Экономическая нестабильность

Сложная политическая и экономическая ситуация сказалась на автомобильном рынке Украины. Резкие колебания курсов валют привели к тому, что многие официальные дилеры на несколько дней приостановили продажи новых машин. Большинство импортеров распродают складские запасы и планируют существенное повышение цен на автомобили 2014 модельного года.

Реклама

В начале марта стоимость моделей автомобилей марок «ЗАЗ», «Богдан», Chery, Opel, Chevrolet, Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep и Dodge уже повысилась в среднем на 20%.

Общий объем продаж новых автомобилей на Украине сократился в январе-феврале на 28% (32,535 тыс. единиц) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При условии сохранения специальной пошлины и утилизационного сбора большинство аналитиков прогнозируют сокращение украинского рынка на 25% по итогам 2014 года.

Ряд авторитетных украинских экспертов дают и более пессимистичные прогнозы, заявляя, что сложившаяся в стране тяжелая экономическая ситуация может привести к сокращению авторынка на 40%.

Тем не менее, невзирая на кризисную ситуацию, некоторым компаниям удается показывать рост продаж отдельных брендов и моделей.

В пресс-службе официального импортера UZ-Daewoo «Газете.Ru» сообщили, что поставки автомобилей ведутся в прежних запланированных объемах.

«Некоторые официальные дилеры действительно вынуждены были на прошлой неделе приостановить продажи на несколько дней из-за резких колебаний курсов валют, — сказали изданию в пресс-службе «Укр-УзАвто».

— Сейчас ситуация стабилизировалась, и все продавцы принимают заказы, но в основном с предоплатой, доходящей до 100% от стоимости».

По словам собеседника, многие дилеры все еще вынуждены ежедневно корректировать цены на автомобили в зависимости от изменения курса доллара. На сегодняшний день активно распродаются модели 2013 года выпуска, а на автомобили 2014 модельного года цены будут повышены.

Один из крупнейших игроков украинского авторынка, «Виннер Импортс Украина», импортер Ford, на данный момент не поставляет новые автомобили и не принимает заказы на модели текущего года выпуска. Дилеры продают только модели 2013 года выпуска, причем только по 100-процентной предоплате в украинской валюте.

В конце февраля официальный дистрибутор повысил цены на ввозимые автомобили на 5%. Компания следит за колебаниями курсов валют и ежедневно пересматривает цены, корректируя их при необходимости.

«Хюндай Мотор Украина» также заморозила поставки новых моделей дилерам — специалисты внимательно изучают наполненность складов и следят за экономической ситуацией в стране.

Группа компаний АИС, поставляющая на Украину автомобили брендов Geely, SsangYong и MG, не приостанавливала продажи, сообщил «Газете.Ru» ее директор по маркетингу Сергей Боровик. Кроме того, в качестве дилера компания продолжает продавать автомобили марок Renault, Citroen и Audi.

Невзирая на повышение цен, в феврале импортером был зафиксирован активный спрос на весь модельный ряд Geely, SsangYong и MG.

«Наша компания не сокращает, а, наоборот, увеличивает поставки в дилерскую сеть», — отметил Боровик.

Стоимость автомобилей марки Geely, производство которых налажено в Украине на мощностях «КрАСЗа», в среднем выросла на 7%, а модели SsangYong и MG подорожали на 15%. Компания также принимает заказы по 100-процентной предоплате. В этом случае покупатель получит автомобиль через месяц-два, но еще по старой цене.

Украинский импортер японского бренда Nissan также заявил о мартовском повышении цен на новые модели. Компания прогнозирует значительное падение спроса в текущем году.

Автомобильная промышленность является наглядным примером того, какие экономические последствия могут иметь политические события на Украине. Длительный украинский кризис, по мнению издания The New York Times, может не только нарушить рост продаж европейских автомобилей, но и угрожает восстановлению европейской экономики в целом.

Несмотря на неоднозначную ситуацию, ведущие мировые автопроизводители беспокоятся не столько за украинский автомобильный рынок, сколько за сокращение продаж в России, которое прогнозируется в связи с резким ослаблением курса рубля.

Топ-менеджеры автомобильных компаний обсудили в рамках Женевского автосалона сложившуюся на рынке ситуацию. Большинство из них высказали свои опасения по поводу спада продаж в России из-за падения рубля, что связано с недавними событиями на Украине. Руководители компаний подчеркнули и тот факт, что небольшой рост европейских продаж, наметившийся в последнее время, теперь находится под угрозой, учитывая тот факт, что Россия — второй по величине авторынок в Европе.

В частности, генеральный директор Fiat SpA Серджио Маркионне считает, что сохранение политической напряженности на Украине ослабит спрос на автомобили в России и, как следствие, продажи концерна сократятся.

Представители Renault уверены, что даже тот факт, что компания закупает детали и сырье для производства автомобилей в России, не сможет компенсировать негативные последствия инфляции.

По словам президента General Motors Дэна Аммана, еще рано судить о том, какой ущерб может нанести кризис, однако компания пристально следит за ситуацией в России, где имеет значительную часть бизнеса.

Недавние события на Украине могут повлиять и на экспорт автомобилей российского производства.

Так, КамАЗ уже прекратил поставки грузовиков на Украину в связи с тяжелой экономической обстановкой в стране.

Производитель заявил, что девальвация гривны и удорожание стоимости грузовых автомобилей для конечных покупателей в результате могут повлиять на уровень продаж.

Аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов считает, что если объем экспортируемых на Украину автомобилей, произведенных в России, и сократится, то на российский рынок это значительно не повлияет.

«Доля экспортируемых автомобилей на Украину невелика — сокращение или даже полное прекращение поставок не сулит никакого кризиса российскому автомобильному рынку», — считает эксперт.

Целый ряд начавшихся в 2019 г. историй еще раз подтвердил, что одним из основных препятствий на пути развития экономики по-прежнему остается правоохранительная и судебная системы, которые используются либо для преследования бизнесменов государством по политическим мотивам (как в случае с Сергеем Петровым), либо как дубинка в решении коммерческих споров (как в случае с делом банка «Восточный»).

Особенность этого года – объектом законодательных и судебных атак все чаще стали становиться наиболее успешные высокотехнологичные компании, принадлежащие к одному из немногих секторов, конкурентоспособных на мировом рынке. Пока что компаниям с той или иной степенью успешности удается отбиваться от подобных атак. Так, «Яндекс» с трудом, но смог сохранить относительно комфортную структуру владения компанией. А сразу несколько неуклюжих попыток «Рамблера» использовать сомнительные обвинения для атаки на более успешных конкурентов оказались неудачными и пока больше повредили имиджу компании, чем ее конкурентам. Но осадок остался, очередной удар по репутации страны был нанесен.

Если говорить о перспективах 2020 г., то нет никаких поводов ожидать, что экономический рост будет заметно отличаться от того, что мы наблюдали в году уходящем. Какое-то ускорение может произойти за счет того, что наконец начнут расти госрасходы по нацпроектам. Но поскольку все структурные ограничения в виде фактического огосударствления экономики, низкого качества госуправления, плохой защиты прав собственности, низкого уровня интеграции в мировую экономику остаются неизменными, то и прорывов на экономическом фронте ожидать не приходится.

Хорошая новость в том, что охранительный подход к развитию страны снижает и возможные риски негативного развития событий. Консервативная макроэкономическая политика, низкая инфляция и значительные накопленные резервы позволят достаточно безболезненно пережить возможную мировую рецессию. К лучшему ли или худшему, но стабильность остается определяющей характеристикой экономического развития в ближайшей перспективе. Другой вопрос, что накапливающиеся структурные проблемы увеличивают вероятность серьезных проблем в долгосрочной перспективе. Но об этом можно будет подумать в преддверии следующего нового года.

Автор — ректор Российской экономической школы

Фото: Unsplash

Риски на волне оптимизма видны невооруженным взглядом. Сегодняшний повсеместный подъем чувства экономической защищенности может проистекать из предпосылок как своей натуре неустойчивых, так и нежелательных, пишет экономический аналитик SEB Хакан Фризен.

Некоторыми примерами таковых предпосылок является например использование в США фискальных стимулов, которые в долгосрочной перспективе увеличивают государственный долг, отказ от природоохранных инвестиций, которые были призваны способствовать уменьшение объема загрязняющего природу энергетического сектора, увеличение затрат в сфере обороны, которые стимулируют рост напряжения в сфере безопасности, разворот вспять запущенных после экономического кризиса 2008-го года финансовых регуляций, которые были призваны не допустить повторения кризисной ситуации.

Рожденный данными решениями экономический рост может быть в свою очередь усилен принимаемыми до сих пор инвестиционными решениями, реализации которых дали возможность как растущее благосостояние населения, так и высокий уровень сбережений во многих государствах.

Данное смешение т.н. «хороших» и «плохих» предпосылок схоже с ситуацией 1930-х годов.

Насколько долго может продлиться такой экономический рост, зависит в основном от условий предложения. В случае, если сегодняшняя политика приведет к искусственному повышению спроса и не будет иметь эффекта на предложение, может через несколько лет произойти перегрев экономики, и резкий рост инфляции. Кроме того, последовательный рост политической нестабильности может наконец привести и к экономическим последствиям. Мы видим уже сегодня, что до сих пор относившиеся к только что выбранному президенту большие предприятия становятся все более смелыми и выражают свое несогласие с решениями, которые вредят их интересам.

Растущий конфликт с политическими оппонентами кажется в свете выбранного направления все более неизбежным.

Политика США двигается в направлении запуска торговой войны или торможения работы таких международных организаций как ООН, МВФ или Мировой Банк. Полностью снять со счетов так же невозможно и политический коллапс в Европе, повлечь который могут популисты — евроскептики, набирающие популярность после «Брексита» и победы Трампа. Наибольший риск данные развития имеют именно в долгосрочной перспективе.

Понятие макроэкономической нестабильности

Определение 1

Нарушение стабильного (равновесного) состояния экономической системы, которое выражается в спаде производства, высоком уровне безработицы, повышении среднего уровня цен, называется макроэкономической нестабильностью. Она, как правило, проявляется в:

  • сложном положении дел в экономической системе (падение темпов роста ВВП, инфляция, циклическая безработица, рост дефицита бюджета, отрицательное сальдо платежного баланса и т. д.);
  • нарушениях нормальной деятельности хозяйствующих субъектов и экономических связей между ними;
  • нарастании социального напряжения в обществе;
  • ухудшении позиций страны в мировой экономике и т. д.

Основная тенденция развития мировой экономики на современном этапе – это ускоряющаяся глобализация и теперь основная угроза состоит в том, что нестабильность выходит на международный уровень. Как показал мировой кризис, начавшийся в 2007-2008 гг., в таких случаях для выработки стабилизационных мер необходимы скоординированные усилия многих государств.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Макроэкономическая нестабильность 470 руб.
  • Реферат Макроэкономическая нестабильность 250 руб.
  • Контрольная работа Макроэкономическая нестабильность 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Неотъемлемое свойство любой рыночной экономической системы – ее нестабильность. Как свидетельствует исторический опыт, во всех капиталистических странах периоды всеобщего экономического процветания и промышленного развития неизбежно сменялись периодами спадов, кото-рые сопровождались безработицей и падением производства.

Классики и современники экономической науки по-разному объясняли причины такой цикличности развития экономики. Так, некоторые ученые объясняли природу экономических циклов факторами, лежащими за пределами экономической системы. Например, У. Джевонс (1835-1882), а также А. Л. Чижевский (1897-1964) причину масштабных экономических кризисов видели в регулярно появляющихся солнечных пятнах, которые, в свою очередь, влияют на урожай сельскохозяйственных культур и развитие политических процессов. Такие известные классики экономической мысли, как А. Пигу (1877-1959) и В. Парето (1848-1923) причину экономических циклов видели в соотношении оптимизма и пессимизма в экономической деятельности людей.

Некоторые экономисты предлагают искать причины макроэкономической нестабильности внутри самой экономики, при этом, по их мнению, особое внимание следует уделять особенностям функционирования кредитно-денежной (монетарной) системы, периодам обновления основного капитала, колебаниям предложений труда и зарплаты, функционированию финансовых рынков, инвестиционным процессам и т. д.

Как уже говорилось, любой экономической системе присуща смена подъемов и спадов развития, то есть, цикличность. Само же слово «цикл» подразумевает периодическое возвращение системы к исходному положению, а потому экономический цикл представляет собой повторяющееся через некоторые промежутки времени состояния экономической системы, характеризуемые аналогичными макроэкономическими параметрами.

Основными фазами любого экономического цикла являются подъем и спад (кризис), в процессе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики (рис. 1):


Рисунок 1. Фазы экономического цикла

Как известно, на практике чистого капитализма (рынка совершенной конкуренции) не существует, поскольку это всего лишь абстрактно-теоретическая модель. Большинство стран мира характеризуются смешанными системами, с определенной долей государства в экономике. Так, в частности, государство создаёт социальные (общественные) блага, в производстве которых рыночная система «не заинтересована». Кроме того, правительства стран претворяют в жизнь государственную экономическую политику, которая, главным образом, направлена на сглаживание колеба-ний циклов экономической конъюнктуры и нейтрализацию недостатков рыночного механизма.

Значение макроэкономической стабильности

Следовательно, одна из основных целей государственной экономической политики – это достижение макроэкономической стабильности, или, другими словами, достижение устойчивого экономического роста при незначительном уровне безработицы и стабильном уровне цен. Основными инструментами государственного регулирования экономики являются фискальная (бюджетно-налоговая) и кредитно-денежная (монетарная) по-литика.

Замечание 1

Стоит отметить, что к осознанию объективной необходимости государственного вмешательства в экономику для достижения макроэкономической стабилизации экономисты пришли далеко не сразу. Так, в конце $XVII$ – начале $XVIII$ вв. в развитых странах доминировала идея «laissez faire», то есть полного невмешательства государства в работу рыночного механизма. Другими словами, в те времена доминировали идеи экономического либерализма, которые и легли в основу классической экономической теории. «Классики» отвергали протекционизм меркантилистов, как и все прочие их идеи, связанные с активным вмешательством государства в экономику.

Представители «классической школы» пытались обосновать мысль о том, что экономике, функционирующей в условиях свободного рынка, где роль государства крайне минимальна и сведена лишь к функции «ночного сторожа», присущи мощные внутренние механизмы саморегуляции, осно-ванные на равновесии спроса и предложения. Так, согласно Адаму Смиту «экономический человек», исходя из своих эгоистических интересов, всегда в конечном итоге действует во благо всего общества. Другими словами, при неукоснительном соблюдении принципов экономического либерализма, «невидимая рука» рынка при прочих равных условиях будет способствовать экономическому росту. Тем не менее, в конце 20-х – в начале 30-х гг. прошлого века случилась Великая Депрессия, которая охватила вначале Соединенные Штаты Америки, а затем в значительной мере отразилась на экономике других промышленно развитых стран мира.

Своеобразным ответом на Великую Депрессию 30-х гг. $XX$ в. явилась теория выдающего английского экономиста, основоположника науки макроэкономики Д. М. Кейнса. В своей новой макроэкономической теории он объяснил причины депрессии и реально существовавшей безработицы, обосновав необходимость активного государственного вмешательства для борьбы с подобными кризисными явлениями. Ученый высказал положение об отсутствии у рыночной системы внутреннего механизма равновесия, позволяющего после сокращения совокупного спроса беспрепятственно возвратиться к прежним уровням занятости и производства. Таким обра-зом, Кейнс, по сути, выступил как критик доктрины laissez faire.

В современной же макроэкономике тематика макроэкономической нестабильности является одной из основных. Это объясняется тем, что глубокое понимание природы и причин макроэкономической нестабиль-ности в рыночной экономике является необходимым условием для разработки экономической политики, которая всегда направлена на достижение стабилизации производства и уровня цен, соответствующим ситуациям полной занятости и максимального использования экономической систе-мой своих производственных возможностей. Одной из главных функций современного государства является осуществление экономической политики, направленной на смягчение цикличности развития рыночной экономики, создание социальных благ и ликвидацию последствий экономических спадов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *