Содержание
Минтруд предлагает с 1 апреля 2018 года проиндексировать размеры социальных пенсий на 2,9%. Соответствующий проект постановления правительства РФ опубликован во вторник, 20 февраля, на федеральном портале нормативных правовых актов.
В документе поясняется, что, исходя из данных о величине прожиточного минимума пенсионера в России за 2017 и 2016 годы, темп ее роста за прошлый год составил 102,9%.
«В связи с этим предлагается с 1 апреля 2018 года проиндексировать размеры социальных пенсий на 2,9%», — говорится в пояснительной записке к проекту постановления.
В результате средний размер социальной пенсии увеличится на 255 рублей и составит 9 062 рубля. По оценке Минтруда, пенсия увеличится почти у 3,9 млн пенсионеров. Расходы на апрельскую индексацию составят 1,07 млрд руб. в месяц, или 9,6 млрд руб. до конца 2018 года.
Портал iz.ru писал о заявлении вице-премьера РФ Ольги Голодец о том, что повышение пенсии до 25 тыс. рублей является приоритетной задачей, которую стоит перед российским правительством. Она отметила, что достижение этой цели зависит от роста экономики, уровня ВВП и производительности труда.
Новая редакция Ст. 208 ГПК РФ
По заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.
Комментарий к Статье 208 ГПК РФ
1. Между вступлением решения в законную силу и его исполнением иногда проходит длительный промежуток времени, и в этот период в результате инфляции происходит определенное обесценивание подлежащих взысканию на основании судебного решения денежных сумм. Статья 208 ГПК РФ предусматривает правило, устанавливающее возможность индексации этих сумм. Это правило, вызванное необходимостью обеспечения наиболее полного восстановления нарушенных прав, гарантирует действенную защиту имущественных интересов взыскателя от инфляционных процессов, происходящих в период от вынесения решения до его реального исполнения.
Толкуя ч. 1 ст. 208 ГПК РФ, КС РФ указал, что статья в системе действующего правового регулирования не предполагает отказ суда в индексации присужденных денежных сумм в случае неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления и не ставит возможность индексации присужденных денежных сумм по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения, поскольку индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве (см. Определение КС РФ от 20.03.2008 N 244-О-П).
С просьбой об индексации присужденных к взысканию денежных сумм вправе обратиться взыскатель или должник с заявлением, в котором содержится указанная просьба; кроме самого взыскателя (должника) может обратиться и его представитель, действующий в силу закона или на основании доверенности.
При применении ст. 208 ГПК РФ следует учесть общее правило, закрепленное в ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, о том, что обязанность доказывания тех или иных обстоятельств лежит на стороне, которая на них ссылается. Следовательно, сторона, заявившая об индексации, должна обосновать указанный ею размер индексации ранее присужденных сумм и представить в суд соответствующий расчет (по аналогии со статьей 132 ГПК РФ).
2. Заявление об индексации государственной пошлиной не оплачивается и подается в суд, вынесший решение о взыскании денежных сумм. Заявление об индексации рассматривается в судебном заседании судом в том же или ином составе. Ответ на заявление об индексации дается в определении, в резолютивной части которого размер индексируемой суммы указывается в новом исчислении.
3. На определение суда по вопросу об индексации может быть подана частная жалоба.
Другой комментарий к Ст. 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. Решения по многим категориям споров связаны с присуждением денежных сумм, подлежащих индексации в соответствии с требованиями закона. С момента объявления решения и до его реального исполнения может проходить значительный срок.
В силу ряда экономических факторов (например, инфляции) присужденная ко взысканию судебным решением денежная сумма к моменту исполнения судебного решения может не обеспечивать реальную защиту субъективных прав потерпевшего. Поэтому суд, рассматривавший дело, может по заявлению стороны произвести соответствующую индексацию взысканных судом денежных сумм на момент исполнения судебного решения.
Право на индексацию в порядке положений комментируемой статьи возникает с момента вынесения судебного решения.
2. Заявление об индексации присужденных сумм рассматривается по общим правилам в открытом судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению поставленного перед судом вопроса.
Суд должен установить на подготовительном этапе судебного заседания надлежащее извещение лиц, не явившихся в судебное заседание.
ГД РФ / Reuters / Scanpix / LETA
На фоне принятых Госдумой поправок в Конституцию почти незамеченным прошло одобрение парламентом другого важного документа — поправок в бюджет. Эти поправки правительство предлагало для обеспечения социальной поддержки, обещанной президентом Владимиром Путиным в январском послании Федеральному собранию. Но они устроили не всех. Думский комитет по обороне прямо обвинил правительство в саботировании требований президента. Военным опять не подняли пенсии, а в будущем, как они опасаются, их могут и вовсе сократить.
Что случилось
12 марта Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов. Они предполагают выделение денег на реализацию январского послания президента Федеральному собранию. Это первые поправки в главный финансовый документ страны, внесенные новым правительством Михаила Мишустина. Их основной целью было названо дополнительное финансирование социальной поддержки граждан.
Подробно, о каких мерах и деньгах идет речь
- Правительство меняет бюджет из-за новых обещаний Путина. Вот на что потратят 2 триллиона рублей — в одной таблице
Однако некоторые граждане, а именно военные пенсионеры, ожидаемых денег не получат, а само правительство проигнорировало требования из послания Путина — это следует из заключения комитета Госдумы по обороне на правительственный законопроект. Заключение от 2 марта за подписью первого зампредседателя комитета по обороне, единоросса Андрея Красова, опубликовано в думской базе законопроектов.
Депутаты ссылаются на слова из послания Путина о том, что все параметры, заданные в «майских указах» 2012 года, должны строго соблюдаться. Речь идет об индексации пенсий военным пенсионерам (которых в стране 2,7 миллиона человек) и повышении оплаты труда отдельным категориям работников культуры, здравоохранения, образования и науки в учреждениях Минобороны. Именно эти требования, по мнению депутатов, не соблюдает правительство Мишустина. Внесенные им и принятые Госдумой поправки в бюджет не предусматривают повышения пенсий уволенным с военной службы.
Это первый подобный конфликт депутатов с новым российским правительством.
Чем недовольны депутаты и военные
Депутаты пишут, что с 2015 по 2018 год указ об индексации пенсий выполнялся не в полной мере, а в 2020 году его требования и вовсе не были учтены. «Недоиндексация» уже составила 20% (то есть пятую часть от суммы военной пенсии), и теперь размер военных пенсий рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий, говорится в заключении. Речь идет о контрактниках, которые в звании рядовых и сержантов вышли на пенсию по выслуге лет, пояснил «Медузе» первый зампредседателя комитета по обороне Александр Шерин из фракции ЛДПР.
Депутаты обратили внимание и на то, что в принятых поправках расходы на выплату пенсий военным и членам их семей в будущем и вовсе сокращаются — в 2021 году и 2022 году на 58 миллиардов рублей и 22 миллиарда рублей соответственно.
Если правительство действительно сократит выплаты на военные пенсии в 2021 и 2022 годах, то в 2021 году они снизятся до 22,3 тысячи рублей, в 2022-м — до 16 тысяч рублей (подсчеты «Медузы» на основе материалов комитета по обороне). Это уже почти равно средней «гражданской» пенсии — сейчас она составляет около 16 тысяч рублей.
Впрочем, в пояснительной записке к поправкам, которую направил в Госдуму Минфин, утверждается, что это не реальное снижение, а техническое — из-за изменения методики составления бюджета — и оно якобы будет компенсировано в новом бюджете. Тем не менее депутаты в своем заключении обвиняют правительство в том, что это снижение впрямую нарушает указ Путина и это «фактически дискредитирует установленный механизм пенсионного обеспечения военнослужащих». Они требуют заложить в бюджете на будущие годы ежегодную индексацию пенсий уволенным с военной службы на 2% сверх уровня инфляции «в целях исключения дискриминации военных пенсионеров».
Комитет просил учесть эти замечания ко второму чтению поправок в бюджет, однако этого не произошло: законопроект был принят в первоначальной версии правительства.
Минфин, в свою очередь, ранее указывал, что военные пенсии с 2011 года выросли в 2,6 раза — с 10 600 до 26 968 рублей в 2020 году (такого размера военные пенсии должны достичь 1 октября этого года. Кроме того, военных не коснулось повышение пенсионного возраста, принятое в 2018 году.
Как с пенсиями было раньше
Комитет по обороне жаловался на «недоиндексацию» военных пенсий и при рассмотрении в Госдуме действующего бюджета в октябре 2019 года, и в 2018 году, и ранее. Тогда депутаты тоже критиковали правительство, еще под руководством Дмитрия Медведева.
«У нас профицитный бюджет, а правительство все равно не удовлетворяет наши требования. Несколько лет игнорируется необходимость индексации пенсий военных пенсионеров. Около месяца назад мы обсуждали этот вопрос с представителями Минфина. Нам отвечают, что у военных пенсионеров еще все хорошо по сравнению с нищенскими пенсиями других граждан», — говорит депутат Александр Шерин.
Действительно, в прошлом году военные пенсии впервые за пять лет были проиндексированы на 6,3%. Но депутаты недовольны тем, что в этом году индексация составит только 3% — это самый низкий уровень с 2013 года. Согласно закону о бюджете и данным комитета по обороне, в 2020 году каждый «военный пенсионер» получит около 23,5 тысячи рублей в месяц.
Изменения в законе о военных пенсиях от 2012 года предусматривали, что размер пенсий привязан к размеру денежного довольствия: повышается довольствие — повышаются и пенсии. Но к пенсиям применяется понижающий коэффициент, который в 2012 году равнялся 54% и должен был постепенно вырасти до 100%. В 2015 году действие этой нормы приостановили, и сейчас коэффициент равен 73,78%, то есть военная пенсия равна этому проценту от довольствия военных. И таким он будет до 2021 года: в ноябре 2019 года Госдума и Путин продлили заморозку ежегодного повышения на 2% денежного довольствия для расчета военных пенсий.
Что говорят пенсионеры и эксперты
Военные пенсионеры не скрывают негодования, рассказал «Медузе» Шерин: «Я не могу вам даже озвучить в эфире те слова, которые я от них слышу. Люди очень недовольны. Но дело в том, что военные — люди дисциплинированные, они государственники, в погонах. Они не будут выходить на улицы и бить касками по мостовой или на паперти стоять. Они будут мужественно переносить тяготы. Но уровень недоверия к власти у них растет».
«Инфляция есть, мы деньги получаем, но они все меньше и меньше. Я сам военный пенсионер, прослужил в шести военных округах, возмущен этим», — говорит руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
В нынешней ситуации такая лакуна, как понижающий коэффициент и неполная индексация пенсий, «выглядит вредительством», сказал главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский.
«Деньги уходят в резервные фонды, президент говорит о повышении социальной поддержки граждан, индексация пенсий закрепляется в Конституции — а тут такое. Правительство новое, а решения старые остаются, — рассуждает Мураховский. — Минфин и ЦБ остались в старом составе, и я не вижу предпосылок для изменения денежно-финансовой политики правительства Мишустина. Найдут новые отговорки — цены на нефть, коронавирус, что угодно».
В пресс-службе правительства попросили обращаться с вопросами в Минфин.
Обновлено. Как говорится в ответе Минфина на запрос «Медузы», полученном уже после публикации этого материала, при формировании бюджета на 2021-2023 годы расходы будут сформированы с учетом фактической численности пенсионеров и данным Сбербанка по выплатам военных пенсий. «Таким образом, уменьшение размеров пенсий гражданам, уволенных с военной и приправленной к ней службы, не предусмотрено», — сказано в комментарии ведомства.
Фарида Рустамова
- Напишите нам
В Госдуму внесён проект о возвращении индексации пенсий работающим инвалидам. Об этом со ссылкой на главу комитета парламента по труду и соцполитике Ярослава Нилова сообщает «РИА Новости» в понедельник, 13 июля.
Авторами законопроекта также выступили вице-спикер ГД Игорь Лебедев, депутаты Дмитрий Свищев, Борис Пайкин и сенатор Сергей Леонов. В пояснительной записке к документу говорится, что нововведения позволят ежегодно индексировать работающим инвалидам страховую пенсию и фиксированную выплату к ней.
«Размер получаемых инвалидами страховых пенсий не обеспечивает им достойный уровень жизни, вследствие чего многие инвалиды вынуждены работать. Заработная плата работающих пенсионеров, как правило, крайне низка. Отсутствие индексации страховых пенсий у работающих инвалидов негативно сказывается на уровне их жизни», — указывают инициаторы проекта.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, численность работающих инвалидов, которых коснётся изменение, составит не менее 1,5 миллиона человек . Это 13,64% от общей численности инвалидов. Дополнительные расходы на индексацию назначенных им страховых пенсий в 2021 году составят 83,5 миллиарда рублей.