Элементы политической сферы

Контрольная работа по теме «Человек и общество» 8 класс

  1. Ученые определяют общество как

А) многообразие формы и проявления живой природы

Б) Совокупность природных и социальных сил

В) обособившуюся от природы часть мира, включающую в себя формы и способы взаимодействия людей

Г) весь окружающий человека мир 2. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в узком смысле понимают

А) форму государственного устройства

Б) деятельность людей по созданию благ и услуг

В) способ осуществления власти

Г) определенный этап исторического развития 3. Какой пример иллюстрирует позитивное влияние общества на природу?

А) загрязнение моря нефтепродуктами

Б) уничтожение поселка во время извержения вулкана

В) ограничение охоты на некоторые виды птиц

Г) вырубка леса для строительства дороги

4. Загрязнение воздуха и воды, вызванные выходом из строя очистных сооружений на химическом заводе, служит примером взаимосвязи

А) общества и природы

Б) морали и права

В) науки и техники

Г) культуры и политики 5.В приведенном списке даны черты сходства человека и животных и отличия человека от животных. Выберите и запишите сначала в таблицу порядковые номера черт сходства , а затем – черт отличия . А) забота о потомстве Б) потребность в общении В) потребность в отдыхе Г) наличие сознания

Черты сходства

Черты отличия

6. Школьник готовится к контрольной работе. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) пройденный материал 1) объект деятельности

Б) школьник 2) субъект деятельности

В) школьный учебник 3) цель деятельности

Г) хорошая отметка 4) средство деятельности

Д) справочник

7. Какое понятие используют для характеристики человека как отдельно взятого представителя всего человеческого рода? А) индивидуальность Б) гражданин В) личность Г) индивид 8. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к политической сфере общества, и запишите цифры, под которыми они указаны А) выбора главы государства Б) церковное богослужение В) получение гражданином кредита Г) съезд правящей партии Д) строительство жилого дома 9. Какой пример характеризует человека как личность? А) У Матвея сломана нога Б) У Кости светлые волосы и голубые глаза В) Володя быстро устает во время утренних пробежек Г) Антон всегда уступает место пожилым людям в транспорте 10. Сергей собирается стать врачом. Он учится в 11 классе и занимается на подготовительных курсах медицинского университета. Ему приходится много времени уделять изучению биологии , читать научно-популярные статьи по медицинским проблемам. Что является целью этой деятельности? А) стать врачом Б) изучить биологию В) учиться в 11 классе Г) заниматься на подготовительных курсах 11. Обмен информацией , мыслями, чувствами ученые обозначают понятием а) свобода б) познание в) творчество г) общение

12. Верны ли следующие суждения об общении А. Общение является одной из важных потребностей человека Б, Желание общаться впервые проявляется у человека в школьном возрасте 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 13. Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации

Проявления оценки последствий А) насаждение единого стандарта потребления 1) позитивные Б) сближение народов и государств 2) негативные В) навязывание определенного образа жизни Г)стимулирование экономического развития Д) возникновение социокультурного единства человечества 14. Социальной потребностью человека является потребность в: 1) пище и воде; 3) физическом движении; 2) воздухе; 4) общении; 15. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны 1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью 2) Индивид – единичный представитель человечества 3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе 4) свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом 5) Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. 16. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? 1) сохранение исторического и культурного наследия 2) уплата законно установленных налогов и сборов 3) защита Отечества 4) участие в управлении делами государства 5) выбор профессии 17. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своём дворе. Это характеризует её как: 1)личность; 2) интеллигентного человека; 3) индивида 4) профессионала 18. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную ( общественную) динамику. Найдите два выпадающих из этого ряда термина и запишите их номера. 1)прогресс 2)структура 3) эволюция 4)реформа 5) революция 6)система 19 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий и запишите цифру, под которой оно указано 1) познание 2) игра 3)труд 4)общение 5) деятельность

20. Что из перечисленного относится к духовной сфере общества? а) внесение поправок в Конституцию б) съемка нового телесериала г) открытие приюта для бездомных г) строительство нефтепровода 21. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения? а) экономической б) социальной в) политической г)духовной 22. Какие из перечисленных отношений связаны с социальной сферой жизни общества? а) глава государства и депутатов парламента б) режиссера и актеров театра в) продавца и покупателя в магазине г)родителей и детей 23. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества? а) предвыборная кампания б) создание произведения искусства в) научное открытие г) создание материальных благ 24. Что из перечисленного относится к политической сфере общества? а) . выплата пенсий б) выставка картин в) съезд партии г)продажа акций завода

Тест по теме «Типы общества». 8 класс

1.Что свойственно обществу традиционного типа? 1)преобладание сельского хозяйства в экономике 2)высокий уровень развития экономики 3)распространение компьютерных технологий 4)интенсивное развитие науки и техники 2.В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном управлении. К какому типу относится данное общество? 1)аграрное 2)индустриальное 3)традиционное 4)постиндустриальное 3.Оцените суждения А: Обществом называют всех людей, ныне живущих на Земле. Б: Обществом называют исторические периоды развития человечества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба высказывания 4) оба высказывания неверны 4. N – небольшое государство, в котором активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса, появляются новые города. К какому типу относится общество N? 1)традиционному 2)индустриальному 3)информационному 5. Что свойственно обществу постиндустриального типа? 1)механизация и автоматизация производства 2)преобладание устной информации над письменной 3)увеличение удельного веса крестьянства в составе населения 4)ведущая роль науки и информации в обществе. 6. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее ,преобразуя и извлекая из нее максимальную пользу. Его основой является частная собственность. Социальная мобильность населения высокая. Главным регулятором общественных отношений являются нормы права. К какому типу принадлежит это общество 1) традиционному 2)индустриальному 3)информационному 4)постиндустриальному 7. .Основу экономики страны Н. составляет коллективная собственность на землю. Особую роль в жизни людей играет религия. Социальный статус человека зависит от его происхождения. К какому типу принадлежит это общество 1) традиционному 2) индустриальному 3)информационному 4)постиндустриальному 8. Существуют различные значения понятия «общество». В каком варианте ответа это понятие используется в наиболее широком смысле? 1)общество любителей собак провело ежегодную выставку 2)древнеегипетское общество возникло в бассейне реки Нил 3)дворянское общество собралось вечером на веранде дачи 4)человеческое общество прошло в своем развитии ряд стадий. 9.Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике аграрного общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда. 1. развитое сельское хозяйство, 2. передача знаний от стариков к молодежи, 3. строгое следование традициям, 4. большая роль религии, 5. активное развитие науки.

Сферы жизни общества. 8 класс

1.Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?

а) предвыборная кампания б) создание произведения искусства

в) научное открытие г) создание материальных благ

  1. К экономической сфере общества относятся отношения между

а) несколькими народностями одной страны б) участниками биржевых торгов

в) учителем и учеником г) бывшими супругами

3.Что из перечисленного относится к политической сфере общества?

а) . выплата пенсий б) выставка картин в) съезд партии г)продажа акций завода 4. К политической сфере общества относятся отношения между а) инспектором ГИБДД и водителем автомашины б) кандидатом в депутаты и его избирателями в) тренером и его командой г) продавцом и покупателем в магазине 5. К какой сфере общественной жизни относится встреча кандидата в депутаты парламента с избирателями? а)экономической б) социальной в)политической г)духовной 6. Что из перечисленного относится к духовной сфере общества? а) внесение поправок в Конституцию б) съемка нового телесериала г) открытие приюта для бездомных г) строительство нефтепровода 7. К какой сфере общественной жизни относится работа органов здравоохранения? а) экономической б) социальной в) политической г)духовной 8.Какие из перечисленных отношений связаны с социальной сферой жизни общества? а) глава государства и депутатов парламента б) режиссера и актеров театра в) продавца и покупателя в магазине г)родителей и детей 9.К социальной сфере общества относятся отношения между а) правительствами государств б) предпринимателями одного государства в) государством и предпринимателем г) государством и пенсионером 10. Какие из перечисленных отношений связаны с экономической сферой жизни общества а) производителя товара и его покупателя б)учителя и ученика в) глав соседних государств г). правонарушителя и адвоката 11.Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом Б. Духовная сфера общества- это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. а) верно только А. б) верно только Б. в) верны оба суждения г)оба суждения неверны 12. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Отношения

Сфера общества

А. Поставщика сырья и производителя товара

1. экономическая

Б. Избирателя и кандидата в депутаты

В. Лидера парламентской фракции и члена партии

2. политическая

Г. Покупателя и продавца

Сферы общественной жизни – это подсистемы общества, в рамках которых люди вступают в различные отношения. Элементы общества – это составляющие сфер общества. Другое название социального элемента – социальный субъект, то есть это отдельные индивид, группа или организация, основополагающая в каждой, конкретной сфере. Итак, рассмотрим основные сферы и элементы.

Экономическая сфера.

Экономическая сфера включает в себя процессы производства чего-либо, потребления, обмена. Если общество — организм, то экономическая сфера — это его физиологические процессы, благополучное течение которых гарантирует его нормальное существование. Главная сфера в процессе предпринимательской деятельности, а также в отношениях государства и экономики. Основные ее элементы – рынки, банки, деньги, налоги, производство товара и т.д.

Политическая сфера.

Политическая сфера – сфера управления обществом, национальными отношениями, связи человека и государства. От политической сферы во многом зависит жизнедеятельность остальных сфер. В воыременном обществе нетрудно заметить влияние политики на культуру и искусство, на образование и на экономику. Например, санкции сильно влияют на торговлю и предпринимательство, а неправильная оценка некоторыми государствами событий времен II Мировой войны вызвала отклик в творчестве исполнителей, писателей, журналистов, то есть повлияла на духовную сферу жизни общества. Ключевые элементы – политика, государство, политические партии, право, суды, парламент, армия и т.д.

Социальная сфера.

Социальная сфера включает в себя отношения между разными социальными и возрастными группами, а также принципы этих отношений. Эта сфера является первым показателем уровня благосостояния и комфортабельности проживания в государстве. Короче — это показатель благополучия и стабильности общественной жизни. Элементы – нации, классы, страты, семья, социальное обеспечение, здравоохранение.

Духовная сфера.

Основные процессы – формирование нравственных ценностей, их распространение и передача последующим поколениям. Элементы – культура, образование, мораль, этика и эстетика.

Иногда еще отдельно выделяют институт родства (институт брака и семьи) как сферу общества, связанную с отношениями между супругами и детьми, регулированием рождаемости и воспитанием молодежи. Элементы – муж, жена, ребенок, родственники, семейные отношения, брак.

Основные сферы общественной жизни

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Рис. 1. Сферы общественной жизни

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 2).

Рис. 2. Анкета

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

  • производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
  • производственные отношения — производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
  • политические нормы — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
  • политические коммуникации — отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство — художественное освоение мира;
  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности — познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

Социальный институт — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Листала в институтском читальном зале журналы, пришедшие за лето.
Есть такой научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». В редакционном совете — авторы школьных учебников. В конце этого журнала есть «журнал в журнале» — «Экономика и право в школе». Вот в этом-то разделе, в № 5 за этот, 2009 год, обнаружила статью «Итоговая аттестация в 9 классе по обществознанию: задания по экономике и комментарии к ним». Автора называть не буду; кому надо — найдет, а написать подобное могли бы многие, поскольку есть госстандарт.
Итак, цитирую без купюр:
«Задание 1. Выберите верное суждение:
К экономической сфере общества непосредственно относятся отношения между: 1) политическими партиями в ходе избирательной кампании; 2) участниками биржевых торгов; 3) учителем и учителями; 4) бывшими супругами по вопросу воспитания ребёнка».
А дальше идёт, собственно, комментарий:
«Понятие «экономика» обозначает широкую область в жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство страны в целом, различные стороны хозяйственной деятельности, финансы, денежное обращение и многое другое. В приведённом перечне отношения между партиями относятся к политической сфере жизни общества; отношения между учителем и учениками и бывшими супругами — к социальной и отчасти духовной сферам общественной жизни. А участники биржевых торгов вступают между собой в отношения по поводу покупки/продажи ценных бумаг или иных товаров, т.е. их отношения можно отнести к экономической сфере общественной жизни. Следовательно, верным будет ответ 2″.
А вот вопрос про совсем другую экономику:
«Задание 2. Верны ли следующие суждения об экономике:
а) экономика — это система ведения рационального хозяйства; б) экономика — это способ рациональной траты ресурсов?
1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) неверны оба суждения».
И вот такой комментарий:
«Термин «экономика» обозначает науку об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. Также под экономикой подразумевают рационально организованную деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения и обмена товаров и услуг. Одна из основных задач экономики — разрешение противоречия между естественным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей, т.е. наиболее рациональное использование ресурсов. Таким образом, оба суждения верны и следует выбрать ответ 3″.
Слову «ку», которое у аборигенов Кин-Дза-Дза означало всё хорошее, до смыслов слова «экономика» — как до Луны.
А ещё, оказывается, у «экономики» есть структура:
«Задание 3. Верны ли следующие суждения о структуре экономики?
а) в структуру экономики входят производители и потребители материальных благ; б) в структуру экономики не включаются торговые отношения?
1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) неверны оба суждения».
И комментарий:
«Экономическая сфера общества представляет собой производство, распределение, обмен товаров и услуг, следовательно, первое утверждение является верным. одной из основных составных частей экономических отношений являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. Таким образом, второе суждение — неверное, и следует выбрать ответ 1».

Tags: образование

35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности

Материальное производство — это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества.

Таким образом, материальное производство всегда есть явление общественное, направленное на то, чтобы совместными усилиями людей обеспечить материальные условия их совместного существования.

Теория материального производства разработана марксизмом.

Главной особенностью материального производства, которая служит его показательным отличием от любого другого вида производства (различные виды производства духовных продуктов и нематериальных благ), является наличие в процессах материального производства обязательного взаимодействия человека с природой.

Таким образом, в процессе материального производства человек воздействует на природу с помощью каких-либо средств труда. Поэтому в марксизме материальное производство, для реализации своих процессов, требует наличия трех компонентов:

1. Сырье — природный материал, который в процессе производства преобразуется в полезный для общества продукт.

2. Средства труда — то, с помощью чего обрабатывается сырье и изготавливается полезный продукт.

3. Человеческий труд — целенаправленная деятельность человека по созданию материального продукта.

Таким образом, процесс материального производства содержит в себе два основных вида отношений:

1. Отношения человека с природой в процессе производственной деятельности.

Эти отношения есть не что иное, как содержание самого процесса производства, а всё многообразие содержания процесса производства, весь его возможный диапазон видов и форм определяется совокупностью производительных сил, которые участвуют в материальном производстве.

Таким образом, производительные силы — это единство двух сторон материального производства:

— вещественной стороны производства, то есть применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспортных средств, управленческих систем, помещений производственного и вспомогательного назначения, предметов труда и т. д.

— и общественной стороны производства, то есть людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта и т. д.

2. Отношения человека с человеком в процессе производственной деятельности. Поскольку в производительных силах наличествуют люди, то между людьми в процессе производства возникают отношения определенного характера. Эти отношения есть не что иное, как отражение общественной стороны производства.

Содержание этих отношений в их всячески возможных вариантах объединяется единым понятием производственные отношения.

Производственные отношения людей многообразны и содержат такие элементы, как отношения собственности, административные отношения, отношения обмена деятельностью, разделение обязанностей и функций, распределение создаваемых продуктов, передача опыта, оказание услуг, кооперация, конкуренция, продвижение услуг, арбитражные действия и т. д.

Обособить и разделить между собой производительные силы и производственные отношения можно только теоретически, только условно, только для выработки рабочих понятий, выражающих в себе разнохарактерность двух основных видов отношений в процессе производства — отношений человека с природой и отношений человека с человеком.

В реальной же общественной практике эти два компоненты тесно переплетены, взаимосвязаны и подчиняются закону, который предопределяет характер их взаимоотношений и специфику их развития.

Это — закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Согласно этому закону, производительные силы объективно требуют вполне определенных производственных отношений, соответствующих их уровню и характеру. При соответствии производственных отношений производительным силам, последние успешно развиваются и эффективно применяются в производстве.

Но если производственные отношения не отвечают требованиям производительных сил, то они, рано или поздно, отмирают и замещаются другими производственными отношениями, которые соответствуют изменившимся производительным силам и способствуют их эффективному использованию и развитию в системе производства.

Таким образом, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил отражает закономерности в формировании особенностей способа производства того или иного общества и объясняет, почему любое производство всегда является конкретно-историческим по своему виду.

Таким образом, производство, как реальность исторического бытия, никогда не бывает явлением абстрактным, применимым универсально для любых условий потому, что конкретно-исторический характер каждого производства каждого конкретного общества определяется способом производства, который сложился в некотором конкретном единстве его производственных отношений и его производительных сил.

Следовательно, способ производства — это выражение единства производительных сил и производственных отношений, которые сложились на тот или иной исторический момент.

Это единство производительных сил и производственных отношений, создающее из себя картину способа производства, обеспечивает основные базовые характеристики данного общества. Следовательно, если меняется способ производства, то должны меняться и основные характеристики всего общества.

Способ производства любого общества меняется в ходе взаимодействия производственных сил и производственных отношений, но при этом меняется он исторически закономерно и неизбежно, что исторически неизменно и неизбежно наблюдается в наличии его следующих видов:

— первобытнообщинный способ производства,

— рабовладельческий способ производства,

— феодальный способ производства,

— капиталистический способ производства,

— коммунистический способ производства.

Говоря о способе производства, следует иметь в виду, что производство включает в себя не только процесс создания материальных благ, но и процесс собственного воспроизводства, то есть процессы создания материальных благ, подготовки рабочей силы и формирования производственных отношений, обеспечивающих его постоянное функционирование и возобновление.

Поэтому марксизм включает в производство не только те процессы, которые относятся к получению материального продукта, но и те процессы, которые относятся к его обмену, распределению и потреблению.

ОБМЕН — это акт взаимопаритетного перемещения какой-либо ценности между участниками производства. Обмен является следствием разделения труда, когда некий производитель выпускает какой-либо продукт с многократным превышением своих способностей к его потреблению, и одновременно с этим остро нуждается в каком-либо продукте, который производит не он сам, а какой-либо другой производитель.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — это единый процесс распоряжения готовым продуктом, который имеет две разные по специфике стороны:

1. Сторона распределения готового продукта между его производителями в соответствии с долями собственности или в соответствии с юридическими договорённостями.

2. Сторона распределения, которая является фазой воспроизводства, в которой происходит определение возвратной доли готового продукта, направляемого на нужды производственного процесса. Обычно готовый продукт возвращается в новый цикл своего воспроизводства в виде финансового капитала, которым он замещается в операциях рынка.

В этой воспроизводственной фазе распределения, к операциям по возврату доли продукта в производственные обороты, добавляются еще и такие операции распределения, как выявление пропорций размещения материальных активов по тем или иным направлениям, распределение финансовых средств и трудовых ресурсов по отраслям деятельности, по производственным предприятиям и по территориям.

Таким образом, вторая сторона распределения, то есть фаза воспроизводства, является переходной фазой между производством, как таковым, и потреблением, поскольку эта фаза содержит в себе момент выделения готового продукта для удовлетворения нужд общества.

Итак, распределение является связующим звеном между производством (обеспечивает пополнение материальных, финансовых и людских ресурсов) и потреблением (определяет долю произведенного продукта, которая вернется к производителю для воспроизводства и долю, которая уйдет на удовлетворение нужд общества).

ПОТРЕБЛЕНИЕ — это двоякий завершающий момент воспроизводства, в котором различают:

1. Производительное потребление, когда сырье, материальные ресурсы, финансы и людской материал вновь запускаются в производственные процессы.

Таким образом, производительное потребление создаёт продукт.

2. Непроизводственное потребление, когда произведенный продукт уходит из производства в сферу общественного потребления и потребляется человеком.

Таким образом, непроизводственное потребление уничтожает продукт.

Итак, производство призвано удовлетворять не только экономические потребности людей, но и потребности собственного развития.

Круг этих потребностей постоянно расширяется, и производство постоянно растет количественно и качественно. Таким образом, постоянным и основным стимулом развития производства являются социально-экономические потребности человеческого общества и технолого-сырьевые потребности самого производства.

Основные термины

ВОСПРОИЗВОДСТВО — процесс обеспечения непрерывного функционирования и возобновления производства.

МАРКСИЗМ — материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса.

ОБМЕН ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ — акт взаимопаритетного перемещения какой-либо ценности между участниками производства.

ОБЩЕСТВО — система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

ПОТРЕБЛЕНИЕ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЕ — использование произведенного продукта для удовлетворения общественных нужд.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ — потребление производством сырьевых, материальных, финансовых и людских ресурсов для создания материального продукта.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т. д., и людей как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — отношения людей в процессе производства.

ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ — процесс создания материальных благ.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ — с одной стороны, определение доли владения продуктом между производителями, а, с другой стороны, выявление возвратной доли продукта для нужд производства.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — исторически сложившийся способ добывания материальных благ.

СРЕДСТВА ТРУДА — то, чем и с помощью чего оказывается воздействие на предметы труда в процессе производственной деятельности (инструменты, техника, оборудование, здания).

СЫРЬЕ — природный материал, который в процессе производства преобразуется в полезный для общества продукт.

ТРУД — целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *