Индексация при расчете отпускных

Содержание

Если произошло повышение заработной платы (увеличены оклады), как показывает практика, не все бухгалтеры знают, как этот факт влияет на порядок исчисления среднего заработка, в том числе выплачиваемого за дни нахождения работника в служебной командировке. Как не ошибиться при расчете, вы узнаете из данной статьи.

В соответствии с трудовым законодательством работникам, направляемым в служебные командировки, гарантируется сохранение места работы (должности), а также среднего заработка (ст. 167 ТК РФ). Средний заработок сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации (п. 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки):

  • за период нахождения работника в командировке;
  • за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.

Для всех случаев определения размера среднего заработка, преду-смотренных ТК РФ, в том числе при направлении работника в служебную командировку, установлен единый порядок его исчисления (далее — Положение № 922).ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

1. Исчисляется средний дневной заработок (путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней).

2. Определяется средний заработок работника (путем умножения среднего дневного заработка на количество дней в периоде, подлежащем оплате).

Напомним, что расчетным периодом являются 12 полных календарных месяцев (с 1го по 30е (31е) число, а в феврале — по 28е (29е) число), предшествующих командировке. То есть, например, при направлении работника в командировку:

  • 30 апреля 2019 года — расчетным является период с 01.04.2018 по 31.03.2019;
  • 1 мая 2019 года — расчетным является период с 01.05.2018 по 30.04.2019.

Порядок действий бухгалтера учреждения при расчете среднего заработка в случае, если в учреждении (филиале, структурном подразделении) произошло повышение заработной платы, подробно описан в п. 16 Положения № 922. В частности, он зависит от того, когда произошло такое повышение. Рассмотрим все случаи по отдельности. Итак, разъясним ситуацию, когда в учреждении увеличен размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Минтруд в Письме от 18.08.2015 № 141/В-623 уточнил, что корректировка среднего заработка производится только в случае, когда тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение повышаются всем работникам организации (филиала, иного структурного подразделения).

Повышение зарплаты произошло в расчетный период

Если повышение заработной платы (в частности, тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения) произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, увеличиваются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада, денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода.

Работник направлен в командировку с 06.05.2019 по 08.05.2019. С 01.01.2019 в учреждении произошло повышение окладов сотрудников. В частности, размер оклада командированного сотрудника до повышения составлял 18900руб., после повышения — 19900 руб. Также работнику выплачивается ежемесячная премия в размере 30% оклада. Других случаев повышения заработной платы в расчетном периоде не было. Работник отработал расчетный период полностью (249 дней), его ежемесячная заработная плата до повышения составляла 24570руб. (18900руб. 18900руб. х 30%), после повышения — 25870руб. (19900руб.
19900руб. х 30%).

В рассматриваемом случае расчетным является период с 01.05.2018 по 30.04.2019.

Размер повышающего коэффициента — 1,053 (19900руб. / 18900руб.).

Соответственно, за период 2018 года (до повышения размера оклада) при расчете среднего заработка будут учитываться ежемесячные выплаты с учетом коэффициента. Они составят 25872руб. (24570руб. х 1,053).

1. Определим средний дневной заработок. Он будет равен 1247руб.
((25872руб. х 8 мес. 25870руб. х 4 мес.) / 249 дн.).

2. Определим средний заработок за дни служебной командировки (с учетом индексации). Он составит 3741руб. (1247руб. х 3 дн.).

Если бы соответствующие корректировки не были произведены, средний дневной заработок работника составил бы 1205руб. (24570руб. х 8 мес. 25870руб. х 4 мес.) / 249 дн.), соответственно, средний заработок за дни служебной командировки был бы равен 3615руб. (1205руб. х 3 дн.), что ущемляет права работника.

Повышение зарплаты произошло после расчетного периода

Если заработная плата была увеличена после расчетного периода, то есть в месяце направления работника в командировку, повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период.

Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что повышение заработной платы произошло с 01.05.2019.

В данном случае сначала определим размер среднего заработка, как если бы повышения зарплаты не было.

  1. Определим средний дневной заработок. Он составит 1184руб. (24570руб. х 12 мес. / 249 дн.).
  2. Определим средний заработок за дни служебной командировки (без учета повышения зарплаты). Он будет равен 3552руб. (1184руб. х 3 дн.).
  3. Применим повышающий коэффициент. В результате размер среднего заработка за дни служебной командировки составит 3740руб. (3552руб. х 1,053).

Повышение зарплаты произошло в период сохранения среднего заработка

Если повышение заработной платы произошло непосредственно в период командировки, часть среднего заработка увеличивается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

Работник направлен в командировку с 06.05.2019 по 08.05.2019. Предположим, что повышение заработной платы произошло 08.05.2019 (остальные исходные данные не изменились).

В рассматриваемом случае средний дневной заработок за дни командировки до повышения заработной платы рассчитывается без учета коэффициента, а со дня, в котором произошло повышение, — с учетом повышающего коэффициента.

1. Определим средний дневной заработок. Он составит:

  • за 6, 7 мая — 1184руб. (24570руб. х 12 мес. / 249 дн.);
  • за 8 мая — 1247руб. (25870руб. х 12 мес. / 249 дн.).

2. Определим средний заработок за дни служебной командировки. Он будет равен 3615руб. (1184руб. х 2 дн. 1247руб.).

Изменился перечень ежемесячных выплат

В случае если при повышении в учреждении тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения изменяются также перечень ежемесячных выплат к ним и (или) их размеры, средний заработок увеличивается на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления вновь установленных тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения ежемесячных выплат на ранее установленные тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение и ежемесячные выплаты.

Какие выплаты не подлежат индексации?

Итак, при повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады, денежное вознаграждение, а также выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам, денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность). (См. рассмотренные выше примеры. В частности, в них индексации подлежали сумма оклада, а также сумма премии, установленной работнику в фиксированном размере — 30% оклада.)

Не подлежат индексации:

  1. выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам, денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность). Поясним. Выплаты к окладу в диапазоне значений — это выплаты, установленные, например, положением о премировании в размере от 10 до 50% должностного оклада в зависимости от выполнения работником тех или иных критериев (то есть в случае, если размер премии в расчетном периоде неодинаков);
  2. выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах (то есть выплаты, установленные не по отношению к тарифной ставке, окладу). К таковым можно отнести, например, выплаты за выслугу лет.

Если в учреждении повышены стимулирующие выплаты

Если в учреждении произошло повышение денежных премий, надбавок и иных вознаграждений без увеличения окладов, сумму выплат за расчетный период в целях определения среднего заработка индексировать не нужно.

* * *

Индексация средней заработной платы для расчета командировочных выплат производится в случае, когда имеет место повышение тарифных ставок, окладов, денежного вознаграждения всем работникам организации (филиала, структурного подразделения).

Следует учитывать, что у каждого работника будет свой коэффициент индексации. Не имеет значения, произошло ли повышение в процентах или абсолютных величинах.

При этом Положением № 922 предусмотрен запрет на индексацию выплат:

  • которые установлены в абсолютных размерах;
  • которые варьируются в диапазоне значений.

Если в учреждении произошло повышение денежных премий, надбавок и иных вознаграждений без увеличения окладов, сумму выплат за расчетный период в целях определения среднего заработка индексировать не нужно.

Расчет среднего заработка командированному работнику при повышении оклада

Как отразить в учете начисление и выплату среднего заработка, сохраняемого за работником на время служебной командировки, если в течение расчетного периода в организации повышены должностные оклады? КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Работник направлен в служебную командировку в мае 2016 г. В командировке работник находился пять рабочих дней. В организации установлена пятидневная рабочая неделя. Должностной оклад работника составляет: в 2015 г. — 73 500 руб., с января 2016 г. — 78 645 руб. В августе 2015 г. (с 03.08.2015 по 30.08.2015) работник находился в основном оплачиваемом отпуске продолжительностью 28 календарных дней, в связи с чем сумма начисленной заработной платы за фактически отработанное время составила 3500 руб. Иные периоды, исключаемые из расчетного, а также начисленные за эти периоды выплаты в пользу работника отсутствуют. Сумма среднего заработка перечисляется на банковский счет работника. Командировка связана с производственной деятельностью организации.

Для целей налогообложения учет доходов и расходов ведется методом начисления.

Трудовые отношения

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, который исчисляется в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ (ст. 167 ТК РФ).

Подробнее о сохранении за работником среднего заработка см. Путеводитель по кадровым вопросам.

Средний заработок, сохраняемый за работником во время командировки, является частью оплаты труда работника. Данная выплата не относится к командировочным расходам, возмещаемым работнику в соответствии со ст. 168 ТК РФ, т.е. не является выплатой компенсационного характера применительно к ст. 129 и ч. 2 ст. 164 ТК РФ.

Расчет среднего заработка

Во всех случаях определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, применяется порядок, установленный Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение) (ч. 1, 7 ст. 139 ТК РФ, п. 1 Положения).

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в данном случае — заработная плата, начисленная работнику по должностному окладу за отработанное время (ч. 2 ст. 139 ТК РФ, абз. 1, пп. «а» п. 2 Положения).

Расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения). Таким образом, в данном случае расчетным периодом для начисления среднего заработка работнику за время служебной командировки является период с 01.05.2015 по 30.04.2016. В указанном периоде 247 рабочих дней.

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается, в частности, время нахождения работника в основном оплачиваемом отпуске, а также начисленные за это время суммы (пп. «а» п. 5 Положения). В данном случае работник находился в отпуске 28 календарных дней (с 03.08.2015 по 30.08.2015), из которых 20 — рабочие дни.

При повышении в организации должностных окладов в расчетный период повышаются и выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени (т.е. за 2015 г.). Для этого применяется коэффициент, который рассчитывается путем деления должностного оклада, установленного в месяце последнего повышения должностных окладов, на должностные оклады, установленные в каждом из месяцев расчетного периода (абз. 2 п. 16 Положения).

В данном случае выплаты за 2015 г., учитываемые при исчислении среднего заработка, повышаются на коэффициент, равный 1,07 (78 645 руб. / 73 500 руб.).

Следовательно, при расчете среднего заработка учитываются выплаты работнику в размере:

  • за 2015 г. — 554 260 руб. (73 500 руб. x 1,07 x 7 мес. + 3500 руб. x 1,07 x 1 мес.);
  • за 2016 г. — 314 580 руб. (78 645 руб. x 4 мес.).

Таким образом, общая сумма выплат за расчетный период, используемая при расчете среднего заработка, равна 868 840 руб. (554 260 руб. + 314 580 руб.).

При определении среднего заработка в данном случае используется средний дневной заработок, который исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней (абз. 3, 5 п. 9 Положения).

В расчетном периоде работник фактически отработал 227 дней (247 дн. — 20 дн.). Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащих оплате (абз. 4 п. 9 Положения).

Таким образом, средний заработок, причитающийся работнику за время служебной командировки, составляет 19 137,44 руб. (868 840 руб. / 227 дн. x 5 дн.).

Страховые взносы

На суммы среднего заработка, выплачиваемого работнику за период командировки, организация начисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это обусловлено тем, что данная выплата производится работнику в рамках трудовых отношений и освобождение этой выплаты от обложения страховыми взносами законодательством не предусмотрено (что следует из ч. 1 ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», п. 1 ст. 20.1, ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Подробнее о начислении и уплате страховых взносов см. в консультации М.С. Радьковой (на примере заработной платы).

Бухгалтерский учет

Средний заработок, начисленный работнику за дни служебной командировки, связанной с производственной деятельностью организации, а также начисленные на него страховые взносы относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Расходы в виде среднего заработка и страховых взносов признаются на дату их начисления (п. 16 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Доход работника в виде среднего заработка, сохраняемого на время служебной командировки, является объектом налогообложения и формирует налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 209, пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ).

Организация, выплачивающая работнику доход, признается налоговым агентом по НДФЛ и обязана исчислить, удержать из выплачиваемого дохода и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ (п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

Исчисление НДФЛ производится по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), на дату фактического получения дохода, определяемую в данном случае в соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ как последний день месяца, за который работнику начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 3 ст. 226 НК РФ).

НДФЛ удерживается налоговым агентом непосредственно из доходов работника при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Исчисленный и удержанный НДФЛ перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты работнику среднего заработка (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Средний заработок, причитающийся работнику за дни командировки, учитывается в составе расходов на оплату труда в месяце его начисления (п. 6 ч. 2 ст. 255, п. 4 ст. 272 НК РФ).

Страховые взносы, начисленные на сумму среднего заработка, признаются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией, на дату их начисления (пп. 1, 45 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Обозначения субсчетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»:

69-1-1 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

69-1-2 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Начислен работнику средний заработок за дни служебной командировки

20

(26,

44

и др.)

70

19 137,44

Расчетная ведомость

Начислены страховые взносы на сумму среднего заработка

(19 137,44 x 30,2%) <*>

20

(26,

44

и др.)

69-1-1,

69-1-2,

69-2,

69-3

5779,51

Бухгалтерская справка-расчет

Удержан НДФЛ с суммы выплачиваемого среднего заработка

(19 137,44 x 13%) <**>

70

68

2488

Регистр налогового учета (Налоговая карточка)

Выплачена работнику сумма среднего заработка за дни командировки (за вычетом удержанного НДФЛ)

(19 137,44 — 2488)

70

51

16 649,44

Выписка банка по расчетному счету

Перечислена в бюджет сумма удержанного НДФЛ

68

51

2488

Выписка банка по расчетному счету

<*> Приведенные в таблице проводок суммы страховых взносов рассчитаны с применением общих тарифов (в пределах установленной предельной величины базы для начисления взносов).

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислены с применением тарифа 0,2%. Подробнее о страховых тарифах по этим взносам см. Практическое пособие по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

В данной консультации бухгалтерские записи по уплате страховых взносов не приводятся.

<**> Расчет НДФЛ произведен без учета возможных налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 — 221 НК РФ.

В настоящее время допустимо формирование тарифной ставки (оклада) как с учетом, так и без учета Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС). При этом соблюдение норм Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 (далее – Декрет № 29) обязательно в любом случае.

Из письма в редакцию:

«В нашей организации при установлении тарифных ставок (окладов) применяют следующие повышения:

– на 50 % – стимулирующая мера для работников, с которыми заключен контракт (подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29);

– на 15 % – за высокопроизводительный, высококачественный труд (п. 2 постановления № 1748).

Правомерны ли такие действия?»

В Вашей ситуации допущено нарушение, так как общий размер повышения тарифной ставки (оклада) работника составил 65 %, а он не должен превышать 50 %.

А теперь попробуем обосновать такие выводы.

Определяем размер тарифной ставки (оклада)

Размер тарифной ставки (оклада) может быть определен 2 способами. При первом способе формирование ее может быть осуществлено с учетом ЕТС, при втором – без учета ЕТС. Такое право предоставлено коммерческим организациям Указом Президента РБ от 10.05.2011 № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181).

Справочно: коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в т.ч. без применения ЕТС, обязаны обеспечить:

– недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения;

– установление гибких условий оплаты труда;

– соблюдение для работников гарантий в области оплаты труда, предусмотренных законодательством о труде (подп. 2.1 п. 2 Указа № 181).

Формирование тарифной ставки (оклада) без учета ЕТС может быть осуществлено:

– на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации (далее – ТС);

– без применения ТС (ЕТС) (п. 8 Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67).

Применяем повышения к тарифным ставкам (окладам)

К сформированным тарифным ставкам (окладам) можно применить повышения по различным основаниям, которые в конечном итоге образуют размер тарифной ставки (оклада) работника. Для работников различных типов организаций основания повышений могут быть разные. Однако законодательством предусмотрено обязательноеповышение, которое является общим для работников всех организаций, с которыми заключены контракты.

Справочно: контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в т.ч.:

– предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней;

– повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством) (подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29).

Так, контракт, заключенный с работником, должен предусматривать повышение тарифной ставки (оклада) не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством.

Таким образом, в Вашей организации при заключении с работником контракта необходимо устанавливать повышение его тарифной ставки (контракта) в качестве дополнительной меры стимулирования труда (до 50 % включительно). Минимальными размерами указанное повышение не ограничено. В некоторых случаях по данному основанию оно может быть установлено в размере 0,5 %, т.е. чисто символически.

Пример

С работником организации заключен контракт, в котором предусмотрено повышение тарифной ставки (оклада) работника на 40 %. Тарифная ставка (оклад) работника – 950 000 руб. Следовательно, тарифная ставка (оклад) работника с учетом повышения, обусловленного заключением контракта, составит 1 330 000 руб. (950 000 + (950 000 × 0,4)).

А теперь обратим внимание на п. 2 постановления Совета Министров РБ от 09.11.1999 № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» (далее – постановление № 1748). В нем прописано, что в соответствии с Декретом № 29 при заключении контракта с работником повышение тарифной ставки следует предусматривать в связи с высокопроизводительным и качественным трудом в размере до 25 %.

Значит, вышеуказанная норма постановления № 1748 выделяет в качестве одного из оснований повышения тарифной ставки (оклада) высокопроизводительный и качественный труд, тем самым конкретизируя подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29. Постановление № 1748 в данном случае не добавляет нового основания для повышения тарифной ставки (оклада) при заключении контракта.

Таким образом, в организации допущено нарушение. Общий размер повышения тарифной ставки (оклада) как стимулирующей меры для работника не должен превышать 50 %.

Вам следует пересмотреть порядок оплаты труда и при этом обратить внимание на п. 4 постановления № 1748, который поможет избежать понижения величины заработной платы.

Справочно: в целях усиления прямой зависимости заработной платы работников от конечных результатов работы того участка производства, на котором трудится конкретный работник, организациям рекомендовано принять меры по совершенствованию оплаты труда:

– рабочих-сдельщиков – на основе введения прогрессивно возрастающих до 10 % расценок за увеличение производства продукции;

– рабочих-повременщиков – на основе повышения до 10 % тарифной ставки присвоенного разряда;

– руководителей, специалистов и служащих – на основе повышения до 7 % должностных окладов.

Введение прогрессивно возрастающих расценок и повышенных ставок и окладов до указанных размеров повышения осуществляется при условии фактического улучшения эффективности хозяйствования и зарабатывания средств на эти цели соответствующим участком производства (п. 4 постановления № 1748).

Надеюсь, мы разобрались с Вашей ситуацией. А при всей кажущейся свободе в оплате труда все-таки лучше внимательно читать и анализировать нормы законодательных, нормативных актов, которые касаются всех без исключения организаций.

Декрет РБ№ 29 от 26.07.1999. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины

Зарегистрировано в НРПА РБ 28 июля 1999 г. N 1/512

В целях совершенствования организации труда, предупреждения нарушений законодательства в сфере трудовых отношений и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Предоставить нанимателям право заключать с работниками контракты <*> на срок не менее одного года.

——————————-

<*> Трудовые договоры, заключаемые в письменной форме на определенный в них срок и содержащие особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, заключение контрактов является обязательным.

Заключение контрактов с работниками, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о труде. При этом о переводе на контрактную форму найма работник должен быть предупрежден не позднее чем за один месяц до заключения контракта.

При отказе работника заключить контракт трудовой договор прекращается по причине отказа работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.

Действие указанных контрактов может быть прекращено до истечения их срока по основаниям, предусмотренным законодательством или контрактами.

2. Контракт, заключенный с работником, должен предусматривать:

2.1. срок и периодичность (не реже одного раза в месяц) выплаты заработной платы;

2.2. обеспечение нанимателем повышения квалификации работников;

2.3. проведение аттестации не реже одного раза в три года, если Президентом Республики Беларусь не установлен иной срок;

2.4. зависимость мер поощрения от соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

2.5. дополнительные меры стимулирования труда, в том числе:

предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней;

повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством);

2.6. уменьшение (лишение) премий всех видов независимо от привлечения к дисциплинарной ответственности за:

отсутствие на рабочем месте без уважительной причины, несвоевременное выполнение или невыполнение трудовых обязанностей без уважительных причин;

использование государственного имущества не в служебных целях;

2.7. уменьшение работнику трудового отпуска в соответствующем году на число дней прогула или умышленного неисполнения им трудовых обязанностей более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин. При этом трудовой отпуск должен быть не менее двадцати четырех календарных дней;

2.8. полную материальную ответственность за ущерб, причиненный нанимателю по вине работника излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением;

2.9. возможность понижения в классе (звании) за нарушение правил внутреннего трудового распорядка;

2.10. дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя за следующие нарушения работником возложенных на него трудовых обязанностей:

нарушение без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы, пенсий и (или) пособий;

причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом);

неоднократное <*> нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;

неоднократное <*> представление в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений;

непринятие необходимых мер для своевременного поступления выручки по экспортным контрактам или оплаченного товара по импортным и бартерным контрактам;

необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, а равно сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;

распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств в рабочее время или по месту работы;

нарушение правил по охране труда и технике безопасности, повлекшее увечье или смерть другого работника;

непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства.

——————————-

<*> Два и более раза в течение 6 месяцев.

3. Утратил силу.

4. Выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц.

Для отдельных категорий работников законодательством могут быть определены другие сроки выплаты заработной платы.

При совпадении сроков выплаты заработной платы с государственными праздниками, праздничными или выходными днями она должна производиться накануне их.

Средний заработок за все время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала трудового отпуска.

Выплата заработной платы руководителям организаций производится не ранее ее выплаты работникам данных организаций и в соответствии с процентом (долей) заработной платы, выплаченной этим работникам.

Органам департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты предоставляется право при проверках получать от организаций и индивидуальных предпринимателей необходимые материалы (сведения) по операциям и счетам, связанные с начислением и выплатой заработной платы.

Организации независимо от форм собственности и индивидуальные предприниматели вправе использовать на выплату и погашение задолженности по заработной плате суммы выручки, поступившей в результате снижения уровня товарообменных (бартерных) операций по сравнению с предыдущим месяцем.

5. Считать неисполнение Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и судебных постановлений при осуществлении должностных обязанностей грубым нарушением трудовых обязанностей.

6. Меры дисциплинарной ответственности, установленные законодательством, применяются уполномоченными должностными лицами и органами в пределах их компетенции самостоятельно или по предложению:

Совета Министров Республики Беларусь — в отношении работников республиканских органов государственного управления, государственных организаций, за исключением руководителей организаций, непосредственно подведомственных Президенту Республики Беларусь, должностных лиц, им назначаемых, а также должностных лиц высших органов законодательной и судебной власти;

Администрации Президента Республики Беларусь;

Комитета государственного контроля и его территориальных органов — в отношении лиц, деятельность которых проверяется этим Комитетом (его органами) в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Беларусь;

отраслевых республиканских органов государственного управления — в отношении работников нижестоящих органов управления соответствующей отрасли (по согласованию с соответствующими местными органами исполнительной власти), а также руководителей подведомственных организаций;

областных (Минского городского) и районных исполнительных комитетов — в отношении работников организаций соответственно районного и областного подчинения.

7. Государственные органы, а также государственные организации не реже одного раза в полугодие:

рассматривают вопросы о состоянии трудовой и исполнительской дисциплины;

информируют вышестоящие государственные органы о причинах невыполнения нормативных актов, судебных постановлений, поручений и иных решений вышестоящих органов с представлением предложений об устранении причин невыполнения либо о мерах, принятых по устранению этих причин;

проводят мероприятия по повышению правовых знаний работников.

8. Государственным контролирующим органам в пределах своей компетенции усилить контроль за выплатой заработной платы работникам и при обнаружении нарушений сроков ее выплаты обеспечить привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством, вплоть до освобождения от занимаемой должности, если задолженность по выплате заработной платы составляет три и более месяца.

9. Совету Министров Республики Беларусь:

9.1. в недельный срок утвердить примерную форму контракта нанимателя с работником;

9.2. утратил силу;

9.3. в трехмесячный срок:

по согласованию с Президентом Республики Беларусь ввести дополнительные меры материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда;

совместно с Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом и Комитетом государственного контроля разработать и представить Президенту Республики Беларусь предложения по совершенствованию системы контроля за надлежащим исполнением решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, иных актов законодательства и решений Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда;

9.4. обеспечить ведение государственной статистической отчетности об использовании рабочего времени в организациях сферы материального производства, оказания услуг и транспорта, в том числе о потерях рабочего времени вследствие нарушения трудовой дисциплины;

9.5. принять в установленном порядке иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Декрета.

10. Министерству юстиции, а также Прокуратуре, Министерству внутренних дел, другим правоохранительным органам, судам с участием Федерации профсоюзов Белорусской осуществить в 1999 — 2000 годах комплекс мероприятий по повышению правовой культуры населения.

11. Верховному Суду, Прокуратуре, Министерству юстиции до 1 декабря 1999 г. провести обобщение судебной практики рассмотрения дел о нарушении законодательства об оплате труда, обратив особое внимание на необходимость выявления причин и условий, способствующих таким нарушениям.

12. Генеральной прокуратуре, Министерству труда и социальной защиты, другим государственным органам в пределах своей компетенции:

обеспечивать проведение на местах систематических проверок соблюдения законодательства о труде, в том числе трудовой дисциплины, и по результатам этих проверок вносить в установленном порядке предложения о совершенствовании данного законодательства;

обеспечить надлежащий надзор за соблюдением законодательства о трудовой дисциплине.

13. Национальной государственной телерадиокомпании, Государственному комитету по печати совместно с Министерством труда и Министерством юстиции в двухмесячный срок организовать цикл передач и публикаций по вопросам стимулирования труда, укрепления трудовой и исполнительской дисциплины.

14. Настоящий Декрет:

вступает в силу со дня его опубликования, за исключением пунктов 1 и 2, вступающих в силу через два месяца после опубликования этого Декрета;

является временным и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

Повышение заплаты перед увольнением: индексируется ли компенсация за неиспользованный отпуск?

Увольнение — не редкость на каждом предприятии. При этом начальству необходимо соблюсти множество нюансов. Одним из таких является расчет количества дней и денежной суммы компенсации за дни отпуска, которые так и не были использованы. Этим занимаются кадровики и бухгалтеры. По данной причине очень важно грамотно произвести расчет.

Необходимо избегать совершения ошибок, допущения неточностей, так как даже одна оплошность в расчетах может привести к тому, что человек получит неполную сумму при уходе с занимаемой должности. Следовательно, будут нарушены основные положения Трудового кодекса. В данной статье можно узнать, что такое индексация компенсации отпуска с последующим увольнением.

Индексируется ли компенсация при увольнении?

Нужно обратить внимание, что индексация компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении является обязательной.

Подробнее узнать об этом можно в пункте под номером один Положения об основных особенностях порядка исчисления средней заработной платы, что было ранее утверждено постановлением Правительства РФ еще 24 декабря 2007 года. В этом документе прямо прописано, что он может применяться для всех случаев исчисления компенсации.

Коэффициент пересчета

Он определяется при делении нового размера оклада (денежного вознаграждения) работника на его ранее установленный объем заработной платы. При этом если повышение зарплаты в компании или на предприятии сопровождалось изменением состава или размера ежемесячных выплат, которые зависят от объема оклада, то индексация обязательно должна осуществляться с учетом этого момента.

К примеру, если при повышении окладов работников были снижены или вовсе аннулированы ежемесячные процентные надбавки (иными словами, изменилась оплата труда). Этот порядок следует из пункта под номером 16 Положения, которое было утверждено соответствующим Постановлением Правительства.

Как правило, в состав выплат, которые требуется индексировать из-за повышения оклада (тарифной ставки, денежного вознаграждения), входят:

  1. различные премии, которые ранее были установлены системой оплаты труда и отвечающие основным требованиям пятнадцатого пункта Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации;
  2. всевозможные надбавки, доплаты, прочие виды выплат по заработной плате, которые используются в конкретной организации, на предприятии, в компании.

Корректировать на коэффициент перерасчета нужно только те денежные выплаты, которые зависят от объема ежемесячного оклада.

В данном случае речь идет о тарифной ставке, денежном вознаграждении. Особенно, если суммы установлены в фиксированном процентном или кратном отношении от оклада. Если выплаты были установлены в диапазоне значений (проценты, кратность) или в абсолютной денежной сумме, то повышать их на коэффициент пересчета не требуется.

Об этом можно узнать из абзацев под номерами шесть и семь пункта 16 Положения, которое ранее было утверждено Постановлением Правительства РФ. К примеру, если в результате увеличения оклада (тарифной ставки, денежного вознаграждения) объем надбавки не меняется, то нет смысла корректировать ее на коэффициент перерасчета.

Если надбавка была установлена в процентах к окладу (тарифной ставке, денежному вознаграждению), то она нуждается в немедленной корректировке. При этом процент должен быть фиксированным, а не плавающим.

В случае увеличения в компании или на предприятии окладов компенсационные выплаты требуется рассчитать (или пересчитать) с учетом коэффициента повышения (перерасчета). Это требуется сделать в одном случае: если повышение заработной платы коснулось всех сотрудников.

Из этого следует, что если оклады были повышены сначала в одних отделах, а только потом в других, то это увеличение зарплаты нужно учитывать при расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника. Индексация при повышении окладов касается только тех выплат, которые напрямую зависят от объема заработной платы.

Особенно, если выплаты были установлены в фиксированном процентном отношении к окладу. Агентское вознаграждение, точная сумма которого прописана в договоре, не зависит от размера заработной платы. Из этого следует, что агентское вознаграждение при повышении оклада на коэффициент пересчета индексировать нет необходимости.

Порядок расчета

Порядок расчета компенсации за отпуск, который так и не был использован при увольнении с места работы, с учетом коэффициента пересчета зависит от момента, когда было осуществлено повышение зарплаты.

Речь идет не только об окладах, но и денежном вознаграждении, тарифных ставках. Например, увеличение зарплаты может быть произведено в расчетный период или по его завершении. Если зарплаты были повышены за время расчетного периода, то различные выплаты, которые учитываются при расчете средней зарплаты, предшествующие изменению, нужно умножить на коэффициент пересчета.

Об этом можно подробнее узнать из второго абзаца пункта под номером шестнадцать Положения, утвержденного постановлением Правительства. Для того чтобы определить коэффициент пересчета, нужно сумму нового размера зарплаты разделить на ранее установленный объем оклада.

Чтобы определить размер компенсационных выплат за отпуск, который так и не был использован, при увольнении сотрудника нужно умножить среднюю зарплату на количество неиспользованных дней отпуска.

Мнение эксперта Ирина Васильева Эксперт по гражданскому праву Если в расчетном периоде работника повысили в должности, а только потом увеличили размер зарплат, то в расчет следует включать выплаты за месяц, во время которого были повышены оклады.

При увольнении сотрудника организация должна позаботиться о том, чтобы конкретный гражданин получил справедливый расчет. Это также необходимо для того, чтобы у последнего не было повода обращаться в судебные инстанции с исковыми заявлениями.

Нужно помнить о том, что при тщательном расчете компенсационных выплат за неиспользованный отпуск необходимо учитывать только повышение оклада. Понижение в данном случае не берется во внимание.

Вопрос: В случае если работник увольняется 30.06.2016, а индексация всех выплат проводится в организации с 01.07.2016. Нужна ли индексация компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении по собственному желанию или в связи с сокращением штата? Нужна ли индексация выходного пособия, выплачиваемого при сокращении? (ООО «АНТ-Консалт», октябрь 2016 г.)

В случае если работник увольняется 30.06.2016, а индексация всех выплат проводится в организации с 01.07.2016.

Нужна ли индексация компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении по собственному желанию или в связи с сокращением штата?

Нужна ли индексация выходного пособия, выплачиваемого при сокращении?

ООО «АНТ-Консалт», октябрь 2016 г.

Согласно ст. 84.1 ТК РФ, устанавливающей общий порядок оформления прекращения трудового договора, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 ТК РФ.

Аналогичным образом, в частности, при расторжении трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию), в соответствии с абз. 5 ст. 80 ТК РФ, в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

На основании ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в данной статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Так, к числу обязательных выплат при увольнении относится денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).

Расчет компенсации за неиспользованные отпуска производится в соответствии со ст. 139 ТК РФ. Данная статья устанавливает единый порядок расчета средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера*(1). На основании ст. 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней). В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. При отсутствии определенных особенностей, закрепленных в коллективном договоре, локальном нормативном акте, в расчет берется, на общем основании, средний дневной заработок за последние 12 календарных месяцев.

Таким образом, работодатель, независимо от причины увольнения работника, в последний рабочий день должен произвести с работником окончательный расчет. Как известно из запроса, работник увольняется 30.06.2016, а индексация всех выплат производится с 01.07.2016, то есть индексация происходит в периоде, когда трудовые отношения с работником фактически уже прекращены и расчеты должны быть полностью произведены. Расчет компенсации за неиспользованные отпуска производится за периоды, предшествующие дате увольнения и, в нашем случае, период, когда производится индексация всех выплат лежит за пределами периода, на который распространяется расчет.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы согласно ч. 7 ст. 139 ТК РФ определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Обратимся к п. 16 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — Постановление N 922). Данный пункт определяет порядок расчета среднего заработка при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения по трем следующим основаниям:

1). Если повышение произошло в расчетный период.

2). Если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

3). Если повышение произошло в период сохранения среднего заработка.

Как отмечалось выше, индексация всех выплат производится в периоде, когда окончательные расчеты с работником уже произведены и дата повышения не относится к периоду сохранения среднего заработка.

Таким образом, считаем, что в ситуации, описанной в запросе, индексацию компенсации за все неиспользованные отпуска производить не нужно, независимо от оснований увольнения.

Согласно ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Однако о том, какой период подлежит оплате, то есть за какие дни и за какой месяц необходимо рассчитывать выходное пособие, законодательно не определено.

Как сказано выше, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления (ч. 1 ст. 139 ТК РФ).

В соответствии с п. 4 Постановления N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате (абз. 4 п. 9 Постановления N 922). Согласно абз. 5 п. 9 Постановления N 922 средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Постановления N 922, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Согласно ч. 2 ст. 14 ТК РФ течение сроков при прекращении трудовых прав и обязанностей начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. То есть началом первого после увольнения месяца является дата, следующая за днем расторжения трудового договора.

Так, исходя из смысла данной выплаты, количество рабочих дней, подлежащих оплате, в случае исчисления среднего месячного заработка, подлежащего выплате работнику при увольнении в связи с сокращением численности работников, рассчитывается исходя из количества дней в месяце, следующем после даты увольнения работника.

Таким образом, опять обратимся к п. 16 Постановления N 922, в котором одним из оснований необходимости проведения индексации выплат значится, если повышение произошло в периоде сохранения среднего заработка. В нашем случае, период сохранения среднего заработка для расчета выходного пособия наступает с 01.07.2016, в случае, если работник увольняется по сокращению штата 30.06.2016. В этой связи, считаем возможным прийти к выводу, что необходимо произвести индексацию выходного пособия с 01.07.2016.

Апелляционным Определением Хабаровского краевого суда от 22 ноября 2013 г. по делу N 33-7428/2013 выражена следующая позиция относительно индексации выплат, приходящихся на период сохранения среднего заработка, при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата: «Поскольку для работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), период трудоустройства является единым периодом сохранения средней заработной платы, при повышении в организации тарифных ставок (окладов, должностных окладов, денежного вознаграждения), средний месячный заработок, сохраняемый за уволенным работником на период трудоустройства, также подлежит повышению».

Вывод. Таким образом, по нашему мнению, исходя из ситуации, описанной в запросе:

1. Индексацию компенсации за все неиспользованные отпуска производить не нужно, независимо от оснований увольнения.

2. Необходимо произвести индексацию выходного пособия с 01.07.2016.

Из письма в редакцию:

«Уважаемая Ольга Павловна! При составлении отчета ПУ-3 наш бухгалтер обнаружил счетную ошибку: в августе 2016 г. специалисту отдела сбыта вознаграждение за получение валютной выручки было начислено в размере 20 руб., а надо было – 200 руб. У работников нашего отдела сбыта – комиссионная система оплаты труда. Бухгалтер по заработной плате ежемесячно рассчитывает и начисляет вознаграждение. Руководство организации приняло решение о выплате вознаграждения работнику. Установленный срок выплаты заработной платы в организации – 6-е число месяца, следующего за отчетным.

Требуется ли индексировать невыплаченное вознаграждение и как отражается сумма индексации в учете?

С уважением, бухгалтер Мария Петровна»

Уважаемая Мария Петровна. Ваши опасения не напрасны: провести индексацию и отразить ее в бухгалтерском учете необходимо. Но все можно исправить, надо только подойти к этому вопросу с пониманием.

Начислить и проиндексировать вознаграждение Вы должны в месяце обнаружения ошибки, т.е. в феврале. При задержке выплаты заработной платы на 1 календарный месяц и более необходимо произвести индексацию несвоевременно выплаченных сумм (п. 12 Инструкции о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь 05.05.2009 № 57; далее – Инструкция № 57).

Индексации подлежат невыплаченные суммы заработной платы, пенсий, стипендий, пособий в случае задержки их выплаты более чем на месяц (п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий»; далее – Указ № 344). Выплаты индексируются в соответствии с индексом потребительских цен, публикуемым Национальным статистическим комитетом (п. 3 Указа № 344).

Индексацию несвоевременно выплаченных сумм производят организации независимо от форм собственности по месту их начисления.

Важно! Индексируется заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, т.е. если организация не рассчиталась с работником по расходам, связанным с командировкой, то эта сумма не индексируется.

Заработная плата – это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК). Ежемесячное вознаграждение, выплачиваемое работникам при комиссионной системе оплаты труда, – составляющая часть заработной платы.

При комиссионной системе оплаты труда размер заработной платы работника ставится в прямую зависимость от роста объемов реализованной продукции, товаров (работ, услуг), в т.ч. на экспорт, снижения запасов готовой продукции и поступления валютной выручки, а также других показателей, характеризующих эффективность работы подразделения и (или) организации в целом (подп. 3.2 п. 3 Рекомендаций по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 104; далее – постановление № 104). В частности, работникам за обеспечение реализации продукции, товаров (работ, услуг), в т.ч. на экспорт, снижения запасов готовой продукции может устанавливаться ежемесячное вознаграждение в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах (приложение 2 к Рекомендациям № 104). Таким образом, невыплаченное ежемесячное вознаграждение подлежит индексации.

Второй важный фактор применения индексации – задержка выплаты на календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательством, локальными нормативными правовыми актами нанимателя, трудовым договором (контрактом) работника (п. 12 Инструкции № 57).

Пример 1

Индексация заработной платы не производится

Срок выплаты заработной платы в организации – 10-е число месяца, следующего за отчетным. Заработная плата за декабрь 2016 г. выплачена 6 февраля 2017 г.

Поскольку выплата зарплаты за декабрь 2016 г. задержана менее чем на 1 календарный месяц (с 10 января по 6 февраля), заработная плата не индексируется.

Если бы зарплата была выплачена 16 февраля, то она подлежала бы индексации (месячный срок задержки выплаты заработной платы истекает 10 февраля 2017 г.).

При индексации используется индекс потребительских цен, публикуемый Белстатом (п. 15 Инструкции № 57). При индексации невыплаченной зарплаты применяется индекс потребительских цен за месяц, предшествующий месяцу погашения задолженности, по отношению к месяцу, за который выплачивается зарплата, т.е. при выплате заработной платы за декабрь 2016 г. в феврале 2017 г. применяется индекс потребительских цен за январь 2017 г. (месяц, предшествующий месяцу погашения задолженности) по отношению к декабрю 2016 г. Если задолженность составляет несколько месяцев, то индекс потребительских цен рассчитывается нарастающим итогом за период задержки выплаты зарплаты как произведение ежемесячных индексов потребительских цен, относящихся к периоду задержки выплаты зарплаты.

Индекс потребительских цен за текущий месяц публикуется в следующем месяце не позднее 20-го числа (ст. 1-1 Закона Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции»; далее – Закон № 476-XII). Если на момент выплаты индекс потребительских цен не опубликован, то на момент осуществления индексации применяется последняя известная величина индекса.

Пример 2

Расчет индекса потребительских цен

Заработная плата за октябрь 2016 г. выплачена работнику не 4 ноября 2016 г. (срок выплаты заработной платы по контракту), а 4 февраля 2017 г.

При индексации заработной платы должен использоваться индекс потребительских цен за январь 2017 г. (месяц, предшествующий месяцу погашения задолженности) по отношению к октябрю 2016 г. (месяц, за который выплачивается заработная плата). На 4 февраля 2017 г. индекс потребительских цен не опубликован.

Ежемесячные индексы потребительских цен в 2016 г. составили:

– за январь 2017 г. по отношению к декабрю 2016 г. не опубликован, для расчета принимается значение за декабрь 2016 г. – 100,5 %;

– за декабрь по отношению к ноябрю – 100,5 %;

– за ноябрь по отношению к октябрю – 100,8 %.

Индекс потребительских цен нарастающим итогом за февраль 2017 г. по отношению к октябрю 2016 г. равен 101, 81 % (100,5 × 100,5 × 100,8).

Рассмотрим ситуацию, описанную в Вашем письме.

Срок выплаты вознаграждения за август 2016 г. – 6 сентября 2016 г. Предположим, что вознаграждение Вы выплатите 6 февраля 2017 г. Во-первых, необходимо рассчитать значение индекса потребительских цен.

Ежемесячные индексы потребительских цен в 2016 г. составили:

– за январь 2017 г. – 100,5 %;

– за декабрь по отношению к ноябрю – 100,5 %;

– за ноябрь по отношению к октябрю – 100,8 %;

– за октябрь по отношению к ноябрю – 100,8 %;

– за сентябрь по отношению к августу – 100,7 %.

Индекс потребительских цен нарастающим итогом за февраль 2017 г. по отношению к августу 2016 г. равен 103,34 % (100,5 % × 100,5 % × 100,8 % × 100,8 % × 100,7 %).

Индексируется заработная плата не к начислению, а к получению. Таким образом, выявленная Вами ошибка по несвоевременно начисленному вознаграждению составляет 180 руб. К получению с учетом удержания подоходного налога в размере 23,4 руб. (180 руб. × 13 %) и пенсионного взноса в размере 1,8 руб. (180 руб. × 1 %) причитается 154,8 руб. (180 – 23,4 – 1,8). Проиндексированная сумма, подлежащая выплате, – 159,97 руб. (154,8 руб. × 103,34 %), сумма индексации – 5,17 руб. (159,97 руб. – 154,8 руб.).

Индексация несвоевременно выплаченной заработной платы начисляется в месяце ее выплаты (февраль 2017 г.) и осуществляется за счет тех же источников, что и несвоевременно выплаченные суммы заработной платы (пп. 15 и 16 Инструкции № 57).

Подоходный налог исчисляется применительно ко всем доходам, начисленным плательщику по итогам каждого месяца (п. 3 ст. 175 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК). Доходы в виде индексации заработной платы включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются (подп. 3.3 п. 3 ст. 175 НК).

В Вашем случае для работника, признаваемого резидентом Республики Беларусь (ст. 17 НК), облагаться подоходным налогом будут суммы как доначисленной заработной платы, так и индексации (подп. 1.1 п. 1 ст. 153, подп. 1.6 и подп. 1.11 п. 1 ст. 154 НК).

Суммы подоходного налога, удержанного из доначисленной заработной платы и из суммы индексации, подлежат перечислению в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату указанных доходов и (или) дня перечисления доходов со счета организации в банке на счет работника (п. 9 ст. 175 НК).

С сумм индексации отчисляются взносы в ФСЗН и Белгосстрах, поскольку объектами для начисления взносов ФСЗН и Белгосстрах признаются все виды выплат, начисленные застрахованным физическим лицам, независимо от источника финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115* (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).
__________________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115.

Записи в бухгалтерском учете представлены в таблице:

Хочу обратить Ваше внимание, что индексация несвоевременно выплаченных сумм осуществляется в полном размере за каждый месяц в отдельности путем их корректировки на индекс потребительских цен, рассчитанный нарастающим итогом за период задержки.

Надеюсь, я ответила на Ваши вопросы. Успехов Вам в нашем непростом деле.

Искренне Ваша, Ольга Павловна

Индексация зарплаты

Индексация заработной платы и других доходов населения — это корректировка доходов физических лиц с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией.

Индексация доходов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21.12.1990 № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (с учетом изменений) (далее — Закон № 476-XII), которым предусмотрена обязательная индексация доходов, получаемых физическими лицами в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных источников и не носящих единовременного характера.

Закон № 476-XII предоставляет право индексировать денежные доходы физических лиц, получаемые на территории Республики Беларусь из других, кроме бюджетных, источников. Индексация выплат, производимых за счет средств организаций, осуществляется по основаниям, предусмотренным коллективными договорами (соглашениями).

Порядок осуществления индексации доходов населения регламентируется Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.05.2009 № 57 (далее — Инструкция).

Индексация денежных доходов производится по месту их получения.

Согласно Инструкции индексации подлежит заработная плата с учетом предусмотренных законодательством надбавок, доплат и премий, за исключением выплат, носящих единовременный характер, и материальной помощи.

Не подлежат индексации с учетом инфляции пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Индексация производится, если индекс потребительских цен (ИПЦ), исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превысит пятипроцентный порог.

Индексация может осуществляться в виде единовременного пересмотра размеров оплаты труда (ставок, окладов). При этом в качестве базового уровня цен для дальнейшей индексации принимается тот месяц, с которого вводятся новые размеры оплаты труда.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2006 № 55 «О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции» начиная с января 2006 г. денежные доходы населения в пределах 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на момент наступления индексации, индексируются пропорционально индексу потребительских цен. Часть дохода, превышающая 100% бюджета прожиточного минимума, индексации не подлежит. Размер ИПЦ, применяемый при индексации, сохраняется на весь период до очередного превышения пятипроцентного порога.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в расчете на месяц ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца каждого квартала.

Сообщение Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстата) об ИПЦ публикуется ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) в республиканских средствах массовой информации.

Например, индекс потребительских цен за март текущего года публикается по сравнению с февралем текущего года и по сравнению с декабрем прошлого года.

Следует обратить внимание, что размер индексации заработной платы в коммерческой организации рассчитывается самостоятельно, независимо от публикуемого Белстатом размера индексации денежных доходов, получаемых из бюджетных источников.

Рассмотрим пример.

В январе на предприятии произведено повышение тарифной ставки первого разряда. Для индексации заработной платы в феврале в качестве базового уровня цен используется январь.

Месяц

ИПЦ текущего месяца к прошлому месяцу

ИПЦ нарастающим итогом

Процент индексации

февраль

февраль к январю

101,7

февраль к январю

101,70

март

март к февралю

104,5

март к январю

106,28

6,28

апрель

апрель к марту

101,4

апрель к марту

101,4

6,28

май

май к апрелю

104,0

май к марту

105,46

12,08
(106,28 x 105,46)

июнь

июнь к маю

101,9

июнь к маю

101,9

12,08

ИПЦ в феврале к январю составил 101,7% и не превысил 5-процентный порог. Оснований для индексации заработной платы за февраль не имеется.

ИПЦ в марте к февралю составил 104,5%, а рассчитанный нарастающим итогом к январю — 106,28% (101,7% x 104,5 %), т.е. превысил 5-процентный порог. Заработная плата за март в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения подлежит индексации на 6,28%.

ИПЦ в апреле к марту составил 101,4% и не превысил 5-процентный порог. Заработная плата за апрель по установленному нормативу (в размере 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения) индексируется на 6,28%, т.е. на прежний индекс потребительских цен.

Этот индекс будет сохраняться, пока индекс цен, исчисленный в установленном порядке, в данном случае к марту, не превысит 5-процентный порог.

ИПЦ в мае к апрелю составил 104,0%, а к марту — 105,46% (101,4% x 104,0%) и превысил 5-процентный порог. Заработная плата за май индексируется по установленному нормативу на 12,08% (106,28% x 105,46%).

В таком же порядке производится исчисление ИПЦ для индексации доходов и в последующих периодах.

Индексация доходов, получаемых от выполнения работ по совместительству, производится с учетом размера проиндексированного дохода по основному месту работы (на основании справки с основного места работы, в которой указывается размер проиндексированного дохода). Сумма проиндексированного дохода по основному месту работы и дохода по совместительству не должна превышать установленный норматив (100% бюджета прожиточного минимума).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *