Юрковец Алина Петровна, Крот Дарья Сергеевна
Барановичский государственный университет
Успешное рассмотрение дел об административных правонарушениях в определенной мере зависит от оперативного использования юрисдикционным органом (должностным лицом) специальных познаний и технических средств путем личного и непосредственного их применения с помощью эксперта, специалиста, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Эффективность использования специальных познаний и технических средств находится в прямой зависимости не только от своевременного назначения эксперта на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, полноты и конкретности сформулированных вопросов, но и от того, насколько умело и широко представлены в оценке обстоятельств административного правонарушения данные различных отраслей познания (медицина, техника и др.), а также от правильно выбранного эксперта и специалиста, определения времени производства экспертизы, тщательности и полноты подготовки объектов и материалов, подлежащих исследованию.
Использование специальных знаний в различных формах характерно для всех видов правоохранительной деятельности, в том числе и для административного процесса. Традиционно формами использования специальных знаний криминалистика называет: участие специалиста при производстве процессуальных действий, а также назначение и производство экспертизы .
Согласно ч. 1 ст. 4.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) экспертом является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, которому судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, поручено производство экспертизы .
Участие сведущих лиц в административном судопроизводстве повышает эффективность следственных действий. Так, эксперт способен ввести дополнительную информацию, которая могла быть пропущена следователем в силу его некомпетентности в отдельных вопросах.
Сущность судебной экспертизы состоит в производстве анализа по заданию суда, лица или органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, сведущим лицом (экспертом) в отношении предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также в отношении различных документов, который производится в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам такого исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом источников доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем, — доказательствами .
Заключение судебного эксперта дается в письменной форме и состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов .
Вводные части заключений различных видов экспертиз оформляются с рядом особенностей .
Исследовательская часть экспертного заключения представляет собой стадию анализа. Структурно ее можно представить следующим образом: описание; исследования; синтезирование .
В ней описываются процесс исследования и его результаты, дается научное обоснование установленным фактам. Описание должно соответствовать решаемым вопросам по своей структуре. Детально описываются выявленные следы, забираемые пробы и другие проведенные действия .
Исследовательская часть излагается языком, понятным для лиц, не имеющих специальных знаний. Использованные специальные термины должны разъясняться, либо судебный эксперт должен указать источник, где такого рода разъяснения содержатся .
В заключительной части заключения эксперта содержатся ответы на вопросы, содержащиеся в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Эксперт формулирует выводы исключительно на основании проведенных им исследований, руководствуясь при этом только требованиями законодательства. На каждый из поставленных вопросов дается ответ по существу либо указывается на невозможность его разрешения. Выводы об обстоятельствах, по которым судебному эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в процессе исследования, излагаются в последнюю очередь .
Ст. 10.15 ПИКоАП устанавливает, что экспертиза назначается в случаях, когда при осуществлении административного процесса необходимы специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности.Постановление о назначении экспертизы обязательно для исполнения экспертом, экспертным учреждением, которым оно адресовано и в компетенцию которых входит проведение данной экспертизы .
Экспертиза кроме специалистов экспертных учреждений может быть проведена другими лицами, обладающими необходимыми знаниями, с их согласия .
Лицензиат — организация, не являющаяся государственным судебно-экспертным учреждением, и индивидуальный предприниматель, имеющие специальное разрешение (лицензию) с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги — судебно-экспертная деятельность .
Экспертиза — основная процессуальная форма использования специальных познаний в производстве по делам об административных правонарушениях. Экспертиза назначается в тех случаях, когда в процессе производства по делу возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Сущность экспертизы состоит в анализе по заданию судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, сведущим лицом — экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов в целях установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела .
Необходимо отметить, что обеспечение использования специальных знаний и технических средств требует постоянного повышения профессиональной квалификации лиц, производящих экспертизу. Т.к. обеспечивается объективность и полнота производства, повышается качество административного судопроизводства.
Библиографический список
3. Бахрах, Д. Н. Административное право : учебник для вузов / Д. Н. Барах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов. –– 2-е изд. –– М. : Норма, 2005. — 800 с.
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях : 20 декабря 2006 г., № 194-З : принят Палатой Представителей 9 ноября 2006 г. : одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. –– Барановичи, 2018.