. 41). В этом смысле социальное обслуживание и патронаж призваны дополнять друг друга. Хотя Закон об опеке не регулирует патронаж, это не исключает причастности к нему органов опеки и попечительства, которые в силу прямого указания ГК должны: а) выявлять нуждающихся в посторонней помощи совершеннолетних дееспособных граждан, в течение месяца со дня их выявления подыскивать им помощников и оказывать содействие в заключении договора о патронаже (п. 2 ст. 41); б) контролировать исполнение помощником его обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенного между ними договора (п. 4 ст. 41).

3. Договор о патронаже — договор поручения, доверительного управления или иной договор, например пожизненного содержания с иждивением или смешанный (п. п. 3 — 5 ст. 41). Отсюда правовое регулирование патронажа обеспечивают: а) ст. 41 ГК; б) условия заключенного договора о патронаже; в) нормы закона, регулирующие такой договор (в частности, § 4 гл. 33, гл. 49, 52, 53 ГК), в том числе нормы о разных договорах (п. 3 ст. 421 ГК). В каждом конкретном случае договор о патронаже может быть срочным и бессрочным (в том числе пожизненным), а совершаемые помощником действия — широкими (помощь вообще, пожизненное содержание с иждивением) и конкретно определенными (например, управление загородной дачей, уход за домашним животным).

Поскольку договор о патронаже заключается в условиях, когда гражданин не может самостоятельно осуществлять и защищать права и исполнять обязанности, совершаемые помощником действия являются юридическими — материально-правовыми и (или) процессуальными, что, однако, не исключает возможности совершения помощником и иных (фактических) действий. Данные обстоятельства влияют на квалификацию договора о патронаже (ср. п. 1 ст. 971, абз. 1 п. 1 ст. 1005 и п. 1 ст. 1012 ГК). Договор о патронаже может быть безвозмездным и возмездным (ст. ст. 972, 1006, 1023 ГК), вознаграждение помощнику может выплачиваться в виде передачи ему (в пользование или в собственность) жилья или иного имущества или оказания ему встречных услуг (например, консультационных, образовательных). В этом случае договор о патронаже включает в себя элементы других договоров (в частности, имущественного найма или оказания услуг). В рамках договора о патронаже возмездными могут быть не все, а только некоторые виды помощи. Патронаж прекращается с прекращением соответствующего договора по основаниям, предусмотренным законом (см., в частности, ст. ст. 605, 977, 1010, 1024 ГК) или самим этим договором (п. 5 ст. 41).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *