Главное организационно инспекторское управление ФТС России

1. Утвердить Положение о Главном организационно-инспекторском управлении (приложение).

2. Признать утратившим силу приказ ФТС России от 31 марта 2016 г. N 629 «Об утверждении Положения о Главном организационно-инспекторском управлении».

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России А.Б. Струкова.

Руководитель В.И. Булавин

Приложение
к приказу ФТС России
от 08 мая 2018 г. N 655

Положениео Главном организационно-инспекторском управлении

1. Настоящее Положение разработано на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822; 2014, N 37, ст. 4971; 2015, N 2, ст. 491, N 47, ст. 6586; 2016, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741; 2017, N 25, ст. 3689) (далее — Положение о Федеральной таможенной службе), Регламента Федеральной таможенной службы, утвержденного приказом ФТС России от 26 декабря 2012 г. N 2656 (зарегистрирован Минюстом России 26.03.2013, регистрационный N 27888).

2. Главное организационно-инспекторское управление (далее — Главное управление) является структурным подразделением ФТС России.

3. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, правом Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, Положением о Федеральной таможенной службе, указаниями и поручениями руководителя ФТС России, а также настоящим Положением.

4. Структура и штатная численность должностных лиц Главного управления утверждаются руководителем ФТС России.

5. Главное управление возглавляет начальник Главного управления, который непосредственно подчиняется заместителю руководителя ФТС России, координирующему и контролирующему деятельность Главного управления в соответствии с распределением обязанностей между руководителем ФТС России и его заместителями, утвержденным приказом ФТС России.

В период временного отсутствия начальника Главного управления руководство Главным управлением осуществляет первый заместитель начальника Главного управления, а в его отсутствие — один из заместителей начальника Главного управления на основании приказа ФТС России.

6. Начальник Главного управления, первый заместитель начальника Главного управления, заместители начальника Главного управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России.

7. Главное управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1) инспектирование деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее — таможенные органы) по вопросам соблюдения права Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации при выполнении ими основных функций;

2) организация и проведение по поручению руководителя ФТС России служебных проверок в структурных подразделениях ФТС России, таможенных органах (в том числе специализированных), учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее — учреждения ФТС России);

3) методическое руководство, организация и контроль деятельности организационно-инспекторских подразделений региональных таможенных управлений (далее — РТУ) и организационно-аналитических подразделений таможен;

4) контроль исполнения поручений, данных по результатам инспекторских, функциональных и служебных проверок, проведенных Главным управлением;

5) обеспечение ведения организационно-структурной работы в таможенных органах и учреждениях ФТС России;

7) организация ежегодного планирования деятельности ФТС России, контроль и координация работы по планированию деятельности таможенных органов;

8) организация и обеспечение деятельности коллегии ФТС России;

9) контроль исполнения поручений руководителя ФТС России;

10) организация и координация деятельности структурных подразделений ФТС России по формированию показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке выполнения показателей результативности деятельности и эффективности деятельности;

11) организация и несение оперативно-дежурной службы в ФТС России.

8. Отделы Главного управления действуют на основании положений, утвержденных начальником Главного управления.

9. Должностные обязанности должностных лиц Главного управления устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

10. Главное управление комплектуется из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

11. Деятельность Главного управления строится на основе планов работы ФТС России и Главного управления, сочетания принципа единоначалия и ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

12. Главное управление осуществляет свои функции как непосредственно, так и через структурные подразделения таможенных органов по направлениям деятельности Главного управления во взаимодействии со структурными подразделениями ФТС России, а также с федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, иными организациями и гражданами.

13. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Главном управлении осуществляются в соответствии с установленным порядком.

14. Главное управление при осуществлении своей деятельности соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

15. Главное управление является субъектом международной деятельности ФТС России.

II. Функции Главного управления

16. Организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности руководства ФТС России.

17. Подготовка материалов для руководства ФТС России в связи с участием в мероприятиях, организуемых Правительством Российской Федерации, Минфином России, а также проводимых с участием Президента Российской Федерации или по его поручению.

18. Разработка и участие в разработке проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России, а также согласование проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России по направлениям деятельности Главного управления.

19. Разработка и участие в разработке, согласовании проектов международных актов по направлениям деятельности Главного управления.

20. Подготовка планов работы, проектов решений, протоколов заседаний коллегии ФТС России, Организационно-структурной комиссии ФТС России, совещаний, проводимых руководителем ФТС России.

21. Контроль за исполнением решений, принятых на заседаниях коллегии ФТС России, Организационно-структурной комиссии ФТС России, совещаниях, проводимых руководителем ФТС России, поручений руководителя ФТС России, данных по итогам инспекторских и служебных проверок, и иных его поручений.

22. Анализ исполнения решений, принятых на заседаниях коллегии ФТС России и совещаниях, проводимых руководителем ФТС России, подготовка по его результатам предложений для внесения на рассмотрение руководителю ФТС России.

23. Обеспечение в пределах своей компетенции оперативного взаимодействия таможенных органов и структурных подразделений ФТС России в решении возложенных на них функций.

24. Подготовка ежегодного плана инспекторских и функциональных проверок деятельности таможенных органов, контроль за его выполнением.

25. Организация и проведение инспекторских (комплексных, контрольных и целевых) проверок деятельности таможенных органов, структурных подразделений ФТС России.

26. Организация и проведение функциональных проверок деятельности организационно-инспекторских подразделений РТУ и организационно-аналитических подразделений таможен.

27. Организация и проведение в пределах компетенции служебных проверок:

1) по инициативе структурных подразделений ФТС России;

2) по результатам проведенных Главным управлением инспекторских, функциональных проверок таможенных органов;

3) на основании информации, изложенной в представлении, сообщении (письме) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, других государственных органов, средствах массовой информации, письмах, заявлениях юридических и физических лиц;

4) по иным основаниям в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

28. Осуществление с применением базы данных комплекса программных средств «Инспекторские проверки» учета, сбора, накопления, обработки и хранения материалов, обобщение и анализ информации о проведенных ФТС России (Главным управлением), РТУ, таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, инспекторских и служебных проверках.

29. Контроль за внесением РТУ, таможнями, непосредственно подчиненными ФТС России, сведений о проведенных инспекторских и служебных проверках в базу данных комплекса программных средств «Инспекторские проверки».

30. Подготовка проектов решений ФТС России и предложений по устранению выявленных Главным управлением в ходе проверок нарушений и недостатков, контроль за их устранением и выполнением решений ФТС России.

31. Подготовка для руководителя ФТС России обзоров итогов инспекторских проверок таможенных органов.

32. Формирование сводного плана командирования должностных лиц ФТС России в таможенные органы, контроль за его соблюдением.

33. Оказание методической помощи структурным подразделениям ФТС России и таможенным органам по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.

34. Организация и координация деятельности структурных подразделений ФТС России по формированию показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и оценке выполнения показателей результативности деятельности и эффективности деятельности.

35. Анализ результатов работы РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, по выполнению показателей результативности деятельности и показателей эффективности деятельности и достигнутым значениям индикативных показателей, подготовка доклада руководству ФТС России по итогам проведенного анализа.

36. Обеспечение проведения в ФТС России, таможенных органах и учреждениях ФТС России организационно-структурной работы.

37. Контроль за проведением организационно-структурных мероприятий таможенными органами и учреждениями ФТС России.

38. Организация работы и подготовка проектов приказов ФТС России:

1) по созданию, реорганизации и ликвидации РТУ, таможен и таможенных постов, в том числе специализированных таможенных органов, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

2) об определении местонахождения и регионов деятельности таможенных органов;

3) о присвоении кодов таможенным органам и их структурным подразделениям, представительствам таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениям ФТС России и об аннулировании этих кодов.

39. Администрирование приказа ФТС России о таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации.

40. Администрирование распоряжения ФТС России об утверждении распределения функций между структурными подразделениями ФТС России об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций.

41. Организация и координация работы по паспортизации таможенных органов.

42. Анализ деятельности таможенных органов и их структурных подразделений по направлениям деятельности Главного управления, подготовка предложений по итогам анализа.

43. Организация и несение оперативно-дежурной службы в ФТС России.

44. Организация деятельности подразделений оперативно-дежурной службы таможенных органов в целях непрерывного сбора и обобщения данных об обстановке в регионах деятельности таможенных органов, подготовка данных для принятия решений при возникновении чрезвычайных и экстренных ситуаций.

45. Доведение указаний и поручений руководства ФТС России до сведения таможенных органов, структурных подразделений ФТС России и контроль за их выполнением.

46. Оповещение руководства ФТС России и таможенных органов при поступлении установленных сигналов от федеральных органов исполнительной власти.

47. Прием и регистрация сообщений о преступлениях в ФТС России, сообщений, поступивших по «телефону доверия» ФТС России, уведомлений должностными лицами структурных подразделений ФТС России руководителя ФТС России о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

48. Формирование ежегодного перечня показателей деятельности ФТС России, осуществление контроля за их выполнением.

49. Формирование проекта ежегодного плана деятельности ФТС России, контроль за его выполнением.

50. Координация деятельности РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, в части подготовки проектов годовых планов их работы, контроль за их выполнением.

51. Ведение перечня постоянных комиссий, рабочих групп, советов и штабов ФТС России, а также межведомственных комиссий, комиссий и рабочих групп, созданных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в работе которых в установленном порядке принимают участие представители ФТС России.

52. Обеспечение реализации соглашений в части, касающейся компетенции Главного управления.

53. Участие в разработке общих и индивидуальных положений об РТУ, таможнях и таможенных постах, специализированных таможенных органах.

54. Подготовка материалов по запросам контролирующих органов в соответствии с компетенцией Главного управления.

55. Подготовка проектов приказов о командировании руководителя ФТС России.

56. Информирование Минфина России о выезде в командировку и об уходе в отпуск руководителя ФТС России.

57. Подготовка и внесение на рассмотрение руководителю ФТС России предложений о поощрении, наложении дисциплинарных взысканий в отношении должностных лиц таможенных органов по результатам проверок, проведенных Главным управлением.

58. Согласование проектов приказов ФТС России о поощрении должностных лиц таможенных органов, привлечении их к дисциплинарной ответственности, досрочном снятии дисциплинарных взысканий.

59. Обеспечение единообразного применения в таможенных органах актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в пределах компетенции Главного управления.

60. Участие в подготовке для руководства ФТС России предложений о расстановке кадров и формировании резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в таможенных органах.

61. Подготовка предложений по совершенствованию полномочий ФТС России и таможенных органов, совершенствованию управленческой деятельности ФТС России и таможенных органов, институциональному развитию таможенных органов, совершенствованию системы специализированных таможенных органов.

62. Участие в организации и обеспечении прохождения профессионального обучения должностными лицами Главного управления, профессионального развития государственных гражданских служащих, получение дополнительного профессионального образования сотрудниками Главного управления, в том числе организация и проведение совещаний и семинаров по направлениям деятельности Главного управления.

63. Рассмотрение обращений, писем, запросов физических и юридических лиц, органов прокуратуры, судебных и иных государственных органов по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, подготовка (в том числе с участием структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен) ответов и направление их заявителям в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

64. Рассмотрение предложений структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений ФТС России по вопросам деятельности Главного управления.

65. Организация взаимодействия в установленном порядке с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, представителями федеральных органов исполнительной власти и организаций, гражданами по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.

III. Права Главного управления

66. Главное управление для выполнения возложенных на него функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение руководству ФТС России предложения по вопросам своей деятельности;

2) в установленном порядке запрашивать и получать от структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и учреждений ФТС России необходимые статистические, аналитические и другие данные, заключения и иные документы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФТС России и Главного управления;

3) привлекать для оказания содействия в решении вопросов, отнесенных к компетенции Главного управления, должностных лиц структурных подразделений ФТС России и таможенных органов в части их компетенции;

4) вести в случаях, определяемых руководителем ФТС России, переписку с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления;

5) участвовать в работе совещательных и экспертных органов в рамках своей компетенции;

6) создавать по согласованию с начальниками структурных подразделений ФТС России и таможенных органов совещательные органы для выполнения поручений руководителя ФТС России;

7) пользоваться в соответствии с установленным порядком ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

8) подготавливать и вносить в рамках своей компетенции на рассмотрение руководству ФТС России предложения об издании, внесении изменений либо отмене нормативных и иных правовых актов Минфина России и ФТС России, правовых актов таможенных органов;

9) согласовывать назначение на должность (в том числе при заключении контракта о службе в таможенных органах на новый срок) и освобождение от должности (за исключением увольнения по собственному желанию до истечения срока контракта о службе в таможенных органах) начальника организационно-инспекторской службы РТУ, его заместителей, начальников подразделений организационно-инспекторской службы РТУ и начальников организационно-аналитических подразделений таможен;

10) участвовать в рассмотрении ходатайств о досрочном снятии дисциплинарных взысканий, наложенных по результатам проверок, проведенных Главным управлением;

11) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России.

IV. Заключительные положения

67. Начальник Главного управления:

1) руководит деятельностью Главного управления на основе принципа единоначалия;

2) является членом коллегии ФТС России, заместителем председателя Организационно-структурной комиссии ФТС России;

3) принимает участие в совещаниях и мероприятиях, проводимых руководством ФТС России;

4) распределяет обязанности между своими заместителями;

5) утверждает положения о структурных подразделениях Главного управления;

6) организовывает и контролирует в Главном управлении международную правовую работу;

7) согласовывает представления о назначении лиц на должности начальников РТУ и таможен (за исключением оперативных таможен);

8) обеспечивает подбор и расстановку кадров Главного управления, руководящего состава организационно-инспекторской службы РТУ, подразделений организационно-инспекторских служб РТУ и организационно-аналитических подразделений таможен;

9) обеспечивает соблюдение служебной дисциплины должностными лицами Главного управления;

10) создает условия для профессионального развития государственных гражданских служащих, дополнительного профессионального образования сотрудников Главного управления и для внедрения передовых приемов и методов работы;

11) вносит в соответствии с установленным порядком представления о присвоении специальных званий сотрудникам Главного управления, назначении должностных лиц Главного управления на должность, а также предложения об их поощрении и наложении на них дисциплинарных взысканий;

12) вносит в соответствии с установленным порядком руководству ФТС России предложения о направлении должностных лиц Главного управления в командировки по территории Российской Федерации и на территории иностранных государств;

13) согласовывает ходатайства начальников таможенных органов о досрочном снятии с подчиненных им должностных лиц дисциплинарных взысканий, наложенных руководителем ФТС России по результатам проверок (инспекторских, функциональных, служебных), проведенных Главным управлением;

14) подписывает документы и организовывает в пределах своей компетенции проверку их исполнения;

15) представляет Главное управление в государственных органах и организациях;

16) несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Главное управление функций, в том числе за выполнение в рамках его компетенции программ, планов и показателей деятельности ФТС России;

17) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

68. Возложение на Главное управление функций, не предусмотренных настоящим Положением, кроме специальных (адресных) поручений руководителя ФТС России, не допускается.

Начальник Главного
организационно-инспекторского управления
И.А. Кузьминов

Правовой отдел

Правовой отдел (далее — Отдел) входит в состав службы правовых и имущественных отношений (далее — Служба) является структурным подразделением Центральной базовой таможни (далее — таможня), созданным для организации и непосредственного осуществления правовой работы в таможне, обеспечения законности в её деятельности.

Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иным законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами таможни.

Работа Отдела строится на основе планов работы таможни, Службы и Отдела, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений. План работы Отдела утверждается начальником таможни, по согласованию с начальником Службы и формируется с учетом планов работы ФТС России и таможни.

Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Отделе осуществляются согласно установленному порядку. При осуществлении своей деятельности Отдел соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

1. Правовое обеспечение деятельности таможни, в том числе обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при выполнении ею своих функций.

2. Обеспечение соответствия законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов, разработанных в соответствии с установленным порядком структурными подразделениями таможни.

3. Обеспечение правовой защиты интересов таможни в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

4. Представление интересов таможни в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции Отдела;

5. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности таможни по правовым вопросам.

6. Правовое обеспечение работы по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни и таможенных органов, находящихся в регионе её деятельности.

7. Правовое обеспечение реализации актов таможенного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

8. Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц и работников таможни.

9. Правовое обеспечение хозяйственной деятельности таможни.

10. Правовая защита прав и социальных гарантий должностных лиц и работников таможни.

ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

1. Подготавливает самостоятельно либо участвует в подготовке (анализирует, проводит правовую экспертизу) совместно с другими структурными подразделениями таможни проекты правовых актов, издание которых входит в компетенцию таможни.

2. Проводит правовую экспертизу на соответствие законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России проектов правовых актов и иных документов, разрабатываемых структурными подразделениями таможни, если их издание, утверждение или согласование входит в компетенцию таможни.

3. Анализирует и обобщает судебную и правоприменительную практику таможни.

4. Подготавливает и вносит на рассмотрение начальника таможни и Правового управления ФТС России по согласованию с начальником Службы предложения о внесении изменений (дополнений) в правовые акты таможни, нормативные и иные правовые акты ФТС России либо об их отмене.

5. Принимает меры по обеспечению единообразного применения структурными подразделениями таможни законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России, в том числе правовых актов межведомственного характера.

6. Подготавливает отчеты, а также справочную, аналитическую информацию и материалы о правовой деятельности таможни для направления их в установленном порядке в Правовое управление ФТС России.

7. Осуществляет контроль соответствия законодательству Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативным и иным правовым актам ФТС России правовых актов таможни.

8. Осуществляет систематизированный учет и хранение поступающих в таможню нормативных и иных правовых актов, а также издаваемых таможней правовых актов ненормативного характера, поддерживает соответствующую базу в актуальном состоянии.

9. Оказывает по поручению начальника таможни (Службы) помощь структурным подразделениям таможни, их должностным лицам и работникам по вопросам применения законодательства Российской Федерации.

10. Обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации при поступлении граждан на государственную службу (работу) в таможню, решении вопросов, связанных с прохождением государственной службы (работы), привлечении должностных лиц и работников к дисциплинарной ответственности, увольнении с государственной службы (работы).

11. Участвует совместно с другими структурными подразделениями таможни в подготовке и заключении государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, проводит правовую экспертизу представленных на рассмотрение структурными подразделениями таможни проектов государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров;

12. Рассматривает и согласовывает проекты конкурсных документаций, документаций об аукционе, запросов котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможни и таможенных органов, находящихся в регионе её деятельности.

13. Участвует в претензионной работе при применении мер воздействия к контрагентам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими контрактных (договорных) обязательств.

14. Представляет интересы таможни в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм собственности по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

15. Обеспечивает судебную защиту интересов таможни при рассмотрении судами дел с участием таможни в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.

16. Принимает меры совместно с отделом бухгалтерского учета и контроля таможни по возмещению материального ущерба, причиненного таможне.

17. Участвует по поручению начальника таможни (Службы) в служебных проверках в таможне и подготавливает в пределах компетенции Отдела заключения по материалам служебных проверок.

18. Рассматривает обращения физических и юридических лиц, подготавливает совместно с другими структурными подразделениями таможни ответы на них, направляет их заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

19. Осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации.

30 марта 2017 года в Москве по инициативе уругвайской стороны состоялась встреча начальника Управления таможенного сотрудничества Сергея Коноваленко с Чрезвычайным и Полномочным Послом Восточной Республики Уругвай в Российской Федерации Энрике Дельгадо Хента. В ходе встречи обсуждалось текущее состояние дел в развитии договорно-правовой базы сотрудничества России и Уругвая в таможенной сфере.

Стороны рассмотрели вопросы согласования проектов протоколов о сотрудничестве в рамках Единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, обсудили вопросы организации проекта «Зеленый коридор» и обмен данными, характеризующими таможенную стоимость товаров.

Сергей Коноваленко и Энрике Дельгадо Хента договорились проработать возможность подписания документов «на полях» очередного заседания Российско-Уругвайской смешанной комиссии содействия развитию торгово-экономических связей, которое запланировано в октябре 2017 года в г. Монтевидео (Восточная Республика Уругвай).

Кроме того, состоялся обмен мнениями относительно возможного запуска электронной системы верификации при импорте товаров, происходящих из Уругвая. Создание такой системы будет способствовать существенному сокращению сроков проверки сертификатов о происхождении товаров по форме «А» и упростит для участников ВЭД процесс получения тарифных преференций.

УДК 339.5 ББК 67.408

БОРЬБА С КОНТРАБАНДОЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОЙ

ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ)

Л.В. АЛФЕРОВА, ОУВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия

e-mail: alf-luda@yandex.ru Е.С. ЯКИМЕНКО, ОУ ВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия e-mail: eva.yakimenko.1997@mail.ru

Аннотация

Важнейшей функцией таможенных органов любого государства является защита экономической безопасности страны, а основная форма реализации этой функции — правоохранительная деятельность. Мы отмечаем, что Российская Федерация занимает большое пространство , и объективно не может находиться вне различных мировых процессов. Вместе с этим контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни российского общества, и во все исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Проанализировав статистику ввоза контрабанды на территорию Челябинской области, нами были выявлены определенные проблемы

Ключевые слова: правоохранительные органы, таможенная служба, контрабанда, запреты, правонарушения, экономическая преступность.

Актуальность. В системе

правоохранительных органов Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации .

Отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим

Правоохранительный статус таможенных органов так же закреплен таможенным кодексом РФ, указами президента от 18.09.1993 г. №1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» и от 22.12.1993 г. №2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным

организациям» .

Основные функции и задачи таможенных органов России в сфере правоохранительной деятельности определены в ст.10 ТК РФ, согласно которой они «ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства,

относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации»

Постановлением утвержденным

правительством Российской Федерации от 26.07.2006 г. №459 было выделено оперативное структурное подразделение центрального аппарата федеральной таможенной службы, которое является главным управлением по борьбе с контрабандой .

Специалисты по-разному трактуют определение контрабанды. Однако, решение совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г. «Об основах таможенных законодательств государств — участников содружества независимых государств», представляет официальное определение «… Контрабандой признается перемещение через таможенную границу государства помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием…» .

В статье 226.1 УК РФ описывается несколько видов контрабанды. В первой части указанной статьи установлены наказания за незаконную транспортировку таких групп объектов:

— отравляющие, взрывчатые, сильнодействующие, радиоактивные, ядовитые вещества;

— источники радиации;

— огнестрельное оружие и его элементы;

— ядерные материалы;

— боеприпасы, взрывные устройства, различные виды вооружения и оружия массового поражения, а также сопутствующие им средства, материалы и оборудование для их создания;

— ресурсы и товары, имеющие стратегическое значение;

— культурные ценности;

— редкие животные .

В соответствии с приказом государственного таможенного комитета Российской Федерации от 01.04.1993 года №116 было создано Уральское таможенное управление, т.к. через территорию Урала проходит большое количество внутренних и международных путей (авиалинии, Транссибирская магистраль), которые связывают Юго-Восточную Азию с Западной Европой с востока на запад, и Центральную Азию с Арктическим побережьем с юга на север . Площадь федерального округа составляет 1 788,9 тыс. кв. км. или 10,5% от территории России и занимает 3 место среди федеральных округов России после Дальневосточного и Сибирского .

На основании деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правоохранительных таможенных органов Уральского таможенного управления за период с 01.01.2016 г. по 31.03.2016 г. на территории УрФО выявлены следующие линии борьбы:

— с контрабандой наркотиков и сильнодействующих веществ (СДВ);

— с контрабандой наличных денежных средств;

— с контрабандой стратегически важных товаров.

В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность, контрабанда будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. По данным ФТС РФ и ФТС УТУ были проанализированы три линии борьбы с контрабандой на уровне УрФО и России в целом.

По данным таблицы 1 мы видим достаточно высокий процент контрабанды в УрФО за I квартал 2016 г. относительно всей выявленной контрабанды в РФ за I квартал 2016 г.: контрабанда наркотиков и сильнодействующих

составляет 4,55%, контрабанда наличных денежных средств — 8,4%, контрабанда стратегически важных товаров — 1,3%.

Таблица 1

Результаты правоохранительной деятельности ФТС РФ и ФТС УТУ за I квартал 2016 г.

РФ УрФО

Контрабанда 91 уголовное 5 уголовных

наркотиков и дело дел

сильнодеиствующих

веществ

Контрабанда 168 5 уголовных

наличных денежных уголовных дел

средств дел

Контрабанда более 53 млн. более 2,5

стратегически важных рублей млн. рублей

товаров

Таблица 2

Количество возбужденных дел об АП за I квартал 2015, 2016 гг. .

Таможни Количество возбужденных дел об АП Динамика изменения

1 кв. 2016 года 1 кв. 2015 года

Екатеринбургская 76 92 -16

Тюменская 72 105 -33

Челябинская 194 241 -47

Ханты-Мансийская 131 177 -46

Ямало-Ненецкая 20 31 -11

Уральская оперативная 1 3 -2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кольцовская 115 134 -19

Магнитогорская 4 26 -22

Итого 613 809 -196

Контрабанда по действующему УК РФ детализируется в зависимости от ее предмета, так, незаконный перевоз через границу таможенного союза в рамках ЕАС денежных средств и инструментов наказывается в соответствии со ст. 200.1 УК РФ. На аналогичные действия в отношении сильнодействующих веществ, ядохимикатов, оружия, взрывчатки, военной техники, а также ценных пород диких животных, биологических ресурсов и пр. распространяется ст. 226.1 УК РФ, контрабанда наркотиков и их аналогов подпадает под действие статьи 229.1.

Ответственность по данным перечисленным нормам различная: за перемещение

незапрещенных товаров и предметов — лишение свободы не предусмотрено, т.к. оно отнесено к категории преступлений небольшой тяжести, однако незаконные ввоз или вывоз наркотических средств грозят виновному пожизненным тюремным заключением .

Нами выявлено, уменьшение возбуждения уголовных дел на территории Уральского региона, этому способствуют определенные способы и процессы, такие как:

— усиление взаимодействия таможенной службы с налоговой службой России;

— внедрение перспективных таможенных технологий: предварительного информирования, автоматического выпуска деклараций, электронного обмена между базами данных различных контролирующих органов;

— работы по совершенствованию технологий удаленного выпуска и удаленной уплаты таможенных платежей .

Таким образом, по данным таблицы, мы видим, что идет увеличение средств поступающих в бюджет, т.е. УТУ постоянно совершенствует стиль работы — эффективно внедряет новые технологии, обеспечивая максимально благоприятные условия для участников внешнеэкономической

деятельности.

В 2015 году в челябинской структуре УТУ в отношении участников внешнеэкономической деятельности было возбуждено 17 уголовных и 854 административных производства. Среди преступлений, рост которых по итогам года оказался наиболее значительным, в ведомстве назвали: уклонение от уплаты таможенных пошлин в особо крупном размере, контрабанду сырьевых и стратегических товаров, взятки должностным лицам и др. В результате расследований, Челябинской таможней было изъято 207,3 млн рублей незаконно реализуемых товаров, а также на 16,5 млн. собрано таможенных платежей в рамках корректировок таможенной стоимости .

Из всего вышеперечисленного следует, что работа таможенной службы выполняется эффективно. Это подтверждается, что на начало

2016 г. года сотрудниками Уральской таможни, возбуждено более 6 уголовных дел, 4 из них пришлись на Екатеринбургскую таможню, по 2 — на Челябинскую и Тюменскую. Одними из самых крупных дел были:

— обнаружение 4 кг героина в бензобаке фуры из Казахстана ;

— пресечение контрабанды сосны и ели из РФ в Узбекистан на 44 млн рублей ;

— обнаружение контрабанды сибирской язвы из ЯНАО отправили в Москву .

Челябинская таможня по итогам 2015 г. признана лучшей таможней Уральского таможенного управления ФТС РФ: за год челябинские таможенники перечислили в федеральный бюджет 9,843 миллиона рублей, что на 3% больше планового задания, почти 200 млн рублей довзыскано в доход бюджета по итогам проверочных мероприятий. При этом в 2015 г. по сравнению с 2014 г. товарооборот в зоне ответственности Челябинской таможни сократился на 27,1% — до 2,9 млрд долларов США, грузооборот — на 7,6% — до 1,8 млн тонн. Импорт составил 24%, или 683,1 млн долларов США, экспорт — 76%, или 2,2 млрд .

Большую роль в работе Челябинской таможни, способствующей увеличению показателей качества, играют использование нововведений в профессиональной

деятельности, которые соседние таможни могут позаимствовать. Челябинская таможня провела мероприятия, такие как:

— внедрение новых форм электронного декларирования;

— работа на почтовом посту должностных лиц в круглосуточном режиме;

— организован семинар по международному таможенному сотрудничеству между таможенными службами России и Китайской Народной Республики;

— «Иннопром», российско-китайское ЭКСПО и ЧМ-2018;

В результате сформированы экономические условия для дальнейшего развития региона, города, аэропорта, а значит, и работа у таможенной службы.

С начала 2015 г. правоохранительными подразделениями таможен возбуждено 71 уголовное дело за нарушения таможенного законодательства (что на 8% меньше, чем за 2014 г.), из них — 23 уголовных дела по фактам контрабанды наркотических, психотропных средств и их аналогов, сильнодействующих веществ. На окончание календарного периода

Таблица 3

Перечисленные средства в фед. бюджет ФТС УТУ за 2014, 2015 гг._

2014 2015 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

более 38 млрд рублей более 39,646 млрд Календарный год не окончен, данные отсутствуют

2015 г. было изъято 2852,8 грамм наркотических средств, 665,405 грамм сильнодействующих веществ; возбуждено 2304 дела об административных правонарушениях, в том числе и в сфере интеллектуальной собственности; изъято 155 441 единиц контрафактных товаров. Ущерб, причиненный правообладателям от незаконной реализации контрафакта, превысил 90 млн. рублей.

Таким образом, таможенное регулирование, применяемое таможенными органами с целью развития экономики страны и обеспечения ее

экономической безопасности, включает в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, применяемых с целью обеспечить защиту экономических интересов государства, оптимизировать процессы развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений, стимулировать развитие отечественной экономики и оградить эту экономику от проникновения извне разрушающих ее деструктивных элементов.

Список литературы

2. Долгих А. О тенденциях 2016 года по выявлению преступлений, совершаемых в таможенной сфере. // Федеральная таможенная служба. . Режим доступа: URL:

7. ИИ «Альта-Софт». // Федеральная таможенная служа Уральское таможенное управление. Опубликовано

16.10.2015 г. . Режим доступа: URL:

9. Контрабанда. //Правовед управление. . Режим доступа: URL:

https://pravoved.ru/themes/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B 4%D0%B0/. Дата обращения 01.11.2016 г.

12. Краткая характеристика Уральского федерального округа. // Федеральная таможенная служа Уральское таможенное управление. . Режим доступа: URL:

http://utu.customs.ru/index.php?option =com_content&view=article&id=9673&Itemid=58. Дата обращения 12.10.2016 г.

13. На Урале обнаружили 4 килограмма героина в бензобаке фуры из Казахстана //Правда жизни. Опубликовано

12.09.2016 г. . Режим доступа: URL: . URL:

http://pravdaurfo.ru/news_pravda_jizni/139919-na-urale-obnaruzhili-4-kilogramma-geroina-v. Дата обращения 02.11.2016 г.

16. Результаты правоохранительной деятельности таможенных органов Уральского таможенного управления за

1 квартал 2016 года. // Федеральная таможенная служба Уральское таможенное управление. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE FIGHT AGAINST SMUGGLING AS THE DIRECTION OF LAW ENFORCEMENT, CUSTOMS SERVICE (FOR EXAMPLE, THE URAL CUSTOMS SERVICE)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *