Содержание
- К чему отнести
- Заполнение формы Расчет суммы экологического сбора
- Из чего состоит расчет
- Пример расчета экологического сбора
- Кто платит экологический сбор
- От чего зависит сумма экосбора
- Можно ли не платить экосбор
- Установлен ли штраф за неуплату экологического сбора
- Как уплатить в сроки без штрафов
- Что такое экологический налог
- Какие налоги можно отнести к экологическим
- Как осуществить уплату экологического сбора
- По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду
- Нормативная регламентация
- Порядок расчета суммы экологического сбора
- Как рассчитать в «Модуле природопользователя»
- Использование калькулятора
- Заполнение декларации
- Кто осуществляет платежи
- Изменения на 2020 год
Экологический сбор относится к новому типу государственного взноса для предпринимателей, которые занимаются производством. Дело в том, что его разработка состоялась относительно недавно – в 2014 году, а в 2020 он был введен в действие, что стало причиной необходимости оплатить экологический сбор 2020 года в установленный законодательством срок и отчитаться по нему. В данной статье мы подробно рассмотрим назначение, порядок уплаты, а также способы расчета экологического сбора.
Скачать бланк «Расчет суммы экологического сбора» можно по .
К чему отнести
Многие предприниматели, сталкиваясь с экологическим сбором впервые, путают его со взносом за ущерб окружающей среде. Надо сказать, что это два абсолютно разных взноса. Их объединяет только администратор платежей — Росприроднадзор.
Если рассматривать экологический сбор как налог, возникает много несостыковок, которые не позволяют отнести к налоговому законодательству данный тип уплаты. Можно прийти к выводу, что экологический сбор – это отдельный вид государственного сбора, связанный непосредственно с самостоятельной утилизацией предприятием результатов своего же производства.
Сходство с налогами можно найти, только если рассматривать процесс расчета, ведь приходится использовать ставку, только выражена она не в процентном, а в суммовом эквиваленте и непосредственно оказывает влияние на всю сумму сбора.
Назначение сумм, которые будут поступать в распоряжение государственных органов, также слегка отличается от других ветвей бюджета. За счет этих средств планируются создаваться утилизационные центры и пункты по переработке мусора, а также полигоны для иннактивирования вредных веществ.
Отличное видео 2020 года про экологические сборы:
Заполнение формы Расчет суммы экологического сбора
Форма отчетности в Росприроднадзор состоит из двух разделов.
Первый раздел является обычным титульным листом, в котором заполняются данные об организации:
Заполнение второго раздела декларации по экологическому сбору более интересна:
Здесь указывается информация о конкретных товарах, подлежащих утилизации. Норматив утилизации и ставку сбора можно узнать на странице Таблица ставок по экологическому сбору. В строки таблицы вносится отдельная информация о товарах и упаковке. Далее номенклатура разбивается на группы. Группы товара и упаковки можно узнать из распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р.
Из чего состоит расчет
Для произведения расчета экологического сбора будут применяться определенные формулы с конкретно указанными составными, что позволяет понимать расчет экологического сбора за 2016 год достаточно четко.
Первый, и, наверное, самый важный аспект, который оказывает влияние на получаемые результаты расчетов, – это норма утилизации. Это показатель, который несет информацию о том, сколько в процентном выражении от произведенной на собственном производстве продукции будет утилизировано.
Процент этот находится в зависимости от массы или количества единиц производимой продукции, но чаще всего используется масса, выраженная в тоннах. Если собственные утилизационные мощности позволяют достичь норматива утилизации для экологического сбора, то от его уплаты предприниматель освобождается, а вот от составления отчетной документации – нет.
Второй показатель, имеющий огромную важность, – это ставка экологического сбора. Она показывает в денежных единицах, сколько необходимо заплатить предпринимателю за единицу производимой им продукции.
Так, для производителя картона ставка равна 2 378 рублей за тонну продукции, а вот для производителя компьютеров – 26 469 рублей за тонну.
Такая ситуация складывается из-за того, что утилизация компьютерной техники — это процесс значительно более сложный и трудоемкий, нежели утилизация картонных изделий. Надо сказать, что если в производственных мощностях предпринимателя находится и, к примеру, бытовая техника, и средства для ее упаковки, то экологический сбор придется заплатить с двух типов производства по разным ставкам и нормативам.
Итак, при расчете экологического сбора есть три главных показателя:
- Ставка сбора для определенного вида продукции.
- Норматив утилизации, установленный государством для такого типа производства.
- Количество единиц, в которых производство выпустило свою продукцию в отчетный период (чаще всего исчисляется в тоннах).
Кстати, последний показатель также существенно влияет на размер оплачиваемого взноса, так как чем больше мощность производства, тем большее количество продукции в единицах измерения оно выпускает, а значит, будет увеличиваться и суммовое выражение взноса к оплате.
Ставки экологического сбора можно увидеть в данной таблице.
Пример расчета экологического сбора
Для того чтобы правильно произвести расчет сбора, а также найти сумму взноса для оплаты, необходимо найти произведение показателей относительно определенного типа производства.
Для примера рассмотрим производство аккумуляторов. Так, ставка составляет 2 026 рублей за тонну, а норматив 2020 года – 10%. Экологический сбор за упаковку в данном случае принимать во внимание не будем.
Итак, если производство выпустило 50 тонн аккумуляторов, то расчет таков:
- 50 Х 2026 Х 10%=10 130.
Теперь предположим, что из норматива предприятию самостоятельно утилизировать удалось 5%:
В сентябре 2019 года Министерство природных ресурсов приступило к разработке Концепции совершенствования механизма расширенной ответственности производителей.
Планировалось, что новый механизм будет действовать с декабря 2019 года и изменит порядок предоставления отчетности и сбора в случае невыполнения норматива по утилизации.
Но на конец 1 квартала 2020 года Концепция не утверждена и изменения в соответствующие нормативные акты не приняты. Таким образом, порядок и срок подачи отчетности по выполнению нормативов утилизации и уплаты экологического сбора для производителей и импортеров товаров и упаковки товаров за 2019 год не изменился.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее — производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (далее — импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Данная обязанность введена ст. 24.2 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ. http://docs.cntd.ru/document/901711591
Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров и упаковки товаров, произведенных на территории РФ и на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза, упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции и упаковки товаров, ввезенных из государств — членов Евразийского экономического союза.
Перечень товаров и упаковки товаров, подлежащих утилизации, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2970-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» http://docs.cntd.ru/document/556185052
До 1 апреля 2020 года производители или импортеры товаров и упаковки товаров из Перечня должны предоставить в территориальный орган Росприроднадзора:
-Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417.
-Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 http://docs.cntd.ru/document/420323608 .
Если же производитель или импортер не утилизировал товар или упаковку товаров, то необходимо сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
-Расчет суммы экологического сбора в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488 http://docs.cntd.ru/document/420376478 .
-Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520 http://docs.cntd.ru/document/420327666.
До 15 апреля 2020 года производители или импортеры товаров, и упаковки товаров должны уплатить экологический сбор за 2019 год.
Экологический сбор рассчитывается, исходя из массы товаров и упаковки товаров, утвержденным распоряжением правительства РФ №2971-р от 28.12.2017 года http://docs.cntd.ru/document/556185029, и утвержденной постановлением правительства РФ №284 от 9.04.2016 года http://docs.cntd.ru/document/420348675 ставкой экологического сбора.
Ответственность за несоблюдение требований в рамках расширенной ответственности производителей указана в ст. 8.5.1 и ст. 8.41.1. КоАП http://docs.cntd.ru/document/901807667. За несвоевременное предоставление отчета или декларации, предоставление недостоверной информации и неуплату экологического сбора накладываются штрафные санкции от 70 тысяч рублей
Источник: Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор»
Экологический сбор — неналоговый платеж, который позволил государству создать механизм утилизации использованной упаковки и товаров с закончившимся сроком полезного использования на территории РФ. Для производителей это понятная и рациональная альтернатива утилизации произведенных упаковочных материалов и продукции своими силами. Узнать ставку и сроки уплаты экологического сбора в 2020 году, получить консультацию как рассчитать и заполнить отчеты по экосбору можно в ЭкоПромЦентре в Санкт-Петербурге.
Запросить консультацию
Кто платит экологический сбор
Согласно Статье 24.5 федерального закона 458-ФЗ, существует два главных плательщика экологического сбора:
- Производитель одного из 42 перечисленных в законодательстве видов товаров. А также предприятия, упаковывающие свою продукцию в один из 8 видов упаковки, перечень которой приведен в том же акте.
- Импортеры указанных в положении товаров или упаковки. Они выполняют норматив за производителя, ведущего свою деятельность за пределами РФ, а значит не подпадающего под наше законодательство.
Действующий перечень утвержден в Постановлении правительства 2970-р, которое утверждено 28 декабря 2017 года и вступило в силу с 2018 года. В нем приведены коды продукции и тары по ОКВЭД.
От чего зависит сумма экосбора
Согласно Приказу 488, выпущенному Росприроднадзором 22.08.16, сумма экологического сбора зависит от трех факторов:
Ставка экосбора
Ставка экологического сбора утверждается государством. Ее значение можно узнать на официальном сайте Росприроднадзора. Она зависит от вида товара, его категории опасности для экологии и сложности утилизации.
По состоянию на 2020 год ее максимальное значение — 33 476 рублей. Такая ставка установлена для аккумуляторных батарей, которые содержат токсичный свинец и должны утилизироваться только в специальных центрах по переработке. А для тары из металла, например, консервных банок — 2 423 рублей. Их утилизация существенно проще и вред, наносимый экологии, ниже.
Масса произведенных товара или тары
Чем больше объем продукции предприятия, тем больше сумма экологического сбора, потому что больше отходов подлежит утилизации. Для приведения к сравнимому показателю используется вес, выраженный в тоннах, как и в статистической отчетности.
Ежегодно предприятие обязано отчитываться об объемах производства за отчетный период. Для этого составляется и отправляется в Росприроднадзор декларация по форме, утвержденной в Постановлении 1417 Правительства РФ, утвержденное 24 декабря 2015 года.
При расчете базы экологического сбора объем продукции для импортеров — масса импортированных товаров и упаковки.
Норматив утилизации
Нормы утилизации утверждены в Постановлении 1342 Правительства РФ от 8 декабря 2015. Положение неоднократно уточнялось. В последний раз изменения были утверждены в 2018 году.
Норматив указан в относительном значении — в процентом отношении к общему объему производства. Его значение ежегодно увеличивается. Сделано это, чтобы смягчить переход предприятий к новым правилам расчета и уплаты экосбора. Так в 2018 году норматив утилизации для экологического сбора для ковровых изделий составлял 0%, в 2019 — 5%, а в 2020 — уже 10%.
Можно ли не платить экосбор
Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:
- Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
- Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
- Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.
Некоторое время Росприроднадзор относил к плательщикам экосбора офисные здания, как объекты IV категории опасности для экологии. Но в последних разъяснениях они были исключены из перечня облагаемых этим налогом.
Стоит отметить, что утилизация отходов I-IV категории относится к лицензируемым видам деятельности. Поэтому средним по размеру предприятиям не всегда выгодно разворачивать собственную систему сбора и переработки тары и товаров. В этом случае выполнения норматива можно добиться, заключив договор на утилизацию с перерабатывающими компаниями.
Альтернатива — заплатить полную сумму экосбора, которая рассчитывается, как произведение ставки на объем производства и на норматив. Если же норма утилизации выполнена не полностью, то правила вычисления размера платежа несколько изменяется. Умножать нужно на разницу между установленным в постановлении нормативом и выполненной его частью.
Установлен ли штраф за неуплату экологического сбора
Как и все нарушения в области экологии, уклонение от уплаты экосбора влечет наложение штрафов. Они определены в Административном кодексе РФ. Обычно используется Статья 8.41.1. Собственно, она была введена федеральным законом 141-ФЗ в июне 2019 года именно для того, чтобы определить ответственность за неуплату экологического сбора за упаковку, товары и нарушение сроков отчетности по нему.
Максимальный уровень штрафов по состоянию на 2020 год:
- Для должностных лиц — до 7 тысяч рублей.
- Для юридических штраф определяется, как кратно увеличенная сумма неоплаченного экосбора. Он может увеличиваться до трехкратного расчетного значения пропущенного платежа. Но он не может составлять менее 500 тысяч рублей.
- Для предпринимателей, которые работают без оформления юридического лица, также установлена верхняя планка штрафа в трехкратной сумме расчетного платежа. Но не менее 250 тысяч рублей.
При этом штраф вычисляется по каждой группе товаров и упаковки отдельно. Т.е. если по одной предприятие рассчитало сумму, отчиталось и уплатило, а по другим — нет, санкции все равно могут быть наложены.
Как уплатить в сроки без штрафов
- Для начала определите, попадает ли предприятие в список тех субъектов, кто должен платить экологический сбор. Это можно установить, сверяя список видов деятельности по ОКВЭД с перечнем, указанным в Постановлении 2970-р. Если таких видов несколько, экосбор нужно считать по каждой из них.
- До 1 апреля составьте отчет (декларацию) по экологическому сбору и отправьте ее в электронном виде в Росприроднадзор. Теперь это можно сделать через официальный сайт ведомства.
- Вычислите сумму платежа и оплатите его в установленный законодательством срок — до 15 апреля следующего за отчетным года.
При расчете суммы сбора к уплате нужно учитывать действующие в отчетный период ставки и нормативы утилизации также по каждому виду товаров или упаковки. Если отходы предприятия собирает и утилизирует сторонняя организация, нужно проверить наличие действующего договора, чтобы предъявить его проверяющим при необходимости.
Компания ЭкоПромЦентр предлагает предприятиям в Санкт-Петербурге и по всей России заключить договор на экологическую поддержку. Эта услуга позволит:
- Избежать ошибок при заполнении отчетности, нарушения сроков ее сдачи.
- Снизит вероятность возникновения рисков, связанных с изменением законодательства. Ведущий ваше предприятие эколог ЭкоПромЦентра вовремя предупредит о новых вступающих в силу положениях, касающихся организации.
- Поможет оптимизировать затраты. Используя рекомендации экологов, предприятия в некоторых случаях могут выполнить утилизационный норматив с меньшими затратами. Делается это с помощью нахождения оптимального баланса утилизации своими силами и привлеченными специализированными компаниями по переработке, переходом на другой тип упаковки или технологию.
- Разгрузит штатных экологов предприятия. Передача сторонней организации части их функций повысит качество работы сотрудников за счет снижения их нагрузки.
Запросить консультацию
Что такое экологический налог
Какие налоги можно отнести к экологическим
Как осуществить уплату экологического сбора
По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду
Что такое экологический налог
Чтобы понять, что такое экологический налог, обратимся к расшифровке понятий, составляющих его название. Термин «экология» характеризует в первую очередь взаимоотношения человека (а в нашем случае — еще и организации) и окружающей среды, а понятие «налог», корни которого идут от древнего оброка, определяет некую плату за пользование имущественными объектами.
Таким образом, сущность экологического налога состоит во взимании платы за пользование природными ресурсами и воздействие на окружающую среду. В настоящее время ввиду отсутствия в налоговой системе России такого вида налога это может быть обеспечено неналоговыми методами. Хотя некоторые налоги, отраженные в НК РФ, могут попадать под характеристики, присущие экологическому налогу. Какие это налоги и почему они могут быть отнесены к этой категории, рассмотрим ниже.
Существуют также и неналоговые платежи, которые действующее законодательство требует уплатить в результате нанесения вреда окружающей природе. К ним относятся экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду, которые также можно рассматривать как разновидности экологического налога.
Отметим, что в странах ЕАЭС существует полноценный экологический налог, для которого сформулированы все основные элементы налогообложения.
Подробнее о действующих экологических платежах читайте в этом материале.
Добавим, что скорее всего, экологический налог в полном смысле этого слова скоро появится и у нас в стране. Соответствующие поправки в НК РФ (проект) уже увидели свет.
Какие налоги можно отнести к экологическим
С учетом ранее рассмотренного понятия экологического налога разберемся в перечне налогов, уплата которых возникает в связи с использованием объектов природы:
- Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами — необходимость исчисления этого налога представляет собой компенсацию за причиненный природе урон в результате охоты и ловли животных или водных обитателей (например, рыбы или раков), сокращающий их численность.
- Водный налог — платится за забор воды и использование водных объектов, что также вносит дисбаланс в экологическую обстановку в связи с ограниченностью водных ресурсов.
- Налог на добычу полезных ископаемых — уплачивается за осуществление добычи природных ресурсов, например, нефти и угля, которые являются исчерпаемыми.
- Транспортный налог — исчисляется за пользование транспортными средствами, наносящими вред окружающей среде.
О том, что планируется усовершенствовать в транспортном налоге, чтобы повысить его экологическую составляющую, подробно рассказывается .
- Земельный налог — уплачивается за пользование земельными объектами, на которых расположены различные постройки, наносящие вред поверхностным почвам.
Каждый из вышеуказанных налогов отражает плату за воздействие человека или организации на окружающую среду, которое наносит экологический вред природе, и может косвенно считаться экологическим налогом.
Ставки и сроки уплаты каждого из перечисленных налогов за 2018 год приведены в таблице:
Экологический налог 2017–2018 |
Ставка налога |
Срок уплаты |
Сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами |
В ст. 333.3 НК РФ указан перечень ставок в рублях за 1 животное или за 1 тонну биологического ресурса |
Ст. 333.5 НК РФ:
|
Водный налог |
Ст. 333.12 НК РФ отражает большой список ставок в рублях за 1000 куб. м воды |
Ст. 333.12 НК РФ:
|
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) |
Ст. 342 НК РФ, процентная ставка в рублях или за 1 тонну, или за 1000 куб. м добытых ископаемых |
Ст. 344 НК РФ:
Как уплатить НДПИ в 2018 году, узнайте |
Транспортный налог |
Ст. 361 НК РФ указывает ставки в рублях на каждую лошадиную силу, значения которых изменяются в зависимости от количества л. с. При этом региональные власти могут максимально увеличить или уменьшить ставки в 10 раз. |
Ст. 363 НК РФ:
|
Земельный налог |
Ст. 394 НК РФ определяет 2 предела ставок: до 0,3% и до 1,5% — в зависимости от категории земель. |
Ст. 397 НК РФ:
|
Как осуществить уплату экологического сбора
Экологический сбор — это понятие, введенное ст. 24.5 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Обязанность уплаты такого экологического налога возлагается при утилизации продукции, утратившей потребительские свойства, на следующих лиц:
- производителей;
- импортеров.
При этом указанный платеж начиная с 2017 года (т. е. с платежа за 2016 год) осуществляется однократно до 15 апреля года, следующего за отчетным (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
Контроль за уплатой сбора возложен на Росприроднадзор, а суммы поступают в федеральный бюджет РФ.
О том, как определить значение ставки экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Расчет такого вида экологического налога производится с учетом отклонений фактического значения от установленных Правительством РФ нормативов.
Отчетность по экологическому сбору так же, как и платеж, является ежегодной и подается в Росприроднадзор в срок, установленный для уплаты сбора (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
Форму, которую надо использовать для составления отчета за 2017 год, можно увидеть .
Пример заполнения декларации по экологическому сбору смотрите в данной публикации.
По каким основаниям возникает плата за негативное воздействие на окружающую среду
Другой вид экологического налога, существующий уже много лет, — это плата за негативное воздействие на окружающую среду.
О нормативных документах, отражающих особенности экологического налога, говорится в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».
Обязанность его перечисления в бюджет возникает по следующим основаниям:
- при осуществлении выбросов от стационарных объектов.
- при организации сбросов загрязняющих веществ.
- при размещении отходов.
ВАЖНО! В расчете платы не существует такого понятия, как ставка. Так же, как и в экологическом сборе, расчет платежа осуществляется с учетом нормативных значений того или иного воздействия. Нормативы устанавливаются Правительством РФ и корректируются на коэффициенты в зависимости от вида воздействия и территории его возникновения.
Разобраться с нюансами отчетности и перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) помогут материалы:
- «Когда платить авансовые платежи за НВОС в 2018 году?»;
- «Декларация по НВОС в 2018 году — ставки платы».
О повышении с 2019 года ставок платы за НВОС см. .
Важно также обратить внимание на некоторые нюансы исчисления указанного сбора. Например, если отходы размещаются на придворовой территории арендуемого помещения, кто тогда должен платить за загрязнения — арендатор или арендодатель?
Правильный ответ в такой ситуации поможет найти корректно составленный договор аренды: если в нем предусмотрен переход права собственности на отходы арендатору, то плату вносит он. В противном случае плательщиком сбора будет арендодатель как собственник помещения. Именно такие разъяснения дает Росприроднадзор в информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду», размещенной на сайте этой службы. Отметим, что если у арендодателя заключен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, предусматривающий переход права собственности на этот мусор, то ему не придется уплачивать такой экологический налог, т. к. этим займется специализированная организация. Соблюдение правильности исчисления и уплаты указанного платежа осуществляется тем же органом, который контролирует уплату экологического сбора (Росприроднадзором).
По итогам каждого квартала плательщики подают в него расчеты по экологическому налогу за негативное воздействие на окружающую среду и туда же уплачивают платежи по нему. Сроки уплаты этого вида экологического налога за 2018 год приходятся на 20.04, 20.07, 20.10.2018 и 20.01.2019. Перенос срока для этого платежа в связи с выходными днями не действует.
Как Минприроды планирует изменить срок платежей за негативное воздействие на окружающую среду, расскажем в публикации.
Как видим, несмотря на то что экологического налога в настоящее время в нашей стране нет, его функции выполняются другими налоговыми и неналоговыми платежами.
О том, как в РФ решается вопрос платы за соблюдение экологической обстановки, а также об опыте других стран по этому вопросу, вы всегда сможете узнать из материалов нашей рубрики «Экологический налог».
Иван Иванов
Декларация по экологическому сбору действует с 2016 года. Однако далеко не все импортеры и производители владеют информацией о том, что от них требуется утилизация товаров, утративших потребительские свойства, и упаковки.
При игнорировании этих нормативов придется уплачивать экологический сбор. Кто обязан его вносить, как определяется сумма выплаты, каких изменений стоит ожидать в ближайшее время?
Нормативная регламентация
В нормах, описанных в Распоряжении Правительства №2979 от 28 декабря 2017 года, содержится информация о перечне товаров, подлежащих выбросу под действием экологического сбора:
- При отсутствии в нем товаров отчет в контролирующие инстанции не предоставляется.
- При наличии потребуется оформление документации и определение величины экологического сбора.
- При изготовлении упаковки, указанной в данном перечне, нужно учесть тот факт, что сбор выплачивается исключительно при ее реализации конечному потребителю (Постановление Правительства №1073 от 23 августа 2018 года).
- В случае с многооборотной упаковкой уплатой экологического сбора занимаются непосредственно изготовители.
Наряду с этим в законе действует несколько других норм, регламентирующих порядок внесения экологического сбора.
Порядок расчета суммы экологического сбора
Общая формула, в соответствии с которой производится определение величины экологического сбора, присутствует в п. 6 Правил взимания экологического сбора. В классической ситуации эта сумма представляет собой произведение между товарной массой и ставкой норматива утилизации, действующей в рамках установленного периода. Во внимание принимается вес товарной позиции (упаковки), которая реализована на территории РФ в целях внутреннего потребления.
Если плательщиком экологического сбора товары были выброшены, но произошло это в меньшем объеме, чем прописано в нормах законодательства, в целях определения суммы требуется сначала определение разницы между значениями, установленными в законодательстве и полученными по факту. Далее полученная сумма подлежит умножению на ставку сбора в соответствии с п. 8 Правил взимания.
Установление ставок экологического сбора происходит ежегодно. В процессе подготовки отчетности за 2019 год стоит принимать во внимание тарифы, утвержденные в рамках Постановления Правительства РФ №284 от 9 апреля 2016 года в редакции от 31 октября 2018 года. Чтобы иметь представление о точном порядке определения данной величины, стоит принять во внимание пример из практики.
Одно известное издательское агентство произвело, а затем продало на территории РФ ровно 100 тонн журналов. Норма утилизации равна 10%. В период с 2018 по 2019 годы выбросов не производилось. Ставка за одну тонну продукции составляет 2378 рублей. Величина экологического сбора, который придется заплатить за год, равна 23 780 рублей. Она рассчитывается как произведение между 100 тонн, 10% и 2378 руб.
Как рассчитать в «Модуле природопользователя»
Данный сервис может использоваться безвозмездно и способствует подготовке отчетности в корректной форме. С 17 декабря 2012 года организация Росприроднадзор осуществила переход на прием документа в электронном формате, поэтому пользователям не составит труда действовать через личный кабинет. В нем можно подать отчет по плате за НВОС, форму 2-ТП, декларацию МСП, выполнению нормативов, расчетным операциям по экологическому сбору, заявку о постановке на учет.
Во всех территориальных структурах Росприроднадзора в процессе подачи документа на бумаге потребуется указание электронного номера, выданного в персональном кабинете. Для этого может быть применена электронная цифровая подпись. Важную роль играет процедура обновления сертификатов. Порядок действий традиционно выглядит следующим образом:
- Переход во вкладку «Отчеты», нажатие клавиши «Добавить отчет РЭС».
- Выбор соответствующей папки, указание расчетного периода – год.
- Внесение данных в «Титул отчета» и «РЭС».
- В процессе заполнения поля «Расчет экологического сбора» во внимание принимаются параметры, выбираемые из выпадающего списка.
- Выбор ОКПД, указание количества товара, количества отходов.
- Возвращение к вкладке «Титул отчета», установка галочки у пункта «Расчет закрыт».
Полученный отчет выгружается в таблицу для хранения на компьютере или предоставления в Росприроднадзор.
Использование калькулятора
Для определения окончательной величины сбора можно использовать автоматический механизм, внося данные в специальный электронный калькулятор. Для получения расчета требуется внести в его поля соответствующие сведения и нажать кнопку «Рассчитать».
Традиционно в калькуляторы вносится информация о количестве выбросов, типе отходов, классе их опасности, способе выброса и так далее.
Основные вопросы по экосбору и ответы на них представлены ниже на видео.
Заполнение декларации
Отчетный документ по уплате экологического сбора включает в себя четыре распространенные формы.
- Декларация о количестве товаров, которые были выпущены в оборот на территории Российской Федерации. Речь идет о единицах, которые с течением времени утратили свои первоначальные потребительские свойства. В качестве регламента по данному вопросу выступает Постановление Правительства РФ №1417 от 24 декабря 2015 года.
- Отчетность, связанная с соблюдением нормативов утилизации отходов от применения товаров. Документом, регулирующим этот вопрос, является Постановление Правительства РФ №1342 от 8 декабря 2015 года. Важную роль играет указание перечня документов, на базе которых отходы были выброшены. Чаще всего в этом списке фигурирует акт, лицензионное разрешение, договор.
- Расчет окончательной величины экологического сбора. Для этих целей используется форма, утвержденная Приказом Росприроднадзора №488 от 22 августа 2016 года. Определение суммы требуется при отсутствии утилизации товара предприятием или при выбросе его в меньше объеме.
- Отчетность об объектах, которые были утилизированы, а также о местах сбора отходов. Форма утверждена в рамках Постановления Правительства РФ №1520 от 30 декабря 2015 года. Сдача этого отчета производится исключительно теми организациями, которые используют объекты, прописанные в нормативах действующего законодательства.
Сдача первых трех форм отчетности осуществляется строго в указанной последовательности.
Документы для скачивания (бесплатно)
Кто осуществляет платежи
В соответствии с новой редакцией норм законодательства исчисление и уплату сбора осуществляют изготовители и импортеры, которые не производят утилизацию отходов в самостоятельном порядке. Ранее действовало правило, в соответствии с которым определение и уплата сбора осуществляется изготовителями и импортерами товаров, которые выбрасываются вследствие утраты потребительских качеств.
Орган, в который подается отчетность, зависит от лица, вносящего платеж, точнее, от его статуса:
- Изготовители сдают декларации и прочие разновидности отчетов в территориальную структуру Росприроднадзора по месту пребывания.
- Предприятия, импортирующие товарные позиции, обращаются в центральный аппарат Росприроднадзора, расположенный на территории Москвы.
- Предприниматели, являющиеся одновременно и изготовителями, и импортерами, подают бумагу по тому же адресу.
Данный порядок установлен на региональном уровне и прописан в п. 13 Постановления Правительства РФ №1417 от 24 декабря 2015 года. Сдача отчетности производится двумя способами.
- Покупка сертификата ЭЦП и формирование отчетности с последующей загрузкой в шлюз.
- Подключение к специализированной системе и заполнение отчета с применением актуальных параметров.
Изменения на 2020 год
Уплату сбора экологического характера осуществляют предприятия и индивидуальные предприниматели, которые производят или ввозят в страну из-за рубежа товары, представленные в перечне ФЗ №89 от 24 июня 1998 года (п. 2 ст. 24.2).
Причем данное правило распространяется также на организации, не утилизирующие эти изделия согласно правилам, установленным Постановлением Правительства РФ №1342 от 8 декабря 2015 года. Что касается операций по экспорту, в их отношении выплата экологического сбора не осуществляется (п. 4 ст. 24.5).
Полный список товарных позиций содержится в Распоряжении Правительства РФ №2970-р от 28 декабря 2017 года.
Сведения о расчете сбора передаются в Росприроднадзор. Подать их туда за прошедший год нужно до 15 апреля следующего года (т. е. за 2019 год — до 15.04 2020 г.). В этот же срок нужно уплатить экологический сбор за 2019 год (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1073).
Изменились нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров. Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2019 году норматив по экологическому сбору равен 18%, а на 2020 год — 20%. Это значит, что лицо, утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 18% (20%) от их общего объема.
Дополнительная информация по расчету экологического сбора представлена ниже на видео.