Годовой объем закупок

Содержание

Совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ (СГОЗ) как считать пример 2018

Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) устанавливается статьей 3 44-ФЗ. Расчет этого показателя помогает оценить деятельность организации и отчитаться перед контролирующими органами. Поэтому каждому заказчику необходимо помнить особенности этого показателя.

СГОЗ — что это такое

Под совокупным годовым объемом закупок понимается общее количество финансовых средств, которые выделяются учреждению для приобретения необходимых товаров и услуг. Оно определяется на финансовый год. Эти средства предназначены для оплаты контактов, которые заключены до начала отчетного периода и подлежат оплате в рассматриваемом финансовом году.

Объем выделяемых денежных средств должен быть утвержден в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности. Расчет этого показателя проводится при помощи суммирования определенных строк сметы или плана.

Разработка методики расчета СГОЗ была инициирована законодателями в связи с большим количеством споров, которые ходили вокруг необходимости включения стоимости долгосрочных контрактов, оформленных в прошлом году и исполняющихся в текущем. После введения этого термина ситуация разъяснилась. Если договор оформлен в текущем году, а его исполнение запланировано на следующий, то в СГОЗ включается только та сумма, которая оплачивается в нынешнем отчетном периоде.

Как рассчитать СГОЗ по 44-ФЗ

Определение СГОЗ играет немаловажную роль в планировании закупок товаров и услуг. Этот показатель необходим для следующего:

  1. Принятия решения о необходимости формирования контрактной службы. Если окажется, что СГОЗ превосходит сто миллионов рублей, то создание контрактной службы необходимо. Если эта сумма меньше, заказчику достаточно назначить специалиста, который будет осуществлять закупку товаров и услуг. Такое правило прописано во второй части статьи 38 44-ФЗ.
  2. Чтобы просчитать объем закупок, которые необходимо осуществить у поставщиков, относящихся к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих предприятий. В статье 30 44-ФЗ прописано, что на долю таких поставщиков должно приходиться не менее 15% от СГОЗ.
  3. Для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у единственного поставщика. При этом цена одного контракта не может превышать 100 тысяч рублей. Согласно части 1 статьи 93 44-ФЗ общий объем товаров и услуг, закупаемых таким методом, не может превосходить 5 % от СГОЗ. В сумме он не должен превышать 50 миллионов рублей.
  4. Для просчета количества товаров и услуг, которые можно закупить посредством запроса котировок. Исходя из второй части статьи 72 44-ФЗ, объем закупок при помощи запроса котировок не может превосходить 10% от СГОЗ. Эта сумма не должна быть больше 10 миллионов рублей.

Рассчитанный показатель должен быть обязательно включен в план-график. Для формирования этой цифры необходимо использовать методические указания, разработанные правительством РФ.

Основные правила расчета СГОЗ

Для расчета СГОЗ применяется определенная формула. Она будет состоять из следующих компонентов:

  1. Стоимость контрактов, заключенных в прошлом финансовом году и подлежащих к оплате в нынешнем отчетном периоде.
  2. Договора, которые заключены, будут исполняться и оплачиваться в нынешнем финансовом году.
  3. Оформленные в нынешнем году контракты, которые будут исполняться в текущем и в последующих годах. Включается только та часть, которая оплачивается в текущем финансовом периоде.

При расчете СГОЗ не должны учитываться следующие траты:

  1. Заработная плата, командировочные выплаты сотрудников.
  2. Средства, предназначенные для уплаты налоговых сборов и прочих обязательных платежей в бюджет.
  3. На возмещение вреда, который был причинен заказчиком во время ведения своей деятельности.
  4. Доход, полученный о деятельности заказчика и средства, предназначенные для закупок в рамках 223-ФЗ.

Таким образом, СГОЗ формируется из сумм, которые предназначены для оплаты закупленной продукции и услуг в текущем финансовом периоде. Эта цифра оказывается идентичной денежным лимитам бюджетных обязательств.

Пример: Методика расчета СГОЗ у единственного поставщика

Согласно первой части статьи 93 44-ФЗ общий объем закупок у единственного поставщика не может превосходить двух миллионов рублей или 5% СГОЗ (но более 50 миллионов рублей). При этом цена одного контракта не должна превышать 100000 рублей. Такие ограничения не применяются при закупке товаров и услуг, необходимых для потребности сельских поселений.

СГОЗ в этом случае можно определить по следующей формуле:

Чтобы понять принцип расчета, разберем пример. Государственная организация имеет СГОЗ в размере 3 миллионов рублей. Для закупки у единственного поставщика можно использовать не более 5%. В нашем примере 5% составляет 150 тысяч рублей. Этой суммы для покрытия потребностей недостаточно. Поэтому в этом случае заказчику выгоднее использовать предел в 2 миллиона рублей. Тогда организация получит возможность проводить закупки до 100 тысяч рублей напрямую. Оставшийся от первоначальной суммы (3 млн.) миллион организация может потратить для проведения закупок другими способами.

Расчет СГОЗ для запроса котировок

Закупать товары и услуги посредством запроса котировок можно в размере, не превышающем 10% от СГОЗ. При этом сумма не должна превосходить 10 миллионов рублей. Это довольно жесткие рамки, которые установлены 72 статьей 44-ФЗ. Это нужно обязательно учитывать при распределении выделенных средств.

Методика расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся с СМП или СО НКО

Частью 1 статьи 30 44-ФЗ установлена обязанность заказчика проводить закупки у СМП и СО НКО на сумму не меньше 15% от СГОЗ. Такие закупки можно проводить двумя основными способами:

  • Установить ограничение на участие поставщиков. В документации прописывается, что поучаствовать в закупке могут только СМП или СО НКО.
  • Прописав в перечне требований к участникам необходимость привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, относящихся к СМП или СО НКО.

Правила расчета СГОЗ аналогичны методике определения суммы при закупке у единственного поставщика. При подсчетах не учитываются товары и услуги, необходимые для поддержания обороны страны, предоставления кредитов, работ, связанных с атомной энергетикой.

Продолжая вышеописанный пример, в котором из трех миллионов у единственного поставщика можно закупить товаров и услуг на сумму 2 миллиона рублей. Следовательно, у СМП можно закупить на сумму (3 миллиона – 2 миллиона) *15% = 150000 рублей.

Годовой объем закупок заказчику приходится рассчитывать для каждого финансового года, сделать это нужно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Эта цифра отражается в план-графике и публикуется в ЕИС.

>СГОЗ по 44-ФЗ: как правильно рассчитать за 2019 год

Что входит в СГОЗ по 44-ФЗ

Совокупный годовой объем закупок – это определенный денежный объем, который выделяется учреждениям для осуществления закупок ТРУ для нужд этих самых учреждений.

В состав входят контракты, заключенные в прошлом году, оплата по которым будет осуществляться в текущем году (ПГ); контракты, заключенные в текущем году с исполнением и оплатой в этом же году (ТГ); контракты, заключенные в текущем году на несколько лет (учитывается сумма выплат текущего года) БГ). Соответственно, формула расчета СГОЗ по 44-ФЗ может выглядеть так:
СГОЗ = ПГ + ТГ + БГ,
где аббревиатуры означают прошедший, текущий и будущий года.

От величины СГОЗ зависит то, кто именно будет осуществлять закупки. Если объем менее 100 млн рублей, и у заказчика нет контрактной службы, то заказчик назначает должностное лицо (контрактного управляющего), отвечающего за заключение и исполнение контрактов. При объеме закупок более 100 млн рублей заказчик обязан создать контрактную службу.

Следует напомнить, что у работников контрактной службы должно быть хотя бы дополнительное образование в сфере закупок, а должность контрактного управляющего имеет право занимать либо руководитель заказчика, либо один из его заместителей.

Расчетчик СГОЗ для отчета о закупках у СМП и СОНО
Онлайн расчетчик от Ассистента заказчика определит СГОЗ для показателя 1 раздела II Отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В основе расчета — разъяснения из письма Минэкономразвития от 21.04.2017 № Д28и-1632.


Рассчитать СГОЗ за 1 секунду

Что не входит в СГОЗ по 44-ФЗ

Статья 30 часть 1.1 44-ФЗ устанавливает перечень закупок, которые проводятся учреждением, но при этом не включаются в состав СГОЗ. Это закупки по:

  • обеспечению безопасности государства и обороны страны;
  • услуги предоставления кредитов;
  • закупки у единственного поставщика (за исключением несостоявшихся электронных процедур);
  • работы в области атомной энергии;
  • закупки, для определения поставщика по которым используются закрытые способы.

Расчет СГОЗ по 44-ФЗ для бюджетных учреждений

От величины СГОЗ зависят величины некоторых других объемов закупок, осуществляемых учреждением. Это объем закупок у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93; объем закупок, осуществляемых путем проведения электронных запросов котировок и размер закупок, обязательных к приобретению у организаций, относящихся к СМП и СОНКО. Давайте подробно разберем каждый из этих пунктов.

Закупки у единственного поставщика и пример расчета суммы закупок

Сумма закупок по 4 пункту не может быть больше, чем 300 тысяч рублей по одному контракту. Общий объем таких закупок не может превышать 2 млн рублей, либо 5% от СГОЗ, но не более 50 млн рублей.

Например, СГОЗ организации составляет 5 млн рублей. Необходимо сравнить, какой из способов будет более удобен для заказчика. Либо он осуществляет закупки на 2 млн рублей путем заключения контрактов, либо путем расчета 5%.

5 000 000 × 5% ÷ 100 = 250 000 рублей

Из расчета видно, что при небольшом СГОЗ выгоднее использовать возможность закупать на 2 млн рублей. При этом можно посчитать объем СГОЗ, свыше которого удобнее закупать на сумму 5% от СГОЗ.

СГОЗ = 2 000 000 × 100%÷5% = 40 000 000

Итак, если ваш СГОЗ более 40 млн рублей, то удобнее будет использовать 5%. Что касается пункта 5, то максимальная сумма одного контракта составляет 600 тыс. рублей, максимальная сумма за год не может превышать 5 млн рублей, или быть более 50% от СГОЗ при условии, что эта сумма будет не более 30 млн рублей.

Как рассчитать и когда пересчитывать СГОЗ по 44-ФЗ

Чтобы рассчитать СГОЗ, учтите финансовое обеспечение закупок на 2020 год, в том числе по переходящим контрактам. Корректируйте СГОЗ, если изменились лимиты или план финансово-хозяйственной деятельности. Из-за неверного СГОЗ рискуете ошибиться в выборе способа закупки. За это контролеры оштрафуют до 50 000 руб. Читайте, когда рассчитывать СГОЗ, как это сделать и в каком случае пересчитывать совокупный годовой объем закупок.

Пошаговая инструкция

Закупки путем проведения электронного запроса котировок и пример расчета суммы закупок

В статье 82.1 говорится о том, что НМЦК при проведении электронного запроса котировок не должна превышать 500 тыс. рублей. Годовой объем закупок, проведенных таким образом, не должен превышать 10% от СГОЗ и не должен быть свыше 100 млн рублей одновременно.

Например, если ваш СГОЗ составляет 40 млн рублей, то запросом котировок вы имеете право закупить товар, работы, услуги на сумму не более 4 млн рублей. В то же время если СГОЗ составляет 1 млрд 100 млн рублей, то по результатам запроса котировок можно заключить контракты на сумму не более 100 млн рублей, хотя 10% будет составлять 110 млн рублей.

СГОЗ для СМП по 44-ФЗ на 2020 год

В тексте 44-ФЗ прописано, что заказчик обязан осуществлять закупки у СМП и СОНКО в размере не менее 15% от СГОЗ. Такой порядок регламентирован частью 1 статьи 30. Это значит, что если вы заключили контрактов на сумму 100 млн рублей, 15 из них должны быть заключены с представителями СМП и СОНКО. По объему закупок у СМП и СОНКО заказчик каждый год публикует отчет. Делает он это до 1 апреля года, следующего за отчетным.

С 2019 года в этом отчете произошли серьезные изменения. Теперь в расчет идут все процедуры, объявленные для СМП и СОНКО, даже если процедура признана несостоявшейся (подана одна заявка, только одна заявка признана соответствующей). Причем данные в этот отчет подтягиваются автоматически из реестра заключенных контрактов, который ведет заказчик. Для использования этой функции при открытии контракта в ЕИС заказчику необходимо ставить галочку в графе, где говорится о том, что поставщик/исполнитель относится к числу СМП и СОНКО.

>Что такое СГОЗ и как его считать

Что включается в совокупный годовой объем закупок

16.06.2017 Минфин в Письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ объединяет суммы по контрактам, которые:

  • заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем;
  • заключены, исполняются и оплачиваются в текущем финансовом году.

Минфин также разъяснил необходимость включать в СГОЗ денежные средства на оплату контракта при заказе у единственного поставщика на сумму не выше 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).

C 01.01.2019 в СГОЗ входят суммы контрактов, которые заключены с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Но только если этот контракт подписывается в результате несостоявшейся закупочной процедуры, которая проводилась с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняться будет в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем.

ВАЖНО! СГОЗ изменяется в течение года. Это влияет на то, какие закупки и в каком объеме нужно проводить. Поэтому рекомендуем узнавать, например раз в квартал, не поменялся ли СГОЗ, или закрепить приказом порядок информирования о корректировках лимитов на закупки.

Какие сведения не включаются

На основании ч. 1 ст. 30 имеется список госзаказов, которые не входят в расчет показателя. Это госзакупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО):

  1. Для обороны и безопасности страны.
  2. По предоставлению кредитов.
  3. В области использования атомной энергии.
  4. У единственного поставщика на основании ч. 1 ст. 93 закона.
  5. При закрытых способах определения поставщика.

Цели СГОЗ

Учитывая совокупный годовой объем закупок, статья 44-ФЗ о контрактной службе (ч. 1 ст. 38) обязывает организатора решить вопрос о создании службы или назначении контрактного управляющего в зависимости от суммы всех заказов. Если она выше 100 млн рублей, заказчик обязан организовать службу.

Заказчик использует совокупный объем закупок по 44-ФЗ при расчете:

  1. Минимального количества госзакупок у СМП и СОНКО (ч. 1 ст. 30).
  2. Максимального количества заказов при проведении запроса котировок в электронной форме (ч. 2 ст. 82.1).
  3. Максимального количества заказов у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93).

СГОЗ также потребуется при составлении:

  1. Отчета о размере госзакупок у СМП и СОНКО.
  2. Плана-графика (п. 2 ч. 3 ст. 21).

Заказчик сможет проводить госзакупки только на основании составленного плана-графика.

Если для условного учреждения выделены лимиты бюджетных обязательств на 2019 г. в размере 10 млн руб., то СГОЗ на 2019 г. для этого заказчика составит 10 млн руб., но затем из нее вычтут деньги для проведения оплаты заключенных в 2018 г. и исполненных в 2019 г. контрактов.

Пример расчета минимального годового объема госзакупок у СМП и СОНКО

Если размер СГОЗ — 10 млн рублей., то из него нужно вычесть стоимость госзакупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (примем за 3 млн руб.), и от полученной суммы посчитать 15 %, т. е.:

(10 000 000 – 3 000 000) × 15 % = 1 050 000 руб.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок путем проведения электронного запроса котировок

Эта цифра должна составлять 10 % от величины СГОЗ.

10 000 000 × 10 % = 1 000 000 руб.

При этом годовая сумма заказов, сделанных путем проведения запроса котировок, не должна быть больше 100 млн рублей.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

По п. 4 ч. 1 ст. 93 он может составлять 5 % от СГОЗ, или 2 млн руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то объем не должен превышать 50 млн рублей.

10 000 000 × 5 % = 500 000 руб.

По п. 5 ч. 1 ст. 93 он составит 50 % от СГОЗ. При этом по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ он не должен превышать 20 млн рублей.

10 000 000 × 50 % = 5 000 000 руб.

Совокупный годовой объем закупок в 223-ФЗ

В СГОЗ по Закону о контрактной системе не предусмотрено включать средства на оплату контрактов по Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) либо на основании действовавшего ранее Закона о размещении заказов (94-ФЗ).

О том, как рассчитать ГОЗ по 223-ФЗ, читайте в статье «Как рассчитать ГОЗ по 223-ФЗ».

Для организаторов, которые закупают по 223-ФЗ, установлены требования на 2019 г. в отношении СГОЗ (ПП от 11.12.2014 № 1352). Стоимость всех заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 18 % от общей стоимости всех договоров за год, которые заказчики заключили по результатам закупок. При этом сумма всех договоров, которые заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 15 % от суммарной стоимости всех договоров, которые за год заключены по результатам закупок.

Энциклопедия решений. Совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ

Совокупный годовой объем закупок по Закону N 44-ФЗ

Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 44-ФЗ (далее — СГОЗ), рассчитывается согласно указаниям данного Закона при определении:

— необходимости создания контрактной службы, которая должна быть создана, если СГОЗ превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ);

— ограничений, установленных для осуществления закупок путем проведения запроса котировок (годовой объем закупок, осуществляемых этим способом, не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ));

— ограничений, установленных для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить по этому основанию, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ));

— ограничений, установленных для осуществления закупок на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 20 миллионов рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)).

Сведения о СГОЗ указываются заказчиком в плане-графике (справочно) (пп. «е» п. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553, пп. «з» п. 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554).

Согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ СГОЗ — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Финансовый год согласно ст. 12 Бюджетного кодекса РФ, на нормах которого, помимо прочего, основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, СГОЗ представляет собой сумму средств, которую предполагается израсходовать на оплату по:

а) контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

б) контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

в) контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

Формула для расчета СГОЗ выглядит следующим образом:

СГОЗ = а + б + в

Аналогичный способ расчета СГОЗ приводится представителями Минэкономразвития России (в Информации от 04.06.2014, в ответе на вопрос 86 в письме от 30.09.2014 N Д28И-1889, письме от 06.12.2016 N Д28и-3332 и др.) и Минфина России (в письмах от 16.06.2017 N 24-01-09/37707 и от 24.08.2017 N 24-01-09/54336).

При расчете СГОЗ необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в расчет СГОЗ включаются исключительно суммы контрактов, то есть гражданско-правовых договоров, заключенных заказчиком в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Любые другие денежные суммы (например, выплаты денежных средств работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ, выплаты по договорам, не подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ) и т. д.) в расчет СГОЗ не включаются.

В частности, по мнению Минфина России, договоры, заключенные унитарными предприятиями до 1 января 2017 года в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и подлежащие оплате после указанной даты, не подлежат включению в СГОЗ (см. письма от 11.09.2017 N 24-04-07/58546 и от 29.09.2017 N 24-01-10/64059).

В письме от 29.12.2016 N Д28и-3495 аналогичный вывод сделан специалистами Минэкономразвития России в отношении включения в СГОЗ учреждения, сменившего тип с автономного на бюджетное, сумм на оплату договоров, заключенных этим учреждением в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ до изменения типа.

Во-вторых, в расчет СГОЗ включаются суммы всех контрактов, независимо от того, по итогам какого способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика) они заключены, поскольку никаких оговорок по данному вопросу п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ не содержит. В частности, в расчет СГОЗ включаются суммы контрактов, заключенных на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37707).

В-третьих, согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка — совокупность действий, осуществляемых заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, которая начинается с определения контрагента и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Отсюда видно, что закупка всегда подразумевает заключение контракта, а под «суммой закупки» имеется в виду цена контракта. При этом ценой контракта с точки зрения Гражданского кодекса РФ, на котором основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), является вся сумма, уплачиваемая по контракту, независимо от того, включает ли она НДС или нет (тем более, что это зависит от системы налогообложения контрагента, которая может и измениться).

В-четвертых, если по результатам определения контрагентов в течение года образовалась экономия денежных средств, то рассчитывать СГОЗ с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (см. разъяснения по вопросу 1.6 письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757, п. 1 письма Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2898, письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2708). В связи с изменением цены конкретного контракта или его расторжением СГОЗ также не пересчитывается (см. письмо Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1632).

Таким образом, СГОЗ в любом отдельно взятом календарном году по общему правилу следует определять как утвержденный общий объем финансового обеспечения согласно лимитам бюджетных обязательств или плану финансово-хозяйственной деятельности для оплаты гражданско-правовых договоров (контрактов) в этом году, независимо от того, в каком году и каким способом были заключены такие контракты. Доли закупки путем запроса котировок и у единственного контрагента определяются в процентах от суммы СГОЗ.

Пример

В 2017 году заказчиком были заключены контракты на сумму 3 миллиона рублей, из которых в 2017 году заказчик выплатил контрагентам 2,5 миллиона рублей, 500 тысяч рублей выплачиваются в январе 2018 года. В 2018 году заказчик заключает контракты на сумму 5 миллионов рублей, из которых согласно условиям контрактов заказчик обязан выплатить контрагентам в 2018 году 3 миллиона рублей, а оставшиеся 2 миллиона — в 2019 году. Заключать другие контракты в 2018 году заказчик не планирует.

СГОЗ на 2018 год = 500 тыс. руб. + 3 млн руб = 3,5 млн руб.

По нашему мнению, при определении остатка доли закупок (лимита) путем проведения запроса котировок и у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований по мере осуществления конкретных закупок из лимита, рассчитанного исходя из СГОЗ этого года, вычитаются суммы, подлежащие уплате по каждому конкретному контракту в этом году.

То есть если, например, контракт по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заключен в 2017 году, но часть выплат по нему осуществляется в 2018 году, то из лимита на 2017 год, определенного исходя из СГОЗ 2017 года, вычитается только сумма, подлежащая уплате в 2017 году, а сумма, подлежащая уплате в 2018 году, вычитается из лимита, определенного исходя из СГОЗ 2018 года.

Официальных разъяснений и (или) правоприменительной практики, подтверждавших бы данную позицию, нам найти не удалось. Однако именно такой подход применяется при определении объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (см. пп.пп. «д» и «е» п. 2 Требований к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238).

>Объем финансового обеспечения в плане закупок> Вопрос

Под объемом финансового обеспечения в плане закупок следует понимать не цену закупки, а объем средств, доведенных до заказчика на осуществление конкретной закупки?

Ответ

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Узнайте про изменения

Согласно ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ планы закупок подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, с федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, с законами субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);

3) реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента Российской Федерации, решений, поручений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;

4) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

5) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

6) в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.

Планирование: готовимся к формированию плана закупок на 2017 год и последующий период
Трудности не измеряют в абсолютных показателях, но планировать закупки заказчикам стало сложнее примерно в два раза. Теперь есть два документа, которые надо заполнять и размещать. План-график стал сложнее: его раздробили на большее количество позиций. А план закупок — пока terra incognita. Правда, и готовить его нужно только к 2017 году.

С 1 января 2016 г. вступили в силу положения главы 2 Закона № 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок. Это означает, что в 2016 г. заказчики начинают готовить планы закупок на 2017—2019 гг. и планы-графики на 2017 г. согласно требованиям, установленным ст. 17 и 21 Закона № 44-ФЗ.

Стоит обратить внимание, что планирование закупок предусматривает необхо

димость принятия ряда подзаконных актов, которыми и будут руководствоваться заказчики.

Требования к порядку формирования планов закупок и планов-графиков для федеральных бюджетных учреждений установлены следующими нормативными правовыми актами:

  • в отношении плана закупок — постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее — постановление № 552);
  • в отношении плана-графика — постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее — постановление № 553).

Заказчикам субъектов РФ и муниципалам

Заказчики субъектов Российской Федерации, муниципальные заказчики при формировании планов закупок и планов-графиков руководствуются соответствующими актами субъекта Российской Федерации, местных администраций, которые разрабатываются в соответствии с требованиями следующих постановлений Правительства Российской Федерации:

  • в отношении плана закупок — постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее — постановление № 1043);
  • в отношении плана-графика — постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее — постановление № 554).

На уровне субъектов РФ, муниципальных образований отдельные требования к планированию закупок могут быть скорректированы.

Такие требования корректируются в части:

  • сроков формирования, утверждения планов закупок и планов-графиков;
  • оснований для внесения изменений в такие планы;
  • формы плана закупок, плана-графика с учетом необходимости включения дополнительных сведений, установленных в конкретном субъекте, муниципальном образовании.

Проекты планов

Порядки формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков, принятые на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, должны быть размещены на официальном сайте в течение 3 дней с момента их утверждения (вкладка официального сайта «Нормативно-методическая и справочная информация по регулированию контрактной системы в сфере закупок»).

Для составления планов закупок и планов-графиков с учетом требований соответствующих порядков учредители бюджетных учреждений должны установить сроки формирования, корректировки и уточнения планов закупок и планов-графиков, а также порядок уведомления об утверждении планов закупок.

Согласно ст. 17 Закона № 44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, т. е. стандартно речь идет о трехлетнем планировании. Подготовкой плана закупок на 2017—2019 гг. заказчики должны заняться уже в 2016 г.

Государственные заказчики должны подготовить проекты планов закупок не позднее 1 июля 2016 г. и направить своим главным распорядителям бюджетных средств (далее — ГРБС).

ВАЖНО!
С 1 января 2016 г. вступили в силу положения о нормировании закупок в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ, а следовательно, объекты закупок в проекты планов закупок должны включаться государственными органами, казенными учреждениями с учетом нормативных затрат, утвержденных соответствующим ГРБС.

Бюджетные учреждения в сроки, установленные учредителем, но не позднее 1 июля 2016 г. должны направить учредителю сформированный проект плана закупок на 2017—2019 гг. Проект плана должен быть учтен при формировании обоснований бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Корректировка проектов

Сформированные проекты планов закупок могут корректироваться в процессе подготовки бюджетных смет. План закупок бюджетного учреждения в ходе составления плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД) может быть скорректирован только по согласованию с учредителем, т. е. добавить, изменить отдельные позиции можно только по согласованию с учредителем. К моменту утверждения плана ФХД можно уточнить сведения, содержащиеся в плане закупок в части информации по включенным позициям.

Государственные заказчики должны утвердить планы закупок в течение 10 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств, а бюджетные учреждения — после утверждения плана ФХД. При этом государственные заказчики должны уведомить об утверждении плана закупок главного распорядителя, а бюджетные учреждения — учредителя в соответствии с порядком уведомления, утвержденным учредителем. После утверждения планы закупок должны быть размещены на официальном сайте в течение 3 рабочих дней. Таким образом, план закупок должен содержать распределение полного на весь плановый период.

План закупок формируется на период утверждения закона о соответствующем бюджете, т. е. фактически можно говорить о плане закупок на 3 года. Поэтому план закупок является стратегическим плановым документом, который определяет направления расходования средств на закупки товаров, работ, услуг.

Укрупнение позиций

В план закупок закупки включаются укрупненно по позициям в привязке к идентификационному коду закупки. Требования о порядке формирования идентификационного кода закупки утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422. Данный код представляет собой 36-значный цифровой код, который содержит:

  • год размещения извещения;
  • код заказчика;
  • порядковый номер закупки, включенной в план закупок;
  • порядковый номер закупки, включенный в план-график. Для целей формирования плана закупок по этой позиции необходимо указать «0»;
  • код объекта закупки в соответствии с ОКПД 2 с раскрытием до группы товаров, работ, услуг, т. е. четыре знака ХХ.ХХ;
  • код бюджетной классификации (далее — КБК).

Укрупнение позиций для включения в план закупок нужно проводить с учетом кода ОКПД 2. Так, например, каждый заказчик приобретает ГСМ, масла, прочие специальные жидкости, при этом нет необходимости отдельными позициями указывать виды бензина, масел, жидкостей. План закупок в таком случае должен предусматривать позицию «Нефтепродукты», код ОКПД 2 19.20, и указание о годовом объеме финансирования на текущий год, а также об объемах финансирования на плановый период.

Аналогично при необходимости закупки мебели в план закупок будет укрупненно включаться мебель для офисов и предприятий, код ОКПД 31.01. При этом каждая позиция указывается в размере объема годовых закупок. Даже если закупку товара, работы, услуги нужно проводить несколько раз в течение года или трех, такая закупка включается в план закупок одной позицией. При этом в столбце 12 плана закупок нужно указать срок и периодичность осуществления такой закупки.

Например, по позиции ГСМ, если заказчик планирует осуществлять закупку каждый квартал, необходимо указать срок «на квартал», а периодичность — «ежедневно» при условии, что автотранспорт заказчик планирует заправлять ежедневно.

В части объема планируемых платежей по столбцу 7 необходимо указать именно объем денежных средств, который планируется потратить на осуществление закупки. Данный объем не является начальной (максимальной) ценой, начальная (максимальная) цена будет формироваться на этапе подготовки плана-графика.

Постановлением № 552 предусмотрено указание по каждой позиции плана закупок, планируется ли проведение конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов в формате информации «да/нет».

В плане закупок указываются все планируемые заказчиком закупки, в том числе все закупки у единственного поставщика, которые будут осуществлены в плановом периоде.

Стоит обратить внимание, что перечень закупок, которые указываются в планах укрупненно, должен быть расширен с учетом текущей редакции совместного приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н.

Закупки лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии (в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ), а также закупки у единственного поставщика до 100 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), до 400 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), услуги, предусмотренные п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также преподавательские услуги, услуги экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) указываются в годовом объеме (с разбивкой по годам) по каждому КБК.

Итоги плана закупок должны содержать общий объем финансового обеспечения по каждому КБК, предусмотренному планом закупок. Именно эти цифры должны контрольно соответствовать бюджетной смете заказчика, плану ФХД бюджетного учреждения.

Завершает план закупок итоговый объем финансового обеспечения (суммы всех КБК) по каждому году планируемого периода.

С 1 января 2016 г. вступило в силу постановление Правительства от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое закрепляет формирование планов закупок и планов-график для целей размещения на официальном сайте только в структурированной форме, при этом:

  • федеральные заказчики будут формировать планы на официальном сайте ЕИС интеграцией этой информации с информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
  • заказчики уровня субъектов РФ и муниципального уровня — только на официальном сайте ЕИС.

Как вносить изменения

Изменить план закупок возможно лишь в случаях, определенных соответствующими порядками.

По общему правилу согласно постановлению № 1043 изменить план закупок можно в 6 случаях, при этом порядками могут быть предусмотрены иные основания внесения изменений в план закупок.

Так, постановлением № 552 установлено, что федеральные заказчики вправе изменять план закупок в случае:

  • выдачи предписания органами контроля, определенными статьей 99 Закона № 44-ФЗ, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • изменения сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • возникновения иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.

Последнее из оснований представляется наиболее интересным, учитывая практику внесения изменений при осуществлении планирования в настоящий момент.

ВАЖНО!
Любые внесенные в план закупок изменения должны быть размещены на сайте ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня внесения таких изменений.

Формирование плана-графика на 2017 г. бюджетные учреждения также начнут в 2016 г. Согласно ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ именно план-график является основанием для осуществления закупок, а закупки, не включенные в план-график, не могут быть осуществлены. План-график формируется на финансовый год и должен соответствовать плану закупок.

Сроки формирования, уточнения плана-графика для заказчиков должны быть определены ГРБС, учредителями бюджетного учреждения для бюджетных учреждений. Формирование плана-графика осуществляется после внесения проекта бюджета на рассмотрение. Бюджетное учреждение должно утвердить план-график в течение 10 рабочих дней со дня утверждения плана ФХД, а разместить на официальном сайте в течение 3 рабочих дней с даты утверждения план-графика.

Что включать

В план-график включаются все закупки, которые будут осуществлены заказчиком в течение финансового года, в т. ч. все закупки у единственного поставщика.

Форма плана-графика существенно расширена по сравнению с требованиями к планам-графикам на 2016 г.: теперь 32 столбца по сравнению с текущим вариантом в 14 столбцов. Это связано с разбивкой сведений по отдельным столбцам. Например, в отдельных столбцах указывается размер аванса, преимущества участника, сведения о закупках у СМП и СОНКО, применение национального режима, дополнительные требования, этапы оплаты и т. д.

Кроме того, отдельными столбцами предусмотрено указание информации об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении, организаторе совместных конкурсов или аукционов. Принципиальных изменений по порядку заполнения столбцов плана-графика на 2017 г. правительством не предусмотрено. Исключено требование об указании кодов ОКПД и ОКВЭД. Отсутствие данных кодов в плане-графике будет компенсировано наличием идентификационного кода закупки, структура которого предусматривает указание ОКПД 2.

Неурегулированным остается вопрос единиц измерения, в которых будет указываться размер обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракт (% или тыс. рублей).

Кроме того, в отношении описания объекта закупки включение функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки осуществляется при необходимости.

Отдельными позициями плана-графика по каждому КБК указываются закупки:

  • лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии (в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • у единственного поставщика до 100 тыс. рублей (п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • у единственного поставщика до 400 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг, предусмотренных п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • преподавательских услуг (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Итоговая информация плана-графика должна содержать:

  • сумму начальных (максимальных) цен контрактов в отношении запроса котировок;
  • сумму начальных (максимальных) цен контрактов по закупкам у СМП и СОНКО;
  • сумму начальных (максимальных) цен контрактов по каждому КБК;
  • общую сумму начальных (максимальных) цен контрактов, включенных в план-график.

При этом совокупный годовой объем закупок в обобщающей информации плана-графика не указывается, а справочно вносится в шапку план-графика.

На каких основаниях

Отдельным сложным моментом являются основания для внесения изменений в план-график. Эти сложности обусловлены требованием законодателя о полном соответствии информации, содержащейся в плане-графике, и информации в извещении о проведении закупки. Так, например, план-график необходимо изменить, если изменилась начальная (максимальная) цена контракта. Причем в отличие от действующих в настоящий момент требований о необходимости вносить изменения, если начальная (максимальная) цена изменилась более чем на 10%, начиная с 2017 г. любое изменение цены требует корректировки плана-графика.

Кроме того, план-график необходимо изменить, если изменились:

  • планируемая дата начала осуществления закупки;
  • сроки и (или) периодичность приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • этапы оплаты;
  • размер аванса;
  • срок исполнения контракта.

То есть, по сути, изменение ключевых условий закупки требует обязательного изменения плана-графика.

ВАЖНО!
По аналогии с планом закупок изменения в план-график должны быть внесены в течение 3 рабочих с даты внесения таких изменений. При этом любые изменения должны быть осуществлены по общему правилу не позднее 10 дней до дня размещения извещения или заключения договора с единственным поставщиком.

И обосновать

Кроме того, приложением к плану закупок и плану-графику бюджетные учреждения должны сформировать обоснование, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Данным постановлением утверждены:

  • правила обоснования закупок;
  • форма обоснования для случая формирования плана закупок;
  • форма обоснования для случая формирования плана-графика.

При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план.

Для этого заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в частности наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятого согласно ст. 19 Закона № 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие (для бюджетных учреждений).

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

  • НМЦК. Необходимо указать метод расчета и обоснования, а также привести сам расчет;
  • способ определения поставщика;
  • дополнительные требования к участникам закупки.

Сроки подготовки обоснования закупки для федеральных заказчиков должно определять Правительство Российской Федерации, для заказчиков субъекта Российской Федерации — высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, для муниципальных заказчиков — местная администрация.

СОВЕТ
Для закупок, которые проводятся в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, обоснованием является решение врачебной комиссии.

Для закупок, осуществляемых в соответствии с пп. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем закупок.

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

Объем финансового обеспечения это не цена и не НМЦК и не обязательно это объем денежных средств, доведенных до заказчика. Так на плановый период, средства должны быть запланированы, например, государственными (муниципальными) программами и по согласованию с ГРБС, учредителем включаться в план закупок на плановый период. Однако, объем финансового обеспечения на текущий год должен быть доведен до заказчика на стадии планирования закупок. Объем финансового обеспечения может быть запланирован с учетом нормативных затрат, требований.

В связи с образовавшейся экономией вносить изменения в план закупок можно, в том числе, можно добавлять новую закупку.

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Ассистент заказчика — онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Как рассчитать СГОЗ для СМП

Актуально на: 16 мая 2018 г.

О государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) мы рассказывали в нашей консультации. Система нормативно-правового регулирования развития СМП в РФ включает в себя в числе прочего установление особенностей участия малых предприятий в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенностей участия СМП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие особенности состоят в том числе в утверждении минимального объема закупок, которые должны производиться исключительно у СМП. Такой объем закупок у СМП устанавливается в процентах от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). О том, сколько составляет такой процент и как определяется СГОЗ, расскажем в этом материале.

Закупки для государственных и муниципальных нужд: участие малых предприятий

При проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны производить закупки у малых предприятий, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% СГОЗ (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

А как определяется СГОЗ? СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в т.ч. для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году.

Необходимо учитывать, что при определении объема закупок в расчет СГОЗ не включаются закупки (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (к примеру, у субъектов естественных монополий);
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

СМП и поставки товаров отдельным видам юрлиц

Что касается поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг отдельным видам юрлиц, то такие закупки регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Речь идет об участии в закупках с СМП государственных корпораций и госкомпаний, публично-правовых компаний, субъектов естественных монополий, автономных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, государственных и муниципальных унитарных предприятий при определенных условиях и т.д. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в таких закупках утверждены Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352.

В общем случае годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

А если участниками торгов являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, то совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с СМП, должен составлять не менее 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352).

Как и при расчете СГОЗ, при закупках для государственных и муниципальных нужд при определении совокупного годового стоимостного объема договоров в соответствии с п. 7 Положения, утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352, не учитываются, в частности:

  • закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • закупки в области использования атомной энергии;
  • закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»;
  • закупки, которые осуществляются за пределами территории РФ и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории РФ;
  • закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
  • закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • закупки, предметом которых является аренда или приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
  • закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности;
  • закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
  • закупки услуг образовательных организаций (за исключением услуг образовательных организаций, созданных в организационно-правовой форме потребительских кооперативов).

Калькулятор расчета СГОЗ и лимита для закупок у СМП и СОНО (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

Калькулятор расчета СГОЗ и лимита для закупок у СМП и СОНО

Калькулятор расчета совокупного годового объема закупок и лимита для закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Согласно ч.ч. 1 и 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и СОНОв объеме не менее чем 15% СГОЗ, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ,путем: — проведения закупок конкурентными способами, в которых участниками являются только СМП и СОНО. При этом НМЦК не должна превышать 20 миллионов рублей; — установления в извещении об осуществлении закупки требование к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Закупки, которые перечислены в ч. 1.1 ст. 30, ч. 30 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, в расчет СГОЗ не входят. Однако в силу ч. 1.2 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в п.п. 1, 4 и 5 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, у СМП и СОНО. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных у СМП и СОНО.

Как правильно рассчитать СГОЗ

СГОЗ – это совокупный годовой объем закупок. Это понятие и все его нюансы изложены в статье 3 ФЗ №44 «О госзакупках» от 5 апреля 2013 года. Это значение позволяет оценить работу компании, подготовить отчет перед контролирующими структурами, определить необходимые лимиты.

Что собой представляет СГОЗ

СГОЗ – это совокупный объем финансов, выделяемых фирме под покупку нужных услуг и продукции. Параметр нужно рассчитывать ежегодно. В рамках расчетов будут учитываться деньги, которые выделены по контрактам, заключенным до начала года. Предполагается, что эти финансы будут тратиться в текущем году. Предоставленные финансы утверждаются в смете или плане хозяйственной деятельности. Расчеты подразумевают суммирование показателей из некоторых строк сметы или плана.

Официальное формирование порядка расчетов СГОЗ обусловлено большим числом конфликтов. Последние вызваны неоднозначностями в нормативных актах. В частности, ранее было непонятно, стоит ли учитывать при расчетах стоимость долгосрочных контрактов, которые появились в предыдущем году и реализуются в нынешнем.

Для чего необходим СГОЗ

У предпринимателя может возникнуть вопрос о том, зачем нужно рассчитать СГОЗ. В статье ФЗ-44 о контрактной службе (часть 1 статья 38) указано, что иногда предприниматель должен организовывать контрактную службу для исполнения государственной закупки. Если СГОЗ составляет более 100 миллионов рублей, участник закупки обязан создать службу. Если же сумма меньше, то функции контрактной службы может выполнять одно лицо. Второй вариант выгоднее, так как организация службы предполагает большие расходы. Для того чтобы соблюсти закон, нужно заранее определять совокупный объем.

Показатель СГОЗ также используется при расчетах этих значений:

  • Минимальное число государственных закупок у малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере (часть 1 статьи 30 ФЗ №44).
  • Максимальное число заказов при осуществлении запроса котировок (часть 2 статьи 72 ФЗ №44).
  • Максимальное число контрактов у единственного поставщика (пункт 4 и 5 части 1 статьи 93).

Показатель совокупного объема закупок нужен при оформлении этих документов:

  • Отчет об объеме государственных закупок у малого бизнеса и НКО.
  • План график (пункт 2 части 3 статьи 21 ФЗ №44).

На портале «Госконтракт» указано, что государственные закупки могут осуществляться только на базе оформленного плана-графика.

Порядок определения СГОЗ по ФЗ №44

Для определения общего объема закупок используется формула. Она включает в себя эти компоненты:

  • Стоимость контрактов, появившихся в прошлом году. Предполагается, что оплачиваться они будут в текущем периоде.
  • Заключенные договоры, выполняемые и оплачиваемые в текущем году.
  • Контракты, заключенные в нынешнем году, которые подлежат выполнению в нынешнем и следующем году. В расчетах учитывается только та часть, которая будет уплачена в нынешнем периоде.

При установлении общего объема закупок учитываются эти расходы:

  • Зарплата и командировочные.
  • Деньги, которые будут направлены на уплату налогов и других платежей в государственную казну.
  • Выплата компенсации за нанесение ущерба, который был нанесен предпринимателем.
  • Доход от деятельности субъекта.
  • Средства, которые были выданы в рамках закупки.

Совокупный объем формируется из денег, предназначающихся для оплаты приобретенных товаров и услуг в актуальном периоде.

Что не учитывается при расчетах СГОЗ

Перечень контрактов, которые не учитываются при определении СГОЗ, установлен частью 1 статьи 30 ФЗ №44. В частности, это касается государственных закупок для малого бизнеса и НКО, работающих в социальной сфере:

  • Оборонные заказы и закупки, обеспечивающие безопасность государства.
  • Предоставление кредитования.
  • Заказы, касающиеся применения атомной энергии.
  • Контракты у единственного поставщика (часть 1 статьи 83 ФЗ №44).
  • Закрытые аукционы и конкурсы.

То есть все эти положения можно исключать при проведении расчетов.

Инструкция по расчету СГОЗ

Правильный расчет предполагает установление лимитов закупки для малого бизнеса и НКО. Сначала человеку нужно определить полный объем покупок. Потом нужно вычесть из получившегося результата значения, не учитываемые при расчетах СГОЗ. Рассмотрим инструкцию по расчетам:

  1. Определяется общий объем закупок для конкретной организации за год.
  2. Из результата вычитывается сумма, положенная на оплату кредитов, закрытых закупок, оборонных продуктов и продуктов в сфере атомной энергии.
  3. Из результата вычитается 15%. Получившуюся величину нужно округлить в большую сторону. Нужно это вследствие высокого риска уменьшения стоимости в период аукциона.

При расчетах используется эта формула:

СГОЗ = П + Т + С

В ней используются такие значения:

  • П – контракты, оформленные в прошедшем году и предполагающие оплату в текущем году.
  • Т – контракты, полученные в текущем году, а также выполненные, предполагающие получение оплаты.
  • С – контракты, полученные в текущем году и актуальные в течение нескольких следующих лет.

Это общая форма для расчетов СГОЗ. Именно путем сложения этих показателей формируется общий объем закупок. Однако порядок расчетов будет разниться в зависимости от того, для какой компании нужно определять параметр.

Примеры расчетов

Рассмотрим простейший пример. В 2018 году для субъекта выделены лимиты на бюджетные контракты в объеме 10 000 000 рублей. Объем совокупных закупок на 2018 год составит 10 000 000 рублей. Но потом из этой суммы нужно вычитать суммы, положенные для оплаты полученных в 2017 году и выполненных в 2018 году контрактов. Это начальный показатель.

Пример расчета минимальной величины закупок у малого бизнеса и НКО

СГОЗ составляет 10 000 000 рублей. Из этой величины нужно вычесть стоимость закупок на базе пункта 1 части 1 статьи 30 ФЗ №44. К примеру, стоимость таких закупок составляет 3 000 000 рублей. Для определения лимита закупок для малого бизнеса нужно определить 15% от СГОЗ. Именно 15% и является минимальной величиной.

Расчеты будут следующими:

(10 000 000 – 3 000 000) * 15%.

Результат: 1 050 000 рублей.

Определение максимального объема закупок методом запроса котировок

Максимальный объем в данном случае равен 10% от размера СГОЗ. То есть проводятся эти расчеты:

10 000 000 * 10% = 1 000 000 рублей.

ВАЖНО! Годовая величина контрактов, созданных через осуществление запроса котировок, не может превышать 100 000 000 рублей.

Как ввести сведения в план-график

Для ввода показателя СГОЗ в план-график нужно зайти на сайт государственных закупок. В частности, требуется зайти в личный кабинет. Затем нужно выбрать вкладку «Реестры» и нажать на «План-график». Когда план откроется, выбирается пункт «Итоговые позиции». Сюда и нужно занести сведения о совокупном объеме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *