Евразийский договор

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Для разъяснения вопросов, возникающих у хозяйствующих субъектов на таможенной границе в связи со вступлением Армении в Евразийский экономический союз, в Министерстве финансов РА действует «горячая линия” – по телефонному номеру 060 544444.

Реестр ЕАЭС испытательных лабораторий и органов сертификации РА

♦ Испытательные лаборатории

♦ Органы сертификации

Описание регулирований, подвергшихся изменениям вследствие вступления в ЕАЭС

ИНФОРМАЦИЯ О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Договор «О Евразийском экономическом союзе” был подписан 29 мая 2013 года в г. Астане Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

Договор состоит из 4 частей: 1. УЧРЕЖДЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА; 2. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ; 3. ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО; 4. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (118 статей, 159 страниц) и 33 Приложения (864 страницы).

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) гарантируются свобода передвижения товаров, услуг, капитала и труда, осуществление скоординированной, согласованной или единой политики в следующих сферах:

1) таможенно-пошлинное и беспошлинное регулирование,

2) таможенное регулирование,

3) техническое регулирование,

4) санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные мероприятия,

5) зачисление и распределение таможенных пошлин на импорт,

6) установление торгового режима в отношении третьих стран,

7) статистика внешней и взаимной торговли,

8) макроэкономическая политика,

9) конкурентная политика,

10) промышленные и сельскохозяйственные дополнительные выплаты,

11) энергетическая политика,

12) естественные монополии,

13) государственные и (или) муниципальные закупки,

14) взаимная торговля услугами и капиталовложениями,

15) транспорт и перевозки,

16) валютная политика,

17) интеллектуальная собственность,

18) трудовая миграция,

19) финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг) и др.

Органы Евразийского экономического союза:

— Высший Евразийский экономический совет

— Евразийский Межправительственный совет

— Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)

— Суд Евразийского экономического союза

Высший совет – верховный орган ЕАЭС. В состав Высшего совета входят руководители государств, состоящих в ЕАЭС. Заседания Высшего совета проводятся, как минимум, раз в год. Высший совет принимает постановления и распоряжения на основе консенсуса.

Межправительственный совет состоит из руководителей правительств государств-членов ЕАЭС. Заседания Межправительственного совета проводятся, как минимум, дважды в год. Межправительственный совет принимает постановления и распоряжения на основе консенсуса.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Постановления, распоряжения, предложения Совета комиссии принимаются на основе консенсуса.

Постановления, распоряжения, предложения Коллегии комиссии принимаются качественным большинством либо на основе консенсуса.

Высший совет устанавливает список «чувствительных” вопросов, постановления Коллегии комиссии по которым принимаются на основе консенсуса.

При этом большинство составляет две трети общего числа голосов членов Коллегии комиссии.

Евразийская экономическая комиссия, в рамках своих полномочий, принимает постановления нормативно-правового характера, обязательные для государств-членов, рекомендации организационного и распорядительного характера, а также необязательные предложения.

Постановления комиссии включаются в свод законов Союза и непосредственно применяются на территории государств-членов ЕАЭС.

Председательство в Высшем совете, Межправительственном совете и Совете комиссии осуществляется по ротационному принципу в русском алфавитном порядке, одним государством-членом в течение одного календарного года без права пролонгации.

Суд Евразийского экономического союза – постоянно действующий судебный орган. Суд находится в г. Минске.

Финансирование органов Союза осуществляется на средства бюджета Союза. Бюджет Союза на очередной финансовый год формируется в российских рублях – за счёт долевых инвестиций государств-членов. Размер (сетка) долевых инвестиций государств-членов в бюджет Союза устанавливается Высшим советом.

В рамках Таможенного союза государств-членов

1) действует внутренний товарный рынок;

2) применяются единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые средства регулирования внешней торговли с третьими сторонами. Уплаченные (взысканные) импортные пошлины подлежат зачислению и распределению в бюджеты государств-членов;

3) действует единый режим товарной торговли в отношениях с третьими сторонами;

4) осуществляется единое таможенное регулирование;

5) осуществляется свободное перемещение товаров на территории государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением предусмотренных случаев.

ЕАЭС осуществляет внешнеторговую деятельность самостоятельно либо с государствами-членами в тех сферах, в которых органы Союза принимают постановления, обязательные к исполнению государствами-членами, посредством заключения международных договоров с третьими сторонами, участия в международных организациях либо автономного применения мер и механизмов внешнеторговой политики.

С целью способствования экономическому развитию развивающихся и (или) слаборазвитых стран, ЕАЭС может предоставить тарифные льготы (привилегии) в отношении товаров, имеющих происхождение этих стран.

Регулирование оборота медикаментов и медицинского оборудования

В рамках ЕАЭС государства-члены создают общий рынок медикаментов, базирующийся на следующих принципах:

1) гармонизация и унификация требований законодательства государств-членов в сфере оборота медикаментов,

2) обеспечение единства обязательных требований, относящихся к качеству, эффективности и безопасности медикаментов, обращающихся на территории Союза,

3) принятие единых правил в сфере оборота медикаментов,

4) разработка и применение единообразных или сопоставимых методов исследования и контроля для оценки качества, эффективности и безопасности медикаментов,

5) гармонизация законодательства государств-членов в сфере контроля (надзора) в отношении оборота медикаментов,

6) осуществление соответствующими уполномоченными органами государств-членов разрешительных и контрольно-надзорных функций в сфере оборота медикаментов.

В рамках ЕАЭС государства-члены создают общий рынок медицинской продукции (продукции медицинского назначения и медицинской техники), базирующийся на следующих принципах:

1) гармонизация требований законодательства государств-членов в сфере оборота медицинской продукции (продукции медицинского назначения и медицинской техники),

2) обеспечение единства требований, предъявляемых к эффективности и безопасности медицинской продукции (продукции медицинского назначения и медицинской техники), находящейся в обращении на территории Союза,

3) принятие единых правил в сфере обращения медицинской продукции (продукции медицинского назначения и медицинской техники),

4) установление единых подходов к созданию системы обеспечения качества медицинской продукции (продукции медицинского назначения и медицинской техники),

5) гармонизация законодательства государств-членов в области контроля (надзора) оборота медицинской продукции (продукции медицинского назначения и медицинской техники).

Список товаров, запрещённых и подлежащих ограничению при торговле государств-членов Евразийского экономического союза с третьими странами

Средства специальной защиты, антидемпинговые и компенсационные средства, действующие в отношении третьих стран

Список технических регламентов, принятых/действующих в Евразийском экономическом союзе

Список ставок таможенных пошлин на импорт товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (согласно 10-значной классификации (ЕТТ ВТ ЕАЭС) товарного именного списка внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза)

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе была провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются:

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза.

Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) осуществляется на ротационной основе в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2016 году в указанных органах председательствует Казахстан.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Бюджет ЕАЭС на 2016 год — 7 734 627,0 тысячи рублей.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС

Белая книга таможенных барьеров

Доклад «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» отражает результаты работы Союза по устранению препятствий для торговли, оставшиеся препятствия, текущие объемы торговли между участниками ЕАЭС, понятийный аппарат. Каждый участник торговли может внести свой вклад в Белую книгу и сделать единое экономическое пространство лучше, воспользовавшись ресурсом «Реестр препятствий».

Терминология препятствий в рамках ЕАЭС (выработаны ЕЭК совместно с государствами-членами)

Барьеры – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза.

Изъятия – предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.

Ограничения – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношении?, развитие которых предусмотрено правом Союза.

По состоянию на конец 2016 года в согласованном перечне препятствии? «Белой книги» содержится 60 препятствии?: изъятии? – 17, ограничении? – 34, барьеров – 9.

На рисунке 1 показано общее соотношение разных типов препятствий в ЕАЭС. На рисунке 2 отражено количество разных типов препятствий, применяемых каждым государством-членом.

Реестр препятствий

Информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» — это возможность составить обращение о потенциальном препятствии для функционирования единого внутреннего рынка государств-членов ЕАЭС, в котором необходимо изложить ситуацию, возникшую у Вас или Вашей организации.

Данный интернет-портал был создан с целью формирования реестра нарушений и последующей работы с ними в рамках ЕЭК. Портал создан для получения информации «снизу», то есть непосредственно от предпринимателей, которые столкнулись с неправомерными препятствиями на рынках ЕАЭС при осуществлении деятельности. Любой желающий может обратиться в ЕЭК с заявлением о препятствии, которое возникло из-за нарушения страной-членом ЕАЭС права Союза. На интернет-портале также можно ознакомиться с реестром нарушений и работой ЕЭК по их устранению.

Веб-сайт

Единый таможенный тариф

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) – свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД). ЕТТ ЕАЭС утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

В рамках ЕТТ существует возможность предоставления тарифных льгот, условия и механизм применения которых обозначены в приложении 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы предоставляются в отношении ввозимых на территорию Союза товаров и представляют собой освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Участникам ВЭД также следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.36 Договора о ЕАЭС в отношении товаров, импортируемых из развивающихся и наименее развитых стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ЕТТ. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (в скором времени утратит силу). Новый перечень таких товаров определен Решением Совета ЕЭК (вступает в силу с 28 августа 2017 г.).

В договоре о ЕАЭС также устанавливаются правила определения объема квот в отношении сельскохозяйственных товаров. Такие правила определяют максимальный объем сельскохозяйственной продукции определенного вида, разрешенный к ввозу на территорию ЕАЭС. Квота предоставляется на разные группы товаров и способствует развитию импортозамещения. Объемы квот определяются Коллегией ЕЭК каждый год.

Веб-сайт

Технические регламенты

Технический регламент Евразийского экономического союза – документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты Евразийского экономического союза принимаются для обеспечения реализации первоочередных интересов в сфере безопасности.

В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС принимаются технические регламенты Союза.

Продукция, в отношении которой принят технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение в рамках Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, которые установлены техническим регламентом ЕАЭС. Страны-участницы ЕАЭС обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Продукция, которая прошла процедуры оценки соответствия, маркируется единым знаком обращения товаров ЕАЭС.

Со дня вступления в силу технического регламента на определенный вид продукции на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные национальными законодательствами, не применяются. Таким образом, получение документов, подтверждающих соответствие техническим регламентам ЕАЭС, дает возможность продукции беспрепятственно обращаться на территории Союза.

Подтверждение соответствия продукции техническим регламентам осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Применение одной из этих форм зависит от степени риска причинения вреда от использования продукции. Существует несколько схем оценки (подтверждения) соответствия: 6 схем декларирования и 9 схем сертификации. На схеме изображено применение различных форм соответствия в зависимости от риска. Более подробную инструкцию по применению схем декларирования / сертификации, а также по всей необходимой документации можно найти в презентации на сайте ЕЭК.

Перечень сфер, по которым применяются технические регламенты ЕАЭС:

  • Пиротехнические изделия;

  • Средства индивидуальной защиты;

  • Упаковка;

  • Продукция, предназначенная для детей и подростков;

  • Игрушки;

  • Парфюмерно-косметическая продукция;

  • Продукция легкой промышленности;

  • Автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и мазут;

  • Низковольтное оборудование;

  • Машины и оборудование;

  • Лифты;

  • Оборудование для работы во взрывоопасных средах;

  • Аппараты, работающие на газообразном топливе;

  • Электромагнитные технические средства;

  • Зерно;

  • Пищевая продукция;

  • Соковая продукция из фруктов и овощей;

  • Масложировая продукция;

  • Специализированная пищевая продукция, в том числе диетическое лечебное и профилактическое питание;

  • Пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства;

  • Маломерные суда;

  • Оборудование, работающее под избыточным давлением;

  • Смазочные материалы, масла и специальные жидкости;

  • Молоко и молочная продукция;

  • Мясо и мясная продукция;

  • Мебельная продукция;

  • Взрывчатые вещества и изделия на их основе;

  • Железнодорожный подвижный состав;

  • Высокоскоростной железнодорожный транспорт;

  • Инфраструктура железнодорожного транспорта;

  • Колесные транспортные средства;

  • Автомобильные дороги;

  • Сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и прицепы к ним;

  • Табачная продукция.

Веб-сайт

Единый знак обращения товаров ЕАЭС

Маркировка единым знаком обращения, в соответствии с Договором о ЕАЭС, является одной из мер по развитию экспорта.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения» изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом ЕАЭС процедуры оценки соответствия на территории любого из его государств-членов, что подтверждено соответствующими документами.

Единый знак обращения наносится в соответствии со следующими правилами: Изображение должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено; Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Таможенного союза.

Специальные требования предъявляются к маркировке лекарственных средств для медицинского применения и ветеринарных лекарственных средств в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 3 ноября 2016 г. №76. Также особые требования предъявляются к маркировке меховых изделий в связи с Соглашением о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 года.

Продукция, прошедшая все проверки и соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС (перечень в разделе Технические регламенты), должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке Союза (Eurasian Conformity, ЕАС):

Для маркировки медицинских изделий применяется следующие изображения:

Маркировка изделий из натурального меха

Маркировка меховых изделий обязательна для всех участников оборота товаров: производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке:

  • Предметы одежды из норки;

  • Предметы одежды из норки;

  • Предметы одежды из нутрии;

  • Предметы одежды из песца или лисицы;

  • Предметы одежды из кролика или зайца;

  • Предметы одежды из енота;

  • Предметы одежды из овчины;

  • Предметы одежды прочие.

Последовательность действий при маркировке меховых изделий:

  1. Регистрация в Информационном ресурсе маркировки с помощью электронной подписи;

  2. Описание товара в Личном кабинете;

  3. Подача заявления на изготовление контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ);

  4. Оплата изготовления КиЗ (стоимость вшивного КиЗ – до 15 рублей, стоимость клеевого КиЗ – до 15 рублей, стоимость накладного (навесного) КиЗ – до 22 рублей);

  5. Получение КиЗ от эмитента;

  6. Маркировка изделий;

  7. Фиксация факта маркировки в Личном кабинете Информационного ресурса маркировки.

Веб-сайт

Региональные торговые соглашения

Участникам ВЭД следует обратить внимание на то, что при заключении РТС с другими странами у ЕАЭС есть компетенция создавать зоны свободной торговли с другими странами, но только в отношении товаров. Таким образом, страны ЕАЭС в каждом конкретном случае решают включать ли вопросы торговли услугами или нет. Такой порядок тормозит развитие Союза, не позволяя заключать глубокие соглашения, так как сегодня в мировой торговле доля торговли услугами постоянно растет, а отсутствие компетенции ЕАЭС в этом вопросе делает соглашения с Союзом не конкурентоспособными по отношению к другим странам. Существенным пробелом в политике ЕАЭС следует признать и отсутствие у Союза компетенции по заключению инвестиционных соглашений с третьими странами.

Тем не менее, у ЕАЭС уже действует региональное торговое соглашение с Вьетнамом. В данный момент ЕАЭС находится на стадии ведения переговоров и подготовки к заключению региональных торговых соглашений (РТС) с некоторыми странами (Иран, Египет, Сингапур, Китай).

Зона свободной торговли с Вьетнамом

Соглашение ЕАЭС-Вьетнам о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) было подписано 29 мая 2015 г. (вступило в силу 5 октября 2016 г.).

В соглашении речь идет прежде всего о взаимной отмене торговых пошлин на товары (не распространяется на услуги). Согласно документу, отмена ввозных таможенных пошлин вьетнамской стороной не охватывает только 12% товарной номенклатуры, по большинству из которых у стран Союза отсутствует экспортный интерес.

По соглашению Вьетнам открывает рынок для многих товаров экспортного интереса стран Союза:

  • сельскохозяйственный сектор: говядина, свинина и птица, мясная переработанная продукция, консервированная рыба, семена, мука, молочная продукция, сыр, растительное масло, корма для животных, алкогольная продукция;

  • промышленный сектор: драгоценные камни, шины, асбест, трубы, прокат, корабли, механическое оборудование, электронное оборудование, детали для автомобилей, изделия из стали, сельхозтехника, автобусы, легковые автомобили, грузовики, нефтепродукты.

По данным ЕЭК, группами товаров, которые в наибольшей степени экспортируются из России во Вьетнам (по состоянию на 2016 г.) являются:

  • Минеральные продукты;

  • Недрагоценные металлы и изделия из них;

  • Продукция химической промышленности;

  • Машины, оборудование, транспорт;

  • Пластмассы и резина;

  • Готовые пищевые продукты.

По данным Таможенной службы Вьетнама в 2017 г. в топ-10 импортируемых товаров входят следующие группы:

  • Машины, оборудование, станки, инструменты;

  • Компьютеры, электроника, запасные части и другие компоненты;

  • Текстиль, кожа, материалы для производства обуви, вспомогательные материалы;

  • Телефоны, мобильные телефоны, компоненты;

  • Железо и сталь;

  • Пластик;

  • Нефтепродукты;

  • Другие основные металлы;

  • Пластиковые продукты;

  • Химические продукты.

Российским экспортерам следует обратить внимание на то, какие товары в большей степени требуются Вьетнаму и какую нишу можно занять. Так, например, во Вьетнаме высока потребность в материалах для производства одежды и обуви, которые в данный момент не являются основной статьей экспорта из России во Вьетнам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *