Инициативный аудит

Содержание

Инициативный аудит как форма экспертной независимой оценки третьей стороной


С помощью проведения инициативного аудита можно оценить истинное состояние дел организации, а также разработать рекомендации по ликвидации выявленных недостатков.

Стоимость проведения аудита определяется индивидуально и зависит от вида деятельности предприятия, периода проверки, финансовых показателей и других факторов.
Заказать проведение аудита…

Проведение инициативного аудита не регламентировано законодательством и может включать в себя различные проверки по желанию заказчика.
Что проверяется в рамках аудита?

Инициативный аудит перед проведением обязательного — возможность тщательно подготовиться к последнему, сократить его сроки и минимизировать риски штрафов.

Современные консалтинговые агентства оказывают широкий спектр услуг в области аудита: обязательный и инициативный, экспресс-аудит, аудит по МСФО, аудит управленческого учета и другие.
Актуальные услуги…

Выбирая организацию для проведения аудита, стоит ознакомиться с действующими лицензиями, разрешениями и другими необходимыми документами.
Как выбрать консалтинговое агентство?

Инициативный аудит является наиболее «молодой» формой аудита: он получил широкое распространение, когда в российской экономике началась стремительная адаптация западных технологий к условиям отечественного рынка. Инициативный аудит указывает на личное желание собственников или руководителя знать, что заявленная в отчетах информация о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности предприятия является достоверной и точной. Такие знания помогают принимать верные управленческие решения и выстраивать грамотную стратегию развития компании.

Инициативный аудит организации, как следует из названия, не является обязательным, тем не менее он подчиняется определенным правилам и алгоритмам. Рассмотрим подробнее, как проводят добровольные проверки и на что обратить внимание при подборе профессионального аудитора.

Обязательный и инициативный аудит: механизм один — задачи разные

Понятие аудита закреплено в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ). Согласно документу аудит — это независимая проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности организации с целью контроля достоверности указанных в ней сведений и соответствия ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Результаты при этом носят информирующий характер — они не указывают на эффективность управления и не дают прогнозов по дальнейшему развитию компании. С 1 января 2017 года в соответствии с приказом Минфина России от 24 октября 2016 года № 192н в России начали действовать 30 международных стандартов аудита (МСА). Они касаются контроля качества учета, аудита финансовой информации, обзорных проверок и других сопутствующих аудиту услуг. Стандарты универсальны и применимы к любому виду аудита.

Между тем проверки проводят далеко не все предприятия. Известно деление аудита на обязательный и инициативный (добровольный). Обязательный аудит инициируют госорганы. Случаи его применения описаны в статье 5 Закона № 307-ФЗ. Так, обязательной проверке подлежат все предприятия с организационно-правовой формой акционерного общества, кредитные организации, страховые компании, фонды и др. Уклонение от обязательного аудита недопустимо, наказанием становятся крупные штрафы. Ежегодные проверки по итогам завершенного финансового года касаются всей финансовой деятельности организации. По окончании составляется аудиторское заключение, а результаты заносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Инициативный аудит, в отличие от обязательного, проводится по желанию руководителя фирмы, ее собственников или других заинтересованных лиц. Штрафные санкции за отсутствие проверок или их недостаточную регулярность отсутствуют, нет и жестких требований по устранению выявленных нарушений. Аудит можно проводить в любое время, используя те методы сбора информации, которые удобны аудиторам и руководству компании. Для чего нужен инициативный аудит — рассмотрим далее. Важно понимать, что обычно он решает несколько иной, более широкий круг задач, нежели обязательный, ставит целью не просто выявить ошибки учета, а поработать над поиском оптимальных финансовых, налоговых и организационных решений.

Обратите внимание!
Пребывание компании в обязательном списке не исключает для нее инициативный аудит. Напротив, многие компании проводят добровольные проверки в качестве «репетиции», чтобы впоследствии пройти обязательный аудит в минимально короткие сроки и без штрафных санкций. Эти два вида контроля взаимосвязаны.

Для чего нужен инициативный аудит

В практике ведения хозяйственной деятельности существуют следующие случаи, когда инициативный аудит необходим и востребован:

  • при купле-продаже компании, ликвидации или реорганизации;
  • при прохождении банковской экспертизы перед получением крупного кредита;
  • при подготовке к приближающейся проверке со стороны налоговых органов;
  • при смене главного бухгалтера или отдела ведения бухгалтерского учета;
  • при обнаружении очевидных ошибок в отчетности или несоответствии показателей фактической деятельности предприятия.

Проведение инициативного аудита позволяет руководству компании проверить правильность составления отчетности и достоверность указанных сведений до того, как они попадут под обязательную проверку. Аудиторская деятельность в случае добровольного к ней обращения, как правило, включает в себя ряд сопутствующих услуг: консультирование, юридическую помощь, обучение и т.д. Все это позволяет грамотно устранить недочеты и не допускать их в будущем. Аудиторская проверка также помогает понять, насколько организованно на предприятии ведется бухгалтерский учет, не является ли объем учетных операций на одного сотрудника слишком большим или, наоборот, недостаточным — на основании этого может появиться решение об оптимизации отдела бухгалтерии. Инициативный аудит при продаже бизнеса дает покупателю информацию о задолженности и активах предприятия, объемах затрат и выручки, других технико-экономических показателях, что необходимо для оценки рисков и формирования объективной стоимости компании. Эти сведения могут быть интересны и потенциальному инвестору. Наконец, регулярные проверки положительно сказываются на расчетно-платежной дисциплине в целом.

Инициаторы аудита

Инициативный аудит проводится по инициативе:

  • собственников компании (учредителей, участников, акционеров). Цель, как правило, — проверить деятельность управленческого звена;
  • руководства предприятия (генеральный директор, директор, президент, коллегия директоров и главного бухгалтера) для оценки эффективности ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности;
  • третьих лиц (например, государственных органов, потенциальных инвесторов, которые планируют вложить средства в развитие производства) для понимания реального положения дел в компании.

В обществах с ограниченной ответственностью назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты услуг производятся решением общего собрания участников. Право инициировать проверку есть у любого его участника при условии самостоятельной оплаты услуг профессионального аудитора. В дальнейшем, коллективным решением затраченные средства могут быть компенсированы (статья 48; абзац 2 пункта 2 статьи 11; подпункт 5 пункта 2.1 статьи 32; подпункт 10 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ). Требования для АО содержатся главным образом в статье 86 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Кто может проводить инициативный аудит

Добровольные проверки могут быть внутренними и внешними.

Определение внутреннего инициативного аудита компании закреплено в международных стандартах аудиторской деятельности. Согласно им внутренний аудит — это контрольная деятельность, которую проводит собственное подразделение предприятия — служба внутреннего аудита, выполняющая функции мониторинга и системы внутреннего контроля. Аудиторы хорошо знают предприятие изнутри, консультируют руководителей подразделений по правовым, финансовым, организационным и иным вопросам с учетом специфики конкретного производства, помогают устранить неточности и ошибки в работе. Однако при такой форме аудита ставятся под сомнение его главные принципы: независимость и объективность. Профессиональное благополучие аудиторов напрямую зависит от решений руководителя проверяемой ими же компании. Выполнять свои обязанности и выражать мнение открыто и без оглядки в такой ситуации крайне сложно.

Внешний инициативный аудит проводят привлеченные эксперты: аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые являются членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов и обладают квалификационным аттестатом аудитора.

К сведению
С 2010 года в России отменено обязательное лицензирование аудиторской деятельности. Гарантом профессиональной состоятельности выступает членство в СРО. Обязательность вступления в профессиональные сообщества закреплена в Федеральном законе от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Привлечение к проверкам юридически и организационно независимых компаний или экспертов гарантирует объективность и отсутствие предвзятости. Кроме того, спектр услуг внешних компаний обычно не ограничен только аудиторской деятельностью. По итогам первичной проверки руководитель может заключить договор на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности, консультирование в области ведения бухгалтерского учета, налогообложения, соблюдения законодательных норм и пр. Именно этот вид аудита оказывается наиболее результативным.

Объекты аудита

Инициативный аудит предприятия может быть комплексным или тематическим. В первом случае проверке подлежит вся отчетность, во втором — ее отдельные направления, например, налоги, расчеты с контрагентами, кассовые операции. Перечень проверяемых участков учета зависит от масштабов компании и того, какие статьи баланса и документы отчетности в большей степени нуждаются в подтверждении. Так, очень актуален налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность компании, помогают оптимизировать налогооблагаемую базу.

Проверка может быть сплошной или выборочной. В зависимости от выбранного метода аудиторы будут смотреть всю документацию по заданному направлению или только часть (например, наиболее крупные операции в ограниченном периоде). Такая выборка позволяет сформировать представление о качестве ведения бухгалтерского учета в целом, однако риск пропустить ошибки все же существует. Поэтому часто клиенты аудиторских компаний заказывают именно сплошную проверку, несмотря на то, что подобная услуга инициативного аудита более трудоемка и, соответственно, имеет более высокую стоимость.

Как правило, проведение инициативного аудита подразумевает следующие работы:

  • оценка и анализ учетной политики фирмы, системы, обеспечивающей внутренний контроль;
  • проверка корректности отображения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в том числе тех, которые ведутся с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход;
  • оценка ведения налогового учета, правильности заполнения и подачи деклараций;
  • оценка стоимости активов компании;
  • проверка специфических хозяйственных операций и их отражения в учете, а также различные специальные проверки, которые потребуются заказчику.

По результатам проверки эксперты оформляют заключение и вместе с выводами и рекомендациями передают его заказчику.

Процедура проведения инициативного аудита

Особенность инициативного аудита компании состоит в том, что у него отсутствуют обязательные сроки по началу и окончанию мероприятий. Руководитель выбирает комфортное для проверки время, чтобы не нарушить сложившийся режим работы предприятия, но, несмотря на это, процедура состоит из этапов, совпадающих с алгоритмом проведения обязательных проверок, среди которых:

  1. Предварительная экспертиза. Привлеченный аудитор знакомится с организацией путем изучения предоставленных документов и сбора информации в открытых источниках. После того как первичный анализ пройден и соглашение достигнуто, заказчик и аудитор оформляют договор на проведение проверки.
  2. Планирование. Аудитор оценивает систему внутреннего контроля, определяет уровень существенности, общий риск, составляет программу действий и формирует контрольную группу.
  3. Сбор и анализ информации. Этап предполагает сбор информации и ее анализ, проведение тестов (при необходимости), определение связи между финансово-экономическими показателями работы компании. Иными словами, изучение цифр и фактов.
  4. Разработка экспертного заключения. Эксперт проверяет результаты, составляет итоговый отчет и готовит руководителю письмо с рекомендациями.
  5. Представление заключения клиенту. Документы аудитор передает лично, сообщает о результатах, выявленных проблемах и отражении их в отчете. После завершения инициативного аудита сотрудничество компании-заказчика и аудиторской фирмы, как правило, продолжается в виде дополнительных услуг, связанных с исполнением рекомендаций.

Большой плюс инициативного аудита — это свобода выбора: форм проверки, направлений, сроков, а главное — аудиторской компании. Профессионально выполненный аудит позволит оптимизировать финансовые показатели предприятия, избежать штрафов со стороны контролирующих органов, повысить общую эффективность работы. Он дает мощный импульс к дальнейшему развитию компании, но только если результаты точны и достоверны.

Какие аудиторские организации могут проводить инициативный аудит

О требованиях, которые предъявляются к аудиторским компаниям, нам рассказал Рустам Салаватов, к.э.н., руководитель практики «Аудит» аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Во всех случаях ключевым является принцип независимости. Это означает, что внешние аудиторы не должны занимать в проверяемой фирме какие-либо должности, быть близкими родственниками участников или работников этой фирмы, не должны иметь общих учредителей и в целом не быть заинтересованными в каком-то определенном результате, например, не иметь связи с прямыми конкурентами компании-клиента. Только так заказчик вправе рассчитывать на объективные результаты. По факту обязанность выбора аудитора часто ложится на плечи руководителя или главного бухгалтера. Это непросто, учитывая, что единого «рецепта» не существует. Универсальный совет — это оценить репутацию, опыт работы на рынке, отзывы и рекомендации прошлых клиентов. Эксперты КСК групп, например, за годы работы реализовали свыше четырех тысяч проектов для тысячи клиентов из различных отраслей реального сектора: очевидно, что нет такой области, в которой нам не приходилось бы работать.

Наши аудиторы не просто выявляют слабые места в системе внутреннего контроля и учета по РСБУ и/или МСФО, но и помогают их наладить должным образом, поднять огромные пласты информации, которые могут быть использованы для принятия правильных управленческих решений в области стратегического планирования. Экспертиза финансовой отчетности позволяет минимизировать риски штрафов от проверяющих органов.

Среди наших услуг есть и аналог выездной налоговой проверки — это «генеральная репетиция» перед визитом налоговых органов с возможностью подготовиться к проверке заранее и с привлечением квалифицированных юристов, экспертов по налогообложению и аудиторов. Я с уверенностью могу говорить о том, что качественный инициативный аудит — это хороший инструмент для руководителя, желающего всегда быть осведомленным о состоянии своего бизнеса».

P.S. КСК групп оказывает аудиторско-консалтинговые услуги более 20 лет. По итогам 2016 года компания вошла в число лидеров рынка, и в списке крупнейших аудиторских групп и сетей, по оценке «Эксперт РА», занимает 12-е место. Специалисты проводят юридический, налоговый, стратегический, IT-консалтинг и все виды аудита: обязательный, инициативный, экспресс-аудит, МСФО.

Инициативный аудит и кто его проводит?

Большое число компаний и организаций проводят проверки своей хозяйственной и экономической деятельность. Она охватывает все отделы и подразделения предприятия. Осуществлять её могут как сотрудники самой фирмы, так и представители сторонней структуры, в чьи обязанности входит выявление несоответствий и нарушений в деятельности той или иной организации.

Инициативный аудит

Аудит представляет собой проверку, которая проводится в фирме или организации, с целью выявить качество работы сотрудников и правильность соблюдения производственных процессов, а также требований. Он может проводится с определённой периодичностью или быть внеплановым. Проводиться может по приказу руководителя предприятия или по инициативе надзорных органов.

Инициативный аудит

Проверки, проводимые в установленные сроки и по плану, называются обязательными. Они осуществляются в соответствии с установленными графиками. В том случае, если аудит проходит внепланово, то его называют инициативным. Он проводится по необходимости и носит необязательный характер.

Что такое инициативный аудит?

Он связан с проверкой бухгалтерской и налоговой документации. Также оценке подлежит эффективность управления организацией и обеспечение безопасности труда. Проводится может по инициативе генерального директора, учредителя или акционера. Из названия можно понять, что аудит проводится по инициативе руководителя высшего звена.

Для осуществления проверки привлекаются сторонние организации, которые аттестованы на право проведения аудита и имеют соответствующие знания и полномочия. Также их могут проводить работники специальной службы, находящейся на самом предприятии. В их обязанности входит проведения очередных и внеочередных проверок, разработка корректирующих и предупреждающих мер.

В случае привлечения к проверке сторонней компании, аудит проводится после заключения договора с надзорной организацией.

В нём указывают сроки проведения проверки, объёмы, а также другие нюансы. После проведения аудита инспектора не только составят отчёт, в котором укажут все выявленные несоответствия, но и подскажут, как привести дела фирмы в порядок.

Особенности и сроки проведения

Инициативный аудит является добровольным, поэтому сроки его проведения определяет сама проверяемая сторона. Она заранее обговаривает с инспекторами сроки начала и окончания инспекции. Всё зависит от масштабности и доскональности проверки, а также от периода, за который необходимо будет предоставить надзорной комиссии все имеющиеся документы и отчёты.

В ходе такого аудита организация сама решает, что должны будут проверить инспекторы и с какой тщательностью. Проверка может быть комплексной, в таком случае проверяется вся отчётность. Также она может затрагивать отдельные сферы деятельности компании и разную отчётную документацию.

Основными целями инициативного аудита являются:

  • проверка расчётной документации;
  • учёт имеющихся активов и обязательств фирмы;
  • проверка и предоставление консультаций по вопросам ведения бухгалтерской и налоговой отчётности;
  • аудит и анализ расчётов, указанных в бухгалтерских ведомостях.

Многие фирмы проводят проверки для того, чтобы застраховать себя от возможных штрафов и наказаний, которые могут последовать за нарушения налогового законодательства.

В рамках налоговой системы, которая является несовершенной и противоречивой, руководители организации хотят предостеречь себя от проблем с надзорной инспекцией и проводят проверки на предприятии с целью исправить имеющиеся ошибки и предотвратить появление новых.

Предмет проверки

Инициативный аудит охватывает все сферы деятельности компании, а именно:

  • хозяйственную деятельность;
  • бухгалтерскую и налоговую отчётность;
  • финансовую и экономическую деятельность;
  • имеющуюся дебиторскую и кредитную задолженность;
  • инвентаризацию имеющегося имущества и основных средств.

Эти сферы деятельности являются основными, поэтому осуществлять проверку и учёт необходимо особенно внимательно и тщательно. Крупные аудиторские фирмы, отлично зарекомендовавшие себя, специализируются на деятельности организации в целом. Сотрудники надзорного органа компетентны в вопросах правильного и своевременного ведения отчётности, а также грамотного проведения учёта имущества компании.

В каких случаях проводится?

Как уже упоминалось, инициативный аудит проводится с целью выявления ошибок и неточностей в финансовой и налоговой отчётности, которые могут привести к проблемам с надзорной инспекцией и крупным штрафам. Также есть ряд случаев, когда внеплановая крайне необходима:

  • для прозрачности основной и финансовой деятельности организации, а также для соблюдения требования действующего законодательства перед предстоящей плановой проверкой;
  • в том случае, если руководитель компании, учредитель или акционер хотят убедиться в эффективном функционировании предприятия;
  • в преддверии сделок, связанных с продажей части фирмы, с целью предоставить будущему покупателю полную и достоверную картину деятельности и успешности организации;
  • после смены руководителей высшего звена (директора, главного бухгалтера, главного экономиста);
  • по просьбе потенциального инвестора или делового партнёра;
  • в ряде других ситуаций, когда необходим точный и незамедлительный контроль за финансовой деятельностью предприятия.

Являться инициатором проверки могут следующие лица:

  • акционеры ОАО или ЗАО;
  • члены совета директоров;
  • любой учредитель или участник ООО;
  • управляющий или генеральный директор.

Для начала проверки инициатору необходимо найти организацию, которая имеет большой опыт проведения аудитов. После этого между сторонами заключается договор и назначается дата проведения инспекции. После завершения аудита комиссия составит официальный отчёт, в котором укажет выявленные ошибки и замечания.

Содержание отчёта по результатам аудита

После того, как проверка организации закончилась, надзорной инспекции необходимо предоставить отчёт о проделанной работе и обо всех выявленных несоответствиях. Члены комиссии подробно излагают проблемы и нарушения, которые были выявлены в процессе инициативного аудита.

Отличительной особенностью такой проверки является тот факт, что отчётный документ предоставляется по требованию руководителя организации. Инициатор проведения аудита может отказать от письменного заключения в том случае, если он проводился для выявления возможных проблем и рисков, которые могут возникнут в ходе осуществления основной деятельности организации.

В отчётном документе, составленном проверяющими инспекторами, будут отражаться не только выявленные несоответствия, но и правила по их устранению и предупреждению. Аудиторы составляют список мероприятий, которые будут направлены на устранение проблем, имеющихся на предприятии. Выводы, сделанные в результате проверки, не могут быть оспорены проверяемой стороной.

Отчёт, предоставляемый в письменной форме, является конфиденциальным документом. Информация, которая в нём содержится, доступна только заказчику или его представителю. В предоставленной отчётной ведомости содержатся замечания и возможные риски, которые подстерегают фирму. Они могут быть связаны с финансовой деятельностью или касаться налоговой отчётности, к которой предъявляются жёсткие требования.

Что представляет собой поведенческий аудит безопасности и кто его проводит? На эти вопросы мы ответим в нашей статье.

мы расскажем про пожарные проверки в организациях.

Более подробно об аудиторской проверке вы сможете почитать .

Любая проверка, которой подвергается организация, имеет цель и последствия. Инициативная проверка производится не только для выявления нарушений в деятельности предприятия, но и для предотвращения возможных ошибок и рисков. Для того, чтобы план мероприятий был действительно грамотным и действенным, необходимо обращаться в проверенные компании, предоставляющие аудиторские услуги.

После проведённой инспекции хозяйственная и финансовая деятельность фирмы должна наладиться. Проведённая проверка способствует изменению в бухгалтерской и налоговой отчётности, устранению нарушений, которые связаны с предоставлением информации в проверяющую инспекцию.

В аудите может быть заинтересован не только директор организации, но и любой из учредителей и членов совета директоров. Инициатором может выступить любое лицо, имеющее отношение к деятельности предприятия. Именно ему и будет предоставлен полный письменный отчёт по результатам проведённой проверки.

Ксения Михайлова

Руководитель производственного предприятия, к.э.н.

Иногда организации или частные предприниматели могут работать не совсем честно, скрывая свои истинные доходы от государства, выплачивая зарплату «в конвертах» и т.д. Как инициировать налоговую проверку ИП? Налоговая инспекция осуществляет проверки всех организаций и индивидуальных предпринимателей по составленному графику не чаще, чем раз в три года. Но если поступает заявление от органов власти, СМИ или просто рядовых граждан, то может быть произведена внеплановая проверка. Если работодатель постоянно нарушает ваши права, то вместо того, чтобы постоянно задаваться вопросом «как организовать проверку налоговой», съездите в налоговую инспекцию и напишите жалобу на организацию или ИП.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Внеплановые проверки могут быть возбуждены самой налоговой инспекцией на основе полученных жалоб или заявлений о возможных нарушениях законодательства в фирмах. Может ли учредитель инициировать налоговую проверку? Учредители фирм и организаций не имеют такого права, если ему нужны сведения о правильности ведения документации и уплате налогов, то он может нанять независимую аудиторскую фирму и провести полный аудит предприятия. Чаще всего инициаторами являются именно работники – бывшие или настоящие (подробнее про жалобы на работодателя по ссылке), если их трудовые права нарушаются, и возникает недопонимание с работодателем на этой почве.

Как можно инициировать внеплановую проверку?

Перед тем, как натравить налоговую на организацию, следует понять следующие аспекты:

  • Налоговая не будет реагировать на жалобу, если не сможет установить личность того, кто ее подал. Т.е. анонимность жалобы исключается.
  • Налоговая проверяет бухгалтерские документы, а там как раз все может быть оформлено правильно.

Как же поступить в том случае, если вы не хотите, чтобы работодатель узнал, что именно вы написали заявление? Как направить на фирму налоговую проверку, не выдавая себя? Как было изложено выше – анонимное письмо в налоговую не поможет, но можно написать заявление в инспекцию по труду. Эта организация обязана реагировать на анонимные жалобы по поводу нарушения трудового законодательства на предприятиях и скорее всего по результатам проверки задействует и налоговую.

Перед тем, как устроить проблемы человеку, т.е. работодателю хорошо подумайте: «А действительно ли это Вам нужно?». Ведь чаще всего нами в таких случаях двигает чувство мести и обиды. Попробуйте для начала по-хорошему поговорить с ним, а, в крайнем случае, припугнуть налоговой или инспекцией по труду и скорее всего он пойдет на уступки и конфликт решится мирным путем.

Как инициировать проверку корректности действий врачей при лечении?

Здравствуйте Андрей.

Вы лично никак не сможете ознакомиться к примеру с медицинской документацией, тем более сделать из этого определенные выводы, так как здесь необходима проверка со стороны специалистов в данной сфере.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощи

1. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Т.е. возникает в таком случае необходимость в проведении соответствующей проверки уполномоченным органом порядка надлежащего оказания медицинской организацией медицинской помощи пациенту, по результатам которой могут быть приняты соответствующие меры.

Но Вы вправе подать соответствующее заявление, изложить в нем указанные в вопросе обстоятельства, по нему и будет проведена внеплановая проверка.

Заявление необходимо подать в региональный Росздравнадзор, проверка по нему будет проведена в рамках Приказа Минздрава РФ

от 26 января 2015 года N 19н

Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья

Планирование проведения проверок

26. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

2) поступление в Росздравнадзор (территориальные органы) обращений и заявлений граждан

60. Основанием для начала административной процедуры «Принятие мер по результатам проверки» является выявление при проведении проверки нарушений обязательных требований, в связи с чем должностные лица Росздравнадзора (территориального органа), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
3) в случае наличия признаков административного правонарушения, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составить протокол об административном правонарушении.

Обязательный и инициативный аудит

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Аудиторская проверка обязательная — это проверка, проводимая аудиторской фирмой (аудитором) по документам финансовой отчетности в случаях, прямо установленных законодательством.

Аудиторская проверка инициативная — это проверка, проводимая аудиторской фирмой (аудитором) по решению экономического субъекта, в том числе и по инициативе одного из собственников (учредителей, акционеров).

Обязательный аудит

В соответствии со ст. 5 Закона 307 -ФЗ обязательный аудит проводится в случаях, если:

  • 1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • 2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • 3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • 4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • 5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • 6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
  • 2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
  • 3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
  • 4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» .

Согласно Положению о составе затрат, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с последующими изменениями и дополнениями), в себестоимость продукции (работ, услуг) включается оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг (подпункт «и» пункта 2). При этом затраты, связанные с аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации, производимой по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Аудиторам, проводящим аудиторские проверки, следует также помнить о том, что Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров, одобренным Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности 30.09.98, предусмотрено в организациях, подлежащих обязательному аудиту, назначение специалиста на должность главного бухгалтера производить только при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.

Рассмотрим и такой вопрос: нужны ли долговременные связи аудиторских фирм с постоянными заказчиками. Здесь, как и в каждой проблеме, имеются и преимущества и вероятные недостатки.

Преимущества:

  • — аудитор лучше узнает «болезни» заказчика, так как проверяет его ежегодно. Растет взаимное доверие заказчика и аудитора;
  • — проверки проводятся регулярно;
  • — заказчик своевременно улучшает бухгалтерский учет и финансовую политику;
  • — возрастает конфиденциальность, то есть круг посторонних лиц гораздо уже;
  • — соблюдается преемственность и единый подход к проблемам;
  • — длительное сотрудничество может привести к снижению расценок (хотя и необязательно);
  • — перманентное аудиторское сопровождение минимизирует налоги;
  • — повышается достоверность бухгалтерской отчетности;
  • — растет аналитичность аудиторских оценок, корректируется финансовая политика;
  • — аудитору не надо знакомиться с делами.

Недостатки:

  • — вероятность «притупления» бдительности аудитора, он может что-то пропустить. «Домашний аудитор» может затягивать сроки проверок: «своего» клиента всегда успеем проверить, а другие заказчики ставят более жесткие условия;
  • — «свой» аудитор может поставить вопрос об увеличении расценок. При долговременном сотрудничестве аудитор может представлять интересы заказчика в налоговой инспекции. Заказчик вправе надеяться, что аудитор вместе с главным бухгалтером пойдет в налоговую инспекцию. Итак, долговременное сотрудничество более целесообразно.

Отличие внешнего аудита от ревизии и внутреннего аудита

Аудит существенно отличается от ревизии по целому ряду признаков.

Если целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом, то цель ревизии — это выявление недостатков, предложения об их устранении и наказание виновных.

По характеру деятельности: аудит — предпринимательская деятельность; ревизия — исполнительная деятельность, выполнение распоряжений вышестоящей организации (при ведомственном контроле) или государства (при государственном финансовом контроле).

По управленческим связям: аудит — горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним; ревизия — вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

По практическим задачам: аудит — улучшение финансового положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, помощь и консультирование клиента; ревизия: сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

По результатам: аудит — аудиторское заключение и рекомендации для клиентов, конфиденциальность информации; ревизия — акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящим органам, обязательность разглашения информации, в том числе через средства массовой информации.

По статусу: аудитор — независимый эксперт, ревизор — работник контрольно-ревизионного аппарата фирмы или органа управления.

Таким образом, основное отличие внешнего аудита от внутреннего заключается в том, что он осуществляется независимой аудиторской фирмой (аудитором) на основании договора с экономическим субъектом или государственным органом.

В то же время надо помнить, что два вида финансового контроля -государственный финансовый контроль и аудит — во многом представляют собой две стороны одной медали. И хотя между ними есть ряд концептуальных отличий, перед ними стоит практически общая задача: своей успешной деятельностью в различных секторах экономики укреплять благосостояние нашей страны.

Существуют и различия между внешним (независимым) и внутренним (внутрихозяйственным) аудитом.

Если ориентация внутреннего аудита направлена на отношения по функциональному и линейному управлению в данной хозяйственной системе, то внешний аудит направлен на важнейшие позиции отчетности и источники доходов, с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям.

Объектами проверки внутреннего аудита являются: хозяйственные операции, использование ресурсов, состояние учета, отчетности и хозяйственного контроля проверяются на соответствие установленной учетной политике и общеметодическим положениям. Внешним аудитом проверяются: состояние учета и отчетности, эффективность использования ресурсов и уровень внутрихозяйственного контроля с целью определения масштаба внешнего аудита и уровня первоначального доверия к данным учета и отчетности клиента.

Если независимость внутреннего аудита от ревизуемых объектов носит лишь организационную форму, построенную на вертикали, а в целом он должен удовлетворять потребности руководства данной хозяйственной системы, так как от него получает заработную плату, то независимость внешнего аудита от клиента — полная: не только организационно, но и в материальном отношении, так как построена на договорных отношениях.

Необходимо отметить и различие в периодичности осуществления контроля: если основным принципом проведения внутреннего аудита является непрерывность, то внешний аудит в основном проводится с годовым интервалом, хотя иногда договором предусматривается проведение аудиторских проверок поквартально.

Глава 2. Организационная деятельность аудиторов и аудиторских фирм

Аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, за исключением формы открытого акционерного общества. Практически аудиторские фирмы в РФ действуют в форме закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Для государственной регистрации аудиторской фирмы необходимо представлять следующие документы:

  • — заявление о регистрации, подписанное учредителями;
  • — утвержденный учредителями устав;
  • — решение о создании (протокол собрания учредителей или договор учредителей);
  • — документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала.

Обязательный и инициативный аудит

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Введение.

2. Обязательный и инициативный аудит

2.1 Обязательный аудит

2.2 Инициативный аудит

Заключение

Список использованных источников

1. Введение

Аудит — это независимая проверка бухгалтерской отчетности в целях выражения мнения о ее достоверности.

Основной целью аудитора является подтверждение достоверности именно бухгалтерской отчетности, налоговые обязательства организации проверяются лишь постольку, поскольку это влияет на формирование показателей отчетных форм.

В нашей стране аудит зародился в конце 80-х годов и стал быстро развиваться. Аудитор превратился в весьма важную и престижную фигуру на возрождающемся рынке России. Истекшие десятилетия рыночных преобразований в России заставили экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к условиям отечественного рынка.

Новые приоритеты в политике и экономике, начавшаяся приватизация и переход торговых, строительных и бытовых предприятий, промышленного и агропромышленного комплекса к рынку ещё на рубеже 80-90-х г. объективно вызвали соответствующую потребность. Они породили и развивали, обостряли спрос на аудиторские услуги.

Цель данной контрольной работы — познакомиться с обязательным и инициативным аудитом.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что на современном этапе развития рыночных отношений нашей страны аудит является неотъемлемой частью экономической жизни нашего общества.

2. Обязательный и инициативный аудит

Налоговые органы при проведении выездной или камеральной проверки не обязаны предлагать организации устранить выявленные ошибки в бухгалтерском и налоговом учете. Лишь независимый аудитор, при проведении аудиторской проверки, может указать на слабые стороны в учете организации и выдвинуть разумные предложения, позволяющие снизить налоговые риски.

На практике используются два основных вида бухгалтерского аудита — обязательный и инициативный. Обязательный или инициативный аудит, проводимый регулярно, позволит собственникам компании быть уверенными в достоверности официальной отчетности и качестве ведения бухгалтерского и налогового учета.

Цели проведения обязательного и инициативного аудита:

· для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности;

· в случае купли/продажи бизнеса или отдельных его частей;

· для подтверждения кредитоспособности компании (при получении банковского кредита или при переговорах с поставщиками об отсрочке платежа);

· для оптимизации финансово-хозяйственной деятельности компании;

· при смене главного бухгалтера;

· для минимизации налоговых рисков компании;

· при изменении состава собственников организации

· своевременное выявление и устранение нарушений во избежание штрафных санкций со стороны налоговых органов и других последствий

· получение информации о состоянии бухгалтерского и управленческого учета, документооборота и рекомендаций по их усовершенствованию.

2.1 Обязательный аудит

Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится аудиторскими организациями.

Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (ст. 932 ГК РФ). Индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит.

Обязательный аудит проводится в отношении следующих субъектов.

1. Открытые акционерные общества.

ОАО публикует свою бухгалтерскую отчетность, достоверность сведений которой должна быть подтверждена заключением аудитора (п. 5 ст. 103 ГК РФ, ст. ст. 88, 92 Закона об акционерных обществах).

2. Кредитные организации.

Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк (ст. 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

В самом Центральном банке РФ проводится внешний и внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющее гося председателю Банка России (ст. 95 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке РФ»).

3. Бюро кредитных историй.

Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов. Их правовой статус регламентирован Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях».

4. Страховые организации и общества взаимного страхования.

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений (ст. 29 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ»).

5. Товарные и фондовые биржи.

Специальных требований к проведению аудита бирж в настоящее время законодательством не установлено.

6. Негосударственные пенсионные фонды.

Указанные фонды обязаны ежегодно проводить по итогам финансового года независимую аудиторскую проверку.

Бухгалтерская отчетность подтверждается заключением независимого аудитора, которое считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда (ст. 22 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»). Кроме того, реорганизация такого фонда также проводится с учетом заключения аудитора (ст. 33 Закона).

7. Государственные внебюджетные фонды.

К таковым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ. Аудиторские проверки фондов проводят аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе.

8. Фонды.

Обязательный аудит проходят далеко не все организации, созданные в форме фондов. Закон устанавливает следующее условие: только в фондах, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

9. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Здесь имеется противоречие между Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Дело в том, что первый Закон предусматривает определенные условия для проведения обязательного аудита (объем годовой выручки, стоимость активов баланса), второй же таких условий не содержит.

10. Организации, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет более 25%.

Аудиторы выбираются на основе открытого конкурса проводимого аудируемым лицом не реже одного раза в три года. Правила проведения этого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706, обязательны также для федеральных государственных унитарных предприятий.

11. Организации и индивидуальные предприниматели.

Эти субъекты проходят обязательный аудит при наличии 1 из 2-х условий:

— объем годовой выручки превышает 500 000 МРОТ;

— сумма активов баланса на конец года превышает 200000 МРОТ.

12. Финансово-промышленные группы.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» годовой отчет о деятельности ФПГ составляется по результатам проверки независимым аудитором. Аудиторская проверка оплачивается за счет центральной компании ФПГ.

К сожалению, в действующем законодательстве нет специальной нормы об ответственности за уклонение всех перечисленных в настоящем параграфе субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок. Однако можно сделать вывод, что должностные лица этих организаций подлежат административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).

Такой вывод объясняется тем, что аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности в случаях, когда проведение аудита является для организации обязательным (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Российское законодательство содержит нормы об обязательном проведении аудиторской проверки, которую, однако, нельзя назвать разновидностью обязательного аудита. Так, согласно ст. 561 Гражданского кодекса РФ, до подписания договора продажи предприятия сторонами должно быть рассмотрено заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.

Осуществлять обязательный аудит вправе как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность). Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Индивидуальный аудитор — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Начиная с 1 января 2010 г. аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (п. 2 ст. 23 Закона N 307-ФЗ).

По результатам обязательного аудита клиенту представляется аудиторское заключение с выражением мнения, а так же отчет Аудитора о проделанной работе. Следует иметь в виду, что в органы управления организацией для утверждения отчетности представляется уже проаудированная отчетность.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. В нем содержится выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ). При этом под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователям отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого лица и принимать решения, основанные на указанных выводах. бухгалтерский аудит кредитный

Компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность этой отчетности.

Если компания подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение является обязательной составляющей бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Обязательный аудит — это не только необходимость, вызванная соблюдением требований законодательства, но и инструмент сбора данных для принятия важных управленческих решений.

Обязательная аудиторская проверка может быть распределена во времени на несколько этапов. По запросу клиента аудиторы фирмы, например, консультируют бухгалтерскую службу в течение года, а также проводят аудит квартальной отчетности. После подготовки годового баланса выдается аудиторское заключение.

Проведение поэтапного аудита позволяет вовремя обнаружить или предупредить ошибки, распределять и планировать расходы на аудит в течение года.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Причем обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Кроме того, федеральными законами установлены иные случаи, в которых обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, например аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ряда государственных корпораций.

Положительное мнение аудитора по результатам аудиторской проверки может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности фирмы.

Таким образом, положительное заключение от фирмы с надежной репутацией становится доказательством отсутствия существенных налоговых и финансовых рисков у экономического субъекта.

обязательный аудит отчетность инициативный

2.2 Инициативный аудит

Инициативный аудит — проверка по инициативе руководства, учредителей или акционеров организации, а также инвесторов достоверности его бухгалтерской и налоговой отчетности, правильности ведения отдельных участков учета и т. д.

Инициативный аудит, в отличие от обязательного, осуществляется на основании добровольного решения компании, и его результатом является отчет о выявленных ошибках и нарушениях, а также рекомендации по их устранению. Никаких штрафных санкций, обязательных предписаний и жестких требований по срокам проведения проверки и устранения нарушений в данном случае не предусмотрено. Все производится по желанию и на усмотрение не руководства.

Инициативный аудит может проводиться в организации в любое время, но можно выделить ряд специальных норм законодательства, регламентирующих такие проверки.

1. В закрытом акционерном обществе аудиторская проверка может быть проведена в любое время по требованию акционеров, в совокупности владеющих 10 и более процентами голосующих акций.

2. В обществе с ограниченной ответственностью профессиональный аудитор привлекается по решению общего собрания участников, а также по требованию любого из участников.

3. Исполнительные органы производственного кооператива могут привлекать внешнего аудитора для проверки финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения финансовой отчетности. Аудиторская проверка может также проводиться по требованию наблюдательного совета кооператива, а также по требованию не менее 10% членов кооператива.

Выделяют в рамках инициативного аудита:

· комплексный (полный, то есть всей отчетности) аудит учета и отчетности;

· тематическая проверка (налоги, расчеты с партнерами и др., то есть отдельных участков учета или расчетов).

Проверки, при которых аудиторы проверяют какой-то один участок бухучета (например, расчет зарплаты или кассовые операции), называют тематическими. Среди тематических проверок наиболее часто встречаются:

· Аудит себестоимости.

· Аудит правильности учета и сохранности материалов и товаров.

· Аудит денежных средств.

· Аудит расчетов с контрагентами.

Отдельным видом услуг в рамках инициативного аудита может выступить проведение инвентаризации товаров, материалов и основных средств.

Перечень проверяемых участков учета зависит от масштабов предприятия, как правило, проверка ориентирована на подтверждение достоверности отдельных статей баланса и иной отчетности.

Аудиторские проверки бывают выборочными и сплошными. Первый вариант встречается чаще.

При выборочной проверке аудиторы смотрят часть документов (например, только крупные операции или документы за один квартал). На основании изученных бумаг аудиторы делают вывод о том, насколько хорошо ведется бухучет на фирме. Риск, что аудиторы не обнаружат ошибки, есть всегда. Однако при выборочной проверке этот риск возрастает. Ведь недочеты могут оказаться именно в тех документах, которые аудиторы не посмотрели.

Поэтому нередко заказчики аудита требуют проведения сплошных проверок всех бухгалтерских документов. Понятно, что такие проверки более трудоемки и, следовательно, стоят дороже.

Большой популярностью пользуется также налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность фирмы.

Инициативный аудит проводится в самые сжатые сроки на условиях полной конфиденциальности. Стоимость, сроки и перечень услуг оговариваются в индивидуальном порядке.

Заключение

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка — по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам. Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет как свои причины, так и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае аудита таких 0экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности. Устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объемы выручки от реализации, размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

Список использованных источников

1. Аудит: учеб. для вузов / Под ред. Подольского В.И, Савин, А.А, Сотникова Л.В. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 583 с.

2. Шеремет, А.Д. Аудит: учеб. / Шеремет, А.Д, Суйц В.П. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011.- 448 с.: ил.- (Высшее образование).

3. Шиленко, С.И. Основы аудита: учебник / Шиленко С.И, Шеин Р.В, Колосова Е.В — М.: КНОРУС, 2011.- 152 с.: ил.

Законодательно выделено несколько форм аудиторских проверок. И главные среди них – обязательный и инициативный аудит. Первый присущ для отдельных направлений деятельности и организаций, в результате работы которых превышены нормативные лимиты по выручке и стоимости основных средств. При обязательном виде такой проверки аудиторское заключение должно быть подано вместе с финансовой отчетностью в Росстат. А в отношении второй формы аудита всё совсем по-другому.

Кто может быть инициатором аудита

При добровольной форме аудита экспертное заключение предназначено для внутреннего пользования. Его не надо передавать контролирующим органам и/или публиковать.

Основаниями для проведения экспертного анализа учета и отчетности могут служить такие ситуации:

  • произведена реорганизация компании;
  • собственники рассматривают вопрос о разделении бизнеса;
  • смена руководящего состава фирмы;
  • нужен контроль работы бухгалтерского отдела – в качестве инструмента используют инициативный аудит;
  • увольнение начальника бухгалтерской службы;
  • предприятие внесено в план проверок ФНС.

В этих ситуациях в роли инициатора проверки могут выступить собственники компании или ее директор. Настаивать на проведении экспертизы бухгалтерского и/или налогового учета могут и третьи лица, которые заинтересованы в результатах деятельности фирмы. К таким заинтересованным лицам относят:

  • кредитные организации;
  • новых руководителей финансовых отделов;
  • новоназначенного директора;
  • потенциальных инвесторов;
  • будущих компаньонов (в случае реорганизации в форме слияния или присоединения).

Также см. «Проведение внутреннего аудита».

Особенности добровольного аудита

Отличительные черты инициативного аудита проявляются в следующих параметрах:

  • может проводиться с любой периодичностью: его инициирование зависит только от желания собственников и руководства фирмы;
  • за отсутствие экспертного заключения компания не может быть привлечена к ответственности;
  • аудиторский отчет рассчитан на внутренних пользователей;
  • распоряжение результатами проверки относится к сфере влияния собственников бизнеса;
  • нет обязательств по публикации отчета аудитора, обеспечению доступа к этой информации третьих лиц;
  • заказчик аудита сам решает, какой период должны охватить исследования, какие сферы учета необходимо подвергнуть анализу.

При добровольной форме проверки за основу может быть взята только отчетность фирмы или отдельный сегмент учета (например, зарплата, ОС, оборотные активы).

Временной интервал, подлежащий изучению, может охватывать последний год или несколько лет, квартал или месяц.

При необходимости можно воспользоваться экспертной поддержкой аудитора при оценке эффективности работы кадровой службы, производственных цехов или рекламного отдела.

Также см. «Проведение кадрового аудита».

Законодательно не установлены отдельные стандарты проведения добровольного аудита. К этой процедуре применяют общие правила аудиторской деятельности.

До подписания договора на проведение проверки аудитор вправе ознакомиться:

  • с учредительной документацией компании;
  • формами, отражающими состояние исследуемого сегмента.

Это необходимо:

  • для прогнозирования предстоящего объема работ;
  • оценки уровня сложности;
  • планирования трудозатрат;
  • расчета стоимости услуги.

На этапе согласования деталей будущей проверки аудитор вправе получить по интересующим его вопросам разъяснения должностных лиц компании. Это помогает выявлять сферы повышенного риска и формировать круг задач.

В процессе аудита проверяющий может инициировать инвентаризацию и принимать непосредственное участие во всех ее этапах. К сфере полномочий аудитора относится также составление актов сверок с контрагентами.

Итогом проверки выступает аудиторское заключение.

Также см. «Какие организации подлежат обязательному аудиту».

Вопрос №24. Обязательный и добровольный аудит

Обязательный аудит – обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, банков, бирж, фондов, организаций с долей уставного капитала, принадлежащей иностранному инвестору, крупных предприятий и других организаций, перечень которых установлен нормативными актами.

Законом «Об аудиторской деятельности» и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых компании обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчетности.

Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;


Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

По результатам проведения обязательной аудиторской проверки выдается официальное аудиторское заключение.

Положительное мнение аудитора по результатам аудиторской проверки может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности фирмы.

В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, называют инициативный аудит / добровольный аудит.

Чтобы определить качество ведения бухгалтерского учета, достоверность налоговой отчетности и финансовую устойчивость предприятия, руководители или иные заинтересованные лица могут провести инициативную аудиторскую проверку. Инициативный аудит, в отличие от обязательного, осуществляется на основании добровольного решения компании, и его результатом является отчет о выявленных ошибках и нарушениях, а также рекомендации по их устранению. Никаких штрафных санкций, обязательных предписаний и жестких требований по срокам проведения проверки и устранения нарушений в данном случае не предусмотрено. Все производится по желанию и на усмотрение не руководства.

Инициативный аудит проводится в следующих случаях:

— Перед налоговой проверкой, во избежание штрафов и пени;

— Для проверки качества ведения бухгалтерского учета на предприятии;

— Для оценки эффективности использования финансовых ресурсов компании;

— При необходимости получения кредита или инвестиций, чтобы подтвердить финансовую устойчивость организации;

— При продаже или покупке готового бизнеса.

Как правило, инициаторами аудиторской проверки выступают руководители предприятия, учредители или акционеры, а также инвесторы. Проводит инициативный аудит специализированные аудиторские компании, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты.

Обязательный аудит и инициативный (добровольный) аудит

В зависимости от того, проводится ли аудит отчетности компании независимым аудитором или собственными сотрудниками, принято различать независимый (аудит в классическом понимании) и внутренний аудит.

Обязательный аудит – обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, банков, бирж, фондов, организаций с долей уставного капитала, принадлежащей иностранному инвестору, крупных предприятий и других организаций, перечень которых установлен нормативными актами.

Законом «Об аудиторской деятельности» и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых компании обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчетности.

  • — организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • — организация является кредитной, страховой организацией, инвестиционным фондом или иной организацией, указанной в пп. 2 п.1 ст. 7 Закона;
  • — объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за отчетный год превышает в 500 000 раз установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса организации превышает на конец отчетного года в 200 000 раз установленный законодательством РФ МРОТ;
  • — организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели ее деятельности удовлетворяют условиям, изложенным в предыдущем подпункте.

По результатам проведения обязательной аудиторской проверки выдается официальное аудиторское заключение в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Положительное мнение аудитора по результатам аудиторской проверки может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности фирмы.

В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, называют инициативный аудит / добровольный аудит.

Чтобы определить качество ведения бухгалтерского учета, достоверность налоговой отчетности и финансовую устойчивость предприятия, руководители или иные заинтересованные лица могут провести инициативную аудиторскую проверку. Инициативный аудит, в отличие от обязательного, осуществляется на основании добровольного решения компании, и его результатом является отчет о выявленных ошибках и нарушениях, а также рекомендации по их устранению. Никаких штрафных санкций, обязательных предписаний и жестких требований по срокам проведения проверки и устранения нарушений в данном случае не предусмотрено. Все производится по желанию и на усмотрение не руководства.

Инициативный аудит проводится в следующих случаях:

  • — Перед налоговой проверкой, во избежание штрафов и пени;
  • — Для проверки качества ведения бухгалтерского учета на предприятии;
  • — Для оценки эффективности использования финансовых ресурсов компании;
  • — При необходимости получения кредита или инвестиций, чтобы подтвердить финансовую устойчивость организации;
  • — При продаже или покупке готового бизнеса.

Как правило, инициаторами аудиторской проверки выступают руководители предприятия, учредители или акционеры, а также инвесторы. Проводит инициативный аудит специализированные аудиторские компании, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты.

Инициативный аудит проводится в самые сжатые сроки на условиях полной конфиденциальности. Стоимость, сроки и перечень услуг оговариваются в индивидуальном порядке.

Аудиторская компания ООО «Рост-Эксперт Аудит» проводит аудиторские проверки в рамках обязательного и инициативного аудита в Ростове-на-Дону и ЮФО уже более 10 лет и имеет большой опыт в этих вопросах. В компании работают грамотные специалисты, которые не только определят все ошибки и нарушения в документообороте компании, но и помогут в их исправлении, оптимизации бухгалтерского учета и налогообложения, а также повышении эффективности работы вашей фирмы.

Будем рады ответить на возникшие вопросы аудита в Ростове по тел.:
+7 (928) 908-68-01

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *