Имущество ООО при ликвидации

Содержание

Распределение имущества после ликвидации юридического лица

Судьба имущества ликвидируемой организации (правовые основы)

Распределение имущества при ликвидации ООО и ПАО (сравнительный анализ)

Имущество ликвидированного юридического лица

Распределение имущества после ликвидации юридического лица — современная практика

Судьба имущества ликвидируемой организации (правовые основы)

Общий порядок прекращения деятельности и раздела имущества между участниками (акционерами) организации раскрыт в статье 63 ГК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи, основным органом, уполномоченным на проведение ликвидации, является ликвидационная комиссия. Именно она в силу пункта 4 статьи 62 и пункта 1 статьи 63 ГК РФ осуществляет управление организацией, принимает все возможные меры для выявления кредиторов и изыскивает способы получения дебиторской задолженности.

При добровольном прекращении хозяйственной деятельности ликвидационные процедуры условно можно разделить на 4 этапа:

  1. Уведомление, согласно пункту 1 статьи 62 и пункту 1 статьи 63 ГК, компетентного органа с публикацией в СМИ информации о сроках и порядке выявления кредиторов и рассмотрении их требований к ликвидируемой организации.
  2. Составление, в силу требований пункта 2 статьи 63 ГК, промежуточного баланса организации, в котором отражается информация о наличии у организации имущества, а также перечне предъявленных к организации требований кредиторов.
  3. Составление, согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ, ликвидационного баланса по итогам проведения всех расчетов с кредиторами.
  4. Распределение оставшегося имущества между участниками организации, согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ.

Возможность и порядок распределения имущества

Как показывает анализ норм статьи 63 ГК РФ, наличие возможности раздела имущества после ликвидации юридического лица между участниками и порядок его осуществления зависят от 2 основных факторов:

  • способа ликвидации организации;
  • ее организационной формы.

Говоря о способах ликвидации, важно подчеркнуть, что статья 63 ГК описывает порядок добровольного прекращения деятельности компании, тогда как на практике возможно и принудительное — в рамках банкротства или по решению суда, а также в случае, когда организация фактически не ведет хозяйственную деятельность, согласно положениям статьи 64.2 ГК РФ.

Банкротство

При обнаружении недостаточности имущества в ходе ликвидации ликвидационная комиссия, в силу пункта 4 статьи 63 ГК, обязана обратиться в суд с заявлением о признании организации банкротом. Причем банкротом, согласно статье 3 закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, может быть признана по искам кредиторов, работников или налоговых органов и действующая организация, если она на протяжении 3 месяцев не в состоянии погасить возникшую задолженность. Это позволяет сделать вывод, что факт недостаточности имущества для погашения кредиторской задолженности уже сам по себе указывает на отсутствие имущества, которое может быть распределено между его участниками.

Принудительная ликвидация по решению суда

В случае ликвидации компании на основании судебного решения (при отсутствии лицензии, допущении нарушений при регистрации, ведении противоправной деятельности и по иным основаниям, указанным в пункте 3 статьи 61 ГК) суд, ввиду положений пункта 5 статьи 61 ГК, обязывает учредителей выполнить предусмотренные статьей 63 ГК процедуры, предусмотренные для добровольной ликвидации. В данной ситуации распределение оставшегося после ликвидации имущества будет осуществляться в общем порядке, согласно пункту 8 статьи 63 ГК.

Если же учредители уклоняются от проведения процедуры ликвидации, то судом назначается арбитражный управляющий для ликвидации компании, который будет действовать по общим правилам статьи 63 ГК РФ. При недостаточности имущества для оплаты услуг управляющего и финансирования иных расходов, связанных с ликвидацией, разница, в силу пункта 5 статьи 61 ГК, подлежит взысканию с участников компании.

Распределение имущества при ликвидации ООО и ПАО (сравнительный анализ)

Порядок раздела оставшегося имущества определяется организационно-правовой формой компании (ООО, АО и т. д.) с учетом положений пункта 8 статьи 63 ГК РФ и профильных ФЗ (например, «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, «Об акционерных…» от 26.12.1995 № 208-ФЗ). В качестве примера рассмотрим данный вопрос применительно к ООО и ПАО.

Порядок распределения для ООО

Согласно пункту 1 статьи 58 ФЗ № 14, к распределению имущества ООО вправе приступить только после окончательного расчета с кредиторами. После выполнения данного условия имущество подлежит разделу между участниками, предусматривающему 2 этапа:

  1. Передачу прибыли, которая уже распределена, но еще не выплачена.
  2. Раздел оставшегося имущества соответственно долям участников в уставном капитале общества.

Пункт 2 статьи 58 ФЗ № 14 обязывает участников вначале полностью погасить задолженность по невыплаченной прибыли (как за счет денежных средств, так и за счет прочего имущества ООО) и только затем приступать ко второму этапу раздела оставшегося имущества (при его наличии). Если же его не хватает даже для проведения полного расчета по прибыли, то фактически имеющееся имущество должно быть распределено между участниками пропорционально их долям.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Если после выплаты прибыли осталось нераспределенное имущество, оно подлежит передаче участникам на основании передаточного акта, который подписывается с одной стороны главой ликвидационной комиссии, с другой — участником ООО (либо всеми участниками, если их несколько).

Важно помнить, что все расчеты должны быть выполнены до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации, так как в силу пункта 9 статьи 63 ГК РФ именно с этого момента организация считается ликвидированной, после чего ликвидационная комиссия утрачивает полномочия на подписание каких-либо документов.

Особенности ликвидации ПАО

В отличие от случая с ООО, распределение имущества после расчета с кредиторами ПАО осуществляется, в силу требований статьи 23 ФЗ № 208, в 3 этапа:

  1. Осуществление выплат по акциям, которые подлежат обязательному выкупу обществом. Такой вариант, в частности, предусмотрен пунктом 1.1 статьи 75 ФЗ № 208 в отношении акционеров, которые голосовали против ликвидации либо не принимали участия в таком голосовании.
  2. Выплата начисленных, но еще не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям, так как такие акционеры, в силу статьи 32 ФЗ № 208, не вправе участвовать в голосовании по вопросу о ликвидации ПАО, однако взамен данного ограничения приобретают право на получение фиксированного дивиденда или стоимости своих акций при ликвидации ПАО.
  3. Раздел оставшегося имущества между прочими акционерами.

Переход выплат к следующей очереди, в силу пункта 2 статьи 23 ФЗ № 208, осуществляется лишь при наличии остатков имущества после завершения выплат акционерам предыдущей очереди.

Выплата денежных сумм производится в безналичной форме, согласно пункту 8 статьи 42 ФЗ № 208. При необходимости раздела прочего имущества оно в большинстве случаев подлежит продаже с торгов ликвидационной комиссией, согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ, во избежание споров о его дальнейшей судьбе.

Процедура ликвидации (в том числе и распределение имущества) так же, как и в случае с ООО, должна быть завершена до момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, согласно требованиям статьи 24 ФЗ № 208.

Имущество ликвидированного юридического лица

На практике встречаются ситуации, когда уже после внесения записи в ЕГРЮЛ у организации может обнаруживаться нераспределенное имущество, которое по различным причинам не было включено в ликвидационный баланс. Аналогичная ситуация может возникнуть и при исключении компании из ЕГРЮЛ в случае, если она в течение 1 года не подает отчетность по налогам и страховым взносам, а также не проводит банковские операции по своим счетам, согласно требованиям статей 64.2 ГК РФ, 21.1 ФЗ «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

В силу пункта 3 статьи 21.1 ФЗ № 129 сообщение об исключении организации должно быть опубликовано в СМИ, после чего у заинтересованных лиц (кредиторов, учредителей) имеется 3 месяца для подачи мотивированных возражений. В случае неподачи возражений в течение указанного срока организация исключается из ЕГРЮЛ, при этом имущество ее по-прежнему будет числиться за уже не существующим юрлицом.

Распределение имущества после ликвидации юридического лица — судебная практика

Пример разрешения ситуации, подобной описанным выше, можно найти в решении Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2015 по делу № А40-160054/15, в котором указано на необходимость применения в данном случае правил пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ. Согласно обозначенной норме, заинтересованное лицо (кредитор, учредитель) вправе в течение 5 лет обратиться в суд с требованием назначить процедуру распределения обнаруженного имущества. При этом речь может идти как о собственно движимых или недвижимых вещах, так и о правах требования ликвидированной организации к другим субъектам.

Особенность таких дел, как видно из обозначенного решения арбитража, заключается в отсутствии ответчика. При этом данный факт не влияет на общий порядок рассмотрения дела, которое разрешается по общим правилам искового производства.

В случае положительного решения суду, в силу пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ, необходимо утвердить предлагаемого арбитражного управляющего или назначить такового, поскольку все действия по распределению обнаруженного имущества находятся исключительно в его компетенции. При этом само распределение должно происходить в порядке, в котором производилось разделение имущества организации ранее, на что прямо указано в абзаце 3 пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ.

***

Подводя итог, остается отметить, что процедура распределения имущества скрупулезно регламентирована как нормами ГК РФ, так и ФЗ, регулирующими деятельность отдельных видов организаций. При этом ситуация, когда у уже ликвидированной организации обнаруживается нераспределенное имущество, также не оставлена законодателем без внимания.

Право на долю в уставном капитале ООО

Фабула дела:

Иск Лапачева к ООО «Темп» о признании ответчика утратившим право на долю 85,27% в собственном уставном капитале, которая ранее принадлежала ликвидированному обществу «Экодат». Лапачев был единственным участнком ликвидированного общества, просит признать за ним право на указанную долю.

Ответчик не согласился с требованиями, ссылался на то, что имущество ликвидированного общества должно было распределяться в установленном ГК РФ порядке, а также что данное общество ненадлежащий ответчик по делу.

При первоначальном рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, кассация направила дело на новое рассмотрение. При рассмотрении дела по второму кругу суды трех инстанций согласились с обоснованностью требований Лапачева.

Ответчик, заявивший кассационную жалобу, заявил ходатайство об отказе от нее, однако суд посчитал необходимым рассмотреть жалобу по существу.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.01.2017 по делу № А45-6522/2015

Выводы суда:

1. Ходатайство об отказе от жалобы и прекращении производства по кассационной жалобе мотивированно ссылкой на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Новосибирской области по другому делу и внесение записи в ЕГРЮЛ о смене руководителя общества «Темп» при наличии корпоративного конфликта. Кассационная жалоба и отказ от нее подписаны представителями конфликтующих сторон, принятие отказа от жалобы может привести к нарушению прав участвующих в деле лиц.

2. Согласно пункту 7 статьи 63 ГК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) оставшееся имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

3. Специальная процедура прекращения деятельности юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, установлена статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: такое юидическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.

4. Участники юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность и исключенного из ЕГРЮЛ не могут быть лишены гарантий, предусмотренных пунктом 7 статьи 63, пунктом 6 статьи 93 ГК РФ, пунктом 1 статьи 8, пунктом 1 статьи 58, пунктом 8, 10 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об ООО», пунктом 6.10 устава ООО «Темп».

5. Суды учли отсутствие законодательных и уставных ограничений перехода прав на долю общества, прекратившего свою деятельность, к его участнику — в виде необходимости получения согласия других участников (в обществе «Темп» такого согласия для приобретения правопреемником прав на долю не требуется), констатировали, что наличие у истца прав на спорную долю по основанию, закрепленному в пункте 7 статьи 63 ГК РФ, позволяет признать Лапачева В.В. универсальным правопреемником общества «Экодат».

1) Споры по поводу имущества ликвидированного юридического лица всегда осложняются возникновением вопроса о том, кто является надлежащим ответчиком по делу и об избранном способе защиты. Как правило, это происходит в связи с отсутствием законодательно разработанных механизмов урегулирования данных вопросов.

2) При этом сторонам и суду всегда очевидно, что не будь общество ликвидировано, не возникло бы и такого иска, а спор по поводу правоотношений необходимо разрешить. Поэтому приходится выкручиваться, оправдывая выбранный способ защиты права.

3) В данном случае возник вопрос о соотношении общего правила о распределении имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица, со специальным основанием исключения общества из ЕГРЮЛ. При этом суд сделал правильный вывод о том, что если законодательство не содержит иных указаний – применяются общие нормы.

4) В противном случае участники исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица лишались бы права на получение имущества, оставшегося от его деятельности, а вопрос о праве собственности на такое имущество оставался бы неразрешеннным.

Нельзя не отметить верное решение суда кассационной инстанции не прекращать производство по кассационной жалобе при наличии ходатайства об отказе от нее. Подписание кассационной жалобы и отказа от нее представителями двух конфликтующих сторон порождает обоснованные сомнения в реальности намерения отказаться от требований.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Яна Польская, юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:

1) Вывод активов предприятия

2) Признание права собственности на землю через суд

3) Незаключенный и недействительный договор

4) Параллельный бизнес у директора и участника общества

5) Возврат арендованного имущества

6) Подготовка схемы расположения земельного участка

7) Защита прав миноритарных акционеров

8) Взыскание аванса по договору подряда

9) Оптимизация налогов и налогообложения

10) Схемы оптимизации НДС

Распределение имущества при ликвидации ООО

Обновление: 2 августа 2017 г.

После принятия решения о прекращении деятельности предприятия созданная комиссия осуществляет ликвидационные процедуры. При ликвидации ООО все имеющиеся у него кредиторская задолженность и обязательства перед контрагентами должны быть погашены за счет распределения имущества при ликвидации ООО.

Варианты ликвидации предприятия

Предприятие может быть ликвидировано в следующих случаях:

  • добровольная ликвидация (по решению его учредителей);
  • принудительная ликвидация (по решению суда).

В обоих случаях предприятие прекращает ведение своей хозяйственной деятельности, но обязанности и права другим лицам не передаются.

После принятия решения о прекращении деятельности юридического лица создается ликвидационная комиссия, в задачи которой входят осуществление процесса ликвидации, определение сроков, распределение имущества предприятия (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

Распределение имущества при добровольной ликвидации

При прекращении деятельности предприятия в добровольном порядке в качестве продавца выступает председатель ликвидационной комиссии, и реализация имущества осуществляется на основании следующих документов:

  • договором купли-продажи оформляется реализация промышленного оборудования;
  • соглашением на продажу исключительной лицензии оформляется реализация промышленного образца как объекта патентного права.

Реализация запасов, имеющихся у ликвидируемого предприятия, осуществляется на основании договоров купли-продажи.

Кто и как реализует имущество при прекращении деятельности

При ликвидации предприятия принимается решение о назначении ликвидатора, который будет заниматься реализацией предприятия, прекращающего свою деятельность. Если предприятие ликвидируется, то реализация его имущества осуществляется на основе ликвидационного баланса. В данном балансе отражается информация об имеющихся у данной организации имуществе и обязательствах перед кредиторами фирмы. Имущество такого предприятия продается по оценочной стоимости. Из выручки за реализованное имущество погашаются суммы задолженности, имеющейся у данного предприятия перед кредиторами. Погашение сумм задолженности перед кредиторами производится в определенной очередности, за исключением предусмотренных законом компенсаций или обязательных платежей.

Ликвидация по решению суда

Если предприятие ликвидируется по решению суда, то в этом случае имущество реализуется по правилам исполнительного производства.

При прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью погашение кредиторской задолженности и обязательств перед контрагентами в первую очередь осуществляется за счет наличных денежных средств, имеющихся в кассе предприятия, и за счет средств, находящихся на расчетных счетах. В том случае, если денежных средств у ликвидируемого предприятия недостаточно, комиссия по ликвидации данного предприятия организует публичные торги. На публичных торгах происходит реализация имущества, которое принадлежит ликвидируемой организации на праве собственности.

При наличии кредиторов у предприятия, прекращающего свою деятельность, они обязаны предъявить свои требования по погашению задолженности имуществом предприятия. При получении информации о требованиях кредиторов в определенный срок (в течение двух месяцев со дня отправки уведомлений) комиссия по ликвидации составляет список кредиторов, между которыми будет распределено имущество предприятия, прекращающего свою хозяйственную деятельность. В первую очередь имущество организации распределяется между теми кредиторами, которые заявили о своих претензиях к ликвидируемому предприятию. Если кредиторы не успели подать заявку в установленный срок, то погашение обязательств перед ними будет происходить по остаточному принципу: в последнюю очередь и только в случае, если средств на погашение обязательств будет достаточно.

Среди кредиторов и контрагентов ликвидируемого предприятия, по обязательствам которых необходимо рассчитаться и между которыми распределяется имущество, выделяются работники компании, органы государственной власти и другие контрагенты, перед которыми имеются долговые обязательства.

Имущество, оставшееся после погашения долгов

Имущество ликвидируемого предприятия, оставшееся после распределения между кредиторами, переходит в собственность учредителей. Распределение имущества ликвидируемого предприятия, оставшегося после погашения всех обязательств и задолженностей, осуществляется между участниками ООО в соответствии с порядком, установленным самостоятельно. Передача такого имущества осуществляется на основании акта передачи.

11. Необходимость проведения торгов при продаже имущества ликвидируемого акционерного общества

Основные применимые нормы:

— п. 3 ст. 63 ГК РФ;

— п. 5 ст. 22 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах);

— ст. 62 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве N 119-ФЗ);

— гл. 9 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ);

— п. 4 ст. 111 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).

Согласно п. 3 ст. 63 ГК РФ и п. 5 ст. 22 Закона об акционерных обществах, если у общества недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

С 1 февраля 2008 г. вступил в силу Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ. Глава 9 (ст. ст. 89 — 93) данного Закона регулирует порядок реализации имущества.

Однако на практике возникают споры относительно продажи имущества при ликвидации в соответствии с Законом о банкротстве, п. 4 ст. 111 которого предусматривает возможность продажи имущества стоимостью менее 100 тыс. руб. без проведения открытых торгов.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 63 ГК РФ. Согласно этим изменениям, если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для удовлетворения требований кредиторов либо имеются признаки банкротства, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

11.1. Вывод из судебной практики: Сделки по отчуждению имущества при ликвидации, заключенные без проведения торгов, признаются недействительными.

Суд исходит из того, что согласно ст. 63 ГК РФ продажа имущества при ликвидации осуществляется на торгах в соответствии со ст. 62 Закона об исполнительном производстве N 119-ФЗ.

С 1 февраля 2008 г. вступил в силу Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ. Глава 9 (ст. ст. 89 — 93) данного Закона регулирует порядок реализации имущества.

Судебная практика:

Примечание: Часть приведенных ниже судебных актов касается ООО, однако практика применима и к акционерным обществам.

Определение ВАС РФ от 26.02.2008 N 1916/08 по делу N А29-688/2007

«…Суд установил, что продажа имущества ответчику в процессе ликвидации истца, совершена с нарушением требований пункта 3 статьи 63, пункта 6 статьи 447, статей 448 и 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 62, 63 Федерального закона «Об исполнительном производстве» без проведения публичных торгов, а потому, руководствуясь статьями 167, 168 названного Кодекса, признал исковые требования правомерными. Установив отсутствие у ответчика имущества, приобретенного по договору от 24.12.2004, суд отказал в удовлетворении требований о применении последствий недействительности этого договора в виде возврата ответчиком этого имущества истцу.

Довод заявителя о необоснованном неприменении судом при разрешении спора норм законодательства о банкротстве проверен судами апелляционной и кассационной инстанций и ему дана соответствующая оценка. Обязательность продажи имущества ликвидируемого юридического лица на публичных торгах при недостаточности у него денежных средств для удовлетворения требований кредиторов установлена пунктом 3 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанная норма не содержит исключений относительно имущества определенной стоимости и необходимости применения в данном случае норм законодательства о банкротстве…»

Аналогичная судебная практика:

Поволжский округ

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2012 по делу N А65-31282/2009

«…В Арбитражный суд Республики Татарстан 28.12.2011 поступило заявление конкурсного управляющего должника к ОАО «Чистопольское автотранспортное предприятие», открытому акционерному обществу «Корпорация «Татавтотранс» (далее — ОАО «Корпорация «Татавтотранс») о признании недействительной сделки — договора купли-продажи доли в уставном капитале от 25.06.2009, заключенной между ОАО «Чистопольское автотранспортное предприятие» и ОАО «Корпорация «Татавтотранс»; заявитель просит применить последствия недействительности сделки путем приведения сторон в первоначальное положение, а именно обязать ОАО «Корпорация «Татавтотранс» возвратить ОАО «Чистопольское автотранспортное предприятие» долю в размере 30% в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское автотранспортное предприятие-1» (далее — ООО «ПАТП-1»).

Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что внеочередным общим собранием акционеров должника 17.07.2007 (протокол внеочередного общего собрания акционеров должника от 17.07.2007) принято решение о ликвидации должника, об утверждении ликвидационной комиссии, об избрании председателем ликвидационной комиссии Поповича Александра Анатольевича, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 16.11.2007 внесена запись.

В ходе конкурсного производства между ОАО «Чистопольское автотранспортное предприятие» в лице ликвидатора должника Поповича А.А. и ОАО «Корпорация «Татавтотранс» 25.06.2009 заключен договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО «ПАТП-1».

29.06.2009 между сторонами заключен акт зачета взаимных требований, в соответствии с которым стороны договорились произвести зачет на сумму 3 214 000 руб. однородных требований, срок которых наступил, основанных на договорах купли-продажи транспортных средств от 24.06.2009 на сумму 3 214 000 руб.; купли-продажи доли в уставном капитале общества от 25.06.2009 на сумму 3 214 000 руб.

Полагая, что сделка совершена в процедуре ликвидации без проведения торгов в нарушение статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, конкурсный управляющий должника обратился в суд с указанным исковым заявлением.

Оценив материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, а также руководствуясь пунктом 3 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 22 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьями 62 и 63 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебные инстанции пришли к правильному выводу о признании оспариваемой сделки недействительной.

Согласно указанным нормам права продажа имущества ликвидационной комиссией ОАО «Чистопольское автотранспортное предприятие» должна была быть осуществлена с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Ответчиками в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств продажи недвижимого имущества ликвидируемого должника с публичных торгов не представлено.

Таким образом, судебными инстанциями верно указано, что заключение договора купли-продажи с нарушением установленной законом процедуры влечет его недействительность в силу ничтожности в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации…»

Распределяем имущество при ликвидации предприятии

20-05-2019 ликвидация, налог, отчетность, ПФР, снятие с учета, ТОРГИ, ФНС

С момента принятия единоличным собственником или соучредителями решения об упразднении предприятия, назначенный ликвидатор либо созданная ими комиссия запускает ликвидационный процесс. Ликвидация ООО предусматривает обязанность предприятия погасить все имеющиеся у него долги перед контрагентами посредством свободных финансовых средств либо путем разделения имущества.

Способы ликвидации юрлица

Субъект хозяйствования упраздняется двумя способами:

  • в добровольном порядке на основании решения соучредителей;
  • принудительно по судебному решению.

Это законные способы ликвидации предприятия, в результате которых юридическое лицо окончательно прекращает ведение хозяйственной деятельности, то есть – его права и обязанности не переходят к сторонним лицам, как в случае альтернативных вариантов упразднения юрлиц (реорганизация, перепродажа через смену гендиректора). Ликвидкомиссия, созданная по факту принятия решения о прекращении хозяйственной деятельности предприятия, отвечает за весь процесс ликвидации, в том числе и за распределение имущества ООО.

Имущество ООО и добровольная ликвидация

В процессе добровольной ликвидации ликвидатор вправе реализовать имущество фирмы путем заключения договора купли-продажи (если продается недвижимость, оборудование, запасы и иные материальные активы предприятия) либо выдачи соглашения на продажу исключительной лицензии (если с молотка пускаются промышленные образцы).

Порядок реализации имущества

Продажей имущества занимается ликвидатор (глава ликвидационной комиссии) на основании утвержденного ликвидационного баланса, в котором отображаются точные ведомости об имеющихся у предприятия активах, а также – о непогашенных обязательствах перед кредиторами.

Основные принципы распределения имущества в порядке добровольной ликвидации:

  • все имущество реализуется по заранее определенной оценочной стоимости;
  • полученная выручка в первую очередь идет на покрытие долгов перед контрагентами, причем погашение указанных сумм происходит в определенной последовательности, за исключением обязательных и компенсационных выплат;
  • оставшееся после погашения задолженности имущество в долевом порядке распределяется между участниками общества либо переходит к единоличному собственнику.

Имущество и ликвидация в судебном порядке

В случаях, когда субъект хозяйственной деятельности упраздняется на основании судебного решения, его активы реализуются в порядке исполнительного производства.

Прежде всего, в расход берутся наличные деньги (из кассы) и денежные средства, находящиеся на расчетных счетах предприятия. Если указанных финансов недостаточно для покрытия кредиторской задолженности, ликвидационная комиссия ООО вправе организовать публичные торги, на которых реализуется все имущество, находящееся у предприятия в собственности.

Выявление кредиторов ликвидируемого ООО

Распределение имущества проводится на основании очереди из кредиторов, которые обязаны своевременно предъявить к ликвидируемому предприятию требования по погашению долга. В свою очередь, на ликвидационную комиссию возлагается обязанность публичного оповещения всех возможных кредиторов посредством подачи объявления о предстоящей ликвидации ООО в специализированном журнале, а также направления им персональных уведомлений.

С момента официального извещения у кредиторов есть два месяца, чтобы оповестить о своих требованиях ликвидационную комиссию. Последняя, в свою очередь, составляет полный список кредиторов, которые вправе претендовать на возврат долга. Как правило, первыми погашаются долги кредиторов, заявивших о своих претензиях к ООО-должнику.

Если же по ряду причин контрагент не успел вовремя предоставить ликвидационной комиссии свои кредиторские требования, его доля долговых обязательств погашается по остаточному принципу, то есть – в последнюю очередь и только в случае, если к тому времени останутся средства для указанных целей.

Следует учитывать, что на первоочередное погашение долгов могут рассчитывать не только кредиторы. Изначально ликвидационный баланс ООО должен включать в себя необходимую сумму денежных средств для расчета с наемным персоналом (зарплата за отработанный период, компенсационные выплаты) и систематические перечисления причитающихся платежей на счета государственных органов (ФНС, ПФР, фонды соцстраха) до момента фактического прекращения деятельности предприятия.

Что делать с оставшимся после расчетов имуществом?

Все имущество, которое осталось после фактического расчета по всем долгам, передается в собственность соучредителей или единоличного собственника. Распределяется имущество пропорционально доле каждого участника в уставном капитале, порядок проведения расчетов устанавливается ими самостоятельно, при этом – передача имущества проводится по акту приема-передачи.

Если при разделении имущества ликвидированного ООО вам потребуется юридическая помощь, наши компетентные специалисты расскажут о принципах организации такой процедуры, а также о защите интересов соучредителей.

ВС рассказал, что делать с имуществом компании после ее ликвидации налоговым органом

Если третьи лица не заявляют о своих притязаниях на имущество, то учредитель вправе потребовать признать право собственности на это имущество за собой.

Компания получила заем от общества. Исполнение обязательств по договору займа обеспечивалось залогом недвижимого имущества. Позднее налоговая исключила компанию из ЕГРЮЛ как недействующую. А еще через два месяца прекратило свою деятельность и общество.

Единственный учредитель компании попросил снять обременение с недвижимого имущества. Росреестр отказал, так как он не был залогодателем. Учредитель обратился в суд с требованием признать право собственности на имущество за собой.

Как вернуть деньги, если должника исключили из ЕГРЮЛНовые правила

Первая инстанция встала на сторону истца. Суд указал, что учредитель владеет 100% доли в компании, поэтому с момента внесения записи о прекращении деятельности общества он является собственником принадлежавшего ему имущества. Апелляция посчитала иначе. Учредитель не указал, на каком основании после исключения компании из ЕГРЮЛ у него возникло право собственности на имущество. Факт исключения компании из ЕГРЮЛ не предусмотрен Гражданским кодексом РФ в качестве основания возникновения у учредителя права собственности на имущество юридического лица.

Верховный суд направил спор на новое рассмотрение в апелляцию. Суд пояснил, что согласно п. 7 ст. 63 ГК РФ в редакции, которая действовала на момент прекращения деятельности компании, после ликвидации и расчетов с кредиторами остатки имущества переходят учредителям. Однако в данном случае компания была ликвидирована по решению ИФНС, а не учредителя. В связи с чем, истец был лишен возможности заявить о своих правах. В таком случае заявление требования о признании права собственности остается единственной возможностью получить его. Кроме того, кредитор (общество) также прекратил свою деятельность и истек срок исковой давности для предъявления требований заинтересованных лиц к компании. Это подтверждает, что никаких правопритязаний третьих лиц на имущество компании нет.

Источник: определение ВС РФ от 18.07.2017 № 78-КГ 17-46

Статья 25. Ликвидация Фонда

Статья 25. Ликвидация Фонда

1. Характерной особенностью комментируемого Закона является то, что он устанавливает жесткие временные рамки деятельности Фонда — Фонд функционирует до 01.01.2018 г. В связи с развитием социальной и жилищной сферы в России и продлением срока функционирования Фонда правилами ФЗ от 23.07.2013 г. N 240-ФЗ внесено множество изменений в содержание Закона, которые согласно п. 14 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 23.07.2013 г. N 240-ФЗ регламентировали изменения ч. 1 ст. 25 Закона в отношении срока прекращение деятельности Фонда с 01.01.2018 г.

К процедуре ликвидации Фонда не применяются нормы и правила, предусмотренные законодательством о банкротстве — это правило применимо практически ко всем государственным корпорациям. Необходимо отметить, что комментируемая статья устанавливает особый порядок ликвидации Фонда. Статья 61 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации юридического лица, регламентирует наличие и других оснований помимо предусмотренных комментируемым Законом (истечение срока его деятельности; достижение цели). В соответствии с указанной выше статьей ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным в законе основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Таким органом является Министерство юстиции РФ.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает для Фонда совершенно особый подход к его ликвидации, определяя, что к процедуре ликвидации Фонда не применяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Вместе с тем необходимо отметить, что согласно ст. 61 ГК РФ, если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания должника банкротом.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

указанным законом предусмотрены иные случаи.

Вместе с тем, обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют право кредиторы по денежным обязательствам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. Также таким правом обладают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Реализация права на обращение в арбитражный суд указанных лиц допускается в случае, если юридическое лицо — должник не способно удовлетворить их требования по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Представляется, что невозможность применения в отношении Фонда процедуры банкротства означает для его кредиторов неосуществимость обращения в арбитражный суд с надлежащим заявлением в целях защиты своих прав и интересов.

3. Комментируемая статья устанавливает орган Фонда, к компетенции которого относится принятие решения о его ликвидации, формирование ликвидационной комиссии, определение порядка деятельности ликвидационной комиссии и сметы расходов при ликвидации — это правление Фонда. Вместе с тем, комментируемая статья не содержит требования о необходимости принятия решения о ликвидации Фонда, а соединяет уведомление регистрирующего органа непосредственно с возникновением обусловленных в комментируемом Законе обстоятельств.

Ликвидация некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом:

1) принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

2) формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора.

При этом принятие соответственного решения о ликвидации Фонда, исходя из анализа комментируемой статьи, также относится к компетенции правления Фонда.

Как видно из комментируемой статьи, правление Фонда в течение месячного срока с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для ликвидации Фонда, собирается для принятия соответствующего решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии.

В соответствии со ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указанные лица обязаны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.

Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации, в данном случае комментируемая статья совпадает с действующим законодательством.

Можно добавить, что юридические лица, в том числе некоммерческие организации, вправе осуществлять публикацию обязательных в силу Закона сообщений во всяких печатных изданиях. Также обязанность юридических лиц по опубликованию указанных сообщений будет также считаться исполненной при условии их размещения в органе печати, в котором публикуются сведения о государственной регистрации, — специализированном печатном издании.

По общему правилу публикация в средстве массовой информации должна включать следующие сведения:

наименование организации;

сведения о государственном регистрационном номере;

сведения об идентификационном номере налогоплательщика;

код причины постановки;

месторасположение организации;

дата и реквизиты принятого решения о ликвидации; срок принятия требований кредиторов;

адрес, по которому кредиторам надлежит предъявлять свои требования.

Требования кредиторов к Фонду должны предъявляться в течение двух месяцев со дня опубликования в органах печати, в которых были опубликованы данные о государственной регистрации Фонда, информация о ликвидации Фонда.

Комментируемая статья императивно определяет срок предъявления требований кредиторов к Фонду, и связывает течение указанного срока со временем опубликования сообщения о ликвидации Фонда. В случае же с коммерческими организациями указанный срок не может быть меньше двух месяцев, однако максимального его предела нормативно не зафиксировано. Вместе с тем, несоблюдение требований о сроке приема требований кредиторов в арбитражной практике расценивается как несоблюдение процедуры ликвидации и является основанием для отказа регистрирующего органа во внесении записи о ликвидации организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

4. Ликвидационная комиссия после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества Фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, результатах их рассмотрения.

Согласно требованиям комментируемой статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) по истечении двухмесячного срока с момента опубликования сведений о принятии решения о ликвидации Фонда, отведенного для предъявления требований кредиторов, составляет промежуточный ликвидационный баланс, эта норма также совпадает с общими правилами.

В соответствии со ст. 25 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь земельные участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством РФ. Иным имуществом в соответствии с ГК РФ являются объекты материального мира, имеющие экономический эквивалент, а также имущественные права. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о перечне предъявленных кредиторами в двухмесячный срок с момента опубликования сообщения о ликвидации требований.

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о результатах рассмотрения предъявленных кредиторами требований.

Правление Фонда рассматривает и утверждает промежуточный ликвидационный баланс Фонда.

5. Комментируемая статья достаточно много внимания уделяет имуществу Фонда в случае его ликвидации. Если имеющиеся у Фонда средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества Фонда с публичных торгов в порядке, установленном ч. 9-11 комментируемой статьи.

Согласно требованиям ГК РФ торги могут проводиться в форме конкурсов и аукционов.

Комментируемая статья императивно устанавливает обязательность привлечения оценщика для определения начальной цены имущества, выставляемого на торги.

Имущество Фонда, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные (вторые) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (вторые) торги имущества Фонда может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на десять процентов первоначальной цены, установленной для первых торгов.

Комментируемая статья устанавливает необходимость проведения повторных торгов в отношении имущества, не реализованного по заявленной стоимости на первых торгах, а также максимальный предел понижения начальной стоимости имущества в таком случае.

Имущество Фонда, не проданное на повторных (вторых) торгах, выставляется на повторные (третьи) торги. При этом начальная цена выставляемого на повторные (третьи) торги имущества Фонда может быть снижена ликвидационной комиссией не более чем на десять процентов первоначальной цены, установленной для повторных (вторых) торгов.

Данная норма дублирует положения части десятой комментируемой статьи с тем отличием, что ей предусматривается возможность проведения третьих торгов, разница первоначальной стоимости имущества при проведении которых может быть ниже еще на десять процентов по отношению к вторым торгам.

Требования кредиторов к Фонду удовлетворяются в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается правлением Фонда.

Средства Фонда, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов к Фонду, перечисляются в федеральный бюджет в порядке, установленном комментируемой статьей.

Ликвидационная комиссия осуществляет продажу оставшегося после удовлетворения требований кредиторов к Фонду имущества Фонда с публичных торгов в порядке, предусмотренном ч. 9-11 комментируемой статьи, в течение двух месяцев со дня утверждения ликвидационного баланса, а средства, полученные от реализации такого имущества, перечисляются в федеральный бюджет в течение тридцати дней со дня подписания протокола о результатах торгов.

Комментируемая статья устанавливает максимальную продолжительность срока проведения торгов, средства, от проведения которых направляются в счет погашения долгов Фонда, — два месяца. Вместе с тем, утверждение ликвидационного баланса предшествует процедуре проведения торгов, что исключает определение в указанном балансе точного количества средств, перечисляемых в федеральный бюджет после окончательного расчета с кредиторами.

Имущество Фонда, не проданное на повторных (третьих) торгах, по решению правления Фонда в течение тридцати дней со дня завершения расчетов с кредиторами списывается на убытки Фонда.

Как видно из смысла комментируемой статьи, она устанавливает возможность списания имущества Фонда, оставшегося после проведения всех расчетов с кредиторами в случае, если повторные торги не поспособствовали реализации такого имущества.

Вместе с тем, государство устанавливает за собой право на получение при ликвидации Фонда исключительно денежных средств и только посредством перечисления в федеральный бюджет. Распределения иного имущества при прекращении правоспособности Фонда не предусмотрено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *