Главная задача информативной речи

Основным импульсом создания речи выступают целевые установки, или коммуникативно-речевые намерения, ритора.

Цель речи — это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления. Целеполагание, источником которого выступают намерения, или интенции создателя речи, является центральной категорией, лежащей в основе понимания природы риторического.

Первая попытка классификации речей по цели была предложена Аристотелем в его «Риторике». «Дело речей совещательных — склонять или отклонять <…> Что же касается судебных речей, то дело их — обвинять или оправдывать <…> Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать» .

В современной теории риторики на основании критерия «цель речи» выделяют следующие основные ее виды, наиболее распространенные в ораторской практике: информационная, протокольно-этикет-ная, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная речь.

Сегодня классификация речи «по цели говорящего» считается одной из самых популярных и наиболее удобной для практического обучения искусству публичного выступления.

Цель информационной речи заключается в передаче сведений, призванных сформировать у аудитории новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Протокольно-этикетная речь ставит целью соблюдение традиций общения в той или иной официальной ситуации, выполнение соответствующих требований этикета, ритуала, сопровождаемое созданием у адресата определенного эмоционального настроения (чаще всего радости, гордости).

Убеждающая речь — это выступление, в котором говорящий преследует цель заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, логически доказать или опровергнуть какие-либо положения, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.

Призывающая речь содержит прямой призыв к совершению действия аудиторией.

Цель развлекательного выступления — поднять настроение слушателей, развлечь аудиторию.

Цель конкретизируется в виде задачи. Задача речи — это конкретизация цели, возникающая в определенной ситуации общения. Общая цель (информировать, убеждать и т.п.) в речи оратора уточняется и становится задачей речи. Так, например, выступая с докладом на научной конференции, вы преследуете цель — информировать слушателей. Эта цель получает свою актуализацию в задачах речи — рассказать о результатах научного эксперимента, представить новую процедуру научного анализа. Или вы выступаете, например, перед акционерами с обоснованием предложения о внесении изменений в устав компании. Цель речи в данном случае — убеждение. Задачи — убедить собрание акционеров пересмотреть содержание устава и внести в него необходимые поправки.

Таким образом, представленное понимание цели и задач речи свидетельствует о реализации категории пафоса в процессе формиро-вания концепции речи.

ТЕМА 3. ЦЕЛИ И ВИДЫ РЕЧИ

Информирующая (информационная) речь — речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира. В классификации Аристотеля такой речи нет, так как он трактовал риторику «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.» Сегодня, однако, следует признать информационную речь одной из самых распространенных в человеческом общении. Собственно коммуникация многими исследователями определяется как передача информации или обмен информацией.

Среди информационных речей выделяются две смысловые разновидности. К первой относятся речи, имеющие целью передачу новой для слушателя объективной информации. Ко второй — речи, в которых оратор считает необходимым проинформировать слушателей о своей точке зрения.

Таким образом, цель первой разновидности информационной речи — это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности.

Основные жанры речи:

· представление — сообщение информации о себе,

· объяснение — сообщение информации о предмете или явлении,

· сообщение – информирование о событиях или фактах,

· инструкция – сообщение о способах выполнения действия.

Цель второй разновидности информационных речей — сообщение своей точки зрения. В этом случае оратор не имеет выраженного намерения повлиять на чувства или убеждения другого человека, а хочет рассказать о том, что он думает о ситуации, как относится к положению или как оценивает человека, предмет, обстоятельства.

Жанрами в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий.

Программная речь предполагает в официальной ситуации собрания сообщение о своем кредо, своем видении ситуации или своем понимании движения общества (организации) вперед.

Комментарий представляет собой разъяснение смысла актуального общественно-значимого события. Здесь должны быть освещены причинно-следственные связи между событиями, указаны возможные последствия происходящего и т. п. Характерной чертой комментария является открытая авторская позиция.

Таким образом, предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п.

Тезис информационной речи — это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует подумать, что и в какой степени известно слушателям о предмете. Новизна сообщаемого должна пробуждать интерес и любознательность, но при этом быть доступной для понимания и восприятия.

Интерес для информационной речи — настолько важная категория, что о ней следует сказать особо. «Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересная речь — это не столько содержащая занимательные и развлекательные элементы, сколько связанная с насущными проблемами слушателей.

Поэтому для информационных речей особенно важно деление на конвенциональные и инициативные. Для конвенциальных информационных жанров развернутое обоснование полезности предлагаемой информации не требуется, поскольку слушатели заранее настроены на нее и имеется запрос на те или иные сведения (академическая лекция, консультация, доклад и т. п.). Напротив, выступление с инициативной информационной речью должно предваряться более или менее пространным вступлением с обоснованием нужности и полезности предлагаемых сведений для слушателей

Основной принцип построения информационной речи — последовательное и ясное изложение содержания. Оратор должен стремиться к всестороннему и полному рассмотрению предмета речи. При этом логика изложения должна быть совершенно понятна слушателям, а предлагаемый материал — новым и небанальным. Для большинства информационных жанров (особенно это касается деловой речи) именно новизна и полезность информации является тем стержнем, который поддерживает интерес и внимание слушателей и не требует специальных приемов возбуждение интереса.

Пример информирующей речи.

В природе существует явление, которое называется «цунами». Сущность его в следующем: в некоторых районах океана, особенно вблизи океанических впадин и в областях сейсмической активности, иногда наблюдаются сдвиги и сбросы в океаническое ложе. В результате на поверхности океана возникают громадные волны. Они подходят к берегам и при выходе на мелководье растут в высоту и, вторгаясь на сушу, сметают или, вернее, смывают все на своем пути. Из исторических хроник Японии мы знаем, что волны цунами при подходе к берегу достигали 40–45 м, а Крашенинников, например, называет цифру 60 м. В результате таких катастроф погибали десятки тысяч люде. Но теперь искусственно мы можем вызвать волны высотой до двух и более тысяч метров, т. е. буквально создать на океане водяные горы, движущиеся на сушу. Так как эти волны обладают большой длиной и громадным запасом энергии, то они способны пройти равнинные страны из конца в конец. Понятно, что ничего живого после прохождения такой волны уже не останется. Техника образования искусственного цунами довольно проста: в ложе океана или, скажем, на дне глубоководной части Восточно-Китайского моря прокладываются параллельно друг другу и берегу тоннели, в них устанавливаются элементарные термоядерные устройства и подрываются — только и всего. Если одновременно произвести взрывы вблизи Китая, Индии, Индонезии, Африки и со стороны Арктики у берегов России, то мы сможем вычеркнуть из списка живых до 5 миллиардов человек. (Г. Бирюлин)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *