Факторы влияющие на подростковую преступность

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Д.З. ЗИЯДОВА
Зиядова Д.З., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних — составная часть более общей проблемы предупреждения преступности. Она осуществляется на основе долговременных взаимосвязанных комплексных профилактических мер, направленных на минимизацию факторов подростковой преступности. Это деятельность специализированных и неспециализированных субъектов профилактики, к которым прежде всего относятся учреждения образовательной системы, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и суды общей юрисдикции.
Суд является субъектом, функционально специализированным для борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, проведения профилактической работы с населением, в том числе и несовершеннолетнего населения региона. Суд, рассматривая конкретные уголовные дела и проводя профилактические мероприятия, выполняет существенную работу по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Применяя меры уголовного наказания по отношению к несовершеннолетнему, суд не только восстанавливает справедливость и предупреждает повторные преступления. Главная цель наказания несовершеннолетних — исправление и ресоциализация. Обычно воспитательная роль суда связывается с гласностью судебного процесса, тем самым играя и предупредительную роль для остальных подростков. Поэтому в отношении дел с участием несовершеннолетних, по нашему мнению, допущен пробел, который заключается в том, что лица, не достигшие 16-летнего возраста, в зал судебного заседания не допускаются, за исключением случаев, когда они вызываются судом. Рассмотрение некоторых дел о преступлениях подростков на закрытом судебном заседании ведет, как нам кажется, к снижению предупредительно-воспитательного значения судебного процесса (хотя международные стандарты диктуют обратное). Но было бы неправильно считать, что предупредительное значение деятельности судов заключается лишь в гласном рассмотрении дел или в вырабатывании у несовершеннолетних страха перед скамьей подсудимых. Наказание, если оно справедливо, имеет существенное воспитательное значение. Поэтому при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних важно уделять серьезное внимание выяснению причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними. Только на основе такого подхода можно принимать конкретные профилактические меры по их ресоциализации.
Следует отметить роль суда в борьбе с преступлениями против нормального развития подростков, в защите и охране прав несовершеннолетних. Статистические показатели, характеризующие надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, свидетельствуют о том, что права несовершеннолетних нарушаются в сферах образования, труда и быта. Наиболее часто нарушают закон органы и учреждения, основная функциональная обязанность которых состоит в защите прав и интересов несовершеннолетних. По мнению Г.И. Забрянского и Л.В. Емельянова , особую тревогу вызывает распространенность нарушений законов о несовершеннолетних в органах МВД. Каждое пятое выявленное прокуратурой нарушение законов органами МВД — это нарушение законов о несовершеннолетних. Нередки случаи необоснованного избрания в отношении несовершеннолетнего меры пресечения в виде заключения под стражу. Многие арестованные несовершеннолетние освобождаются из-под стражи на стадии предварительного расследования судами первой и кассационной инстанций.
———————————
Забрянский Г.И., Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России в 1998 году. Аналитический обзор. М., 2000. С. 47.
Особенностью правовой ответственности несовершеннолетних является небольшой перечень мер уголовной и административной ответственности. Важнейшей уголовно-прововой мерой профилактики рецидивной преступности несовершеннолетних является назначение судом в каждом конкретном случае правильно выбранного наказания либо принудительной меры воспитательного воздействия, способных достичь целей исправления и превенции. В то же время следует отметить, что возможность выбора наказания в конкретном случае с учетом принципов дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания у судьи ограничена. По утверждению Р. Максудова и М. Флямера , суды лишены той системы дискреционных полномочий, которая позволяет индивидуализировать работу с подростками. Круг ситуаций, в которых возможны оправдательные приговоры суда, жестко ограничен. В судебной практике доминируют два типа обвинительных приговоров в отношении несовершеннолетних: условное осуждение, что в ряде случаев фактически равно безответственности, и наказание в виде лишения свободы — еще более неэффективная мера, поскольку дефекты социализации лишь укрепляются, когда несовершеннолетний пребывает в колонии. И результаты исследования А.Х. Валеева подтверждают, что назначение условного осуждения — в большинстве случаев вынужденная мера в связи с недостатками законодательного регулирования и задержкой введения в действие норм о таких видах наказаний, как арест и обязательные работы. По данным О.В. Демидовой , условное осуждение применяется примерно к 70% несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и значительная часть из них совершает новые преступления в течение испытательного срока. Преступная деятельность несовершеннолетних-«условников» отличается, как правило, жестокостью, цинизмом, особой дерзостью. По нашему мнению, слабый контроль за поведением условно осужденных несовершеннолетних вызывает у них ощущение безнаказанности: свыше 80% несовершеннолетних преступников остаются на свободе. Механизм применения условного освобождения не отлажен должным образом и в большинстве случаев не обеспечивает интенсивного контроля за поведением, что порождает у подростков представление о своей «неуязвимости».
———————————
Максудов Р., Флямер М. Законопроект «О ювенальной юстиции» в России: создание и лоббирование текста или запуск движения? // Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы в России: Сб. статей в 2 кн. / Сост. М.Г. Флямер. Кн. 2. М., 2000. С. 155.
Валеев А.Х. Условное осуждение несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 14.
Демидова О.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности условно осужденных несовершеннолетних (по материалам Центрально-Черноземного региона России): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. С. 3.
С точки зрения Л.В. Павловой , к повторным преступлениям приводит и то, что мера пресечения в отношении несовершеннолетних часто избирается без учета личности подсудимого, а также мнения инспекторов ПДН. К сожалению, суды же не разъясняют несовершеннолетним сути рассматриваемой меры государственного принуждения, ограничиваясь лишь провозглашением приговора. Возможно, поэтому социологические опросы, проведенные среди несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы условно, свидетельствуют о том, что большинство таких подростков не признают себя осужденными. Условное осуждение ассоциируется у них с освобождением от уголовного наказания, так как они не «ощущают» каких-либо правообременений, ущемлений и пр. . В этой связи необходимо активизировать взаимодействие ПДН и уголовно-исполнительных инспекций в части организации контроля за образом жизни подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Условное осуждение должно стать своеобразной программой осуществления воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними со стороны уголовно-исполнительных инспекций, комиссий по делам несовершеннолетних, отделов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Институт условного осуждения является наиболее приемлемым именно в отношении этой категории преступников, лишение свободы которых не всегда может привести к их исправлению. Условное осуждение в отношении несовершеннолетних может быть первой попыткой их ресоциализации. Так, например, суд применил условное осуждение к подростку за особо тяжкое преступление — убийство. Несовершеннолетний М.И.К. убил своего отчима. Причина убийства — постоянные издевательства пьяного, необузданного человека над подростком, его матерью, сестрой, побои и драки, скандалы в доме. Суд тщательно, психологически исследовал все обстоятельства совершения преступления. Нецелесообразность отбывания несовершеннолетним преступником строгого наказания была явной.
———————————
Павлова Л.В. Предупреждение антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих правонарушения на объектах железнодорожного транспорта (криминологические проблемы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 24.
Гарунова М.Н. Роль судов в профилактике преступности несовершеннолетних // Проблемы преступности в Республике Дагестан: Сб. трудов молодых ученых. Махачкала, 2003. С. 96.
Законодатель расширил полномочия суда при назначении принудительных мер воспитательного воздействия. Необходимо отметить, что сама судебная процедура назначения принудительной меры воспитательного воздействия несовершеннолетнему придает ей иной, более дисциплинирующий, характер. Это положение подтверждается и опросом подростков, совершивших преступление. Большинство из них при опросе отметили, что наиболее сильное впечатление на них оказало именно судебное рассмотрение уголовного дела (45,2%) и вынесение приговора (38,7%). Как отмечает З.А. Астемиров , успех борьбы с преступностью с помощью уголовного закона во многом зависит от эффективности уголовной ответственности и наказания, от того, как эти правовые институты закреплены в законе и находят адекватное практическое применение в судебной практике.
———————————
Астемиров З.А. Проблемы теории уголовной ответственности и наказания. Махачкала, 2000. С. 4.
Достаточная распространенность случаев освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания требует разработки специальных мер профилактики рецидива с их стороны. Решая вопрос о возможности освобождения подростка от отбывания наказания, суды помимо оценки характера и степени общественной опасности совершенного преступления особое внимание должны обращать на следующие факторы, которые свидетельствовали бы о наличии или отсутствии условий, создающих возможность исправления и ресоциализации подростка без изоляции от общества: 1) данные о родителях (заменяющих их лицах), об их профессии, месте работы, моральном облике, об отношении к детям, о методах воспитания (являются ли они неблагополучными, девиантными и делинквентными семьями); 2) условия учебы подростка; успеваемость, отношение к учебе; 3) ближайшее бытовое окружение, связи, времяпрепровождение, круг интересов, участие в различных формах проведения досуга. На практике не всегда учитываются данные факторы. В результате подросток, осужденный условно или освобожденный от уголовной ответственности по различным основаниям, попадает в ту же криминогенную среду, создающую благоприятную почву для совершения им повторного преступления. Поэтому в уголовно-правовой и криминологической литературе предлагается расширить перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Например, некоторые авторы считают, что ограничение свободы в случае применения к лицам, достигшим 16-летнего возраста и имеющим специальность, могло бы стать хорошей альтернативой наказанию в виде лишения свободы. Другие ученые считают, с учетом зарубежного опыта, целесообразным введение в систему наказаний для лиц, не достигших 16-летнего возраста, такого вида наказания, как домашний арест. По нашему мнению, домашний арест можно назначить только несовершеннолетнему, имеющему благополучную семью и благоприятное окружение.
Слабая работа судов в немалой степени связана с их загруженностью другими уголовными делами. Для более всестороннего учета негативных и благоприятных факторов необходимо учреждение специализированных судов для несовершеннолетних (в состав которых входили бы и психолог, и социальный работник). Это позволит более глубоко и качественно исследовать все обстоятельства дела при решении вопросов индивидуализации наказания подросткам, будет способствовать обеспечению правовых гарантий этой категории лиц. Поэтому, по мнению ученых, необходимо на законодательном уровне проработать комплекс вопросов, связанных с созданием принципиально отличной от действующей — ювенальной юстиции, которая включала бы в себя сеть разнообразных социальных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.
Россия относится к тем немногим странам современного мира, где ювенальная юстиция как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует. В последние годы весьма плодотворные научные проработки данной проблемы осуществлены рядом ученых . Важно добиться их фактической и правильной в организационном плане реализации. Следует согласиться с мнением Н.И. Пишикиной и Г.И. Грицая о том, что проблемные вопросы осуществления социально ориентированной правовой политики в отношении несовершеннолетних прослеживаются на всех этапах формирования личности и социализации. Координация этой политики должна строиться в системе точных приоритетов, в том числе распределения функций субъектов ювенальной политики и установления меры ответственности.
———————————
Мельникова Э., Ветрова Т. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. N 1; Цветковин А.Л. Вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в новом УК России // Стратегия борьбы с преступностью в современных условиях: Сб. статей. М., 1997. С. 174; Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. М., 1998; Макаров А.В. Уголовная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2001; Галушко Д.М. Ювенальная виктимология: криминологические и социально-психологические проблемы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.
Пишикина Н.И., Грицай Г.И. Компоненты ювенальной политики государства // Власть: криминологические и правовые проблемы. М., 2000. С. 220.
Социальная потребность в создании ювенальной юстиции связана прежде всего с необходимостью нормализовать условия жизни и воспитания детей и подростков путем защиты их прав и свобод, оказания правового воздействия на лиц, обязанных осуществлять их воспитание, обучение, подготовку к труду, охрану здоровья несовершеннолетних. Как справедливо отмечает Н.П. Мелешко , нашему обществу нужно не столько ювенальное уголовное правосудие, чтобы судить детей, а глобальная система ювенальной юстиции. Создание специализированных судов по делам несовершеннолетних и семьи дало бы возможность

О ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИИ «

’ v КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНУЮ ПРЕСТУПНОСТЬ

УДК 343.97:343.915

С.В. ЦЫБЕНОВ,

начальник учебного центра начальной подготовки МВД по Республике Бурятия , адъюнкт Восточно-Сибирского института МВД России, полковник милиции

На сегодняшний день в России, когда идут масштабные и стремительные процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представления несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации .

Под влиянием рыночных отношений меняется психология, и особо чувствительная — детская. Отмечается повышение уровня потребительства, вещизма, духовной пустоты и других отрицательных характеристик молодого поколения . В связи с чем наблюдается тенденция роста преступности, которая заключается в ярко выраженном насильственном и корыстном характере. Основной ее массив составляют преступления против личности и собственности. Рост корыстно-насильственных преступлений,

М.Л. БЕЛЬГАЕВ,

преподаватель учебного центра начальной подготовки МВД по Республике Бурятия, майор милиции

особенно разбойных нападений, квалифицированных грабежей и фактов вымогательств отмечается в Красноярском крае, Новосибирской области, Республиках Бурятия и Хакасия . Так, в Республике Бурятия за 9 месяцев 2006 года несовершеннолетними совершено 20 убийств, против 19 — за аналогичный период 2005 года, 23 факта нанесения тяжкого вреда здоровью против 30 случаев в прошлом году, 8 изнасилований против 5, 100 грабежей против 126, 27 разбойных нападений против 35, 741 кража чужого имущества против 781.

Вопросы, связанные с противодействием преступности несовершеннолетних, всегда обращают на себя повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушение уголовного закона лицами юного возраста и его распространенность выступают в качестве прогностической характеристики преступности в целом.

Подростково-молодежная преступность подчиняется общим закономерностям. Но социально-экономическое неравенство

^ Криминологические аспекты == в правоохранительной деятельности

возможностей взрослых, которое имеет место в современном российском обществе, своеобразно проявляется применительно к подросткам и молодежи. В работах Я.И. Ги-линского отмечается, что во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные, но и статусные различия. Понятие «старшинства» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асси-метрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус. Возрастные различия оборачиваются социальным неравенством. И в нашем обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятости, заброшенности, «репрессивных мер» воспитания, но и от неравенства положения, неравенства шансов — по сравнению с взрослыми — в получении жилья, работы, вознаграждения за нее, защиты своих интересов. Подростки отличаются не только повышенной девиантностью, но и повышенной виктимностью.

Я.И. Гилинский указывает, что противоречия между наличными (и постоянно растущими) потребностями людей и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и молодежи. Бурное развитие их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желание самоутвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, невысокой квалификацией или ее отсутствием, а следовательно, невысоким статусом.

Применительно к подросткам остро стоит проблема социальной активности в общественно одобряемом или хотя бы допустимом направлении, т.к. молодость особенно нуждается в социальном признании, самоутверждении. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных формах активности («комплекс Герострата») — насилии, преступлениях или же приводит к потреблению алкоголя, наркотиков и т.п.

Названное фундаментальное противоречие между потребностями и возможностями молодых людей может быть конкретизировано применительно к несовершеннолетним в современном российском обществе, как, например, это делает Г. Забрянский,

который изучает преступность несовершеннолетних с точки зрения социологии — в противоречии:

• между целями, к которым общество призывает стремиться подростков, и теми легальными возможностями, которое оно им предоставляет для их достижения;

• между расширением возможностей выбора в различных сферах жизнедеятельности и сужением легальных средств реализации этих возможностей;

• между расширением потребностей в квалифицированном, престижном и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможностями их удовлетворения;

• между стремлением к богатству и ощущением невозможности его достижения легальными способами;

• между усилием необходимости социальной правовой защиты несовершеннолетних и ограниченными материальными возможностями общества.

Будучи непонятыми взрослыми, подростки объединяются в группы и образуют подростковую субкультуру со своими ценностями, нормами, интересами, языком, символами, которая далеко не всегда отличается законопослушностью .

Определенное значение в генезисе подростковой преступности имеют и биологические факторы. Так, в период полового созревания (от 11 — 13 лет до 15 — 17 лет) «у подростков сразу появляется сильное стремление к самостоятельности … проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего…» . Ясно, что это может привести к совершению девиантных поступков.

Становлению несовершеннолетних на путь преступлений способствует ряд общесоциальных факторов. Прежде всего, это снижение эффективности воздействия институтов социализации (семьи, школы, трудовых коллективов и т.д.).

Говоря о предупреждении правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних, необходимо отметить, что важнейшую роль в данном вопросе играют два института воспитания: семья и школа. Именно семья является звеном, на которое возложены функции воспитания и развития детей, их социализация в обществе. Однако сегодня значительная часть родителей не ставит перед собой задач по систематическому воспитанию детей. Во многих

Криминологические аспекты в правоохранительной деятельности

семьях родители в среднем затрачивают на непосредственное общение с детьми не более 20-45 минут в день. Школа, помимо того, что является для подростка «домом знаний», должна стать для него своеобразным клубом по интересам, т.е. ребенок в полной мере должен проявить там свои способности и наклонности… В том, чтобы заинтересовать подростка, основная роль принадлежит педагогу, который помимо анкетных данных несовершеннолетнего и его отметок в школьном журнале, должен знать о его личной жизни, о семейных проблемах ребенка .

Следующий фактор — это неблагополучие в семье. Совершение преступлений отечественная криминология всегда связывала с формированием личности и ее социализацией, тем самым уделяя особое внимание семейному воспитанию. Эта проблема становится особенно острой, когда речь идет о молодых людях, которые росли и формировались в неблагоприятной семейной обстановке .

По данным Министерства внутренних дел Республики Бурятия за 9 месяцев 2006 года самовольно ушли из дома 188 детей и 122 — из государственных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве основных причин уходов из дома 40,0% назвали пьянство родителей, 16,5% — конфликты в семье, 13,3% — плохое материальное положение. Названные основания значительно превалируют над иными, не связанными с проблемами в семье.

Сейчас накоплено значительное количество данных о семьях правонарушителей, условиях их родительского воспитания. В основном это социологические, социально-демографические данные о семье. Однако на нынешнем этапе развития науки и запросов правоохранительной практики становится ясно, что с помощью такой лишь информации (о составе родительской семьи будущих правонарушителей, общих характеристиках отношений в ней, уровня культуры родителей, совершения ими и другими родственниками аморальных и противоправных действий и т.д.) уже нельзя в должной мере объяснить происхождение преступного поведения. Есть основания для вывода, что решающую роль играют не состав семьи, не отношения между родителями, даже не их объективно неблаговидное, пусть и противоправное поведение, а, главным образом, их эмоциональное отношение к ребенку, его принятие, или наоборот, отвержение .

Существенной причиной, способствующей совершению противоправных действий, является незанятость несовершеннолетних.

Безделье для таких подростков становится основным занятием, которое для многих из них является образом жизни в течение достаточно длительного периода времени. Согласно криминологическим исследованиям, проведенным сотрудниками Главного управления внутренних дел г. Москвы, среди осужденных несовершеннолетних, которые до совершения преступлений не работали и не учились, среднего образования никто не имел. 8% подростков вообще никогда не учились в школе, что в четыре раза больше, чем среди состоящих на учете в органах внутренних дел правонарушителей. Из всех опрошенных несовершеннолетних преступников до совершения преступления не были заняты от полугода до двух лет — 36 %, 12 % -не работали и не учились до трех лет и более, 26 % — уклонялись от общественно полезных занятий в течение 1-3 месяцев, 3% — никогда не учились и не работали .

Подобная картина наблюдается и в нашей республике. Так, за 9 месяцев 2006 года из участвовавших в совершении преступлений 1283 подростков нигде не учатся и не работают 424 человека, что составляет 33 %.

Сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития также влияет на состояние преступности несовершеннолетних. На сегодняшний день отмечается сокращение количества учреждений досуга: подростковых клубов, кружков, спортивных школ и т.д. Многие помещения, где ранее осуществляли свою деятельность детские секции и кружки, отданы коммерческим структурам.

На сегодняшний день в столице Республики Бурятия городе Улан-Удэ осуществляют свою деятельность около 30 детско-юношеских клубов и домов творчества, которые посещают более трех тысяч несовершеннолетних, однако только каждый десятый подросток относится к категории состоящих на учете в органах внутренних дел республики. Для сравнения, сейчас в городе Улан-Удэ насчитывается свыше 80 увеселительных заведений, число которых растет с каждым днем.

А бесцельное времяпрепровождение само собой порождает негативный интерес, который закрепляется в привычках, ведущих, в свою очередь, к формированию социально-

^ Криминологические аспекты == в правоохранительной деятельности

негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно-опасным, противоправным способам их удовлетворения.

В наше время отмечается резкий поворот в ценностных ориентациях общества, а также снятие многих моральных запретов. К числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся и существенные деформации их нравственных и правовых ценностных ориентаций. Понятия товарищества, долга, совести, смелости и т.п. переосмысливаются этими подростками, исходя из групповых интересов. Жизненные цели смещаются у них в сторону психологического комфорта компанейско-правового характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы . Подростки все чаще стали участвовать в совершении тех преступлений, которые не характерны для подростковой преступности — в организованном вымогательстве, незаконном лишении свободы, незаконном обращении и применении оружия, незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ и др. . Для Республики Бурятия характерны благоприятные климатические условия для выращивания наркотикосодержащих растений, в связи с чем остро стоит проблема наркомании. По данным наркологической службы Республики Бурятия из состоящих на учете почти трех тысяч человек — половину составляют несовершеннолетние. И это только официальная статистика. За последние годы количество подростков в республике, получивших стационарную наркологическую помощь, увеличилось более чем на 60%, а пролечившихся амбулаторно — почти на 100%. Значительную часть потребителей психоактивных веществ, наблюдающихся в Республиканском наркологическом диспансере и доставляющихся в отделы внутренних дел за преступления, связанные с наркотическими веществами, составляют подростки в возрасте 15-17 лет.

Немаловажным представляется и акцент на показ насилия в средствах массовой информации. Реклама в СМИ алкогольных напитков, в первую очередь пива, негативно отражается на формировании потребностей несовершеннолетних и в целом — на воспитании подрастающего поколения. Также через СМИ происходит проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными цен-

ностями (пропаганда культа силы, половой распущенности и т.д.). По российскому телевидению (в целом) показывают в день до 30-40 криминальных сюжетов. Часто в основе преступлений лежат конфликты: бытовые, межличностные, между преступными группами, межнациональные и т.д. Эти обстоятельства и формируют криминогенную личность .

Для современной России характерно усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде. Включенность в преступную деятельность в юном возрасте тесно сплачивает молодых правонарушителей с криминальной средой, которая оказывает воздействие на личность и поведение.

В период построения рыночной экономики — в период выживания — некому (ни семье, ни школе, ни другим институтам воспитания) заниматься подрастающим поколением. В то же время лидеры организованной преступности охотно вводят в зону своего влияния подростков. Следят за их профессиональным преступным формированием и ростом, усиленно пополняя свои ряды . Ведь использование несовершеннолетних в организованной преступной деятельности требует меньше материальных затрат; их правонарушение чаще всего остается латентным; в силу возрастных особенностей и недостатка жизненного опыта подростки не вполне самостоятельны в суждениях, оценках, легко поддаются внушению и склонны к риску.

Преступление, совершенное лицом до достижения им 18-летнего возраста, причиняет вред не только тем общественным отношениям, против которых оно было направлено, но и процессу развития личности самого несовершеннолетнего, способствуя формированию и закреплению в его сознании определенной негативной социальной установки. При этом вызывает интерес генезис первого преступления несовершеннолетнего, в котором велико значение фактов совершения преступления против самого подростка .

В.Н. Зырянов пишет, «что едва ли не каждое первое совершенное подростком преступление становится возможным исключительно благодаря вовлекательским действиям взрослого (около 90 процентов)» .

Исходя из вышеизложенного, применительно к уголовному закону, мы можем сказать, что он должен не только следовать развитию общественных отношений, но и сохранять ориентиры этого развития. В настоящее вре-

Криминологические аспекты в правоохранительной деятельности

мя, когда значительно возросли темпы социальных изменений, законодатель имеет право и обязан «действовать с запасом прочности». Уголовный кодекс должен не только карать за реально совершаемые преступления, но и предупреждать возможные общественно-опасные деяния .

Будучи одним из механизмов предупреждения подростковой преступности институт наказания в отношении несовершеннолетних нуждается в дальнейшем совершенствовании с учетом правоприменительной практики и научных разработок .

Также, исходя из вышеизложенного, на сегодняшний день необходимо решить следующие задачи:

• создать самостоятельную и самодостаточ-

ную систему ювенальной юстиции по борьбе с преступностью несовершеннолетних;

• в учебных заведениях ввести специальные предметы по правовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

• обеспечить внешкольную занятость детей и подростков, развивать социальную инфраструктуру детства;

• обеспечить трудовую занятость подростков, например, через принятие законов о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан;

• обеспечить службу системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних квалифицированными кадрами.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Королева, М. В. Преступность и дети (международная конференция) / М. В. Королева // Государство и право. — 1999. — №5. — С.122-124.

4. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. — М. : Наука, 1966.

7. Ашин, А. А. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ региональной ситуации. /

8. Лаушкин, А. С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, отчужденного до совершения преступления от учебы и трудовой занятости. / А. С. Лаушкин // Преступность в России: причины и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. — М. : ВНИИ МВД России, 2005.

10. Зырянов, В. Н. Попустительство по службе, совершаемое в правоохранительной сфере (уголовно-правовая оценка, проблемные ситуации в законодательстве и правоприменительной практике и пути их решения) /

B. Н. Зырянов. — Ставрополь : СГУ, 1999. С. 96.

11. Петрова, О. Н. Роль наказания в превенции преступности несовершеннолетних в свете изменений Уголовного Кодекса Российской Федерации. / О. Н. Петрова // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики / под ред. А. И. Долговой. — М. : Российская криминологическая ассоциация, 2004. С. 160.

16 Августа 2017 Профилактика повторной преступности
среди несовершеннолетних.
Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления школы. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.
Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:
 негативное влияние семьи;
 существенные изъяны в воспитании;
 минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка;
 негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.);
 отсутствие занятости ребенка.
А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов. Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.
Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед школой, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.
Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:
 выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;

 выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;
 корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.
Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:
 прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;
 анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.
Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком.
Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива. Данный уровень профилактических мер включает в себя:
 исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;
 ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.
Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Профилактика преступлений может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.
Основные направления работы по профилактике рецидивной преступности у несовершеннолетних:
 выявление проблем и их причин;
 профилактика их возникновения;
 участие в создании позитивных общественных условий;
 организация индивидуальной помощи;
 исследование образовательных способностей и подготовка к принятию участия в общественной жизни и к правильному восприятию социальных прав;
 подготовка к общению, ориентации, ответственности, уважению себя и терпимости; развитие творчества:
 наблюдение, изучение состояния подростка, потребностей, специфики внутрисемейных взаимоотношений;
 оказание юридической помощи: отстаивание интересов подростков, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав и т. п.;
 направление в случае необходимости в службу психологической помощи;
 оказание содействия в организации совместного досугового общения и др.
 информационная и организационно-посредническая помощь;
 социальный патронаж подростков, совершивших первичное преступление;
 важным аспектом в профилактике преступности несовершеннолетних является обеспечение занятости ребенка, организация его свободного времени.
Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов. Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.
К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:
 беспризорные и безнадзорные;
 занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;
 употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;
 ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;
 ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;
 освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;
 обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений и т.д.
Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.
Виктимологическая профилактика.
Вместе с тем, что несовершеннолетние лица могут совершать преступления и правонарушения, многие из них сами становятся жертвами злодеяний. В связи с этим компетентными органами разработаны специальные меры профилактики, позволяющие детям не попадать в такие ситуации. Одним из направлений в данной области является виктимологическая профилактика. Виктимологическая профилактика преступлений – это определенная работа социальных институтов, направленная на выявление и устранение тех условий, фактов или ситуаций, которые формируют виктимное поведение. Также она нацелена на определение групп риска и конкретных людей с высокой степенью виктимности и на разработку или совершенствование уже существующих средств защиты людей от преступлений. Виктимное поведение – это предрасположенность человека попадать в обстоятельства, которые связаны с опасностью для его здоровья или жизни, и вызванные его поведением, поступками, действиями. Виктимологическая профилактика преступлений делится на общую и индивидуальную. Общая виктимологическая профилактика включает в себя:
 повышение правовой грамотности людей, информирование детей об их правах и обязанностях;
 выпуск и распространение специальных предостерегающих памяток, содержащих в себе информацию о том, как избежать или предотвратить нападение, отказаться от употребления алкоголя или наркотиков и т.п.; информирование несовершеннолетних и взрослых о повышении криминогенности населенного пункта, района;
 создание специальных центров поддержки несовершеннолетних, деятельность которых направлена на всестороннюю помощь детям (правовую, материальную, психологическую);
 постоянный контроль со стороны правоохранительных органов за потенциальными местами для совершения преступлений (пустынными территориями, подвалами и т. п.);
 наблюдение за людьми, ведущими себя подозрительно в местах массового скопления.
Индивидуальная виктимологическая профилактика же состоит из следующих мер:
 определение несовершеннолетних лиц с повышенной виктимностью;
 правка виктимности у отдельных детей с помощью нейтрализации негативных внешних факторов, изучения и коррекции внутренних особенностей ребенка, применения к несовершеннолетнему воспитательно-предупредительные мер.
В заключение хочется обратиться к родителям!
Помните, что детей нужно воспитывать осознанно, им жить в обществе, для этого их надо готовить, учить сострадать, сочувствовать, развивать душу.
Родители обязаны знать с кем общается их ребенок, что за компания у него, чем он занят, чем увлекается. Надо находить время для доверительных бесед, разговоров, не переходить черту, быть родителем и другом.

20

№ 1 (1) 2013 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

Майоров А.В.

ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с виктимологической профилактикой преступлении, совершаемых в отношении несовершеннолетних; освещаются основные задачи ювенальной виктимологии, а также ставится вопрос о необходимости развития научной концепции ювенальной виктимологии.

Ключевые слова: ювенальная виктимология, несовершеннолетний, виктимологическая профилактика, виктимность, защита жертв преступлений.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является защита прав детей. Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

На сегодняшний день многие авторы небезосновательно говорят о ювенальной виктимологии, изучающей несовершеннолетних потерпевших от преступлений1. Анализ проведенных исследований в этом направлении показывает, что удельный вес несовершеннолетних потерпевших превышает удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, — 31,3% и 23,7% соответственно. По мнению исследователей, это объясняется рядом психологических особенностей возраста несовершеннолетних: доверчивость, легкая внушаемость, наивность, любопытство, неумение адекватно реагировать на быстро изменяющиеся ситуации в силу незавершенности их нравственного формирования, отставание психического развития от развития физического, преобладание в психической деятельности процессов возбуждения над процессами торможения, а иногда и просто физическая слабость ребенка, -все это способствует становлению жертв

преступления более, чем становлению преступника2.

Рассматривая вопросы ювенальной вик-тимологии, следует сказать, что ювенальная виктимология как отрасль виктимологии впервые была отмечена в работах Д.В. Рив-мана. Предметом исследований ювенальной виктимологии являются несовершеннолетние лица, не достигшие возраста 18 лет и ставшие жертвами преступлений3.

Следует отметить, что подтверждением самостоятельности и значимости данного направления профилактического воздействия на преступность являются положения Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с которым основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении4.

Заслуживает внимание и то, что в Уголовном кодексе Российской Федерации защите прав несовершеннолетних законодатель уделяет особое внимание, закрепляя главу 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних»5. Помимо этого в ряде статей Особенной части УК РФ в качестве квалифицирующего признака состава

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (1) 2013

ч. 2 п. «в» и др.), дети (ст. 153, ст. 154), а также можно встретить такой возрастной критерий как «дети до шести лет» (ст. 238 ч. 2 п. «в»).

Однако не стоит перекладывать всю ответственность за предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних на правоохранительные органы, ведь основы социального поведения ребенка закладываются его родителями, воспитателями и педагогами, теми, кто окружает его в повседневной жизни и с кого он берет пример, прислушивается к советам и правилам поведения.

В качестве специальных субъектов вик-тимологической профилактики выступают и государственные органы (виктимологиче-ские службы и подразделения государственных структур), и общественные организации, главная функция которых — викти-мологическая профилактика, и специальные виктимологические издания6.

Виктимологические исследования, проводимые в последние годы, сформировали достаточные представления о возможностях виктимологической профилактики и ее необходимости7. Вместе с традиционной профилактикой, виктимологическая делает предупредительную деятельность логически завершенной8. При этом следует помнить, что виктимологическое предупреждение преступности является одним из наиболее гуманных и перспективных методов. Оно не требует серьезных материальных затрат и, базируясь на присущем всем людям стремлении к самозащите, обладает внутренним источником развития.

Виктимологическая профилактика преступлений в отношении несовершеннолетних обладает определенной спецификой, связанной с особенностями несовершеннолетнего как жертвы преступления. Основными задачами ювенальной викти-мологии являются:

проведение исследований личности несовершеннолетнего потерпевшего;

выявление причин и условий, способствующих виктимизации несовершеннолетних;

разработка и совершенствование мер виктимологической профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних;

выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и практики его применения;

законодательное регулирование вопросов возмещения вреда и устранения последствий преступлений, совершенных против несовершеннолетних.

Следует отметить, что в последнее время был принят целый ряд федеральных законов, которые направлены на усиление мер защиты детей. В июне 2012 г. Президентом России был подписан Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Правительством РФ утвержден специальный план мероприятий.

В обосновании указанной концепции отмечалось, что одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер9.

В рамках обсуждения актуальности вопроса о необходимости развития ювенальной виктимологии хотелось бы особо обратить внимание на положения указанной Стратегии, напрямую связанные с рассматриваемой проблемой. К таким следует отнести:

формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление

№ 1 (1) 2013 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;

проведение мониторинга законодательства Российской Федерации в сфере защиты детства, в том числе уточнение и упорядочение правового содержания понятий «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении», «дети, нуждающиеся в помощи государства», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «жестокое обращение с ребенком»;

формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей;

организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших;

создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть «Интернет», организации и учреждения для детей;

создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах;

создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, * 1

других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики;

приведение законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей;

разработка комплексной национальной программы по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей -жертв насилия;

создание эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах.

Очевидно, что дальнейшее развитие теоретических подходов к рассмотренным нами вопросам, должно осуществляться с учетом специфики предмета, функций, задач, ближайших и отдаленных перспектив дальнейшего развития ювенальной виктимологии.

Вместе с тем не стоит забывать о том, что субъектами виктимологической профилактики несовершеннолетних (ювенальной виктимологии), в первую очередь, являются их родители, учителя и педагоги. Выявление факторов, способствующих виктимизации детей, подростков и молодежи, определение угроз, являющихся следствием социального развития современного общества, позволят определить основные направления деятельности образовательных учреждений по профилактике виктимизации несовершеннолетних и привитию навыков безопасного поведения в учебных заведениях, дома, на улице и в общественных местах.

Примечания

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 1 (1) 2013

3. Ривман Д.В. Криминальная виктимология: учеб. для вузов. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 24 мая 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012). — М.: Проспект, 2013.

6. Криминология: учеб. для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма, 2007. — 912 с.

8. Криминология : учеб. для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма, 1997. — 408 с.

9. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента РФ от 1 июня 2012 № 761 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 23. — Ст. 2994.

Майоров Андрей Владимирович, заведующий кафедрой государственных и гражданско-правовых дисциплин факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета), кандидат юридических наук, доцент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *