ФЗ товарищество собственников недвижимости

Содержание

»Блеск и нищета» 217-ФЗ

Э. А. Фияксель, Д. В. Сидоров,

д. э. н., профессор, преподаватель,

зав. Центром предпринимательства, кафедра венчурного менеджмента

зав. кафедрой венчурного менеджмента, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

НИУ ВШЭ — Нижний Новгород e-mail: dsidorov@hse.ru e-mail: fiyaksel@gmail.com, belohlebova@pbox.ru

Статья посвящена актуальной проблеме — исследованию практики создания научными учреждениями малых инновационных компаний с помощью механизма, предусмотренного ФЗ-217. В статье анализируются возможности применения ФЗ-217 в связи с ограничениями, налагаемыми другими законами, а также те изменения, которые были внесены в законодательство для улучшения рассматриваемого механизма. Обсуждаются результаты проведенного ранее опроса вузов из разных регионов страны с целью сопоставить выявленную в ходе анализа законодательства проблематику с практикой по созданию малых инновационных предприятий при вузах и академических институтах.

Ключевые слова: ФЗ-217, малые инновационные предприятия, венчурные инвестиции, коммерциализация РИД, инновационные проекты.

о

ю 00

со

00 О X X

Развитие инновационных систем является важным направлением, разрабатываемым в последнее время. У каждой страны есть своя специфика в методике построения инновационных систем. Наиболее успешными примерами принято считать экосистемы, сформировавшиеся вокруг крупных исследовательских центров в США, национальную инновационную экосистемы Израиля, инновационные кластеры Финляндии. При этом есть много примеров того, как попытки создания локальных инновационных экосистем «по образу и подобию» заканчивались ничем. Таких примеров особенно много в Европе. Отдельное место занимают инициативы, реализуемые в таких странах как Индия и Китай: несмотря на значительные объемы ресурсов, инвестируемых в развитие инновационных центров, результатом пока являются региональные инновационные системы, неспособные на равных участвовать в глобальной конкуренции, и даже встроившиеся в мировую систему разделения труда, обслуживая глобальных лидеров. Интересным примером является Республика Корея, в которой была создана система поддержки инновационного предпринимательства, но в итоге экономическое развитие пришло к современной ситуации: доминирование нескольких транснациональных корпораций (Samsung, Hyundai, etc.), которые являются «кузницами кадров» для промыш-

ленности страны, и переориентация государственной политики с поддержки малого и среднего бизнеса на крупные корпорации.

Традиционно в качестве системообразующего элемента инновационной системы рассматривается коммерциализация интеллектуальной собственности вузов. В течение длительного времени этой сфере совсем не уделялось внимание, и любая подобная деятельность осуществлялась на свой страх и риск, поскольку в любой момент мог возникнуть конфликт между вузом и организацией, строящей бизнес на основе ИС. Едва ли такую ситуацию можно было назвать приемлемой для частных инвесторов.

Для решения этой проблемы был принят закон № ФЗ-217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный Закон от 02.08.2009 г. № ФЗ-217» , дающий право учреждениям государственных академий наук (НИИ) и вузам создавать хозяйственные общества.

Основной целью закона является обеспечение внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности (РИД), созданные образовательными и научными учреждениями, причем указанные

учреждения входят в состав учредителен создаваемых хозяйственных обществ.

В соответствии с ФЗ-217 бюджетным научным и образовательным учреждениям не требуется согласие собственника имущества для учреждения хозяйственных обществ. Предварительное согласие соответствующих собственников нужно для распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах таких хозяйственных обществ.

Для венчурного инвестирования, являющегося ключевым источником финансов для высокотехнологичной компании, необходима возможность совместного участия в уставном капитале. ФЗ-217 налагает некоторые ограничения: доля вуза или НИИ должна быть не менее 25% для акционерных обществ и не менее 1/3 для обществ с ограниченной ответственностью. Кроме того, доля, либо акции (в случае акционерных обществ) соучредителей хозяйственного общества должна быть не менее, чем на 50% оплачена денежными средствами. Деятельность создаваемого хозяйственного общества должна заключаться в практическом применении (внедрении) РИД, собственником которых является учредитель ХО — вуз или НИИ. При этом права на использование РИД передаются по лицензионному договору.

Закон также позволяет вносить в уставный капитал денежные средства, оборудование и иное имущество, находящееся в оперативном управлении НИИ, либо вуза.

Принятие ФЗ-217 стало важным шагом, показавшим намерения государства разрешить оборот созданной на государственные деньги интеллектуальной собственности. Кроме того, некоторые исследователи рассматривают ФЗ-217 как важный элемент развития предпринимательского университета .

Проблемы, связанные с ФЗ-217

Несмотря на положительный эффект от принятия закона ФЗ-217 (например, помимо традиционного понимания о возможности реализации инновационного потенциала вузов, также возможность легальной приватизации бюджетных активов, принадлежащих государству на основе некой правовой платформы ), большая часть его норм лишь декларирует новые возможности, но не регулирует их практическую реализа-

Таблица 1

Количество малых инновационных предприятий, соответствующих требованиям 217ФЗ

Дата Кол-во МИП, соответствующих требованиям 217-ФЗ

1 квартал 2011 г. 78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 квартал 2011 г. 137

3 квартал 2011 г. 185

4 квартал 2011 г. 359

1 квартал 2012 г. 497

2 квартал 2012 г. 568

3 квартал 2012 г. 646

4 квартал 2012 г. 736

1 квартал 2013 г. 805

2 квартал 2013 г. 866

цию. Между тем, некоторые положения закона ФЗ-217 противоречат другим законам, и это является большой проблемой при создании хозяйственных обществ . Из 2122 малых инновационных предприятий, созданных при вузах или учреждениях государственных АН, лишь 866 полностью удовлетворяют всем критериям 217-ФЗ (Материалы доклада А. Н. Колесникова на II Международном симпозиуме инвесторов и инновационных компаний по проблемам развития малого инновационного предпринимательства и рынка венчурных инвестиций ранних стадий, табл. 1).

Довольно большое количество малых инновационных предприятий, изначально создававшихся в рамках ФЗ-217, не получают выгод, связанных со своим статусом. Ранее среди основных причин этого отмечались несоблюдение минимальной доли вуза в уставном капитале, а также несоблюдение вузом правил внесения интеллектуальной собственности в уставный капитал МИП . По состоянию на 2013 г. основной причиной несоответствия МИП ФЗ-217 является непредставление подтверждающих документов (табл. 2). Это может свидетельствовать как о забюрократизированности процедуры , так и о том, что многие МИПы создаются без намерений вести хозяйственную деятельность (для которой льготы, связанные с ФЗ-217 являются крайне выгодными).

С момента принятия ФЗ-217 в 2009 г. постоянно ведется работа по корректировке законодательства, чтобы все нормы ФЗ-217 могли применяться на практике.

Первая сложность обнаруживается на начальном этапе — внесении РИД в качестве взноса в уставный капитал. В Гражданском кодексе этот вопрос регулируется ст. 296 и 298. При этом в ст. 296 говорилось, что «… учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества». Относя к указанному в этой статье закон ФЗ-217, получаем,

Таблица 2

Основные причины несоответствия малых инновационных предприятий, созданных: при вузах или учреждениях государственных АН, критериям 217-ФЗ (532 МИП не соответствуют ФЗ-217)

Критерии определения несоответствия ФЗ-217 Кол-во ХО

1 Не могут соответствовать ФЗ-217 (перерегистрация) 22

2 Более 10 мес. нет представлены: ЕГРЮЛ, лицензионный договор 498

5 На момент регистрации ХО бюджетный учредитель внес только денежные средства 6

7 РИД не соответствует ФЗ-217 4

8 Оформлен договор об отчуждении 2

9 Бюджетный учредитель вышел из состава учредителей 8

10 Организация ликвидирована 13

11 Предполагалось к созданию, но не было зарегистрировано 3

о

ю оо

со

СО

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что вузы имеют право передавать имущество, находящееся в его оперативном управлении и, в том числе, право использования РИД. В ст. 298 содержался запрет бюджетным учреждениям на отчуждение или другие способы распоряжения «имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества» . Таким образом, эти две статьи ГК РФ не стыкуются с ФЗ-217, что означает дополнительные риски правового характера. В результате был принят закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» по которому ст. 298 ГК РФ была исправлена . Поправка разрешает бюджетному учреждению самостоятельно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, если оно не является особо ценным. В результате все бюджетные учреждения составили реестры особо ценного и не особо ценного имущества, руководствуясь ведомственными рекомендациями (например, предлагалось к не особо ценному имуществу относить таковое при цене ниже 200-500 тыс. руб.).

Принятие закона 83-ФЗ приблизило бюджетные учреждения к коммерческим организациям, так как с его принятием бюджетные учреждения обязаны самостоятельно зарабатывать деньги для осуществления своей уставной деятельности (в дополнение к бюджетному финансированию).

Следующая важная проблема связана с использованием бюджетными учреждениями средств, полученных от своей деятельности, для создания ХО.

В соответствии с ФЗ-217 НИИ и вузы имеют право вносить денежные средства в уставный капитал создаваемых по закону ХО. Эта норма вступает в противоречие с Бюджетным Кодексом, где указано, что государственные учреждения не имеют права направлять полученные от своей деятельности средства на создание других организаций . То есть Бюджетный кодекс прямо запрещает реализацию нормы ФЗ-217. Кроме того, есть определенные сложности при формировании уставного капитала вновь создаваемого ХО, поскольку необходимо согласовывать внутренний учет НИИ/вуза в отношении РИД с оценкой и последующим учетом этого же РИД во вновь созданном ХО.

Сложности возникли и при реализации нормы ФЗ-217, позволяющей предоставлять помещения малым инновационным предприятиям. По умолчанию МИПы ^ должны получать право на заключение договора о аренды в результате конкурса, где главным критерием является цена. При этом вуз/НИИ в принципе не готов ю сдавать эту площадь сторонней организации, которая 3 также может выиграть конкурс. » Этапроблемабыларешеназаконом22-ФЗ»О вне-

2 сении изменений в статью 5 федерального закона ¡Е «О науке и государственной научно-технической ^ политике» и статью 17.1 Федерального закона «О за-^ щите конкуренции»». Для ХО, созданных по ФЗ-217 О закон 22-ФЗ отменяет необходимость проведения ^ конкурса на аренду. Обязательным условием является ^ практическое применение (внедрение) РИД, при-

надлежащих учреждению, предоставляющему свои площади. Закон 22-ФЗ отдельно запрещает передачу в субаренду активов государственных учреждений, использование которых упрощается для МИПов, созданных по ФЗ-217.

С 2011 г. действует Федеральный закон №310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Этим законом в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, позволяющие МИПам использовать упрощенную систему налогообложения

Аналогично, с начала 2011 г., действует Федеральный закон № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым обязательные платежи, ежемесячно уплачиваемые организацией с заработной платы, для малых инновационных предприятий значительно уменьшены. Так, если в 2010 г. МИП должны были бы на каждую 1000 руб., выплаченной в виде заработной платы, отчислять в государственные фонды (Пенсионный, Социального страхования, Федеральный и Территориальный ОМС) дополнительно 260 руб. (сейчас — 300), то в 2011 г. сумма отчислений у МИП была снижена до 140 руб. с каждой 1000 руб., выплаченной в виде заработной платы. В соответствии с вышеуказанными законами установлен переходный период: до 2018 г. взносы составят 14%, в 2018 г. — 23% и в 2019 г. — 28%.

Отдельный вопрос — место МИПов, создаваемых по закону №217-ФЗ, в существующей системе поддержки инновационного бизнеса. Основные институты такой поддержки — это Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСРМФПНТС), Российская венчурная компания (РВК), Роснано, Сколково. К сожалению, ни один из этих институтов до сих пор не создал специальных инструментов поддержки МИПов, действующих в рамках ФЗ-217. Рассмотрим наиболее подходящие инструменты. Учитывая то обстоятельство, что от «материнских» организаций подобные малые предприятия могут получить персонал, РИД, лабораторное оборудование и помещения, очевидно, что главным недостающим ресурсом являются деньги (поскольку вузы и НИИ хоть и могут их передавать в ХО, но не имеют для этого специализированных структур — по сути речь идет о внутренних инвестиционных фондах). Привлечение частных инвесторов в качестве соучредителей призвано решить эту проблему, однако несовершенство законодательства приводит к повышению рисков, и один из способов разрешения этого противоречия — государственное соинвестирование. Именно по этой схеме работают Роснано и фонды РВК.

Российская венчурная компания еще в 2009 г. создала ОАО «Фонд посевных инвестиций РВК» — структуру, которая по своему названию призвана решить проблему финансирования предприятий на

ранних стадиях развития, в том числе, ХО, создаваемых по ФЗ-217. Размер Фонда — 2 млрд руб.1 Однако, ФПИ — лишь называется Фондом посевных инвестиций. Практика работы этого Фонда показывает, что его интересуют компании, у которых уже есть продажи, то есть это уже совсем не то, что принято называть посевной стадией инновационного проекта.

Свои меры для поддержки МИПов, создаваемых по ФЗ-217 предпринял ФСРМФПНТС. Основная программа этого фонда — «СТАРТ». В условия этой программы были внесены изменения для того, чтобы она была в большей степени ориентирована на МИПы, созданные по ФЗ-217. Главным недостатком программы всегда являлось то, что критерии оценки проектов и ограничения, налагаемые на возможные траты финансирования по программе, приводили к тому, что программа «СТАРТ» воспринималась в академическом сообществе как разновидность гранта. Требования по регистрации интеллектуальной собственности и открытию юридического лица не приводили людей к мысли о занятии технологическим предпринимательством. Вышеупомянутые критерии оценки проектов имели тот недостаток, что часто поддерживались проекты, имеющие большую научно-техническую ценность в ущерб потенциалу коммерциализации. С 2011 г. для того, чтобы подать заявку на участие в программе, необходимо наличие зарегистрированного юридического лица, а также интеллектуальной собственности, передаваемой юридическому лицу, участвующему в конкурсе. Эти изменения привели к тому, что теперь команды соискателей поддержки по программе «СТАРТ» конкурируют не с научными проектами, как это было раньше, а с другими проектами, направленными на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.

У Роснано и Фонда Сколково также есть программы, направленные на поддержку инновационных предприятий, но в случае с Роснано речь не идет о малых инновационных предприятиях, а программы Сколково не выделяют МИПы, созданные по ФЗ-217 из общей массы соискателей.

Выше были перечислены проблемы, связанные с особенностями российского законодательства и трудностями стыковки различных законов, а также несогласованностью мер поддержки. Есть, однако, еще и сложности, связанные с общей неразвитостью сферы инновационного бизнеса в РФ. На сегодня практически отсутствуют квалифицированные специалисты для организации инновационного бизнеса (инновационные менеджеры), которые обладают компетенциями в сфере защиты ИС, привлечения инвестиций, маркетинга инноваций и т. д. Проекты, направленные на коммерциализацию РИД имеют длительный срок окупаемости и более высокий уровень рисков, касающихся создания продукта и организации производства. С точки зрения предпринимателей, эти проекты неоправданно сложны, а уровень рисков не соответствует доходности. Слабая заинтересованность инвесторов также вызвана тем, что согласно ФЗ-217

1 «Российская венчурная компания: Фонд посевных инвестиций».

хозяйственному обществу передается не исключительное право на РИД, а право использования РИД. Кроме того, велика доля бюджетных учреждений в уставном капитале создаваемых хозяйственных обществ. Также хотелось бы отметить, что в ФЗ-217 совсем не прописана система выхода участников МИПа, продажа компании и т. д., т. е. пункты, без которых «нормальный» венчурный инвестор никогда не войдет в проект . Только единицы инвесторов готовы к сотрудничеству на таких условиях. Таким образом, полезным видится внесение соответствующих изменений в ФЗ-217, а также стимулирование спроса со стороны крупного бизнеса, в том числе, путем налоговых льгот для компаний, закупающих продукцию МИПов.

В целом, несмотря на усилия, предпринятые Правительством РФ для того, чтобы ФЗ-217 заработал, ситуация с частными инвестициями в малые наукоемкие предприятия, создаваемые при вузах, остается сложной.

Практика применения ФЗ-217

С момента принятия ФЗ-217 закон не раз подвергался критике, о чем говорят множество статей, написанных по результатам круглых столов, а также других публикаций посвященной данной теме. В данных материалах приводится целый ряд проблем выявленных в результате практического применения ФЗ-217.

Рассмотрев проблемы применения ФЗ-217, а также принимая во внимания статистику зарегистрированных МИП созданных по этому федеральному закону, было проведено исследование среди нескольких вузов, в которых были созданы МИП. Целью данного исследования было выявление стратегий создания МИП и путей преодоления проблем, возникающих в процессе практического применения ФЗ-217 в вузах РФ.

В рамках исследования, был проведен опрос ряда вузов из разных регионов страны, это были вузы из таких городов как Санкт-Петербург, Томск, Нижний Новгород, Омск, Белгород, Астрахань. По результатам статистики ЦИСН в сумме по данным городам было создано порядка 120 малых инновационных предприятий в соответствии с ФЗ-217.

Первой была рассмотрена проблема предоставления вузом, либо учреждением государственной академии наук помещений для осуществления деятельности по коммерциализации РИД малыми инновационными предприятиями. До принятия закона № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»» малые инновационные предприятия должны были принимать участие в конкурсе на аренду площади вуза наравне со всеми желающими (другими организациями), которые могли быть заинтересованы занять вакантные площади вуза или НИИ, которые зачастую расположены в центре города, так что ставки аренды могут быть неприемлемы для малых инновационных компаний. Кроме того, сама идея ФЗ-217 подразумевает поддержку малых инновационных предприятий со стороны «материнской» организации, а вовсе не перевод активов (в первую

о

ю оо

со

со О

о

ю оо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

< со

о

очередь, недвижимости) бюджетных учреждений в коммерческий оборот.

По результатам опроса было выявлено, что изменения, произошедшие с принятием закона № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»» никак не повлияли на текущую ситуацию по данному вопросу. Это связано с тем, что во избежание злоупотреблений цены на аренду помещений даже для дочерних МИПов остаются слишком высокими. Малые инновационные предприятия работают в условиях ограниченных ресурсов, часто не имеют прибыли в течение длительного времени, а все денежные средства направляются на ведение разработок. Таким образом, на практике вузы и НИИ все же воспринимают МИПы, как нечто чужеродное и взаимодействуют с ними фактически на общих основаниях.

В настоящее время по этому вопросу Минобрнауки России разработало для МИП созданных по ФЗ-217 процедуру льготной аренды площадей, т. е. изменения в этой сфере продолжаются.

Текущим решением для МИП остается использование площадей предоставляемых предприятиями, которые являются учредителями МИП, а также аренда площадей у сторонних организаций и бизнес-инкубаторов за более приемлемую плату.

Следующая проблема, рассматриваемая в рамках исследования, это ограничения связанные с использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В соответствии с законодательством вузы не могут передавать исключительное право на РИД в качестве вклада в уставной капитал вновь создаваемого хозяйственного общества. Это ограничение усложняет поиск инвесторов для МИП, так как для инвестора важно иметь в качестве вклада в уставной капитал сам РИД, а не право его использования в виде лицензии, которое может быть передано третьим лицам.

В результате исследования было выявлено, что вопрос остается открытым для всех участников опроса, и на данный момент при организации МИП исключительное право остается за вузами, а в качестве вклада в уставной капитал вносится неисключительная лицензия на право пользования РИД.

В продолжение темы слабой заинтересованности инвесторов был рассмотрен вопрос распределения долей участников МИП. По этому вопросу ФЗ-217 устанавливает нижнюю границу для доли вуза это не менее 25% для акционерных обществ и не менее 1/3 для обществ с ограниченной ответственностью. По результатам опроса было выявлено, что все вузы четко соблюдают эту границу, и в большинстве случаев доля вуза составляет 34%. Также в большинстве вузов небольшая часть доли в МИП (до 10%) предоставляется ученым, таким образом, повышая мотивацию персонала. Оставшаяся часть доли приобретается инвестором.

На рис. 1 и 2 приведены наиболее распространенные схемы распределения долей в МИП.

Данное ограничение, установленное на размер доли вуза, также вызывает затруднения в процессе практического применения ФЗ-217. Дело в том, что инновационный бизнес ориентируется на быстрый прост капитализации, а не на устойчивый денежный поток. Быстрый рост капитализации подразумевает несколько раундов инвестиций, в каждом из которых доля учредителей, не вносящих денежные средства, уменьшается. то есть получается, что вуз/НИИ должен либо участвовать во всех раундах инвестирования, либо после очередного раунда предприятие перестанет соответствовать ФЗ-217 по критерию доли учредителя вуза/НИИ. На практике такая сделка просто не будет согласована со стороны вуза/НИИ. В случае рассмотрения следующих раундов инвестирования все участники опроса ответили, что решением является «размытие» доли инвестора и ученого при условии, что доля вуза уже минимальна. Разумеется, инвестора такой вариант развития событий может устраивать только в случае, если он рассчитывает, что предприятию будет достаточно одного раунда инвестиций.

Также в процессе проведения опроса была рассмотрена процедура выхода участников из МИП. В ФЗ-217 не прописана система выхода участников из состава учредителей МИП, а также процедура продажи компании. Результаты опроса по этой теме оказались одинаковыми для всех вузов. По данному вопросу все участники опроса ответили, что на текущий момент у вузов нет четко разработанной стратегии по осуществлению данной процедуры. Связанно это с тем, что ФЗ-217 относительно недавно начал применяться вузами и

Рис. 1. Распределение в случае участия вуза, инвестора и ученого

Рис. 2. Распределение без участия ученого

на практике еще не возникало ситуаций, при которых бы требовалась продажа доли участником МИП или компании в целом. В результате этот непроработанный вопрос может вызвать затруднения при будущих сделках по реализации долей участниками МИП.

Подводя итог, можно утверждать, что созданная на основе ФЗ-217 со всеми доработками и улучшениями система не является оптимальной для привлечения частного капитала к инвестированию в процесс коммерциализации создаваемой вузами интеллектуальной собственности.

Для того, чтобы повысить привлекательность подобных проектов как объектов для инвестирования необходимо решить первоочередные проблемы: ограничение доли вуза в уставном капитале МИП, передача права на РИД.

Также, важно понимание того, что в условиях постоянно меняющейся бизнес-среды в РФ недостаточно одних лишь регулятивных мер. Необходимо желание руководства вуза реализовывать инновационные проекты, привлекать в них инвестиции, зарабатывать, продавая лицензии и выходя из таких проектов.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 02.08.2009 г. № ФЗ-217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (принят ГД ФС РФ 24.07.2009 г.).

2. В. В. Миклушевский. Рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Письмо Министерства образования РФ «О реализации Федерального закона» № ВМ-788/04 от 07.08.2009 г.

3. Т. В. Терентьева, М. Н. Кулакова. Обоснование экономической модели устойчивости развития предпринимательского вуза// Электронный научный журнал «Управление экономическими системами», № 3, 2013.

4. М. Муравьева. Ученые пожалуются, президент заставит: репортаж по материалам круглого стола в ЦЭМИ РАН//Интернет-издание «Наука и технологии РФ», 2009.

5. М. В. Турчанинова. Оценка возможных последствий принятия закона ФЗ-217 на создание малых инновационных предприятий с участием вузов. ОмГПУ, 2010.

6. А. Н. Колесников. Материалы доклада на II Международном симпозиуме инвесторов и инновационных компаний по проблемам развития малого инновационного предпринимательства и рынка венчурных инвестиций ранних стадий. Нижний Новгород, 2013.

7. А. П. Гарнов, О. В. Краснобаева. Малые инновационные предприятия как форма реализации вузами инновационной деятельности//Человеческий капитал и профессиональное образование, № 2, 2012.

10. М. Муравьева. Уроки для вузовских бизнесменов//Интернет-издание «Наука и технологии РФ», 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Б. Н. Коробец. Актуальные проблемы реализации Федерального закона № 217-ФЗ. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010.

12. Э. А. Фияксель. Инноваторы под колпаком//Российская бизнес-газета, № 757, 2010.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Часть первая

Глава 4. Юридические лица

(извлечения)

В редакции от 05.05.2014 N 99-ФЗ

Основные положения

Cтатья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

Некоммерческие корпоративные организации

1. Общие положения о некоммерческих корпоративных организациях

Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организац

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).

3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

2. Потребительский кооператив

1. Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

2. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».

3. Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости.

1. В течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса члены потребительского кооператива обязаны покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

2. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Часть первая

(извлечения)

В редакции от 05.05.2014 N 99-ФЗ

5. Товарищества собственников недвижимости

В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ

1. Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных «законами».

2. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.

3. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.

4. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

1. Товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества.

2. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит членам товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом.

2.1. Имущество общего пользования в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, если иное не предусмотрено законом.

3. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, собственника садового или огородного земельного участка следуют судьбе права собственности на указанные помещение или земельный участок.

ГК РФ Статья 123.14. Особенности управления в товариществе собственников недвижимости

1. К исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

2. В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

По решению высшего органа товарищества собственников недвижимости (пункт 1 статьи 65.3) полномочия постоянно действующих органов товарищества могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

——————————————————————

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

5 мая 2014 года № 99-ФЗ

Принят Государственной Думой 25 апреля 2014 года
Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Абзац второй подпункта «г» пункта 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

6. К Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех», Агентству по страхованию вкладов, государственной корпорации — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственной компании «Российские автомобильные дороги», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», а также к иным юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.(см. текст в предыдущей «редакции»)

(в редакции Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 356-ФЗ)

7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

8. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):

1) к обществам с дополнительной ответственностью — об обществах с ограниченной ответственностью («статьи 87 — 90», «92 — 94»);

2) к сбытовым (торговым) потребительским кооперативам — о производственных кооперативах «(статьи 106.1 — 106.6)»;

3) к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам — о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3);

4) к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям — об общественных организациях (статьи «123.4 — 123.7»);

5) к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам — об ассоциациях (союзах) «(статьи 123.8 — 123.11)»;

6) к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам — о товариществах собственников недвижимости «(статьи 123.12 — 123.14)»;

7) к общественным и благотворительным фондам — о фондах «(статьи 123.17 — 123.20)»;

8) к государственным академиям наук — о государственных учреждениях (статьи 123.21 и 123.22);

9) к общественным учреждениям — о частных учреждениях (статьи 123.21 и 123.23).

9. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об акционерных обществах. Положения Федерального «закона» от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

10. Перерегистрация юридических лиц, ранее созданных и указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона не требуется.

11. Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

11.1. Акционерное общество, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, которое отвечает признакам публичного акционерного общества, предусмотренным пунктом 1 статьи 66.3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), вправе отказаться от публичного статуса, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона его акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает пятисот, путем внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Решение Банка России об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию вступает в силу со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании акционерного общества, в котором отсутствует указание на его публичный статус. Решение об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию и решение о внесении в устав акционерного общества изменений, предусмотренных настоящей частью, принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. При этом акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при принятии решений по указанным вопросам. Положения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к акционерному обществу, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что акционерное общество является публичным.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

12. При регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина не взимается.

13. Правило пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, правило пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяется с 1 января 2015 года.

14. Созданное до дня официального опубликования настоящего Федерального закона некоммерческое партнерство, участником которого является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, может состоять из одного участника.

15. Действие пунктов 5 и 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, распространяется на правоотношения, возникшие также после 1 января 2011 года.

16. Учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

17. В случае участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в хозяйственных обществах и товариществах от имени этих публично-правовых образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе в случаях, если эти органы названы участниками соответствующих хозяйственных обществ или товариществ в их учредительных документах.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль
5 мая 2014 года
N 99-ФЗ

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Товарищество собственников недвижимости, в сокращении ТСН, – новая форма коллективного управления собственностью, причем, как следует из названия, любой недвижимостью, а не только жильем.

Это общее понятие – ТСН – не заменило другой термин – ТСЖ (товарищество собственников жилья). По новым правилам, ТСЖ будет являться одной из организационно-правовых форм ТСН.

Что регламентирует закон о ТСН

Понятие товарищества собственников недвижимости было введено с 1 сентября 2014 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 №99-ФЗ о внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса РФ.

Теперь устав должен содержать слова «товарищество собственников недвижимости» в части о наименовании.

Позже вышел Федеральный закон от 23.05.2015 №133-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон «О политических партиях». В соответствии с ним были внесены изменения в абзац 1 пункт 1 статьи 54 Гражданского кодекса.

Согласно этим изменениям:

  • ТСЖ, учрежденные до 23 мая 2015 года уже как ТСН или переименованные в ТСН, должны внести изменения в устав. В наименовании таким организациям необходимо прописать, что они являются ТСЖ, которое, в свою очередь, является видом ТСН. Время, в течение которого организации должны внести эти изменения, не обозначено. Как только на собрании членов ТСЖ будет принято решение о внесении изменений в какую-либо часть устава, тогда и будут вноситься уточнения по наименованию;

  • при регистрации организации после 23 мая 2015 года в наименовании следует указывать ТСЖ, в уставе – ТСЖ, которое создается в организационно-правовой форме ТСН;

  • таким образом, устав будет содержать формулировку ТСЖ, но по факту в уставе будет указано, что ТСЖ является разновидностью ТСН.

Сходства и различия ТСЖ и ТСН

ТСЖ и ТСН во многом схожи: и в целях своей деятельности, и в организационных моментах. Пока явных существенных отличий они не имеют, кроме того, что товарищество собственников недвижимости подразумевает более широкий спектр возможных субъектов управления. Для наглядности основные моменты сходств и различий данных форм управления представлены в таблице:

ТСЖ ТСН

Направленность организации

Некоммерческая организация

Форма организации

Корпоративная организация

Органы управления

Есть председатель и правление

Субъекты управления

Подходит только для управления жильем

Можно организовать для управления любой недвижимостью

Обязанности

Обязанность управлять общим имуществом и предоставлять коммунальные услуги

В ЖК РФ обязанность управлять общим имуществом и предоставлять коммунальные услуги напрямую не прописана

Система налогообложения

Разрешено ведение упрощенной системы налогообложения

Допускается ведение упрощенной или общей системы налогообложения

Кто может объединяться в товарищество

Только физические лица

Физические и юридические лица; объединения физических и юридических лиц

Перспективы ТСН

Подводя итоги, ТСН – это сравнительно молодая организационно-правовая форма управления недвижимостью, которая охватывает более широкую группу объектов управления. Теперь это не только многоквартирные дома, но и:

  • садоводческие товарищества, участки;

  • огороднические некоммерческие объединения;

  • помещения в здании или даже нескольких зданиях;

  • нежилые помещения;

  • дачные дома и т.д.

ТСН станет альтернативой для тех собственников, кто хочет иметь возможность управлять не только жилыми площадями, но и прочими объектами недвижимости. Товарищества собственников недвижимости сейчас активно продолжают создаваться или переименовываться из ТСЖ, несмотря на некоторые спорные моменты.

Растет тенденция объединения нескольких домов в ТСН, иными словами, происходит своеобразное укрупнение субъекта управления, а, следовательно, увеличивается и количество работы для организации, занимающейся управлением.

Постепенно товарищества собственников недвижимости набирают популярность. Как следствие, все вопросы и спорные моменты, связанные с их функционированием, будут решаться оперативнее и в законодательном порядке. В перспективе у такой организационно-правовой формы как ТСН есть все шансы стать самой популярной формой управления, поскольку у нее нет особых ограничений: главное условие создания этого товарищества – общность имущества.

Дата публикации материала: октябрь 2016.

Вам также может быть интересно:

  • ТСЖ – альтернатива управляющей компании
  • Управляющая компания ЖКХ – что это такое
  • Как управлять многоквартирным домом?

Дополнительные продукты ЖКХ:

  • Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
  • Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
  • Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет
  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Гуремина Н.В. 1 1 ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» 2194 KB 1. Боровкова Т.И. Индивидуализация как базовая ценность образования в современной социокультурной ситуации . – Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/4252 (дата обращения: 05.11.2015). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (актуальная версия) . – Режим доступа: URL: http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/1:2 (дата обращения: 05.11.2015). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта средного общего образования» (актуальная версия) . – Рeжим доступа URL: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 05.11.2015). 4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (актуальная версия) . – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/70291362 (дата обращения: 05.11.2015).

В современном обществе важнейшим ресурсом его экономического и социального развития становятся талантливые, креативные и инициативные люди. Конкурентоспособное образование, отвечая на вызовы меняющегося мира, моделирует процесс индивидуализации современного производства для выработки способов индивидуального действия у обучаемого как будущего работника, тем самым ориентируется на индивидуализацию как ценность. Индивидуализация задает требования к качеству образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.

Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности, который характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности. Индивидуализацию в современной системе образования можно рассматривать как процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности учащихся всеми формами и методами системы обучения .

Основные цели и содержание образования в нашей стране задаются федеральными законами и нормативно-правовыми актами. Содержание образования и его направленность отражают стандарты всех уровней и ступеней образования, разрабатываемые по заказу правительственного органа научными и общественными организациями системы образования.

Государственный интерес к проблеме индивидуализации находит подтверждение в правительственных документах. На основе анализа ФГОС основного общего образования , ФГОС среднего общего образования и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» была проведена статистика встречаемости слов «Индивидуальный» и «Индивидуализация» в различных контекстах.

В Федеральном законе слово «Индивидуальный» встречается 50 раз, в том числе в следующих контекстах: индивидуальный предприниматель – 24, индивидуальный учебный план – 9, индивидуальные возможности – 2, индивидуальные особенности – 4, индивидуальный отбор- 4, индивидуальный учет – 1, индивидуальная работа – 1, индивидуальный подход – 1, индивидуальная потребность – 1, индивидуальная программа реабилитации – 1, индивидуальное пользование – 1, индивидуальное достижение – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается всего 2 раза в следующих контекстах: а). Ст. 2, п. 23 «…обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания..»; б). Ст. 66, п.3 «…формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования…».

Во ФГОС основного общего образования слово «Индивидуальный» встречается 28 раз, в том числе в следующих контекстах: индивидуальные особенности – 5 раз, индивидуальные достижения – 3, индивидуальный учебный план – 3, индивидуальная образовательная траектория – 2, индивидуальные возможности – 2, индивидуальные способности – 2, индивидуальные занятия – 2, индивидуальное поведение – 1, индивидуальные личностные характеристики – 1, индивидуальное здоровье – 1, индивидуальные потребности – 1, индивидуальный проект – 1, индивидуальный рацион – 1, индивидуальная организация – 1, индивидуальное сопровождение – 1, индивидуальная деятельность – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается также 2 раза в следующих контекстах: а). Ч. IV, п. 21 «… возможность индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов…»; б). Ч. IV, п. 25 «…дифференциация и индивидуализация обучения…»

Во ФГОС среднего общего образования слово «Индивидуальный» встречается 34 раза, в том числе в следующих контекстах: индивидуальный проект – 12, индивидуальный учебный план – 4, индивидуальные особенности – 2, индивидуальные потребности – 2, индивидуальная деятельность – 2, индивидуальные занятия – 2, индивидуальная образовательная траектория – 1, индивидуальные способности – 1, индивидуальный авторский стиль – 1, индивидуальные достижения – 1, индивидуальные показатели здоровья – 1, индивидуальные запросы – 1, индивидуальный образовательный маршрут – 1, индивидуальные инициативы – 1, индивидуальные методы обучения – 1, индивидуальный уровень организации – 1. Слово «Индивидуализация» упоминается всего один раз (Ч. IV, ст. 25: «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (в том числе дифференциация и индивидуализация обучения)…»

Нигде в данных нормативных документах не встречается понятие «Индивидуальная образовательная программа». Таким образом, сегодня уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс новые поколения, и государственные стандарты фиксируют изменения требований к качеству человека со стороны государства, внутреннего и внешнего рынка труда и т. п.

Отсюда вытекают принципиально новые требования общества к системе образования, которая должна быть ориентирована на дифференциацию и индивидуализацию обучения, социализацию обучающихся, в том числе с учетом их личностных особенностей и ресурсного потенциала.

Библиографическая ссылка

Гуремина Н.В. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 410-411;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9141 (дата обращения: 29.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Гражданский кодекс Российской Федерации внесены изменения в ГК РФ, в соответствии с которыми:

• юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ);

• товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме (п. 1 ст. 12312 ГК РФ);

• устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом (п. 1 ст. 12312 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ:

• ч. 3 ст. 3 — положения ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, положения ГКРФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, если иное не предусмотрено статьей 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ;

• ч. 4 ст. 3 — впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ);

• ч. 5 ст. 3 — со дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ);

• ч. 7 ст. 3 — учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам;

• ч. 8 ст. 3 — со дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ): к товариществам собственников жилья… — о товариществах собственников недвижимости (статьи 12312 — 12314).

Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» редакция п. 1 ст. 291 ГК РФ была приведен в соответствие с редакцией ч. 1 ст. 135 ЖК РФ.

Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ также внесены уточняющие изменения в ЖК РФ в связи с изменениями в ГК РФ, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ. Согласно этим изменениям:

• для характеристики правового режима жилищных и жилищно-строительных кооперативов в ч. 11 ст. 110 ГК РФ указано, что «настоящим Кодексом определяется правовое положение жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в том числе особенности их гражданско-правового положения (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации)». Упоминание п. 4 ст. 49 ГК РФ обусловлено тем, что согласно п. 4 ст. 49 ГК РФ гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются ГК РФ. Но особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются не только ГК РФ, но и «другими законами и иными правовыми актами». Данная норма прямо относится к товариществу собственников жилья, как виду организационно-правовой формы товарищество собственников недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 291 ГК РФ «товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья». Таким специальным законом с 1 марта 2005 г. является ЖК РФ (в частности, положения раздела VI ЖК РФ). То есть нормы ЖК РФ о товариществах собственников жилья, как виду товарищества собственников недвижимости имеют большую юридическую силу, чем нормы ГК РФ;

• «товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме…» (ч. 1 ст. 135 ЖК РФ);

• «устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников жилья»…». То есть данная норма корректирует ранее приведенные нормы п. 1 ст. 12312 ГК РФ о том, что в уставах всех товарищества собственников недвижимости указываются слова «товарищество собственников недвижимости», а также ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ о том, что необходимы изменения в уставах наименований всех созданных до вступления в действие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ товариществ собственников жилья.

Таким образом, созданные в период с 1 сентября 2014 г. собственниками помещений в многоквартирных домах товарищества собственников недвижимости в форме товариществ собственников жилья, в уставах которых указано, что эти организации являются товариществами собственников недвижимости, являются товариществами собственников жилья и на них распространяются все нормы ЖК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *