Дотационные регионы

Содержание

Доля отправляемых в Москву налогов ежегодно растет, как и объем средств, выделяемых дотационным территориям

Фото: elets-adm.ru

В 2018 году федеральных налогов было собрано на треть больше, чем годом ранее, а нефтяные регионы, в том числе Татарстан, увеличили поступления в бюджет России в полтора раза. Большую часть собранных на своей территории налогов — 71% — РТ отправляет в Москву, и доля эта, видимо, в 2019 году еще вырастет. Расслоение регионов при этом растет на глазах. Число небогатых субъектов РФ, собравших меньше налогов, чем годом ранее, выросло в два раза (с 15 до 30). В итоге зависимость России от нефтяной иглы тоже выросла, а пять крупнейших регионов-сборщиков покрывают теперь 60% всех налогов страны. Возникла парадоксальная ситуация: если регион не подсел на нефтяную иглу, он, вероятнее всего, сядет на дотационную. Подробности — в аналитическом материале «Реального времени».

Налогов вновь собрали на треть больше

Второй год подряд собираемость федеральных налогов показывает рекордную динамику: в 2018 году со всех регионов их было собрано на сумму 11,6 трлн рублей, что на треть больше, чем годом ранее — 8,9 трлн (что, опять же, было больше на 32%, чем по итогам 2016 года).

Напомним, в прошлом году мы уже говорили, что если на вопрос, пройден экономический кризис или нет, отвечать исходя из собираемости налогов, то ответ на него будет положительным. «Реальное время» 2 года назад писало о падении налоговых поступлений в федеральный бюджет во многих регионах РФ. По итогам 2013 года общий объем федеральных налогов и сборов в России составил 5,3 трлн рублей, в 2014 году в казну собрали на 14% больше — 6,1 трлн, в кризисном 2015 году цифра выросла всего на 10%, до 6,7 трлн. В 2016 году общий объем сборов вырос всего на полпроцента, до 6,8 трлн рублей. Дефицит бюджета в 2017 году составил 3,16% ВВП, или 2,745 трлн рублей. «Налоговый кризис» смогли преодолеть лишь благодаря успехам нефтегазовых компаний РФ, главных налогоплательщиков страны.

Если в среднем по стране объем налоговых сборов в федеральный бюджет вырос на 30%, то в большинстве нефтедобывающих регионов — сразу в 1,5 раза. Среди рекордсменов Ханты-Мансийский автономный округ, увеличивший сборы в 1,55 раза — с 2 до 3 трлн рублей, и Татарстан, собравший в 1,5 раза больше — с 328,5 млрд до 490,3 млрд рублей. Пропорционально увеличили сборы также в Красноярском крае, Оренбургской и Иркутской областях.

Очевидно, что рост сборов во многом связан с квотами на нефтедобычу и мировой рыночной конъюнктурой на «черное золото». Списывать такие сборы лишь на налоговый маневр, который разворачивается в нефтедобывающей отрасли с 2015 года и закончится в 2024 году, довольно сложно хотя бы потому, что в первые годы действия налогового маневра сборы даже падали. Напомним, Россия постепенно отказывается от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Размер пошлины к 2024 году должен уменьшится с 30% до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых увеличиться.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет за 2018 год

Регион ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1.01.2019, тыс.руб. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2018 год, тыс.руб. ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1.01.2018, тыс.руб. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2017 год, тыс.руб.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 11.638.081.710 8.979.183.094
Ханты-Мансийский АО — Югра 3.072.250.672 1.985.463.484
город Москва 1.428.030.549 1.265.525.556
Ямало-Hенецкий АО 1.220.680.319 943.921.479
город Санкт-Петербург 664.897.484 621.529.636
Республика Татарстан 490.322.755 328.566.826
Красноярский край 388.512.599 3.194.526 267.655.450 3.194.526
Московская область 357.793.433 325.487.387
Оренбургская область 300.831.894 3.974.113 194.447.903 3.974.113

Большую часть собранных налогов Татарстана отправляет в Москву, и доля эта в 2019 году, видимо, еще вырастет

Возможно, отчасти рост сборов связан с изменениями в пропорциях налоговых сборов. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин на сессии Госсовета РТ 19 декабря прошлого года заявил о том, что Татарстан увеличит отчисления в федеральный бюджет с 70 до 75%, следовательно поступления в консолидированный бюджет самого Татарстана снизятся с 30 до 25%.

Любопытно, но на той же сессии прозвучала информация о том, что РТ увеличит отчисления в бюджет уже в 2018 году до 800 млрд рублей, во всяком случае, так об этом написало большинство СМИ: обмолвился министр, или его недопоняли журналисты, но, вероятнее всего, в 2018 году РТ не собрала (и не могла собрать) 800 млрд рублей налогов в федеральный бюджет, и цифра эта — прогноз как раз на 2019 год (в консолидированный бюджет РТ поступит 273 млрд рублей). По итогам же 2018 года Татарстан отправил в федеральный бюджет 490,3 из 689,2 млрд рублей всех налогов, или 71,1%. Только 28,8% осталось в республике.

Получается, что в этом году можно надеяться на рост налоговых сборов в бюджет РФ по Татарстану в 1,63 раза, благодаря, в том числе, изменившейся пропорции (75 к 25). Так или иначе, с прошлого года доля налогов, отправляемых в федеральный бюджет, в Татарстане действительно заметна выросла и перевалила отметку в 70% (об этом см. ниже).

Радик Гайзатуллин заявил, что Татарстан увеличит отчисления в федеральный бюджет с 70 до 75%. Фото gossov.tatarstan.ru

Основной рост налогов пришелся на три нефтедобывающих региона и два мегаполиса

Татарстан застолбил за собой место в топ-5 в 2017 году, после тяжелого 2016-го, когда объем поступлений федеральных налогов из республики в Москву впервые за годы упал (на 2%) с 233,7 млрд до 229,4 млрд рублей. В 2013—2014 годах РТ занимала шестое место по объему собираемых налогов, по итогам 2015 года сумела опередить Московскую область, переместившись на пятую строчку, но в 2016 году вновь сделала шаг назад. По итогам 2017 года РТ вернула себе пятое место, собрав на 43,2% больше, чем в 2016-м — 328,5 млрд рублей.

Три региона из пяти, показавшие наибольшие сборы в 2018 году, — «нефтяные»: ХМАО, ЯНАО и Татарстан, еще два — самые развитые мегаполисы страны, Москва и Санкт-Петербург. Столица РФ собрала налогов в федеральный бюджет на сумму 1,4 трлн рублей, Питер — 664,9 млрд рублей. Однако динамика сборов у них несравнима с нефтяными регионами — в Москве собрали на 13% больше, чем годом ранее, в Санкт-Петербурге — на 7% больше.

…при этом «расслоение» регионов растет

В 2016 году отрицательную динамику по налоговым сборам показали 32 региона, в 2017-м «неудачников» осталось 15. И если по итогам 2016 года среди них были и регионы-доноры (из-за ситуации с ценами на нефть на мировом рынке), то по итогам 2017-го их уже не было.

В 2018 году расслоение регионов выросло в два раза: уже 30 территорий показали снижение налоговых сборов в федеральный бюджет. То есть кризис, может быть, и пройден, но только в нефтяной отрасли. В среднем в этих регионах сборы упали на 20%.

В ПФО такую динамику продемонстрировали Мордовия (рекордсмен по госдолгу, напомним), сборы которой упали на 18% (с 14,2 до 11,6 млрд рублей), Нижегородская область — снижение на 15% (до 75,4 млрд рублей), Марий Эл — сборы снизились на 10%, до 7,4 млрд рублей, и Ульяновская область — сборы упали на 4%, до 20,3 млрд рублей. Отметим, что годом ранее в ПФО был только один регион, налоговые сборы которого в федеральный бюджет снизились — это Кировская область.

Три региона из пяти, показавшие наибольшие сборы в 2018 году, – «нефтяные»: ХМАО, ЯНАО и Татарстан. Фото oilcapital.ru

Показательно, что падение сборов в ПФО продемонстрировали и нефтяные регионы. Хуже всего идут дела в Чечне: собрав годом ранее 1 млрд рублей, в 2018 году здесь не собрали ничего, получив еще и 27 млрд рублей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В Липецкой области похожая ситуация. В шатком положении находятся Забайкальский край и Еврейская автономная область.

Зависимость России от нефтяной иглы выросла, а пять крупнейших регионов-сборщиков покрывают 60% всех налогов страны

Такая ситуация, разумеется делает экономику РФ еще более зависимой от нефтяной иглы. И действительно: если еще в 2017 году нефтедобыча позволила перечислить ХМАО (Югре) в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, или 22,1% налогов и сборов, что насобирали все регионы страны, то по итогам прошлого года Россия и ее бюджет зависят от одного этого региона уже на 26%.

Огромная разница как в объемах налоговых сборов, так и в динамике поступлений делает российскую экономику еще более деформированной: основной «кэш» в бюджет идет всего от нескольких регионов страны. На ХМАО, Москву и ЯНАО приходится уже не 46,7%, а 49% (половина!) всех налоговых сборов. На пятерку крупнейших сборщиков, включая Питер и Татарстан, приходится уже не 57,3% всех налогов, а 60%. Расслоение регионов заметно уже в первой десятке, так как субъекты РФ, занимающие 6—10-е места по объему налоговых сборов в федеральный бюджет, собрали в 2018 году 14% всех средств.

Как федералы сражаются за налоги отставками губернаторов и внешним управлением регионов

Что бывает с регионами, где туго с собираемостью налогов, мы писали еще в прошлом году. Напомним, по итогам 2016 года налоговый ручеек из Забайкальского края обмелел на 96%: с 3,7 млрд до 137,5 млн рублей. Край уже тогда считался проблемным. По итогам 2015 года регион предупреждали о сильном наращивании долговой нагрузки – «по ее уровню (82,7% к собственным доходам) Забайкалье занимало 15-е место в стране, сам уровень является критическим». В 2016 году бюджет края достиг предельного уровня государственного долга. Ситуация в крае по итогам 2017 года не улучшилась, он занимал третье место по отрицательной динамике.

Наталья Жданова не проработала и трех лет на посту губернатора, как и предыдущий глава региона. Фото губернатор.забайкальскийкрай.рф

В начале 2018 года стало известно, что долг бюджета Забайкальского края перед федеральным бюджетом будет реструктуризован с рассрочкой платежа до 2024 года: на 1 января 2018 года сумма задолженности региона составляла уже 14,6 млрд рублей. Итогом стала отставка губернатора Натальи Ждановой в октябре прошлого года, которая не проработала на посту и трех лет, как и предыдущий глава региона, уволившийся в 2016 году. Новым главой края, которому придется разгребать финансовые конюшни, стал Александр Осипов, ранее работавший первым заместителем главы Минвостокразвития РФ.

Еще ранее федеральные власти придумали другой прием, начав вводить внешнее управление Минфина РФ в регионах. В настоящее время три российских региона находятся под этим режимом. Казначейское сопровождение осуществляется в отношении Хакасии (налоговые сборы в 2018 году упали в 2,6 раза, до 902 млн рублей, как итог — 3 млрд рублей дотаций), Мордовии, о которой мы уже писали (2,7 млрд рублей дотаций было выделено в прошлом году на выравнивание бюджетной обеспеченности), и Костромской области.

В последней, несмотря на госдолг, налоговые поступления в прошлом году выросли на 35%, до 9,8 млрд рублей (объем дотаций составил 3,7 млрд рублей). У Мордовии и Костромы, по данным на февраль 2019 года, госдолг превышает собственные доходы за год. В начале прошлого года критические долги были у семи регионов. При этом Мордовия по-прежнему в зоне риска: если Костромская область в 2018 году сократила госдолг на 7%, а рыночный на 10%, то Мордовия нарастила долги — на 12% и 45% соответственно. Госдолг регионов в прошлом году все-таки сократился на 4,7% или на 109 млрд руб., а долги перед банками — на 2,3%, или 28 млрд руб.

В прошлом году самым проблемным регионом в смысле налоговых сборов была Кировская область (падение их составило тогда 5%), в этом году собрали на 1% больше, но отыграть падение, конечно, не удалось: собрано было 13 млрд рублей в федеральный бюджет. Как и в случае с Забайкальским краем в начале 2018 года было принято решение о реструктуризации долга области: Кировская область погасит около 15,6 млрд рублей задолженности в течение семи лет за счет программы реструктуризации.

В прошлом году самым проблемным регионом в смысле налоговых сборов была Кировская область. Фото nesiditsa.ru

Если говорить о ПФО, то самый впечатляющий рост налоговых сборов, разумеется, у нефтяных регионов. Лучшие показатели, напомним, у Татарстана, а также у Оренбургской области (собрали в 1,5 раза больше — 300,8 млрд рублей), Самарской области (на треть больше, 291,7 млрд рублей), Пермском крае (на 40% больше, 261,3 млрд рублей) и Башкортостане (на треть больше, 221,8 млрд рублей). В топ-20 лучших регионов РФ вошла также Саратовская область, где налоговые сборы в федеральный бюджет выросли лишь на 10%, до 108 млрд рублей.

На дотационной и нефтяной игле: если регион не подсел на вторую, он сядет на первую

Но если говорить о дотациях, то среди рекордсменов ПФО только Татарстан и Самарская область не получили от федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Хотя объем дотаций у остальных, конечно, несопоставим с налоговыми сборами. Так, на 300,8 млрд рублей сборов Оренбургская область получила 4 млрд рублей дотаций, Пермский край — 2,2 млрд рублей, Удмуртия — 3,6 млрд, Саратовская область — 8,5 млрд. Больше всех снова получила Республика Башкортостан — 16,4 млрд рублей.

В России по-прежнему только 13 регионов остаются недотационными: это Калужская область, Свердловская область, Московская область, Москва, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО, Татарстан, Самарская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Ямало-Hенецкий АО, Сахалинская область. Невооруженным глазом видно, что подавляющее большинство недотационных регионов либо фактически сидят на другой — нефтяной игле (обеспечивающей «дотационную наркоманию» остальным регионам), либо же отмечены высокой концентрацией и диверсификацией крупного бизнеса (Питер и Ленинградская область, Москва и Московская область).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, на 1.01.2019

Дотация ежегодно растет, но, благодаря нефтянке, доля, приходящаяся на нее, снижается

Благодаря хорошей динамике налоговых сборов в федеральный бюджет, доля средств, отправляемых обратно в регионы, в качестве, в том числе, дотаций, год от года снижается. В кризисный 2017 год из-за падения сборов в 2016-м на дотации было направлено 9% всех собранных средств (614,5 млрд рублей из 6,8 трлн рублей), годом позднее доля упала до 7,18%, а в 2019 году объем дотаций составит наименьшую за последнее время долю — 5,8%. Всего на дотации (мы тут имеем в виду только дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, не считая субвенций и проч.) в этом году федералы направят в регионы 675,26 млрд рублей.

Отметим, что, несмотря на снижение доли, направляемой на дотации, сам объем дотаций растет: с 2011 года он вырос в 1,7 раза (тогда в регионы направлялось 397 млрд рублей). Особенно существенный рост пришелся на 2017 год, он составил почти 20%, или 100 млрд рублей. Напомним, 100 млрд рублей забрали вовсе не из федерального бюджета, а изъяв у регионов (в т. ч., и Татарстана) части налога на прибыль: федеральная его доля выросла с 2 до 3% (из 20%).

Больше 50 регионов собирают налогов в бюджет РФ меньше, чем получает из него один Дагестан

В начале 2018 года стало известно, что условия дотаций регионам будут ужесточены. На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018—2020 гг. придется более 40% трансферта из федерального бюджета (порядка 2 трлн руб). Половину помощи получат 13 регионов, больше всего — Дагестан. Он же и остается самым дотационным регионом, и получит в этом году из федерального бюджета уже 66,2 млрд рублей.

Отметим, что 57 регионов России собирают налогов в федеральный бюджет меньше, чем получит один Дагестан. Для сравнения, последний собрал в прошлом году на 14% больше, но всего 9,2 млрд рублей. То есть объем московского трансферта в Дагестан в 7,2 раза превышает его собственные федеральные налоги. Если говорить о всех налогах и сборах, то Дагестан в прошлом году собрал 32 млрд рублей, из них 22,7 млрд рублей осталось в республике, то есть 70%, тогда как в Татарстане эта пропорция обратная). Таким образом, объем федеральной помощи в два раза больше, чем все, что может собрать Дагестан.

Как Минфин ровно на 5% зарезал объем дотаций регионам

А ведь согласно новым правилам Минфина РФ, чтобы получить дотацию, регионы должны были до августа 2018 года «оценить эффективность налоговых льгот, отчитаться о них Минфину и до сентября включить неэффективные в план отмены». Власти РФ отныне стали обращать внимание и на увеличение налоговых и неналоговых доходов за год, инвестиций, числа работников в малом и среднем бизнесе. Безработица в регионах, претендующих на помощь, должна будет сокращаться. Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова и об исполнении бюджета, иначе помощь снизят на 5%. Если регион не подпишет соглашение, дотации на следующий год сократят на 10%.

Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова. Фото Максима Платонова

…пострадали, в том числе, Ульяновская область и Башкортостан

Несмотря на такие ежовые рукавицы, число регионов, которым объем дотаций сократили, составило всего 22 (из них, что показательно, 14 сократили аккурат на 5%). Годом ранее под ножницы попали дотации 26 регионам. И все-таки, кто среди первых пострадавших в результате новой методики Минфина РФ?

Интересно, но в число «пострадавших» попал, например, Башкортостан. И попал явно не потому, что доля дотаций у него превышает 40% (на 16,4 млрд рублей дотаций в 2018 году пришлось налоговых сборов на 392,6 млрд рублей, из которых 170,7 млрд рублей осталось в республике). Тем не менее объем дотаций на бюджетное выравнивание ему сократили на 5%, до 15,6 млрд рублей.

Ровно на 5% сократили дотации еще одному региону ПФО — Ульяновской области: с 3,3 до 3,18 млрд рублей. В прошлом году отношение дотаций к налоговым сборам составило всего 5,6% (у Башкортостана — 4,2%) — всего область собрала 60 млрд рублей, из них 40 млрд рублей осталось дома.

Помимо них, почти ровно на 5% с небольшими долями сократили дотации Еврейской автономной области, Орловской, Костромской, Курганской областям, Карелии, Хабаровскому и Камчатскому краям. А также Иркутской, Брянской, Тамбовской, Кемеровской и Магаданской областям. Сильнее всего урезаны дотации были Мурманской области (на 93,6% — с 473 млн рублей до 31,6 млн, а ведь с 2011 года регион почти каждый год получал более 1 млрд рублей.

Почти наполовину сократили дотации Красноярскому краю: с 3,2 млрд до 1,7 млрд рублей. Но это было связано, очевидно, с тем, что ранее для подготовки региона к Универсиаде-2019 ему и выделяли на это немалую часть средств (в 2017 году регион получил рекордные 5,5 млрд рублей).

На 40% сократили дотации Тульской области, на 13,5% — Вологодской. Отметим также, что в связи с проблемами Забайкальского края и сменой там губернатора, региону чуть-чуть тоже срезали, но в рамках статистической погрешности: в прошлом году он получил 12,1 млрд рублей, в этом году получит 11,9 млрд.

Почти наполовину сократили дотации Красноярскому краю, но это было связано, очевидно, с подготовкой к Универсиаде-2019. Фото trk7.ru

Зато еще двум регионам ПФО — тем, что получили новых губернаторов — объем дотаций подняли на 15%

Одновременно почти ровно на 15% выросли дотации 15 регионам, в том числе и двум регионам ПФО: Кировской области (дотации выросли с 10 до 11,5 млрд рублей) и Марий Эл (почти на 1 млрд рублей: с 6 до 6,9 млрд). Отметим, что как раз у этих регионов зависимость довольно высока. В прошлом году Кировская область собрала 38,2 млрд рублей налогов, оставив у себя 25 млрд рублей, и получила дотаций на сумму, составляющую 26% от всех сборов. Марий Эл собрала 19,3 млрд рублей (оставив 12 млрд рублей у себя), а получила дотаций на сумму, составляющую 31,17% от всех сборов. По-видимому, в их случае сыграла роль новой власти — и в Марий Эл, и в Кировской области в должность новые губернаторы вступили не так давно и не успели еще наломать дров (то есть понабрать кредитов), чтобы испортить отношения с Минфином РФ.

В списке самых дотируемых регионов каких-либо изменений не произошло. После Дагестана идет Якутия, она получит в этом году 47 млрд рублей (на 6,7% больше), затем Камчатка (ей урезали дотации на 5% — получит 37,4 млрд рублей), Чечня (получит на 12,4% больше — 30,4 млрд рублей) и Алтайский край (ему урезали дотации на 1% — получит 26,8 млрд рублей). В топ-10 можно найти как Башкортостан, так и Крым, которому объем дотаций повысили на 15% — он получит в этом году 20,3 млрд рублей.

Татарстан мог бы в одиночку дотировать треть регионов России

Отметим любопытный факт — Татарстан, судя по его налоговым сборам в федеральный бюджет в прошлом году (490 млрд), в одиночку мог бы «прокормить», точнее, продотировать, две трети регионов России, получающих небольшие дотации. А если брать только самые дотируемые регионы, то всю сумму налогов, которую федеральный центр получил в прошлом году от Татарстана, можно было бы в этом году распределить почти ровно между 28 субъектами РФ, включая таких «пожирателей дотаций», как Дагестан, Якутия, Камчатка, Чечня, Алтайский и Ставропольский края, Крым, Бурятия, Тува. То есть, получается, что Татарстан «дотационно» кормит больше трети всей России.

Татарстан в одиночку мог бы «прокормить» в этом году две трети регионов России

И таких «дотируемых Татарстаном регионов» будет все больше

Разумеется, это все потому, что в РТ, как и в ХМАО, Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО и прочих регионах есть нефть. И потому еще, что именно на нефтедобывающие регионы и регионы, где велика доля добычи полезных ископаемых. Вообще в деле пополнения бюджета, именно на эти регионы Минфин РФ «повесил» пропорции, в результате которых львиная доля собранных средств отправляется в федеральный кошелек.

В Татарстане по результатам прошлого года 71,1% собранных средств отправилось в федеральный бюджет, всего же было собрано 690 млрд рублей. Примерно так же обстоят дела у Пермского края (261,3 из 382,5 млрд рублей отправилось в Москву).

Но у десяти регионов пропорция еще более в пользу федералов, в том числе в двух регионах ПФО. Так, Удмуртия отправляет в федеральный бюджет 76,4% собранных средств (157,5 из 206 млрд), Оренбургская — 82,17% (300,8 из 366 млрд). Сильнее всего перекос у главных «доноров всея Руси»: Ханты-Мансийского, Ненецкого и Ямало-Ненецкого АО, где в федеральный бюджет отправляют от 88 до 92% всех собранных нефтяных средств.

И, судя по всему, доля налогов, отправляемая в федеральный кошелек, будет расти, если вспомнить слова министра финансов Татарстана об увеличении этой доли до 75%.

Вообще же, в ПФО в среднем доля налогов, отправляемая в Москву, выше остающейся в регионах: 63,6% против 36,3% (в 2017 году было 59% против 41%). Больше всего страдает Уральский федеральный округ, где, в среднем, 84,3% собранных средств не остается в регионах (годом ранее эта доля была на 1% меньше).

При этом в подавляющем большинстве регионов — в 64 субъектах РФ — ситуация обратно пропорциональная, в 30 регионах более 70—80% собранных налогов остается «дома». Что, в общем, и объясняется как нефтяным креном экономики РФ и федерального бюджета, так и вынужденными дотациями, на которые большинству регионов России приходится жить, верстая свои бюджеты с обязательной оглядкой на Москву.

Распределение налогов, сборов и иных обязательных платежей по бюджетам разных уровней на 1.01.2019, тыс. руб. Сергей Афанасьев АналитикаПромышленностьНефтьЭкономикаФинансыБюджетОбществоВласть Министерство финансов РТГайзатуллин Радик Рауфович

Нефтегазовый локомотив

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов. Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%. Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты. Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50. Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской. Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием. В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Впрочем, транснациональные корпорации активно пользуются своей разветвленной мировой сетью, чтобы оптимизировать налоги, и потому среди налогоплательщиков лидируют не очень часто. В связи с этим можно вспомнить скандал с Apple, которую сенат США в 2013 году обвинил в неуплате налогов на миллиарды долларов с полученной от продаж iPhone выручки в $74 млрд, или прошлогодние обыски в парижских штаб-квартирах Google и McDonalds, заподозренных в том же.

В России проблемы ухода крупнейших налогоплательщиков нет: все они контролируются государством, и бежать если и смогут, то только в Санкт-Петербург, как это сделали «Газпром» и ВТБ.

«Роснефть» удерживает первое место среди налогоплательщиков уже четыре года: она впервые обошла «Газпром» в 2013 году с показателем 1,105 трлн руб. против 950 млрд руб. у газовой монополии. Это удалось за счет впечатляющего скачка: «Роснефть» тогда увеличила налоговые отчисления почти на 350 млрд руб. — как раз в марте 2013 года она приобрела 100% ТНК-BP, что позволило ей стать крупнейшей публичной нефтегазовой компанией в мире.

Но в 2016 году разрыв в налоговых платежах между двумя лидерами сократился — с 248 млрд до 194 млрд руб.

Высокая степень концентрации капитала, заинтересованность в создании вертикально интегрированных производств с полным циклом переработки, а также бюджетная политика государства, при которой налоговая нагрузка на углеводородный сектор является одной из самых высоких в мире, предопределили доминирование нефтегазовых компаний в топ-10. Состязаться в объеме налоговых платежей с нефтегазодобычей по силам только традиционным отечественным монополиям в лице Сбербанка, РЖД и «Росатома».

Молчание табачников

Есть еще отрасль, чьи представители за счет акцизов могли бы побороться за высокие места. Это крупнейшие мировые табачные компании, представленные в России рядом производств и дистрибьюторами. В рамках борьбы с курением государство в последние годы активно повышало акцизы на сигареты, что сделало табачные компании одними из крупнейших налогоплательщиков. Но в рейтинге они не представлены, так как табачные компании в России не публикуют свою отчетность, а на соответствующие запросы большинство из них не ответили. Только «Бритиш Американ Табакко» (БАТ) и «Дж.Т.И. Россия» подтвердили РБК величину уплаченных налогов: БАТ в 2016 году заплатили в России налогов на сумму 130,5 млрд руб, «Дж.Т.И. Россия» — 206,2 млрд.

Кто, если не нефтегаз?

В топ-50 крупнейших налогоплательщиков верхние строчки оккупировали нефтяники и газовики. Но, зная изменчивость конъюнктуры, интересно посмотреть, кто подставит плечо в случае возможного падения цен на углеводороды.

Вторым по объему собираемых налогов стал финансовый сектор, крупнейшие представители которого заплатили в бюджет в 2016 году 330,7 млрд руб. Здесь учитывались результаты не только банков, но и небанковских организаций, в частности страховых компаний. Но основным донором являются все-таки банки, среди которых Сбербанк является крупнейшим «неуглеводородным» участником топ-10 с суммой налогов 245,4 млрд руб.

Доля Сбербанка в уплаченных налогах финансового сектора, рассчитываемых ФНС, составляет 38,5%. Это заметно выше его доли в активах финансового сектора — 30%, по данным ЦБ на начало 2016 года (более свежих регулятор не публиковал). И это подтверждает правило, что госкомпаниям приходится больше платить не только дивидендов.

Статистика ФНС по начислению и поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет (форма 1-НОМ) за 2016 год тоже отдает твердое второе место финансовому сектору, который заплатил 636,8 млрд руб. за вычетом НДФЛ и социальных взносов. Для сравнения: не представленные в рейтинге производители и дистрибьюторы табачных изделий заплатили 576,5 млрд руб.

Сектор металлов и горной добычи стал третьим: в топ-50 попали десять его представителей, которые перечислили в прошлом году 279,7 млрд руб. налогов. Крупнейший в этой группе налогоплательщиков — «Норникель» — обогатил бюджет на 66,5 млрд руб. налогов.

Четвертым сектором по объему налоговых платежей оказался транспорт (254,4 млрд руб.), главным образом благодаря РЖД и «Транснефти». Еще один транспортный участник рейтинга, «Аэрофлот», может похвастаться только тем, что стал едва ли не единственным авиаперевозчиком, который обеспечил положительный баланс налоговых платежей. В целом же, как следует из данных ФНС, налоговая нагрузка на авиакомпании в прошлом году была отрицательной — результат убыточности отрасли. Иными словами, компании больше получали налоговых возмещений, чем платили в бюджет. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за антикризисного снижения НДС на внутренние перевозки до 10% (с 18%).

Расширенный сектор энергетики, в который РБК включил и атомную отрасль, занял пятое место — во многом благодаря «Росатому», заплатившему в 2016 году 125,3 млрд руб. налогов. Крупнейшие «осколки» РАО «ЕЭС» — «РусГидро», «Интер РАО», «Россети» и частная энергетическая компания «Т Плюс» — совокупно принесли в бюджет гораздо меньше, 94 млрд руб.

Высокотехнологичные секторы связи, химии и машиностроения заняли скромные места, что довольно точно характеризует «сырьевой» уклон российской экономики. Интересно, что «Ростех», который собрал лучшие активы российской машиностроительной промышленности и ОПК, смог занять по налоговым отчислениям только 13-е место.

Самой скромной по величине уплаченных налогов оказалась сфера торговли (34,7 млрд руб.), представленная всего тремя компаниями («Магнит», X5 и «Лента»). Здесь сыграла свою роль особенность отрасли, в которой многие компании являются «дочками» нерезидентов — их российские показатели просто не выделяются в составе консолидированной отчетности глобальной группы. По этой причине в рейтинг не вошли такие крупные представители ретейла, как «Метро Кэш энд Керри», или дилерские подразделения автопроизводителей — «Тойота Мотор», «Фольксваген Груп Рус», «Мерседес Груп Рус».

Очень интимные отношения

Для налоговиков показатель налоговой нагрузки является скорее статистическим инструментом, а не реальным ориентиром в работе. Специалисты ФБК в аналитической оценке налоговой нагрузки в российской экономике 2015 года указывали, что она «так до сих пор и не стала важнейшим механизмом обеспечения эффективности налоговой политики через установление оптимального налогового бремени». Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев тем не менее уверен, что государство «не может совсем уж игнорировать очень значительно различающиеся показатели по налоговой нагрузке» — поэтому ФНС России использует показатель при планировании своих камеральных проверок.

Сами участники рейтинга отнеслись к идее публикации индивидуальных показателей весьма чувствительно. Комментировать их никто не захотел. Неофициально же представители финансовых департаментов нескольких компаний сообщили РБК, что нагрузка на их бизнес слишком высока, однако они оставят свое мнение при себе, чтобы не привлекать ненужного внимания налоговиков. «Общение с налоговиками — очень интимный процесс, поэтому любая публичность может отразиться негативно на дальнейших отношениях с государством», — пояснила нежелание давать комментарии представитель одной из металлургических компаний.

Что же касается лидеров рейтинга — нефтяников, то их консолидированное мнение, пожалуй, выразил год назад глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Вести 24»: «Снижать надо налоги. Нам НДПИ подняли в два раза, экспортные пошлины обещали снизить — не снизили, а цены упали при этом. Надо просто объективно относиться к этим процессам ко всем и не допускать провалов в инвестиционных процессах. Если начнутся интервалы по инвестициям, к сожалению, это может привести потом к тяжелым последствиям, к необходимости восстанавливать добычу, восстанавливать переработку».

Но заменить нефтяников налоговикам некем: мода на предпринимательство давно прошла, и количество субъектов малого бизнеса снижается, налоговая база не растет, а социальные расходы уменьшать нельзя — даже несмотря на объявленную трехлетку бюджетной экономии.

Для государства между тем потребительский подход к экономическим субъектам несет только краткосрочную выгоду. «Возможности взять больше налогов есть всегда. Будут ли при этом отрицательные последствия — зависит от того, в каком состоянии находится экономика в целом и та или иная компания в отдельности», — отмечает Игорь Николаев.

В ФНС от комментариев и каких-либо оценок рейтинга воздержались.

Как мы считали

Рейтинг составлен на основании анализа консолидированной отчетности 100 крупнейших компаний России по объему выручки (по версии РБК 500 за 2016 год). Исследование исходит из добросовестности крупнейших налоговых резидентов в части уплаты обязательных платежей. Были отобраны и ранжированы компании, раскрывающие налоговые платежи за отчетный период (без учета социальных платежей во внебюджетные фонды и НДФЛ).

Социальные взносы исключены из исследования по причине того, что некоторые компании самостоятельно «очищают» налоговые данные в своей бухгалтерской отчетности от социальных платежей и НДФЛ, не называя объем последних. Соответственно, даже если кто-то и показывает такие платежи, в целях сопоставимости их пришлось исключить.

Именно раскрытие отчетности и повышение налоговой прозрачности сделали возможным составление этого рейтинга, хотя еще несколько лет назад для этого, скорее всего, не хватило бы данных. С другой стороны, рейтинги налогоплательщиков очень редки даже в развитых странах из-за налоговой тайны. Например, в Германии все строго придерживаются этого постулата, из-за чего консолидированные данные с платежами конкретных налогоплательщиков не публикуются. Тем не менее интерес к таким исследованиям высок. Как отметила в комментарии РБК Татьяна Сафонова, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга в РАНХиГС, советник налоговой службы I ранга, «с одной стороны, существует расхожее мнение о чрезмерной налоговой нагрузке в России, что неверно, а с другой стороны, широкая общественность не представляет, сколько бизнес реально платит налогов в доходную часть бюджета».

Больше всего вопросов у участников рейтинга вызвал расчет налоговой нагрузки по выручке. РБК руководствовался методологией ФНС, по которой ведется расчет секторальных нагрузок (приложение №3 к приказу ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@). При этом ввиду разницы в профилях бизнеса было бы неправильно линейно сравнивать между собой нагрузку даже компаний одного сектора. «Компании работают с разной прибыльностью, обладают разным имуществом, работают в отличающихся по налоговым условиям регионах и т.п. Следовательно, они уплачивают разные по объему налоги», — поясняет Игорь Николаев. Поэтому нужно держать в уме еще и различия компаний, например по затратам на производство и реализацию продукции, которые «сидят» в знаменателе коэффициента. «Получается, что компании вроде как схожие, ставки налогов одни и те же, а налоговая нагрузка у них различная», — говорит эксперт.

Полученные данные сверялись с компаниями и при необходимости корректировались. В расчет брались только налоги, уплаченные в России. В том случае, если налоговые платежи компании, которая могла бы потенциально войти в рейтинг, входят в состав консолидированных показателей группы, учитывались показатели группы. Именно по этой причине, например, в рейтинг отдельно не вошла компания МТС, но показаны налоги ее материнского холдинга АФК «Система».

При анализе исключались компании, у которых нет публичной годовой отчетности (консолидированной по МСФО или бухгалтерской по РСБУ), а также те, что не указывают произведенные расходы по налогу на прибыль и прочим налогам. При наличии обоих вариантов предпочтение отдавалось отчетности по МСФО. Итоговые суммы налоговых платежей включают НДПИ, НДС (в том числе полученное возмещение), налог на имущество, прочие налоги и отчисления и исключают социальные платежи и НДФЛ. При указании суммы выручки, использовавшейся для расчета налоговой нагрузки, обращалось внимание на необходимость очищения итоговых цифр от экспортных пошлин.

Несмотря на то, что в Российской Федерации каждый регион является финансово самостоятельным, с точки зрения своего собственного бюджета, все же необходимо понимать, что через центральные государственные органы происходит определенное перераспределение заработанных средств.

Регионы, которые зарабатывают больше, чем им нужно для внутреннего расходования, являются донорами. Их еще называют бюджетообразующими. Другие области, в которых не развита промышленность или не добывается достаточно большое количество полезных ископаемых, находятся на бюджетных дотациях. О том, как обстоит ситуация в России в 2020 году, по отношению к дотационным регионом РФ, разберем подробно в данной статье.

Определение

Дотационными регионами принято называть те области (субъекты), которым перечисляют деньги из федерального бюджета. Причем, делается это на безвозмездной основе, то есть их не нужно возвращать назад в федеральный бюджет.

На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Динамика

К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:

  • Уменьшением предприятий в самых разных отраслях.
  • Неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке.
  • Невостребованностью Российской продукции в других странах.

В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.

Прогноз

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

Татарстан свой результат по сбору денег в федеральный бюджет превысил на целых 43%

Фото: novayagazeta.ru

Аналитическая служба «Реального времени», изучив данные о собираемости налогов в федеральный бюджет и объемах дотаций из него, выяснила, что «кризис пройден» — во всяком случае в этом разрезе: после стагнации 2016 года регионы собрали в прошлом году на 32% налогов больше (Татарстан позапрошлогодний результат превысил на целых 43,2%, вернув себе место в топ-5). Однако все по-прежнему зависит от нефтегазового сектора: по этой причине почти половина всех собираемых налогов приходится всего на три региона РФ. При этом с должниками и дотационными регионами начинает воевать федеральный Минфин.

Кризис пройден?

«Кризис пройден»: во всяком случае кризис в плане собираемости налогов. Напомним, аналитическая служба «Реального времени» в прошлом году писала о падении темпов роста налоговых поступлений в федеральный бюджет во многих регионах РФ по итогам 2016 года. Так, по итогам 2013 года общий объем федеральных налогов и сборов составил 5,3 трлн рублей, в 2014-м в казну собрали на 14% больше — 6,1 трлн рублей, в кризисном 2015-м цифра выросла всего на 10% до 6,7 трлн рублей. В 2016 же году общий объем сборов вырос лишь на полпроцента — до 6,8 трлн рублей. Дефицит бюджета в 2017 году составил 3,16% ВВП, или 2,745 трлн рублей. Впрочем, летом 2017 года было объявлено, что правительство РФ предполагает снижение дефицита бюджета 2018 года до 1,6% ВВП (1,5 трлн рублей).

Судя по объему собранных в 2017 году налогов, опасения, что бюджет 2018 года придется верстать с сильным дефицитом, а денег на отдельные программы может не хватить, не оправдались. Помогли и общие успехи нефтегазовых компаний РФ, главных налогоплательщиков страны. В итоге в 2017 году собрали почти 9 трлн рублей, что на 32% больше, чем годом ранее.

Федеральные налоги и дотации регионам РФ

Татарстан вернул себе место в топ-5

Причем особенно впечатляющий рывок продемонстрировал Татарстан, который, напомним, находится в топ-10 регионов по объему собираемых налогов в федеральный бюджет. Собираемость в РТ в последние годы шла в русле общефедеральных тенденций. Так, в 2013 году регион отправил в Москву 192 млрд рублей, в 2014 году на 11,7% больше — 214,7 млрд рублей, в 2015 году динамика упала до 8,8% — в казну направили 233,7 млрд рублей. А в 2016 году впервые за много лет Татарстан снизил сборы налогов в федеральный бюджет РФ: лишь 229,4 млрд рублей — на 2% меньше, чем в 2015 году. В 2013—2014 годах РТ занимала шестое место по объему собираемых налогов. По итогам 2015 года Татарстан смог опередить Московскую область, переместившись на пятую строчку, но в 2016-м вновь сделал шаг назад. По итогам же 2017 года РТ вновь вернула себе пятое место, собрав 328,5 млрд рублей (+43,2%).

Долговременный лидер по собираемости налогов — небольшой Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), на территории которого работают такие гиганты, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть». Фото pravdaurfo.ru

На три региона РФ приходится почти половина всех собираемых налогов

В 2016 году отрицательную динамику показали 32 региона, в 2017-м «неудачников» стало всего 15. И если по итогам 2016 года среди них были и регионы-доноры (из-за ситуации с ценами на нефть на мировом рынке), то по итогам 2017-го таковых нет. Так, среди богатейших регионов — занимающая вторую строчку по собираемости налогов и сборов Москва, сборы которой в 2016 году упали почти на 1% — с 1 076 млрд до 1 068 млрд рублей. В 2017 году столица РФ увеличила собираемость на 18,5%, до 1,26 трлн рублей.

Долговременный лидер по собираемости налогов, небольшой Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), на территории которого работают такие гиганты, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть» и др., в 2016 году собрал на 15% меньше, чем по итогам 2015-го: 1,445 трлн рублей против 1,7 трлн. В 2017 году нефть позволила Югре перечислить в федеральный бюджет на 37,4% больше — почти 2 трлн рублей. Это, между прочим, 22,1% всех налогов и сборов, собранных регионами страны. Всего на три региона — ХМАО, Москву и Ямало-Ненецкий АО — приходится 46,7% всех налогов и сборов, или 4,2 трлн рублей. На пять регионов-доноров, включая еще Питер и Татарстан, приходится 57,3% всех налогов и сборов РФ, более 5 трлн рублей.

Как Минфин воюет с задолжавшими регионами

Напомним, годом ранее сильнее прочих рухнули показатели в Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%), Тыве (-42%), Архангельской области (-65%), а в Забайкальском крае налоговый ручеек обмелел на 96%: с 3,7 млрд до 137,5 млн рублей. Край считается проблемным, по итогам 2015 года регион предупреждали о сильном наращивании долговой нагрузки: «по ее уровню (82,7% к собственным доходам) Забайкалье занимает 15-е место в стране, сам уровень является критическим». Председатель контрольно-счетной палаты края еще в 2014 году предупреждал, что через 2 года регион может оказаться банкротом в прямом смысле слова. В 2016 году бюджет Забайкальского края достиг предельного уровня государственного долга. По итогам 2017 года ситуация в крае не улучшилась, он занимает третье место по отрицательной динамике. В начале 2018 года стало известно, что долг бюджета Забайкальского края перед федеральным бюджетом будет реструктурирован с рассрочкой платежа до 2024 года: на 1 января 2018 года сумма задолженности региона составляла уже 14,6 млрд рублей.

Реструктуризация позволит достичь экономии почти в 400 млн рублей только в 2018 году, что связано с уменьшением затрат на обслуживание бюджетных кредитов. Тем не менее Забайкальский край может перейти под внешнее управление «из-за проблем в бюджетной сфере и отсутствия возможности повысить минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума», заявил в феврале этого года депутат Госдумы от региона Юрий Волков. После этого край перестанет самостоятельно распоряжаться своим бюджетом и все траты должны будут согласовываться с Федеральным казначейством.

Забайкальский край может перейти под внешнее управление и после этого перестанет самостоятельно распоряжаться своим бюджетом: все траты должны будут согласовываться с Федеральным казначейством. Фото audit.gov.ru

Прецеденты уже были, и начались они в 2018 году: в январе впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасия — хотя здесь и собрали налогов в 2017 году на 66,7% больше, чем в 2016-м, это составило всего 2,5 млрд рублей. Впрочем, федеральную казну регион почти «не кормит»: в консолидированный бюджет субъекта направлено гораздо больше — 15,4 млрд рублей. Размер дотаций региону в 3,6 раза превышает размер собранных налогов, в 2017 году объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей. Затем решение о внешнем финансовом управлении приняли и в отношении Костромской области, где в 2017 году собрали 7,2 млрд рублей, что на 12,5% больше (но в консолидированный бюджет субъекта направлено еще больше — 13 млрд рублей). Объем дотаций в 2017 году здесь тоже превысил объем собранных налогов и составил 9,2 млрд рублей.

Новый глава Кировской области закручивает «налоговые гайки»

Если говорить о регионах ПФО, то самое тяжелое положение у Кировской области, которая единственная среди поволжских субъектов РФ снизила в 2017 году поступление налогов и сборов в бюджет, перечислив в федеральную казну 13 млрд рублей, тогда как годом ранее объем сборов составлял 13,6 млрд рублей. Судя по всему, власти перестраховались: регион долгие годы остается дотационным, но до сих пор размер дотаций в разы уступал объему собранных налогов. На 2018 год, однако, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Кировской области выделят в объеме 10 млрд рублей, причем надо иметь в виду, что это лишь плановая цифра, обычно в течение года она вырастает.

Основная часть всех сборов области идет в консолидированный бюджет субъекта РФ: в 2017 году он забрал 64,5% налогов, лишь 35,5% ушло в федеральный бюджет. Долговая нагрузка региона тоже очень высокая — по итогам первого полугодия 2017 года она составляла 94,7% от предельного объема, установленного местным законодательством. Это 28 млрд рублей. Как и в случае с Забайкальским краем, в начале 2018 года было принято решение о программе реструктуризации долга области: с ее помощью Кировская область погасит около 15,6 млрд рублей задолженности в течение 7 лет.

Любопытно, что огромный долг региона сформировался при экс-губернаторе Никите Белых: в октябре 2016 года стало известно, что Кировская область — единственный регион, не вернувший Минфину РФ кредиты. Врио губернатора, назначенный президентом РФ Игорь Васильев, напротив, поставил перед собой задачу сократить долги и нарастить собственные доходы. Последнее означало увеличение налоговых сборов, что на собственной шкуре почувствовал мелкий и средний бизнес области, отмечавший, что власти вынуждают его поменять налоговую прописку.

Игорь Васильев поставил перед собой задачу сократить долги и нарастить собственные доходы. Фото rosreestr.ru

Главный драйвер — нефтегазовый сектор

Второе место по собираемости налогов в федеральный бюджет в ПФО удерживает Самарская область. Здесь она выросла за год на 40,4%, ее объем составил 224,8 млрд рублей. Из регионов, входящих в российский топ-10 по объему налоговых платежей в федеральный бюджет, плюсовую динамику в прошлом году продемонстрировала, кстати, только Самара. Самую высокую динамику в этом году в ПФО показала Башкирия, собравшая налогов в федеральный бюджет на 48,65% больше, чем в 2016-м: 170,3 млрд рублей. Больше 100 млрд рублей собрали также Удмуртия (111,2 млрд рублей), Оренбургская область (194,4 млрд рублей) и Пермский край (187,7 млрд рублей).

Отметим, что регионы ПФО, собирающие больше всех налогов, сидят на «нефтяной игле». Пермский край хотя и удержался по итогам 2016 года на уровне года 2015-го, собрав 131,2 млрд рублей и закрепив за собой 10-е место, но из-за низких цен на нефть стагнировал. Помимо Татарстана, в 2016 году отрицательную динамику из-за нефтяного рынка демонстрировали Удмуртия (было собрано на 5,1% меньше налогов), Оренбург (-11%) и Башкирия (-4%). Таким образом, главным драйвером сбора налогов, а значит, и экономики в ПФО, как и в целом по РФ, продолжает оставаться нефтегазовый сектор. На шесть нефтегазовых регионов и субъектов ПФО, экономика которых завязана на добычу полезных ископаемых (включая Татарстан), приходится 82% всех собранных в 2017 году налогов.

Если говорить о топ-10 регионов с самой высокой собираемостью налогов и сборов в федеральный бюджет, то от ПФО там присутствуют три региона: Татарстан (5-е место), Самарская область (8-е) и Оренбургская область (10-е). По итогам 2016 года в топ-10 входил и Пермский край, в 2017-м, несмотря на рост налогов, потерявший свое 10-е место (стал 11-м). Произошло это из-за резкого роста сборов в Ленинградской области в 1,5 раза, она с объемом 198,6 млрд рублей поднялась на 9-е место.

С высокими результатами Москвы, Московской области, Питера и Ленинградской области все понятно — здесь самая высокая концентрация бизнеса. А высокие налоговые платежи в федеральный бюджет Красноярского края (7-е место — сборы выросли в 1,5 раза и составили по итогам 2017 года 267,7 млрд рублей) объясняются присутствием в нем металлургического бизнеса (активы «Норникеля» Владимира Потанина, «Русала» Олега Дерипаски и др.), крупнейшей энергетики (Саяно-Шушенская, Красноярская ГЭС и др.), машиностроения и деревообрабатывающей/лесной промышленности.

Высокие налоговые платежи в федеральный бюджет Красноярского края объясняются присутствием металлургического бизнеса (активы «Норникеля» Владимира Потанина, «Русала» Олега Дерипаски и др.). Фото kremlin.ru

Как центр ужесточает условия выдачи денег дотационным регионам

По итогам 2017 года в России всего 13 недотационных регионов. Среди не получали ни копейки на выравнивание бюджетной обеспеченности Калужская, Свердловская, Московская, Ленинградская, Самарская, Тюменская, Сахалинская области, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО и Ханты-Мансийский АО. Судя по предварительным цифрам дотаций на 2018 год, из этого списка выпала Калужская область, которой должны перечислить 272,6 млн рублей (собрала в 2017 году 33,6 млрд рублей налогов в федеральный бюджет). Регион считается развитым, но и здесь 35,2% ВРП приходится на добычу полезных ископаемых — угля, глины, минерального сырья, нерудных полезных ископаемых и проч. Отсутствие дотаций у Свердловской области может объясняться высокоразвитой черной и цветной металлургией (от активов «Евраза» Александра Абрамова до активов олигарха Искандара Махмудова и группы ЧТПЗ). В ПФО, кроме Татарстана, лишь Самарская область не получала дотаций с 2011 года (за исключением 2013 года, когда региону было перечислено 182,7 млн рублей).

При этом общий объем дотаций регионам с 2011 года вырос на 62,5% — с 396,9 млрд рублей до 645 млрд рублей. Особенно существенный рост пришелся на 2017 год, тогда он составил почти 20% или 100 млрд рублей. Напомним, 100 млрд рублей взяли вовсе не из федерального бюджета, а изъяв у регионов (в том числе у Татарстана) часть налога на прибыль: федеральная его доля выросла с 2 до 3% (из 20%). В начале 2018 года стало известно, что условия выделения дотаций регионам будут ужесточены. На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018—2020 годах придется более 40% трансферта из федерального бюджета (порядка 2 трлн руб). Половину помощи получат 13 регионов, больше всего — Дагестан (поздравляем Артема Здунова!). Минфин РФ предлагает, собственно, то же, что глава Кировской области, — снижать налоговые льготы и увеличивать налоговые доходы, что, разумеется, не замедлит ударить по бизнесу в дотационных регионах.

Теперь, чтобы получить дотацию, регионам нужно будет до августа 2018 года «оценить эффективность налоговых льгот, отчитаться о них перед Минфином и до сентября включить неэффективные в план отмены». Власти РФ будут обращать внимание и на увеличение налоговых и неналоговых доходов за год, инвестиций, числа работников в малом и среднем бизнесе. Безработица в регионах, претендующих на помощь, должна будет сокращаться. Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова и об исполнении бюджета, иначе помощь снизят на 5%. Если регион не подпишет соглашение, дотации на следующий год сократят на 10%.

Команде Артема Здунова в какой-то степени повезло — его регион вновь возглавил в 2018 году список самых дотационных, получив 59 млрд рублей. Фото e-dag.ru

Артему Здунову придется менять курс

Список самых дотационных регионов не меняется который год. Только Крым осел бременем на федеральном бюджете с 2015 года, но в в этом регионе объем дотаций ежегодно снижается: к 2018 году он снизился почти на 30%, составив 17,7 млрд рублей. Для сравнения, объем собранных Крымом налогов в федеральный бюджет в 2017 году вырос до 18,7 млрд рублей — в 2015-м он составлял всего 6,7 млрд рублей. Крым не входит и в топ-5 регионов по объему получаемых из федерального бюджета дотаций.

На пятерку таких регионов приходится более трети всех выделяемых дотаций. Но им уже посланы два сигнала: во-первых, см. выше, им придется сокращать налоговые льготы и изыскивать налоговые доходы по договору с Минфином, во-вторых, громким посланием стала и отставка дагестанского правительства, повлекшая за собой уголовные дела. Таким образом, хотя команде Артема Здунова в какой-то степени повезло — его регион вновь возглавил в 2018 году список самых дотационных, получив 59 млрд рублей (дотаций стало больше на 12,7%), — продолжать «дотационную политику» своего предшественника он все-таки уже не может. На Дагестан пришлось более 9% всех дотаций. На втором месте — Якутия, получившая в 2018 году 44 млрд рублей, на 20% больше, чем в 2017-м. В число регионов, получивших красивую (и самую высокую) цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь.

Главе «дотационной» Якутии прочат отставку

На Якутию приходится почти 7% дотаций, выделяемых всем регионам РФ. На самом деле этот объем вызван в том числе поправками на северные условия — в итоге, по расчетам экспертам, треть доходов бюджета региона обеспечивается федеральными дотациями. Хотя по размеру налогов Республика Саха не самый слабый регион (в 2017 году собрали 67,7 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2016-м), сам 2017 год для Якутии был непростым с точки зрения наполнения республиканского бюджета, писали СМИ: еще по итогам первого квартала казна недополучила 8,7 млрд рублей доходов, в связи с чем экстренно пришлось корректировать бюджет.

У республики растет госдолг, который превысил отметку в 50,7 млрд рублей — это первое место среди регионов Дальнего Востока. Такое положение дел тоже грозит Якутии потерей финансовой самостоятельности, то есть введением внешнего финансового управления (см. выше). Поводом для отставки губернатора Якутии уже в этом году может стать и один из самых низких результатов Путина на мартовских президентских выборах — здесь за него проголосовали 64,4% избирателей (по РФ — 76,7%).

Владимир Илюхин «смог добиться высоких показателей региона в области прироста инвестиций, реализации федеральных программ по Дальнему Востоку». Фото kremlin.ru

Третий по величине объем дотаций в этом году получит Камчатский край — 39,3 млрд рублей, на 6%, больше, чем в 2017 году. На Камчатку приходится 6% всех дотаций регионам. Налоги в федеральный бюджет в регионе собираются плохо: в 2017 году их объем снизился здесь на 15%, составив всего 3,7 млрд рублей. Несмотря на такие показатели, наблюдатели находят маловероятными возможные проблемы у властей края. Почему? Если вкратце — у остальных регионов ДФО дела еще хуже. Считается, что глава Камчатского края Владимир Илюхин «смог добиться высоких показателей региона в области прироста инвестиций, реализации федеральных программ по Дальнему Востоку», а в 2018 году Камчатка возглавила рейтинг развития потенциала регионов Дальневосточного федерального округа. По данным ВЦИОМ, Камчатка «выглядит лучше, чем значительная часть регионов ДФО, чему способствует и масштабный проект по строительству крупнейшего порта в рамках реализации Севморпути и проекта по транспортировке СПГ».

На четвертом месте Алтайский край, дотации которому, как и Якутии, выросли на 20%, составив в 2018 году 27 млрд рублей. С другой стороны, на 20% выросли и налоги в 2017 году, составив 23,6 млрд рублей (вполне сравнимые с прошлогодними дотациями на 24 млрд рублей). Хотя губернатор края Александр Карлин по итогам 2017 года считает, что с экономикой здесь все в порядке, ряд наблюдателей полагают, что он, как и глава Якутии, может войти в «расстрельный список губернаторов» в 2018 году. Во-первых, «благодаря» уголовному делу, заведенному в отношении управляющего делами губернатора Алексея Белоборода, который «в нарушение всех норм купил для губернаторского автопарка страшно дорогие (за 18 млн рублей) автомобили, оформив сделку без тендера». Во-вторых, из-за «высокого градуса протеста» среди избирателей на последних президентских выборах, где за Путина проголосовало всего 64,7% алтайцев при явке в 65%, а кандидат от КПРФ Павел Грудинин набрал 23,6% голосов.

Рамзан Кадыров пытается возместить будущую потерю дотаций исламскими инвестициями

Пятерку дотационных регионов замыкает вотчина Рамзана Кадырова, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, на 12,8% больше, чем в 2017-м. Это в два раза больше объема дотаций, выделенного Чечне в 2011 году. В то же время с налогами тут все по-прежнему плохо. В федеральный бюджет они в 2016—2017 годах вообще не поступали! Любопытно, но в бюджете на 2017 год дотации Чечне, Крыму и Севастополю выделялись по «особой статье», именной. В 2018 году «именных» статей нет, то есть в этом году отдельная от других регионов дотация на сбалансированность названным субъектам не предоставляется. Кроме того, правительство РФ отказалось от прошлогодних планов увеличить в 2018 году бюджетные расходы на развитие Северного Кавказа: согласно проекту федерального бюджета, в 2018—2019 годах расходы на госпрограмму уменьшатся примерно на 111 млн рублей по сравнению с текущим годом.

Пятерку дотационных регионов замыкает вотчина Рамзана Кадырова. Фото kremlin.ru

В 2017 году бюджет Чечни состоял из дотаций на 80%; безвозмездные поступления из центра составляли 48,5 млрд рублей. В сентябре 2017 года Рамзан Кадыров заявил, что цифры Минфина для Чечни неприемлемы, и сослался на высокую рождаемость в республике. Наблюдатели полагают, что если планы Минфина РФ по снижению дотаций Чечне будут реализованы, команде Кадырова придется искать иностранных инвесторов, что он, как считается, уже делает, ориентируясь на привлечение денег от инвесторов на Ближнем Востоке.

…а Башкирия берет в «ежовые рукавицы» муниципалитеты и готова секвестировать бюджет

Из регионов ПФО сильнее всего на «дотационной игле» сидит Башкортостан, дотации которому в 2018 году выросли на 4%, составив 16,4 млрд рублей. Но это, конечно, несравнимо с размером собранных налогов: напомним, в РБ в 2017 году собрали 170,3 млрд рублей налогов в федеральный бюджет (на 48,65% больше, чем в 2016 году). Однако власти РБ планируют к 2020 году отказаться от дотаций. В феврале 2018 года премьер-министр Башкортостана Рустэм Марданов заявил, что перед республикой стоит «задача-максимум к 2020 году обеспечить финансовые потребности без привлечения федеральных дотаций»: «Это серьезная задача, нам придется пересмотреть план доходного потенциала, по-новому взглянуть на программу сокращения бюджетных расходов».

Какие строки бюджета в итоге подпадут под секвестр, можно только гадать. Зато власти РБ уже всерьез взялись за муниципалитеты, поставив им шесть условий получения субсидий: в частности, «администрации должны будут сократить непрофильные расходы, увеличить доходы и ввести мораторий на рост численности госаппарата». В случае невыполнения требований им будут сокращать субсидии. Иными словами, РБ идет по пути российского Минфина, ужесточающего порядок получения дотаций.

ОПРОС Сергей Афанасьев АналитикаЭкономикаБюджетОбществоВласть БашкортостанКировская областьУдмуртияТатарстан

70 субъектов федерации закончили 2018 год с профицитом бюджета Дотации регионам от федерального центра в 2018 году впервые превысили 1 трлн руб., оценило «Эксперт РА». При этом дотации обеспечили рекордный профицит в подавляющем большинстве субъектов Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Объем дотаций, которые федеральный центр выдал российским регионам, в 2018 году впервые превысил 1 трлн руб., следует из данных Минфина и расчетов агентства «Эксперт РА» (есть у РБК).

Сколько дотаций получили российские регионы

Размер предоставленных дотаций достиг 1,035 трлн руб. Еще годом ранее он составлял 759 млрд руб., а до этого — 656 млрд руб. «Особенность 2018 года — те или иные дотации получили все российские регионы, включая Москву и Тюменскую область . Причем Москва с объемом дотаций 27,6 млрд руб. вошла в топ-7 регионов по объему полученных дотаций», — сказал РБК младший директор отдела корпоративных и суверенных рейтингов «Эксперт РА» Александр Шураков.

Практически половина всего роста дотаций в 2018 году (136 млрд из 277 млрд руб.) пришлась на обеспечение сбалансированности бюджетов, которое управляется в «ручном режиме» в отличие от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитываемых по специальной формуле, отмечает аналитик. На 60 млрд руб. выросли компенсации расходов на рост зарплат бюджетников. В прошлом году власти уравняли минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум, а также продолжили индексировать зарплаты бюджетникам по майским указам 2012 года, и нагрузка по увеличению зарплат врачей, учителей и т.д. в региональных (не федеральных) учреждениях пришлась, соответственно, на субъекты.

«Получение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности обуславливается рядом условий: раньше их просто давали, а теперь регионы берут на себя обязательства, а высокодотационные — еще больше обязательств. Дотации на обеспечение сбалансированности — инструмент, который применяется в течение года, когда регион заявляет о каких-то проблемах», — говорит ведущий эксперт института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «В предыдущие годы в этих трансфертах было много политики. Можно предположить, что в этом году произошло то же самое. Это похоже на режим ручного управления», — полагает эксперт.

Как это отразилось на бюджетах

«По итогам 2018 года у 70 российских регионов консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом, причем агрегированный профицит составил 510 млрд руб. Это рекордные показатели как минимум за последние 17 лет», — говорит Шураков. Для сравнения: в 2017 году в России было лишь 45 профицитных регионов. Профицит всех региональных бюджетов достиг 510 млрд руб. против дефицита 52 млрд руб. годом ранее.

Если для федерального бюджета профицит или дефицит оценивается как доля от объема ВВП за год, то с регионами действует другая методика: профицит или дефицит сравнивают с объемом их собственных доходов (налоговые и неналоговые поступления без учета помощи из федерального бюджета). Лидерами по уровню профицита в 2018 году стали Дагестан (30,5% к доходам) и Севастополь (27,4%), однако во многом это связано с низким уровнем самодостаточности. В пятерку самых профицитных регионов также вошли ЯНАО, Кемеровская и Волгоградская области, чей уровень самостоятельности значительно выше.

«Ситуация новая. Объем госдолга не рос, но при этом он остался довольно высоким для некоторых регионов. Мы живем с профицитом, но у нас при этом большие кредиты», — говорит завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов.

При этом рост расходов на зарплаты бюджетников, которые должны расти в соответствии с майскими указами 2012 года, не оказал существенного негативного влияния на бюджеты регионов, указывает Александр Шураков. «В целом фонд оплаты труда «майских бюджетников» с учетом соцвзносов в 2018 году увеличился на 532 млрд руб. Но так как часть этих расходов «возвращается» в региональные бюджеты в виде НДФЛ, то чистый рост расходов на ФОТ и соцвзносы составил примерно 479 млрд руб.», — объясняет он.

Инвестиции снижаются перед новым майским указом

Рекордный профицит регионов обеспечили не только дотации, но и экономия властей на бюджетных инвестициях. Их доля в расходах консолидированных бюджетов регионов в 2018 году составила лишь 10,8%. Она была выше в 2015–2016 годах, когда экономика была в рецессии или стагнации, а также в 2017 году. В номинальном выражении регионы вложения не сокращали, но их расходы росли, что сократило и долю инвестиций в них, объясняет Шураков.

«Если бы поддерживались пропорции предыдущих лет, то объем бюджетных инвестиций был бы примерно на 240 млрд руб. выше (а профицит бюджетов, соответственно, ниже). Основное направление бюджетных инвестиций — инвестиции в дорожное хозяйство», — указывает аналитик.

Нагрузки у регионов прибавится в связи с реализацией нового майского указа президента Владимира Путина. Из 25,7 трлн руб. расходов на нацпроекты на региональные бюджеты придется 4,9 трлн руб. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов говорил, что в основном эти траты будут обеспечены федеральными трансфертами, а непосредственно регионы профинансируют 2–3% расходов. Взамен регионы подписываются под KPI для выполнения нацпроектов.

Сейчас у регионов все меньше свобод, а дотации и субсидии даются под все более жесткие условия, говорит Андрей Чернявский. Регионы зажаты — они предпочитают иметь профицитный бюджет и максимально сокращать долг, добавляет он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *