Гарантия на запчасти к автомобилю

Вопрос гарантии на запасные части является, пожалуй, вторым по популярности среди клиентов магазинов запчастей. Первый вопрос — это как найти детали с оптимальным сочетанием цены и качества, но чтобы при этом цена была минимальной. Вот такой заковыристый вопрос.

В ситуации с вопросом о гарантии на запчасти не всё так очевидно, но это только на первый взгляд. Если потратить время на вдумчивое изучение информации, то можно избежать разногласий и конфликтов, которые иногда случаются между магазином-продавцом и автовладельцем-покупателем.

Для подготовки статьи мы использовали только открытые источники и действующие законы РФ, а теперь предлагаем вам краткую общую справку с главными выдержками.

Основную гарантию на запасные части устанавливает завод-изготовитель детали. Именно она в большинстве случаев определяет гарантийный срок эксплуатации запчасти. Хотя этот срок гарантии и является основным, но его значения сильно расходятся с реальностью. Существует ещё расширенная гарантия производителя и гарантии, которые имеет право устанавливать магазин-продавец.

Гарантия производителя

Гарантия производителя как уже было сказано устанавливается на заводе-изготовителе детали. В плане гарантии существует довольно спорное разделение: гарантия на оригинальные запасные части и на неоригинальные. Однако и то и другое является гарантией производителя. Гарантийный срок, к примеру, устанавливают как на детали под брендом Toyota, так и на детали под брендом Knecht. Причём характеристики последних ничуть не уступают оригинальной Тойоте.

Многие считают гарантию производителя самой главной при покупке запчастей, но узнать подробности этой гарантии довольно тяжело. Дело в том, что конкретную информацию о гарантийном сроке (в единицах времени или километрах пробега) можно встретить на упаковке товара крайне редко. Зачастую подобных данных нет даже на официальном сайте производителя. У абсолютного большинства производителей все упоминания о гарантийной политике сводятся к уверениям в том, что для производства использованы самые качественные материалы, а на момент выхода детали с конвейера она находилась в исправном состоянии. Более подробной информации рядовому пользователю в открытом доступе, пожалуй, не найти. В процессе подготовки материала указание конкретных гарантийных сроков было найдено только для автомобильных ламп OSRAM, да и то лишь на малую часть их номенклатуры.

  • Каталог автоламп OSRAM

Как и положено по закону, интернет магазин запчастей «Сибаль-Авто» поддерживает гарантию, устанавливаемую производителями запчастей. Однако многие воспринимают данное заявление как безусловное обещание заменить вышедшую из строя деталь или вернуть по первому требованию денежные средства. Это ошибочное мнение является корнем всех разногласий и конфликтов между продавцом и покупателем в том случае, когда есть сомнения в качестве автозапчастей.

Правда в том, что магазин-продавец на основании заявления клиента может лишь инициировать проведение независимой экспертизы по определению качества детали и выявлению признаков заводского брака. Этим занимаются специализированные организации. Если в ходе проведения экспертизы будет доказано, что недостатки товара возникли не по вине магазина-продавца, то полную стоимость процедуры (включая работу экспертов, организацию транспортировки и хранения детали) возмещает клиент!

По состоянию на 2016г. в Самаре начальная стоимость подобной экспертизы составляет 5 000руб.

Расширенная гарантия производителя тоже предлагается брендом-изготовителем. Этот тип гарантии зачастую реализуется через партнёрские и дилерские сети. Правом предоставления расширенной гарантии на детали определённого бренда наделяются партнёры, которые соблюдают ряд требований по составу и качеству оказываемых услуг.

К примеру компания «Сибаль-Авто» является сертифицированным продавцом продукции под брендом KYB (амортизаторы, пружины и т.д.), но кроме того «Сибаль-Авто» является единственным в Самаре сертифицированным установщиком деталей под брендом KYB! А это даёт право предоставления расширенной гарантии сроком до 12 месяцев.

  • Подобрать амортизаторы и пружины по VIN

Гарантия магазина

Гарантия магазина — это добровольный тип гарантии, который поддерживает магазин-продавец на весь перечень реализуемой продукции. В магазинах компании «Сибаль-Авто» на запчасти предоставляется гарантийный период в течение 14 календарных дней с момента реализации. При этом гарантия не распространяется на детали, изношенные в ходе нормальной эксплуатации соразмерно пробегу и условиям эксплуатации автомобиля (шины, свечи, щетки стеклоочистителя, тормозные колодки и диски, амортизаторы, сцепление и т.д.).

Кроме того, компания «Сибаль-Авто» может гарантировать, что вся продукция приобретается у официальных поставщиков и обеспечена соответствующими документами. Сертификаты на продукцию предоставляются по требованию клиента.

В статье были перечислены основные типы гарантий, которые могут предоставляться на запасные части. Все прочие гарантии — это развитие ранее перечисленных и во многом они являются маркетинговыми акциями. Однако это не исключает их использования с выгодной для покупателя. Главное — это доверие к продавцу и вдумчивый подход к выбору запчастей.

KMC (Kia Motors Corporation) предоставляет на автомобили KIA, импортируемые уполномоченными представителями, гарантию сроком 84 месяца (7 лет) или 150 000 км, причем первые 36 месяцев (3 года) без ограничения пробега.
Гарантия на краску кузова составляет 60 месяцев (5 лет) или 150 000 км.
Продолжительность гарантии кузова от коррозии составляет 144 месяца (12 лет) без ограничения пробега.
Гарантия на приобретенные оригинальные запчасти Kia составляет 24 месяца ( 2 лет) без ограничения пробега.
Гарантия на приобретенные оригинальные аксессуары Kia составляет 36 месяца ( 3 лет) без ограничения пробега.

Условия действия гарантии:
1. Все плановые обслуживания выполнены своевременно и надлежащим образом внесены в сервисную книжку;
2. О выявленном повреждении или дефекте незамедлительно сообщено уполномоченному представителю KIA;
3. При проведении очередного обслуживания автомобиля использованы оригинальные запчасти KIA или запчасти равного качества;
4. Установленное на автомобиле дополнительное снаряжение одобрено со стороны Kia Motors Corporation и/или KIA Auto AS;
5. В отношении установленной в автомобиле электрической дополнительной комплектации не изменена электрическая схема или это сделано с точным соблюдением инструкций KIA по ремонту и эксплуатации;
6. Для заказа гарантийных работ владелец автомобиля должен каждый раз предъявлять сервисную книжку своего автомобиля, в которую внесены все регулярные обслуживания.
Ограниченная гарантия KIA:
1. На транспортные средства специального назначения (оперативные транспортные средства охранных фирм, транспортные средства, оказывающие курьерские и транспортные услуги, учебные и арендные транспортные средства и т.д.) действует гарантия сроком 60 месяцев и с ограничением пробега 150 000 км;
2. На пусковой аккумулятор действует 24-месячная гарантия без ограничения пробега;
3. На принадлежности для обслуживания (приводные ремни, тормозные колодки, тормозные диски, стеклоочистители, свечи зажигания, фильтры, лампочки и т.д.) действует 24-месячная гарантия производителя, если речь идет об установочной ошибке производителя или о дефекте. Нормальный износ гарантией производителя не покрывается;
Пример 1: Если фрикционные накладки тормозных колодок сломались вследствие дефектного материала, то тормозные колодки подлежат замене в гарантийном порядке. Если тормозные колодки износились вследствие нормальной амортизации, то они не подлежат замене в гарантийном порядке.
4. На наполнительный газ кондиционера действует 12-месячная гарантия без ограничения пробега;
ВНИМАНИЕ! Если замена какого-либо из компонентов кондиционера (компрессор, радиатор) требует также заполнения кондиционера, то эта работа подлежит выполнению в гарантийном порядке.
5. На шины гарантия действует в соответствии с предусмотренными их изготовителем условиями, за которые отвечает местный дилер (Kumho, Hankook, Bridgestone и т.д.);
6. На аудиосистему действует гарантия сроком 36 месяцев или 100 000 км;
7. На дополнительную комплектацию и оборудование, которые не произведены или не одобрены со стороны Kia Motors Corporation и/или KIA Auto AS, действует гарантия, предоставленная их производителями;
8. Гарантия на запчасти (24 месяца без ограничения пробега) действует на все приобретенные клиентом оригинальные запчасти KIA.
Пример 2: Если в течение гарантийного периода в автомобиле заменяется дефектная запчасть и та же запчасть требует замена в течение гарантийного периода снова, то на данную часть действует гарантия до окончания гарантийного периода автомобиля (если часть заменена за счет производителя).
Пример 3: Если клиент приобретает оригинальную запчасть в уполномоченном представительстве KIA, и у этой запчасти в течение 24 месяца выявляется заводской дефект, то данный случай рассматривается в рамках гарантии на запчасти.
Гарантией не покрываются:
1. Очередные обслуживания;
2. Регулировки, смазка, добавление масел и жидкостей.
Пример 4: Регулировка углов установки колес, регулировка ручного тормоза, чистка тормозов и смазка. В случае если замена какой-либо детали в гарантийном порядке (рулевые концы и т.д.) требует регулировки углов установки колес, то регулировки углов установки колес подлежит осуществлению в гарантийном порядке.
3. Все дефекты, вытекающие из перегрузки, неправильного обслуживания, небрежной эксплуатации или несчастных случаев;
4. Все повреждения или дефекты, вытекающие из того, что не использовались оригинальные запчасти KIA или запчасти равного качества, или использовалось не предусмотренное для эксплуатации автомобиля топливо или смазочные вещества;
5. Легкие повреждения и неисправности, которые выявляются при езде в экстремальных условиях;
6. Очень слабый и низкий звук или вибрация, которая не ухудшает качества и работы транспортного средства;
7. Утечка небольшого количества масла из прокладок, если это не сопровождается значительным или критическим снижением уровня масла;
8. Щели между панелями кузова, которые находятся в допустимых производителем пределах;
9. Невидимые глазу внешние повреждения краски, хромированных элементов и декоративных деталей;
10. Внешние повреждения и коррозия, вызванные камнями, щебнем, дорожной солью и пр.; старение, изменение или выцветание краски, обусловленное насекомыми, соками деревьев, смолой, заводскими выбросами, непрофессиональным ремонтом или неправильной эксплуатацией.
11. Вытекающие из технической неисправности транспортного средства потеря времени, уменьшение доходов и другие сопутствующие расходы (бензин, телефонные разговоры, ночевка, буксировка и т.д.);
12. Естественный износ, обусловленный эксплуатацией транспортного средства.
Ответственность собственника
1. Регулярное обслуживание
Для бесперебойной работы автомобиля необходимо своевременное прохождение периодического обслуживания на основании разработанной производителем программы. Четко придерживайтесь предусмотренных сроков, в противном случае Вы утратите право на гарантийное обслуживание автомобиля.
2. Очередной контроль
Постоянно следите за техническим состоянием автомобиля. Проверяйте исправность фар, уровень жидкостей, давление в шинах и состояние краски. При возникновении вопросов (например, посторонние звуки, изменения в обычной работе или внешнем виде устройств и т.д.) немедленно обратитесь в уполномоченное представительство KIA.
3. Сохранение заводской конструкции транспортного средства
Автомобиль KIA изготовлен из лучших материалов с применением самых развитых технологий. Поэтому гарантия утрачивает действие в том случае, когда изменяется конструкция или электрическая схема автомобиля без предварительного согласования с уполномоченным представителем KIA.
Гарантия от коррозии
KIA Motors Corporation гарантирует, что на панелях кузова Вашего нового автомобиля KIA отсутствуют дефекты материала и изготовления, из-за которых могут возникнуть вызванные коррозией сквозные отверстия. Уполномоченная ремонтная мастерская KIA бесплатно ремонтирует или заменяет в период действия гарантии от коррозии при правильной эксплуатации автомобиля все детали кузова, на которых в связи с коррозией появились сквозные отверстия.
Коррозией (Perforation through corrosion) считается возникающая под краской и на внутренних поверхностях листовых деталей сквозная ржавчина (изнутри наружу), вследствие которой повреждена какая-либо панель кузова автомобиля.
Условием сохранения гарантии от коррозии является ежегодный антикоррозийный контроль (Anti Perforation Check) в уполномоченном представительстве KIA, о котором также делается соответствующая отметка в сервисной книжке. Не отождествлять проверку на наличие коррозии с регулярным обслуживанием.
ВНИМАНИЕ! Не существует понятия «гарантия на кузов». Существует гарантия ото коррозии (Anti Perforation Warranty) и гарантия на краску внешней поверхности кузова (Paint Warranty). Период гарантии на краску составляет 60 месяцев или 150 000 км и распространяется только на дефекты краски, допущенные производителем. Период антикоррозийной гарантии составляет 144 месяца.
Под понятие «панели кузова» ни в коем случае не подпадают какое-либо части выхлопного трубопровода автомобиля, части и детали ходовой части и тормозной системы. Гарантия не распространяется на коррозию наружной поверхности автомобиля, которая обычно обусловлена невниманием к повреждениям, причиненным песком, солью, градом или камнями.

Гарантийный ремонт и обслуживание техники производится в рамках ограниченного периода, установленного для каждого вида реализуемой техники. В периоде действия гарантии изготовитель бесплатно осуществляет устранение недостатков производственного характера или замену частей при их выходе из строя. Гарантийный срок исчисляется с момента передачи техники покупателю в эксплуатацию. Ремонты и обслуживание по гарантии осуществляются производителями или дилерами – предприятиями, уполномоченными изготовителем (Читайте так же статью ⇒ Ремонт автомобилей, НДС).

Порядок обложения НДС услуг по проведению ремонта

На примере гарантийного ремонта автотранспортных средств рассмотрим налогообложение НДС при проведении работ (оказании услуг). Обложение НДС зависит от видов операций, производимых мастерскими. Предприятия, оказывающие услуги по ремонту транспорта и применяющие общеустановленную систему налогообложения, должны уплачивать НДС по всем видам ремонтов, за исключением гарантийного. При проведении гарантийных ремонтов не возникает реализации и объекта налогообложения по НДС.

Предприятия, оказывающие услуги населению по ремонту, имеют право в ряде случаев применять ЕНВД. Услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию автотранспортных средств физических лиц, не относятся к видам деятельности, переводимых на вмененный доход (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ). В отношении данных видов деятельности применяется УСН или ОСНО. Стоимость гарантийного ремонта физических также не облагается НДС.

Условия, обеспечивающие освобождение от налогообложения

Среди производимых ремонтов техники значительное место занимают работы или услуги, предоставляемые по гарантии. Условием для предоставления услуги является наличие договора купли-продажи автотранспортного средства, гарантийного талона. У владельца техники должна быть сервисная книжка, указывающая на соблюдение условий содержания автомобиля.

Гарантийный ремонт транспортных средств освобожден от налогообложения при соблюдении ряда условий.

Условие Пояснения
Законодательная норма Освобождение от обложения операций в периоде гарантии установлено в пп. 13 п. 2 ст. 149 НК РФ
Период действия освобождения Услуги и работы проводятся в периоде действия гарантии, установленной производителем
Взимание платы Стоимость гарантийного обслуживания не облагается НДС при условии отсутствия взимания дополнительной платы с конечного потребителя
Область распространения Условие освобождения распространяется на сами работы либо услуги, использованные в процессе проведения ремонта или обслуживания запчастей
Лица, имеющие право на освобождение Работы производятся лицом, имеющим право на проведение гарантийных ремонтов (изготовителем) или уполномоченным производителем согласно договору

На суммы, оплаченные владельцем транспорта свыше гарантии либо по отдельно приобретаемым в сервисе запчастям, НДС начисляется в общем порядке. Для получения освобождения от налогообложения НДС требуется наличие всех условий.

При оформлении ремонтных работ используют бланк-заказ, претензию покупателя, дефектную ведомость, заказ-наряд на проведение работ, акт рекламации, расходные накладные на передачу з/части, другие первичные документы. Стороны заключают двусторонний акт о приемке работ, один экземпляр которого направляется производителю.

Проведение гарантийного ремонта силами дилеров

Производители могут передать полномочия на проведение ремонтных работ лицам, исполняющими обслуживание – автосервисам, сервисным мастерским. Предприятия осуществляют работы с одновременным несением затрат, обеспечивающих:

  • Содержание недвижимого имущества, инструмента и оборудования, используемых при проведении работ.
  • Оплату труда работников – рабочих, вспомогательного и управленческого состава.
  • Коммунальные платежи, взимаемые для обеспечения нужд зданий.
  • Налоги общего характера, взносы на вознаграждения работников.
  • Прочие расходы, возникающие при ведении деятельности.

Предполагается, что стоимость гарантийного ремонта, оплачиваемого производителем, содержит в составе компенсации сумму затрат мастерской. Дилеры наравне с производителями имеют право на освобождение от НДС при соблюдении ряда условий. Рекомендация по применению нормы законодательства представлены в письме Минфина РФ от 28.02.2013 № 03-07-07/5908.

Услуги по гарантийному ремонту, оказываемые без взимания дополнительной платы, не облагаются НДС. Право на проведение работ должно быть подтверждено договором и осуществляться в период действия гарантии.

Зам. директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.Разгулин

Предприятия при получении компенсации затрат имеют право на освобождение от налогообложения только в части стоимости ремонта и запчастей, используемых в работе. Если возникает компенсации, направляемая на погашение текущих расходов сверх прямых затрат на ремонт или обслуживание, сумма является доходом предприятия (Читайте также статью: → Ремонт основных средств в 2020 году. Учет затрат. Проводки).

Ведение раздельного учета по облагаемым и необлагаемым НДС операциям

Когда предприятие осуществляет несколько видов ремонта с использованием ОСНО, необходимо выделить запчасти, при установке которых в рамках гарантийного ремонта не требуется уплата НДС. Суммы вычета налога, начисленного поставщиком при продаже запчастей, восстанавливаются с одновременной уплатой в бюджет.

Предприятия, оказывающие услуги, облагаемые и освобожденные от НДС, обязаны вести раздельный учет доходов, расходов и обязательств. Для определения потребности в разделении показателей учитывается правило 5 процентов:

  • Если доля расходов на необлагаемые операции за налоговый период не превысила 5 процентов величины совокупных расходов предприятия, раздельного учета можно избежать (п. 4 ст. 170 НК РФ).
  • Учет расходов для определения пятипроцентного порога осуществляется в пределах квартала – налогового периода для исчисления НДС.
  • При осуществлении расходов по гарантийному ремонту в пределах 5% предприятие может поставить всю сумму входящего НДС к вычету.

Ряд производителей полностью обеспечивает дилеров запасными частями и материалами. Раздельный учет деталей и материалов не требуется при целевой поставке производителем запчастей, используемых в гарантийном ремонте. НДС по остальным затратам по облагаемым и необлагаемым операциям осуществляется с ведением раздельного учета.

Учет операций по гарантийному ремонту у продавца

Обязанность осуществления продавцом (производителем) техники гарантийные ремонты установлена законодательными нормами. Предприятие, предоставляющее гарантию и оплачивающее исполнителю расходы по ремонту, должно создавать резервы в бухгалтерском учете. Резерв учитывается до прекращения срока действия гарантии.

Пример учета операций у производителя

Предприятие ООО «Сельмаш» производит технику с предоставлением периода гарантийного обслуживания. Сумма резерва на 2017 год составила 780 000 рублей. Расходы сервисного центра на осуществление ремонтов по гарантии составили 920 000 рублей, из них 320 000 рублей составляет компенсация работ. В учете производителя осуществляются записи:

  1. Отражена сумма начисленного резерва: Дт 20 Кт 96 на сумму 780 000 рублей;
  2. Учтены расходы в размере стоимости установленных запчастей: Дт 96 Кт 10 на сумму 320 000 рублей;
  3. Учтены затраты сервисного центра: Дт 96 Кт 76 на сумму 600 000 рублей;
  4. Отражена сумма затрат, превышающая величину резерва: Дт 20 Кт 76 на сумму 140 000 рублей;

В учете предприятие применяет требования ПБУ 8/2010. Резерв на осуществление ремонта создается по всем видам техники, на который производителем предоставлена гарантия.

Учет запчастей при проведении гарантийного ремонта

Сервисные центры, производящие гарантийные ремонты, используют запчасти, поступившие из различных источников. В зависимости от условий поставки определяются правила учета запчастей. Предприятия, использующие только покупные запчасти и в различных видах ремонта, часто определяют соотношение затрат по пропорции стоимости ремонта. Удельный вес деятельности гарантийного ремонта в общем объеме позволяет определить суммы, не учитываемые в вычете по НДС.

Рассмотрим оформление операций, когда запчасти поступают от производителя и приобретаются дилером самостоятельно. Порядок ведения учетных операций закрепляется в учетной политике предприятия.

Условие Запчасти, полученные от производителя Запчасти, приобретенные сервисным центром
Оприходование Не производится, учитываются за балансом Производится на складе предприятия
Счет учета 003 10, 41
Документы при поступлении запчастей Дилерский договор с производителем, акт приема-передачи Договор поставки, товарная накладная, платежные документы
Списание запчастей Отчет о расходе, акт рекламации, требование-накладная М-11 М-11 при отпуске в производство и М-15 при отпуске на сторону

Запчасти должны учитываться на отдельном субсчете, открытого к счету либо учитываются за балансом. Учет за балансом запчастей возможен как передача на давальческой основе, при этом права собственности у получателя не возникает. Детали не должны быть реализованы в розницу или использованы для текущих ремонтов.

НДС по учету дефектных запчастей, полученных в результате проведения ремонта

После замены запчастей вышедшие из строя дефектные детали подлежат утилизации или восстановлению потребительских качеств. Сервисный центр может произвести сортировку деталей на основании экспертной оценки, их ремонт с последующей реализацией. Предприятия сервисного обслуживания:

  • Заключают договор с производителем на право распоряжения выбывшими из строя запчастями после их замены.
  • Ставят на учет запчасти как безвозмездно полученные, включаемые в бухгалтерском учете как прочие доходы, в налоговом – как внереализационные.
  • Определяют стоимость запчасти для приема на учет на основании проведенной экспертизы.

При реализации запчастей НДС начисляется в общем порядке. Входящий НДС к вычету не принимается в связи с его отсутствием, за исключением налога, полученного от поставщиков материалов, используемых в ремонте.

Ошибки, возникающие в учете

Сложность в учете операций по проведению ремонта по гарантии у производителя и исполнителя влечет вероятность допущения ошибок.

Условие ведения учета Неверная позиция Верная позиция
Обложение операций НДС Предприятие отказывается от предоставленного законом освобождения Отказ от льготы, предоставленной п. 2 ст. 149 НК РФ, не допускается
Ведение раздельного учета Раздельный учет операций не ведется при одновременном применения вычета по облагаемым операциям Если пятипроцентный порог будет превышен, при отсутствии раздельного учета не удастся принять соответствующие суммы НДС к вычету
Создание резерва на проведение ремонта Резерв создается исполнителем – лицом, с которым производителем заключен договор на проведение работ Резерв на осуществление затрат по предстоящему ремонту и обслуживанию по гарантии создает производитель

Вопрос № 1. В каком периоде производится восстановление НДС по запчастям, если исполнителем работ по гарантийному ремонту суммы налога поставщика были ранее правомерно приняты к вычету?

Восстановление налога и уплата ранее поставленного к вычету НДС осуществляются в периоде передачи запчастей со склада на установку для проведения ремонта – операций, не облагаемых налогом.

Вопрос № 2. Имеются ли четко определенные законодательством нормы, определяющие порядок ведения раздельного учета при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций?

Законодательством не установлен порядок ведения раздельного учета доходов и расходов для исчисления НДС. Принципы раздельного учета, позволяющие исчислять НДС и учитывать входящие суммы в вычете, должны быть разработаны предприятием и закреплены в учетной политике.

Главная >> О компании >> Статьи и публикации

Расчет стоимости гарантийного и послегарантийного обслуживания технических систем безопасности

Алексей Омельянчук. Нач. КБ Рубикон ООО «СИГМА-ИС».

Стоимость работ даже при первоначальном монтаже системы довольно трудно оценить точно. Тем более, стоимость работ при последующем обслуживании. Даже если у вас есть какая-то статистика, говорящая о том, что, например, 3% видеокамер выйдут из строя за первые два года, на конкретном объекте из 50 камер может выйти из строя 5, а может и ни одной. Даже при абсолютно одинаковых условиях.

Вообще при проведении строительных работ есть два подхода к формированию суммы договора – фиксированная цена и оплата фактически выполненных работ. Для первичного монтажа системы безопасности часто предпочитают фиксированную цену – стоимость работ по монтажу таких систем достаточно легко точно оценить заранее (по крайней мере после тщательного обследования объекта и составления проекта). Однако объем работ при последующем обслуживании оценить намного сложнее. Что еще хуже – риск дорогостоящего ремонта основного оборудования, вероятность которого невысока – единицы процентов – очень не любят брать на себя монтажные (обслуживающие) организации – ведь если для заказчика (например, Газпрома) замена оборудования на 3 млн руб – мелочь, то для многих монтажных организаций нашей отрасли эта сумма может означать разницу между развитием и банкротством. Статистически средняя цифра вероятности выхода из строя в 1% утешает, только если вы набрали сотни таких контрактов на обслуживание. Конечно, именно для таких случаев придумано страхование рисков, но страховые компании тем более не имеют достаточно опыта в расчете таких рисков, так что наиболее распространенный вариант при послегарантийном обслуживании – оплата фактически выполненных работ.

Более точно, вопрос о выборе способа оплаты решается исходя из соотношения стоимости дорогих (но маловероятных) работ по ремонту и стоимости обязательных регламентных работ по периодической проверке и обслуживанию. Например, в случае с системой видеонаблюдения регламентные работы ограничиваются очисткой пылесосом, проверкой работоспособности и, максимум, проверкой качества сигнала или сопротивления кабелей. Единственные серьезные работы по очистке, смазке и замене изношенных деталей в видеомагнитофонах ныне окончательно ушли в прошлое. С другой стороны, в случае выход из строя, например, видеорекордера, его придется заменить (цена нового рекордера), ибо современные изделия в большинстве своем неремонтопригодны. Или при выходе из строя поворотной видеокамеры, установленной на хитром кронштейне из-за угла, снова придется вызывать подъемник и оплачивать высотные работы с зимним коэффициентом.

В то же время, например, если речь о системе пожарной сигнализации, то большая часть оборудования (извещатели) по цене в 100 рублей, а самое дорогое оборудование (ППК) стоит 2000 рублей, и замена любого из них может быть легко проведена за 15 минут. С другой стороны, честные регламентные работы включают в себя проверку чувствительности извещателей с помощью аэрозольных симуляторов задымленности, для чего надо со стремянкой обойти все извещатели. То есть обязательные работы, которые необходимо проводить примерно раз в квартал, значительно дороже, чем возможные дополнительные работы по ремонту. Конечно, в этом случае проще установить фиксированную цену договора на обслуживание.

Обратите внимание, гарантийное обслуживание – хотя для него еще труднее оценить вероятность тех или иных работ (к моменту заключения послегарантийного договора хотя бы уже есть какой-то опыт на данном объекте с конкретным оборудованием) – чаще всего полностью включается в стоимость первичного договора на условиях фиксированной цены. При этом стоимость обслуживания заметно задирается (исполнитель старается максимально обезопасить себя от риска). Причин такому поведению и заказчика и исполнителя несколько, и все они скорее психологические.

Во-первых, заказчику психологически приятнее знать, что на несколько лет он может быть свободен от мыслей о системе. А повышение стоимости договора на 5-10% выглядит не столь существенным. Ситуация подобна той, что при покупке нового автомобиля: разница цены нового и подержанного значительно превышает возможные расходы на ремонт «негарантийного» автомобиля, эта разница в цене платится именно за психологический комфорт «гарантийного срока».

Во-вторых, конкретному представителю заказчика (как правило, начальнику службы безопасности) намного легче один раз выбить финансирование на договор с гарантией, нежели впоследствии отдельно объяснять руководству необходимость оплаты все новых и новых сумм (пусть и небольших).

Исполнитель, со своей стороны, имеет возможность на фоне первичной стоимости системы легче аргументировать стоимость обслуживания (и заложить туда побольше запас на риск). Кроме того, деньги за гарантийное обслуживание будут получены сейчас, живые, а выполнять работы надо будет потом, и быть может их удастся как-то совсем пропустить (или ишак умрет, или эмир, или Насреддин). Это скорее экономический расчет – если фирма будет успешно развиваться (а для этого как раз нужны деньги сейчас а не потом), то для нее будет несложно выполнить свои обязательства по старым договорам. Ну а если фирма загнется, то на нет и суда нет…

Популярное решение – сразу заложить необходимый запас оборудования в ЗиП при поставке системы. Это очень мудро, иначе через 2-3 года вы, вероятно, не сможете найти такого же оборудования на замену и вам придется при помощи скотча и паяльника приспосабливать новые модификации оборудования, порой даже другого производителя, на место вышедшего из строя старого оборудования. В таком случае на период гарантийного срока обычно предусматривается обязанность исполнителя восстановить вышедшие из строя изделия, с тем, чтобы запас в ЗиП поддерживался в том же объеме, однако не требуется делать это срочно.

Тут мы коснулись важного момента, который часто недооценивают – необходимость оговорить время восстановления работоспособности системы. Это включает в себя время реакции обслуживающей организации на заявку при внезапном выходе системы из строя, а также время на демонтаж/монтаж неработоспособного оборудования и, возможно, время на его восстановление или замену (если в ЗиП нет соответствующего оборудования). В некоторых случаях время восстановления очень важно, например, если за разумное время не восстановлена система технических средств охраны на атомной станции, то по тревоге поднимается близлежащая общевойсковая часть и выставляется оцепление вокруг всей территории АЭС. Ну а если это продолжается еще и несколько суток – можете себе представить накал эмоций у начальника службы безопасности станции (ему тоже все это время почти без перерывов приходится быть на объекте).

Для подрядчика также очень важно – обязан он восстановить изделие за сутки (для этого он фактически должен иметь у себя на складе запасное), или у него есть три-четыре месяца, чтобы неторопливо заказать запчасти у производителя или свозить изделие в авторизованный сервисный центр и подождать, пока там все сделают в порядке общей очереди.

Учтите, в некоторых случаях заказчик может требовать именно ремонтировать вышедшие из строя изделия, а не заменять их. Это характерно для госучреждений и аналогичных высокобюрократизированных организаций, где существенно, чтобы сохранился серийный номер устройства, «стоящего на балансе». Конечно, если уж совсем никак нельзя отремонтировать, то придется оформлять замену, но вы проклянете все, доказывая бухгалтерии заказчика, что предлагаемое на замену устройство не уступает заменяемому по техническим параметрам, а главное, по балансовой стоимости соответствует заменяемому с учетом амортизации (иначе вы либо получите необоснованную прибыль, либо, о ужас, осуществите бесплатный дар, что никак недоступно пониманию налоговой инспекции). В большинстве случаев самое простое решение – на совершенно новое изделие переставить со старого деталь корпуса с наклейкой, на которой указан серийный номер. Это часто возможно даже если старые изделия уже не выпускаются, благо новые изделия обычно меньше старых и их можно смонтировать в корпусе от старого. На самый крайний случай вы просто списываете новое изделие, установленное на объект, как будто его там нет, и, поскольку система снова работает, оформляете демонтаж старого (вышедшего из строя) на склад, как ненужного в связи с изменившимися обстоятельствами. Бухгалтерия счастлива, старое изделие числится исправным но в запасе, а нового изделия вроде как по документам и вовсе нет. Это тоже нарушение правил ведения бухучета, но такое нарушение вряд ли может обнаружить налоговая инспекция при проверке.

Вот эта головная боль с серийными номерами «на балансе» также является одной из причин, почему полезно сразу запастись резервными изделиями, быть может, включив в договор о гарантийном обслуживании пункт, что они не будут восстанавливаться при выходе из строя «в связи с технической нецелесообразностью».

Немного математики: каким образом оценить вероятность выхода из строя оборудования. У некоторых производителей можно получить данные о средней наработке на отказ (или о вероятности выхода из строя за год). К сожалению, в большинстве случаев эти данные получены экстраполяцией или расчетным путем на основе некоторых моделей. В реальной жизни же оказывается, что изделия, выпущенные в одном году вообще не выходят из строя, а выпущенные в другом году заведомо все выйдут из строя за пару лет, ибо в них попала бракованная партия комплектующих. В большинстве случаев независимо от данных производителя можно воспользоваться общим утверждением о том, что любая современная промышленная электроника без движущихся частей (в том числе без вентиляторов), как правило, имеет срок наработки на отказ около 30 лет. Добавьте поправку на солидность производителя, на страну происхождения, на класс изделий (громоздкие изделия «армейского» вида обычно действительно надежнее), и получите оценку в 10-100 лет. То есть вероятность поломки в год составит от 1 до 10%. Однако, многочисленные исследования подсказывают, что вероятность выхода из строя в первый год значительно выше, чем в несколько последующих, и затем снова поднимается к 3-5% за год. Итак, вероятность поломки в первый год составит примерно 2-20%, во второй и последующие – 0.5-5%. Не забудьте, что в первый год обычно можно предъявить претензии производителю, так что реальные расходы на ремонт и замену будут не столь велики. Хотя как раз для совершенно безродных производителей, с максимальной оценкой вероятности поломки, и надежд на бесплатный ремонт почти нет.

К гарантийному ремонту, как правило, не относится замена расходных материалов. В частности, ламп в системе освещения (если, конечно, это обычные лампы, а не специальные светодиодные ИК-прожектора). Эти работы могут и должны проводить непосредственно сотрудники объекта. Некоторый запас расходных материалов может быть включен в ЗиП сразу при поставке системы, но почти никогда не рассчитывается на весь гарантийный срок – важно, чтобы эксплуатирующая организация обязательно научилась приобретать правильные расходники, пока еще система контролируется поставщиком.

Есть еще класс работ по мелкому ремонту, который может вызвать споры – лучше явно оговорить входят ли они в работы, исполняемые внешним подрядчиком, или проводятся службами заказчика. Это работы типа покраски заборов, замены (рихтовки) погнутых кронштейнов и кабельных лотков, ремонта дверей и дверных коробок, косметического ремонта отделки поверхностей, прилегающих к дверям или турникетам (нередко, например, прилегающие к турникетам керамические плитки отваливаются от вибрации, возникающей при массовых проходах через турникет).

Как уже говорилось, помимо непредсказуемых ремонтных работ в состав договора на обслуживание включаются и ряд вполне плановых регламентных работ. Наиболее простые – это очистка от пыли/грязи. Не следует доверять эту работу обычным уборщицам – нежелательные последствия весьма вероятны. Кроме того, многие устройства следует чистить изнутри, а уж вскрывать их точно нельзя доверять уборщицам. Например, все знают, что обычные компьютеры могут изрядно забиваться пылью (правда, далеко не все их регулярно пылесосят изнутри). Помимо очистки иногда необходимо смазывать движущиеся части, но кроме упоминавшихся видеомагнитофонов такие работы относятся только к турникетам и некоторым замкам.

Наиболее важные регламентные работы – это проверка работоспособности. В простейшем случае достаточно опробовать функционирование компонентов системы (например, покрутить поворотные видеокамеры). Для многих устройств (например, турникеты на проходной) для этого даже не нужно специальных действий – они проверяются ежедневно тысячу раз. Впрочем, даже многие устройства контроля доступа месяцами и даже годами стоят неиспользуемые. Особенно это верно для запасных и пожарных выходов.

Значительно хуже обстоят дела с проверкой работоспособности различных датчиков. Мало того, что для многих из них нельзя создать честные условия для проверки – например для пожарных датчиков или датчиков пролома стены, так еще необходимо принять меры, чтобы не произошло ничего чрезвычайного при срабатывании датчика – не включилась система пожаротушения или не заблокировались все двери. Кроме того, раз уж мы выводим всю систему из штатного режима, необходимо предусмотреть компенсационные меры. Например, на время проверки работоспособности периметровой сигнализации необходимо выставить по периметру караул – ведь злоумышленникам в это время ничто не помешает «под шумок» пересечь рубеж защиты.

Довольно сложный вопрос – методика (глубина) тестирования оборудования. Как правило, в график работ закладываются два вида проверок. Довольно часто проводится просто тестирование – работает, и ладно. Однако изредка проводится более тщательное тестирование. В таблице ниже приведены характерные виды работ, которые проводятся при тестировании основных видов оборудования. Вовсе не обязательно одновременно проводить одинаковые виды тестирования. Например, типичный график регламентных работ подразумевает еженедельную проверку работы всех видеокамер, ежемесячную проверку охранных и ежеквартальную проверку пожарных извещателей, два раза в год проверку связей между системами и очистку пылесосом, два раза в год (в начале зимы и в начале лета) проверку качества видеосигнала, и лишь раз в год или даже в два проверку чувствительности пожарных извещателей. Составляя подобный график, необходимо учитывать – какие работы могут проводить сотрудники объекта, а какие должны проводить сотрудники специализированной организации, так чтобы сотрудникам подрядчика не пришлось посещать объект слишком часто, но, тем не менее, они посещали его регулярно – это позволяет между делом решать многие вопросы и обнаруживать проблемы, которые могут казаться сотрудникам объекта вроде бы несущественными.

Вид оборудования

Простой контроль

Тщательный контроль

Видеокамеры, видеомониторы

Вывести изображение, оценить визуально его качество

Проверить чувствительность и разрешение по таблицам

Кабели и оборудование передачи видеосигнала.

—«—

Проверить амплитуду сигнала (затухание), АЧХ системы передачи (искажения передачи тестового сигнала).

Видеорекордеры (цифровые)

Провести тестовую запись и воспроизведение, проверить остаточную емкость накопителей.

Извещатели охранные

Проверить срабатывание на проход человека или на неразрушающее воздействие (сигнал тестера датчика разбития стекла, удар по датчику вибрации и т.д.)

Проверка чувствительности извещателя (стандартная цель на стандартном расстоянии), калиброванное воздействие, проверка сопротивления (емкости) чувствительного элемента.

Извещатели пожарные

Проверка нажатием на кнопку или штырем (для адресных обычно имеет смысл только проверка штырем)

Проверка чувствительности калиброванным аэрозолем

Оповещатели охранно-пожарные

Проверка работоспособности

Измерения яркости вспышки и звукового давления

Считыватели контроля доступа

Проверка прохода

Измерение расстояния считывания

Замки

—«—

Измерение усилия удержания, остаточного усилия в открытом состоянии, работоспособности при калиброванном нажатии (для противопожарных дверей)

Кабели прочие

Проверка надежности крепления разъемов

Измерение сопротивления, утечек изоляции, паразитной емкости.

Связи между системами

—«—

Проверка корректного функционирования основных взаимосвязей между системами, невзирая на накопившиеся изменения настроек подсистем.

Обслуживающий персонал

Проверка основных знаний и навыков дежурных операторов (тест, зачет).

Масштабные учения по отражению действий противника.

Учтите, что многие виды современного оборудования способны автоматически проводить самотестирование дистанционно или даже в дежурном режиме, не прекращая нормальное функционирование. Объем такого самоконтроля и необходимость проведения ручного контроля остальных параметров сильно зависит от конкретного оборудования – наука и техника в этом отношении очень быстро идут вперед. Например, постоянный контроль сопротивления проводов сейчас становится нормой для охранно-пожарных ППК (правда, большинство контролируют только, чтобы сопротивление не вышло за оговоренные пределы, но многие контролируют и небольшие отклонения, что позволяет заранее обнаружить неисправность, пока она еще не стала проблемой). Контроль амплитуды видеосигнала (и даже косвенный контроль разрешения – по наличию высокочастотных составляющих) – все чаще можно встретить в видеорекордерах. Самоконтроль охранных извещателей по наличию сигналов от проходящих мимо людей (как минимум в форме защиты от загораживания) также весьма популярен. Адресно-аналоговые пожарные извещатели, как правило, вообще способны вести постоянный самоконтроль и даже самостоятельно определять, когда их пора очистить от пыли.

Напоследок, описав основные моменты, которые необходимо иметь в виду при расчете стоимости обслуживания, закончу как пессимист-реалист: стоимость договора на обслуживание (неважно, гарантийного или послегарантийного) обычно определяется «на глазок» — сколько сочтет приемлемым заказчик. Как правило, заказчик это оценивает в процентах от общей стоимости системы. А уж потом, под заданную сумму подрядчик составляет приемлемый набор работ. Более того, по мере того, деньги закончатся, подрядчик будет изыскивать аргументы, почему он не будет проводить те или иные работы, почему тот или иной случай не является гарантийным, а вызван некорректными действиями эксплуатирующего персонала. Опять же, в большинстве случаев, решение и в дальнейшем принимается «по понятиям», а техническое обоснование для решения готовится «под заданный ответ». Действительно, если подрядчик не хочет чего-то делать, то вы, конечно, можете судиться, но в течение всего времени судебного разбирательства (то есть два-три года) ваша система будет неработоспособна и без регулярного обслуживания. В худшем случае, подрядчик просто разорится и вообще ничего не будет делать. С другой стороны, если заказчик требует чего-то, что вам не хочется делать, вы, конечно, можете отказаться, судиться, но тогда вам совершенно не светит впоследствии продлить договор на обслуживание или заключить новый договор на оснащение вновь возводимого соседнего здания. При наличии здравого смысла и доброй воли всегда найдется приемлемое решение. Например, подрядчик сделает то, что он не обязан делать, или даже обязан, но совершенно не рассчитывал делать (случилось чрезвычайное событие с вероятностью 0.01%), а заказчик закроет глаза на то, что ремонт займет не один час а пять месяцев, и регламентные работы будут проводиться вдвое реже, чем планировалось и по сокращенному варианту, чтобы несколько компенсировать финансовые затраты подрядчика.

Источник: Журнал «Технологии защиты» №5, 2009

Архив публикаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *