ФЗ 173 о валютном

16. Основные правовые акты, регулирующие валютные операции в России

Основные понятия

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является закон РФ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.»О валютном регулировании и валютном контроле».

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Статья 4. Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

1. Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее — акты валютного законодательства Российской Федерации).

Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (далее — акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в статье 2 настоящего Федерального закона, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила указанного международного договора.

3. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

4. Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются. Требования настоящего абзаца не распространяются на акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне».

5. Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции (далее — акты органов валютного контроля), только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

17. Ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования

Согласно статье 25 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу 18 июня 2004 года (далее по тексту — Закон № 173-ФЗ), резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютногозаконодательства Российской Федерации и актов органов валютногорегулирования, несут ответственность в соответствии сзаконодательством Российской Федерации. Это означает, что лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства

Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее по тексту — УК РФ).

Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Действующим законодательством предусмотрено сразу четыре состава административных правонарушений в сфере валютного регулирования. Рассмотрим их подробнее.

Первое административное правонарушение

Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее по тексту — КОАП РФ) осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

На основании пункта 3 статьи 5 Закона № 173-ФЗ не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. О каких же тогда разрешениях идет речь. Дело в том, что согласно статье 6.1 Закона от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» до вступления в силу Закона № 173-ФЗ была предусмотрена процедура получения разрешений Центробанка РФ на отдельные валютные операции. В этих индивидуальных для конкретных участников разрешениях расширялись их отдельные права в сфере валютных правоотношений.

Например, разрешалось возвращать валютную выручку позже установленного законом срока или резервировать меньшую сумму денежных средств и т.д. Теперь эта практика запрещена, однако, ранее выданные разрешения действуют и регламентируются статьей 28 Закона № 173-ФЗ.

Второе административное правонарушение

Согласно части 2 статьи 15.25 КОАП РФ невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции. Отметим, что в этом случае речь идет о денежных средствах в сумме, не превышающей размер 5 миллионов рублей. Если сумма невозврата превышает 5 миллионов рублей, то применяются нормы уголовного права, а именно статья 193 УК РФ.

Третье административное правонарушение

Согласно части 3 статьи 15.25 КОАП РФ нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения. Это правонарушение по своей сути сходно со вторым административным правонарушением, однако, в данной части статьи речь идет уже не о товаре, а о работах, услугах и результатах интеллектуальной деятельности.

Четвертое административное правонарушение

На основании части 4 статьи 15.25 КОАП РФ несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Здесь имеются в виду нарушения порядка документального оформления валютных операций:

  • неправильное составление паспорта сделки;

  • неправильное ведение учетных карточек по сделкам;

  • неправильное заполнение платежных документов;

  • досрочное уничтожение документов, отражающих валютные операции;

  • иные административные правонарушения

Предприятиям необходимо помнить о том, что согласно пункту 12 Письма Минфина РФ предприятие, совершившее несколько административных правонарушений в сфере валютного регулирования в один день, может быть наказано только один раз по одному протоколу и одному составу правонарушения, чем на практике можно воспользоваться для снижения штрафов.

Валютное законодательство РФ

Валютное законодательство России представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок осуществления международных расчетов, операций с валютными ценностями и контроля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство России состоит из трех блоков.

Первый блок– к нему относятся документы нормативного и законодательного характера, которые направлены на регулирование и контроль валютных операций. Основным актом, который представляет валютное законодательство есть Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью создания Закона было стабилизация валютного рынка внутри страны, установление единой валютной политики на уровне государства, для дальнейшего развития экономического состояния страны и мировой торговли.

Второй блок– это законодательная и нормативная база по регулированию внешнеэкономической деятельности, деятельности организаций с функциями валютного регулирования и контроля, и организаций проводящих сделки с использованием валютных ценностей. (Закон «О биржах», «О банках и банковской деятельности» и т.д.)

Третий блок– блок общих законов (Конституция, Кодексы).

Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года

Основы валютного законодательства РФ

Основные направления валютной политики регулируются рядом законодательных актов, инструктивных материалов, важнейшим из которых является закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615–1 от 9 января 1992 г. В этом акте определены основные принципы осуществления валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются:

• физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

• юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории России;

• дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и др. Нерезидентами считаются:

• физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;

• находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и др.

Расчеты между резидентами в рублях осуществляются без ограничений. На территории России расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут производиться как в свободно конвертируемых валютах, так и в российских рублях, но в порядке, устанавливаемом Банком России.

Резиденты имеют право покупать (и продавать) иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Покупка и продажа производится через уполномоченные банки, т. е. коммерческие банки, получившие лицензию от Банка России на совершение валютных операций. Указанные банки совершают валютные сделки между собой непосредственно или через валютные биржи. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя эти банки, не допускаются.

Вывоз и пересылка из России рублей и выраженных в них ценных бумаг, как и их ввоз и пересылка в страну, регулируются государством.

Резиденты (как юридические, так и физические лица) могут иметь счета и вклады в иностранной валюте в уполномоченных банках России. Открывать счета в иностранных банках за пределами России резидентам разрешается лишь в особых случаях и на условиях, устанавливаемых Банком России.

В целях полного и своевременного поступления в Россию экспортной выручки от реализации товаров (работ, услуг) отечественными предприятиями и организациями, а также недопущения незаконного вывоза из страны материальных, финансовых и других ресурсов по указанию Правительства РФ разработаны и внедряются в жизнь новые формы и методы контроля внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий и организаций.

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12 октября 1993 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» контроль начинается с момента подписания экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки (ПС), в котором указываются основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента, сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и др.). В связи с последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок сведений (их число составляет сотни тысяч) на электронных машинах эти данные кодируются согласно выбранному классификатору.

Копия ПС возвращается коммерческим банком экспортеру и предъявляется последним на таможенном пункте при оформлении экспортного товара. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с информацией, указанной в грузовой таможенной декларации и других представленных документах. Вся информация по представленным на экспорт товарам направляется в вычислительный центр Государственного таможенного комитета РФ, где она обрабатывается, и на каждую экспортную сделку составляется учетная карточка. В этой карточке содержатся сведения о конкретной отгрузке экспортного товара, реквизиты соответствующего коммерческого банка, указываются сроки поступления экспортной выручки предприятию-экспортеру. Учетная карточка пересылается в соответствующий коммерческий банк, который устанавливает контроль за переводом валюты в Россию в адрес экспортера. После того как экспортеру поступила причитающаяся ему сумма платежа, коммерческий банк возвращает учетную карточку в вычислительный центр.

При осуществлении международных расчетов по импортным операциям российских предприятий требуется обязательное представление ими в уполномоченные коммерческие банки товарораспорядительной документации, подтверждающей отправку товаров в Россию, что является условием платежа по импорту.

В целях недопущения необоснованного перевода валютных средств отечественными предприятиями, а также для контроля за переводом валюты до поступления импортируемого товара (при осуществлении импорта на условиях предоплаты), требуется представление в соответствующий российский коммерческий банк контракта, подтверждающего это условие, и банк, сделав соответствующий перевод валюты, устанавливает контроль за поступлением в Россию импортного товара.

Физические лица-резиденты могут иметь счета и вклады в иностранной валюте в отечественных банках на территории России.

Физическим лицам (резидентам и нерезидентам) разрешается без ограничений снимать со своих валютных счетов наличную иностранную валюту или приобретать платежные документы в иностранной валюте.

Физическим лицам-резидентам разрешается переводить, вывозить и пересылать из России ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Россию валюту и валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или в другом документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию. По небольшим суммам (эквивалентным 500 ам. долл. на одно лицо) при выезде из России не требуется документального подтверждения источника получения валюты.

Физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, могут вывозить из РФ иностранную валюту без ограничения на суммы, имея разрешение на вывоз уполномоченного банка, в котором эти лица имели валютные счета и эту валюту они сняли со своего счета или приобрели в уполномоченном банке (его филиале) или в обменном пункте. Указанные разрешения выдаются банками (обменными пунктами).

Российские граждане, работая по контракту или на других условиях за границей, могут хранить получаемую ими валюту на счетах и во вкладах в иностранных банках или иных кредитных учреждениях, а по возвращению в Россию переводят эту валюту на валютные счета в отечественных банках на территории России.

Нерезиденты – физические и юридические лица – могут иметь счета в иностранной валюте и в рублях в уполномоченных банках России, а также в действующих в России иностранных и совместных банках с участием иностранного капитала, получивших соответствующую лицензию от ЦБ РФ.

В изданной Центральным Банком РФ инструкции № 16 от 16 июля 1993 г. «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» (с дополнением, содержащимся в его письмах от 16 июля 1993 г. №44 и от 5 сентября 1994 г. № 109) предусмотрено открытие нерезидентам на основании их договора с уполномоченными банками рублевых счетов типа «Т» (текущие) и рублевых счетов типа «И» (инвестиционные) с различным режимом их открытия и пользования. Первые используются для обслуживания экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в России различных представительств и их филиалов (дипломатических, торговых, банков, предприятий и др.); вторые предназначены для осуществления инвестиционной деятельности в России как юридических, так и физических лиц-нерезидентов. Уполномоченные банки могут открывать физическим лицам-нерезидентам рублевые счета для зачисления личных доходов этих лиц и оплаты текущих расходов в рублях во время их проживания в России.

Без ограничений при соблюдении таможенных правил нерезиденты могут переводить, ввозить и пересылать валюту и валютные ценности в Россию, а также беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать их из России, если эта валюта и валютные ценности были ранее ввезены, переведены или пересланы в Россию, о чем есть документальное подтверждение российских таможенных органов.

Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 568;

Валютное законодательство России и международные соглашения

Основным законодательным актом в области валютных операций яв­ляется Закон РФ о валютном регулировании и валютном контроле от 9 октября 1992 г. Он определяет принципы осуществления валютных опе-

§ 1. Валютное законодательство России и международные соглашения

раций в России, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценнос­тями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Под валютными операциями понимаются:

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных докумен­тов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов.

Основным органом валютного регулирования в России является Цент­ральный банк РФ. Этот банк определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Он издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами. В валютном законодательстве под «резидентами» пони­маются прежде всего физические лица, имеющие постоянное место жи­тельства в России, и юридические лица, созданные в соответствии с зако­нодательством России и имеющие местонахождение в России, а под «не­резидентами» — физические лица с постоянным местом жительства за пределами России и юридические лица, созданные в соответствии с зако­нодательством иностранных государств и с местом нахождения за преде­лами России.

Банк проводит все виды валютных операций и устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила про­ведения нерезидентами в РФ операций с российской валютой и ценными бумагами в валюте России.

Россия участвует в большом числе соглашений по вопросам междуна­родных расчетов и кредитных отношений.

В двусторонних торговых и платежных соглашениях, заключенных РФ с иностранными государствами, содержатся положения о расчетах и кре­дитовании.

Под расчетными отношениями понимаются прежде всего платежи по внешнеторговым и иным внешнеэкономическим операциям (о неторговых платежах см. ниже, § 3). Под кредитными отношениями понимаются отноше­ния сторон, при которых кредитор обязуется передать в пользование заемщику (должнику) валютные ценности, а заемщик(должник) обязуется возвратить их или предоставить кредитору соответствующую компенсацию, как правило, с Уплатой процентов в сроки и на условиях, предусмотренных соглашением сторон. Эти отношения возникают либо на основе межгосударственного со­глашения, либо на основе гражданско-правовой сделки.

Глава 10. Международные кредитные и расчетные отношения

‘ 2. Международные расчеты и кредитование

В обслуживании внешнеэкономической деятельности принимают учас­тие коммерческие банки. В их задачу входят кредитование и финансирова­ние затрат, связанных с внешнеэкономической деятельностью их клиен­тов, осуществление расчетов по прямым связям с иностранными партне­рами, а также осуществление неторговых операций по обслуживанию рос­сийских и иностранных граждан. Последняя функция во многом относится и к сфере деятельности Сберегательного банка России.

Для создания банков с иностранным участием требуется получение ли­цензии (разрешения) Центрального банка России.

Под банками с иностранным участием понимаются, во-первых, банки, уставный капитал которых формируется за счет средств резидентов — российских юридических и физических лиц, и, во-вторых, банки, уставный капитал которых формируется за счет средств нерезидентов — иностран­ных юридических и физических лиц. По правилам, предусматривающим Условия открытия банков с участием иностранных инвестиций на терри­тории Российской Федерации, от 8 апреля 1993 г. Центральный банк пре­кращает предоставление лицензий на совершение банковских операций с участием иностранных инвестиций, если превышен определенный лимит. На 1993 год был установлен лимит участия иностранного капитала в бан­ковской системе страны в размере 12%.

В ходе реформы внешнеэкономических связей перед банками РФ от­крылось широкое поле деятельности. В сфере внешнеэкономических свя­зей стали проводиться такие финансовые операции, как покупка акций, облигаций и других ценных бумаг, их выпуск и размещение.. Клиентам предлагаются новые виды услуг, как, например, страхование валютных рисков по экспортно-импортным операциям.

Одно лишь перечисление видов деятельности банков показывает все многообразие и сложность расчетных и кредитных отношений, субъектами которых могут быть и непосредственно государства, и государственные банки, и коммерческие банки, и международные банки и предприятия, и отдельные граждане. А.Б. Альтшулер отмечал комплексный характер ва­лютных отношений, неоднородность субъектов этих отношений, своеоб­разное сочетание в рассматриваемой области организационных и имуще­ственных отношений.

Международные соглашения и валютное законодательство РФ

Под денежными обязательствами понимаются обязательства, связанные с денежным пла­тежом, т.е. кредитор обладает правом требова­ния и ему противостоит юридическая обязан­ность должника совершить платеж. Денежные обязательства международного характера являются составной частью договорных и внедоговорных правоотношений, и часто основаниями их возникновения являются внешне­экономические сделки (например, обязательства российских банков по предоставлению кредитов иностранным заемщикам).

Согласно Венской конвенции 1980 г. обязательство покупате­ля уплатить цену означает принятие мер, которые необходимы для осуществления платежа. Для этого покупатель должен предпринять действия, результатом которых будет получение денег продавцом (например, открытие аккредитива в поль­зу продавца). Если покупатель не обязан уплатить цену в какой-либо конкретный срок, он должен уплатить цену, когда продавец в соответствии с договором передает покупателю либо сам товар, либо товаро­распорядительные документы. При неисполнении покупателем обязанности по опла­те товара продавец вправе потребовать возмещения убытков, равного ущербу, включая упущенную выгоду, который понесен вследствие нарушения договора.

Согласно ст. 78 Венской конвенции, если сторона договора допустила просрочку в уплате цены или иной суммы, другая сто­рона имеет право на проценты с просроченной суммы. Конвенция не решает вопроса о ставке процентов годовых по просроченным денежным обяза­тельствам. В практике МКАС при отсылке колли­зионных норм к российскому праву дополнительно со ст. 78 Вен­ской конвенции применяется ст. 395 ГК РФ. В ней не указан порядок определения размера учетной ставки банковского процента в случаях, когда предметом просрочки платежа явились денежные средства в иностранной валюте.

Особенностью международных расчетов является отсутствие единого и обязательного для всех стран платежного средства, что обусловливает обращение к средствам платежа как в нацио­нальной, так и в иностранной валюте. Валюта платежа должна быть свободно используе­мой, т.е. реально широко применяемая при платежах по международным сделкам и служащая предметом торговли на основных валютных рынках. Использование ино­странной валюты для определения суммы долга не означает отсылки к иностранному праву.

На РФ распространяются международные правила регулиро­вания валютно-финансовых и платежных вопросов.

В денежных обязательствах международного характера ино­странная валюта используется в качестве средства платежа. В валютных сделках (напр., валютно-обменные операции) валюта исполняет товарную функцию.

Ст. 75 Конституции РФ устанавливает рубль в качестве денежной единицы и законного платежного средства на территории РФ. Использование иностранной валюты при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается, когда это определено федеральным законом (ст. 317 ГК РФ).

Принципы осуществления валютных операций определяет За­кон РФ о валютном регулировании и валютном контроле от 9 октября 1992 г. Под валютными операциями понимаются операции, связан­ные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в т.ч. операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в РФ, а так­же вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей; осуществле­ние международных денежных переводов, расчеты между резиден­тами и нерезидентами в валюте РФ.

Субъекты валютных операций подразделяются на резидентов и нерезидентов. К первым отнесены, прежде всего, физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ. Под нерезидентами по­нимаются физические лица, имеющие постоянное местожитель­ство за пределами РФ, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ.

Центральный банк России устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками сче­тов резидентов и нерезидентов, проводит все виды валютных операций.

Международные денежные обязательства по коммерческим сделкам погашаются, как правило, путем осуществления безналич­ных расчетов.

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ»О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств».

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов…».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *