Имэи минэкономразвития

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ НОВОСТИ

Институт макроэкономических исследований (ИМЭИ) является одним из ведущих научных научно-исследовательских центров страны. Специалисты Института проводят научные исследования по следующим основным направлениям:

Институт участвует в формировании концепции стратегии социально-экономического развития Российской Федерации; при этом осуществляется разработка методического обеспечения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды; при этом крайне актуальной является выработка предложений по перечню стратегических приоритетов, целей и мер обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, мер по предотвращению выявленных и прогнозируемы рисков угроз.
Прорабатываются фундаментальные направления стратегического планирования Российской Федерации, такие как прогноз производственного потенциала националь-ной экономики на средне- и долгосрочный период, прогноз спроса на инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, по источникам финансирования, видам основных фондов на среднесрочную и долгосрочную перспективу; исследование возможностей и ограничений экономического роста, обусловленных уровнем развития человеческого капитала в Российской Федерации; научно-методические разработки вопросов стимулирования спроса на инновации в бюджетном секторе.
Осуществляется значительный объем работ в сфере государственного программирования и формирования государственных программ; совершенствуются методы оценки макроэкономических эффектов от реализации государственных программ Российской Федерации; разрабатываются предложения по встраиванию государственных программ Российской Федерации в бюджетный процесс и формирование предложений к новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации; разрабатывается инструментарий для проведения сценарных расчетов основных параметров бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проводятся разработки по развитию инновационной сферы: по научно-методическому сопровождению реализации проектов технологических платформ; экспертно-аналитическому сопровождение актуализации программ инновационного развития компаний с государственным участием и внедрения механизма материального стимулирования высшего руководства компаний к инновационной деятельности на основе ключевых показателей эффективности.
Прорабатываются проблемы нормативно-правового регулирования оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и другие актуальные направления.
В научной деятельности ИМЭИ принимают участие такие признанные специалисты, как: академик РААСН Любовный В.Я., д.э.н., д.т.н. проф. Райзберг Б.А., д.э.н., д.э.н., проф. Афонцев С.А., д.э.н. Стрижкова Л.А., проф. Виссарионов А.Б., д.э.н., Замараев Б.А., д.э.н. Топилин А.В., д.э.н. Кузнецов С.Г., д.физ.мат.н. Баскаков В.Н., к.э.н., доц. Кириченко И.А., к.э.н. Мухина И.А., к.геогр.н. Кузнецова Г.Ю. к.т.н. Балобанов С.В. и другие.

СОБЫТИЯ Института макроэкономических исследований

ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ Института макроэкономических исследований

Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 979 предусматривается так называемая реорганизация Всероссийской академии внешней торговли в форме присоединения к ней Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» и Федерального бюджетного научного учреждения «Институт макроэкономических исследований» с потерей научными учреждениями статуса юридического лица. По сути, речь идет о полной реорганизации всей системы подведомственных Министерству федеральных бюджетных учреждений, а если называть вещи своими именами — то о ее разгроме. И в данном случае не важно, делается ли это с умыслом или по недомыслию.

Почему реорганизация подведомственных Минэкономразвития России организаций проходит в форме присоединения к Всероссийской Академии внешней торговли двух государственных научных учреждений, в том числе Института макроэкономических исследований? Каков народно-хозяйственный эффект присоединения многопрофильных научных учреждений к узкопрофильной образовательной организации?

Дело не в оптимизации расходов

Если уж министерство вдруг (об этом чуть позже) озаботилось реорганизацией подведомственных бюджетных структур, то куда логичнее, рациональнее и эффективнее выглядел бы вариант реорганизации на базе одного из названных научных учреждений. С другой стороны, в ведении Минэкономразвития России находится Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Высшие курсы иностранных языков (Центр) Министерства экономического развития Российской Федерации». Именно эти курсы логично было бы присоединить к Академии внешней торговли, однако они сохраняют свою самостоятельность. Очевидно, что дело тут совсем не в оптимизации управленческих расходов. Довольно странная оптимизация, шитая белыми нитками, не имеющая никакого отношения к экономии управленческих расходов и имеющая правовую, политическую и нравственную составляющие.

Академия внешней торговли является образовательным учреждением, профиль которого никоим образом не связан с функциями Минэкономразвития России. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования осуществляет Минобрнауки России. Подведомственная принадлежность Академии Минэкономразвития России — анахронизм, доставшийся ведомству в наследство от бывшего Министерства экономического развития и торговли РФ. В актуальной редакции Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации (действует с 10.01.2016) прямо зафиксировано, что это ведомство не осуществляет функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли (п. 1 Положения). Как известно, функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, отнесены к компетенции Минпромторга России (абз. 4 п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации).

Напротив, Институт макроэкономических исследований, являющийся прямым правопреемником Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР, изначально создавался как генератор идей для Госплана СССР/Минэкономразвития России. В настоящее время институт является одной из ведущих научных организаций страны в областях, прямо отнесенных к функциям Министерства экономического развития — выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, а также формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ. Данные направления научных исследований давно и плодотворно разрабатываются в НИЭИ и ИМЭИ как его прямом правопреемнике. Достаточно сказать, что еще в 1968 г. коллектив сотрудников НИЭИ получил Государственную премию СССР за разработку системы моделей баланса народного хозяйства и оптимизационных межотраслевых моделей, которые с успехом используются и в настоящее время.

Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 979 предусматривается сохранение основных целей деятельности Академии — повторим, непрофильных для министерства. Для понимания этого очевидного факта достаточно ознакомиться с перечнем факультетов и кафедр Академии. В то же самое время не предусматривается никаких социальных гарантий научным работникам и гарантий сохранения целей деятельности научных организаций, выполняющих широкий спектр прикладных научных исследований по заказам Минэкономразвития России. В условиях, когда страна взяла давно ожидаемый и выстраданный курс на импортозамещение, подведомственная Минэкономразвития России непрофильная (как по сути, так и формально) Академия внешней торговли банально поглощает два научных учреждения, имеющих богатый опыт научного обеспечения деятельности министерства в сфере прогнозирования, стратегического планирования и программирования национальной экономики.

Смогут ли кадровые сотрудники научных учреждений продолжать свою деятельность в рамках новой организации с туманными перспективами? И речь ведь не об отдельных сотрудниках (незаменимых, как говорится, нет), а об устоявшихся научных коллективах со сложившейся структурой функций и рабочих взаимоотношений.

МЭР рискует остаться без научного сопровождения

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений был утвержден постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539. Возникает вполне резонный вопрос: почему Минэкономразвития России озаботилось реорганизацией подведомственных научных организаций именно сейчас, более пяти лет спустя, когда взят курс на импортозамещение, принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации? Именно сейчас, когда требуется разработка свежих подходов и рекомендаций, научные коллективы отвлекаются от своих непосредственных обязанностей и втягиваются в формальности реорганизационных процедур и атмосферу неуверенности.

В конце концов, министры приходят и уходят, а федеральные органы исполнительной власти и возложенные на них функции остаются. Весьма вероятным и логичным выглядит сценарий со сменой учредителя Академии внешней торговли по результатам предстоящей административной реформы. Не исключено, что инициаторы реорганизации торопятся реализовать эту свою акцию до ее осуществления. В результате Минэкономразвития России рискует остаться вообще без подведомственных учреждений, обеспечивающих научное сопровождение его деятельности в сфере стратегического планирования и программирования. Попутно приказом министра от 15.02.2016 № 65 в целях «оптимизации» структуры центрального аппарата министерства ликвидирован Департамент стратегического развития. Сам текст приказа не опубликован, на сайте министерства размещено информационное сообщение.

В чем заключается интерес Минэкономразвития России как федерального органа исполнительной власти — большой вопрос. Впрочем, как известно, министр А. Улюкаев давно демонстрирует пренебрежительное отношение к стране, в которой он вынужден проживать, и даже выразил его в своем стихотворном обращении к сыну: «Езжай, мой сын, езжай отсель/На шарике найдешь теперь/Немало мест, где шаг вперед/Необязательно пятьсот/Шагов назад…» Пишет это, подчеркнем еще раз, министр экономического развития Российской Федерации.

Бенефициары и последствия

Очевидно, что непосредственным бенефициаром принятого решения является нынешнее руководство Академии внешней торговли и аффилированные лица. При любом сценарии развития событий, включая смену учредителя, сохраняются цели деятельности Академии, увеличивается объем бюджетного финансирования за счет средств поглощаемых научных учреждений с возможными массовыми сокращениями научных сотрудников, на баланс передаются новые объекты недвижимости в престижных районах Москвы. Единственно, что может беспокоить руководство Академии — выдержит ли такую нагрузку нынешний ректор Академии внешней торговли С. Синельников-Мурылев, совмещающий в настоящее время три высоких административных поста (ректор Академии внешней торговли, проректор РАНХиГС, научный руководитель Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара) и имеющий доходы, почти на треть превышающие доходы ректора самого престижного в мире Гарвардского университета и практически в четыре раза выше, чем у ректора МГУ им. М.В. Ломоносова. Такие кадры надо беречь. Правда, научные заслуги доктора наук, профессора, обладателя докторской степени Университета им. Пьера Мендеса Франса, Синельникова-Мурылева несколько скромнее — на 167 его публикаций (в основном это — оперативный мониторинг текущей ситуации, который трудно назвать научной работой), включенных в Российский индекс научного цитирования, приходится аж 254 соавтора.

Решение о реорганизации подведомственных учреждений принималось внутриведомственной Комиссией по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Минэкономразвития России. Оценивала ли эта комиссия все риски принимаемого решения и готовы ли ее члены принять на себя и нести всю полноту персональной ответственности за его последствия?

Ссылки на доходы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *