Элементы налоговой системы

Содержание

41. Налоговая система: понятие, элементы.

  • •1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
  • •2) Методы распределения и использования фондов денежных средств.
  • •3. Финансовое право как самостоятельная отрасль права. Предмет и метод правового регулирования
  • •1) По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:
  • •2) По субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
  • •8.Финансовый контроль. Понятие. Виды
  • •Виды финансового контроля
  • •Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
  • •11. Налоговый контроль: формы и методы осуществления.
  • •12. Центральный Банк рф. Правовое положение, задачи, структура, компетенция
  • •13. Полномочия цб рф, как мегарегулятора в области банковского регулирования и надзора.
  • •14. Органы федерального казначейства Министерства финансов рф. Задачи, структура, компетенция.
  • •Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
  • •15. Счетная палата рф. Порядок формирования. Задачи, структура, компетенция.
  • •Задачами Счетной палаты являются:
  • •16. Аудит. Виды. Аудиторское заключение.
  • •17. Бюджетное право рф. Предмет, место в системе финансового права.
  • •18. Источники бюджетного права. Общая характеристика и содержание Бюджетного кодекса рф.
  • •19.Бюджетные правоотношения: понятие, особенности и виды.
  • •20.Бюджет — центральный институт бюджетного права. Виды бюджетов.
  • •21. Бюджетное устройство. Принципы организации бюджетной системы.
  • •22. Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса. Принципы бюджетного процесса
  • •23. Стадия составления проекта федерального бюджета. Два этапа составления проекта.
  • •24.Стадия рассмотрения проекта федерального бюджета. Последствия непринятия федерального бюджета в первом чтении. Три бюджетных чтения.
  • •25. Стадия утверждения и принятия федерального бюджета. Право «вето» Государственной Думы на решение Совета Федерации о не принятии бюджета.
  • •26.Стадия исполнения федерального бюджета. Казначейская система исполнения федерального бюджета. Бюджетная роспись.
  • •27.Бюджетная классификация, понятие, структура и значение.
  • •28.Основные экономические характеристики бюджета, как экономической и правовой категории
  • •29.Бюджетные права рф в области бюджетного устройства.
  • •30.Бюджетные права субъектов рф в области бюджетного устройства.
  • •31. Бюджетные права органов местного самоуправления.
  • •32.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Меры применяемы к нарушителям бюджетного законодательства.
  • •33. Государственный кредит в Российской Федерации. Порядок эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
  • •34. Денежная система Российской Федерации.
  • •35. Денежное обращение и его основные формы.
  • •Формы денежного обращения :
  • •36. Валютные операции: понятие валюты и валютных ценностей. Резиденты и нерезиденты.
  • •37. Валютный контроль. Агенты валютного контроля.
  • •38.Налоговое право. Предмет и место в системе финансового права. Источники.
  • •39. Понятие и правовая природа налогов и сборов. Виды налогов. Соотношение и отличие налога от сбора, государственной и таможенной пошлины.
  • •41. Налоговая система: понятие, элементы.
  • •42. Понятие налоговой обязанности. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога и сбора.
  • •3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
  • •43. Общий порядок исполнения налоговой обязанности.
  • •44. Особенности исполнения налоговой обязанности при реорганизации и ликвидации юридического лица.
  • •45. Особенности исполнения налоговой обязанности недееспособного или безвестно отсутствующего физического лица.
  • •46. Зачёт и возврат излишне уплаченного или излишне взысканного налога (сбора) и пени.
  • •47. Правовой механизм устранения двойного налогообложения.
  • •48. Требование об уплате налога. Понятие, значение и содержание.
  • •49. Правовая природа и виды способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.(см. Ст. 73-77 нк рф)
  • •50. Залог имущества, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  • •51. Поручительство, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  • •52. Пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  • •54. Арест имущества, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
  • •55. Меры принудительного исполнения (взыскания) налоговой обязанности. Общая характеристика. Значение и виды.
  • •56. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. См ст 46 нк рф
  • •57. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет иного имущества налогоплательщика — организации.
  • •58. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет имущества налогоплательщика — физического лица.
  • •59. Налоговая декларация: понятие, порядок представления, внесения дополнений и изменений. Ответственность за уклонение и не предоставление декларации.
  • •60. Общие условия привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • •61. Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и освобождающие от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • •62. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
  • •64. Общие условия привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • •65. Налоговые правонарушения, ответственность за которые установлена нк рф для коммерческих банков.
  • •68. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • •69. Срок давности взыскания налоговой санкции.
  • •70. Налоговые санкции.
  • •71. Понятие налоговых споров и их классификация.
  • •72. Подведомственность и подсудность налоговых споров.
  • •73. Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров.
  • •75. Общая характеристика федеральных налогов и сборов.
  • •76. Ндфл. Плательщики. Объект налогообложения.
  • •77. Ндфл: ставки.
  • •78. Ндфл: виды налоговых вычетов.
  • •2. Вычет на ребенка (детей)
  • •79. Декларирование доходов физическими лицами.
  • •80. Акцизы. Плетельщики. Порядок исчисления и сроки уплыты. Перечень подакцизных товаров минерального сырья. Ставки акцизов.
  • •82. В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 нк рф.
  • •83. Налог на добычу полезных ископаемых Налог на добычу полезных ископаемых — это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 года.
  • •88. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  • •1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:
  • •91. Общая характеристика региональных налогов и сборов.
  • •92) Транспортный налог
  • •93) Налог на игорный бизнес
  • •94) Налог на имущество организаций
  • •96) Земельный налог
  • •97) Налог на имущество физических лиц
  • •98) Налоги на роскошь

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Какие бывают налоги в РФ

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. .

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. .

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог

ООО

ИП

Налог на прибыль

20%

НДФЛ

13%

НДС

10 или 18% (с 01.01.2019 — 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Акцизы

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

НДПИ

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

  1. УСНО

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы, с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами, с которой следует перечислить государству 15%.

Плюсы

Минусы

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

Закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить полученные за год доходы

В ФНС подается одна декларация по итогам года

При убытке уплачивается минимальный налог в размере 1% от величины доходов

Бухучет ведется в упрощенном варианте

Сумму налога можно уменьшить на сумму перечисленных страхвзносов

Недоступно открытие филиалов

Чтобы решить какой вид УСН выбрать, нужно изучить величину документально подтвержденных расходов. Если она составляет не менее 60% от суммы доходов, то выгоднее УСН 15%, если менее, то лучше выбрать УСН 6%.

Нюансы применения УСН см. в разделе «УСН».

  1. ЕНВД.

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Элементы налоговой системы

Элементы налоговой системы — это составляющие единой структуры, обеспечивающей на государственном уровне процедуры установления и уплаты обязательных государственных сборов. В статье приведены основные элементы налоговой системы РФ. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Налоговая система государства и ее элементы — тема в теории права исключительно важная, ведь именно за счет регулярных поступлений в бюджет государство может выполнять свою функцию по распределению благ и социальному обеспечению его граждан. Для четкого понимания механизма работы системы необходимо иметь представление о ее основных составляющих.

В статье речь пойдет об элементах налоговой системы России, которые, в соответствии с действующим законодательством и политикой государства, должны действовать взаимосвязанно и гарантировать комплексный подход к решению любой проблемы.

Перечень составляющих

Основные элементы налоговой системы РФ:

  • налоги и другие обязательные платежи и сборы, принятые на территории страны в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
  • налогоплательщики, плательщики сборов и взносов;
  • государственные органы, призванные осуществлять контроль за соблюдением законов в сфере налогообложения;
  • нормативно-правовая база, законодательная основа.

Этот список дан с учетом того, что налоговая система государства — это совокупность правоотношений по установлению и взиманию соответствующих обязательных платежей, вводимых высшими органами власти.

Краткое описание элементов

Налоги — это государственные сборы, установленные для граждан и юридических лиц за пользование определенными ресурсами, владение имуществом, с прибыли и доходов и т. д. Их вводят только на федеральном уровне, при этом сами поступления могут направляться и в местный бюджет. Также региональные власти наделены некоторыми полномочиями в сфере регулирования госсборов (определение ставки, сроков уплаты и т. д.).

Налогоплательщики — это лица, на которых возложена, в соответствии с законодательством, обязанность по расчету и уплате обязательных взносов в пользу казны. В их число входят как юридические лица, предприятия, так и физические (и не только индивидуальные предприниматели). Агентов, обязанных осуществлять перечисления за других лиц, также можно отнести к этой группе.

Госорганы — это ФНС и ее подразделения на региональном уровне, межрайонные инспекции, управления и т. д. Все они необходимы для осуществления централизованного управления и контроля за правильностью расчета и уплаты госсборов.

НК РФ стоит во главе законодательных актов в соответствующей сфере. На основании его норм могут приниматься другие федеральные, а также региональные законы. Приоритет перед НК РФ, в соответствии с Конституцией (Основным законом), есть только у международных договоров и соглашений.

Данный перечень не является исчерпывающим и дает общее представление о структуре налоговой системы, ее элементах и их взаимодействии.

Основные элементы налоговой системы

В России проведена масштабная налоговая реформа, начало которой было положено принятием первых глав второй части Налогового кодекса РФ в 2000 г. Данная реформа была направлена в основном на упрощение налоговой системы и снижение налогового бремени — как за счет уменьшения налоговых ставок и изменения правил исчисления и уплаты налогов, так и путем повышения эффективности процедур налогового администрирования.

Необходимость налоговой реформы 2000-х гг. была обусловлена и тем обстоятельством, что построение налоговой системы России в начале 1990-х гг. происходило в условиях форсированного перехода к рыночным условиям, что выражалось в резком уменьшении объема ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет. Масштабное сжатие бюджетных расходов в условиях экономического кризиса оказало свое влияние и на налоговую политику: пытаясь компенсировать существенное сокращение бюджетной поддержки экономических агентов, органы власти включали в налоговое законодательство большое количество налоговых льгот и освобождений, существование которых не было оправдано соображениями экономической эффективности. В результате налоговая система, созданная в течение 1990-х гг., оказалась недостаточно эффективной с фискальной точки зрения и не способствовала установлению конкурентных рыночных отношений и, в конечном счете, экономическому росту.

В российской налоговой системе произошли значительные изменения:

  • — законодательное закрепление новой налоговой системы, ее кодификация;
  • — снижение налоговых ставок (НДС, налог на прибыль);
  • — отмена прогрессивной шкалы налоговых ставок по подоходному налогу;
  • — реструктуризация перечней налогов по уровням бюджетной системы (исключение некоторых налогов, в том числе налога с продаж, налога на рекламу, налога на пользователей автомобильных дорог идр.);
  • — развитие стимулирующей роли амортизационных начислений;
  • — введение специальных налоговых режимов;
  • — отмена единого социального налога и введение вместо него страховых платежей.

В федеративных государствах налоговые системы представляют собой трехуровневую систему, обеспечивая финансирование федерального, регионального (субъектов Федерации) и местного (муниципального) бюджетов, которые являются финансовой основой соответствующих бюджетов. Общая нормативно-правовая база налогообложения устанавливается федеральными органами власти, однако региональные и местные власти имеют возможность в отношении региональных и местных налогов регулировать процентные ставки, сроки и порядок уплаты налогов. Налоговая система РФ представлена на схеме 3.3.

Элементом налоговой системы являются страховые налоги (платежи), направляемые во внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог в 2009 г. был трансформирован в страховые платежи, так же как и ранее, направляемые во внебюджетные социальные государственные фонды.

Некоторые из общефедеральных налогов (налог на прибыль, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых) являются «расщепляемыми», т.е. в определенных пропорциях зачисляются и в федеральный, и в региональные бюджеты.

Для обеспечения финансирования территорий из общефедеральных налоговых платежей формируются фонды поддержки территориального развития, которые передаются в региональные бюджеты в виде трансфертов. Часть региональных налогов в виде трансфертов передается в местные бюджеты.

Схема 3.3. Виды налогов в РФ

Общей основой функционирования налоговой системы является определение следующих базовых для налогообложения условий:

  • — объект налогообложения;
  • — налогооблагаемая база;
  • — налоговые ставки;
  • — налоговый период;
  • — порядок исчисления налога;
  • — порядок и сроки уплаты налога.

Каждый из налогов имеет самостоятельный объект налогообложения, в качестве которого могут выступать объем реализации продукции (услуг), имущество, прибыль, доход, имеющие стоимостную количественную или физическую характеристику. Так, объектом налога на добавленную стоимость является реализация товаров (работ и услуг); налога на доходы физических лиц — доходы налогоплательщиков; налога на прибыть — доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Классификация объектов налогообложения представлена на схеме 3.4.

При выплате налогов налогоплательщик определяется по итогам каждого налогового периода (квартал, год) на основе регистров бухгалтерского учета исходя из особенностей объекта налогообложения. При определении налогооблагаемой базы отдельные виды доходов могут уменьшаться на сумму налоговых освобождений, льгот, вычетов, что ведет к изменению налогооблагаемой базы. Расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций предполагает определенное, установленное законом, структурирование и доходов и расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу. Основные структурные элементы, необходимые для определения базы по этому налогу, представлены на схеме 3.5.

Схема 3.4. Классификация объектов налогообложения

Схема 3.5. Классификация доходов при определении налога на прибыль

Уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль с помощью расширения издержек, включенных в расходы, является одним из направлений развития стимулирующей функции данного налога.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливается в процентах к налогооблагаемой базе.

Опыт развитых стран в области величины налоговых ставок дает примеры их различия в зависимости от доли социальной нагрузки государства, уровня развития бизнеса, традиций. Сравнительная структура налоговых ставок представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Налоговые ставки (межстрановое сопоставление), в %

Страна

Налог на доходы корпораций

НДС

Ставка подоходного налога

минимальная

максимальная

Россия

США

нет

39,6

Япония

37,5

Франция

56,8

Великобритания

25—35

17,5

Германия

Австрия

Бельгия

Дания

34—40

24,5

Италия

Нидерланды

40—35

18,5

35,1

Норвегия

23,1

53,5

Финляндия

25,8

57,8

Люксембург

18,5

10,5

58,8

Швеция

23,5

Источник: по данным Минфина РФ.

При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35—45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП), и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие как США и Япония), где нагрузка находится в диапазоне 25—30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП.

Среди стран, относящихся к категории «развивающиеся рынки», также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30—40% ВВП, и остальные, для которых типична нагрузка 20—30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в ненефтегазовом секторе нашу страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже).

Межстрановой анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальные платежи (в сумме они составляют от 18 до 28% ВВП), а также подоходного налога (8—10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23—28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3—7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Южная Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3—5% ВВП).

В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц — менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35—37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется той ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю, прежде всего экспортные пошлины и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других стран они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.

В РФ нет прогрессивных ставок налогообложения, т.е. их повышения в соответствии с величиной соответствующей налогооблагаемой базы. Однако по отдельным налогам существует дифференциация налоговых ставок в зависимости от вида дохода.

Регрессивные налоговые ставки до последнего времени применялись при определении единого социального налога. С 2010 г. система регрессии изменена. Установлена единая ставка в 32%, но налоговая база ограничена максимально нормируемой величиной фонда оплаты труда работника (примерно 400 тыс. руб.).

По отдельным налогам существуют перечни ставок, которые определяют величину налогов в зависимости от товарных групп (акцизы) или конкретных объектов налогообложения и их особенностей. Последнее относится к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Здесь учитываются особенности месторождений, технологии добычи, а также динамика мировых цен. Налоговая ставка для нефтедобычи корректируется специальным коэффициентом, учитывающим средние за налоговый период цены нефти в долларах США и средний курс доллара к рублю, устанавливаемый Центральным банком. В условиях

изменчивой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей величина НДПИ, поступающая в бюджет, подвержена колебаниям.

В условиях мирового экономического кризиса была снижена ставка налога на прибыль (с 24 до 20%), внесены изменения в администрирование НДС и НДПИ, что в целом привело к некоторому снижению налогового бремени на бизнес. Однако дискуссии о снижении ставки НДС (с 18 до 13%), что в значительной степени способствовало бы освобождению финансовых ресурсов, прежде всего в обрабатывающей промышленности, не завершились принятием соответствующих решений. Аргументом является существенное выпадение бюджетных доходов, не компенсируемое их объемами или другими налогами.

Наряду с общими правилами и нормами налогообложения в РФ существует несколько специальных налоговых режимов, которые в ряде случаев изменяют принципы формирования налогооблагаемой базы и величину налоговых ставок.

К таким режимам относятся:

  • — система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • — упрощенная система налогообложения;
  • — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП).

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, которые в специальном режиме освобождаются от уплаты ряда налогов: на прибыль организаций, НДС, налога на имущество и ряда других налогов. В этих случаях налогооблагаемой базой являются денежные доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 6% доходов, уменьшенных на величину расходов.

Упрощенная система налогообложения применяется к организациям и индивидуальным предпринимателям, у которых доход за девять месяцев текущего года не превышает 20 млн руб., но подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменения потребительских цен. При применении данного вида специального режима не выплачиваются НДС, налог на прибыль. Налогоплательщик в качестве базы налоговых платежей может выбрать либо величину доходов, и тогда ставка составит 6%, либо доходы, уменьшенные на величину расходов, при ставке налога 15%.

Единый налог на вмененный доход устанавливается на отдельные виды деятельности: оказание бытовых услуг, услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, розничной торговли, общественного питания и в других случаях, когда можно определить потенциально возможный доход, базовую доходность на ту или иную единицу физического показателя деятельности (число работающих, количество автомобилей, торговая площадь и т.д.). В данном случае налоговая ставка составляет 15% величины вмененного дохода.

Соглашения о разделе продукции заключаются между государством и иностранными инвесторами в области добычи полезных ископаемых. Инвестор освобождается от выплат ряда региональных и местных налогов. Существует две особенности определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Во-первых, инвестор выплачивает налог только со стоимости прибыльной продукции, принадлежащей ему, а не со всего объема получаемой прибыли, так как она «разделена» в соглашении. Во-вторых, в расходы включены затраты инвестора, понесенные до момента получения прибыли (возмещенные расходы).

  • По данным Минфина России.

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.

Налоговая система РФ кратко

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации — это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Принципы построения налоговой системы РФ

Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

  • Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
  • Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
  • Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
  • Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
  • Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

Структура налоговой системы РФ

Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

Уровни налоговой системы РФ

Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

  • Федеральный.
  • Региональный.
  • Местный.

Налоговая система: классификация налогов в РФ

Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:

  • Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
  • Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
  • Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.

Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.

Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

  • Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
  • Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
  • Способы и виды контроля в налоговой сфере.
  • Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
  • Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
  • Принципы установления налогов.
  • Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
  • Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

Функции налоговой системы

Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

  • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
  • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
  • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
  • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
  • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

Понятие налоговой системы, ее важнейшие элементы

Совокупность установленных налогов не может в полной мере характеризовать налоговую систему страны, поскольку она представляет собой достаточно сложное образование. Перечень включенных в нее налогов отражает только одну из ее сторон. Понятие «налоговая система» намного шире и включает в себя также законодательство о налогах и сборах и государственные органы, обеспечивающие ее функционирование.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Для выполнения возложенных на нее функций налоговая система должна таким образом включать в себя следующие элементы:

  • 1) взаимосвязанная совокупность налогов и сборов, обеспечивающих первостепенные потребности государства для выполнения возложенных на него функций;
  • 2) законы, а в необходимых случаях, – и подзаконные акты, устанавливающие порядок установления, отмены, исчисления и уплаты налогов и сборов, систему контроля за соблюдением налогового законодательства и ответственность за его нарушение;
  • 3) государственные органы, уполномоченные заниматься налоговым администрированием.

Для целостной характеристики российской налоговой системы необходимо подробно проанализировать каждый из указанных ее элементов. В данной главе мы рассмотрим первый элемент – установленную систему налогов и сборов, классифицируя их по различным классификационным признакам. Два других элемента российской налоговой системы будут подробно исследованы в следующих главах данного учебника.

Классификация российской системы налогов и сборов по принадлежности к уровню власти

По своей общей структуре, принципам построения и перечню российская система налогов в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов РФ необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов, т.е. классифицировать по принадлежности к уровню власти. Частью первой НК РФ установлено в целом 13 видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налога. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие единые налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлено пять таких налогов. Классификация налогов по указанному признаку приведена в табл. 9.1.

Таблица 9.1. Классификация налогов РФ по принадлежности к уровню власти

Федеральные

налоги

Налоги, установленные специальными налоговыми режимами

Региональные

налоги

Местные

налоги

  • 1) акцизы;
  • 2) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • 3) налог на добавленную стоимость (НДС);
  • 4) налог на прибыль организаций;
  • 5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • 6) водный налог;
  • 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • 8) государственная пошлина
  • 1) единый сельскохозяйственный налог;
  • 2) единый налог при упрощенной системе налогообложения;
  • 3) единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • 5) патентная система налогообложения
  • 1) налог на имущество организаций;
  • 2) налог на игорный бизнес;
  • 3) транспортный налог
  • 1) земельный налог;
  • 2) налог

на имущество физических лиц

Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение. В непродолжительной истории российской налоговой системы был четырехлетний период – этап неустойчивого налогообложения, когда органам власти субъектов РФ и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в России насчитывалось более сотни наименований и видов налогов.

Вместе с тем перечень федеральных налогов, хотя и установлен в НК РФ, может существенно изменяться решением федеральной законодательной власти. С 1 января 1999 г. (момента принятия и вступления в действие части первой НК РФ) были введены и через непродолжительное время отменены такие налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств, налог с продаж. Это возможно исключительно потому, что НК РФ не запрещает этого делать, а также в связи с тем, что в нем отсутствует положение о том, что введение нового налога должно сопровождаться отменой одного из действующих.

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны.

Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России

6. Отдельные виды налогов.
6.1. НДС – налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
1. организации;
2. индивидуальные предприниматели;
3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база:
— При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
— При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0, 10, 20 процентов.
В особых случаях применяется ставка 0%, согласно п.1 ст.164 НК РФ.
Ставка 10% применяется для ряда продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (п.2 ст.164 НК РФ):
— лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции,
— лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и
— лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
— медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 20% (в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ).
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты — суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы (выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур), которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
6.2. Налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ)
Налогоплательщики (ст.207 НК РФ):
— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации,
— физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговые резиденты фактически находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица (резидента) в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками (ст.209 НК РФ):
• от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
• от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Данный налог оплачивается через налоговых агентов, которыми являются (ст.24 НК РФ):
• российские организации;
• индивидуальные предприниматели;
• постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода.
При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы:
1) доходы, полученные в денежной форме;
2) доходы, полученные в натуральной форме;
3) доходы, полученные в виде материальной выгоды;
4) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.
Рассмотрим особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме и в виде материальной выгоды.
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен.
При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:
– оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
– полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
– оплата труда в натуральной форме.
Доход в виде материальной выгоды:
1) экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
2) приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок;
3) приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и ИП, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки (ст.224 НК РФ):
1) общая налоговая ставка в размере 13%;
2) налоговая ставка по дивидендам 13%;
3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9%;
4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30%;
5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35%.
При определении налоговой базы учитываются налоговые вычеты:

  1. Стандартные (3000, 500, 1400 рублей).
  2. Социальные (25 % суммы дохода, в сумме за обучение, за услуги по лечению, в размере стоимости медикаментов, но не более 120 тыс. руб.).
  3. Имущественные (в суммах, полученных от продажи недвижимости, но не более 1 млн. руб., иного имущества, но не более 250 тыс. руб., в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение недвижимости, но не более 2 млн. руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов).
  4. Профессиональные (20% суммы дохода инд. предпринимателя).

Право на стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. имеют следующие категории граждан:
• лица, пострадавшие при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
• лица, непосредственно участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
• инвалиды Великой Отечественной войны;
• инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы
• и другие (согласно пп.1 п.1 ст.218 НК РФ).
Право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. имеют следующие категории граждан:
• Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
• участники Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР;
• лица, находившиеся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;
• инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп;
• лица, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей и другие (согласно пп.2 п.1 ст.218 НК РФ) и другие.
Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

1 400 рублей — на первого ребенка;
1 400 рублей — на второго ребенка;
3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
6 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
6.3. Налог на прибыль (Глава 25 НК РФ)
Налогоплательщиками данного налога являются:
— российские организации,
— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
При этом под прибылью НК РФ понимает:
1) для российских организаций — полученные ДОХОДЫ, уменьшенные на величину произведенных РАСХОДОВ;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
3) для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
К доходам относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст.249 НК РФ);
2) внереализационные доходы (ст.250 НК РФ).
NB!! Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы определены ст. 251 НК РФ.
К расходам относятся:
— расходы, связанные с производством и реализацией (ст.253-256 НК РФ):
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы (ст. 260-264 НК РФ).
— внереализационные расходы (ст.265 НК РФ).
Ст. 270 НК РФ определяет перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения.
При этом, налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Также налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, при этом:
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет;
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
Указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Налоговым периодом (ст.285 НК РФ) признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст.286 НК РФ).
6.4. Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ)
Налогоплательщики (ст. 373 НК РФ):
— организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Объект налогообложения (ст. 374 НК РФ):
— для российских организаций признается недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;
— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.
Не признаются объектами налогообложения (п.4 ст. 374 НК РФ):
— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
— объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Согласно п.1 ст. 376 НК РФ, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.379 НК РФ).
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст.379 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 % (ст. 380 НК РФ).
Налоговые льготы в соответствии со ст. 381 НК РФ распространяются на:
— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий.
> Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации

Характеристика элементов построения налоговой системы РФ

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри, так и внешне системных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.

Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.

Акциз — федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в действие федеральным законодательством и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.

Поэтому в ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видам подакцизных товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья -по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БК РФ.

Такая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.

Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однако такое положение существовало не всегда.

До введения НК РФ в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных налогов. Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех видов местных налогов двадцать видов были необязательными. Как открытый перечень налогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.

Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.

Так как в истории российской налоговой системы был четырехлетний период — этап неустойчивого налогообложения, когда органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в России насчитывалось более сотни наименований и видов налогов.

Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень установлен в НК РФ, может изменяться только решением федеральной законодательной власти. С момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие «экзотические» налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств.

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги — роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.

На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС — 29,7%, НДПИ — 14,9%, налог на прибыль организации — 8,3%, акцизы — 1,8% и т.д. Треть бюджета формируется за счет косвенного налогообложения.

Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны — их доли в общей сумме налоговых поступлений.

На сегодняшний день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *