Электронные магазины для малых закупок уже есть в 10 регионах и эта система постоянно развивается. В первую очередь она создана для заказчиков, чтобы они могли проводить закупки малого объема в форме мини-аукционов, тем самым увеличивая конкуренцию. Объем таких закупок региональных заказчиков составляет около 3 млрд руб. в год. Торги нужны и для того, чтобы избежать коррупционных моментов. При этом есть риск, что электронные магазины начнут «размножаться», как площадки по 223-ФЗ, и станут неуправляемыми, отмечают эксперты.
Закупками малого объема считаются заказы, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. (последнее – для государственных или муниципальных образовательных, культурных и иных учреждений, перечисленных в п.5.ч.1.ст.93 44-ФЗ), а заказчик имеет возможность заключать контракт напрямую с единственным поставщиком. Система закупок через электронный магазин предполагает формирование и публикацию в интернете потребности заказчика в необходимых товарах, работах, услугах и размещение поставщиками в системе своих предложений. В таком магазине можно поторговаться за такие товары, как информационные стенды, хозтовары и канцелярская продукция, компьютеры, оргтехника и т.д.. Есть и закупки на поставку продуктов питания – прежде всего молочной продукции, мяса и овощей.
Как утверждают эксперты, подобная организация закупочной деятельности у субъектов малого бизнеса позволит собрать конкурентные предложения на едином ресурсе и позволит заказчикам подписывать контракты по оптимальной стоимости.
Эффективность перевода малых госзакупок в электронный магазин уже доказана: в Московской и Волгоградской областях, где система была внедрена уже некоторое время назад, экономия бюджетных средств составила 7%.
В Иркутской области тоже есть электронный магазин, созданный с целью оптимизации малых госзакупок. Работа магазина организована по принципу электронной торговли и направлена опять же на повышение эффективности госзаказов. Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Максим Авдеев отметил, что такой механизм закупок расширит количество их участников, повысит уровень конкуренции и, тем самим, стимулирует хозяйственную деятельность МСБ, обеспечит экономию бюджетных средств и увеличит уровень гласности и прозрачности закупок.
В электроном магазине Самарского региона зарегистрировано 1260 организаций, из них 1105 – это организации с «самарской регистрацией». Совокупный объем малых закупок региональных заказчиков составляет порядка 3 млрд руб. в год, рассказала Наталья Катина, врио руководителя главного регионального управления организации торгов. В магазине действует механизм прямых закупок. В системе заказчики имеют возможность проводить мини-аукционы и выбирать нужный товар по приемлемой цене, а бизнес – представить свою продукцию и побороться за контракты малого объема.
Со следующего года и в Ставропольском крае заработает электронный магазин, в котором заказчик будет публиковать запросы на малые закупки, а поставщики – предлагать свои услуги. Закупаться через электронный магазин будут прежде всего краевые учреждения.
«OTC-маркет даст цифры по закупкам малого объема, что позволит консолидировать часть малых закупок в крупные и сэкономить бюджетные средства. Кроме того, сейчас каждый заказчик ищет поставщиков самостоятельно. Мы хотим их свести на одной платформе», – отметил Александр Шевченко, зампредседателя комитета Ставропольского края по госзакупкам.
Подобные системы работают и в Волгоградской, Иркутской, Тюменской областях. Но пока опыт реализации этой идеи в разных регионах не позволяет однозначно ее приветствовать, говорит Кирилл Кузнецов, эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру. «Для эффективной работы должен быть максимально простой механизм работы «пришел-купил», без специальных расчетов и обоснований, отчетностей. Второй ключевой элемент – широкий пул поставщиков, «полки» должны быть полными. Расходы на эксплуатацию магазина должны быть значительно ниже экономии от его использования. Если на разработку системы ушли миллионы и она позволяет экономить сотни тысяч – однозначно лучше работать без таких решений. Наконец, заказчик должен иметь возможность выбрать поставщика адресно, без магазина, если обнаружил лучшее, чем в магазине, предложение. Да и для участника закупки выведение продукции «на прилавок» должно осуществляться максимально оперативно и просто».
Илия Димитров, руководитель комитета по гозаказу и член президиума правления «Опоры России», отметил, что на фоне того, что контрактная система сегодня стала абсолютно недейственной, упрощенный формат закупок через электронный магазин – идея весьма положительная.
«44-ФЗ стал не читаем и не выполняем, он состоит из 500 листов и 200 нормативных актов, к тому же постоянные применяемые поправки только усугубляют его положение. Последние пять лет на повестке дня стол вопрос о переводе всех процедур в электронный вид, но сейчас ситуация в корне изменилась. Главная задача – упростить закупки и создать единые и понятные для всех правила игры. Электронный магазин – это как раз, то что упрощает госзакупки. Но есть опасения, что их станет слишком много, а о контроле этой системы пока никто не говорит. Также как и по 223-ФЗ сейчас очень много площадок, которые растут как грибы, могут возникать и электронные магазины. Важно задуматься об их реальной эффективности и пользе для экономии бюджетных средств», – комментирует Т94 Илия Димитров.
Брянская областная Дума осуществляет закупку товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и нормативных правовых актов по контрактной системе Брянской области. (дополнительная информация)
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информация о закупках товаров, работ, услуг для нужд Брянской областной Думы размещается на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru. (Нормирование в сфере закупок, План-график 2016, План-график 2017, План закупок 2018, План-график закупок 2018, Текущие закупки, Реестр контрактов).
Уполномоченным органом, на который возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд Брянской области, в том числе нужд Брянской областной Думы является Управление государственных закупок Брянской области.
Органом по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд Брянской области, в том числе нужд Брянской областной Думы является Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области.
Органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок при обеспечении нужд Брянской области, в том числе нужд Брянской областной Думы, в соответствии с полномочиями, возложенными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является Контрольно-ревизионное управление администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области
В начале декабря в Сургутском районе запустили новый сервис – электронный магазин для муниципальных закупок в малых объёмах. Наш муниципалитет стал первым в Югре, реализовавшим совместный проект с федеральной электронной торговой площадкой (РТС-тендер).
За два месяца работы площадки на сайте уже появилось более двух тысяч закупок, и их количество продолжает расти. В районной администрации рассказали, почему новый портал вызвал такой ажиотаж, и каких плюсов удалось добиться благодаря новой системе.
Существенная экономия
44-й федеральный закон позволяет заключать договора по малым закупкам до 400 тысяч рублей без применения конкурентных способов. Районную администрацию такой формат не устраивает. Поэтому и возникла идея перевода малых закупок в электронный формат.
– Электронный магазин позволяет проводить через систему любую закупку, даже при минимальной стоимости, что гарантирует существенную экономию. А ведь это главный плюс. За время работы площадки из 32 миллионов рублей, выделенных на закупки в электронном магазине, удалось сэкономить 1 миллион 300 тысяч, – говорит Вениамин Матаев, председатель комитета экономического развития районной администрации.
Прозрачность закупок
Ещё одно преимущество новой системы – прозрачность. Раньше заказчик, не проводя никакого отбора, находил поставщика и по фиксированной цене заключал с ним контракт. Электронный магазин исключает такой расклад, и, соответственно, снижает коррупционный риск. Процесс становится открытым.
– Теперь заказчики заключают контракт не с конкретным исполнителем, а через электронный магазин. Заявиться может любая фирма, квалифицированная исполнять услугу. Побеждает претендент, предложивший наиболее низкую цену, – поясняет Юлия Маркова, заместитель главы администрации Сургутского района.
Здоровая конкуренция
Задача электронного магазина – расширить пул поставщиков, существующих сегодня в Сургутском районе. Добиться этого можно с помощью конкуренции на торгах. Каждая закупка размещается заказчиком не менее чем на два дня. Как показывает практика, этого времени достаточно для поиска поставщика услуги. И даже на выполнение работ или поставку товаров в отдалённые поселения есть спрос.
– Если же в течение двух дней закупка не состоялась, то заказчик может заключить бумажный контракт по старым процедурам. Сейчас система только внедряется, но думаю, что со второго полугодия мы исключим возможность заключения контрактов на бумажном носителе и полностью перейдём на электронный формат, – сообщает Вениамин Матаев.
Востребованность в районе
Более 23 регионов России уже присоединились к этой системе. Это удобный и эффективный электронный магазин для быстрых и гарантированных сделок. Средняя цена закупки в магазине – 45 тысяч рублей. В масштабах площадки – это колоссальные деньги, которые тратят заказчики. Этот инструмент позволяет контролировать процесс, точно знать, что и у кого покупают и, самое главное, где остаются деньги.
– Это особенно актуально для Сургутского района. Поскольку сумма одного контракта для бюджетных учреждений составляет до 400 тысяч рублей. Они могут тратить на это половину своего бюджета. Если говорить о сельских поселениях, в приоритете представленных в Сургутском районе, они могут тратить на эти цели весь бюджет, – объясняет В. В. Матаев.
Удобный функционал
Создатели площадки постарались сделать интерфейс максимально доступным, чтобы система закупок была понятна любому пользователю. На данном этапе электронный магазин Сургутского района среди всех электронных магазинов России показывает наибольшую эффективность: сходу зашли заказчики, активно размещаются поставщики в закупках и т. д.
– Это, в первую очередь, инструмент поддержки бизнеса. В среднем около 85 процентов поставщиков, представленных на площадке, – это малое и среднее предпринимательство. Сургутский район показывает хорошие результаты. Для нас это некий образец. Опыт Сургутского района мы уже начали проецировать на другие регионы России, – рассказал Андрей Ерёмин, заместитель коммерческого директора федеральной электронной площадки РТС-тендер.
СПРАВКА:
Пилотным регионом выступила Московская область. Программа показала свою эффективность уже за первые несколько недель, после чего другие регионы стали активно включаться в систему. В среднем на одну закупку приходится 2,4 заявки. Большинство заявок (около 40 процентов) – это продукты питания, затем идёт поставка оборудования и бытовой химии.