Содержание
Китай делится на шесть экономических районов:
1. Северо-Восточный.
2. Северный.
3. Восточный.
4. Центрально-Южный.
5. Юго-Западный.
6. Северо-Западный.
С целью совершенствования территориального планирования в 80-х гг. в Китае были выделены три экономических зоны.
Восточная зона в экономическом отношении наиболее развита. Здесь находятся большинство промышленных центров и узлов, многие сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали, все морские порты.
В Центральной зоне преобладает добыча сырья, производство топлива, электроэнергии, химических продуктов, полуфабрикатов, продовольствия.
В Западной зоне предпочтение имеет животноводство, переработка минерального сырья.
Одна из проблем страны — стирание различий в уровнях социально-экономического развития между Восточным и континентальным Китаем.
Экономические связи КНР
Реформы в сфере внешних экономических связей начались в 1978 г., когда Китай провозгласил политику реформ и открытости. Основными принципами стали перестройка механизма управления, развитие экспортной базы, расширение внешних рынков, широкое привлечение иностранного капитала в кредитной и инвестиционной формах, разнообразные формы производственной кооперации, научно-техническое сотрудничество.
Китай поддерживает торгово-экономические связи с 182 странами мира. Основные торговые партнеры его — США, Япония, Россия, Украина, на которые приходится 1/2 китайского экспорта. Украина ввозит товары легкой промышленности, игрушки, а вывозит в Китай азотные минеральные удобрения, продукцию машиностроения. Большая часть в торговом обороте Китая падает на рынки стран Юго-Восточной Азии (20%). В 117 странах мира работают по заключенным договорам более 60 тыс. китайских специалистов.
90% экспортной продукции Китая приходится на электронную, легкую, пищевую промышленности, цветные металлы, продукцию сельского хозяйства, сырье и др. Импортирует страна машины, транспортные средства, прокат, минеральные удобрения и другие товары.
В истории проведения политики реформы и открытости в Китае один ключевой термин никак не может быть забытым, а именно «специальная экономическая зона».
Как первая в Китае специальная экономическая зона(СЭЗ), созданная по личной инициативе генерального конструктора процесса реформы и открытости в Китае товарища Дэн Сяопина, город Шэньчжэнь всегда воспринимается как окно реформы и открытости в Китае. Со дня создания специальной экономической зоны по санкции центрального правительства в 1980 г. выражение «шэньчжэньская скорость» уже прочно вошла в обиходно-бытовую речь китайцев. За короткие 28 лет маленькая приграничная рыбацкая деревня Шэньчжэнь превратилась в современный город с более чем десятимиллионым населением, площадь города расширилась от первоначальной 3 кв. км. до нынешней больше 700 кв. км, объем ВВП увеличился от 179 млн. юаней до более 670 млрд. юаней за 2007 г., что является истинным чудом в истории развития мировой экономики. Сегдня город Шэньчжэнь – это один из самых экономически развитых городов во внутренних районах Китая. Опорными отраслями экономики города являются индустрия новой и высокой технологии, современная логистика, банковско-финансовое обслуживание и культурная индустрия. Более того, как один из главных внешнеторговых пограничных пунктов Шэньчжэнь 10 лет подряд занимает первое место среди всех крупных и средних городов Китая по валовому объему импорта и экспорта. Объем ВВП на душу населения за 2007 г. в Шэньчжэне достиг 10,628 тыс. долларов США, став первым во внутренних районах Китая городом со среднедушевым ВВП в более чем 10 тыс. долларов США.-о-
Территория современного Китая поделена на семь экономических зон, а они в свою очередь состоят из провинций. Северная, Восточная, Северо-Восточная, Центральная, Западная, Юго-Западная и Северо-Западная. Транспортная инфраструктура Китайской Народной Республики развивается довольно динамично, а потому, доставка товаров из любой зоны этой страны не вызывает особых трудностей у современных логистических компаний. Больше того, именно транспортировка грузов из Китая в настоящее время является одним из наиболее перспективных направлений мирового бизнеса.
Северная экономическая зона.
В Северной экономической зоне Китая находится не только политическая и культурная столица государства — Пекин, но и крупнейший китайский порт Тяньцзинь, а также известные провинции Хэбэй и Шаньдун.
Пекин, кроме того, известен еще и как город, где расположены крупные предприятия электронной, компьютерной и фармацевтической промышленности. Доставка грузов из Пекина может быть организована практически любым удобным видом транспорта, однако многие транспортные компании предпочитаю использовать мультимодальные грузоперевозки, где задействованы сразу несколько видов транспорта. Так как наиболее сильными сторонами транспортной инфраструктуры Пекина являются авиационный и разветвленная сеть автодорог, то чаще всего используют схемы доставки с использованием автомобильного и морского , автомобильного и доставку самолетом, железнодорожного и автомобильного .
Тяньцзинь является не просто крупнейшим портом Китайской Народной Республики, здесь находятся самые большие контейнерные терминалы в этой стране. Кроме того, в этом городе наиболее ярко представлены следующие отрасли экономики: автомобилестроение, сталепрокатные предприятия, микроэлектроника, предприятия по производству оборудования для связи и для механической промышленности, предприятия морской химической и нефтехимической промышленности.
Провинция Хэбэй также имеет один из крупнейших в Китае портов, а, кроме того, крупный железнодорожный узел. Здесь хорошо развита текстильная и легкая промышленность, фармацевтика и электроника. Провинция Шаньдун является энергетической базой страны, и вместе с тем, она расположена на трансконтинентальном торговом пути Азия — Европа.
Восточная экономическая зона.
Наиболее крупным городом государственного подчинения Восточной экономической зоны Китая является Шанхай. Ведущими отраслями экономики здесь широко представлены: машиностроение, химическая и металлургическая промышленность, предприятия по производству средств связи. Кроме того, Шанхай — это еще и один из крупнейших в мире транспортных узлов, а потому доставка товаров отсюда может быть осуществлена любым удобным видом транспорта. При транспортировке китайских товаров из Шанхая в Россию обычно используют авиатранспорт, либо доставку морским путем.
Провинция Цзянсу, которая также входит в Восточную экономическую зону Китая, имеет ряд крупных предприятий механической, электронной и нефтехимической промышленности, а также развитое машиностроение. Кроме того, трансконтинентальный Евразийский мост начинается именно здесь и заканчивается аж в Роттердаме. А развитая железнодорожная инфраструктура делает привлекательной эту провинцию для логистических компаний. То же самое можно сказать и Чжаньцзян, это тоже провинция Восточной экономической зоны. Кроме сети автомобильных и железных дорог, здесь налажено авиационное сообщение, действуют пять морских портов. В этой провинции довольно развита текстильная и фармацевтическая промышленность, электроника, производство обуви и одежды.
Южная экономическая зона.
В Южную экономическую зону входят Гуандун, Фуцзянь, Гуанси и много других провинций интересных российским импортерам. К примеру, Гуандун знаменит своей бытовой техникой, электроникой, пластмассовыми изделиями, производством одежды и текстиля. Транспортная инфраструктура этой провинции связывает более ста портов. Похожую производственную базу имеет и провинция Фуцзянь, однако здесь кроме этого располагаются еще и предприятия нефтехимической и машиностроительной промышленности, развито строительство и производство строительных материалов. Наиболее удобно при вывозе товаров из этой провинции использовать авиатранспорт, а также морские перевозки.
Северо-Восточная экономическая зона.
В Северо-Восточной экономической зоне находятся такие провинции как Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь. Причем провинция Ляонин является одним из опорных центров китайской индустрии. Здесь сосредоточены нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная отрасли, которые представляют основу экономики Китая. Кроме того, привлекательные в настоящее время для инвесторов информационные технологии находятся также здесь. Поэтому не удивительно, что здесь создана наиболее развитая железнодорожная инфраструктура этого государства, действуют шесть крупных международных аэропортов, которые связывают Китай с Россией, Японией, Южной Кореей и многими другими странами.
В провинции Цзилинь также довольно развитое железнодорожное сообщение, именно здесь проходит центральная магистраль Китайской Народной Республики, соединяющая Пекин и Харбин. Из отраслей экономики здесь широко представлены пищевая, нефтехимическая, фармацевтическая, хорошо развито автомобилестроение и электронная промышленность.
Если есть необходимость перевезти товары из провинции Хэйлунцзян, которая также относится к Северо-Восточному округу Китая, то лучше всего воспользоваться авиационным транспортом или доставкой по железной дороге, тем более что здесь проходит транспортная магистраль Маньчжурия — Харбин — Суйфэньхэ, которая входит в состав трансконтинентального транспортного моста Европа — Азия. Из отраслей экономики этого региона наибольший интерес, пожалуй, представляют химическая, пищевая, электронная и фармацевтическая промышленность, также хорошо развито здесь и автомобилестроение.
Северо-Западная экономическая зона.
Наибольший интерес в Северо-Западной экономической зоне Китайской Народной Республики представляют провинции Ганьсу, Шэньси. Причем провинция Шэньси является своеобразным транспортным узлом всего Китая. В западном направлении железные дороги идут отсюда аж до Амстердама (через центр провинции проходит трансконтинентальный транспортный мост Европа — Азия), на восток удобно перевозить грузы железнодорожным транспортом до порта Ляньюньган. В принципе из этой провинции можно осуществлять доставку практически любым удобным видом транспорта за исключением морского. Наиболее развитые отрасли экономики в провинции Ляньюньган — электроника и фармацевтика.
В провинции Ганьсу сосредоточены металлургические и нефтехимические предприятия, а также заводы по производству стройматериалов, хорошо развита энергетика. А так как эта провинция, как это ни странно, является географическим центром Китая, ведь относится она к Северо-Западной экономической зоне, то транспортная инфраструктура здесь, конечно же, хорошо развита.
Центральная экономическая зона.
В Центральной экономической зоне наибольший интерес для российских импортеров представляют провинции Хэбэй и Хунань. Товары отсюда удобно доставлять автомобильным транспортом, либо через сеть крупных морских портов. Хорошо развит также и авиационный транспорт. В провинции Хэбэй широко представлена химическая и пищевая промышленность, хорошо развита строительная индустрия, металлургия и машиностроение. Металлургия и машиностроение также являются основой и в провинции Хунань, но наряду с этими отраслями здесь также развита электроника, энергетическая отрасль, много предприятий пищевой промышленности.
Юго-Западная экономическая зона.
В Юго-Западную экономическую зону входят такие провинции как Юньнань, Чунцин, Гуйчжоу, Сычуань, а также другие. Провинция Гуйчжоу известна своими предприятиями табачной и винокуренной отраслей, электронной промышленности. Кроме того, здесь сосредоточены крупнейшие в Китайской Народной Республике заводы по переработке алюминия. Для доставки товаров здесь используется только внутренняя китайская транспортная сеть.
А вот в провинции Сычуань хорошо развито железнодорожное транспортное сообщение. Именно этим способом и рекомендуется доставлять отсюда китайские товары. В этой провинции широко представлены предприятия медико-фармацевтической и телекоммуникационной отраслей экономики, достаточно развиты металлургия, гидроэнергетика и машиностроение.
Центром провинции Чунцин является город государственного подчинения с таким же названием. Более половины предприятий этого города относятся к фармацевтической отрасли, этим он собственно и интересен российским импортерам. При транспортировке грузов из этого региона Китая в Россию рекомендуется уделить внимание авиационной транспортной составляющей маршрута доставки.