Государственное регулирование страховой деятельности в России

Аудитор, 10 февраля 2000 г.
Государственное регулирование страховой деятельности
76042 просмотра

Общие принципы государственного регулирования в страховании Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений.

Целями государственного регулирования являются:
• обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;
• обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;
• повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;
• обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;
• защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;
• получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.
Методы государственного регулирования состоят в:
• принятии законов и других нормативных актов в области страхования;
• контроле уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;
• регулировании финансовой устойчивости страховщиков и обеспечении выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;
• контроле за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;
• наложении санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.
Можно выделить три типа построения системы регулирования страховых отношений с точки зрения организации деятельности органов государственной власти. В большинстве европейских государств, равно как и в России, применяют систему страхового надзора, единую для всей страны. В Канаде некоторые аспекты страхования регулируются на федеральном уровне, но основные полномочия переданы властям провинций. Наконец, в США федеральное законодательство в области страхования отсутствует и регулирование данной сферы деятельности осуществляется на уровне штатов.
Государственному регулированию подлежат:
• деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);
• деятельность страховых посредников;
• деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).
Регулирование деятельности страховых организаций
НЕОБХОДИМОСТЬ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Основное значение придается регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховщиками своих обязательств по договорам страхования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования, которая состоит в следующем.
Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю весьма сложно составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний. В то же время страховщик является профессионалом в данной области и может злоупотреблять своими познаниями.
Одной из особенностей страховой услуги является весьма значительный разрыв во времени между сроками уплаты страховых взносов и выполнения обязательств страховщиками (так называемая инверсия производственного цикла). Поэтому страхователю бывает достаточно сложно оценить то, насколько страховщик окажется способен в будущем произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надежности деятельности страховщиков.
Договоры страхования представляют собой достаточно сложные с юридической точки зрения документы, а потому страхователю без специального образования непросто разобраться в их формулировках, понять — какие услуги предоставляет ему страховщик, насколько текст договора соответствует требованиям законодательства. В этой связи интересно отметить, что в западноевропейских странах надзор за условиями договоров страхования по так называемым массовым видам страхования, заключаемым в основном с физическими лицами, значительно жестче, чем за условиями договоров с юридическими лицами (поскольку последние могут привлечь к заключению договоров специалистов, обладающих необходимыми знаниями в области страхования). Практически полностью отсутствует в указанных странах контроль за условиями договоров перестрахования, поскольку здесь вступают во взаимоотношения профессионалы страхового дела.
Регулирование деятельности страховых организаций осуществляется, как правило, с помощью специально создаваемых государственных организаций страхового надзора. В нашей стране функции органа в настоящее время выполняет Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ. Его главной задачей является обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений требований законодательства Российской Федерации о страховании в целях эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Свои полномочия орган страхового надзора реализует как непосредственно через федеральный департамент, так и через территориальные органы страхового надзора. Территориальными органами страхового надзора являются инспекции, осуществляющие свою деятельность на соответствующей территории РФ в пределах предоставленной компетенции. Инспекции подразделяются на межрегиональные, обслуживающие территории нескольких краев, областей, и инспекции субъектов Российской Федерации.
Помимо органа страхового надзора государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют налоговая служба (уплата налогов), Центробанк (страхование в иностранной валюте), орган по антимонопольной политике. На последний, в частности, возложено предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.
Известны три системы регулирования деятельности страховщиков:
• система публичности;
• нормативная система;
• система материального надзора.
При использовании системы публичности на страховщиков лишь возлагается обязанность в установленные сроки представлять государственным органам отчеты о своей деятельности, а также публиковать их в открытых изданиях. При этом имеется в виду, что потребители услуг, изучив такую отчетность, должны составить представление о деятельности страховой организации и определиться с целесообразностью заключения с ней договора страхования.
Такая система является наиболее либеральной, она и не обеспечивает потребителей страховых услуг должными гарантиями, поскольку неспециалисту вряд ли реально составить на основе опубликованных данных верное представление о состоянии дел в страховой организации. К тому же при таком порядке никак не защищены интересы тех лиц, которые заключили договоры страхования еще до того, как у страховщика были обнаружены какие-либо проблемы. Наконец, совершенно не осуществляется контроль государства за условиями заключаемых договоров страхования. Поэтому в чистом виде такая система сейчас практически не используется.
Суть нормативной системы состоит в том, что, помимо требований, предусматриваемых системой публичности, государство устанавливает определенные требования (нормативы), которым должны соответствовать как те организации, которые только приступают к страховой деятельности, так и уже функционирующие на страховом рынке. Эти требования могут быть связаны с финансовой стороной деятельности страховщиков (размерами их капиталов, соответствием принятым обязательствам и т.п.), организационно-правовыми формами организаций-страховщиков, регулярностью предоставления ими отчетности и т.д. При невыполнении этих требований на страховщиков накладывают установленные санкции. Данный метод уже в течение длительного времени используется в Великобритании, а с созданием единого внутреннего рынка стран-членов ЕС в сфере страхования — и в других странах-членах ЕС.
Наконец, система материального надзора предполагает, что, помимо возложения на страховщиков обязанности публиковать отчетность о своих операциях и осуществления контроля за выполнением страховщиками установленных требований, надзирающие органы следят за условиями договоров страхования, с которыми страховые организации выходят на рынок, за размерами тарифных ставок по ним, за порядком формирования резервов и т.д. Например, контроль за условиями договоров страхования имеет своей целью недопущение ущемления интересов страхователей и других лиц, участвующих в таких договорах. Регулирование размеров тарифных ставок осуществляется для пресечения фактов осуществления страховщиками ценового демпинга, т.е. установления в целях привлечения страхователей размеров тарифных ставок на таком низком уровне, который не позволит собрать страховые взносы, достаточные для выполнения страховщиками своих обязательств при наступлении страховых случаев.
Таким образом, система материального надзора значительно шире нормативной системы по охвату объектов регулирования. При этом она во многом опирается на принцип, в соответствии с которым ничто не может быть сделано страховщиком без получения разрешения в органе страхового надзора.
Такая система регулирования, с одной стороны, в большей степени ограничивает деятельность страховщиков. Например, контроль за условиями договоров страхования приводит к тому, что страховщики, разработавшие новый страховой продукт, вынуждены ждать его одобрения органом страхового надзора, что может обернуться для них недополученной прибылью. Но, с другой стороны, эта система предоставляет потребителям страховых услуг наибольшие гарантии того, что их интересы не будут ущемлены.
Система материального надзора долгое время, до создания единого страхового рынка стран-членов ЕС, преобладала в большинстве стран континентальной Европы. При этом наиболее строгим контролем всегда отличалась Германия. Во многом на этой системе покоятся и принципы государственного страхового надзора в нашей стране.
Стадии регулирования
Можно выделить 3 стадии контроля за деятельностью страховщиков — предварительный, текущий и последующий контроль.
На первой стадии — стадии предварительного контроля — осуществляется отбор организаций, которые получают право осуществлять страховую деятельность. Главная задача при этом — не допустить на страховой рынок компании, не соответствующие установленным критериям.
Поскольку страхование является весьма сложным видом деятельности, им может заниматься далеко не каждый, необходим предварительный отбор лиц, желающих оказывать страховые услуги.
Известны два способа допуска страховщиков на рынок — явочный и концессионный. Первый из них — явочный — присущ, главным образом, системе публичности. Его суть состоит в том, что организация, желающая осуществлять страховую деятельность, обязана лишь уведомить соответствующий государственный орган об этом (зарегистрироваться) и после этого может приступать к проведению страховых операций.
При использовании концессионного способа необходимо получить в органе страхового надзора разрешение (лицензию) на право заниматься страхованием. Для этого следует представить предусмотренные законодательством документы, удовлетворять необходимым финансовым требованиям, выполнить другие установленные требования. Этот способ, с одной стороны, ограничивает свободу выхода на рынок всех желающих продавать страховые услуги, удлиняет сроки начала деятельности страховщиков, в ряде случаев может привести к злоупотреблениям государственных чиновников, решающих вопрос о выдаче лицензий, и коррупции. Но, с другой, он ставит заслон перед теми организациями, которые по тем или иным параметрам еще не готовы к проведению страховых операций.
В настоящее время концессионный способ является доминирующим и используется в большинстве стран. Это обусловлено тем, что общепризнанным является необходимость наличия у компаний, желающих заниматься страховой деятельностью, определенных предпосылок для этого. В нашей стране для получения права заниматься страховой деятельностью юридическое лицо также должно получить в Министерстве финансов РФ лицензию на проведение оговоренных в ней видов страхования.
Для получения лицензии страховщик должен обладать на день подачи документов оплаченным за счет денежных средств уставным капиталом в следующих размерах:
• не менее 25 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
• не менее 35 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования;
• не менее 50 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.
Установленная законодательством минимальная величина уставного капитала страховщика должна быть оплачена в денежной форме. Сверх этой величины вклады в уставный капитал могут осуществляться и в иных формах: имуществом, правами пользования имуществом, результатами интеллектуальной деятельности и т.п.
Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридическими лицами представляются в Министерство финансов РФ следующие документы:
1. Заявление установленной формы.
2. Учредительные документы: а) устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством; б) протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; в) документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица.
3. Документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, акты приема-передачи имущества, другие документы).
4. Экономическое обоснование страховой деятельности: а) бизнес-план на первый год деятельности; б) план по перестрахованию, если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10 процентов собственных средств страховщика; в) положение о порядке формирования и использования страховых резервов; г) план размещения средств страховых резервов; д) баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату; е) расчет соотношения активов и обязательств (представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее года).
5. Правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).
6. Расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также утвержденную руководителем страховой организации структуру тарифных ставок.
7. Сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме.
Надзорный орган рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов. При этом основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ. Об отказе в выдаче лицензии орган страхового надзора сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.
При осуществлении текущего контроля органы страхового надзора рассматривают и анализируют представляемую страховщиками бухгалтерскую и статистическую отчетность, при необходимости требуют от них представления дополнительных сведений о деятельности страховых организаций, рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий. учреждений и организаций по вопросам страхования, проводят проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности. Задача здесь состоит, главным образом, в том, чтобы составить представление о положении дел в страховых организациях, проконтролировать соблюдение ими норм законодательства, оценить способность и готовность выполнить принятые на себя обязательства.
При этом основное внимание уделяется оценке финансового состояния страховых организаций. В частности, контролируется соответствие имеющихся у страховщиков собственных средств установленным нормативам, правильность формирования страховых резервов, соблюдение требований по их инвестированию.
На стадии последующего контроля принимаются решения о принятии мер воздействия к страховщикам, не соответствующим каким-либо требованиям. Здесь проводятся мероприятия по санации страховщиков, попавших в затруднительное финансовое положение, или, в крайнем случае, по их ликвидации. Основной задачей этой стадии является минимизация убытков потребителей страховых услуг от деятельности таких страховщиков. При этом органы страхового надзора могут давать предписания по ограничению или приостановлению приема новых договоров на страхование, изменению размеров тарифных ставок, внесению корректив в инвестиционную деятельность и по другим аспектам функционирования страховой организации.
Так, в частности, Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ и его территориальные органы имеют право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на такие организации следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии, отзыв лицензии.
Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.
Основаниями для дачи предписания, в частности, являются:
• осуществление страховой деятельности на территории или по видам страхования, не предусмотренным лицензией и приложением к ней;
• осуществление видов деятельности, запрещенных для страховщиков действующим законодательством;
• нарушение установленного порядка формирования и размещения страховых резервов;
• необоснованное снижение размеров страховых тарифов;
• несоблюдение страховщиком нормативного размера соотношения между активами и обязательствами;
• невыполнение страховщиком обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о страховании;
• непредставление бухгалтерской и статистической отчетности либо представление указанной отчетности с нарушением установленных сроков или порядка ее представления;
• непредставление в срок или неполное представление документов, затребованных Министерством финансов РФ или его территориальными инспекциями;
• установление факта представления недостоверной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии, а также в отчетах о деятельности страховой организации;
• несообщение в месячный срок надзорному органу об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, правила страхования, структуру тарифных ставок и другие документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии;
• необеспечение принятия обращений страхователей и иных заинтересованных лиц по заявленному в учредительных документах юридическому адресу;
• передача лицензии в пользование другой страховой организации;
• выдача страхователю страхового полиса без приложения к нему правил страхования;
• заключение договоров страхования на условиях, предусматривающих расширенный по сравнению с определенным Правилами страхования (на основании которых выдана лицензия) перечень объектов страхования и страховых случаев без согласования со страховым надзором.
В случае невыполнения в установленный срок предписания орган страхового надзора вправе ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений, либо принять решение об отзыве лицензии.
Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.
Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия. При устранении страховщиком выявленных нарушений органом страхового надзора принимается решение о возобновлении действия лицензии.
Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.
Основаниями для принятия решения об отзыве лицензии могут быть:
• неоднократное (более 1 раза) принятие решения об ограничении или приостановлении действия лицензии;
• неустранение в срок или непредставление отчета об устранении нарушений, явившихся основанием для дачи предписания или принятия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии;
• решение суда, подтверждающее осуществление страховщиком незаконной деятельности;
• представление органом по антимонопольной политике сведений об установлении факта нарушения страховщиком требований к рекламной деятельности.
Решения об ограничении, приостановлении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются в территориальные налоговые инспекции и публикуются в печати. Они вступают в силу со дня письменного доведения соответствующего решения до страховщика либо со дня опубликования решения в печати.
Наконец, орган страхового надзора имеет право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков.
Кроме непосредственно страховщиков органы страхового надзора следят также за деятельностью других лиц, не допуская проведения ими страховых операций без получения специальной лицензии. При выявлении таких фактов на данные лица накладываются предусмотренные санкции. В частности, Министерство финансов РФ имеет право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации таких организаций.
Регулирование деятельности страховых посредников и потребителей страховых услуг
Главная специфическая задача государственного регулирования деятельности страховых брокеров состоит в минимизации возможного ущерба, наносимого лицам, которым они оказывают свои услуги.
В соответствии с законодательством РФ для осуществления своей деятельности страховые брокеры должны быть зарегистрированы в органах государственного страхового надзора, занесены в реестр страховых брокеров и получить соответствующее свидетельство. При этом к страховым брокерам предъявляют требования, связанные с уровнем их образования, профессиональной подготовки, опыта работы в избранной сфере деятельности.
В ряде стран к страховым брокерам предъявляется требование о наличии у них договора страхования своей профессиональной ответственности, обеспечивающего покрытие убытков, понесенных клиентами брокера при осуществлении им своей деятельности. При этом оговаривается минимальная сумма лимита ответственности, на которую должен быть заключен такой договор.
В целях регистрации страховые брокеры — юридические лица должны представить в орган страхового надзора следующие документы:
• извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию;
• свидетельство о государственной регистрации;
• устав;
• сведения о размере уставного капитала;
• сведения о руководителях.
Страховые брокеры — физические лица вместо последних трех документов представляют документ об образовании, трудовую книжку и положение о страховом брокере.
В нашей стране обязательным условием для осуществления брокерской деятельности физическим лицом и руководителем брокерской организации является наличие высшего образования или среднего специального экономического или юридического образования при стаже работы в области финансовой или страховой деятельности не менее 3 лет.
Причиной отказа в регистрации могут быть какие-либо неблаговидные действия претендента в прошлом (например, криминальные действия, невыполнение своих обязательств перед клиентами и т.п.).
В случае, если страховой брокер систематически не выполняет принятых обязательств или в течение одного года не ведет брокерской деятельности, органы страхового надзора имеют право исключить его из реестра и отозвать выданное ему свидетельство.
Регулирование деятельности потребителей страховых услуг осуществляется, прежде всего, путем установления обязанности для оговоренной категории лиц иметь страховое обеспечение на случай наступления определенных страховых событий, т.е. применением института обязательного страхования. Такое страхование чаще всего применяется в двух случаях:
• для покрытия убытков, понесенных одними лицами в результате деятельности других лиц;
• для защиты граждан, которые могут попасть в тяжелое материальное положение в связи с наступлением тех или иных неблагоприятных событий.
В первом случае обычно используется страхование гражданской ответственности, т.е. законодательство обязывает лиц, занимающихся какой-либо деятельностью, которая потенциально может нанести ущерб иным лицам, заключить договор страхования, гарантирующий потерпевшим возмещение убытков. В качестве примера можно привести возложение в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов” обязанности на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, застраховать свою ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии, произошедшей на таком объекте. Аналогичная обязанность в соответствии с российским законодательством возлагается на авиационные компании, частнопрактикующих нотариусов, риэлтеров, оценщиков.
Если же говорить об обязательном страховании, имеющим своей целью помочь гражданам, попавшим в тяжелое материальное положение, то его видами в нашей стране являются медицинское страхование и страхование от несчастных случаев при исполнении застрахованных своих служебных обязанностей (в частности, военнослужащих, судей, работников таможенных и налоговых органов). При этом обязанность заключать такие договоры страхования, а следовательно, и уплачивать страховые взносы совсем не обязательно может быть возложена на самих граждан. Плательщиками взносов полностью или частично могут быть и другие лица, например, работодатели. Еще одной особенностью такого страхования является то, что оно очень близко к социальному страхованию, а в ряде случаев вообще бывает сложно провести границу между двумя этими типами страховых отношений (наиболее характерный пример тому в нашей стране — обязательное медицинское страхование).
Кроме того, государственное регулирование деятельности потребителей страховых услуг может состоять в регламентации круга организаций, с которыми они могут заключать договоры страхования. Так, например, в соответствии с законодательством РФ российским гражданам и организациям запрещается страховать свои имущественные интересы в компаниях, не имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ.
Наконец, для потребителей страховых услуг устанавливается определенный режим налогообложения страховых операций. Такой режим может предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот лицам, уплачивающим страховые взносы (например, предприятиям и организациям страны разрешено включать в затраты на выпуск продукции или оказание услуг страховые взносы, уплачиваемые по обязательному страхованию, а также в пределах 1% от объема реализованной продукции — по добровольному страхованию средств транспорта, имущества, гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности и перевозчиков, профессиональной ответственности, от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию). С другой стороны, он предполагает уплату специальных налогов и взносов во внебюджетные фонды с сумм внесенных страховых взносов или полученных страховых выплат (например, по договорам добровольного страхования, заключаемым работодателями в отношении своих работников).
Ю. СПЛЕТУХОВ, к.э.н., вед. научн. сотр. НИФИ Минфина России

Вся пресса за 10 февраля 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2015 г. N Ф09-3220/15 по делу N А60-29331/2014 (ключевые темы: предписание — договор осаго — страховая сумма — обособленные подразделения — заявление о страховой выплате)

23 июня 2016

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2015 г. N Ф09-3220/15 по делу N А60-29331/2014

Екатеринбург

16 июня 2015 г.

Дело N А60-29331/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Анненковой Г.В.,

судей Сухановой Н.Н., Жаворонкова Д.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее — общество «Росгосстрах», страховая компания, страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2014 по делу N А60-29331/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представители:

общества «Росгосстрах» — Слепец С.В. (доверенность от 13.11.2013);

Центрального банка Российской Федерации в лице Уральского главного управления — Заякина Е.Л. (доверенность от 05.03.2015).

Общество «Росгосстрах» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее — орган страхового надзора, заинтересованное лицо) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 29.10.2013 N 6213-СФ-11/100-прд (далее — предписание управления).

Решением суда от 31.10.2015 (судья Дегонская Н.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество «Росгосстрах» просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

По мнению заявителя жалобы, в деятельности общества «Росгосстрах» отсутствовало нарушение страхового законодательства, вменяемое нарушение не является основанием для выдачи органом страхового надзора предписания об устранении нарушения. Предписание управления содержит требования, которые не могут в него включаться, кроме того, не соответствует критерию исполнимости.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить жалобу без удовлетворения, судебные акты — без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом на основании обращений граждан, в ходе рассмотрения сведений и документов, представленных обществом «Росгосстрах», выявлено нарушение страховщиком требований страхового законодательства.

Органом страхового надзора установлено, что подразделения общества «Росгосстрах» отказывают в приеме заявлений потерпевших при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) об осуществлении страховых выплат по договору об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

В отношении общества «Росгосстрах» вынесено предписание управления, которым орган страхового надзора обязал страховщика осуществлять страховую деятельность в соответствии со страховым законодательством Российской Федерации; принять меры по обеспечению обязательства на территории Уральского федерального округа (Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Курганская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-ненецкий автономный округ) по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с условиями заключенного договора и требованиями законодательства; принять меры по недопущению отказа в приеме на территории Уральского федерального округа заявлений о выплате страхового возмещения по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в подразделениях, указанных в «списках представителей в субъектах Российской Федерации», выданных и выдаваемых при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страховой компании предписано выполнить указанные мероприятия в течение 20 рабочих дней со дня получения посредством почтовой связи оспариваемого предписания. Также страховщику предложено представить объяснения по факту выявленных нарушений и подробную информацию о выполнении предписания.

Общество «Росгосстрах», не согласившись с предписанием управления, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности и обоснованности оспариваемого предписания управления.

В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон об организации страхового дела) предусмотрено, что государственная защита прав страхователей осуществляется, в частности посредством государственного контроля и надзора. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых названным Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Согласно п. 3 ст. 30 Закона об организации страхового дела (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 243 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации») страховой надзор осуществляется Банком России.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны, в том числе соблюдать требования страхового законодательства; исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний; представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении.

Согласно п. 1 ст. 32.6 Закона об организации страхового дела при выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора выдается предписание об устранении нарушения.

В силу подп. 2 п. 4 ст. 30 Закона об организации страхового дела контроль за соблюдением страхового законодательства осуществляется не только путем проведения проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, но и иными способами.

Пунктом 1 ст. 21 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) установлено, что страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.

Под представителем страховщика в субъекте Российской Федерации понимается обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению, или другой страховщик, выполняющий указанные полномочия за счет заключившего договор обязательного страхования страховщика на основании договора со страховщиком (абз.14 ст. 1 Закона об ОСАГО).

Согласно п. 1 ст. 5 Закона об ОСАГО порядок реализации определенных данным законом прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается в правилах обязательного страхования.

В соответствии с п. 42 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 (Правила ОСАГО, действующие в период спорных правоотношений) заполненные водителями — участниками ДТП извещения о ДТП должны быть вручены или направлены страховщику, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП.

В силу абз. 3 п. 43 Правил ОСАГО заявление о страховой выплате потерпевший направляет страховщику, или представителю страховщика по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП.

Согласно Правилам ОСАГО представители страховщика, его филиал, представительство обязаны принимать заявление потерпевшего на страховую выплату по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего, или представителя страховщика в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП.

В пункте 2.1 Типового положения о филиале общества «Росгосстрах» (далее — Положение), определено, что филиал является обособленным подразделением общества, расположенным вне места его нахождения, и осуществляет все функции общества в соответствии с лицензиями общества, а также решениями органов управления общества. В п. 4.7 Положения указано, что директор филиала обязан осуществлять страховые выплаты по договорам страхования (в том числе по договорам ОСАГО), заключенным филиалом от имени общества, в порядке, установленном девствующим законодательством Российской Федерации и внутренними документами общества.

По смыслу изложенных норм, в деятельность страховщика входит не только заключение договоров страхования и исполнение заключенных именно этим структурным подразделением (филиалом) страховщика договоров, но и исполнение им обязательств по договорам страхования.

Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды установили, что отказ общества «Росгосстрах» в принятии заявления о страховой выплате по месту нахождения и почтовому адресу данного общества, указанному в конкретном договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является нарушением условий договора страхования и требований законодательства, а также основанием для применения мер, предусмотренных ст. 32.6 Закона об организации страхового дела.

Судами установлено, что обществом «Росгосстрах» издан приказ от 14.06.2013 N 386хк «О перераспределении клиентских потоков по ОСАГО» (далее — приказ), которым установлено, что все подразделения (РЦУУ/МРЦУУ/ПУУ/СО/СА), принимающие заявления о наступлении страховых событий по ОСАГО (за исключением указанных в п. 4 приказа), осуществляют прием клиентов только при повреждении транспортных средств потерпевших, являющихся страхователями общества по ОСАГО (прямое урегулирование убытков) (п. 1).

Данное положение не распространяется на урегулирование убытков юридических лиц, независимо от того является страховщиком юридического лица общества или иная страховая компания; потерпевших при причинении вреда жизни или здоровью; потерпевших-страхователей общества по ОСАГО в случае причинения ущерба страхователем общества по ОСАГО (п. 2 приказа).

Пунктом 4 приказа предусмотрено, что в каждом филиале общества, за исключением филиалов, перечисленных в п. 5 данного приказа (филиалы, расположенные в отдельных субъектах Российской Федерации), назначается одно подразделение для урегулирования убытков по ОСАГО лиц, являющихся потерпевшими по вине страхователей общества по ОСАГО (перечень подразделений указан в приложении к приказу).

Так, например, в п. 69 списка представителей в субъектах Российской Федерации указано, что в Свердловской области филиал общества «Росгосстрах» находится по адресу: 620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 31д, ул. Воеводина, 6.

Вместе с тем приказом общество «Росгосстрах» изменило место нахождения представителей страховщика, выполнявших полномочия по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах (не являющихся лицами, застрахованными в обществе «Росгосстрах»), по сравнению с тем, как данные представительства определены в полисах. С момента издания приказа от 01.07.2013N 445хк «О принятии почтовых отправлений в филиалах и представительствах общества «Росгосстрах»на территории Свердловской области потерпевшие по вине страхователей общества по ОСАГО, не являющиеся клиентами общества, могут обратиться в подразделение по урегулированию убытков в г. Каменск-Уральский Свердловской области.

Согласно приказу общества «Росгосстрах N 445хк сотрудники подразделения в г. Каменск-Уральский Свердловской области не вправе принимать почтовую корреспонденцию.

Поскольку в соответствии с приказом обратиться за получением страховой выплаты в подразделение по адресу, указанному в полисе ОСАГО физическое лицо, не являющееся клиентом общества «Росгосстрах» не имеет возможности, также не имеет возможности обратиться письменно по почте в подразделение для урегулирования убытков в г. Каменск-Уральский свердловской области, следовательно, для подачи заявления и необходимых документов на получение страховой выплаты физическое лицо должно самостоятельно обратиться в подразделение по урегулированию убытков в г. Каменск-Уральский Свердловской области, судами сделан обоснованный вывод о том, что потерпевшие по усмотрению страховщика поставлены в неравные условия, что противоречит смыслу и целям Закона об ОСАГО.

Следовательно, отказ общества «Росгосстрах» в принятии заявления о страховой выплате по месту нахождения и почтовому адресу названного общества, указанному в конкретном договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является нарушением условий договора страхования и требований законодательства.

Доводы заявителя о том, что вменяемое нарушение не является основанием для выдачи предписания об устранении нарушения, оспариваемое предписание управления не обладает признаком исполнимости, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены. Действующим законодательством не ограничен перечень случаев, в которых орган страхового надзора вправе выдать предписание.

Предписание выдано в связи с конкретными нарушениями обществом «Росгосстрах» страхового законодательства (описаны в мотивировочной части предписания), выраженными в одностороннем отказе и одностороннем изменении условий исполнения обязательства, вытекающих из договора ОСАГО, а именно в отказе потерпевшим при дорожно-транспортном происшествии в приеме заявлений о страховой выплате и необходимых документов в месте, определенном договором страхования.

При этом орган страхового надзора при выдаче предписаний не вправе самостоятельно определять требования, посредством выполнения которых будет достигнута цель выдаваемого предписания.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, признав, что оспариваемое предписание вынесено для целей устранения выявленных нарушений, а также для целей предупреждения совершения аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности общества «Росгосстрах», является законным, обоснованным и исполнимым, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Иные доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку они являлись предметом рассмотрения в ходе судебного разбирательства, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судом, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.10.2014 по делу N А60-29331/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Г.В. Анненкова

Судьи

Н.Н. Суханова
Д.В. Жаворонков

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В любой экономической системе рыночного типа государственную исполнительную власть в страховом секторе в основном представляют органы надзора (страхового или финансового). В механизме страхового регулирования они играют центральную и определяющую роль. Главными задачами органов надзора являются обеспечение исполнения и контроль за соблюдением требований законодательства участниками страховых отношений. Поддержание правопорядка на страховом рынке является прямой обязанностью органов надзора. Национальным законодательством регламентируются правовой статус органа надзора, его основные задачи, функции и права, структура центральных органов и территориальных подразделений. Для разных законодательных систем характерна собственная форма организации надзорных органов.

На орган страхового (финансового) надзора возложены функции контроля соблюдения законодательства РФ в части страховой деятельности, разработки требований по регистрации и лицензированию, контроля финансовой деятельности страховых организаций (табл. 3.9). Надзорные органы осуществляют контроль выполнения страховыми организациями установленных требований (нормативов), обязывают согласовывать условия страхования, размеры тарифных ставок, правила формирования и размещения резервов и т.д.

Таблица 3.9. Этапы страхового надзора

Предварительный

Текущий

Завершающий

Достаточность капитала

Финансовое состояние

Ликвидация

Квалификация руководителей

Платежеспособность (финансовая устойчивость)

Реорганизация

Страховой продукт (условия, тарифы)

Инвестиции

Передача страхового портфеля

Регулирование со стороны органов надзора проявляется уже на этапе допуска к страховой деятельности путем установления общих требований по регистрации и лицензированию. Для получения лицензии страховая организация должна соответствовать определенным установленным критериям. В надзорные органы представляется ряд документов, свидетельствующих формальное и экономическое соответствие, финансовую состоятельность страховой компании, а также уровень квалификации руководства страховой компании. Органы надзора на основании утвержденного перечня документов, подтверждающих соответствие нормативным требованиям, принимают решение о предоставлении хозяйствующему субъекту права заниматься страхованием.

На стадии допуска к ведению страховых операций одним из критериев является качество предлагаемого страхового продукта. Правила по лицензируемым видам страхования проходят соответствующую процедуру утверждения для каждой страховой компании.

Кроме того страхование может осуществляться на основе типовых правил. Анализ ценовых условий договора страхования — проверка и утверждение страховых тарифов — является одним из характерных признаков российской модели регулирования страховой деятельности. Контроль размеров тарифных ставок заключается не только в их утверждении на стадии лицензирования, но и в последующем надзоре за их соблюдением.

Вниманию контролирующих органов подвержены регулярная бухгалтерская и статистическая отчетность, финансовое состояние страховых организаций. В части государственного регулирования финансовой деятельности страховых организаций осуществляется контроль и оценка финансовой устойчивости (платежеспособности), достаточности капитала и страховых резервов.

Не менее серьезным и актуальным направлением государственного регулирования страховой деятельности является регулирование инвестиций страховых резервов и собственных средств страховых компаний. Органы надзора, как правило, определяют круг разрешенных и запрещенных объектов инвестирования; устанавливают максимальные и (или) минимальные нормы размещения.

Эволюция финансовых институтов в развитых странах привела к стиранию существенных различий между банковскими и небанковскими структурами. Произошел процесс диффузии банковско-кредитной сферы с другими финансовыми секторами — инвестиционным и страховым. Продукты этих сфер деятельности стали носить комбинированный характер. Таким образом, под давлением процессов интеграции и конвергенции наблюдается унификация государственного регулирования деятельности институтов финансового рынка и формирование системы мегарегулирования.

Глобализация, проявляющаяся в свободном перемещении капитала, проявляется в форме проникновения в страховую отрасль иностранных инвесторов. Доля иностранного капитала в страховой отрасли составляет величину, вполне укладывающуюся в установленную государством квоту в 25%. Среди многих причин относительной неактивности зарубежных инвесторов можно отметить несовершенство российского законодательства.

Страховая деятельность представлена также страховыми посредниками, осуществляющими реальное продвижение страховой услуги. Государственное регулирование деятельности страховых брокеров является, наряду с другими направлениями, также составным элементом модели регулирования страховой деятельности. Государством устанавливаются условия лицензирования, квалификационные требования, определяются рамочные условия их деятельности.

Для защиты интересов органы страхового надзора рассматривают жалобы и обращения страхователей, в отдельных случаях проводят проверку деятельности страховщиков. Органы страхового надзора имеют полномочия на применение санкций по отношению к организациям, нарушившим законодательство.

Основные формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности

Государственное регулирование страховой деятельности реализуется посредством целенаправленного использования определенных форм и методов. Методы государственного регулирования могут быть прямыми и косвенными (табл. 3.10).

Таблица 3.10. Методы государственного регулирования страховой деятельности

Прямые

Косвенные

Воздействие на объект регулирования

Воздействие на окружающую среду

Экономическое администрирование — участие через уполномоченные организации в управлении экономическим взаимодействием

Институциональное — установление определенных условий функционирования, «правил игры»

Программирование и планирование — определение стратегии развития

Прямое финансовое регулирование — контроль финансовой деятельности

Косвенное финансовое регулирование — налоговое администрирование

Денежно-кредитное регулирование — макрофинансовое воздействие

Методы государственного регулирования — прямого и косвенного — на поверхности экономической жизни принимают соответствующие формы регулирования.

Форма государственного регулирования страховой деятельности представляет собой систематизированную совокупность инструментов, объединенных по известному признаку.

Анализ практики государственного регулирования страховой деятельности позволяет систематизировать формы регулирования. Обладая самостоятельностью, каждая форма основана на использовании определенных инструментов, посредством которых и достигается комплексность формы государственного регулирования. Классификация методов, форм и инструментов регулирования страховой деятельности, основанная на действующей отечественной практике, приведена в табл. 3.11.

Таблица 3.11. Методы, формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности

Методы

Формы

Инструменты

Прямое

регулирование

Экономическое

администрирование

Государственное

предпринимательство

Государственная страховая организация, тендер, аккредитация, контракт

Государственная

контрактация

Государственное

финансирование

Дотация, субсидия

Антимонопольное

регулирование

Тариф, квота, ограничения

Институциональное

регулирование

Надзор

Лицензия, регистрация, условия страхования, нормативы, тарифы, лимиты, квоты, страховая сумма, штраф и т.п.

Лицензирование

Обязательное

страхование

Программирование и планирование

Программирование

Программы, перспективные и текущие индикативные планы

Планирование и прогнозирование

Финансовое

регулирование

Контроль платежеспособности

Нормативы, лимиты, тарифы, налоги, ставки, налогооблагаемый доход, льготы, штрафы, пени, санкции, запреты и т.д.

Контроль инвестиционной деятельности

Контроль ценообразования

Налогообложение

Косвенное

регулирование

Денежно-кредитное регулирование

Регулирование ставки рефинансирования

Ставка процента

Валютное регулирование

Курс, котировка, паритет, аукцион

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 февраля 2005 г.

Регистрационный N 6327

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945), постановлениями Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1495), от 30 июня 2004 г. N 329 «Об утверждении Положения о Министерстве Финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258), от 30 июня 2004 г. N 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2904) приказываю:

1. Утвердить Положение о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора — Инспекции страхового надзора по федеральному округу согласно Приложению 1.

2. Утвердить перечень территориальных органов Федеральной службы страхового надзора — инспекций страхового надзора по федеральным округам согласно Приложению 2.

Министр

А. Кудрин

Приложение N 1

Положение о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора — Инспекции страхового надзора по федеральному округу

I. Общие положения

1. Инспекция страхового надзора по федеральному округу (далее — Инспекция) является территориальным органом Федеральной службы страхового надзора, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности на территории федерального округа, в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Положением.

2. Инспекция создается, реорганизуется и ликвидируется в установленном законодательством порядке.

Численность и фонд оплаты труда ее работников утверждаются Службой в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Инспекция руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской Федерации, актами Федеральной службы страхового надзора, Положением о Федеральной службе страхового надзора, а также настоящим Положением.

4. Инспекция по вопросам, относящимся к ее компетенции, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Инспекция осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет контроль и надзор за:

5.1.1. соблюдением требований страхового законодательства субъектами страхового дела, а также их филиалами, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;

5.1.2. выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Инспекции;

5.1.3. достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

5.1.4. обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

5.1.5. соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части, относящейся к компетенции Инспекции;

5.2. получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, представляемые субъектами страхового дела, и передает Службе в установленном ею порядке;

5.3. выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела (их филиалам) при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

5.4. обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в Службу предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового контроля и надзора;

5.5. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.7. обеспечивает мобилизационную подготовку Инспекции;

5.8. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Инспекции;

5.9. управляет имуществом Инспекции, закрепленным за ней на правах оперативного управления;

5.10. обеспечивает выполнение установленного порядка ведения делопроизводства;

5.11. представляет в Службу в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность, предусмотренную законодательством;

5.12. осуществляет по согласованию со Службой или по ее поручению иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Инспекции;

6.3. в рамках своей компетенции и с соблюдением установленных Службой требований давать сообщения в средства массовой информации о состоянии страхового рынка;

6.4. принимать участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях в сфере страхового дела;

6.5. вносить предложения по разработке методических документов по вопросам осуществления контроля и надзора в сфере страхового дела.

7. Проверки осуществления субъектами страхового дела страховой деятельности и соблюдения страхового законодательства производятся Инспекцией в соответствии с годовыми планами проверок, утверждаемыми Службой. При этом Инспекция вправе проводить внеплановые проверки по согласованию со Службой, или по указанию Службы.

III. Организация деятельности

8. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Инспекцию функций.

Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Службы.

9. Руководитель Инспекции:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. формирует кадровый состав Инспекции, вносит предложения в Службу по профессиональной подготовке и переподготовке работников Инспекции, повышению квалификации и стажировке;

9.3. без доверенности действует от имени Инспекции, представляет интересы Инспекции, распоряжается средствами и имуществом Инспекции, заключает договоры (соглашения);

9.4. представляет руководителю Службы предложения по ежегодному плану и прогнозным показателям деятельности Инспекции, а также отчет об их исполнении;

9.5. представляет руководителю Службы предложения по формированию проекта бюджета Инспекции в части финансового обеспечения ее деятельности, а также сметы расходов на содержание Инспекции в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников Инспекции;

9.7. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;

9.8. утверждает структуру и штатное расписание Инспекции в пределах утвержденных Службой численности и фонда оплаты труда ее работников;

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях Инспекции, должностные инструкции его работников;

9.10. выносит на рассмотрение Службы в установленном порядке вопросы, связанные с деятельностью Инспекции;

9.11. издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, организует и контролирует их исполнение;

9.12. разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации и методов работы Инспекции, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины работников.

10. Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Инспекция в установленном порядке представляет в Службу отчеты по исполнению сметы расходов.

11. Инспекция является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. С разрешения руководителя Службы отдельные структурные подразделения Инспекции могут располагаться вне места расположения Инспекции.

Приложение N 2

Перечень территориальных органов Федеральной службы страхового надзора — Инспекций страхового надзора по федеральным округам

1. Инспекция страхового надзора по Приволжскому федеральному округу.

2. Инспекция страхового надзора по Сибирскому федеральному округу.

3. Инспекция страхового надзора по Дальневосточному федеральному округу.

4. Инспекция страхового надзора по Южному федеральному округу.

5. Инспекция страхового надзора по Уральскому федеральному округу.

6. Инспекция страхового надзора по Северо-Западному федеральному округу.

7. Инспекция страхового надзора по Центральному федеральному округу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *