Импорт в Казахстане

Содержание

Остафий Ирина Борисовна, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

При осуществлении торговых операций с белорусскими партнерами российские организации уже полтора года руководствуются Соглашением от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее – Соглашение). Однако пробелы в налогообложении некоторых операций вызывают все новые и новые вопросы. Сегодня мы остановимся на порядке исчисления НДС при возврате российской организацией бракованного товара, ранее ввезенного из Республики Беларусь. В соответствии с Соглашением при ввозе товаров с территории Республики Беларусь в Российскую Федерацию НДС уплачивается в налоговый орган по месту постановки организации-импортера не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В эти же сроки налогоплательщики обязаны подать декларацию по НДС в налоговые органы1. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган необходимые документы2. Суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым на территорию России из Белоруссии, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством (для российских налогоплательщиков – ст. 171, 172 НК РФ). Однако порядок исчисления НДС в ситуации, когда российские покупатели возвращают белорусскую продукцию, Соглашением не определен.ООО «Консалтинговое бюро «Эврика!» 📌 РекламаВсе оттенки белого или как выжить бизнесу после черного Приглашаем Вас на семинар от практикующего адвоката Натальи Скобкиной Узнать больше

Ранее ФНС РФ и Минфин РФ давали по этому вопросу следующие разъяснения:

Возврат товара в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением условий договора (претензия по качеству) не следует квалифицировать как обратную реализацию и экспортную операцию. Значит, в этом случае ставка 0 процентов применяться не должна3. Из Письма ФНС РФ от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@ неясно, был товар принят к учету покупателем или же российская сторона предъявила претензии по качеству белорусскому продавцу на стадии приемки товара. Скорее всего, речь идет о втором варианте. Действующие нормы Соглашения не предусматривают особого порядка применения НДС в случаях возврата товаров, ранее ввезенных в Россию с территории Белоруссии. В то же время перерасчет с бюджетом по НДС, уплаченным при ввозе товаров, может быть произведен в порядке, определенном Соглашением в отношении экспортируемых товаров4. При реализации товаров, вывезенных с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, налогоплательщик имеет право на вычеты НДС в порядке, предусмотренном в отношении товаров, вывозимых с территории обоих государств в таможенном режиме экспорта5. В устных разъяснениях сотрудники налоговых органов высказывали также мнения о том, что при возврате некачественного товара, ранее оприходованного и оплаченного, у российского покупателя возникнет экспортная операция. При этом на операции по экспорту в Республику Беларусь товаров, не происходящих с территории Российской Федерации, нормы Соглашения не распространяются. Следовательно, обложение НДС должно производиться в соответствии со ст. 164 НК РФ с представлением в налоговые органы документов согласно ст. 165 НК РФ. Но если белорусский покупатель возвращает товар российскому поставщику, то в этом случае операцию следует оформлять как обычный импорт6. При этом чиновники ссылались на то, что положения Соглашения не распространяются на ввоз товаров российского происхождения на территорию РФ.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Однако в мае этого года позиция налогового ведомства кардинально изменилась. В Письме ФНС РФ от 15.05.2006 N ММ-6-03/490@ содержатся следующие разъяснения по описываемой ситуации:

Если после принятия на учет товаров, ввезенных с территории Белоруссии в Российскую Федерацию, представления в налоговый орган декларации и уплаты НДС покупателем установлено, что товар не соответствует указанному в договоре качеству, то покупатель может подать в налоговый орган корректирующую декларацию. При этом он должен заявить продавцу о замене товаров либо об отказе от исполнения договора купли-продажи. Корректирующая декларация представляется не ранее периода, в котором организацией-покупателем на счетах бухгалтерского учета отражены соответствующие расчеты по претензиям к продавцу за некачественный товар.

Если несоответствие заявленному качеству установлено российским покупателем до принятия товаров на учет, то налоговая база определяется только в отношении качественных товаров. При дальнейшей поставке белорусским продавцом товаров взамен некачественных налоговая база будет устанавливаться покупателем на момент принятия этих товаров на учет. В отношении экспорта российских товаров было указано, что при обнаружении белорусским покупателем брака в поставленном товаре российской стороне следует откорректировать налоговую базу и представить корректирующую налоговую декларацию по ставке 0 процентов. Сумма налоговых вычетов также подлежит корректировке.

Таким образом, подход чиновников к вопросам налогообложения операций при возврате некачественных товаров изменился.

1) Приложение N 1 к Приказу Минфина РФ от 28.12.2005 N 163н

2) п. 6 разд. 1 Приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг»

3) Вопр. 20 Письма ФНС РФ от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@

4) п. 1 разд. 2 Положения к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004

5) Письмо Минфина РФ от 29.12.2005 N 03-04-08/348

6) Вопр. 21 Письма ФНС РФ от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@

Возврат брака из белоруссии в россию

В эти же сроки налогоплательщики обязаны подать декларацию по НДС в налоговые органы1. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган необходимые документы2. Суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым на территорию России из Белоруссии, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством (для российских налогоплательщиков – ст. 171, 172 НК РФ). Однако порядок исчисления НДС в ситуации, когда российские покупатели возвращают белорусскую продукцию, Соглашением не определен.

Ранее ФНС РФ и Минфин РФ давали по этому вопросу следующие разъяснения:

Возврат товара в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением условий договора (претензия по качеству) не следует квалифицировать как обратную реализацию и экспортную операцию. Значит, в этом случае ставка 0 процентов применяться не должна3.

Возврат товара из белоруссии в россию

Остафий Ирина Борисовна, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТПри осуществлении торговых операций с белорусскими партнерами российские организации уже полтора года руководствуются Соглашением от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее – Соглашение). Однако пробелы в налогообложении некоторых операций вызывают все новые и новые вопросы. Сегодня мы остановимся на порядке исчисления НДС при возврате российской организацией бракованного товара, ранее ввезенного из Республики Беларусь.
В соответствии с Соглашением при ввозе товаров с территории Республики Беларусь в Российскую Федерацию НДС уплачивается в налоговый орган по месту постановки организации-импортера не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

ИнфоПротокола, согласно которым ввоз товаров считается импортом, а взимание косвенных налогов по импортируемым товарам осуществляется налоговым органом государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары.

Однако в 2017 г. позиция финансистов изменилась. Теперь они считают, что при ввозе бракованных товаров, которые ранее были экспортированы, обязанности по уплате НДС не возникает. Соответственно, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и налоговая декларация по косвенным налогам в налоговый орган не представляются.

Такая позиция изложена в письме Минфина России от 01.09.2017 № 03-07-13/1/56235.

Она основывается на положениях п. 11 Протокола.

Возврат брака из белоруссии в россию калькулятор

Экономический смысл новой схемы уплаты НДС при перемещении товаров между государствами –участниками договора о ЕАЭС это унификация налогообложения НДС международной реализации товаров с внутренним налоговым законодательством каждого их государств договора.

Об НДС при возврате белорусским покупателем товаров ненадлежащего качества, ранее экспортированных в РБ из РФ

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при возврате белорусским покупателем товаров ненадлежащего качества, ранее экспортированных в Республику Беларусь с территории Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

НДС при импорте из Белоруссии в Россию: нюансы 2019-2019

  1. Выписки из банка в качестве подтверждения уплаты ввозного НДС (естественно, если налоговики приняли решение о зачете переплаты, то она будет не нужна).

Возврат брака из белоруссии в россию из казахстана

ВажноПорядок корректировки зависит от того, подтвердила ли российская компания свое право на применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров или нет.

Если возвращается товар по подтвержденному экспорту, корректировка отражается в разделе 4 декларации. По строке 070 показывается корректировка налоговой базы (п. 41.6 Порядка). В нашем случае это будет стоимость возвращенных бракованных товаров.

При этом в строке 080 записывается сумма восстановленного НДС, ранее принятого к вычету по этим товарам. Из положений п. 41.9 Порядка следует, что значение по строке 080 будет формировать показатель строки 130 «Сумма налога, исчисленная к уплате по разделу».

То есть именно в этот момент деньги, которые нужно вернуть покупателю, отражают в составе внереализационных расходов. Одновременно в доходах признают стоимость возвращенного товара, по которой он учитывался на дату реализации. Это следует из положений пункта 10 статьи 250 и подпункта 1 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
Такие же выводы выражены и в письмах Минфина России от 25 июля 2016 г. № 03-03-06/1/43372 и УФНС России по г. Москве от 23 декабря 2011 г. № 16-15/124436.

Причем наличие претензии покупателя обязательно. Только тогда затраты в виде стоимости имущества можно отнести к расходам на возмещение ущерба.
Иных оснований для признания разницы между ценой реализации и стоимостью реализованных товаров при расчете налога на прибыль законодательством не предусмотрено. На это в том числе указано в письме УФНС России по г. Москве от 22 декабря 2006 г. № 20-12/115051.

>Возврат брака из белоруссии в россию оформление документов

НК РФ .

Статья: Возврат некачественного товара при торговле с Республикой Беларусь (Курбангалеева О

Покупатель должен известить поставщика о несоответствии товара условиям договора в разумный срок. Причем этот срок не может превышать два года. Отсчет срока ведется от того момента, когда несоответствие было или должно было быть обнаружено покупателем (ст. 39 Конвенции).

По всем остальным ввезенным из Белоруссии подакцизным товарам акциз надо платить так, как прописано в Положении. Другое дело, что под товарами в данном случае понимается только та продукция, которая произведена на территории Белоруссии.

Это установлено Законом N 181-ФЗ.

>Импорт с браком: решаем вопросы возврата

Связано это с тем, что для вычета НДС, уплаченного на таможне при ввозе товара, в п. 2 ст.

Возврат брака из белоруссии в россию документы

Тот факт, что товар не соответствует требованиям по качеству или другим условиям договора поставки или же требованиям законодательства, покупатель может обнаружить уже после того, как оприходовал эту продукцию. Выявленные недостатки он должен зафиксировать в акте. Унифицированной формы для этого документа нет, поэтому покупатель должен разработать ее самостоятельно.

Далее покупатель выставляет претензию по качеству части товара на основании акта.
Эти документы передаются поставщику и согласуется возврат.

Задокументировать возврат можно, например, товарной накладной по форме № ТОРГ-12 или расходной накладной, составленной в произвольной форме. Главное, чтобы документ содержал все необходимые реквизиты первичного документа, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г.

Возврат товара из белоруссии в россию документы

При возврате некачественных товаров российский экспортер должен уменьшить налоговую базу по НДС, рассчитанную ранее при вывозе товаров (п. 11 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Если организация экспортировала сырьевые товары, то придется скорректировать и сумму налоговых вычетов. Ведь ???входной НДС по экспортированным сырьевым товарам можно принять к вычету только после подтверждения права на применение нулевой ставки (п. 3 ст. 172 НК РФ). Возвращенные сырьевые товары не считаются экспортированными, поэтому ?входной НДС по ним можно принять к вычету на общих основаниях: в момент принятия на учет (ст. 171, 172 НК РФ).

ФЗ.

В учете отразите: Дебет 62 Кредит 90-1 – сторнирована выручка по бракованным товарам;

Дебет 90-2 Кредит 41 – сторнирована себестоимость бракованного товара.

В момент, когда получена претензия покупателя, возврат товаров отражают как самостоятельную хозяйственную операцию. То есть именно в этот момент деньги, которые нужно вернуть покупателю, отражают в составе внереализационных расходов. Одновременно в доходах признают стоимость возвращенного товара, по которой он учитывался на дату реализации.

Обоснование

Как начислить НДС при возврате товаров, экспортированных из России в страны – участницы Таможенного союза, в связи с их низким качеством

Основания для возврата экспортированных товаров перечислены в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной 11 апреля 1980 г.

Возврат товара из белоруссии в россию документы 2017

Таким образом, в результате корректировки у компании появляется НДС к уплате в размере восстановленной суммы налога по бракованным товарам, ранее принятой к вычету.

По неподтвержденному экспорту корректировка осуществляется в разделе 6 декларации. В этом случае стоимость возвращенных бракованных товаров отражается по строке 080 (п. 43.7 Порядка). При этом в строке 090 записывается сумма НДС, которая была исчислена при реализации бракованных товаров, а в строке 100 — сумма налога, принятая к вычету по этим товарам и подлежащая восстановлению.

Учитывая положения п. 43.9 и 43.10 Порядка, если значение в строке 100 окажется больше, чем в строке 090, разница записывается в строке 160 и представляет собой сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

НДС при импорте из Казахстана в Россию

Особые правила ввоза в Россию: для кого они и в чем их суть

Состав формируемой при ввозе из ЕАЭС отчетности

Особенности включения ввозного ЕАЭС-НДС в вычеты

Итоги

Особые правила ввоза в Россию: для кого они и в чем их суть

Правила, применяемые при начислении НДС по товару, ввозимому на территорию России, определяет факт наличия/отсутствия таможни на границе. Из большинства стран мира импорт в РФ идет через таможню, налог начисляется на ней в момент ввоза. Процедуры расчета и уплаты такого налога подчинены таможенному законодательству. Налог, соответственно, платится в адрес таможни.

Однако между несколькими странами, ранее входившими в СССР, таможня упразднена. Сами эти страны объединены в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и в отношении вопросов перемещения товаров через их границы следуют единым правилам взаимодействия, изложенным в Договоре о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014).

Членами союза являются:

  • Россия;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Казахстан;
  • Киргизия.

Таким образом, Казахстан входит в состав ЕАЭС, а это означает, что в части вопросов начисления и уплаты НДС при ввозе в РФ из него будут применяться правила этого союза. Суть этих правил сводится к следующему:

  • НДС придется считать самому импортеру и платить его в налоговый орган, поскольку таможни нет.
  • Момент определения налоговой базы увязывается не с самим событием ввоза, а с фактом принятия ввезенного товара к учету или наступлением срока очередного платежа, если имеет место лизинговая сделка (п. 19 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
  • Налоговая база складывается из стоимости ввезенного товара, отраженной в сопроводительной документации, и акцизов (если товар ими облагается). Стоимость, указанную в инвалюте, пересчитывают по курсу на дату принятия товара к учету или на дату платежа, отраженную в договоре лизинга (пп. 14, 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).
  • Возникает свой набор отчетных форм, становящийся обязательным к представлению в ИФНС по итогам каждого месяца, в котором осуществлялся ввоз.
  • Для подачи отчета и уплаты налога действует особый срок, определяемый как 20-е число месяца, следующего за месяцем ввоза (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Для России возможно его смещение на более позднюю дату, отвечающую ближайшему буднему дню, если день окончания срока совпал с выходным (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

При расчете налога применяют обычные для РФ ставки (20% либо 10%), учитывая, что в отношении ряда перемещаемых товаров возможно освобождение от налогообложения. Перечень оснований для освобождения содержит ст. 150 НК РФ. Кроме того, не облагаются НДС товары, приобретенные у российского поставщика, но доставляемые покупателю по территории страны ЕАЭС (письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-13/1/10895), а также давальческое сырье (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Следовать вышеприведенным правилам должны даже лица, не являющиеся плательщиками НДС (п. 13 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС), т. е. применяющие спецрежим или освобождаемые от уплаты налога по ст. 145 НК РФ.

Состав формируемой при ввозе из ЕАЭС отчетности

Создаваемую при импорте из стран ЕАЭС отчетность отличает (п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):

  • появление уникальной для этой ситуации формы отчета — заявления о ввозе товаров (утверждено протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС…» от 11.12.2009); применение налоговой декларации особой формы КНД 1151088 (утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@);
  • возникновение обязанности вместе с заявлением и декларацией подать документы, подтверждающие осуществление уплаты налога и сведения, внесенные в заявление как в части данных о поставщике, так и в отношении исчисления НДС.

Конкретный набор подтверждающих документов зависит от условий, в которых выполняется поставка. Как правило, среди них оказываются договор (поставки или посреднический) и товаросопроводительные документы. Может иметь место счет-фактура и информационное сообщение, содержащее сведения о третьем участнике договора, если такой участник есть.

Все документы, образующие отчетность по ЕАЭС-НДС, допускается передавать в налоговый орган как в бумажном виде (подтверждающие — в заверенных копиях), так и в электронном. Заявление, сформированное на бумаге, надлежит оформить в четырех экземплярах, два из которых после появления на них отметки ИФНС следует направить иностранному поставщику.

Особенности включения ввозного ЕАЭС-НДС в вычеты

ЕАЭС-НДС можно включать в состав вычетов, уменьшающих обычный налог, начисленный к уплате по реализации на территории РФ. Однако для осуществления этой операции недостаточно будет соблюдения обычного набора требований, содержащихся в ст. 171 (п. 2) и ст. 172 (п. 1) НК РФ:

  • товар отражен в учете;
  • дальнейшим его предназначением является использование в операциях, облагаемых НДС;
  • налог уплачен.

Дополнительно необходимо иметь принятые налоговым органом (письмо Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180):

  • заявление о ввозе;
  • декларацию по форме КНД 1151088.

При составлении обычной отчетности по НДС за квартал, в котором выполнены все эти условия, подлежащую вычету сумму ЕАЭС-НДС отражают в строке 160 раздела 3 квартальной декларации, составленной по форме КНД 1151001.

Несмотря на наличие обязанности платить ввозной налог и отчитываться по нему, вычетами по ЕАЭС-НДС не смогут воспользоваться спецрежимники и лица, освобождаемые от уплаты налога по ст. 145 НК РФ, т. к. они не начисляют НДС в части продаж, осуществляемых на территории России.

В части вопросов начисления, отчетности и уплаты НДС при импорте из Казахстана следует руководствоваться правилами, содержащимися в Договоре о ЕАЭС, поскольку Казахстан является членом этого союза. Установленные для ЕАЭС-НДС правила в сравнении с применяемыми при ввозе из иных стран имеют ряд особенностей:

  • налог надо начислять самому импортеру и платить его в налоговый орган, соблюдая особые правила при определении налоговой базы;
  • необходимо создавать дополнительные отчетные документы (заявление о ввозе и налоговую декларацию специальной формы), наличие которых становится обязательным условием для принятия ввозного налога к вычету;
  • для платежей по налогу и представления в ИФНС отчетности действуют свои сроки, отличающиеся от установленных для обычного НДС.

Обязаны платить ЕАЭС-налог и отчитываться по нему также лица, не являющиеся плательщиками обычного НДС (спецрежимники и те, кто освобождается по ст. 145 НК РФ). Однако правом на включение его сумм в вычеты они воспользоваться не могут.

Как правильно оформить документально возврат и приход товара из Казахстана? Согласно законам Таможенного кодекса Евразийского экономическог

Ответ предоставил эксперт СКБ Контур. В приложении 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе установлены особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении возврата товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации товаров. В отношении товаров, возвращенных покупателями — хозяйствующими субъектами государств — членов Таможенного союза по иным причинам, особенности применения налога на добавленную стоимость указанным Договором не установлены.
В рассматриваемой ситуации осуществляется возврат товаров надлежащего качества, право собственности на который перешло к покупателю из Казахстана.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. П. 1 ст.223 ГК РФ.
Таким образом, возврат покупателями из Казахстана товаров надлежащего качества по причине невозможности дальнейшего (последующего) использования этих товаров будет оформляться как импорт из стран-участниц Таможенного союза. Данная позиция отражена в письме Минфина России от 01.02.13 № 03-07-13/01-2104.
Таким образом, учитывая приведенные аргументы, в случае возврата неиспользованного товара казахстанской организацией основания для выставления российской организацией корректировочного счета-фактуры на уменьшение отсутствуют.
Возврат товаров по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации должен быть подтвержден согласованной участниками договора (контракта) претензией, а также документами, соответствующими дальнейшему совершению операций с такими товарами. К таким документам могут относиться акты приема-передачи товаров (в случае отсутствия транспортировки возвращенных товаров), транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров), акты уничтожения или иные документы.

Как оформить возврат товара поставщику из РФ и отразить это в учете? (К. Рахманов, 14 мая 2015 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

К. Рахманов, аудитор ТОО «Ар-Аудит», СIPA

КАК ОФОРМИТЬ ВОЗВРАТ ТОВАРА ПОСТАВЩИКУ ИЗ РФ И ОТРАЗИТЬ ЭТО В УЧЕТЕ?

Товар поступил из России в марте. Часть по предоплате, например: 500 000 руб. по курсу 2,73, а часть по курсу на дату поступления 800 000 руб. по курсу 3,06. По истечении времени выяснилось, что товар бракованный. Теперь фирма хочет вернуть товар поставщику. Какой датой оформляется возврат ТМЗ поставщику из РФ? Например: возврат товара отправили транспортной компанией 10.04.2015 года. Документ возврата поставщику формируется 10.04.2015 года, и курс рубля берется на эту дату? Товар доставят поставщику РФ примерно через 10 дней. Это 20.04.2015 года. Каким числом поставщик РФ должен выписать счет-фактуру с минусом? И какие будут проводки по возврату ТМЗ поставщику?

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют».

Статья 276-23. Порядок корректировки сумм НДС, уплаченного при импорте товаров

1. В случае осуществления частичного и (или) полного возврата товаров, импортированных на территорию РК с территории государств-членов ТС, по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации до истечения месяца, в котором такие товары ввезены, отражение сведений по таким товарам в декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, а также в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не производится.

2. При частичном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации после истечения месяца, в котором такие товары ввезены, сведения по таким товарам подлежат отражению в дополнительной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам, а также в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном взамен отозванного заявления.

2-1. При полном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации после истечения месяца, в котором такие товары ввезены, сведения по таким товарам подлежат отражению в дополнительной декларации по косвенным налогам по импортированным товарам. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленное по таким товарам, отзывается методом удаления в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 276-22 настоящего Кодекса.

3. В целях настоящей статьи документами, подтверждающими полный и (или) частичный возврат товаров, импортированных на территорию РК с территории государств-членов ТС, по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации, являются:

1) согласованная налогоплательщиком-экспортером и налогоплательщиком-импортером претензия, содержащая сведения о количестве импортированных товаров, подлежащих возврату по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации;

2) акты приема-передачи товара (в случае отсутствия транспортировки возвращенных товаров);

3) транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров);

4) акты уничтожения.

Копии документов, указанных в настоящем пункте, на бумажном носителе представляются в налоговый орган одновременно с документами, предусмотренными подпунктами 2 — 8 пункта 3 статьи 276-20 настоящего Кодекса.

4. Не подлежит обложению НДС:

1) утрата товаров, понесенная налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли, установленных законодательством РК;

2) порча товаров, возникшая в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для целей настоящей статьи под утратой товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара. Порча товара означает ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей облагаемого оборота.

НДС при импорте из Белоруссии

Операция, связанная с импортом ценностей из Белоруссии, является поводом для вычисления НДС и его уплаты в российскую налоговую инспекцию. Налоговая обязанность ложится на покупателя, приобретающего в собственность импортные товары.

Добавленный налог подлежит уплате независимо от применяемой налоговой системы. Даже в том случае, когда покупатель работает на специальных режимах и не платит данный налог, при совершении импортных операций произвести уплату он обязан. Законодательным основанием, подтверждающим данную обязанность, является 13-тый пункт Протокола о взимании косвенных налогов. Данный Протокол в целом определяет порядок начисления и уплаты добавленного налога при ввозе ценностей в РФ из государств ЕАЭС и является приложением к Договору о ЕАЭС.

ЕАЭС представляет собой союз из пяти государств, между которыми торговые отношения регулируются особым образом. Республика Беларусь и Российская Федерация входят в число этих государств, а потому руководствоваться нужно положениями указанного Протокола.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Когда НДС платить не надо при ввозе из Белоруссии?

Общий порядок устанавливает обязанность для любого российского покупателя заплатить добавленный налог от стоимости ввозимых ценностей. Однако из общего правила имеется несколько исключений, при которых данной обязанности не возникает.

Косвенный налог не платится при импорте из Беларуси в РФ товаров: (нажмите для раскрытия)

  1. Которые в РФ освобождены от добавленной налоговой нагрузки, их список определяется ст.150 НК РФ;
  2. Которые не предназначены для использования в предпринимательских целях;
  3. Перемещение которых осуществляется внутри одной организации.

Данные три случая не обязывают покупателя платить НДС в бюджет РФ при совершении ввозных операций из Белоруссии.

Не нужно платить НДС при импорте из Белоруссии в РФ, если покупатель и продавец по договору – российские компании.

Формула для расчета ввозного добавленного налога

Расчет проводится на момент оприходования ценностей в бухучете российского покупателя. В день, когда товары поставлены на учет, а бухгалтер выполнил соответствующие двойные приходные записи, необходимо провести расчет НДС по формуле приведенной ниже.

НДС = (договорная цена + акциз) * Ставка

Цена берется из договора, заключенного между участниками импортной операции. Именно эта сумма подлежит передаче покупателем продавцу за полученные товары. Если она указана в иностранной валюте, то проводится ее пересчет на национальную валюту РФ на момент расчета. Для пересчета берется официальный курс Банка России.

Акциз добавляется к стоимости ввозимых ценностей, если данные ценности относятся к подакцизным в соответствии с российским налоговым законодательством. В противном случае на налоговую ставку нужно умножать только цену по договору.

Ставка определяется НК РФ, 164 статья позволяет использование одной из двух ставок:

  • 10% – для товаров из п. 2 указанной статьи (ТМЦ первой необходимость и широкого потребления населением);
  • 18% – по прочим товарам из п.3.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Срок уплаты НДС по импортным операциям из Беларуси

Обязанность по фактическому перечислению исчисленной налоговой величины возникает по окончании того месяца, когда ТМЦ были получены покупателем и оприходованы. Крайняя дата перечисления – 20-ое число следующего месяца.

Оплата совершается в отделение налоговой, расположенное по месту нахождения покупателя (месту прописки ИП, юридическому адресу юрлица).

В платежной документации указывается следующий КБК – 18210401000011000110.

Какая документация передается в ИФНС?

Покупателю нужно не только заплатить налог с товаров, ввезенных из Белоруссии, но и отчитаться перед налоговой о совершенной сделке.

В ИФНС по месту нахождения подается:

  1. Декларация по косвенным налогам – специальная форма, разработанная для информирование налоговой о ввозе ценностей из государств таможенного союза, в числе которых и Беларусь. Формат типовой, утвержден приказом 69н от 07.07.10;
  2. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов – также имеет типовой формат, разработан и утвержден Протоколом от 11.12.09 об обмене информацией между членами ЕАЭС;
  3. Сопроводительная документация к товарам – свидетельствующие о покупке и ввозе документы (договор, накладные, счет-фактура, передаточные акты, транспортные документы), подаются копии указанных бланков, заверенные надлежащим образом;
  4. Платежный бланк, свидетельствующий о факте перечисления НДС (банковская выписка).

Документы подаются в налоговую в тот же день, что производится оплата косвенного налога – по факту принятия к учету ТМЦ.

Декларация, заявления и сопроводительные документы подаются в ФНС даже в случае, когда обязанности по уплате НДС не возникает.

Покупатель должен проинформировать налоговую о совершенной импортной операции независимо от налоговой обязанности. В данном случае, в связи с отсутствием факта перечисления денежных средств в ФНС, не подаются платежные документы. Декларацию и заявление нужно заполнить, с сопроводительных документов снять копии и заверить. Подготовленную документацию 20-го числа следующего месяца следует передать в налоговый орган.

В течение десяти дней налоговая ставит на заявлении отметку об уплате налога или отсутствии налоговой обязанности в данной операции.

Как учитывается уплаченный НДС с импорта?

Порядок учета перечисленной налоговой суммы зависит от того, является покупатель плательщиком добавочного налога или нет.

Плательщики НДС, то есть фирмы на классическом режиме, не освобожденные от такой налоговой нагрузки, вправе уплаченную сумму зачесть в виде вычета по НДС в налоговой декларации. То есть на сумму НДС с импорта уменьшается итоговый налог к уплате. Выполнить это можно при подаче декларации по НДС за тот квартал, в котором налоговая сделала отметку на поданном заявлении о факте уплаты добавочного налога.

Неплательщики НДС – фирмы на специальных режимах и освобожденные по одной из статей НК РФ не имеют права на вычет. Уплаченную сумму они могут учесть в расходах.

Пример заполнения декларации по косвенным налогам при импорте из Белоруссии

Декларация может быть подана на бумаге или через ТКС. Первый случай возможен только при выполнении условия о средней численности работниках, не превышающей ста.

Бланк включает в себя титульную страницу, два раздела и приложение: (нажмите для раскрытия)

  • Титульная страница – обязательна для всех;
  • Раздел 1 – обязателен для всех лиц, подающих декларацию, показываются налоговые суммы к перечислению;
  • Раздел 2 – оформляется только в отношении импортных операций подакцизных товаров, показываются акцизные суммы, подлежащие перечислению;
  • Приложение – оформляется только по подакцизным приобретениям, проводится расчет акцизной суммы.

Порядок заполнения первого раздела:

Наименование строки Вносимая информация
010 ОКТМО организации покупателя.
020 КБК для уплаты косвенного налога, в данном случае 18210401000011000110.
030 Сумма показателей полей 031-035. Строки 032-035 заполняются, если соответствующие ценности ввозились.
031 НДС с ввезенных ценностей (не включается налог, показанный в строках ниже 032-035).
032 НДС по продуктам переработки.
033 НДС по товарам, полученным от выполненных работ.
034 НДС по товарам, ввезенным по соглашениям займа.
035 НДС по предметам лизинга.
040 Стоимость необлагаемых товаров.

Пример заполнения заявления о ввозе товаров из Белоруссии

Заявление подается либо в электронном формате по ТКС, либо в бумажном. Если выбирается бумажный вариант подачи, то формируется 4 его экземпляра, при этом прикладывается также электронный носитель с экземпляром заявления в электронном виде.

Если между покупателем и продавцом заключено несколько договорных соглашений, в рамках которых ввозятся ценности, то по каждому такому соглашению импортеру нужно подготовить отдельное заявление.

Если товар получен по нескольким накладным, спецификациям от одного продавца, то все их можно включить в один бланк заявления.

В заявлении три раздела и приложение:

  • Первый – оформляется всеми импортерами;
  • Второй – не заполняется импортерами, предназначен для оформления налоговиками;
  • Третий – заполняется импортером в отдельных случаях (в сделке участвует посредник; продавец не является резидентом Белоруссии; реализация не облагалась НДС в Белоруссии);
  • Приложение – заполняется, если в сделке было задействовано более трех лиц (отражаются реквизиты других участников).

Заполнение первого раздела

В верхней части первого раздела указывают:

  • Реквизиты покупателя и поставщика (идентификационный код и наименование);
  • Адрес продавца и код страны (для Белоруссии 112);
  • Адрес и код страны покупателя (для РФ 643);
  • Реквизиты договора и спецификации к нему (если есть);
  • Сведения о посреднике (если таковой был).

Таблица показывает сведения о ввозимых ценностях. Не нужно построчно вносить каждое наименование товара. ТМЦ группируются – по каждой отдельной строке приводятся данные по ценностям, облагаемым разными ставками, с разными единицами измерения и ввезенным по разным сопроводительным документам.

Порядок заполнения таблицы первого раздела

Номер графы Вносимая информация
1 № записи по порядку
2 Название ввозимого товара, берется из сопроводительной документации. Можно указать обобщающее название идентичным товарам, например, «мебель» вместо указания каждого отдельного предмета мебели.
3 10-тизначный код из ТН ВЭД, заполняется только по ценностям, облагаемым по ставке 10%, а также по подакцизным ценностям.
4 Единица измерения (из сопроводительных документов).
5 Количество из документов поставщика.
6 Документальная стоимость.
7 Код валюты (для белорусского рубля цифровой код 974, для российского – 643).
8 Курс Банка России на день оприходования товаров в учете покупателя. Заполняется только по тем ценовым показателям, которые выражены в иностранной валюте.
9 и 10 Реквизиты транспортных документов
11 и 12 Реквизиты счета-фактуры от продавца. Если с/ф нет, то указывают реквизиты любого другого сопроводительного документа, в котором прописана стоимость (можно указать те же реквизиты, что и в графах 9 и 10).
13 День оприходования товаров покупателем.
14 База для расчета акциза, заполняется только по товарам, подлежащим обложению акцизом.
15 Стоимость позиции в российских рублях. Если в гр.6 стоимость также указана в российских рублях, то она переносится в гр.15. Если в гр.6 сумма выражена в иностранной валюте, то проводится пересчет на дату, указанную в гр.13, с учетом курса, прописанного в гр.8.
16 или 17 Ставка акциза.
18 Соответствующая налоговая ставка НДС. Если налогом не облагается операция, то пишется «льгота».
19 Величина акциза, полученная как результат умножения показателей полей 14 и 16 (17).
20 Величина налога к уплате, полученная как результат умножения значений из полей 15 и 18. Поле не заполняется, если операция не облагается добавленным налогом.

Пример заполнения заявления

Пример заполнения заявления о ввозе товаров из Белоруссии

Косвенные налоги при торговле с Белоруссией и Казахстаном

С 1 июля 2010 г. организации, которые имеют деловых партнеров в Белоруссии и Казахстане, должны уплачивать НДС и акцизы при экспорте и импорте товаров по новым правилам.

Чем руководствоваться

Новые принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (далее — Соглашение от 25.01.2008).

В соответствии с данным документом был принят Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Порядок). Он был ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ.

Тем не менее компании не могли применять перечисленные документы до тех пор, пока соответствующее решение не будет принято Межгосударственным советом ЕвразЭс. Теперь такой документ есть. Это решение Межгосударственного совета ЕвразЭс от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза». В нем сказано, что Соглашение от 25.01.2008 и соответствующие протоколы от 11.12.2009 вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Напомним, что ранее организации применяли порядок взимания косвенных налогов, установленный в следующих документах:

  • Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10. 2000;
  • Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее — Соглашение от 15.09.2004).

После вступления в силу нового Порядка данные документы применяются в той мере, в которой они совместимы с Соглашением от 25.01.2008.

Новый Порядок во многом дублирует порядок, действовавший при экспорте и импорте товаров с Республикой Беларусь. Но есть и новшества.

Импорт товаров из Белоруссии и Казахстана

Принцип взимания НДС и акцизов при импорте остался прежним. Налоги взимаются на территории того государства, в которое они ввозятся (ст. 3 Соглашения от 25.01.2008). Таким образом, при ввозе товаров в Россию из Белоруссии и Казахстана налоги взимаются российскими налоговыми органами. При этом налоги не уплачиваются, если ввозимые товары не подлежат налогообложению при ввозе в соответствии с законодательством страны-импортера. Ставки косвенных налогов на импортируемые товары не превышают ставки НДС и акцизов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Кто заплатит налоги?

Косвенные налоги уплачиваются по месту постановки на учет организаций — собственников товаров. Таковыми признаются лица, которые обладают правом собственности на товары или к которым переход права собственности на товары предусмотрен договором (п. 1 ст. 2 Порядка). Обязанность по уплате НДС и акцизов установлена и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы (п. 1 ст. 2 Порядка).

Обратите внимание: ранее Соглашением от 15.09.2004 между Россией и Белоруссией было закреплено, что в стране импортера не взимаются косвенные налоги при импорте товаров, ввозимых для переработки, а также при транзите товаров. В Соглашении от 25.01.2008 такой порядок прямо не предусмотрен.

В Порядке четко прописаны правила уплаты налогов в следующей ситуации. Предположим, российская и белорусская организации заключили договор поставки товаров на территорию РФ. Товары ввозятся с территории Казахстана. Кто должен платить косвенные налоги? Ответ на вопрос содержится в п. 1.2 ст. 2 Порядка. НДС и акцизы взимаются на территории государства, в которое импортируются товары. В нашем примере налоги перечисляет российская компания.

Налог также уплачивается в том случае, когда товары ввозятся на территорию РФ с территории государств — членов Таможенного союза на основании договора между российской организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза. Налог уплачивает организация-импортер (п. 1.5 ст. 2 Порядка).

Налоговая база по НДС

Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров, но не позднее срока, установленного законодательством государства, на территорию которого ввозится товар (п. 2 ст. 2 Порядка). Налоговая база исчисляется исходя из стоимости товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Стоимостью приобретенных товаров признается цена сделки, уплачиваемая поставщику за товары (работы, услуги) по договору. Аналогичное правило действует и в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении.

Если товары получены по товарообменному договору или по договору товарного кредита, стоимостью товаров считается их цена, предусмотренная договором. Если такая информация в договоре отсутствует, стоимость товаров берется из товаросопроводительных документов. В том случае, когда и товаросопроводительные документы не содержат таких сведений, налоговая база рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета.

При ввозе продуктов переработки налоговая база определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

В прежнем порядке определения налоговой базы при импорте товаров, установленном Соглашением от 15.09.2004, были предусмотрены несколько другие правила. Например, налоговая база рассчитывалась исходя из стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку. В Порядке о таких расходах не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что они не участвуют в определении налоговой базы по НДС у импортера из Белоруссии и Казахстана.

внимание

Хотя в Соглашении от 25.01.2008 прямо не предусмотрено, что при ввозе товаров для переработки с последующим вывозом или транзитом косвенные налоги в стране импортера не взимаются, этот факт не должен пугать. Ведь при помещении товаров под таможенный режим транзита налог не уплачивается в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, а при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается в силу подп. 4 п. 1 ст. 151 НК РФ при условии, что продукты переработки вывозятся с таможенной территории РФ в определенный срок

Налоговая база по акцизам

До 1 июля 2010 г. налоговую базу по акцизам определяли так. По импортируемым товарам, для которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговой базой признавался объем ввезенных товаров. Теперь по таким товарам налоговой базой является не только их объем, но и количество, а также иные показатели (п. 4 ст. 2 Порядка). А вот для товаров, в отношении которых действуют адвалорные ставки акцизов, расчет налоговой базы не изменился. Это стоимость импортированных подакцизных товаров.

Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия импортером на учет таких товаров.

Уплата налогов и отчетность

В Порядке установлены те же сроки уплаты косвенных налогов, что и в Соглашении от 15.09.2004. Налог на добавленную стоимость и акцизы перечисляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Исключение составляют акцизы по маркируемым подакцизным товарам. Они уплачиваются в сроки, установленные законодательством государства — члена Таможенного союза (п. 7 ст. 2 Порядка).

Суммы косвенных налогов, уплаченные по импортированным товарам, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза, на территорию которого ввозятся товары (п. 11 ст. 2 Порядка).

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, организации должны представить в налоговые органы налоговую декларацию (п. 8 ст. 2 Порядка). К ней необходимо приложить:

  • заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  • выписку банка, подтверждающую факт уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, когда это предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза. Если у организации есть переплата по налогам либо суммы косвенных налогов подлежат зачету или возврату, то налоговый орган выносит решение об их зачете или возврате в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписку банка представлять в налоговые органы не надо;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров;
  • счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в том случае, если их выставление предусмотрено законодательством государства, с территории которого производится импорт товаров;
  • договоры (контракты), на основании которых приобретены импортированные товары (при товарном кредите (займе) — договоры товарного кредита (займа), при изготовлении товаров — договоры об изготовлении товаров, при переработке давальческого сырья — договоры на переработку давальческого сырья);
  • информационное сообщение контрагента о поставщике, у которого были приобретены импортированные товары.

Этот документ представляется в том случае, когда договор поставки заключен с компанией одного государства — члена Таможенного союза. Аналогичное сообщение представляется и в том случае, если поставщик импортированных товаров не является собственником реализуемых товаров, а выступает в качестве комиссионера или поверенного агента. Если сообщение составлено на иностранном языке, то к нему необходимо приложить перевод на русском языке;

  • договоры комиссии, поручения или агентский договор (конечно, при условии, что они заключались);
  • договоры, на основании которых приобретены товары по договорам комиссии, поручения или агентскому договору.

В Порядке четко прописаны правила составления декларации, если на территорию государства — члена Таможенного союза ввезены товары ненадлежащего качества или комплектации. При возврате такие товары, ввезенные в месяце принятия их на учет, в налоговой декларации не отражаются. Если возврат осуществляется в более поздние сроки, то в налоговые органы подается уточненная декларация (п. 9 ст. 2 Порядка).

внимание

Если товары при импорте из государства — члена Таможенного союза будут поступать часто (например, ежемесячно), то российский импортер почувствует явную налоговую несправедливость. Ведь ему придется ежемесячно представлять декларации по НДС, в то время как все остальные налогоплательщики, включая ввозящих товары с территории других государств (не членов Таможенного союза), в силу п. 5 ст. 174 НК РФ подают декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть ежеквартально

Ответственность

Соглашение от 15.09.2004 не предусматривало ответственности за нарушение порядка взимания косвенных налогов при импорте товаров. Порядок восполнил этот пробел. Теперь в случае неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам либо перечисления налогов в более поздний срок налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных в государстве — члене Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары. Аналогичное наказание предусмотрено и для тех компаний, которые не представят в срок декларацию или в ней будут отражены искаженные сведения (п. 9 ст. 2 Порядка).

Экспорт товаров из России

Как и прежде, при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС. Кроме этого компании освобождаются от уплаты акцизов (п. 1 ст. 1). Таким образом, российские организации, экспортирующие товары в Белоруссию и Казахстан, не уплачивают косвенные налоги.

Льготу нужно подтвердить

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией необходимо представить следующий пакет документов (их копий):

  • договоры, на основании которых осуществляется экспорт товаров (в случае товарного кредита (займа) — договоры товарного кредита (займа), в случае вывоза товаров на основании договоров на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья — соответствующие договоры);
  • выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет организации-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров (при наличных расчетах — выписку банка о внесении организацией-экспортером полученных сумм на его расчетный счет, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление выручки в кассу). При осуществлении товарообменных операций, предоставлении товарного кредита компания-экспортер сдает в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров, полученных е по указанным сделкам;
  • заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления приведена в приложении № 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров;
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов.

В Порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров теперь прямо прописано, что пакет документов необходимо представить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В Соглашении от 15.09.2004 речь шла о сроке в 90 дней, что приводило к постоянным спорам с налоговыми органами, поскольку не соответствовало срокам, установленным главой 21 НК РФ.

Пропущен срок — заплати налоги

Организация, которая пропустила установленный срок для сдачи документов, должна перечислить в бюджет суммы косвенных налогов. Это необходимо сделать за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. При этом для НДС датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, оформленного в адрес покупателя (получателя) товаров. Такой же порядок действует и при исчислении акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья. Для подакцизных товаров из давальческого сырья датой отгрузки признается дата подписания акта их приема-передачи.

За нарушение сроков уплаты косвенных налогов налоговый орган взыскивает суммы налогов и пени. Обратите внимание: штрафные санкции налоговые органы применят и в том случае, если выяснится, что представленные сведения не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза обмена информацией (п. 6 ст. 1 Порядка).

Компания может представить необходимые документы для подтверждения нулевой ставки НДС и применения освобождения от уплаты акцизов и в более поздние сроки. Тогда перечисленные в бюджет косвенные налоги можно принять к вычету. Однако следует помнить, что начисленные и уплаченные суммы пеней, штрафные санкции возврату и зачету не подлежат (п. 3 ст. 1 Порядка).

Правила для лизинга

В Порядке особое внимание уделено лизинговым операциям. Заметим, что в Соглашении от 15.09.2004 правила уплаты косвенных налогов при перемещении товаров по договорам лизинга установлены не были.

Вывоз товаров по договору лизинга

Если компания перемещает товары из России в Белоруссию или Казахстан на основании договора лизинга, она также применяет нулевую ставку по НДС и освобождается от уплаты акцизов (п. 9 ст. 1 Порядка). При этом пакет документов, подтверждающий льготный порядок налогообложения, несколько отличается от того, который представляется при экспорте товаров. Так, вместо договора, на основании которого осуществляется экспорт товаров, в налоговые органы представляется договор лизинга. Если по условиям договора лизинга право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю, организация-экспортер должна включить в пакет документов выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление на расчетный счет лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости предметов лизинга).

В Порядке установлены правила определения налоговой базы при вывозе товаров по договору лизинга. Она рассчитывается на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором, но не более суммы фактически полученного платежа. Соответственно вычет «входного» НДС по переданному на экспорт лизинговому имуществу производится в части, приходящейся на стоимость товаров по полученному лизинговому платежу (п. 9 ст. 1 Порядка).

Если компания ввозит лизинговые товары

Имеет свои особенности и порядок определения налоговой базы при ввозе на территорию РФ товаров по договору лизинга, если его условиями предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю. Налоговая база определяется в размере части стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором на дату ее оплаты (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы (п. 3 ст. 2 Порядка).

Если товары ввозятся на территорию РФ по договору лизинга, то перечислить косвенные налоги нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем срока платежа, предусмотренного договором лизинга. В этот же срок надо представить в налоговый орган и соответствующую налоговую декларацию (п. 7 и 8 ст. 2 Порядка). Кроме того, выписка из банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов, сдается в налоговые органы при наступлении срока платежа по договору лизинга (подп. 2 п. 8 ст. 2 Порядка).

При первой уплате НДС организация — импортер лизинговых товаров обязана представить в налоговые органы документы, перечисленные в подп. 1—8 п. 8 ст. 2 Порядка. В дальнейшем одновременно с налоговой декларацией нужно сдавать только заявление и выписку из банка.

справка

Согласно ст. 7 НК РФ положения международных договоров по вопросам налогообложения имеют приоритет над нормами НК РФ. Следовательно, российские налогоплательщики, которые ввозят (вывозят) товары на территорию (с территории) государства — члена Таможенного союза, должны все ответы на вопросы по обложению НДС и акцизами сначала искать в Соглашении от 25.01.2008 и в Порядке. В них может содержаться прямой отсыл к главам 21 и 22 НК РФ (как в случае вычетов). Но если проблема совсем не урегулирована данными документами, тогда ее решение тоже следует искать в НК РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *