Допрос в налоговой

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Комментарий к Ст. 90 НК РФ

Статья 90 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

В качестве свидетеля согласно п. 1 ст. 90 НК РФ для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.

Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

При этом правила п. 2 комментируемой статьи имеют ряд особенностей:

а) они императивны. При этом требования НК РФ, на наш взгляд, более жесткие, чем нормы процессуального законодательства, допускающие в ряде случаев и допрос в качестве свидетелей лиц, указанных в п. 2 ст. 90 НК РФ (например, малолетних). Учитывая нормы правил ст. ст. 2, 11, 108 НК РФ, можно сделать вывод о том, что приоритет имеют нормы ст. 90 НК РФ;

б) малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ);

в) нельзя вызывать в качестве свидетеля также лиц, страдающих:

— физическими недостатками (например, слепых, глухих, глухонемых);

— психическими недостатками. При этом не играет роли, признаны они недееспособными или соответствующее решение суда еще не было принято;

г) все упомянутые в п. 2 комментируемой статьи 90 Налогового кодекса РФ лица не могут быть вызваны в качестве свидетелей лишь постольку, поскольку они не способны были (на момент, когда принималось решение о вызове их в качестве свидетелей) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

С другой стороны, если ни возраст лица, ни недостатки, указанные в п. 2 ст. 90 НК РФ, не мешают ему правильно понять и воспроизвести упомянутые обстоятельства, такое лицо может выступать в качестве свидетеля;

д) не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

— адвокаты (т.е. граждане, состоящие членами коллегии адвокатов). Однако сотрудников коммерческих организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги плательщикам налогов, налоговым агентам, допрашивать можно;

— нотариусы;

— аудиторы;

— любые иные лица, которые получили информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, если эта информация относится к их профессиональной тайне (врачи, эксперты и т.д.).

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой.

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;

2) о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса;

3) о месте проведения допроса.

Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола допроса свидетеля приведена в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 ст. 128 НК РФ.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 2 ст. 128 НК РФ.

Необходимо учитывать, что административная ответственность (по КоАП) и уголовная ответственность (по Уголовному кодексу Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящемуся к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.

В поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю.

Вместе с указанными вопросами в необходимых случаях целесообразно, по мнению ФНС России, привести в достаточном объеме инструкции для должностных лиц налогового органа по проведению допроса, включающие как общую ориентирующую допрашивающих лиц информацию, так и информацию о дополнительных вопросах свидетелю в случае подтверждения (опровержения) им определенных сведений и (или) общем направлении ведения и тактики допроса. При выполнении этих инструкций должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно оперативно формулировать и задавать дополнительные и иные вопросы исходя из полученной информации, показаний свидетеля, тактики проведения данного мероприятия налогового контроля.

Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами.

При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля.

Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля. В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в протоколе допроса свидетеля.

Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.

Не позднее 3 рабочих дней после проведения допроса протокол допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего поручение о допросе свидетеля.

В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения поручения о допросе свидетеля.

Вышеуказанный порядок проведения допроса свидетелей указан в п. п. 5.1, 5.2 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».

Источник: http://stNKRF.ru/90

Статья 93. Лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля

1. Не могут быть допрошены в качестве свидетеля:

1) адвокат подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением своих обязанностей по уголовному делу;

2) лица, которые вследствие физических или психических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

3) дознаватель, следователь, прокурор, судья и секретарь судебного заседания — в связи с исполнением своих процессуальных обязанностей по уголовному делу. Исключение составляют уголовные дела, при расследовании или рассмотрении которых имелось основание полагать о нарушениях законодательства, злоупотреблениях и корыстной заинтересованности, а также выявились вновь открывшиеся обстоятельства.

2. Участие в деле законных представителей потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого не исключает возможности допроса этих лиц в качестве свидетелей.

Статья 94. Ответственность свидетеля

1. За отказ от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора и суда свидетель может быть привлечён к административной ответственности соответственно на основании статей 1772 и 1773 Кодекса об административных правонарушениях Туркменистана и в порядке, предусмотренном статьёй 205 настоящего Кодекса.

2. За дачу заведомо ложных показаний свидетель подлежит уголовной ответственности по статье 201 Уголовного кодекса Туркменистана. Привлечение свидетеля к ответственности за дачу заведомо ложных показаний производится после вступления в законную силу приговора суда по делу, по которому он давал показания, либо после прекращения этого дела.

3. За отказ свидетеля от дачи показаний он может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 202 Уголовного кодекса Туркменистана.

4. Орган дознания, следователь, прокурор и суд вправе подвергнуть свидетеля, не явившегося по их вызову без уважительных причин, принудительному приводу через органы внутренних дел.

Статья 95. Эксперт

В качестве эксперта может быть вызвано не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными научными знаниями, необходимыми для производства экспертизы и дачи заключения.

Источник: https://studopedia.ru/9_142696_statya—litsa-kotorie-ne-mogut-bit-doprosheni-v-kachestve-svidetelya.html

Уважительные причины неявки лица на вызов

1. Уважительными причинами неявки лица на вызов являются:

1) задержания, содержания под стражей или отбывания наказания;

2) ограничение свободы передвижения вследствие действия закона или судебного решения;

3) обстоятельства непреодолимой силы (эпидемии, военные события, стихийные бедствия или другие подобные обстоятельства);

4) отсутствие лица в месте жительства в течение длительного времени вследствие командировки, путешествия и т.д.;

5) тяжелая болезнь или пребывание в учреждении здравоохранения в связи с лечением или беременностью при условии невозможности временно покинуть это заведение;

6) смерть близких родственников, членов семьи или других близких лиц или серьезная угроза их жизни;

7) несвоевременное получение повестки о вызове;

8) другие обстоятельства, которые объективно исключают возможность появления лица на вызов.

1. Комментируемая статья определяет перечень уважительных причин неявки лица на вызов. Этот перечень не является исчерпывающим, ведь п. 8 указывает на «другие обстоятельства, которые объективно исключают возможность появления лица на вызов».

2. Перечень уважительных причин неявки лица на вызов включает причины, связанные с обстоятельствами, которые делают невозможным явку лица в силу норм закона или судебного решения (задержания, содержания под стражей или отбывания наказания; ограничение свободы передвижения вследствие действия закона или судебного решения); обстоятельства непреодолимой силы (эпидемии, военные события, стихийные бедствия или другие подобные обстоятельства); обстоятельства, исключающие явку лица в связи с отсутствием лица в месте его жительства в течение длительного времени (вследствие командировки, путешествия и т.д.); обстоятельства, связанные с состоянием здоровья лица (тяжелая болезнь или пребывание в учреждении здравоохранения в связи с лечением или беременностью при условии невозможности временно покинуть это заведение); обстоятельства, связанные с жизнью и здоровьем близких лиц (смерть близких родственников, членов семьи или других близких лиц или серьезная угроза их жизни); обстоятельства, связанные с несвоевременным сообщением о необходимости явки к следователю, прокурору, следственному судье, суда (несвоевременное получение повестки о вызове).

Последствия неприбытия на вызов

1. Если подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, гражданский ответчик, который был в установленном настоящим Кодексом порядке вызван (в частности, имеется подтверждение получения им повестки о вызове или ознакомления с ее содержанием другим путем), не явился без уважительных причин или не сообщил о причинах своего неприбытия, на него налагается денежное взыскание в размере:

от 0,25 до 0,5 размера минимальной заработной платы — в случае неприбытия на вызов следователя, прокурора;

от 0,5 до 2 размеров минимальной заработной платы — в случае неприбытия на вызов следователя судьи, суда.

2. В случае, установленном частью первой настоящей статьи, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля может быть применен привод.

3. За злостное уклонение от явки свидетель, потерпевший несет ответственность, установленную законом.

1. Одним из последствий неявки по вызову без уважительных причин подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, гражданского ответчика или неуведомление о причинах неприбытия является наложение на них денежного взыскания. Денежное взыскание налагается в размере от 0,25 до 0,5 размера минимальной заработной платы — в случае неприбытия на вызов следователя, прокурора; от 0,5 до 2 размеров минимальной заработной платы — в случае неприбытия на вызов следователя судьи, суда. Порядок наложения денежного взыскания регламентируется главой 12 УПК (подробнее см. комментарий к этой главе).

2. Кроме того, следствием неявки по вызову без уважительных причин подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или неуведомление о причинах неприбытия является применение в них поводу. Порядок применения привода регламентируется ст.ст. 140-143 УПК (подробнее см. комментарий к этим статьям).

3. За злостное уклонение от явки свидетель, потерпевший несет ответственность, установленную законом, а именно ст. 185-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Согласно этой статье (в редакции от 13.04.2012 г.), злостное уклонение свидетеля, потерпевшего, эксперта, переводчика от явки в органы досудебного расследования или прокурора — влечет за собой наложение штрафа от трех до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан.

Источник: https://studbooks.net/58375/pravo/uvazhitelnye_prichiny_nepribytiya_litsa_vyzov

Главная ► Иные формы налогового контроля ► Допрос свидетеля при осуществлении налогового контроля

Адвокат по налогам

советует прочитать:

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ БУХГАЛТЕРА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА:

Как правило, по делам о налоговых правонарушениях, проведении проверок и расследовании уголовных дел по экономическим преступлениям выясняются вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций юридического лица.

Должностных лиц правоохранительных, следственных, контролирующих и органов могут интересовать вопросы, связанные с ведением и составлением бухгалтерских и иных финансово-хозяйственных документов, учетом основных средств, товарно-материальных ценностей, затратами на производство, реализацией продукции, результатами хозяйственно-финансовой деятельности, расчетами с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.

К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации), в соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления (часть пятая статьи 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению.

Работникам бухгалтерии, финансового, экономического, налогового подразделений (далее по тексту «бухгалтера») юридического лица могут быть заданы при проведении опроса, получении объяснения или допроса следующие вопросы:

— С какого времени Вы работаете главным бухгалтером ООО «___»?

— Как и при каких обстоятельствах, Вы были назначены на указанную должность?

— Кто Вас принимал на работу и разъяснил Ваши обязанности?

— Какие на Вас, как на главного бухгалтера ООО «__», возлагались должностные обязанности?

— Кому Вы непосредственно подчинялись, и кто подчинялся Вам?

— Каким образом оплачивалась Ваша работа?

— Какое у Вас имеется профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях?

— По какому адресу зарегистрировано в г. _____ ООО «___» и каково фактическое местонахождение его органов управления?

— В какой налоговой инспекции состоит на учете ООО «___» и где ранее оно состояло? Назовите дату постановки на учет в налоговую инспекцию ООО «___»?

— По какой причине, с какой целью ООО «___» перешло из налоговой инспекции № _______ по г. ___ в инспекцию _______ по г. ___?

— Какими видами деятельности занималось ООО «___», находясь в г. ____?

— Какую деятельность осуществляло ООО «___», с какого времени?

— Имелось ли в период в 20__- 20__ г. и имеются ли в настоящее время в собственности или в аренде у ООО «___» производственные мощности, складские помещения, транспортные средства и иные активы (указать какие, размеры площадей, по каким адресам находятся склады, кого арендуются складские помещения и транспортные средства и т.д.)

— Как организовано управление в ООО «___» и назовите его руководителей?

— Какие структурные подразделения имеет ООО «___» и назовите руководителей подразделений?

— Какова численность работников ООО «___», где находятся их рабочие места?

— Кто является участниками ООО «___» (акционерами ОАО «___»), назовите их Ф.И.О., телефоны, место работы в настоящее время, адрес проживания и иную контактную информацию?

— Известен ли Вам гражданин __ФИО__, участник/ акционер ООО/ОАО «___»? Если да, то назовите его анкетные данные, местонахождение, телефоны и место работы.

— Какие поступали от него указания по вопросам управления ООО «___», ведения бухгалтерского учета и осуществления платежей?

— Кто (Ф.И.О., должность) в 20__- 20__ г. отдавал приказы, распоряжения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности ООО «___»?

— Какие в ООО/ОАО имеются печати, где, у кого они хранятся, кто ими пользуется?

— Каким образом в ООО «___» организован документооборот, получение и направление документов от контрагентов и т.д.?

— Как в ООО «___» осуществляется ведение бухгалтерского учета, контроля, отчетности и анализ хозяйственной деятельности?

— Каким образом организована работа по постановке и ведению бухгалтерского учета и отчетности в бухгалтерии ООО «___», как осуществляется документооборот?

— Как в ООО «___» осуществляется соблюдение финансовой и кассовой дисциплины, смет расходов, законность списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь?

— Как формируется в ООО «___» учетная политика в ООО «___»?

— Каким образом осуществляется планирование, анализ, контроль, оценка финансового положения и результаты деятельности ООО «___»?

— Какие в ООО «___» применяются формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций?

— Какие используются формы внутренней бухгалтерской отчетности?

— Каким образом в ООО «___» оформляются хозяйственные операции и как организован документооборот?

— Как отражается на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции, движение активов, формирование доходов и расходов, выполнения обязательств?

— Каким образом в ООО «___» обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных учетных документов?

— На кого из должностных лиц возлагается в ООО «___» своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды?

— Кто составлял и подписывал бухгалтерскую и налоговую отчетность в ООО «___»?

— Какая и кем составляется и подписывается документация, представляемая в налоговые органы, в пенсионный фонд и т.д.?

— Кто в ООО «___» осуществлял подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, её представление в установленном порядке в соответствующие органы?

— Кто, как и при каких обстоятельствах составляет в ООО «___» бухгалтерский баланс за отчетный период _______ 20 __ г., кто их подписывает?

— Как и кем составляются в ООО «___»:

— выписки из книги продаж,

— выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций,

— копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (статья 145 НК РФ),

— расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (статьи 243 и 398 НК РФ),

— справки о суммах уплаченного налога (статья 244 НК РФ), годовые отчеты (статья 307 НК РФ),

— документы, подтверждающие право на налоговые льготы?

— Где и в какой форме в настоящее время хранятся указанные документы за отчетный период _______ 20 __ г.?

— Кто, как и при каких обстоятельствах составляет в ООО «___» налоговые декларации (по налогу на прибыль организации, по налогу на имущество организации, по налогу на добавленную стоимость) за отчетный период _______ 20 __ г., кто их подписывает?

— Вам предъявляется налоговые декларации (по налогу на прибыль организации, по налогу на имущество организации, по налогу на добавленную стоимость) за отчетный период _______ 20 __ г., поясните, чья стоит на них подпись и кем они подписаны?

— В связи с чем у ООО «___» возникло возмещение НДС из бюджета в __ квартале 20__ г.?

— В каких банках, и каким образом обслуживается ООО «___»?

— Каким образом в ООО «___» проводятся платежи, в том числе в кредитные организации?

— Какие были у ООО «___» источники поступления денежных средств для совершения сделки (собственные средства, займы, кредиты, у кого взяты они, под какой %)? В полном ли объеме в настоящее время погашены займы?

— Из чего складывается выручка от производственной деятельности, реализации товаров (работ, услуг) у ООО «___»?

— Производилось ли снятие наличных денежных средств с расчетного счета ООО «___»?

— В каком объеме снимались денежные средства, для каких целей и в каком банке?

— Кто подписывал платежные документы, денежные чеки от имени ООО «___»?

— Для каких целей использовались наличные денежные средства, снятые с расчетного счета ООО «___» (на оплату товара (работ, услуг), для собственных нужд, либо передавались другому физическому лицу)?

— Кто в ООО «___» осуществлял контроль и учет за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников?

— Каковы были у ООО «___» источники поступления денежных средств для совершения сделки (собственные средства, займы, кредиты, у кого взяты они, под какой процент)? В полном ли объеме в настоящее время погашены займы?

— Каким образом, и в какой сумме была произведена оплата (через расчетный счет, векселями и т.д.) ООО «___» за поставленный товар (услуги, приобретенное имущество и т.д.) с ОАО «___»? В полном ли размере произведены расчеты в настоящее время?

— Какова сумма имеющейся задолженности ООО «___» перед ОАО «___» за поставленный товар (услуги, приобретенное имущество и т.д.)?

— Какова экономическая целесообразность заключения сделки (поставки, приобретения имущества, сдачи в аренду и т.д.)?

— Почему для целей налогообложения учитывались операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом?

— В связи с чем для целей налогообложения учитывались операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера)?

— Какую реальную предпринимательскую (или иную экономическую) деятельность осуществлял налогоплательщик для получения налоговой выгоды?

— Каким образом налогоплательщик мог выполнить хозяйственные операции в виде ___________________ при наличии невозможности их реального осуществления с учетом времени (места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг) ?

— Каким образом налогоплательщик мог осуществить хозяйственные операции в виде ___________________ при реальном отсутствии у него необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности (в том числе в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств)?

— Почему для учета налогообложения использовались только те хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды и не производился и учет иных хозяйственных операций, необходимых для совершения данного вида деятельности?

— В связи с чем в документах бухгалтерского учета имеются данные о совершении операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, о указанном налогоплательщиком?

— Имелась ли при совершении хозяйственных операций ________, взаимозависимость или аффилированность участников сделок?

— Почему для совершения данного вида деятельности ________ использовались организации:

— осуществляющие расчеты с использованием одного банка;

— расположенные по одному адресу (в одном здании, офисе и т.д.) или по адресу, арендованным иным арендатором;

— использующие общие и взаимосвязанные номера телефонов, адреса электронной почты, сайты, внутреннею общую электронную и иную почту, программное обеспечение и т.д.;

— имеющие общих работников (бухгалтеры, экономисты, менеджеры, юристы, секретари, водители, курьеры, офис-менеджеры, программисты и т.д.) и общие сервисные организации, а также работников, выполняющих обязанности в интересах конкретных иных юридических лиц?

— использующие общие помещения (архив, для оргтехники, склад, столовая и т.д.), имущество, канцелярские принадлежности, оргтехнику, сервер, мебель и т.д., либо принадлежащее иному юридическому лицу;

— Для чего осуществлялись транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций?

— Какова была производственная и экономическая необходимость для использования фирм — посредников при осуществлении хозяйственных операций?

— Почему налогоплательщик для целей налогообложения учитывал операции _____________ не в соответствии с их действительным экономическим смыслом и подлинным экономическим содержанием соответствующей операции?

— В чем состояло наличие разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика, его намерениях по получению экономического эффекта в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности?

— Каким образом налогоплательщик обеспечивал должную осмотрительность и осторожность при осуществлении хозяйственных операций с контрагентами?

— Почему налогоплательщик участвовал в предпринимательской или иной экономической деятельности с взаимозависимым или аффилированным с ним контрагентом, не исполняющим своих налоговых обязанностей?

— В связи с чем деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей?

— Каким образом осуществлялось перечисление денежных средств по заключенным договорам _____ с ОАО «___»?

— Для каких целей использовались полученные денежные средства от ОАО «___»?

— Когда, где и при каких обстоятельствах состоялось знакомство с руководителями и работниками ООО «___», которые выполняли работы (предоставили услуги и т.д.)? Можете ли дать их словесный портрет, описать их внешность и т.д.?

— Можете назвать их контактные телефоны, адреса их офисов, производств, складов, иных подразделений и т.д.?

— Каким образом передавались в ООО «___» документы от контрагентов?

Кто из работников ООО «___» заполнял и подписывал акты КС-2 и КС-3?

— Какие граждане или какая конкретная организация реально выполняла работы указанные в первичных документах ООО «___»?

— Имеется ли у Вас информация о том, что контрагент, с которым ООО «___» осуществляло хозяйственные операции, является подставной организацией, руководитель, которой — подставное лицо?

— Известно ли Вам, что лица, указанные в ЕГРЮЛ в качестве участника и руководителя организации – контрагента, на допросе заявили о полной непричастности к её деятельности, о том, что не подписывали никаких договоров с ООО «___», что Вы можете пояснить в связи с этими обстоятельствами?

— Как обеспечивается в ООО «___» сохранность бухгалтерских документов?

— Где в настоящее время фактически находится бухгалтерия ООО «___» и хранятся его бухгалтерские документы?

— Имеются ли у Вас в настоящее время какие-либо договорные и иные отношения с ООО «___»?

— Были ли случаи утраты или кражи Вашего паспорта? Если да, то когда и где? Подавалось ли Вами заявление в органы МВД России об утрате паспорта?

Вышеприведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, он носит общий характер, без учета особенностей, специфики, и т.д. финансово-хозяйственной деятельности.

Перед допрашиваемым также могут быть поставлены вопросы об организации и деятельности предприятия, его участниках (акционерах), структуре и органах управления, руководителях и иных работниках, по конкретным сделкам, в том числе и о порядке одобрения крупных сделок и т.д.

Адвокат по налоговым делам полагает, что бухгалтеру, работникам финансового, экономического подразделений юридического лица могут быть заданы также и иные и конкретные вопросы по материалам проверки, административного, уголовного или иного дела.

Практика последних лет Московской коллегии адвокатов «» РОСАР» по налоговым правонарушениям и экономическим преступлениям показывает, что должностные лица контролирующих, правоохранительных и следственных органов широко стали использовать при проведении допросов или получения объяснения аудио- и видеозапись.

Ход и результат допроса свидетеля должен отражаться в протоколе допроса. В соответствии со ст. 190 УПК РФ протокол должен вестись от первого лица, а все вопросы, которые были поставлены перед свидетелем, а также полученные на них ответы воспроизводится в хронологической последовательности, то есть в той последовательности, которая имела место при допросе.

После окончания допроса или получения объяснения и составления процессуального документа, налоговый адвокат настоятельно рекомендует допрашиваемому лицу самостоятельно (лично) внимательно, не торопясь, прочитать составленный документ, постараться получить его копию или сфотографировать его. В случае отказа необходимо переписать его содержание. И только после этого подписать каждую его страницу и ответ на поставленный вопрос. В конце протокола допроса или объяснения гражданин (или присутствовавший его адвокат) вправе сделать письменные заявления и замечания относительно порядка проведения допроса или получения объяснения, а также собственноручно внести в документ поправки, дополнения, изменения и уточнения.

Адвокат вправе участвовать при проведении проверок, любых гласных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, в том числе при опросе, даче объяснений и показаний.

Данное право гражданина предусмотрено ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации о том, что «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».

К сожалению, в практике адвоката по налоговым делам, имели место случаи, когда гражданам в процессе проведения опроса, получения объяснения или допроса не разъяснялось их вышеуказанное право, в том числе и на участие адвоката во время общения с должностными лицами. Такие действия должностных лиц понятны, у них не имеется заинтересованности участия со стороны гражданина квалифицированного специалиста, который не допустит каких либо ущемлений прав гражданина, введение его в заблуждение, применение к нему психологических и иных приемов и способов для получения информации и т.д.

Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова»: «По буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу, независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность».

Адвокат по налогам обращает внимание на то, что действия должностных лиц контролирующих, правоохранительных и иных органов, нарушающие права граждан, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Несоблюдение процессуальных норм при проведении оперативно-розыскного мероприятия или следственных действий может привести к признанию доказательства недопустимым.

Как правило, по налоговым и экономическим правонарушениям и преступлениям гражданам во время допроса или получения объяснения должностными лицами ставятся вопросы, связанные с конкретными финансово-хозяйственными документами. Нередко граждане из-за большого объема выполняемой ими работы и информации, значительного временного фактора и по иным причинам действительно затрудняются вспомнить какие-либо конкретные обстоятельств, что вполне естественно. В таких случаях не следует торопиться и давать ответы, в правильности и объективности, которых гражданин сомневается или не уверен.

В связи с этим адвокат по налоговым делам рекомендует гражданам ходатайствовать о предъявлении им для непосредственного осмотра соответствующего документа, сказав следующее: «В настоящее время прошел значительный период по времени, я уже, что естественно, не помню отдельных и конкретных обстоятельств, в связи, с чем прошу предъявить мне для обозрения документ или предоставить время для воспоминания».

Гражданин также может воспользоваться конституционным правом, предусмотренным ст. 51 Конституции Российской Федерации не свидетельствовать против себя, сказав примерно следующее: «В настоящее время я не отказываюсь давать показания, но я желаю воспользоваться моим конституционным правом – не свидетельствовать против себя».

Кроме того гражданин имеет право заявить, что ему необходимо время, чтобы вспомнить обстоятельства, связанные с предъявленным документом, посмотреть другие документы и т.д. На вопрос должностного лица в таком случае, можно ответить: «В настоящее время я затрудняюсь ответить на поставленный вопрос, мне необходимо время, чтобы вспомнить все обстоятельства, получить дополнительную информацию или еще посмотреть другие документы и т.д.» или «В настоящее время я уже не помню всех обстоятельств, происшедшего, мне необходимо время, чтобы вспомнить, посмотреть документы и т.д.»

Налоговый адвокат рекомендует в случае проведения опросов, а также допросов, внимательно относиться к сообщаемой информации. Адвокат напоминает о недопустимости сообщения ложных сведений и каких-либо предположений, не являющихся достоверными.

Также необходимо, как полагает адвокат по налоговым преступлениям учитывать, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ к недопустимым доказательствам относятся показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности.

Если на допросе или получении объяснения присутствует адвокат, то он, как правило, поддержит такую позицию доверителя или сам заявит соответствующие ходатайства.

Немаловажным фактом является то, что при проведении допроса или получения объяснения, как и при иных оперативно-розыскных и следственных действий, недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, равно как и создание опасности для жизни и здоровья участвующих в следственном действии лиц (ч. 4 ст. 164 УПК РФ). Аналогичное требование содержится и в Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению…» (ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации). Соблюдение законных прав и свобод граждан может обеспечить адвокат по налогам, имеющий право присутствовать при даче показаний или пояснений его доверителем.

При проведении допроса налоговыми органами, любого оперативно-розыскного мероприятия (как гласного, так и если есть основания полагать проведение негласных мероприятий), равно как и следственного действия, адвокаты Московской коллегии адвокатов «РОСАР» рекомендуют незамедлительно обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Источник: http://www.nalogoviy-advokat.ru/menu/ifnk/info59.htm

Кто может быть свидетелем?

Ответ на этот вопрос дает п. 1 ст. 90 НК РФ. Там сказано, что для дачи показаний в качестве свидетеля в налоговую инспекцию может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. И сразу возникает вопрос: может ли быть свидетелем руководитель компании?

Специалисты ФНС России считают, что называть его свидетелем не совсем корректно. Причина в том, что он – лицо заинтересованное. Впрочем, это не мешает проверяющим допрашивать руководство компании в качестве свидетелей. Просто составленный по результатам этого мероприятия протокол допроса они квалифицируют «как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика» (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Тем более что НК РФ не устанавливает, какой именно документ налоговики должны составить по итогам получения пояснений и должны ли вообще оформляться какие-то документы (постановление АС Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015).

Если говорить о судах, то они допускают возможность вызова руководителя компании как для дачи пояснений, так и на допрос в качестве свидетеля. Просто в первом случае он получит уведомление о вызове для дачи пояснений, а во втором – повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля.

Судебная практика СвернутьПоказать

У налоговой инспекции в ходе проверки возникли вопросы к компании. Чтобы получить ответы, они вызвали для дачи пояснений руководителя фирмы. Однако в ходе получения пояснений руководитель просто встал и без объяснения причин ушел из инспекции (позже он сказал, что у него возникли срочные дела).

Тогда проверяющие вызвали его уже на допрос в качестве свидетеля, по результатам которого был составлен протокол.

Суд никаких нарушений в действиях инспекции не нашел. Арбитры указали, что налоговая инспекция вправе вызвать налогоплательщика для получения от него пояснений, а также пригласить руководителя для дачи показаний в качестве свидетеля (постановление АС Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016 по делу № А12-27923/2015).

Что будет, если не явиться?

Сотруднику компании, который проигнорирует вызов в инспекцию без уважительных причин (например, болезни), будут грозить штрафы:

  • за неявку для дачи пояснений – 2000–4000 руб. (ст. 19.4 КоАП РФ);
  • за неявку на допрос в качестве свидетеля – 1000 руб. (ч. 1 ст. 128 НК РФ).

Количество штрафов будет равняться числу неявок по вызову. Более того, на второй (третий, четвертый и т.д.) раз налоговики могут удвоить штраф (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).

Судебная практика СвернутьПоказать

Свидетель получил повестку о вызове на допрос, однако в назначенное время в инспекцию не явился. За это налоговики оштрафовали его на 1000 руб. по ст. 128 НК РФ. Свидетель не стал спорить и заплатил штраф.

Спустя некоторые время свидетель был вызван в инспекцию еще раз в рамках того же дела. Однако в инспекцию он опять не пришел. Тогда его оштрафовали уже на 2000 руб., квалифицировав неявку по первой повестке как отягчающее обстоятельство. Посчитав, что штрафы назначены за одно и то же нарушение, свидетель обратился в суд.

Первая инстанция удовлетворила его требования. Суд указал, что «неявка лица, вызываемого в качестве свидетеля по одному и тому же делу о налоговом правонарушении, образует одно событие налогового правонарушения, вне зависимости от количества направленных свидетелю повесток».

А вот апелляция и кассация встали на сторону налоговиков. Они исходили из того, что свидетель в данном случае совершил два правонарушения (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А74-1519/2011).

Важно отметить, что принудительно доставить на допрос или для дачи пояснений налоговики не могут. Налоговый кодекс РФ не предоставляет им такой возможности. Впрочем, если проверяющим уж очень понадобятся показания или пояснения, они могут обратиться в правоохранительные органы, чтобы те разыскали и доставили «уклониста».

Можно ли дать показания не в инспекции?

Как видно, штрафы за неявку на допрос или для дачи пояснений относительно небольшие. Поэтому многие свидетели решают, что тратить свое время на поездки в инспекцию нет смысла. Проще заплатить штраф.

Зная это, проверяющие иногда идут на уступки и встречаются со свидетелями за пределами инспекции (чаще всего по месту их жительства). Такую возможность налоговикам дает п. 4 ст. 90 НК РФ (постановление АС Уральского округа от 03.09.2015 № Ф09-4350/15 по делу № А60-41278/2014). Более того, ВС РФ не видит ничего противозаконного в том, чтобы показания свидетеля были получены даже не в каком-либо помещении, а прямо на улице (определение от 03.02.2015 по делу № 309-КГ14-2191, А07-4879/2013). А вот получение показаний по телефону противоречит ст. 90 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 28.04.2010 № КА-А40/4027-10 по делу № А40-59811/09-20-400).

Получать показания по месту жительства свидетеля ФНС России рекомендует с участием не менее двух должностных лиц налогового органа. Предварительно должно быть получено согласие свидетеля и проживающих с ним лиц на допуск налоговиков в жилое помещение. О таком согласии делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также налоговых инспекторов (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Что будет, если отказаться давать показания или солгать?

Перед получением показаний налоговый инспектор предупреждает свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК РФ). Этот факт свидетель подтверждает своей подписью в специально отведенном для этого месте протокола (подп. 5 п. 5.4 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Если свидетель, несмотря на предупреждение, все же откажется от дачи показаний или будет говорить заведомую ложь, его оштрафуют на 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ). При этом ни административная, ни тем более уголовная ответственность свидетелю не грозит (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Поэтому инспектор, который упоминает, например, ст. 307 «Заведомо ложные показания…» УК РФ, ст. 308 «Отказ свидетеля… от дачи показаний» УК РФ или ст. 17.9. «Заведомо ложные показания свидетеля…» КоАП РФ, явно лукавит, пытаясь припугнуть допрашиваемого.

Иногда отметки о том, что свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, даже вносят в протокол допроса. И такой протокол суд, скорее всего, признает допустимым (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 23.09.2014 по делу № А19-17266/2013).

Может ли руководитель не давать показания против компании?

Статья 51 Конституции РФ дает право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Но никакого упоминания про свидетельствование против возглавляемой компании в Конституции РФ нет. Получается, что отказаться давать показания против своей компании руководитель не может.

Судебная практика СвернутьПоказать

Директор компании был вызван в налоговую инспекцию на допрос в качестве свидетеля. В установленное время он явился в налоговый орган. Перед началом допроса его предупредили об ответственности за отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний, о чем сделали отметку в протоколе. Тем не менее отвечать на вопросы инспекторов директор отказался, сославшись на ст. 51 Конституции РФ. Свое молчание он объяснил тем, что ему задавались вопросы, касающиеся не только деятельности фирмы, но и лично его.

За отказ от дачи показаний директор был оштрафован на 3000 руб. по ч. 2 ст. 128 НК РФ. Не согласившись со штрафом, он обратился в суд. Однако отменить штраф ему не удалось.

Суд разъяснил, что задаваемые вопросы касались финансово-хозяйственной деятельности компании и не выходили за рамки правомочий налогового органа. А вот отказ от ответов на них суд посчитал неправомерным, поскольку он не предусмотрен ст. 51 Конституции РФ (кассационное определение Тюменского областного суда от 15.02.2012 № 33-760/2012).

Кто не может быть свидетелем?

Категории лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей, перечислены в п. 2 ст. 90 НК РФ.

Во-первых, это лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля. В качестве примера можно привести ситуацию, когда руководителем, учредителем и главбухом компании был инвалид с детства по психическому заболеванию, состоявший с 11 лет на учете в психоневрологическом диспансере. Вполне логично, что суд признал правомерными действия налоговиков, которые отказали в допросе такого свидетеля (постановление ФАС Московского округа от 12.02.2010 № КА-А40/578-10 по делу № А40-45816/09-115-242).

Во-вторых, это лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне (в частности, адвокат или аудитор). Иногда налогоплательщики настаивают, что по этому основанию не может быть допрошен руководитель компании-контрагента. Якобы он получает информацию в связи с исполнением свих профессиональных обязанностей. Однако суды подобные доводы отклоняют (постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.11.2015 № Ф04-24804/2015 по делу № А45-2615/2014).

Что должно быть указано в протоколе?

Форма протокола допроса свидетеля утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В нем содержится достаточно много полей. И если некоторые из них не будут заполнены, то суд не примет протокол в качестве доказательства. Такое может произойти, если будут отсутствовать:

  1. подпись свидетеля в специально отведенных для этого местах (постановления ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу № А40-113120/11-116-305, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2010 по делу № А45-5804/2009, ФАС Поволжского округа от 15.09.2009 по делу № А55-20385/2008). В частности, свидетель должен подтвердить своей подписью, что:
    • ему разъяснены права и обязанности, установленные ст. 51 Конституции РФ и ст. 90 НК РФ, и что он предупрежден об ответственности за отказ (уклонение) от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;
    • он подтверждает сведения о себе, внесенные в протокол;
    • с его слов показания записаны верно;
    • он предупрежден о применении технических средств (если они применялись);
    • он ознакомлен с протоколом. Для этого достаточно поставить подпись в конце протокола. Расписываться на каждом листе (как это делается в уголовном процессе – ч. 8 ст. 190 УПК РФ) нет никакой необходимости (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу № А19-13753/2013, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу № А68-3485/12);
  2. подпись должностного лица налогового органа (постановления ФАС Московского округа от 11.02.2010 № КА-А40/438-10 по делу № А40-42670/09-87-124, Дальневосточного округа от 15.06.2009 № Ф03-2571/2009 по делу № А37-1235/2008);
  3. данные документа, удостоверяющего личность свидетеля (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.07.2010 по делу № А19-15652/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.02.2010 по делу № А45-5804/2009). Впрочем, некоторые суды не считают это серьезным нарушением и принимают протоколы с подобными дефектами в качестве доказательств. Арбитры считают, что отсутствие этих данных еще не говорит о недостоверности сведений, которые сообщил свидетель (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.04.2009 по делу № А78-3516/08-С3-11/111-Ф02-1481/09 по делу № А78-3516/08-С3-11/111);
  4. дата, время или место допроса (постановления ФАС Поволжского округа от 20.10.2009 по делу № А65-3412/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 № 18АП-12494/2009).

Могут ли допросить вне рамок проверки?

В НК РФ не сказано, когда можно проводить допрос свидетеля: во время проверки, до ее начала или после окончания. Но если рассуждать логически, то допрос – это мероприятие налогового контроля. А оно должно проводиться в рамках проверки или, в крайнем случае, – в качестве дополнительных мероприятий (п. 6 ст. 101 НК РФ).

См. статью «Налоговая проверка в компании: как подготовиться»

Похожую точку зрения высказывают и суды. Так, АС Центрального округа в постановлении от 03.06.2016 № Ф10-1572/2016 по делу № А54-5473/2015 разъяснил, что допрос свидетеля после окончания выездной налоговой проверки является нарушением порядка сбора доказательств. В итоге протокол допроса был признан недопустимым доказательством. Аналогичные выводы можно встретить в других судебных актах (см., например, постановления ФАС Московского округа от 29.04.2014 № Ф05-3649/2014 по делу № А40-71830/13-140-227, ФАС Поволжского округа от 25.09.2012 по делу № А65-31425/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2011 по делу № А46-3658/2011).

Впрочем, некоторые суды считают, что протокол допроса, проведенного вне рамок налоговой проверки, все же может быть доказательством в суде. Например, АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.01.2016 № Ф04-28564/2015 по делу № А45-19355/2014 сослался на п. 27 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Там сказано, что при рассмотрении материалов проверки инспекция вправе исследовать также документы, полученные до ее начала. Эта же точка зрения высказана в постановлениях АС Московского округа от 25.06.2015 № Ф05-7488/2015 по делу № А40-95366/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 по делу № А27-7343/2013 и от 28.11.2013 по делу № А27-21787/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.2012 по делу № А53-26432/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу № А19-6518/2011 и др.

В любом случае суды будут исследовать все доказательства в совокупности. И если помимо протоколов допроса (пусть даже составленных вне рамок проверки) будут и другие доказательства нарушения, то рассчитывать на положительное решение суда вряд ли стоит.

Могут ли допросить во время приостановления выездной проверки?

Ответ на этот вопрос тоже не однозначен. С одной стороны, поверка приостанавливается только для истребования документов (информации), проведения экспертиз или перевода документов на русский язык (п. 9 ст. 89 НК РФ). Выходит, что приостановление проверки для допроса свидетелей налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, протоколы допросов, проведенных во время приостановления проверки, должны считаться недопустимыми доказательствами (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.05.2014 по делу № А46-7453/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.08.2010 по делу № А78-8715/2009).

С другой стороны, на время приостановления проверки прекращаются лишь действия на территории налогоплательщика (п. 9 ст. 89 НК РФ). А проводить мероприятия в других местах не запрещено (п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Поэтому чиновники и некоторые суды допускают возможность допрашивать свидетелей, но только вне территории проверяемого налогоплательщика (письма Минфина России от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11 и от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@; постановления АС Северо-Западного округа от 15.09.2016 № Ф07-7183/2016 по делу № А05-12601/2015, АС Западно-Сибирского округа от 15.06.2016 № Ф04-2068/2016 по делу № А45-5796/2015, ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2013 по делу № А05-9817/2012).

Что обычно спрашивают?

Как правило, налоговики вызывают на допрос руководство и главного бухгалтера, когда они подозревают компанию в неуплате налогов. Поэтому чаще всего задают вопросы, касающиеся работы самой фирмы и ее взаимодействия с контрагентами:

  • какова сфера деятельности компании, какие товары (работы, услуги) она производит (выполняет, оказывает)?
  • что входит в обязанности допрашиваемого лица?
  • кто непосредственно подписывает договоры и «первичку»?
  • как компания находит контрагентов, и кто участвует в переговорах с ними?
  • какие документы запрашиваются у контрагентов перед заключением договоров?
  • что еще делается для проверки контрагентов?
  • какие лица контактируют с обеих сторон при исполнении договоров?
  • кто, где и как принимает товар (результаты работ или услуг)?

Разумеется, это лишь общий список, и в зависимости от ситуации почти наверняка придется отвечать на частные вопросы, интересующие инспекторов в конкретном деле.

К сведению СвернутьПоказать

Лицам, занимающим руководящие посты, задают похожие вопросы. Делается это, чтобы выявить нестыковки и противоречия в показаниях. Поэтому ответы желательно продумать и по возможности согласовать с другими свидетелями.

Итоги допроса

Время допроса законодательно не ограничено. Поэтому он может идти как 15-20 минут, так и несколько часов. Но сколько бы ни длился допрос, спешить с ответами, а тем более с подписанием протокола, не стоит. Нужно внимательно почитать все, что инспектор вписал в этот документ. Обычно протокол печатается на компьютере, поэтому при наличии замечаний можно попросить инспектора поправить текст и распечатать протокол заново. Как правило, инспекторы соглашаются это сделать.

Если же инспектор наотрез отказывается менять текст или протокол составлен от руки, то свидетель может зафиксировать свои замечания в специальном поле «Замечания к протоколу». Однако места там мало, поэтому если замечания будут объемными, их можно изложить на отдельном листе обычной бумаги. А в поле «Замечания к протоколу» написать, что они указаны на отдельном листе.

Если в протоколе останутся незаполненные (или заполненные не до конца) поля, лучше поставить на них прочерки. Также есть смысл потребовать у инспектора выдать копию протокола и листа с замечаниями. Эти меры позволят избежать приписок, исправлений и подмены листов.

Полистать демо-версию печатного журнала

Источник: http://www.Delo-Press.ru/articles.php?n=27248

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *