ФЗ о следственном комитете

28 декабря 2010 года N 403-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О СЛЕДСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 22 декабря 2010 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Следственный комитет Российской Федерации

Статья 2. Правовая основа деятельности Следственного комитета

Статья 3. Международное сотрудничество

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 5. Принципы деятельности Следственного комитета

Статья 6. Недопустимость вмешательства в деятельность Следственного комитета

Статья 7. Обязательность исполнения требований сотрудников Следственного комитета

Статья 8. Участие руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя в заседаниях органов государственной власти, органов местного самоуправления и в рассмотрении представлений

Статья 9. Участие Следственного комитета в координации деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью

Статья 10. Участие Следственного комитета в правотворческой деятельности

Статья 11. Рассмотрение в следственных органах и учреждениях Следственного комитета заявлений, иных обращений и жалоб

Глава 2. Система Следственного комитета и организация деятельности Следственного комитета

Статья 12. Система Следственного комитета

Статья 13. Председатель Следственного комитета

Статья 14. Заместители Председателя Следственного комитета

Глава 3. Служба в Следственном комитете. Правовое положение сотрудников Следственного комитета

Статья 15. Служба в Следственном комитете

Статья 16. Требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, принимаемым на службу в Следственный комитет

Статья 17. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в Следственном комитете

Статья 18. Испытание при приеме на службу в Следственный комитет

Статья 19. Присяга сотрудника Следственного комитета Российской Федерации

Статья 20. Специальные звания сотрудников Следственного комитета

Статья 21. Аттестация сотрудников Следственного комитета

Статья 22. Служебное удостоверение

Статья 23. Личное дело сотрудника, федерального государственного гражданского служащего Следственного комитета

Статья 24. Форменная одежда

Статья 25. Отпуска сотрудников Следственного комитета

Статья 26. Перевод сотрудников Следственного комитета на службу в другую местность

Статья 27. Поощрение и награждение сотрудников Следственного комитета

Статья 28. Дисциплинарная ответственность сотрудников Следственного комитета

Статья 29. Порядок привлечения сотрудника Следственного комитета к уголовной ответственности

Статья 30. Увольнение со службы в Следственном комитете

Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 30.2. Увольнение в связи с утратой доверия

Статья 30.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения

Статья 31. Гарантии сотрудника Следственного комитета, избранного (назначенного) членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо выборным должностным лицом местного самоуправления

Статья 32. Восстановление на службе в Следственном комитете

Статья 33. Исключение из списков сотрудников Следственного комитета

Статья 34. Дополнительное профессиональное образование сотрудника Следственного комитета

Статья 34.1. Подготовка научно-педагогических кадров в системе Следственного комитета

Статья 35. Материальное и социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета

Статья 35.1. Обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями

Статья 36. Обязательное государственное личное страхование сотрудников Следственного комитета. Право на возмещение вреда

Статья 37. Меры государственной защиты сотрудников Следственного комитета

Глава 4. Особенности организации и обеспечения деятельности военных Следственных органов следственного комитета

Статья 38. Система военных следственных органов Следственного комитета

Статья 39. Кадры военных следственных органов Следственного комитета

Статья 40. Материальное и социальное обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета

Статья 41. Обеспечение деятельности военных следственных органов Следственного комитета

Глава 5. Иные вопросы организации и деятельности следственного комитета

Статья 42. Статистическая отчетность

Статья 43. Обеспечение деятельности Следственного комитета

Статья 44. Прокурорский надзор

Статья 45. Переходные положения

Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Приложение. Размеры ежемесячного денежного поощрения сотрудников следственного комитета Российской Федерации

Справка к документу

Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N 39-Д10-12

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Борисова В.П.,

судей Ламинцевой С.А. и Пейсиковой Е.В.,

при секретаре Ядренцевой Л.В.

рассмотрела в судебном заседании 27 января 2011 г. в связи с отсутствием кворума в президиуме Курского областного суда надзорную жалобу осужденного Гвоздева А.В. о пересмотре приговора Железногорского городского суда Курской области от 19 ноября 2009 г. и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 16 февраля 2010 г.

Заслушав доклад судьи Ламинцевой С.А., мнение прокурора Башмакова A.M., полагавшего, что надзорная жалоба осуждённого Гвоздева А.В. подлежит частичному удовлетворению, а именно подлежит отмене кассационное определение от 16 февраля 2010 г., Судебная коллегия установила:

по приговору Железногорского городского суда Курской области от 19 ноября 2009 г.

Гвоздев А.В.,

осуждён по ч. 2 ст. 162 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислен с 3 апреля 2008 г.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 16 февраля 2010 г. приговор оставлен без изменений.

Гвоздев А.В. признан виновным в разбое, совершённом с применением предмета, используемого в качестве оружия.

Преступление совершено 2 апреля 2008 г. при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В надзорной жалобе осуждённый Гвоздев А.В. оспаривает обоснованность осуждения, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Считает, что в основу выводов суда о его виновности положены противоречивые показания потерпевшего К., который в момент совершения в отношении его преступления находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог правильно воспринимать происходящее с ним, а также ряд недопустимых доказательств. Ссылается на то, что телефон, хищение которого ему инкриминировалось, не выбывал из владения потерпевшего. Также указывает на допущенные при рассмотрении дела нарушения уголовно-процессуального закона, в том числе на нарушение ст. 63 УПК РФ, при рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Просит отменить приговор и кассационное определение и прекратить производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы осуждённого Гвоздева А.В., Судебная коллегия находит, что надзорная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

По приговору Железногорского городского суда Курской области от 6 ноября 2008 г. Гвоздев А.В. был осуждён по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 6 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере 10000 рублей.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 23 декабря 2008 г. приговор от 6 ноября 2008 г. оставлен без изменений.

В ходе проведённой проверки доводов осуждённого Гвоздева А.В. установлено, что постановлением судьи Курского областного суда М. отказано в удовлетворении надзорной жалобы осужденного Гвоздева А.В. о пересмотре приговора от 6 ноября 2008 г. и кассационного определения от 23 декабря 2008 г.

Постановлением президиума Курского областного суда от 3 июня 2009 г. приговор от 6 ноября 2008 г. и кассационное определение от 23 декабря 2008 г. отменены, и уголовное дело в отношении Гвоздева А.В. направлено на новое судебное рассмотрение.

По приговору Железногорского городского суда Курской области от 19 ноября 2009 г. Гвоздев А.В. осуждён по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 16 февраля 2010 г. приговор от 19 ноября 2009 г. оставлен без изменений.

При этом судья M. являлась председательствующим при рассмотрении кассационной жалобы защитников Краснобородько Е.В., Ярославкина Р.А. и осуждённого Гвоздева А.В.

Между тем принятие судьёй M. решения по надзорной жалобе осуждённого Гвоздева А.В. исключало её последующее участие в рассмотрение уголовного дела, поскольку ранее она уже высказала своё мнение по вопросам, вновь ставшим предметом судебного разбирательства, что недопустимо в силу предписаний ст. 61, 63 УПК РФ, которые направлены на обеспечение объективности и беспристрастности состава суда и не должны применяться в нарушение конституционного права каждого на рассмотрение его дела независимым и беспристрастным судом.

Как неоднократно подчёркивал в своих решениях Европейский суд по правам человека, судья не должен подвергать критике принятые им же судебные решения либо осуществлять их пересмотр.

При таких условиях определение судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 16 февраля 2010 г. подлежит отмене, а дело — направлению на новое кассационное рассмотрение, в ходе которого надлежит обсудить и другие доводы жалобы Гвоздева А.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 407, 408 УПК РФ, Судебная коллегия определила:

1 .Надзорную жалобу осуждённого Гвоздева А.В. удовлетворить частично.

2. Отменить кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 16 февраля 2010 г. в отношении Гвоздева А.В. и дело направить на новое кассационное рассмотрение в Курский областной суд в ином составе судей.

Председательствующий

В.П. Борисов

Судьи

С.А. Ламинцева

Е.В. Пейсикова

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).
К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую — более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма — прообраз современного предварительного следствия).

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.

В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.
В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:
1) участковых народных следователей при народных судах;
2) старших следователей при губернских судах;
3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.

Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.

Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.

С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. — 244 280, а в 1962 г. — уже 256 123.

Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.

К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер.

Церемония вручения знамени
Следственного комитета Российской Федерации

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:
Положение о Следственном комитете Российской Федерации;
перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;
перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Следственный комитет России (СК) представляет собой федеральный государственный орган. Данный комитет осуществляет полномочия в области уголовного судопроизводства и другие полномочия, возложенные на законодательном уровне.

Описание закона 403

Федеральный Закон «О Следственном комитете Российской Федерации» был принят членами Государственной Думы 22 декабря 2010 года. Совет Федерации утвердил настоящий законопроект 24 декабря того же года. И в законную силу ФЗ № 403 вступил 28.12.2010.

В ст 1 ФЗ о Следственном комитете указывается, что президент России осуществляет руководство над проводимой работой комитета по расследованиям. Также глава страны вправе устанавливать количество человек, работающих в комитете.

Состоит закон из 5 глав и 46 статей:

  • Глава 1 — характеризует общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование, описывает правила и полномочия, которыми обладает данный орган;
  • Глава 2 — в этой главе описывается процесс организации деятельности комитета;
  • Глава 3 — эта часть ФЗ № 403 обуславливает положения сотрудников комитета расследований. Описывает требования, по которым принимают людей на службу, также указывается перечень характеристик, не позволяющих работать в подобной сфере;
  • Глава 4 — содержит в себе тонкости организации работы в государственном комитете и порядок обеспечения военных сотрудников;
  • Глава 5 — последняя глава настоящего закона регламентирует иные вопросы Следственного комитета.

По закону, в качестве задач Следственного комитета выступают:

  • следования законам, проведение расследований преступления осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным актом РФ;
  • обеспечение соблюдения закона при приеме и проверке информации о преступлении;
  • защита прав граждан;
  • ведение постоянного процессуального контроля за работой органа по расследованиям;
  • выявление обстоятельств совершения преступления, разработка мер, направленных на устранение этих обстоятельств;
  • осуществление международного сотрудничества для ведения дел в уголовном судопроизводстве;
  • разработка и внедрение методов по реализации политики РФ в области исполнения законодательных норм об уголовном судопроизводстве;
  • создание порядка оформления и предоставления отчетов о проведенной следственной работе.

В Федеральный Закон «О следственном комитете Российской Федерации» периодически вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость пересмотра закона заключается в соответствии его положений с нынешним временем, также нововведения способствуют выполнению задач законопроекта. Дата внесения последних изменений приходится на 28 декабря 2016 года.

Скачать

Правовую основу закона 403 о Следственном комитете составляют:

  • конституция России;
  • положение о Следственном комитете;
  • иные нормативные правовые акты.

Настоящий закон был создан для того, чтобы сотрудники Следственного комитета следовали принципам. Перечень принципов, которых придерживается государственный следственный орган:

  • этот орган представляет собой единую государственную централизованную систему следственных учреждений. Действует организация на условиях подчинения нижестоящих руководящих чинов вышестоящим и Председателю Следственного комитета;
  • Работники следственной организации осуществляют полномочия независимо от федеральных органов власти, от местных органов и других органов в соответствии с законами России;
  • все действия направлены на защиту прав и свободы человека, поэтому все производимые мероприятия не должны нарушать права граждан;
  • сотрудники следственного учреждения обязаны извещать государственные власти и население об итоге расследования;
  • по закону, данный орган является юридическим лицом, соответственно он должен иметь печать с изображением Государственного герба России и указать на печати полное свое наименование;
  • работники данного учреждения не вправе быть членами политических партий, общественных объединений, которые направлены на преследование политических целей;
  • сотрудники не имеют права вести деятельность в данном органе и совмещать с другой работой на возмездной основе. Исключение составляют виды деятельности — педагогическая, научная и творческая. Но по закону, все деятельности, составляющие исключение, не могут быть финансированы за счет иностранных государств, международных предприятий и иностранных граждан.

Следование всем принципам, указанным в настоящем законодательном акте № 403, требует неукоснительного соблюдения своих обязанностей всех сотрудников Следственного комитета. Чтобы узнать какими полномочиями и властью обладает сотрудник СК, необходимо более детальное рассмотрение 403 ФЗ. Скачать Федеральный Закон «О Следственном комитете Российской Федерации» можно по ссылке.

Последние изменения ФЗ о Следственном комитете

Последние изменения в настоящий Федеральный Закон были внесены 28 декабря 2016 года. Внесение поправок было сделано в двух статьях — 4 и 16.

Ст 4 ФЗ № 403

Данная статья указывает на перечень основных понятий, используемых в законе, таких как — следственные органы, учреждения, следователи, руководители и сотрудники. В конце 2016 Правительство РФ внесло изменения в пункт 4 ст 4. Изменения гласят, что после слов «старший следователь по особо важным делам» дополнить словами «при Председателе Следственного комитета РФ».

Ст 16 Федерального Закона о следователях

Данная статья содержит перечень требований, предъявляемых к сотрудникам Следственного комитета. В качестве требований выступают следующие постановления:

  • работниками могут быть только граждане РФ, с наличием высшего юридического образования, с высокими профессионализмом, с высокими моральными качествами и так далее;
  • на должность следователя вправе претендовать люди, имеющие специальное образование;
  • на другие должности вправе претендовать люди, не имеющие высшего юридического образования, а с высшим образованием в другой области;
  • не принимаются на работу недееспособные или частично дееспособные люди;
  • не принимаются на должности граждане, имеющие судимость.

В 2016 году подверглась изменению 2 часть 16 статьи. С внесением поправок данная часть более подробно раскрывает правила о приеме на работу граждан в Следственный комитет на должность следователя.

Ст 7 ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации»

В 7-ой статье Федерального Закона о следователях указаны правила обязательности исполнения требований сотрудниками:

  • работник вправе беспрепятственно входить в места, занимаемые федеральными органами государственной власти и местного управления. Вход разрешен на предприятия различной формы собственности, также есть доступ ко всей документации, имеющей отношение к расследуемому делу;
  • член данного органа вправе входить в жилые помещения, являющиеся собственностью граждан, также по закону позволено входить на земельные участки. Совершать подобного рода действия позволяется с целью обезопасить людей от предстоящего преступления, либо идет преследование подозреваемого;
  • о СК закон определяет, что сотрудники вправе требовать от директоров предприятий любой документации. Также они вправе просить руководителя выделить им в помощь специалиста или иных работников предприятия.
  • для проведения досудебного разбирательства полагается вызывать людей для дачи объяснений;
  • все поручения и просьбы, полученные от сотрудника СК к любым гражданам — обязательны к незамедлительному исполнению;
  • нужная для расследования информация, запрашиваемая в виде статистики, справок, документов — подлежит безвозмездной выдаче;
  • если гражданином не выполняются требования сотрудника СК, либо он не является на допрос, то ему грозит привлечение к ответственности за несоблюдение норм законов Российской Федерации.

В последней редакции в ст 7 ФЗ о следственном комитете изменения не вносились.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *