ФЗ о банках и банковской

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России.

Глава 1 закона посвящена общим положениям банковской деятельности, описана ее структура. Определен круг операций, которыми могут заниматься исключительно кредитные организации. Дано определение союзов, ассоциаций, групп и холдингов, создаваемых банками. Заложены основы взаимоотношений банков и государства. Кроме того, в разделе прописаны базовые понятия, необходимые для создания банка: учредительные документы, минимальный уставный капитал, органы управления.

Глава 2 регламентирует регистрацию кредитных организаций и лицензирование банковских операций, процедуру создания филиалов и представительств. В ней приведен список необходимых документов, описаны основания для отказа. Здесь же указаны особенности создания на территории России кредитной организации с иностранным участием, а также рассмотрены вопросы, в какой ситуации лицензия может быть отозвана, и порядок ликвидации банка.

Глава 3 – о банковской стабильности и надежности, а также о защите прав вкладчиков и кредиторов. Здесь же возлагается на Центральный банк установление нормативов, которыми должны руководствоваться банки. Вводится понятие банковских резервов, дается определение банковской тайны, а также описаны процедура наложения ареста и обращение взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации.

В главе 4 говорится о банковской практике: установление межбанковских отношений, процентные ставки, комиссионное вознаграждение банков. В последней редакции закона в отдельной главе вводится такое понятие, как бюро кредитных историй. Рассмотрены вопросы обеспечения возвратности кредитов, банкротства клиентов. Есть раздел, посвященный антимонопольным правилам.

Глава 5 — о создании банком представительств и дочерних организаций за рубежом.

Глава 6 полностью посвящена сберегательному делу — вкладам физических лиц, системе обязательного и добровольного страхования.

В последней главе 7 речь идет о бухгалтерском учете в кредитных организациях, а также о надзоре за деятельностью банков, об обязательной отчетности и аудиторских проверках. Кроме того, описаны особенности бухгалтерского учета в банковских группах и холдингах.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Принят Государственной Думой 12 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 14 марта 2020 года

Статья 1

1. Доход (положительный финансовый результат), полученный Центральным банком Российской Федерации (Банком России) от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в сумме, превышающей 300 миллиардов рублей, увеличенных на размер фактически понесенного Банком России убытка от продажи в 2020-2023 годах акций кредитных организаций, в отношении которых Банком России осуществлялись меры по предупреждению банкротства, но не более 200 миллиардов рублей, в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, подлежит перечислению в федеральный бюджет денежными средствами и (или) путем передачи в казну Российской Федерации прав требований Банка России к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» по договорам субординированного кредита, предоставленного Банком России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13 октября 2008 года N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», в объеме до 150 миллиардов рублей, а также прав требований Банка России к государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» по договору (договорам) о размещении денежных средств на депозит (депозиты), заключенному (заключенным) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в объеме до 350 миллиардов 450 миллионов рублей. Банк России вправе передать, а Правительство Российской Федерации вправе принять в казну Российской Федерации указанные права требования по их балансовой стоимости на день передачи. Убыток Банка России от продажи в 2020-2023 годах акций кредитных организаций, в отношении которых Банком России осуществлялись меры по предупреждению банкротства, определяется как разница между денежными средствами, полученными Банком России в результате продажи указанных акций, и их балансовой стоимостью.

2. Часть дохода, полученная Банком России от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и в соответствии с частью 1 настоящей статьи подлежащая перечислению в федеральный бюджет и (или) передаче в казну Российской Федерации, не подлежит учету при определении прибыли Банка России для целей перечисления части прибыли Банка России в федеральный бюджет в соответствии с частью первой статьи 26 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Принят Государственной Думой 16 мая 2019 года

Одобрен Советом Федерации 22 мая 2019 года

Статья 1

1) в части третьей статьи 111 слова «(за исключением случая, если кредитные организации (иностранный банк и кредитная организация) являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами)» исключить, дополнить предложением следующего содержания: «Указанное ограничение не применяется, если кредитные организации (иностранный банк и кредитная организация) являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, а также если аффилированным лицом кредитной организации является некоммерческая организация (за исключением государственной корпорации).»;

2) в пункте 4 части второй статьи 20 слова «не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом» заменить словами «не менее 100 тысяч рублей».

Статья 2

В пункте 1 статьи 18964 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2014, N 52, ст. 7543; 2015, N 27, ст. 3977) слова «тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом,» заменить словами «ста тысяч рублей».

Статья 3

1. Правительство Российской Федерации вправе в 2019 году принять в казну Российской Федерации передаваемые безвозмездно государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» акции Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (публичное акционерное общество) (далее — ПАО АКБ «Связь-Банк»), принадлежащие государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ». Количество, вид и номинальная стоимость акций ПАО АКБ «Связь-Банк», передаваемых в казну Российской Федерации в соответствии с настоящей частью, а также стоимость указанных акций при их безвозмездной передаче в казну Российской Федерации определяется решением Правительства Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации вправе в 2019 году внести указанные в части 1 настоящей статьи акции ПАО АКБ «Связь-Банк» в уставный капитал публичного акционерного общества «Промсвязьбанк» (далее — ПАО «Промсвязьбанк») в порядке оплаты приобретаемых в собственность Российской Федерации акций ПАО «Промсвязьбанк».

3. На приобретение Российской Федерацией и ПАО «Промсвязьбанк» акций в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи не распространяются:

1) положения частей восьмой — десятой статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», частей первой — третьей статьи 61 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

2) положения главы XI1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», регламентирующие порядок приобретения более 30 процентов акций публичных обществ;

3) положения федеральных законов, регламентирующие соблюдение порядка раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах.

4. На приобретение ПАО «Промсвязьбанк» акций, указанных в части 2 настоящей статьи, также не распространяется установленный Банком России на основании части четвертой статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации.

5. В случае внесения в соответствии с частью 2 настоящей статьи в уставный капитал ПАО «Промсвязьбанк» более чем 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций ПАО АКБ «Связь-Банк», предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ПАО «Промсвязьбанк» обязано выкупить у остальных акционеров — владельцев акций ПАО АКБ «Связь-Банк», а также у владельцев эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, указанные ценные бумаги. Положения частей восьмой — девятой статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», частей первой и второй статьи 61 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не распространяются на выкуп ценных бумаг, указанных в настоящей части.

6. Выкуп ценных бумаг, указанных в части 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 848 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», за исключением следующих особенностей:

1) ПАО «Промсвязьбанк» обязано направить в ПАО АКБ «Связь-Банк» требование о выкупе ценных бумаг, указанных в части 5 настоящей статьи, у их владельцев в течение шести месяцев с момента приобретения более чем 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций ПАО АКБ «Связь-Банк», предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

2) выкуп ценных бумаг, указанных в части 5 настоящей статьи, осуществляется по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком не позднее шести месяцев до даты направления требования о выкупе ценных бумаг;

3) дата, на которую определяются (фиксируются) владельцы выкупаемых ценных бумаг, указанных в части 5 настоящей статьи, не может быть установлена ранее чем через семь дней после направления требования о выкупе ценных бумаг в ПАО АКБ «Связь-Банк». При этом срок оплаты выкупаемых ценных бумаг не может быть более чем шестнадцать рабочих дней с даты, на которую определяются (фиксируются) владельцы выкупаемых ценных бумаг.

7. На ПАО «Промсвязьбанк», направляющее в ПАО АКБ «Связь-Банк» требование о выкупе ценных бумаг в соответствии с частью 5 настоящей статьи, не распространяются требования статьи 848 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о предварительном направлении в публичное общество соответствующего добровольного или обязательного предложения и о приобретении в результате принятия такого предложения не менее 10 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Президент Российской Федерации В. Путин

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Федеральных законов от 03.02.1996 N 17-ФЗ,
от 31.07.1998 N 151-ФЗ, от 05.07.1999 N 126-ФЗ,
от 08.07.1999 N 136-ФЗ, от 19.06.2001 N 82-ФЗ,
от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
от 23.12.2003 N 181-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ,
от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ,
от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 21.07.2005 N 106-ФЗ,
от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.05.2006 N 60-ФЗ,
от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ,
от 29.12.2006 N 246-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ,
от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ,
от 02.11.2007 N 248-ФЗ, от 04.12.2007 N 325-ФЗ,
от 03.03.2008 N 20-ФЗ, от 08.04.2008 N 46-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ
от 23.02.1999 N 4-П,
Федеральным законом от 08.07.1999 N 144-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья определяет понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом и, соответственно, должен использоваться в федеральных законах, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности, а также в нормативных актах Банка России (см. комментарий к ст. 2 Закона). Следует отметить, что по общим правилам юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов — редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.
В норме ч. 1 комментируемой статьи дано определение общего понятия «кредитная организация»: юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные комментируемым Законом.
В приведенном определении выделяются следующие признаки:
1) кредитная организация является юридическим лицом. Общее понятие юридического лица определено в п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ — таковым признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Там же установлено, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету;
2) кредитная организация на основании специального разрешения (лицензии) Банка России осуществляет банковские операции, предусмотренные комментируемым Законом. Именно в зависимости от объема и сочетания осуществляемых банковских операций и выделяются виды кредитной организации — банк и небанковская кредитная организация (см. ниже);
3) кредитная организация осуществляет банковские операции «для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности». Имеется в виду, что осуществление банковских операций является для кредитной организации основным видом ее предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности определено в п. 1 ст. 2 части первой ГК РФ — таковой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Наряду с прочим в норме ч. 1 комментируемой статьи отдельно обозначен такой признак кредитной организации, как ее образование «на основе любой формы собственности как хозяйственное общество».
Определение понятия хозяйственного общества следует из п. 1 ст. 66 части первой ГК РФ, согласно которому хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (уместно заметить, что не вполне понятна причина, по которой законодатель не допускает возможность создания кредитной организации в форме хозяйственного товарищества).
Как установлено там же, имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Это означает, что хозяйственное общество образуется на основе только одной формы собственности — частной, а не «любой», как указано в норме ч. 1 комментируемой статьи. В рассматриваемой же норме подразумевается, что в качестве вкладов в уставный капитал хозяйственного общества могут вноситься денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в различных формах собственности, — государственной (федеральной или субъектов РФ), муниципальной и частной (см. комментарий к ст. 11 Закона). Однако после внесения имущества в уставный капитал хозяйственного общества собственником данного имущества является только само хозяйственное общество.
Согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Как определено в части первой ГК РФ:
акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96);
обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п. 1 ст. 87);
обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (п. 1 ст. 95).
2 — 3. Нормы ч. 2 и 3 комментируемой статьи определяют понятия «банк» и «небанковская кредитная организация»:
банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
небанковская кредитная организация — это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные комментируемым Законом.
Как видно, и банк, и небанковская кредитная организация являются видами кредитной организации (причем исключительными ее видами). Это означает, что понятие кредитной организации является общим или родовым понятием, в качестве субъектов же конкретных правоотношений выступают ее виды — банк или небанковская кредитная организация.
Основное же отличие между видами кредитной организации, как упоминалось выше, заключается в объеме и сочетании осуществляемых ими банковских операций. В норме ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Такие допустимые сочетания банковских операций установлены Банком России для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции (НДКО), и для расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО) (см. комментарий к ст. 5 Закона).
Следует подчеркнуть, что понятийный аппарат, определенный в комментируемой статье, подлежит обязательному использованию в тех федеральных законах, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности (см. комментарий к ст. 2 Закона). В актах же иных отраслей законодательства могут допускаться отступления от данного понятийного аппарата. В частности, в п. 2 ст. 11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ ) определено, что для целей данного Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используется понятие «банки (банк)», под которым понимаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банка России.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3436.
4. В норме ч. 4 комментируемой статьи дано определение понятия «иностранный банк» — это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Определение данного понятия включено в комментируемую статью прежде всего по той причине, что комментируемый Закон регулирует отношения с участием в т.ч. находящихся на территории России филиалов и представительств иностранных банков. Необходимо иметь в виду, что в то же время в нормах Закона о Банке России используется и такое понятие, как «кредитные организации иностранных государств».
Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности
Комментарий к статье 2
1. Норма ч. 1 комментируемой статьи, определяя банковскую систему РФ, по существу, выделяет два ее уровня:
1) Банк России;
2) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Как установлено в ч. 1 ст. 1 Закона о Банке России, статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, названным Законом и другими федеральными законами. В соответствии с ч. 2 указанной статьи функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и названным Законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Основы статуса Банка России закреплены в ст. 75 Конституции РФ: денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России (ч. 1); защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2). Как отмечал КС России, эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (см. ниже).
Следует отметить, что не вполне понятно, из чего исходил законодатель при включении в банковскую систему РФ субъектов, указанных в норме ч. 1 комментируемой статьи. Если основным критерием является осуществление банковских операций, то, во-первых, данному критерию не соответствуют представительства иностранных банков (см. комментарий к ст. 17 Закона), и, во-вторых, этому критерию соответствуют не указанные в рассматриваемой норме Внешэкономбанк, а также коммерческие организации, которые не являются кредитными организациями и которые осуществляют отдельные банковские операции в соответствии со ст. 13.1 комментируемого Закона. Если же в норме ч. 1 комментируемой статьи перечислены субъекты отношений, урегулированных банковским законодательством, то с очевидной необходимостью к ним должно быть отнесено Агентство по страхованию вкладов.
2. В норме ч. 2 комментируемой статьи определена система актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование банковской деятельности:
Конституция РФ;
федеральные законы, среди которых прямо названы комментируемый Закон и Закон о Банке России;
нормативные акты Банка России.
Как видно, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется нормативными правовыми актами исключительно федерального уровня, что предопределено положениями п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, согласно которым в ведении России находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Соответственно, законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам регулирования банковской деятельности издаваться не могут.
Обращает на себя внимание то, что в норме ч. 2 комментируемой статьи не закреплены традиционные для федерального законодателя положения, основанные на следующих положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно разъяснениям, данным в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» , под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного; содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
———————————
РГ. N 244. 2 декабря

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *