Фонд потребления

22.5. Анализ распределения чистой прибыли

Порядок и методика анализа распределения чистой прибыли. Факторы, определяющие размер отчислений прибыли в фонды предприятия. Методика расчета их влияния.

Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала, в реновационный фонд и на другие цели.

В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения отдана по каждому направлению использования прибыли (табл. 22.7). Приведенные данные свидетельствуют о том, что на анализируемом предприятии на выплату дивидендов использовано 20 % прибыли, в фонд накопления — 42, в фонд потребления -28 и в резервный фонд — 10 %.

Анализ формирования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась их величина.

Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли (ЧП) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi). Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равняется их произведению: Фi=ЧП х Кi. Для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа (табл. 22.8).

Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд:

Данные табл. 22.9 показывают причины увеличения суммы отчислений в фонды предприятия и дивидендных выплат, что позволяет сделать определенные выводы и разработать мероприятия, направленные на увеличение суммы прибыли, а соответственно и фондов предприятия. В нашем примере прирост отчислений в фонды предприятия вызван изменением структуры реализованной продукции, повышением отпускных цен, доходами по внереализационным операциям. Отрицательное влияние оказали такие факторы, как повышение себестоимости продукции, в том числе за счет роста ресурсоемкости продукции, экономические санкции за сокрытие прибыли, занижение налогов и несвоевременное внесение их в бюджет, а также сверхплановые отчисления прибыли в благотворительные фонды.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на выплату дивидендов держателям акций предприятия, самофинансирование предприятия (реинвестированная прибыль), фонд социальной сферы, материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать данные показатели надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях или выше нормативных для данной отрасли производства, то существуют перспективы для развития предприятия.

Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

Расстановка ударений: ФОНД ПОТРЕБЛЕ`НИЯ

ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ, часть национального дохода, используемая для удовлетворения личных потребностей нас., а также на содержание учреждений и орг-ций непроизводств. сферы. Ф. п. включает необходимый и часть прибавочного продукта; по натурально-веществ. содержанию воплощается в предметах потребления. Бурж. экон. наука не выделяет Ф. п. В изучении народонаселения понятие ‘Ф. п.’ имеет важное значение при построении экономико-демографических таблиц, шкал, пирамид.

Доля Ф. п. в произведённом нац. доходе определяется уровнем развития производит. сил, а также условиями конкретного историч. этапа обществ. развития. Объективные границы объёма Ф. п. при социализме зависят от необходимости обеспечения устойчивого роста нац. дохода на основе совершенствования материально-технич. базы и увеличения производительности труда (верхняя граница) и необходимости повышения материального благосостояния всех и каждого члена общества (нижняя граница).

На объём Ф. п. оказывает влияние соотношение темпов роста нас. и нац. дохода, а также структура нас., прежде всего доля трудоспособного нас., соотношение уд. весов поколений в дорабочем и послерабочем возрастах, возрастная структура занятого нас. Так, напр., наибольший индекс роста нац. дохода в СССР приходится на когорту 40-49-летних.

Для быстрого увеличения Ф. п. рост нац. дохода должен значительно опережать рост нас.; Ф. п. в расчёте на душу нас. будет расти тем быстрее, при прочих равных условиях, чем будет ниже темп роста нас. при одном и том же росте нац. дохода. Условия для роста доли Ф. п. в нац. доходе создаются в результате роста эффективности обществ. произ-ва, его интенсификации на базе внедрения достижений научно-технич. прогресса. Осн. экон. закон социализма устанавливает объективные границы (нормы) фондов потребления и накопления. Нижняя демографич. граница Ф. п. прямо пропорциональна темпу роста нас. и должна обеспечить по крайней мере неснижение уровня потребления на душу нас. В СССР только за 1970-83 реальные доходы на душу нас. увеличились в полтора раза, а общий фонд потребления — почти в 2 раза.

Увеличение темпа роста числ. трудоспособного нас., вызванное предшествующим быстрым ростом нас. прежде всего за счёт его естеств. прироста, приводит к необходимости расширения числа дополнит. рабочих мест, что вызывает ускоренный рост фонда накопления и соответств. сокращение доли Ф. п. в нац. доходе.

Гл. составная часть Ф. п. — фонд личного потребления нас. Он включает стоимость приобретённых продуктов питания, предметов длит. пользования и жилищно-бытовых затрат семьи. С развитием социалистич. общества структура фонда личного потребления претерпевает значит. прогрес. изменения, к-рые обусловлены как увеличением бюджета семьи, так и изменением структуры потребления. Вторая часть Ф. п. связана с обществ. формой удовлетворения потребностей нас. в просвещении, образовании, здравоохранении, культуре, спорте. Третья часть Ф. п. представлена материальными затратами на содержание науч. учреждений и аппарата гос. управления.

По способу образования и использования Ф. п. делится на фонд оплаты по труду занятых в сфере материального произ-ва, обществ. фонды потребления и фонд содержания аппарата управления. В СССР в период совершенствования развитого социализма политика распределения Ф. п. направлена на более быстрый рост доходов в менее обеспеченных семьях, на сближение уровней доходов разл. социальных слоев путём более высоких темпов роста доходов у социальных групп с низким уровнем дохода. Уровень реальных доходов колхозников по отношению к реальным доходам рабочих и служащих повысился с 70% в 1960 до более чем 90% в 1983 в расчёте на одного члена семьи. В 1965 св. 100 руб. в месяц на члена семьи имело 4% нас. СССР, в 1983 — ок. 60% нас.

Создание высокоэффективной экономики позволяет направлять всё большую часть нац. дохода на образование Ф. п., что способствует более полному удовлетворению материальных и духовных запросов нас. Большое значение для развития народонас. имеет не только увеличение объёма Ф. п., но и совершенствование его структуры, опережающий рост той части Ф. п., к-рая создаёт условия, способствующие гармоничному развитию личности.

А. А. Ткаченко.

ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ — часть совокупного общественного продукта, используемая для удовлетворения непроизводственных — личных и общественных — потребностей, а также на содержание организаций и учреждений непроизводственной сферы. Фонд потребления состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления, соотношение между которыми в существенной степени зависит от государственного устройства, исторически сложившихся национальных традиций и др. политических факторов.

По своему натурально-вещественному содержанию фонд потребления воплощается в предметах потребления и услугах. В состав фонда потреблешя входят: личное потребление населением материальных благ и услуг; материальные затраты в учреждениях непроизводственной сферы, обслуживающих население (образование, здравоохранение, физкультура и спорт, культурное и непроизводственное бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и др.); материальные затраты в учреждениях, оказывающих услуги обществу в целом (управление, наука, оборона, служба безопасности). Источниками финансирования фонда потребления являются личные доходы населения, доходы предприятий и средства бюджета.

По методу образования и социально-экономическим формам использования фонд потребления подразделяется на: фонд заработной платы и доходов, фонд общественного потребления, фонд содержания общественных организаций и аппарата управления. Прогресс общества обычно сопровождается ростом реальной заработной платы и доходов, улучшением качества предметов потребления и услуг, опережающим развитием предметов потребления длительного пользования и культурно-бытового назначения, средств развития непроизводственной сферы. Однако рост фонда потребления имеет объективные пределы, его чрезмерный рост неизбежно приведет к необоснованному сокращению фонда накопления, что подорвет материальные основы расширенного воспроизводства и экономического роста. Поэтому необходимо стремиться к оптимальному сочетанию фонда потребления и фонда накопления, чтобы обеспечивались как высокие и устойчивые темпы экономического роста, так и повышение уровня жизни, реальных доходов и потребления народа.

МАЙОРОВА Л.Н.,ДУРАНДИН О.Г.

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ПОТРЕБЛЕНИЯ И ФОНДА НАКОПЛЕНИЯ

Оптимальное соотношение между потреблением и накоплением национального дохода играет важную роль для ускорения социально-экономического прогресса и расширенного воспроизводства экономической системы. Важным фактором изменения в соотношении фонда потребления и фонда накопления служит проведение активной структурной политики по отбору перспективных наукоемких и высокотехнологичных отраслей, критериями для которых являются их экспортный потенциал или возможность его наращивания; ускоренное развитие данных отраслей, способствующее модернизации и повышению конкурентоспособности большинства других отраслей промышленности; возможность замены импорта. Ключевые слова: национальный доход, фонд потребления, фонд накопления, инвестиционные сбережения.

MAYOROVA L.N. ,DURANDIN O.G.

FACTORS AND CONDITIONS OF CREATION OF ACCUMULATION FUND AND CONSUMPTION FUND

Keywords: national income, accumulation fund, consumption fund, investment savings.

Взаимосвязь факторов формирования накопления и потребления находится под воздействием величины отчислений денежных средств населения 1) в фонде потребления и фонде накопления и 2) инвестиционных сбережений. Во-первых, факторы первичного уровня: общий уровень доходов и расходов населения, полученный в домашних хозяйствах, и их дифференциация по социальным группам, структура денежных доходов населения, уровень и структура потребностей населения, объем товарного предложения, форма оплаты труда. Во-вторых, факторы вторичного уровня: финансово-экономические, связанные с уровнем развития экономики (устойчивость национальной валюты, система налогообложения доходов физических лиц, система ценообразования, развитие системы кредитования, уровень соответствия объема и структуры производства показателям общественных потребностей); политические, обусловленные политической ситуацией в стране и стабильностью политического и экономического курсов, скоординированными действиями всех ветвей власти; законодательные, связанные с принятием нормативно-правовых актов; социальные, определяемые разной степенью социальной защищенности граждан, особенно слоев населения с низким уровнем дохода; психологические, обусловленные наличием или отсутствием традиций, опыта, знаний в сберегательном процессе. Следует отметить, что позитивные тенденции в изменении каждого из факторов благоприятно воздействуют на формирование отчислений в фонды потребления и накопления.

Макроэкономическая структура использования национального продукта страны складывается из определенной пропорции деления валового национального продукта (ВНП): 1) на удовлетворение потребностей населения и государства, текущее потребление и 2) на капитальные вложения, инвестиции, создание запасов . Такое разделение позволяет выделить различные направления использования ВНП, влияющие на состояние национальной экономики страны, ее динамику, уровень благосостояния:

1. Фонд потребления, составляющий часть чистого продукта, которая используется для удовлетворения личных потребностей населения. При этом фонд потребления служит основой для воспроизводства рабочей силы и ее развития, а также за его счет удовлетворяются потребности в услугах образования, здравоохранения, социального обеспечения.

2. Фонд накопления, включающий часть дохода, оставшуюся после уплаты налогов и не израсходованную в полном объеме на приобретение потребительских товаров. Он может быть сформирован вследствие отказа от текущего потребления с целью улучшения потребления в будущем; для приобретения товаров длительного пользования; получения дополнительного дохода, а также сбережения могут выступать как страховой фонд.

Данные направления, находясь в тесной взаимосвязи, объясняют друг друга, и рассмотре-

ние экономических аспектов каждого из них необходимо проводить совместно, выявляя закономерные зависимости. Начнем с фонда накопления, который также можно охарактеризовать как часть национального дохода, используемую на расширение процесса воспроизводства: прирост основных фондов, материальных оборотных средств и резервов. Фонд накопления материально реализуется в приросте национального богатства, а по натурально-вещественному содержанию он представляет собой:

— средства производства (здания и сооружения, машины, оборудование, материалы, сырье, топливо), используемые на производственное накопление;

— предметы потребительского назначения, обеспечивающие прирост основных фондов в непроизводственной сфере (жилые дома, школы, больницы, стадионы и другие объекты социального назначения) и накопление запасов жизненных средств, необходимых для обеспечения потребления вновь вовлекаемых в производство работников;

— прирост резервных и страховых фондов, состоящих из средств производства и предметов потребления, предназначенных для предотвращения перебоев процесса воспроизводства.

Фонд накопления является базой роста и совершенствования производства, укрепления и развития производственных отношений. Прирост средств осуществляется за счет дохода предприятий и средств государственного бюджета, а также личных доходов населения.

Накопление капитала может быть разделено на две сферы: накопление реального капитала (непосредственно здания, сооружения, оборудование и т. д.) и денежного капитала, который аккумулируется, трансформируется и распределяется кредитно-денежными учреждениями, а также промышленными корпорациями. Разветвленная финансовая система представляет собой мощный механизм использования общественных фондов накопления, вызванный концентрацией и централизацией капитала. На это повлияло акционирование капитала, которое позволило в процессе накопления участвовать своими доходами не только предпринимателям, но и большинству населения. Одним из важных источников пополнения финансовых ресурсов, модернизации и развития материально-технической базы является прибыль, которая может включать как нераспределенную прибыль, так и фонды ускоренной амортизации промышленных корпораций. Созданная финансовая система мобилизации свободных денежных ресурсов населения обслуживает накопление реального капитала. Однако приоритетным при распределении прибыли должно быть ее направление на развитие реального сектора экономики, что сможет обеспечить максимизацию прибыли и экономический рост в будущем. Вместе с тем необходимо учитывать, что за счет прибыли финансируются расходы социальной направленности. В процессе функционирования фонда накопления современное государство призвано, через государственный бюджет и методы кредитно-денежной политики, осуществлять стимулирование инновационного развития страны.

Одним из основных факторов, определяющих темп экономического роста, является норма накопления. К накапливаемым средствам относятся, прежде всего, денежные средства, но есть и другие блага. Как правило, чем дольше благо может храниться, тем меньше причин потреблять сразу и больше вариантов его использования. Население принимает решения, руководствуясь своими интересами, не ограничиваясь при этом удовлетворением своих потребностей в настоящем. Возникает желание позаботиться и о будущем, а потому не только потребляют блага, но и сберегают их и стараются приумножить . Люди обменивают часть благосостояния, определяемую досугом в настоящем, на часть благосостояния, определяемую иными благами в будущем.

Увеличение нормы накопления ведет к росту размеров накопления и темпов экономического роста, но, вместе с этим, необходимо учитывать, что за счет другой части национального дохода образуется фонд потребления. В общем понимании потребление представляет собой основу существования общества и определяет совокупный спрос общества на товары и услуги, т. е. использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Общество не может функционировать, не производя, и оно не может эффективно развиваться, не потребляя. Чем больше общество развито, тем большее количество благ и услуг поступает в потребление, тем выше качество и уровень жизни. Использование населением потребительских благ с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей составляют сущность потребления. При этом установлено, что на уровень потребления влияют такие факторы, как располагаемый доход населения, склонность к потреблению, которая может быть предельной и средней. С ростом располагаемого дохода падает склонность к потреблению, что означает увеличение доли сбережений.

Источниками финансирования фонда потребления являются личные доходы населения, доходы предприятий и средства бюджета. Доля фонда потребления в произведённом национальном доходе определяется уровнем развития производительных сил и степенью социальной ориентации экономики страны. Уровень потребления отдельных социально-демографических групп непосредственно зависит от распределения общественного продукта. Дифференциация потребления определяется различием в доходах, уровне и качестве потреб-

ляемых благ, а также в структуре потребления.

Потребление частично зависит от величины дохода, от других сопутствующих объективных обстоятельств и от субъективных потребностей и психологических склонностей и привычек индивидуума, а также от принципов, на основании которых совокупный доход распределяется между участниками хозяйственного процесса (причем распределение это тоже может подвергнуться модификации в случае расширения производства). Среди основных объективных факторов потребления выделяют уровень цен, имущество потребителей, реальную процентную ставку, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей. К числу субъективных факторов относят предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и так далее . Изменения в налогообложении вызывают смещение линий потребления и сбережения, потому что налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения. Важным направлением совершенствования фонда потребления является сокращение общественных фондов потребления за счет отмены отдельных льгот, чрезмерно высоких пенсий для государственных служащих и тому подобное.

Однако рост фонда потребления имеет объективные пределы, его чрезмерный рост неизбежно приведет к необоснованному сокращению фонда накопления, что подорвет материальные основы расширенного воспроизводства и экономического роста. Поэтому чрезмерное увеличение нормы накопления может прийти в противоречие с потребностями формирования фонда потребления и привести к сокращению возможности повышения уровня потребления.

Рассмотрим динамику структуры ВВП, начиная с 1999г. По данным Росстата РФ , реальный ВВП России повысился в IV квартале 2010г. на 4,5% по сравнению с последним кварталом 2009г. Среди валовых сбережений наиболее динамичным компонентом было возобновившееся накопление товарных запасов.

Таблица 1

Структура ВВП в текущих ценах, %

Параметры Годы

1999 2000 2004 2010

ВВП, всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Расходы на конечное потребление 68,6 65,5 67,8 70,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валовое накопление 15,1 17,6 25,6 27,2

Валовый национальный доход, % ВВП 95,9 97,9 98,7 99,6

Валовые сбережения, % ВВП 25,5 30,6 30,7 28,7

Прогноз процентного соотношения валового сбережения и валового накопления к ВВП представлен Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (см. рис.1).

Оптимальное соотношение между потреблением и накоплением национального дохода играет важную роль для ускорения социально-экономического прогресса и расширенного воспроизводства экономической системы. Важным фактором изменения в соотношении фонда потребления и фонда накопления служит проведение активной структурной политики по отбору перспективных наукоемких и высокотехнологичных отраслей, критериями для которых являются их экспортный потенциал или возможность его наращивания; ускоренное развитие данных отраслей, способствующее модернизации и повышению конкурентоспособности большинства других отраслей промышленности; возможность замены импорта.

Главным для расширенного производства становится не только такое количество средств производства, которое пойдет на обновление изношенных на протяжении года средств, но и их определенный излишек для строительства новых предприятий. Поскольку на них необходимо привлекать дополнительное количество работников, то из фонда накопления часть средств следует направить на производство дополнительных предметов потребления.

Вследствие этого формирование оптимального соотношения между фондами накопления и потребления является одной из наиболее трудных макроэкономических проблем. Пропорция между потреблением и накоплением определяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе и одновременно отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов.

Валовое сбережение и валовое накопление (в % к ВВП)

29.6 ►28.6 6

разница (правая шкала) —О— Валовое накопление

§ а

Валовое сбережение

ЦМАКП

Рис. 1. Прогноз соотношения валового сбережения и валового накопления.

Чтобы разрешить противоречие между накоплением и потреблением, требуется повышать производительность труда, эффективность капитальных вложений, снижать материалоемкость, интенсифицировать производство. Поэтому необходимо стремиться к оптимальному сочетанию фонда потребления и фонда накопления, чтобы обеспечивались как высокие и устойчивые темпы экономического роста, так и повышение уровня жизни, реальных доходов и потребления народа. В результате роста эффективности производственного накопления становится возможным одновременно решить две противоречивые задачи: увеличить потребление и снизить норму накопления в национальном доходе.

На динамику национального потребления в значительной степени оказывает влияние потребительское поведение, которое является решающим для понимания, как краткосрочных деловых циклов, так и долгосрочного экономического роста. В краткосрочном периоде потребление выступает основным компонентом совокупных затрат. Резкое изменение потребления воздействует на совокупный спрос, приводит к изменению объемов производства продукции и уровня занятости. Кроме того, знание тенденции национального потребления имеет большое значение, поскольку сбережения являются источником инвестиций страны, которые лежат в основе долгосрочного экономического роста.

Функция сбережений является производной от функции потребления. Сбережения, как и потребление, увеличиваются пропорционально увеличению дохода. Если же доход равен прожиточному минимуму — сбережения равны нулю, так как весь доход тратится на потребление. Сбережения становятся отрицательными, в случае если доход последних равен нулю. Между этими двумя взаимосвязанными понятиями существует как обратная, так и прямая зависимость. Так, при распределении ВНП чем больше потребление в каждый данный период времени, тем меньше накопление. С другой стороны, меньшее накопление приводит к уменьшению потребления в последующие периоды. Отметим, что данная взаимозависимость касается как производительного, так личного потребления и накопления. Экономисты-теоретики и практики обратили внимание на то, что в течение длительного времени невозможно поддерживать максимально высокие темпы увеличения общественного продукта. Для этого требуются колоссальные затраты всех ресурсов, что непосильно для любой страны. К тому же чрезмерное ускорение производства подрывает внутреннее экономическое равновесие.

Увеличение накопления, связанное с изменением структуры воспроизводства, — это этот инструмент, на основе которого можно приблизить производство и качество жизни населения к уровню высокоразвитых стран. На воспроизводство и увеличение капитала, повышение технологического уровня производства общество должно расходовать значительную часть своего

дохода, ограничивая величину текущего потребления, но обеспечивая рост потребления в будущем .

В целом, уровень сбережений для каждого индивидуума может определяться порой сугубо специфическими причинами (высокая трудоспособность, удачная сделка, получение наследства, выигрыш и т. п.), однако в масштабах всего общества размеры сбережений определяются, прежде всего, уровнем развития производства. Именно в условиях роста и повышения эффективности производства появляется возможность увеличивать не только потребляемую, но и сберегаемую часть производимого дохода. Напротив, в условиях значительного падения производства сокращаются возможности наращивания сбережений у подавляющей части населения и предприятий. В этом случае и населению, и предприятиям приходится думать не о завтрашнем дне, не о том, сколько дохода направить на сбережение, а о том, как удовлетворить свои насущные потребности при уменьшении доходов населения или как покрыть производственные издержки предприятий при снижении доходов от реализации продукции. Если нет превышения дохода над расходами, то, следовательно, нет и условий для сбережений.

Литература

1. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь. — М. : Книжный мир, 2003. С. 37.

2. Валовой, Д. В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция, сущность. — М. : ИНФРА-М, 2002. С. 42-50.

3. Экономическая теория / под общ. ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. — М. : ИНФРА-М, 2002.

4. См.: . — URL: http://www.gks.ru/.

5. По данным ЦМАКП: . — URL : http://www.forecast.ru/.

6. Погосов, И. Потенциал накопления и проблема модернизации. — М. : Экономист. 2011. № 3. С. 3-15.

Введение налоговой системы потребовало децентрализации расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов. На первом этапе налоговому регулированию подвергался фонд потребления предприятий, включавший фонд оплаты труда, относимый на издержки производства и обращения или на себестоимость, денежные выплаты, производимые из прибыли после уплаты налогов, а также доходы, выплачиваемые по акциям и вкладам трудовых коллективов в имущество предприятий в виде дивидендов или процентов. Регулирующий налог начинал действовать лишь при определенных обстоятельствах, когда сумма средств, направляемых на потребление, превышала необлагаемый размер. При исчислении необлагаемого  

Фонд потребления — денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли и используемый на удовлетворение материальных и социальных потребностей работников предприятия. При формировании фонда потребления предприятие должно учитывать одну очень важную закономерность темпы роста балансовой прибыли должны быть выше темпов фонда потребления, включая заработную плату.  
ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ  
ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ — совокупность прямых и косвенных выплат работникам предприятия (фирм, учреждений и организаций) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. В него включаются суммы, начисленные на оплату труда всем работникам предприятия (фонд оплаты труда), доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и их вкладам в имущество предприятия сумма предоставленных предприятием трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь. К трудовым и социальным льготам работников относятся, в частности оплата дополнительно предоставляемых по договору коллективному отпусков (сверх предусмотренных законодательством) надбавка к пенсиям и единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда стипендии, выплачиваемые за счет средств предприятия компенсация удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях (по льготным ценам или бесплатно), а также детям, находящимся в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях оплата путевок работникам и их детям на лечение, отдых, экскурсии и путешествия компенсационные выплаты в связи с повышением цен, производимые сверх размеров индексации доходов материальная помощь и расходы на погашение ссуд, выданных работнику расходы по благоустройству садоводческих товариществ и строительству гаражей расходы на оплату услуг поликлиникам, по возмещению ценовой разницы на продукцию (работы, услуги), предоставляемую  
Объектом распределения благ на макроэкономическом уровне является фонд потребления национального дохода, который в экономической литературе часто называют фондом жизненных средств. На микроэкономическом уровне объектом распределения является фонд потребления предприятия, который включает в себя фонд оплаты труда, а также другие денежные выплаты и поощрения.  
Экономическими рамками реализации этих прав является фонд потребления предприятия, начисленный За достигнутые результаты хозяйственной деятельности в пределах полученного дохода. Отсюда существенные различия в размерах фонда потребления и право трудовых коллективов устанавливать для однородных профессий и специальностей (применительно к конкретным обстоятельствам и результатам) различный уровень оплаты в зависимости от сложности, условий и ответственности труда, т. е. с учетом тех критериев, которые определяют уровень оплаты по тарифу.  
ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ — денежный фонд, который образуется за счет чистой прибыли предприятия. Он  
Фонд потребления предприятия 7/7  
Ускорение оборачиваемости оборотных средств означает сокращение продолжительности каждого кругооборота оборотных средств и, следовательно, увеличение числа оборотов оборотных средств, совершаемых в течение года, т. е. увеличение коэффициента оборачиваемости. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит либо высвобождение части их, либо предприятие с прежней суммой оборотных средств может произвести больший объем продукции, не отвлекая из народнохозяйственного оборота дополнительных предметов труда. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет экономить фонд накопления национального дохода и увеличить фонд потребления.  
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется на удовлетворение первоочередных социальных нужд коллективов предприятий, он предназначен для финансирования строительства и капитального ремонта, жилых домов, стадионов, спортивных площадок, пионерских лагерей, приобретение путевок, медикаментов, проведения оздоровительных мероприятий для улучшения культурно-бытового и медицинского обслуживания. Этот фонд принадлежит к числу общественных фондов потребления. По согласованию с профсоюзной организацией предприятие может частично, в установленных пределах, перераспределять средства фонда экономического стимулирования, накапливать средства фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также использовать фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства для строительства жилых домов, домов отдыха и подобных объектов совместно с другими предприятиями.  
В то же время анализ введения налогообложения фонда потребления по отдельным предприятиям показал, что на большинстве предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности фонд потребления в условиях налоговой системы по сравнению с действующими условиями снизится, например, на 27 нефтеперерабатывающих предприятиях из 36 (или на 75% от общего их числа), на 11 шинных предприятиях из 14 (или на 79%). При этом на отдельных предприятиях сократится существенно среднемесячный фонд потребления на одного работающего. Так, в производственном объединении Грознефтеоргсинтез он уменьшится с 208 до 96 руб., или в 2,2 раза, на Чимкентском нефтеперерабатывающем заводе — с 282 до 122 руб., или в 2,3 раза.  
Введение регулирующего налога на фонд потребления на практике означает ликвидацию зависимости этого фонда от конечных результатов работы предприятия, т. е. ликвидацию матери-  
Трехлетний опыт работы предприятий отрасли показал эффективность применения показателя чистой продукции для формирования фонда заработной платы, так как позволяет учитывать все факторы роста эффективности производства, обеспечивает зависимость его от конечных результатов работы и т. д. Поэтому целесообразно и в дальнейшем использовать показатель чистой продукции для регулирования расходования фонда заработной платы и фонда потребления на предприятиях отрасли с сохранением коэффициента прироста фонда заработной платы 0,4 на 1% прироста чистой продукции.  

ПРИБЫЛЬ — обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия (объединения). Балансовая П. — показатель производственно-финансовой деятельности, представляет суммы финансовых результатов по всем видам производственной и непроизводственной деятельности, включая сальдо внереализационных доходов и потерь. П. — важнейший источник расширенного воспроизводства доходов гос. бюджета, экон. рычаг и стимул повышения эффективности производства. Из П. производятся отчисления в виде налога на П., в фонд потребления, накопления и др. фонды, создаваемые в соответствии с учредительными документами, отчисления на благотворительные и др. нужды. При необходимости П. может использоваться на пополнение собственных оборотных средств.  
Фонд социального развития используют для удовлетворения первоочередных социальных нужд коллективов предприятий финансирования строительства и капитального ремонта жилых домов, стадионов, спортивных площадок, пионерских лагерей, приобретения путевок, медикаментов, проведения оздоровительных мероприятий, улучшения культурно-бытового и медицинского обслуживания. Этот фонд принадлежит к числу общественных фондов потребления.  
Ускорение оборачиваемости оборотных средств означает сокращение продолжительности Каждого кругооборота оборотных редств или увеличение числа оборотов оборотных средств, совер-лаемых в течение года, т. е. увеличение Коэффициента оборачиваемости. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит либо высвобождение части их, которая без ущерба для хозяйственной деятельности данного предприятия может быть передана в распоряжение вышестоящего органа (последний, в свою очередь, может передать эти средства другим предприятиям, нуждающимся в них, например вновь вводимым в действие, не прибегая помощи государственного бюджета), либо предприятие с прежней их суммой может произвести больший объем продукции, не отвлекая- из народнохозяйственного оборота дополнительных предметов труда. Ускорение оборачиваемости оборотных средств. позволяет экономить фонд накопления национального дохода и увеличивать фонд потребления В целом по народному хозяйству, например, сокращение продолжительности одного оборота оборотных средств только на один день позволяет высвободить материальные ресурсы стоимостью более 1 млрд. руб.  
Из средств какого фонда, создаваемого предприятием, осуществляется финансирование затрат на создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления я оказания услуг населению  
Часть чистой прибыли поступает в резервный фонд предприятия, часть — в фонд накопления и оставшаяся часть — в фонд потребления (социальные нужды, благотворительные цели не более 5%). К чистой прибыли добавляется доход по облигациям и дивиденды по обычным и привилегированным акциям.  
Фонд потреблений является источником средств предприятий и в нем резервируются денежные средства, поступающие на социальное развитие предприятий. В этом фонде не учитываются капитальные вложения на социальное развитие. Из этого фонда возможны выплаты на оплату труда, дивиденды и проценты по акциям, выплаты по целому ряду льгот, которые включают и оказание материальной помощи.  
Главным материальным источником денежных доходов и фондов населения, предприятий и государства служит НД. Его объем определяет возможности удовлетворения потребности членов общества, общественного расширенного производства и государства. Именно с учетом размеров НД и его отдельных частей (фонда потребления и фонда накопления) определяются пропорции развития экономики и ее структуры.  
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.  
Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций (предприятий) посредством распределения и перераспределения поступающих доходов. К ним относятся уставный капитал или уставный фонд, резервный фонд, добавочный капитал, собственный капитал, фонд накопления, фонд потребления, валютный фонд и др.  
Сама коммерческая организация (предприятие) может способствовать реализации данного принципа соблюдением экономически обоснованных пропорций при распределении вновь созданной стоимости, собственного капитала, формировании фонда потребления и фонда накопления. Интересы государства могут быть соблюдены рентабельной деятельностью организаций (предприятий), ростом производства и соблюдением налоговой дисциплины. Очевидно, что в настоящее время имеются  
Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов — либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям. В первом случае организация (предприятие) должна составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану, а во втором случае распределение прибыли отражается непосредственно в финансовом плане.  
Модель коммерческого расчета, действовавшая до 1 июля 1996 г., для разных форм хозяйствования с учетом единой системы налогообложения предприятий в Российской Федерации представлена на с. 199. В основе формирования прибыли лежат факторы и показатели интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности. Распределение прибыли зависит от формы организации предприятий в России. На государственных и муниципальных предприятиях прибыль используется по таким направлениям резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления, фонд на благотворительные и другие цели.  
Считалось закономерным, что суммы средств общественных фондов потребления, в том числе децентрализованных их частей в виде средств предприятий на социальное развитие трудового коллектива, должны расти быстрее, чем суммы средств фонда оплаты труда и национальный доход. Ставка на опережающий рост общественных фондов потребления объяснялась необходимостью частичной компенсации низкого уровня заработной платы работников и централизованным государственным распределением потребительских благ.  
Большую роль в сфере налоговых взаимоотношений предприятий и государства играют налоговая политика и соответственно налоговое планирование. Под налоговой политикой в отношении предприятий понимаются проводимые государством мероприятия по использованию налоговых рычагов, стимулирующих инвестиционную деятельность, способствующих росту производства и фонда потребления, и также увеличению налоговых поступлений в бюджет.  
Конкретные формы претворения в жизнь этих принципов связаны сегодня с переводом экономики страны на основы рыночного хозяйствования. С переходом на рыночные отношения строительная организация получает финансовую независимость. Она сама определяет, куда, в каких размерах и в какие сроки направлять полученную прибыль. Единственное, чем государство регламентирует действия строительной организации, — это налоги с сопутствующими им льготами и санкциями. Строительные предприятия формируют за счет отчислений от чистой прибыли фонд накопления и фонд потребления в размере нормативов, установленных учредительными документами.  
Разделы пассива баланса РФ незначительно отличаются по содержанию и структуре от аналогичных разделов баланса РБ. Различие состоит только в том, что в РФ долгосрочные финансовые обязательства разбиваются на группы по срочности их погашения. Резервы предстоящих расходов и платежей, а также фонды потребления из состава собственных источников перенесены в раздел краткосрочных финансовых обязательств как временно свободные источники, используемые в обороте предприятия. Эти изменения следует оценить положительно, так как в итоге повышается аналитичность бухгалтерского баланса.  
Если предприятие получает прибыль и является при этом неплатежеспособным, нужно проанализировать использование прибыли. При наличии значительных отчислений в фонд потребления эту часть прибыли в условиях неплатежеспособности предприятия можно рассматривать как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств предприятия.  
Убыточной была, естественно, только часть предприятий. Другая их часть производила прибыль, но она почти целиком переводилась либо в форме отчислений от прибыли в государственный бюджет, либо в фонды министерств и становилась источником централизованных капиталовложений и общественных фондов потребления. Таким образом, предприятия не были заинтересованы в достаточной мере в снижении издержек производства и обращения.  
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) равен отношению стоимости мобильных (всех оборотных) средств предприятия (за вычетом расходов будущих периодов) к величине краткосрочных обязательств (без доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей)  
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами рассчитывается как разность между объемами источников собственных средств (итог раздела IV пассива баланса) и фактической стоимостью внеоборотных активов (итог раздела I актива баланса) к стоимости оборотных активов (итог раздела II актива баланса). При расчете коэффициента обеспеченности собственными средствами следует иметь в виду, что доходы будущих периодов, фонды потребления и резервы предстоящих расходов и платежей хотя и принадлежат предприятию, однако постановлением Правительства РФ от 20.05.94 № 498 О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий в определении данного коэффициента не предусмотрено включение этих статей в состав источников собственных средств. Поэтому для расчета коэффициента обеспеченности собственными средствами в состав собственных средств включают только итог раздела IV пассива баланса, т. е. коэффициент обеспеченности равен  
Начисление штрафных санкций за нарушение налогового законодательства за счет чистой прибыли предприятия или фонда потребления  
Для обеспечения социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива и их материального поощрения на предприятиях создается фонд потребления. Этот фонд образуется и пополняется при распределении прибыли отчетного года и нераспределенной прибыли. Его использование на развитие социальной сферы (кроме капитальных вложений) имеет самые разнообразные формы выдача премий, подарков, материальной помощи, предоставление дополнительно оплачиваемых отпусков, надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, оплаты жилья и других трудовых и социально-бытовых льгот, носящих индивидуальный характер (88/5 — 50, 51, 57, 70, 71, 76 и др.).  
ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ — это денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли. Он предназначен в основном для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников предприятия, уплаты в ряде случаев штрафов, пени за нарушения по вине предприятия. vllpn формировании фонда потребления предприятию следует учитывать одну важную закономерность темпы роста балансовой прибыли должны быть выше темпов роста фонда потребления включая заработную плату.  
Мы уже показали, что государственная собственность на средства производства и одновременно на землю и недра не только не исключает рентных отношений между предприятиями и государством, но и вообще в этом смысле не существенна. Важно то, что члены госпредприятий не являются единоличными собственниками используемых ими земель и недр и им сопринадлежит лишь исчезающе малая часть (в отношении числа их работников к численности населения государства) дифференциального горного дохода, который попадает к ним не через свою обособленную производственную ячейку, а по другим каналам — через государственный бюджет (как составная часть общественных фондов потребления и т. д.).  
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется на удовлетворение первоочередных социальных нужд коллективов предприятий, он предназначен для финансирования строительства и капитального ремонта жилых домов, стадионов, спортивных площадок, пионерских лагерей, приобретения путевок, медикаментов, проведения оздоровительных мероприятий, для улучшения культурно-бытового и медицинского обслуживания. Этот фонд принадлежит к числу общественных фондов потребления. По согласованию с профсоюзной организацией предприятие может частично, в установленных пределах, перерас-  
Фонд материального поощрения зависит от повышения производительности труда, улучшения качества и технического уровня продукции. Поскольку отрасль относится к числу материалоёмких, при расчете фонда материального поощрения учитывают и такие показатели, как экономия материальных ресурсов, повышение коэффициента сменности, снижение себестоимости, уровень рентабельности, внедрение новой техники. Этот фонд увеличивается предприятиям, добившимся значительного роста выпуска новой высокоэффективной промышленной продукции и новых высококачественных товаров народного потребления.  
Потребляемые в строительстве скважин средства производства, поступив на базы производственно-технического обслуживания (БПТОК) нефтегазопромыслового района завершают процесс своего обращения, т.е. переходят из товарного фонда в фонд потребления бурения. Отсюда следует, что транспортное обслуживание бурения совершается не в сфере обращения товаров, а в сфере потребления их буровыми предприятиями. Таким образом, ведомственные автотранспортные предприятия представляют в общественном производстве ту же экономическую категорию, что и передаточные средства в обрабатывающей промышленности, реализуют производственные процессы потребления и поэтому по своей экономической сущности образуют подсистему внутрипроизводственного транспорта.  
Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельныххработников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда, за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплат работникам предприятия процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для предприятия данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью предприятий.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *