Содержание
С 1 июля 2012 года вступают в силу положения Федерального закона от 3 декабря 2011 года № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» («Закон»). Законом предусмотрено создание в РФ новой разновидности коммерческой организации – хозяйственного партнерства.
По логике законодателя, хозяйственное партнерство должно выступать в роле проектной компании, которая будет использоваться при осуществлении инновационной (в том числе и венчурной) деятельности.
Отметим, что в настоящее время в коммерческой деятельности на территории РФ наиболее часто используются конструкции общества с ограниченной ответственностью («ООО»), закрытого акционерного общества («ЗАО») и открытого акционерного общества («ОАО»). К числу ключевых особенностей хозяйственного партнерства можно отнести следующее:
- в отличие от ООО и ЗАО, хозяйственное партнерство не может быть создано одним лицом. Однако, в отличие от ОАО, для хозяйственного партнерства (так же, как и в ООО и ЗАО) установлен лимит участников – не более 50 лиц;
- в отличие от ООО, ЗАО и ОАО, хозяйственное партнерство не может осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
- хозяйственное партнерство ограничено в своей правоспособности в том смысле, что оно не может выступать учредителем других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций;
- в отличие от ООО, ЗАО и ОАО, не установлен минимальный размер собственного капитала хозяйственного партнерства. При этом вкладом в капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций, эмитенты которых должны быть определены Федеральной службой по финансовым рынкам;
- Закон позволяет участникам хозяйственного партнерства максимально полно регламентировать свои внутрикорпоративные отношения путем заключения соглашения об управлении партнерством. Отметим, что соглашение об управлении партнерством в силу своей гибкости значительным образом отличается от договора об учреждении общества в ООО и акционерного соглашения в ЗАО и ОАО;
- подобно регулированию перехода права участия в ООО и ЗАО, в хозяйственном партнерстве установлено преимущественное право при отчуждении доли в складочном капитале;
- по сравнению с положениями законодательства ООО, ЗАО и ОАО, Закон не устанавливает четко структуру органов управления хозяйственным партнерством, регулируя только положение единоличного исполнительного органа. В силу прямого указания Закона, структура управления конкретного хозяйственного партнерства во многом устанавливается соглашением об управлении партнерством.
Поскольку хозяйственное партнерство предназначено для участников именно инновационной деятельности, где чрезмерный государственный контроль и административные барьеры могут принести больше вреда, чем пользы, процедура создания, реорганизации и ликвидации хозяйственного партнерства носит упрощенный характер. Однако в отношении реорганизации партнерства установлено ограничение – она может осуществляться только в форме преобразования в акционерное общество (при этом не указано, в какой именно тип акционерного общества – в ЗАО или ОАО).
Несомненным плюсом хозяйственного партнерства является отсутствие требований к минимальному размеру собственного капитала и отсутствие необходимости соблюдения целого ряда административных требований, возникающих при повышении/уменьшении капитала в иных коммерческих организациях. Снятие такого рода барьеров должно способствовать развитию венчурной деятельности в России.
Одна из главных особенностей хозяйственного партнерства состоит в наделении участников значительной свободой в плане выбора способа управления, структурирования внутренних отношений между участниками, возможности устанавливать различный режим прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства. Воплощением диспозитивного регулирования деятельности хозяйственного партнерства является соглашение об управлении партнерством. Достаточно высокая степень диспозитивного регулирования должна, по логике законодателя, способствовать повышения адаптивности хозяйственного партнерства к конкретному инновационному проекту.
Законодатель видит хозяйственное партнерство как активного участника инновационной деятельности. Соответственно, очевидной становится необходимость обеспечения защиты IP-активов хозяйственного партнерства как проектной компании, без которых оно теряет свою потенциальную ценность. Поэтому законодатель предоставляет возможность участникам партнерства исполнить от имени партнерства обязательства партнерства, если в результате неисполнения партнерством своих обязательств потребуется обращение взыскания на IP-активы.
Законом предусматривается формирование в партнерстве складочного капитала, по аналогии с полным товариществом и товариществом на вере. Вкладом в складочный капитал могут быть вещи, деньги, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. Законом впервые устанавливается обязанность участника партнерства уплачивать проценты за просрочку внесения вклада в складочный капитал партнерства. Это позволяет обеспечить стабильность финансирования партнерства, например при реализации инвестиционного проекта. Интересным представляется ограничение на внесение в складочный капитал ценных бумаг, за исключением облигаций обществ, список которых будет определен ФСФР России.
Наличие складочного капитала и ответственности за нарушение сроков последовательного внесения вкладов в него, таким образом делает хозяйственное партнерство весьма привлекательной формой для реализации инновационных инвестиционных проектов с венчурным финансированием.
По аналогии с хозяйственными обществами Законом предусматривается создание и функционирование единоличного исполнительного органа. Соглашением о ведении деятельности могут быть предусмотрено, среди прочего порядок одобрения действий единоличного исполнительного органа.
Доли участников партнерства могут являться предметом сделок, в том числе залога. Порядок осуществления таких сделок определяется главным образом соглашением о ведении деятельности. Законом установлен лишь порядок осуществления партнерством и участниками преимущественного права на покупку доли участника. При этом данное право может быть отменено соглашением о ведении деятельности.
На долю участника партнерства может быть обращено взыскание в объеме действительной стоимости данной доли, рассчитываемой на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения взыскания.
Широкие дискреционные полномочия участников партнерства касательно отчуждения долей в нем должны, по мнению законодателя, облегчить иностранному инвестору участие в инвестиционных проектах, поскольку подобные следки, например с долями в уставном капитале ООО чересчур «зарегулированы» и не обеспечивают должной прозрачности свободы действий инвестору.
В качестве общего комментария к Закону необходимо выделить особый, промежуточный характер хозяйственного партнерства как связующего звена между простыми товариществами («объединениями лиц»), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 36 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
И КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
22 ноября 2017 года
Одобрен
Советом Федерации
29 ноября 2017 года
Статья 1
1) часть 8.1 изложить в следующей редакции:
«8.1. В случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования либо на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, досрочные выборы главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу.»;
2) часть 8.2 изложить в следующей редакции:
«8.2. В случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования либо на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, до вступления решения суда в законную силу.».
Статья 2
Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391) следующие изменения:
1) часть 2 статьи 219 после слова «заявление» дополнить словами «об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования,»;
2) часть 2 статьи 226 после слова «дела» дополнить словами «об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования,»;
3) часть 2 статьи 298 после слов «роспуске представительного органа муниципального образования,» дополнить словами «об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования,»;
4) часть 4 статьи 305 после слов «роспуске представительного органа муниципального образования,» дополнить словами «об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования,».
Организационно-правовые формы юридических лиц:
Коммерческие корпоративные организации:
ООО, АО, производственный кооператив, КТ, ПТ, ХП.
Некоммерческие корпоративные организации:
общественная организация, ассоциация (союз), потребительский кооператив, ТСН, казачье общество, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Некоммерческие унитарные организации:
АНО, фонд, учреждение, религиозная организация.
С 1 июля 2012 года юридические лица могут создаваться в форме хозяйственных партнерств.
Хозяйственное партнерство — это коммерческая организация, порядок учреждения и деятельности которой установлены федеральным законом от 3 декабря 2011 года No 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» и Гражданским кодексом РФ.
По мысли законодателя, добавившего новую организационно-правовую форму юридического лица к уже существующим (таким как ООО, АО, ОАО и др.), хозяйственное партнерство в наибольшей степени отвечает потребностям ведения инновационной и венчурной деятельности.
В целом же, хозяйственное партнерство (ХП) по многим характеристикам имеет сходство с обществом с ограниченной ответственностью.
Так, складочный капитал ХП, аналогично уставному капиталу ООО, разделен на доли. Однако, в отличие от ООО, минимальный размер складочного капитала ХП законодательно не установлен.
ХП имеет участников, вносящих свои вклады в складочный капитал. Участниками партнерства могут быть как юридические, так и физические лица. Но участники ООО обязаны внести не менее 50% своих вкладов в уставный капитал до регистрации и 50% в течение года с момента регистрации ООО, то сроки оплаты складочного капитала хозяйственного партнерства устанавливаются соглашением об управлении партнерством, заключаемом между участниками, и могут быть произвольными.
Если ООО может быть учреждено одним участником, количество участников хозяйственного партнерства не может быть менее двух. Но, так же как в ООО, максимально ХП может иметь 50 участников. Если число участников ХП превысило 50, организация должна в течение года с момента превышения быть преобразована в акционерное общество.
При учреждении ХП заключается соглашение об управлении партнерством. Оно подлежит обязательному нотариальному удостоверению и в дальнейшем хранится у нотариуса. Сторонами соглашения могут быть все участники партнерства, а также лица, участниками не являющиеся. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).
Учредительным документом хозяйственного партнерства является устав.
Важные особенности хозяйственного партнерства:
1. Единоличным исполнительным органом (генеральным директором, президентом иди др.) можут быть только физическое лицо, избираемое из числа его участников. Назначение на должность руководителя партнерства иного лица не допускается.
2. Законодательно закреплен запрет на размещение партнерством рекламы своей деятельности.
3. Партнерство обязано избрать аудитора (аудиторскую организацию либо индивидуального аудитора в соответствии с законом о «Об аудиторской деятельности»).
Участники партнерства не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вместе с тем, если в случае отсутствия или недостаточности у хозяйственного партнерства имущества для удовлетворения его обязательств потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные обязательства перед кредиторами могут быть полностью или частично погашены в добровольном порядке одним, несколькими или всеми участниками партнерства.
Участник ХП вправе продать или иным способом уступить свою долю в складочном капитале другому участнику партнерства, самому партнерству или третьему лицу. Сделки, направленные на отчуждение долей, могут быть совершены только в нотариальной форме.
Создание ХП путем реорганизации юридического лица иной формы запрещено законом. Само же партнерство может быть преобразовано только в открытое или закрытое акционерное общество.
Регистрацию хозяйственных партнерств осуществляют налоговые органы (в Санкт-Петербурге — МИ ФНС No 15).
Государственная пошлина за регистрацию хозяйственного партнерства при подаче документов в регистрирующий орган в бумажном виде составляет 4000 рублей.
С 1 января 2019 года в случае подачи документов ХП на регистрацию в электронной форме, подписанных ЭЦП (электронными цифровыми подписями) учредителей, государственная пошлина уплате не подлежит. Подробнее об электронной онлайн регистрации юридических лиц Вы можете прочитать, перейдя по .
Заказать регистрацию хозяйственного партнерства в Санкт-Петербурге или Ленинградской области Вы можете у нашей компании. О наших услугах по регистрации читайте на этой странице.
См. также Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 N 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2018 N 52201.
Ст. 52 ГК РФ устанавливает перечень учредительных документов юридических лиц.
Юридическое лицо действует на основании:
- устава (утверждается его учредителями (участниками);
- типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом;
- учредительного договора (заключается его учредителями (участниками) — хозяйственное товарищество;
- федерального закона о государственной корпорации — госкорпорация.
Примечания:
- К учредительному договору применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.
- Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
- Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом, не содержит сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
- В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Коммерческие организации |
||||||
Хозяйственное товарищество (п. 3 ст. 66 ГК РФ) | Хозяйственное общество (п. 3 ст. 66 ГК РФ) | Крестьянское (фермерское) хозяйство | Хозяйственное партнерство | Производственный кооператив (артель) | Государственное и муниципальное унитарное предприятие | |
Формы |
|
|
||||
Участники |
индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации |
граждане и юридические лица |
граждане, состоящие и не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства |
граждане и (или) юридические лица |
граждане РФ, достигшие возраста шестнадцати лет; иностранные граждане; лица без гражданства |
|
Учредительный документ |
учредительный договор |
устав |
соглашение о создании фермерского хозяйства (ст. 4 ФЗ от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве») | устав (ст. 9 ФЗ от 03.12.2011 N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах») | устав (ст. 5 ФЗ от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах») | устав (ст. 9 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях») |
Учредительный договор хозяйственного товарищества
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Учредительные документы полного товарищества
Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми его участниками (ст. 70 ГК РФ).
Учредительный договор полного товарищества должен содержать помимо сведений, указанных в ст. 52 ГК РФ, условия:
- о размере и составе складочного капитала товарищества;
- о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале;
- о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;
- об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов.
Учредительные документы товарищества на вере
Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми полными товарищами (ст. 70 ГК РФ).
Учредительный договор товарищества на вере должен содержать помимо сведений, указанных в ст. 52 ГК РФ, условия:
- о размере и составе складочного капитала товарищества;
- о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале;
- о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
- о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.
Учредительные документы хозяйственного партнерства
Глава 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. №380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» определяет, что учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. Создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица не допускается. Решение об учреждении партнерства принимается собранием учредителей партнерства.
Ст. 9 данного закона устанавливает, что учредительным документом партнерства является устав партнерства, который подписывается всеми учредителями партнерства.
Устав партнерства должен содержать:
- полное фирменное наименование партнерства;
- сведения о целях и видах деятельности партнерства;
- сведения о месте нахождения партнерства;
- сведения об общем размере и о составе складочного капитала партнерства;
- сведения о порядке хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;
- сведения о наличии или об отсутствии в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или о неучастии в соглашении об управлении самого партнерства;
- порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.
Изменения вносятся в устав партнерства по единогласному решению участников партнерства. Изменения, внесенные в устав партнерства, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Изменения, внесенные в устав партнерства, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Учредительные документы акционерного общества
П. 3 ст. 98 ГК РФ устанавливает, что учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями.
Устав акционерного общества должен содержать следующие сведения и условия:
- о фирменном наименовании общества и месте его нахождения;
- о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве;
- о размере уставного капитала общества;
- о правах акционеров, составе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
- иные сведения, предусмотренные законом.
Учредительные документы ООО
П. 3 ст. 89 ГК РФ устанавливает, что учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является его устав.
Устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать сведения:
- о фирменном наименовании общества и месте его нахождения;
- о размере его уставного капитала (за исключением типового устава);
- о составе и компетенции его органов, порядке принятия ими решений (в том числе решений по вопросам, принимаемым единогласно или квалифицированным большинством голосов);
- иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Итак, устав как учредительный документ более полно регламентирует не только порядок создания юридического лица, но и дальнейшую его деятельность.
Контрагент (от лат. contrahens – договаривающийся) – сторона договора в гражданских правоотношениях. В качестве контрагента можно рассматривать любого субъекта гражданского права, имеющего те или иные отношения с исходным предприятием. Принимая решение об участии в экономическом сотрудничестве, субъекты бизнеса руководствуются вполне определенными интересами и пытаются решить конкретные задачи. Главной движущей силой, которая побуждает субъекта к поиску партнера, является наличие неудовлетворенной потребности. Осознание данной потребности ведет к формированию интереса к нахождению контрагента, обладающего определенными характеристиками. Таким образом, наличие субъекта, от которого можно получить искомую ценность, можно определить как наиболее существенное условие для возникновения сотрудничества. При отсутствии данного условия сотрудничества не возникает, так как нет предпосылок для кооперации. Однако в некоторых случаях оно может возникнуть, если существует иллюзия того, что это условие выполняется. Эта ситуация вероятна в случае дефицита или недоброкачественной информации о потенциальном партнере, быстрой утрате последним своих «полезных» качеств, изменения обстоятельств сотрудничества, а также в случае неадекватной оценки собственных потребностей и мотивации к сотрудничеству на этапе выбора партнера. Например, производственное предприятие может выбрать поставщика сырья в своем регионе, а спустя некоторое время обнаружить аналогичного по цене, качеству и другим параметрам поставщика, с более выгодным географическим расположением. В данном случае сотрудничество с прежним партнером теряет экономический смысл, а вследствие высоких транспортных издержек возникает потребность в обращении к новому поставщику.
Таким образом, наличие неудовлетворенной потребности и представления о потенциальном партнере как о субъекте, способном стать источником удовлетворения данной потребности, безусловно, является наиболее существенным условием для возникновения сотрудничества. Причем вторая сторона этого условия (представление о партнере) является наиболее весомой, так как именно от адекватности этого «представления» зависит успех партнерства.
Термин «партнерство» можно рассматривать в различных значениях: как составную часть межгосударственных отношений (межгосударственное партнерство), как элемент взаимоотношений между государством, предпринимателями и наемными работниками по поводу заработной платы и условий труда (социальное партнерство), партнерство в бизнесе между субъектами рыночной экономики (межфирменное партнерство или взаимоотношения предприятия с различными контрагентами).
Если рассматривать экономику как хозяйственную систему, то возникает партнерство в бизнесе между субъектами рыночной экономики, которое выступает как самостоятельная категория экономических отношений. Партнерские связи в сфере бизнеса – не только важный составной элемент предпринимательских действий, но и необходимое условие договорных отношений между контрагентами, дающее возможность каждому из них получить прибыль за счет обмена результатами деятельности.
В последние десятилетия экономика России становится предпринимательской. Важный фактор успеха – не только личные качества предпринимателя, наличие необходимых ресурсов и идеи, но и умение привлечь и организовать партнеров по бизнесу, превратить конкурентов в своих союзников. Партнерство выступает как инновационный подход, позволяющий предпринимателю использовать для своего развития широкий спектр новых возможностей, рождающихся из взаимодействия с иными субъектами хозяйствования.
К принципам партнерства большинство авторов, включая М. Райсса, исследовавшего данную проблему, выделяют следующие принципы партнерских отношений: доверие, взаимная выгода, долгосрочные перспективы.
Доверие в современных рыночных отношениях становится важной предпосылкой долгосрочных взаимных отношений, которую с позиции психологии можно определить как атмосферу, возникающую между двумя и более социальными объектами. Доверие – это процесс формирования различных социальных групп со свойственным им групповым пониманием честности, добросовестности, ответственности, восприятием справедливости, адекватности процессов и явлений, сложившимся представлением о правильности происходящего, соответствия устремлений и представлений.
Вне доверия общение происходит только на уровне передачи информации. Партнерство основано на построении более длительных систем взаимодействия, вследствие этого оно может складываться только среди людей, обладающих определенным уровнем доверия друг к другу.
В практике международных исследований критерия доверия встречается термин «индекс доверия», под которым подразумевается степень надежности организации. Надежность партнера – это свойство, проявляющееся в способности к реализации сотрудничества при определенных условиях внешней среды, а также количественная и качественная оценка партнера, выражающаяся в таких параметрах, как финансовые показатели фирмы, ее деловая репутация, способность точно и вовремя выполнять взятые на себя обязательства.
Следующим принципом успешного сотрудничества является получение партнерами взаимной выгоды. Под данным понятием понимается испытанный и надежный принцип кооперации, служащий инструментом достижения равновесия между целями взаимодействия и вкладами партнеров в рамках двусторонних взаимоотношений и связей.
Стратегия развития на основе партнерства предполагает наличие у субъектов общей цели. Однако, поскольку каждая организация реализует собственные цели и предприятия не существуют изолированно друг от друга, они вынуждены договариваться о взаимном сотрудничестве. При этом стороны неизбежно идут на компромиссы и тем самым объединяют свои усилия для достижения значимых для себя результатов.
Таким образом, партнерские связи обеспечивают фирмам доступ к более разнообразным ресурсам, чем могла бы иметь или приобрести фирма в отдельности. В этой связи целью современных межфирменных отношений всегда является получение необходимого доступа к каким-либо ресурсам (материально-техническим ресурсам, готовой продукции, финансовой среды), рынкам, технологиям или каналам распределения.
Партнерство основано на взаимной необходимости. Отличительным признаком развивающихся партнерских отношений можно считать взаимную заинтересованность, которая сознательно поддерживается усилиями контрагентов.
Таким образом, принцип взаимности заключается в способности сторон реализовывать свои интересы с необходимой для них эффективностью, справедливо распределять результаты партнерства, а также получать эффект синергии от партнерства, т. е. более высокие суммарные результаты деятельности от сотрудничества, чем независимого хозяйствования.
Долгосрочные перспективы, один из основных принципов партнерства, представляет собой совокупность следующих преимуществ: стабильности отношений и доходов, уверенности в будущем, минимизации трансакционных операций и расходов в договорной работе с партнером. Стабильность в партнерских отношениях является основным условием долгосрочности, которое и определяет постоянство взаимоотношений.
Важным моментом в содержании партнерских отношений является распределение риска между сторонами. Если одной стороне нечего терять, другая сторона остается полностью незащищенной. Нет оснований тратить дополнительные усилия для достижения общих целей, поскольку с ростом потерь партнер неизбежно приостановит выполнение своих обязательств.
Суть партнерства предпринимателей – организовать взаимодействие сторон таким образом, чтобы удержать в целом доминирующую роль на рынке и путем перераспределения участия сторон обеспечить решение задачи с меньшими издержками. При этом обязательным условием выступает признание за каждым участником экономической независимости (в пределах взаимных уступок). Но поскольку все партнеры равными по своей экономической силе быть не могут, то речь идет о перераспределении ответственности (риска) между участниками соглашения в тех сферах деятельности, в которых участники хотели бы избежать своей вовлеченности. В преуспевающих партнерствах только правильное распределение риска между сторонами (так же как и взаимный интерес) обеспечивает строгое выполнение принятых на себя обязательств.
Таким образом, партнерство в бизнесе можно определить как вид экономических отношений, основанных на совместных действиях и усилиях сторон, объединенных общим интересом (выгодой для обеих сторон), направленных на достижение конкретных целей, которые хорошо понимают участники таких отношений. Другими словами, под партнерскими экономическими отношениями понимается совокупность способов и форм целенаправленной организации взаимоотношений сторон для достижения общих целей. Действия субъектов партнерских экономических отношений создают новые формы рыночных отношений, отбрасывая устаревшие и неэффективные. Партнерство является теми позитивными отношениями, которые обеспечивают преимущество субъектам рынка и создают им системы взаимной поддержки.
Каждое предприятие нуждается в эффективных договорных связях – это главное условие его благополучного функционирования в рамках того или иного фрагмента целостного хозяйственного процесса. В настоящее время наиболее важным становится предрасположенность к сотрудничеству и постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого осуществляется переориентация деятельности в соответствии с условиями рынка, т. е. партнерские отношения позволяют фирме достичь, сохранить и усилить свои конкурентные преимущества.
Договорные отношения, возникающие у деловых партнеров, характеризуются следующими свойствами. Во-первых, это осознанное волеизъявление субъекта (участника) партнерских отношений, базирующееся, прежде всего, на осознанном утилитарном мотиве. «Договор, договорный акт, – пишет , – есть оформленное выражение обособленных, согласованных волеизъявлений субъектов права. Договорные волеизъявления – это, в первую очередь, обособленные волеизъявления». Во-вторых, субъекты партнерства должны быть свободны в своем волеизъявлении и действиях, приходя к согласию при помощи переговоров, обсуждений и консультаций. «Договор… есть согласие, по крайней мере, двух воль, направленных на тот или иной правовой результат».
В-третьих, участники партнерских отношений должны находиться в равном положении, но при этом осознавать, что полного слияния мотивов, интересов, целей, воль в процессе развития партнерских отношений не происходит. Стороны отношений должны иметь определенную степень автономии друг от друга, проявлять достаточный уровень экономической активности и самостоятельности.
Сущность договорных отношений во многом определяется свободой волеизъявления их участников. Однако договорная свобода имеет и отрицательное и положительное выражение. С отрицательной стороны свобода договора предполагает, что против своей воли никто не обязан вступать в договорную связь; с положительной стороны – означает свободное определение условий договора, а в широком смысле – заключение договоров любого содержания.
Таким образом, основой делового партнерства являются свободные договорные отношения, которые с точки зрения права должны быть реализованы в правовом пространстве. Главным и неотъемлемым инструментом государственного воздействия на экономику и экономические отношения выступает право. Ценность права заключается в том, что оно признано быть мощным фактором прогресса, источником обновления общества. Его роль особенно возрастает в условиях учреждения новых рыночных механизмов. Здесь право обеспечивает создание качественно новой сферы, в которой способны утверждаться новые формы общественной деятельности. Главным инструментом, способным оказать глобальное регулирующее воздействие на ведущие сферы жизни общества, является право, роль которого резко возросла в современных условиях реформирования национального хозяйства. Другими словами, право – это инструмент, при правильном применении которого можно стабилизировать и предотвратить разрушительные процессы во всех сферах жизни общества, в том числе в экономике.
Обеспечение единого правового поля – это главная форма государственного регулирования, которая является фундаментальной, естественно обусловленной базой для создания правых надстроек, предназначенных, в свою очередь, для регламентации хозяйственных процессов во всем их многообразии.
Адекватный современным реалиям организационно-правовой механизм регулирования партнерских отношений в бизнесе во многом зависит от тенденции формирования законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
Сегодня основы правовой и экономической системы страны определяет Конституция РФ. Все иные нормативные акты конкретизируют Конституцию, дополняют и развивают ее положения. Закрепленные в основном законе конституционные принципы образуют основу правовой инфраструктуры современной экономики. Гражданский кодекс РФ стал основным регулятором предпринимательских отношений. Он определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданский кодекс РФ регулирует и отношения между лицами, возникающие в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.
Существует ряд основополагающих нормативных правовых актов, регулирующих виды отношений, складывающиеся в результате ведения хозяйственной деятельности. Общие принципы налоговой системы государства определены в Налоговом кодексе РФ. Отношения в области перемещения товаров через границу Российской Федерации регулирует Таможенный кодекс РФ. Взаимоотношения субъектов в сфере строительства регулирует Градостроительный кодекс РФ.
Кроме того, был принят ряд федеральных законов, конкретизирующих административно-правовые нормы, характеризующие общее состояние определенных видов рынков, правовое положение некоторых субъектов, отдельных видов предпринимательской деятельности. В свою очередь, каждый закон, регулирующий определенную сферу предпринимательской деятельности, является основой для подзаконных нормативных правовых актов, в которых конкретизируются и детализируются вопросы организации и осуществления этого вида деятельности.
Приведенные формы государственного регулирования, иные факторы, закрепленные в законодательстве, позволяют говорить о возможности на их основе формировать хозяйственные механизмы любых уровней партнерских отношений между всеми участниками предпринимательской деятельности.
Однако проведенный анализ показал, что предпринимательскую деятельность регулирует очень большое количество законодательных актов, в связи с чем юридическое сообщество активно обсуждает возможность систематизации в форме кодификации данного законодательства. Учитывая огромный массив нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу, принятие единого предпринимательского кодекса, определяющего основные принципы, нормы и институты предпринимательского права, может способствовать устранению имеющихся юридических противоречий в понятийном аппарате и конкретных правовых нормах.
В настоящее время данный вопрос является дискуссионным, существуют сторонники и противники создания предпринимательского кодекса в Российской Федерации, однако хотелось бы отметить, что в связи с дальнейшим накоплением и увеличением нормативного материала все острее встает проблема согласованности и взаимодействия норм, институтов и отраслей законодательства. Кодификация законодательства в этом случае, в целом должна сыграть весомую роль в деле упорядочения действующего законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
См.: Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е / Под ред. . М.: , 2006. С. 478.
См.: Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык-Медиа. 2005. С. 574.
См.: , , Словарь современных понятий и терминов. 4-е издание / Под ред. . М.: Республика, 2002. С. 313.
См.: Партнер по сделке // Город печатников. 2005. № 7, 8.
См.: Указ. соч. С. 227.
См.: Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999. С.166.
Там же.
См.: Механизм договорных отношений с хозяйствующими партнерами: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 35.
Там же. С. 66.
См.: К вопросу об общей теории договора // Государство и право. 2000. № 12. С. 74.
Там же. С. 75.
См.: Формирование бизнес-партнерства как социального института управления хозяйственными организациями в современной России: социологический анализ деловых сетей: Дисс. … докт. социол. наук. М., 2005. С. 261.
См.: Общая теория права и государства. М.: Юристъ, 1996. С.128, 129.
См.: Право как нормативно-деятельностная система // Правоведение. 2003. № 2. С. 14.
См.: Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 000.
См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 01.01.01 г. № 51-ФЗ