Доначисление НДС проводки

Содержание

Выездная налоговая проверка по НДС

В течение последних лет появились новые тенденции в назначении выездных проверок по НДС. Теперь налоговики руководствуются не только Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок. На первое место вышла задача наполнения бюджета, появилось понятие тематической проверки и изменились критерии отбора налогоплательщиков. Расскажем обо всем подробнее.

По каким причинам назначают выездную проверку по НДС

Первый вопрос, который сразу возникает у любого налогоплательщика – могут ли назначить выездную проверку по НДС у меня? В первую очередь, инспекторы отбирают налогоплательщиков для проведения проверки, руководствуясь Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@).

В частности, выездную проверку по НДС могут назначить, если в отчетности компании заявлены значительные суммы налоговых вычетов или присутствует выстраивание цепочек контрагентов без наличия разумных экономических причин. Безопасную долю вычетов ФНС обновляет ежегодно. Как снизить риск приезда контроллеров, читайте в статье

Инспекторы обратят внимание и на компанию, у которой среди поставщиков есть фирмы-однодневки. Или если у инспекторов есть информация об участии организации в схемах ухода от налогообложения, получении необоснованной налоговой выгоды.

Так было раньше, а в 2018 году наметилась тенденция к расширению оснований для назначения проверок. Еще недавно инспекторы оценивали размер возможного доначисления налогов по результатам ревизии. Часто назначались комплексные проверки сразу по всем налогам с максимальной глубиной – три года, предшествующие текущему году, захватывался и текущий год. Часто контроллеры ехали к тем, кому можно было доначислить миллионы.

Выездная проверка по НДС

Но в 2018 году ситуация изменилась, теперь компаниям не прощают даже малые суммы. Прежние основания никуда не исчезли, инспекторы по-прежнему руководствуются Концепцией. Но на первое место вышло наличие разрывов по НДС. Под разрывом понимается неподтвержденный НДС, он возникает, если в вашей книге покупок счет-фактура есть, а в книге продаж вашего поставщика нет. У инспекторов появилось понятие тематической ревизии по НДС, ее могут назначить при наличии даже небольшого неподтвержденного вычета. Такая проверка может охватывать всего один квартал, в котором выявлен разрыв по НДС.

Второе изменение последних лет – принцип доначислять налоги реальному бизнесу. То есть тому, кто не скрывается от налоговых органов и в состоянии оплатить недоимку. В свете этого принципа теперь не обязательно, чтобы разрыв НДС образовался с непосредственным поставщиком. Налоговики учитывают всю цепочку поставщиков, в результате проверку могут назначить из-за недобросовестного контрагента второго, третьего или другого звена.

Чтобы обезопасить свой бизнес, воспользуйтесь сервисом «Проверка контрагентов». Он доработан, и теперь в нем больше возможностей. О безопасности сделок по критериям ФНС можно почитать в статье

Проверка контрагента по критериям НФС

Цели налоговой проверки по НДС

Цель выездной проверки по НДС – анализ правильности и полноты исчисления налога, своевременности его уплаты в бюджет. Инспекторы обратят внимание на следующее:

  • Правильно ли начислен НДС при реализации товаров, работ и услуг,
  • Правомерно ли применена налоговая ставка,
  • Применены ли рыночные цены к операциям, по которым предусмотрено их применение,
  • Нет ли в числе поставщиков компании фирм-однодневок или проблемных компаний,
  • Правомерно ли применены налоговые вычеты, оформлены ли документы, подтверждающие вычет,
  • Восстановлены ли суммы НДС с авансов.

Приведенный перечень не является закрытым. Законодательством не регулируется круг вопросов, которые могут выяснять контроллеры, в каждом случае они сами определяют план и тактику проведения контрольных мероприятий.

Сроки выездной проверки по НДС

В соответствии с п.6 ст.89 НК РФ инспекторам отводится два месяца для проведения всех контрольных мероприятий. Этот срок может быть продлен на четыре месяца, а в исключительных случаях – на шесть месяцев. Какие случаи можно считать исключительными, указано в Приложении №4 к Приказу ФНС от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@.

Этот перечень не является закрытым, в каждом случае налоговики приводят обоснование необходимости продления. Кроме продления, НК РФ предусматривает возможность приостановления проверки. Основания приведены в п.9 ст.89 НК РФ. Если учесть возможность продления и приостановления, проверка может затянуться на срок до года и даже больше.

Процедура выездной проверки по НДС

Руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о проведении выездной проверки. С этого момента начинается течение срока проверки. Она проходит на территории проверяемой компании. Если организация не может предоставить контроллерам помещения, они могут работать в своей ИФНС. Мероприятие все равно будет считаться выездным.

Выездная проверка НДС

Максимально допустимая глубина проверки – три года, предшествующие году, в котором вынесено решение. Текущий год тоже могут проверять. При назначении тематической проверки по НДС из-за неподтвержденного вычета инспекторы могут ограничиться одним годом, полугодием или даже кварталом. При этом они обладают всеми обычными полномочиями.

Заранее предупреждать руководителя компании инспекторы не обязаны. Однако должны ознакомить с решением о проведении. В первую очередь, проверяющим понадобятся первичные учетные документы, а также регистры бухгалтерского и налогового учета. Для их получения инспекторы составляют требование о представлении документов.

Комиссия может проводить все контрольные мероприятия, как при любой другой выездной проверке:

  • Инвентаризацию имущества,
  • Осмотр административных и производственных помещений,
  • Опросы персонала компании,
  • Запросы документов у контрагентов организации (вызов на «встречную проверку»).

Чего инспекторы делать не могут:

  • Истребовать документы до начала проверки,
  • Выходить за рамки предмета проверки, то есть анализировать начисление и уплату налогов, не названных в решении,
  • Выходить за пределы периода проверки, определенного в решении,
  • Безвозвратно забирать оригиналы документов,
  • Отказываться принимать документы на территории компании, требовать везти их в налоговую инспекцию,
  • Требовать нотариально заверенных копий документов,
  • Проводить допросы свидетелей без официального вызова, проводить опросы по телефону.

Оформление результатов ничем не отличается от проверки по любому другому налогу. По завершении работы комиссия составляет справку, ее форма утверждена в Приложении №7 к приказу № ММВ-7-2/189@.

В течение следующих двух месяцев комиссия составляет акт, налогоплательщик его получает в течение пяти рабочих дней. В случае несогласия с выводами, изложенными в акте, руководитель компании вправе составить возражения и направить их в ИФНС в течение одного месяца.

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

Изменения по налогам, взносам и зарплате

Выездная проверка по НДС может обязать вернуть организацию ранее полученные из бюджета суммы возмещения

  • Блок медиа
    • Статьи и разъяснения
    • Арбитражная практика
    • Комментарии законов
    • Публикации
    • Комментарии прецедентов и мнения
    • Статьи и разъяснения
      • Учет прав налогоплательщиков и добросовестность налоговых органов
      • Обжалование решений налогового органа: решение о привлечении к налоговой ответственности и решение об отказе в возмещении НДС
      • Налогоплательщики НДС: кто они?
      • Трансфертная цена и трансфертное ценообразование — что это такое?
      • Возражение по акту камеральной проверки: отдельные процессуальные особенности
      • Дополнительные контрольные мероприятия ИФНС РФ: ознакомление с ними и их влияние на обжалование акта ИФНС РФ
      • Отказ в возмещении НДС, если налоговый орган докажет направленность деятельности налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды
      • Общие положения о методе сопоставимых рыночных цен
      • Восстановлении НДС при экспорте с 01.01.2015 года
      • Возврат суммы налога, как излишне уплаченого: неверные требования к ФНС РФ могут повлечь отказ в возврате переплаты по налогам
      • Налоговое планирование и незаконное планирование налогов: где граница?
      • Декларация на возврат налога и иные документы для возврата налога: какие документы необходимо представить в ФНС РФ?
      • Заявление на возврат налога: когда подавать?
      • Выездная проверка по НДС может обязать вернуть организацию ранее полученные из бюджета суммы возмещения
      • Возврат налога как излишне уплаченного или его зачет: наиболее важны 2 условия
      • Оптимизация налогообложения: законные способы оптимизации НДС и других обязательных платежей
      • Разрешение налоговых споров: тенденции и практика
      • Выявление и проверка контролируемых сделок ФНС РФ в отсутствие уведомления о них
      • Восстановление НДС: нужно ли восстанавливать налог при хищении имущества
      • Возмещение НДС при импорте: особенности возврата и проверка декларации по НДС
      • Подготовка документации по контролируемым сделкам и применение методов трансферного ценообразования: право или обязанность?
      • Возмещение НДС при экспорте: налоговые преимущества и особенности документального подтверждения
      • Схема возврата НДС из бюджета: общий порядок действий
      • Обжалование результатов налоговой проверки об отказе в возмещении НДС в суд: эффективные требования
      • Отказ в возмещении НДС: какое решение отменять?
      • Налоговые споры в арбитражном суде: запрет на списание денежных средств и бремя доказывания
      • «Попытка не пытка» или как районная ИФНС РФ осуществляет проверку цен и доказывает нерыночность цен в рамках обычной камеральной налоговой проверки
      • Досудебный порядок разрешения налоговых споров: в свете последних существенных изменений в НК РФ
      • Как вернуть уплаченный НДС при экспорте товара через страны ТС
      • Материалы налоговых проверок и ознакомление с ними: право или привилегия?
      • Появление мнимых и притворных сделки в бухгалтерском учете: ограничена ли ответственность бухгалтерии? (комментарий Федерального закона от 21.12.2013 г. № 357-ФЗ)
      • Универсальный передаточный документ: документальное подтверждение расходов и права на вычет по НДС (Комментарий письма ФНС РФ от 24.01.2013 №ЕД-4-15/1121@)
      • Сопоставимость сделки как базовый критерий контроля за трансфертным ценообразованием: начало применения при определении рыночной цены
      • Подают ли уведомление о контролируемой сделке иностранные организации?
      • Выбор стратегии обжалования акта налоговой проверки и обжалования решения налогового органа: можно ли представить доказательства позже?
      • Восстановление срока на подачу заявления о распределении судебных расходов: правовая определенность или право на справедливое судебное разбирательство?
      • Связь вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль: есть ли она?
      • Получение максимального эффекта от распределения НДС по косвенным расходам. Новые возможности.
      • Восстановление НДС при изменении законодательства
      • Урегулирование налоговых споров в арбитражном суде: основания и сроки обжалования решений ИФНС РФ
    • Арбитражная практика
      • О правомерности взыскания поставщиком суммы НДС с покупателя не предусмотренной договором
      • Расчет пени по налогу при переплате налога обязательно должен учитывать сумму переплаты
      • Произвольное снижение судом размера взыскиваемых с ИФНС РФ расходов на юридическую помощь не допускается
      • Гонорар успеха — возможно взыскание с проигравшей стороны?
    • Комментарии законов
      • Налоговая оптимизация может быть запрещена, а незаконное получение налоговой выгоды может стать уголовным преступлением
      • Апрель 2014 г.: Федеральный закон от 06.12.2011 № 407-ФЗ пока не отменен
      • С 01 января 2015 г. организации, применяющие упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде ЕНВД могут начать признаваться налогоплательщиками налога на имущество и могут начать платить этот налог
      • Обзор некоторых изменений в Налоговый кодекс, начиная с я 1 января 2014 года
      • Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ усиливает налоговый контроль за безналичными операциями физических лиц, в т.ч., по контролируемым сделкам с участием взаимозависимых с организациями физических лиц, и сужает понятие банковской тайны
      • О привлечении руководителей организаций к налоговой ответственности (Комментарии Федерального закона от 06.12.2011 № 407-ФЗ)
      • Комментарии Федерального Закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»
    • Публикации
      • Возврат переплаты налога: ИФНС РФ не может передумать и отменить свое же решение о зачете налога
      • Как защитить реальные, но не подтвержденные документально расходы
      • Контролеры не вправе определять налоговые расходы одной компании через аналогичные показатели другой и устанавливать налоговые расходы только на основании экспертизы
      • Журнал «Налоговая политика и практика», июль 2013 года
      • «Практическое налоговое планирование», No5, май 2012, с. 20-31
      • Деловой Петербург, среда, 15 июня 2005 г., с. 3.
    • Комментарии прецедентов и мнения
      • Подготовка документации по контролируемым сделкам и применение методов трансферного ценообразования: право или обязанность?
      • Правомерна ли проверка рыночности цен в целях налогобложения в рамках обычной камеральной проверки?
      • Подают ли уведомление о контролируемой сделке иностранные организации?
      • Восстанавливается ли пропущенный срок на подачу заявления о распределении судебных расходов?
      • Можно ли применить вычет по НДС и не учитывать расходы в целях налогообложения?

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Согласно ст. 171 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость (далее — НДС), исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные названной статьей налоговые вычеты.

Кодекс установил перечень условий, необходимых для применения указанных вычетов (представление счета-фактуры, соответствующего требованиям ст. 169 Кодекса; документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; принятие на учет товаров (работ, услуг); использование товара (работ, услуг) в деятельности, подлежащей обложению НДС, или приобретение их для перепродажи).

Несоблюдение перечисленных требований влечет отказ в предоставлении налогового вычета.

При наличии спора между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу обоснованности отказа в возмещении налога арбитражный суд проверяет, все ли документы представлены и соответствуют ли они установленным требованиям.

Между тем, бывают ситуации, когда счет-фактура внешне соответствует требованиям ст. 169 Кодекса (в части наличия всех реквизитов). В то же время при встречной налоговой проверке выясняется, что поставщик товара отсутствует (находится в розыске, не состоит на налоговом учете, ИНН является вымышленным). Понятно, что в таком случае отсутствующий или несуществующий поставщик налог в бюджет не перечислит. Отказывая в возмещении налога, суды ссылаются не только на недостоверность документов, но и на недобросовестность налогоплательщика, который не проявил должной осмотрительности в выборе контрагента.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа выработал правовой подход, позволяющий квалифицировать факт вступления налогоплательщика во взаимоотношения с контрагентами, имеющими пороки субъектного состава, как проявление недобросовестности с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определения от 25.07.01 N 138-О.

При осуществлении предпринимательской деятельности, которая в силу ст. 2 Гражданского кодекса РФ осуществляется самостоятельно и на свой риск, лицо должно проявить достаточную коммерческую осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, наличие у него необходимой регистрации, в том числе принять меры для проверки взаимоотношений такого контрагента с налоговыми органами. Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности ложатся на лицо, заключившее сделки с несуществующими поставщиками. Такие ситуации не должны приводить к необоснованным выплатам из федерального бюджета. Суд делает вывод о том, что налогоплательщик, не проявивший необходимую осмотрительность при выборе контрагентов, не может считаться добросовестным.

В юридической литературе высказано сомнение по поводу уместности такого обоснования.*(1)

Не останавливаясь подробно на правомерности аргумента о недобросовестности налогоплательщика в данной ситуации, полагаем, что правильным является выявление нарушений в документах (в отношении счетов-фактур имеются довольно четкие требования, изложенные в ст. 169 Кодекса), а также указание на недостоверность содержащейся в этих документах информации. В то же время отказаться от использования концепции добросовестности налогоплательщика в спорах, связанных с применением налоговых вычетов, нельзя, так как Кодекс не может учесть разнообразные ситуации (взаимоотношения с поставщиком, находящимся в розыске и т.д.).

Из кассационных жалоб налогоплательщиков видно, что они не могут принять позицию суда, отказавшего в возмещении налога в ситуации, когда налог поставщику перечислен, счет-фактура соответствует требованиям ст. 169 Кодекса, однако поставщик находится в розыске, в связи с чем налог в бюджет не поступил.

Представляется, что на современном этапе развития экономики и налогового законодательства без правовых позиций о добросовестности налогоплательщика, коммерческой осмотрительности не обойтись.

В названном определении Конституционный Суд РФ обращает внимание на разграничение налоговых и гражданских правоотношений. Гражданские правоотношения вытекают из договора и основаны на принципе разумности и добросовестности действий его участников.

Налогоплательщики должны приучиться к тому, чтобы устанавливать надежные хозяйственные отношения с законопослушными поставщиками и нести бремя налоговых последствий в случае проявления коммерческой неосмотрительности.

Таким образом, получивший широкое распространение тезис о неосмотрительности налогоплательщика в выборе контрагента представляется необходимым в приведенных ситуациях и излишним, когда нормы Кодекса позволяют установить недостатки в оформленных документах, а также в случае противоречий между документами.

Отсутствие необходимых документов, вне зависимости от действия презумпции добросовестности налогоплательщика, исключает возможность применения налоговых вычетов, поскольку необходимость документально подтверждать право на уменьшение налогооблагаемой базы возложена законодателем на налогоплательщика*(2).

За выводом суда о необоснованном применении налоговых вычетов следует вопрос о том, должен ли налогоплательщик нести налоговую ответственность.

В ситуациях, когда счета-фактуры и другие документы не подтверждают права на налоговый вычет, применяется ответственность. Суд учитывает, что налогоплательщик не подтвердил свое право на налоговый вычет и необоснованно предъявил налог к возмещению из бюджета.

Сложнее ситуация, при которой причиной отказа является коммерческая неосмотрительность налогоплательщика или, как чаще указывается в судебных актах, недобросовестность.

Необоснованное принятие сумм НДС к вычету, повлекшее неуплату (неполную уплату) сумм налога, является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 122 Кодекса.

В соответствии с указанной нормой состав налогового правонарушения образует неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

В определении Конституционного Суда РФ от 04.07.02 N 202-О указывается, что меры ответственности по ст. 122 Налогового кодекса РФ могут применяться только за такие деяния, влекущие неуплату или неполную уплату налога, которые совершены виновно.

Согласно ст. 110 Кодекса налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Гражданско-правовое понятие «неосмотрительности», в которой выражается недобросовестность налогоплательщика, отвечает указанным признакам такой формы вины в совершении налогового правонарушения, как неосторожность, да и сами эти слова («неосмотрительность» и «неосторожность») по своему буквальному значению являются синонимами.

Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение налогоплательщиком сформулированной в общем виде и закрепленной в подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанности уплачивать законно установленные налоги и закрепленной в конкретном акте законодательства о налогах и сборах обязанности по уплате конкретного налога. Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является материальным. Объективная сторона правонарушения включает в себя совершение деяний, перечисленных в диспозициях пунктов, общественно опасные последствия (неуплата или неполная уплата налога) и причинно-следственную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями (неуплата или неполная уплата налога должна произойти в результате именно этих неправомерных действий). Правонарушение является оконченным в момент фактической неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.*(3)

Материальный характер состава правонарушения подчеркивается в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5: неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения перечисленных в ст. 122 Кодекса деяний.

Арбитражный суд Краснодарского края в решении по делу N А32-26530/2004-59/765, подтвердив правомерность отказа налогового органа в применении вычетов по НДС, уплаченному несуществующим поставщикам, признал недействительным решение налоговой инспекции в части привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 122 Кодекса.

Суд сослался на недоказанность вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Данный вывод сделан судом на том основании, что несоответствие выставленных поставщиками счетов-фактур установленным законом требованиям в связи с недостоверностью содержащихся в них сведений допущено контрагентами налогоплательщика, а не им самим.

С данным выводом нельзя согласиться, поскольку основанием для отказа в применении вычета в таких случаях, как указано ранее, служит несоответствие счетов-фактур и иных представленных документов установленным законом требованиям, а также неосмотрительность налогоплательщика, вступившего в отношения с несуществующими поставщиками.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении по делу N А13-3772/04-14 отклонил ссылку налогоплательщика на неправомерные действия поставщика, неправильно оформившего спорные счета-фактуры, как обстоятельство, исключающее его ответственность. Суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров, работ, услуг, предъявляет к вычету покупатель. Поэтому именно он обязан проверить правильность оформления выставленных ему поставщиком счетов-фактур и не допустить предъявления к вычету сумм налога по ненадлежаще оформленным счетам-фактурам.

Довольно часто суды, рассматривая споры указанной категории, само по себе наличие общественно-опасных последствий принимают в качестве достаточного основания для применения мер ответственности, не исследуя вопрос о виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Учитывая, что само понятие «недобросовестности» является оценочной категорией, представляется, что оценке подлежит степень недобросовестности налогоплательщика как обстоятельство, определяющее степень его вины в совершении налогового правонарушения.

В силу ст. 109 Налогового кодекса РФ отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является основанием для освобождения его от ответственности за совершение этого правонарушения.

Ранее при выявлении пороков субъектного состава поставщиков налогоплательщика суд, установив его недобросовестность, проявленную в виде неосмотрительности при выборе контрагентов, исходил из виновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения в любом случае.

В последнее время в судебной практике наметилась тенденция к дифференцированному подходу в определении вины налогоплательщика в случае установления его недобросовестности.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа по делу N Ф08-1079/05-442А, подтвердив законность решения налогового органа об отказе в принятии сумм НДС к вычету, исследовал обстоятельства недобросовестности налогоплательщика, выразившейся в неосмотрительности при выборе контрагентов, и пришел к выводу о невиновности налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Основанием для указанного вывода послужили представленные налогоплательщиком доказательства принятия необходимых мер для установления правоспособности контрагента по сделке. При заключении договора налогоплательщик ознакомился с уставом общества, свидетельством о государственной регистрации и свидетельством о постановке на налоговый учет, а также с паспортом руководителя юридического лица. Документы не вызвали никаких подозрений и сомнений. Впоследствии в ходе встречной налоговой проверки было установлено, что общество зарегистрировано по подложному паспорту.

Если указанный подход суда получит развитие, то можно заранее обрисовать перечень мер, принятие которых необходимо будет установить для смягчения ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким мерам можно отнести: истребование регистрационных и учредительных документов юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, справок налоговых органов, документов, удостоверяющих личность и полномочия лиц, представляющих интересы контрагента.

В данной ситуации возникает некоторое противоречие: в силу наличия у контрагента по сделке пороков субъектного состава недобросовестность налогоплательщика в виде неосмотрительности при выборе контрагента презюмируется. Неосмотрительность при таких обстоятельствах подразумевает как минимум такую форму вины в совершении налогового правонарушения, как неосторожность. В то же время суд признал достаточными принятые налогоплательщиком меры для проявления коммерческой осмотрительности и исключил вину лица, уменьшив ее до пределов возможного и доступного для налогоплательщика поведения. Действительно, вряд ли можно назвать иные меры, за исключением перечисленных, которые налогоплательщик может принять для проявления осмотрительности во взаимоотношениях со своим контрагентом. В то же время освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение правонарушения на основании п. 2 ст. 109 Кодекса при установленном факте недобросовестности и отказе на этом основании в возмещении налога проблематично.

На наш взгляд, в этой ситуации с учетом наличия вины налогоплательщика судам следует использовать возможности, предусмотренные Кодексом для смягчения ответственности за совершение правонарушения.

Таким образом, при рассмотрении споров о привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, вследствие необоснованного предъявления к вычету сумм НДС по сделкам с контрагентами, имеющими пороки субъектного состава, исследованию подлежат обстоятельства принятия налогоплательщиком всех необходимых мер для появления разумной осмотрительности при выборе контрагентов. Кроме того, суд, несмотря на признание налогоплательщика недобросовестным, может учесть, является ли налогоплательщик профессиональным участником гражданского оборота и, в частности, данного рынка товаров (работ, услуг), выявить стаж коммерческой деятельности, товарооборот, устойчивость хозяйственных связей. К налогоплательщику, профессионально занимающемуся тем или иным видом деятельности, могут предъявляться более строгие критерии по сравнению с крестьянским хозяйством, не имеющим опыта коммерческой деятельности. Названные обстоятельства могут рассматриваться и оцениваться судом как обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 112 Кодекса.

И.В. Пальцева,
судья, кандидат юрид. наук

А.Ю. Смоляков,
помощник судьи

«Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа», N 5, сентябрь-октябрь 2005 г.

*(1) Корнаухов М.В. Заимствование цивилистических категорий как зарождение доктрины недобросовестности налогоплательщика // Налоговые споры: теория и практика. 2005. N 5, с. 49.

*(2) Солопов А.С., Шинкарев В.В. Применение презумпции невиновности к вычетам по НДС // Налоговый вестник. 2005. N 2, с. 47.

Незаконный возврат НДС

В связи с нехваткой в бюджете денежных средств резко активизировалась деятельность налоговиков и правоохранительных органов по собираемости обязательных платежей. Если раньше к проверкам по возмещению НДС было придирчивое отношение, то теперь налоговики норовят отказать в возврате налога без веских на то оснований. При этом решение об отказе в возмещении НДС может послужить основанием для возбуждения уголовного дела, когда о хищении бюджетных средств никто и не помышлял.

С другой стороны многие клерки, бухгалтеры, директора работают только с документами, иногда не видя реальной картины происходящего движения товара. Эти лица, подписавшие подготовленные для них документы, могут и не подозревать, что стали вовлеченными в схему незаконного возврата НДС. При вызовах в органы старшие партнеры начнут убеждают, что все обойдется, а работник даже уже и не помнит, что подписывал, и не понимает, как эту проблему будут решать.

О своей защите следует озаботиться сразу же после первых вызовах на допросы в налоговую в рамках проводимой проверки обоснованности возмещения НДС. Это следует сделать, даже если вы уверенны, что возмещение происходит законно. И уж точно к адвокату следует обратиться, если вас приглашают для беседы в правоохранительные органы. Данное приглашение означает, что рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела, и у вас будут отбирать объяснение либо допрашивать.

Что такое незаконный возврат НДС?

Незаконный возврат НДС — это хищение из бюджета денежных средств под видом вычета по указанному налогу с использованием фиктивных схем, подставных компаний, номинальных директоров.

При этом данные действия прикрываются на первый взгляд вполне законными декларациями, документами и объяснениями, позволяющими получить в соответствии с Налоговым кодексом указанный вычет.

Как происходит незаконный возврат НДС?

Вообще возмещение (возврат) НДС, когда на него есть основания, является вполне законной процедурой.

Чаще всего это происходит при экспорте — государство таким образом уменьшает стоимость экспортируемого товара для повышения его конкуренции заграницей. Возмещение по НДС возможно при реализации льготных категорий товаров. Также возврат возможен, когда оплата приобретенных товаров или выполненных работ переносятся на последующие налоговые периоды.

С целью хищения НДС из бюджета выбирается одно из вышеуказанных законных оснований, под него разрабатывается схема, готовятся документы, проводятся подготовительные сделки, иногда и с реальным перечислением денежных средств, заполняется липовая декларация и сдается в налоговую инспекцию. При этом реального движения товаров, выполнения работ, услуг не происходит, выплат налога по каждой из сделок, увеличивающей стоимость конечного продукта не осуществляется.

Для усложнения последующих проверок в схемах возврата НДС используются несколько организаций (фирмы однодневки), чаще всего они приобретаются именно под данную сделку, а затем ликвидируются. В каждой организации необходимо обеспечить своего директора, который подпишет договоры, акты, счета-фактуры. Если предполагаются в последующем походы в налоговую для дачи объяснений при проверке, то привлекают номинала — своего человека, который выдаст заранее подготовленную версию.

Иногда номиналов предоставляют компании, специализирующиеся на регистрации фирм однодневок и поиску людей, готовых за небольшую плату подписать что угодно. Бывают случаи, когда в фирмах однодневках вписываются директора по утраченным документам, при этом граждане даже и не подозревают о вновь обретенной должности. Такие псевдо-директора, естественно в налоговую и к следователю не пойдут, а если и пойдут, то дадут скорее всего показания, нужные следствию.

К возврату НДС из бюджета, особенно в крупных суммах, государство относится очень внимательно и придирчиво, поэтому практически все возмещения, а особенно крупные, проверяются налоговиками. На настоящий момент налоговики научились достаточно эффективно определять обоснованным или необоснованным является требование о вычете НДС. При этом с целью пополнения бюджета фискалам присуще вставать на позицию отказа в возмещении, хотя вычет вполне может быть и обоснован. Не довольны — можете обратиться в арбитражный суд и обжаловать решение налогового органа.

Становится понятным, что в превалирующем большинстве случаев незаконного возмещения НДС данные преступления совершаются не без участия сотрудников налоговых органов, которые обеспечивают беспрепятственное прохождение налоговой проверки, принятия положительного решения, согласования его на комиссии с участием налоговиков из вышестоящих управлений. Конечной задачей является получение положительного решения, на основании которого денежные средства перечисляются из казначейства на расчетный счет организации, с которого впоследствии обналичиваются.

Какая ответственность предусмотрена за незаконный возврат НДС?

За незаконный возврат НДС можно получить до 10 лет реального тюремного заключения.

Практически все знают, что за незаконное возмещение НДС наступает уголовная ответственность. Но вот какая именно? Для ответа на этот вопрос нужно правильно квалифицировать преступление, то есть выбрать статью УК, и посмотреть предусмотренную по ней санкцию.

Дело в том, что многие полагают, что незаконный возврат НДС — это налоговое преступление, подпадающее под санкцию статьи 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с организации. Максимальное наказание по первой части данной статьи предусмотрено до 2-х лет лишения свободы, а по второй части (неуплата налога в особо крупном размере или группа лиц) до 6-ти лет.

Однако по уже устоявшейся судебной практики незаконный возврат НДС квалифицируется по ст. 159 УК РФ — мошенничество.

Суды объясняют такую правоприменительную практику следующим. При использовании незаконных схем по возврату НДС предоставляются фиктивные документы, о том что суммы налога уже якобы уплачены в бюджет, хотя на самом деле этого не происходит. Когда подается декларация с требованием вернуть ранее уплаченный НДС, то возвращать на самом деле нечего, поскольку налог не уплачивался. Поэтому когда НДС незаконно возвращается — поступает на счет организации, то по своей сути происходит его хищение из бюджета. Поскольку при этом предоставлялись фиктивные документы, делались лживые заявления (в том, числе в декларации, и последующих объяснениях), то хищение осуществляется путем обмана. Данная совокупность как раз и образует состав преступления — мошенничество.

Наказание за мошенничество более суровое. Так по части четвертой 159 УК (обычно она и применяется) предусмотрено лишение свободы до 10-ти лет со штрафом до 1 млн. руб.

Если незаконность возмещения НДС будет выявлена после положительного решения о возмещении НДС, и поступления денежных средств из казначейства на расчетный счет фирмы, то преступление будет считаться оконченным. Если деньги перечислены не будут, в том числе из-за отказа в возмещении НДС, то действия будут квалифицированы как покушение. Поскольку при покушении реального ущерба для государства не произошло, то можно будет рассчитывать на более мягкое наказание, которое тем не менее может оказаться реальным, а не условным.

Какое наказание может грозить за возмещение НДС из бюджета?

Исходя из последней судебной практики можно делать вывод, что за незаконное возмещение НДС фигуранты приговариваются к реальным срокам лишения свободы. За незаконны возвраты НДС на большие суммы приговаривают в районе 7 лет реального лишения свободы, за многоэпизодные возмещения наказания по совокупности могут превышать и 10 лет. Так достаточно показательно Кассационное определение Верховного суда РФ от 06.12.2011 № 9-О11-59сп, которым оставлен в силе приговор в отношении одного из подсудимых, приговоренного по совокупности многоэпизодных возмещений к 14 годам лишения свободы.

В общем наказания за незаконный возврат НДС достаточно суровые, и самостоятельно без адвоката проводить свою защиту по таким составам конечно же не следует.

Какие мероприятия осуществляют налоговики при проведении проверки обоснованности возмещения НДС?

Основная задача налоговиков состоит в том, чтобы доказать схемность и фиктивность, заключенных сделок.

В ходе проверки правомерности возмещения НДС налоговики могут осуществлять следующие мероприятия:

  • запрашивать в налоговых инспекциях, на территориях которых зарегистрированы организации, включенные в схему возмещения НДС, информацию об открытых счетах, об уплаченном в проверяемом и предшествующих периодах НДС, учредителях и участниках, и иную информацию;
  • получать в банках информацию по движению денежных средств на расчетных счетах проверяемых фирм;
  • допрашивать директоров, бухгалтеров и иных работниковорганизаций, в цепочке сделок, по которым должен был уплачиваться НДС;
  • осуществлять осмотры складов, помещений, строительных площадок с целью проверки наличия закупленной продукции, построенных зданий;
  • направлять требования о предоставлении документов, подтверждающих реальное осуществление сделок: договоров, счетов-фактур, первичных документов бухгалтерского, складского, производственного учета.

Признаки незаконного возмещения НДС.

Собранная в ходе налогового контроля информация анализируются, чтобы выявить признаки незаконного возмещения НДС фиктивные фирмы, наличие номинальных директоров, схемный характер сделок, фиктивность заключенных договоров.

Признаки фиктивных фирм (фирм однодневок):

  • недавняя регистрация юр. лиц «под сделку»;
  • регистрация компании по массовым адресам;
  • незначительный штат сотрудников;
  • фактическое отсутствие фирмы по месту нахождения;
  • отсутствие затрат на содержание офиса, закупку канцелярских принадлежностей, оргтехники.

Признаки номинальных директоров:

  • лицо в массовом порядке является руководителем или учредителем в других юр. лицах;
  • лицо на допросе в налоговой, а чаще всего в правоохранительных органах, не может ответить на элементарные вопросы, которые должен знать руководитель данной организации (в каких банках открыты счета, у кого находятся ключи банк-клиента, кто ведет бухучет, какой штат, где расположен офис, и т. д.);
  • использованы документы гражданина без его ведома;
  • на допросе директор признается, что он номинал.

Признаки фиктивности сделок:

  • выявление поддельных подписей в документах;
  • не подтверждение лицами подписей, проставленных от их имени;
  • отсутствие реального пересечения товаров границы РФ;
  • отсутствие движений по счетам, сопоставимым с условиями договоров;
  • отсутствие реального движения товаров, отсутствие на складах оборудования, не выполнение заявленных работ.

Признаки схмености сделки:

  • отсутствие экономической целесообразности в заключении сделок;
  • взаимозависимость юридических лиц — участников сделок;
  • отсутствие до возмещения начислений НДС, сравнимых с заявленными в проверяемом периоде;
  • перерегистрация фирмы (фирм) в другую инспекцию непосредственно перед возмещением НДС (к «своим» инспекторам);
  • наличие в совокупности вышеуказанных факторов, позволяющих делать вывод, что умысел направлен только на создание формальных оснований для возмещения налога, без реальной экономической деятельности.

Что можно предпринять для своей защиты до возбуждения уголовного дела?

Особенностью дел по возмещению НДС является возможность организовать защиту еще до возбуждения уголовного дела. Надо учитывать, что все материалы, которые будут собраны в ходе налоговой проверки, в случае признаков незаконного возмещения будут переданы в правоохранительные органы, и в последствии станут основой уголовного дела. Поэтому на стадии проверки надо быть готовым, что в налоговую для пояснений будут вызваны директора всей цепочки юр. лиц, показания которых будут иметь существенные значения для дела. Надо анализировать вопросы, которые озвучивались на допросах, для определения «слабых мест» в позиции налогоплательщика, и предпринимать меры к ее усилению, предоставляя дополнительные документы либо пояснения.

Как уже указывалось, решение об отказе в возмещении НДС и привлечении общества к налоговой ответственности может послужить основанием для возбуждения уголовного дела. Однако уголовные дела при наличии решения арбитражного суда об отмене решения об отказе в возмещении НДС уголовно-судебной перспективы не имеют. Вступивший в силу судебный акт является обязательным для всех организаций и государственных органов, в том числе и для правоохранительных. Соответственно, если отказ в возмещении НДС оспорить в арбитражном суде, и выиграть это дело, то у вас появится железобетонное доказательство того, что НДС возмещается законно.

Перед обращением в арбитраж в обязательном порядке необходимо пройти процедуры досудебного урегулирования спора, предусмотренные Налоговым кодексом — подать аргументированные возражения на акт налоговой проверки, обжаловать решение об отказе в возмещении НДС. Сами по себе эти действия иногда приносят желаемый результат, и могут исключить основания для возбуждения уголовного дела.

Подключение профессиональных юристов при составлении акта и оспаривании решения естественно является обязательным.

Что делать, если правоохранители начали проверку по незаконному возмещению НДС

Эффективность действий правоохранителей намного выше, по отношению к действиям налоговиков, поскольку арсенал действий у них побогаче. В ходе доследственной проверки и расследования уголовного дела надо быть готовым к тому, что будут проведены обыски по адресам офисов, складов и в жилищах фигурантов. Если попытка возмещения НДС была крупной, то не исключено, что будет установлены IP-адреса соединений банк-клиентов, организована прослушка телефонных разговоров и просмотр электронных сообщений.

При расследовании будут с пристрастием допрашиваться лица, уже опрошенные при проведении налоговой проверки, будут устанавливаться иные фигуранты, имевшее отношение к незаконному возмещению НДС: налоговики лоббировавшие возмещения, решальщики, реальные бенефициары бизнеса, заинтересованные в возмещении, лица фактически ведущие бухучет. Цель допросов и иных следственных действий все та же — подтвердить наличие признаков незаконности возмещения НДС, а также доказать вину конкретного обвиняемого.

На данной стадии противоречия между фигурантами дела обостряются, правоохранители на этом умело играют. Простым исполнителям — подписантам будет предложено занять позицию, что они не вполне понимали происходящее. Не знали, что реализуются схема незаконного возврата НДС, документы ими не готовились, подписывались номинально. Взамен вывода из дела или смягчения наказания будет предложено активно помочь следствию. Истинным бенефициарам возмещения необходимо, чтобы показания оставались прежними, для чего требуется организация сложной системы защиты, когда контролируются показания каждого вызываемого фигуранта дела.

На стадии доследственной проверки и расследования уголовного дела привлечение адвоката становится обязательным. При допросах адвокат не допускает нарушений процессуальных прав допрашиваемых, настаивает, чтобы в протоколе была изложена именно та версия, которая была озвучена при допросе, получает ценную информацию, которую «услышать» непрофессионал просто не сможет.

Для определения «слабых мест» в позиции защиты надо добывать немногочисленную информацию, по крупицам получаемую в ходе защиты по делу, из следующих источников:

  • фабул поставленный о возбуждении уголовного дела и предъявления обвинения;
  • вопросов, которые озвучивались на допросах;
  • вопросов, постановленных эксперту, материалов, отправляемых на экспертизу;
  • заключений специалистов;
  • показаний на очных ставках свидетелей обвинения.

После профессионального анализа защитник должен предпринимать меры к усилению своей позиции, предоставляя дополнительные доказательства и корректируя показания.

Основным направлением защиты, естественно, является доказывание отсутствия состава преступления. Для этого надо доказать, что все основания для возмещения НДС были реальными: товары пересекали границу, работы выполнялись, платежи осуществлялись. Если какие-то обстоятельства выбиваются из обычной деловой практики, то необходимо разработать четкие и убедительные объяснения, что это не является признаком схемы возмещения налога.

Также, как способ защиты, могут использоваться действия направленные на квалификацию действий не по 159 УК РФ, а по 199 УК РФ(уклонение от уплаты налогов). Несмотря на сложившуюся практику такие действия предпринимать возможно. Необходимо доказать, что умысел фигурантов был направлен не на хищение бюджетных средств, а на неполную уплату НДС либо получение по нему необоснованного вычета.

Эффективную защиту по делам о незаконном возврате НДС может проводить только высококвалифицированный адвокат, специализирующийся на экономических преступлениях.

Проводки по возмещению НДС из бюджета

Основанием для возмещения НДС из бюджета служит отправленная в ИФНС налоговая декларация, в которой сумма НДС с закупок превышает сумму НДС с продаж. Регламент возмещения указывают статьи 172, 173, 176 Налогового Кодекса РФ.

На практике бывает сложно вернуть НДС из бюджета, поскольку зачастую организации прибегают к мошенническим схемам, чтобы незаконно получить бюджетные средства.

Порядок возврата НДС из бюджета:

  1. Отправка в ИФНС налоговой декларации, подтверждающей превышение суммы вычетов над суммой НДС, начисленного с операций по реализации.
  2. Налоговая инспекция обязательно проводит камеральную проверку, результат которой — решение о возмещении НДС из бюджета или об отказе этой операции. Основанием для отказа служит акт, в котором налоговики укажут нарушения, допущенные организацией.
  3. Если дано разрешение на возмещение НДС, то организация получит эти средства на расчетный счет, либо получит возможность погасить задолженности по другим налогам из этих сумм.

Возврат НДС на расчетный счет

В случае, если ИФНС принято решение о возврата НДС из бюджета, организация может подать заявление о перечислении этой суммы на свой расчетный счет. В этом случае бухгалтерия сделает следующие проводки по НДС:

Дт

Кт

Сумма

Описание хозяйственной операции

68.02

19

Сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета

Предъявлен НДС к возмещению

51

68.02

Сумма НДС, поступившая на расчетный счет

Зачислена на расчетный счет сумма НДС по решению ИФНС о возмещении из бюджета

Взаимозачет других сумм налогов

В случае, если организацией принято решение погасить из суммы НДС, подлежащей возмещению, другие налоговые обязательства, то после подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию бухгалтерия должна сделать следующие проводки:

Дт

Кт

Сумма

Описание хозяйственной операции

68 (налог, который зачтён за счет суммы возмещения)

68 (НДС)

Сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета

Взаимозачет по оплате другого налога из суммы НДС, подлежащего возмещению из бюджета

Чтобы вернуть НДС из бюджета, необходимо строго следить за наличием всех документов и правильностью их заполнения.

>Как в 1с посмотреть ндс к возмещению

Учет НДС в 1С Бухгалтерия 8

Мы видим две закладки, каждая из которых соответствует одному регистру. На первой выводятся проводки бухгалтерского и налогового учета (вообще говоря, проводки тоже хранятся в регистре, но это регистр другого формата; в данной статье структура и назначение регистра бухгалтерии не рассматриваются).

Как посмотреть ндс к уплате в 1с

Существует несколько моментов когда с полученных авансов НДС к уплате не исчисляется, это случаи, прописанные в статье 154 НК РФ. Если Ваши операции под действие данной статьи не подпадают, по Дт 76 счета должен числиться НДС с полученных авансов (смотрите обороты по контрагентам в ОСВ Кт 62.02).

Как в 1с посмотреть ндс к уплате

Мы видим две закладки, каждая из которых соответствует одному регистру. На первой выводятся проводки бухгалтерского и налогового учета (вообще говоря, проводки тоже хранятся в регистре, но это регистр другого формата; в данной статье структура и назначение регистра бухгалтерии не рассматривается).

Данная операция оформляется в момент получение от налоговых органов “Заявления о ввозе товара”. Для оформления этой операции необходимо воспользоваться документом “Отражение НДС к вычету”. В документе необходимо установить флаги “Использовать как запись книги покупок”, “Формировать проводки”. В качестве документа необходимо указать тот счет-фактуру, по которой был начислен НДС. В выбранном счет-фактуре необходимо заполнить графы “Вх. номер” и “Вх. дата” входящими датой и номер полученного заявления (Рисунок 6).

Всё верно. В анализе состояния НУ по НДС и в декларации сумма к уплате формируется за налоговый период (т.е. проще говоря налог начисленный минус вычет=налог к уплате) без учёта фактических расчётов с бюджетом. А в отчётах 68.02 сальдо с учетом расчетов (фактически уплаченная сумма налога)

Программа Возмещение НДС: Налогоплательщик

При положительном исходе для налогоплательщика возвращение суммы происходит двумя способами: в общем или заявительном порядке. Причем в любом случае эта сумма по желанию заявителя может быть зачтена в счет последующих оплат НДС или перечислена на предоставленный налогоплательщиком счет обслуживающего его банка.

Производя камеральные тщательные проверки деклараций НДС за определенный налоговый период, налоговики рассматривают обоснованность рассчитанной суммы, которую сам налогоплательщик предъявляет для возмещения. Если проверка нарушений не выявила, то за 7 суток будет принято окончательное решение о возмещении.

Руководствуясь 164 статьей НК РФ, можно определить существующие налоговые ставки НДС.
18%. Основная ставка составляет 18% — она применима для большинства объектов налогообложения.
10%. На некоторые группы продовольственных товаров, детские товары, медицинские препараты, книги распространяется ставка НДС, равная 10%.
0%. Экспортеры применяют ставку 0%, при условии документально подтвержденного факта экспортной сделки в налоговом органе.

Контроль регистров учета НДС в — 1С: Бухгалтерии 8

Существует несколько моментов когда с полученных авансов НДС к уплате не исчисляется, это случаи, прописанные в статье 154 НК РФ. Если Ваши операции под действие данной статьи не подпадают, по Дт 76 счета должен числиться НДС с полученных авансов (смотрите обороты по контрагентам в ОСВ Кт 62.02).

Итак расчет: Оборот по Дт 90.03 (налог по реализации) + Оборот по Дт 76.АВ (налог к уплате с авансов полученных) + Оборот по Дт 76.ВА (восстановленный налог с авансов выданных в прошлом периоде) – Оборот по Кт 19 (входящий НДС от поставщика: помните про п.4, описанный выше) — Оборот по Кт 76.АВ (восстановленный НДС с полученных авансов) – Оборот по Кт 76.ВА (налог к вычету с перечисленных авансов)

Порядок расчета НДС к уплате в бюджет в 2018 году

  • если передаются имущественные права;
  • если есть доход по соглашению поручения, комиссии или агентским договорам;
  • если оказываются услуги перевозки и международной связи;
  • если выполняются строительно-монтажные работы;
  • если продается компания;
  • если ввозится товар в Россию;
  • если товар продается в России иностранцами, которые выступают налогоплательщиками;
  • если проводится реорганизация компании.

Если за последние три месяца были выполнены определенные виды строительно-монтажных работ в собственных нуждах, корректировали продажу товара или имела место продажа компаний (имущественных комплексов), тогда НДС с данных операций включают в общий показатель НДС, что начислен.

Как оформляется зачет НДС к возмещению в программе 1С: предприятие

1. Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.
2. Ваш практический источник применения норм права.
3. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.

База содержит дела:

  • — гражданского судопроизводства
  • — административного производства
  • — уголовные дела открытого судебного производства

Простой и удобный поиск документов:

  • — по территории
  • — по суду
  • — по дате
  • — по типу
  • — по номеру дела
  • — по сторонам
  • — по судье

Мы разработали специальный вид поиска – ПОИСК ПО КОНТЕКСТУ, с помощью которого производится поиск в тексте судебных документов по заданным словам
Все документы сгруппированы по отдельным делам, что экономит время при изучении конкретного судебного дела
К каждому делу прикреплена информационная карточка, которая содержит краткую информацию по делу – номер, дату, суд, судью, тип дела, стороны, историю процесса с указанием даты и произведенного действия.

НДС для начинающих

Законодатели пытаются вернуть первоначальный смысл налога, когда предприимчивые люди находят пути обхода. И по моему мнению именно эта борьба и породило из махонькой формулы монстра подробное описание которого не помещается в одну книгу. На мой взгляд правильность применения этот налога легко для себя проверить, просто сравнив как мы его используем и первоначальный смысл.

НДС — налог на добавленную стоимость. Это и является основным принципом его работы. В очень простом примере его база совпадает с базой налога на прибыль (ведь и прибыль и добавленная стоимость понятия синонимы), но уточнения писались по разныму и в итоге почти ничего общего в учете нет.

Добрый день! Подскажите как в 1с 8.3 принять к вычету отложенный входящий ндс и где его увидеть в оборотке. Поступление товара и услуг проводили через 76сч НДС к вычету принимали в следующих кварталах, годах, как узнать по каким накладным НДС еще не принят?

Ответы юристов ( 1 )

Добрый день, сформируйте Отчеты/Оборотно-сальдовая ведомость по счету 19.04

В настройках ОСВ поставьте галочки Контрагенты и Счета-фактуры полученные.

Порядок осуществления возврата НДС из бюджета

Налог на добавленную стоимость или сокращенно НДС – это один из косвенных налогов. Его взимание осуществляется путем изъятия части от стоимости товара, работы или услуги в пользу государственного бюджета. При этом стоит отметить, что стоимость данного товара, работы или услуги складывается на всех стадиях их производства и уплачивается в бюджет государства по мере реализации.

Главным документом, являющимся основанием возмещения НДС из бюджета является отправленная в Инспекцию Федеральной налоговой службы налоговая декларация. В этой декларации указывается превышение суммы НДС над суммой НДС с продаж. Сам алгоритм и регламент осуществления этой процедуры приведены в Налоговом Кодексе РФ, а именно в статьях 172,173 и 176.

Однако, зачастую в современной практике процедура возврата НДС имеет определенные сложности. Дело в том, что очень часто имеют место мошеннические схемы, разрабатываемые предприятиями и организациями, в целях незаконного получения средств из бюджета.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Порядок возврата НДС из бюджета выглядит следующим образом:

  • Первым этапом является отправка в Инспекцию Федеральной налоговой службы налоговой декларации, в которой имеется подтверждение того, что сумма вычетов превышает сумму НДС, начисленного с операций по реализации;
  • Затем, Налоговая инспекция обязательно осуществляет камеральную проверку. По итогам этой проверки Налоговая служба может вынести решение как о возмещении НДС из бюджета, так и об отказе в этой операции. Если было вынесено решение отказать в возврате НДС, то для обоснования этого решения представителям налоговой службы необходимо составить акт, где должны быть прописаны все нарушения, которые были допущены организацией;
  • В том случае, если налоговая инспекция приняла решение возместить НДС из бюджета, организация может получить эти средства на свой расчетный счет или воспользоваться возможностью погасить свою задолженность по другим видам налогов.

При принятии Налоговой инспекцией положительного решения о возврате НДС из бюджета организации следует подать заявление о перечислении данной суммы на свой расчетный счет. В бухгалтерии составляются проводки:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • На сумму НДС, подлежащую возмещению Дт 68/02 Кт 19
  • На сумму НДС, поступившую на расчетный счет организации Дт 51 Кт 68.02

В том случае, если организацией было принято решение о взаимозачете других сумм налогов за счет средств возмещенного НДС составляется проводка:

Дт 68 (с указанием налога, который зачтён за счет суммы возмещения) Кт 68(НДС)

Для того, чтобы осуществить процедуру возврата НДС из бюджета, нужно строго следить за наличием необходимых документов и правильностью их заполнения.

Оформление возврата НДС в программе 1С: Бухгалтерия

Если по итогам камеральной проверки Инспекция Федеральной налоговой службы вынесла положительное решение о возмещении организации НДС из бюджета, то по письменному заявлению организации можно получить эти средства на свой расчетный счет.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ООО были доначислены НДС и пеня по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2012 по 31.12.2013. В решении сказано, что ООО получило необоснованную налоговую выгоду посредством завышения налоговых вычетов по НДС. ООО предложено уплатить недоимку и пени и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
НДС доначислен в связи с тем, что подрядчик, который выполнял работы для организации, привлёк субподрядчика, признанного налоговым органом фирмой-однодневкой.
В настоящее время решение налогового органа не вступило в силу. Организация планирует обжаловать решение налогового органа в установленном для этого порядке, в том числе и в судебном порядке, если вышестоящий налоговый орган не отменит решение о привлечении к ответственности в оспариваемой части.
В каком порядке должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете доначисленные по результатам проверки суммы НДС и пени, если налоговая база по налогу на прибыль по таким расходам остается без изменения (признана налоговым органом, как правомерно уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль)? Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму доначисленного НДС?

12 марта 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доначисленная по акту проверки сумма НДС и пени отражаются в бухгалтерском учете организации на дату вступления в силу решения налогового органа, вынесенного на основании акта проверки.
Порядок отражения приведен в данной консультации.
Суммы НДС и пени, начисленные по акту проверки, не уменьшают облагаемую налогом на прибыль базу.

Обоснование позиции:
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).
На основании п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее — решение о привлечении к ответственности) указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (п. 8 ст. 101 НК РФ).
По общему правилу решение о привлечении к ответственности вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено данное решение, или его представителю.
Решение о привлечении к ответственности может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган до вступления его в силу (путем подачи апелляционной жалобы) и после (путем подачи жалобы) (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).
Порядок и сроки подачи жалобы и апелляционной жалобы установлены соответственно ст.ст. 139, 139.1 НК РФ.
Отметим, что подача апелляционной жалобы отодвигает срок вступления в силу решения о привлечении к ответственности (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ) и, как следствие, процедуру взыскания недоимки, пени, штрафа. А подача жалобы на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, не приостанавливает исполнение вступившего в силу решения о привлечении к ответственности.
При этом до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).
Обжалование организациями в судебном порядке решений о привлечении к ответственности производится в порядке, предусмотренном АПК РФ (п. 4 ст. 138 НК РФ).
В случае обжалования организацией решения о привлечении к ответственности в судебном порядке его исполнение может быть приостановлено судом в порядке, предусмотренном АПК РФ, то есть по ходатайству организации (абзац второй п. 4 ст. 138 НК РФ, ч. 3 ст. 199 АПК РФ, смотрите также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
Сам по себе факт судебного обжалования решения о привлечении к ответственности не приостанавливает его исполнения.
Таким образом, организация имеет возможность приостановить вступление в силу решения о привлечении к ответственности до принятия решения вышестоящим налоговым органом либо судом.

Бухгалтерский учет

Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), установлены ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте» (далее — ПБУ 22/2010).
Поскольку ПБУ 22/2010 не установлено иное, считаем, что оно подлежит применению и при исправлении ошибок, выявленных в ходе налоговой проверки. При этом, на наш взгляд, анализируемые действия (бездействие) организации подпадают под понятие «ошибка», установленное п. 2 ПБУ 22/2010.
В соответствии с п. 4 ПБУ 22/2010 выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.
Причем ПБУ 22/2010 установлен различный порядок исправления ошибок в зависимости от периода обнаружения и от уровня существенности. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год»).
Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения отчетности, исправляется в порядке, предусмотренном п. 9 ПБУ 22/2010:
1) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде. При этом корреспондирующим счетом в записях является счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);
2) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.
Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).
Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетному периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
Таким образом, если в данном случае ошибка является существенной, то ее следует исправлять с применением счета 84, и при составлении отчетности за период, в котором решение налогового органа вступит в силу, необходимо откорректировать вступительное сальдо по счету 84 и счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Несущественная ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010, то есть записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода. Каких-либо исключений из этого правила в отношении ошибок в исчислении налогов (в том числе — НДС) не установлено.
Несущественная ошибка отражается в учете в том отчетном периоде, в котором вступит в силу решение налогового органа, следующим образом:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— доначислен НДС, не принятый к вычету по акту проверки.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, суммы причитающихся налоговых санкций (в том числе штрафов и пеней) отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (смотрите также письмо Минфина России от 15.02.2006 N 07-05-06/31).
При этом, по мнению финансового ведомства, на счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются наряду с прибылью и убытками от обычных видов деятельности и прочие начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций (письмо Минфина России от 29.01.2007 N 03-03-06/1/42).
С учетом изложенного в бухгалтерском учете организации суммы пени, начисленные по акту проверки, отражаются на дату вступления в силу решения налогового органа следующими записями:
Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
— доначислен НДС, не принятый к вычету по акту проверки.
До вступления в силу решения налогового органа у организации нет оснований отражать результаты выездной налоговой проверки в бухгалтерском учете.
Таким образом, дата отражения в бухгалтерском учете результатов налоговой проверки будет зависеть от фактической даты вступления в силу решения о привлечении к ответственности. Решение налогового органа о привлечении к ответственности, вступившее в силу, является документом, служащим основанием для отражения в бухгалтерском учете сумм доначисленных налогов, пеней и штрафов.

Налоговый учет

1. Прежде всего отметим, что в данной ситуации у организации нет обязанности представлять уточненные декларации по НДС.
В п. 1 ст. 81 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика подать уточненную декларацию в случае, если ошибки (искажения) привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Данная норма касается только случаев, когда налогоплательщик самостоятельно выявил ошибки и искажения при исчислении налогов и сборов.
Нормами НК РФ не предусмотрена обязанность по представлению уточненных деклараций по результатам налоговых проверок. На это также указывается в п. 3.1 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок».
Кроме того, в последнем абзаце п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, прямо предусмотрено, что если по результатам налоговых проверок налоговым органом доначислен налог к уплате в бюджет либо уменьшена сумма налога, исчисленная налогоплательщиком к возмещению из бюджета, то представление налогоплательщиком уточненных деклараций в связи с указанным не требуется.
В абзаце 4 п. 1 письма МНС России от 12.09.2 000 N БГ-6-09/735@ «О порядке отражения в лицевых счетах налогоплательщиков доначисленных или уменьшенных сумм налогов, пеней и штрафов» указано, что пени на дополнительно начисленные в ходе проверки суммы налога и налоговые санкции по актам выездных проверок проводятся в лицевые счета налогоплательщика на основании решения налогового органа одновременно с доначисленными суммами налога по дате решения налогового органа по этому акту не позднее трех рабочих дней после получения документов из отделов камеральных проверок. То есть налоговые органы отражают доначисленные налоги на основании решения. Налоговые декларации для этого не нужны.
Таким образом, исходя из изложенного, в данной ситуации представления уточненной декларации по НДС не требуется.
2. Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Следовательно, при выявлении в ходе выездной налоговой проверки ошибок при исчислении налогов за прошедшие налоговые периоды, которые привели к неполной уплате налога, организации необходимо пересчитать налоговые базы и внести изменения в налоговые регистры (книги покупок и книги продаж). Это позволит привести в соответствие данные налогового учета организации с суммами исчисленных и уплаченных налогов.
По нашему мнению, говорить о возникновении ошибки и, как следствие, о возникновении обязанности по корректировке данных налогового учета в данной ситуации следует только после вступления в силу решения о привлечении к ответственности.
3. Начисленные по акту проверки пени и суммы штрафов не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Суммы НДС, доначисленные по акту проверки в данной ситуации, по нашему мнению, учесть в составе расходов в целях налогообложения не представляется возможным. Это обусловлено следующим.
По мнению Минфина России, возможность для учета налогов, начисленных по акту проверки, в составе расходов предусмотрена только для налогов, которые в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (например, налог на имущество, транспортный налог) (письмо Минфина России от 06.04.2015 N 03-03-06/1/19158).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123, от 22.09.2006 N 03-04-11/178).
В свою очередь, согласно п. 19 ст. 270 НК РФ не учитываются при налогообложении расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, а также сумм торгового сбора.
Исходя из этого, специалисты финансового и налогового ведомств не принимают суммы НДС в составе расходов при налогообложении прибыли.
В то же время существует судебная практика, поддерживающая налогоплательщиков, принявших НДС, уплаченный за счет собственных средств, в составе расходов.
Например, в постановлении АС Волго-Вятского округа от 07.05.2015 N Ф01-942/15 рассмотрена ситуация, при которой налогоплательщик учел в составе расходов в целях налогообложении прибыли суммы НДС, не предъявленные покупателю, а уплаченные налогоплательщиком за счет собственных средств. Судом разъясняется, что в этом случае п. 19 ст. 270 НК РФ неприменим, поскольку он распространяется только на суммы налога, предъявленные налогоплательщиком в соответствии с НК РФ покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Следовательно, в таком случае подлежит применению пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ об учете названных сумм налога в составе расходов.
Аналогичный вывод изложен судами в постановлениях Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15047/12, АС Центрального округа от 20.09.2016 N Ф10-3052/16, решениях АС г. Москвы от 24.12.2015 по делу N А40-141199/2015 и от 08.12.2015 по делу N А40-141266/2015, ФАС Дальневосточного округа от 19.06.2014 N Ф03-2381/14.
На наш взгляд, если бы в рассматриваемом случае в ходе проверки был бы доначислен НДС, который следовало предъявить покупателю, но по каким-либо причинам не был предъявлен, при разрешении споров с налоговыми органами можно было ссылаться на аргументы, приведенные в вышеназванных судах. Однако в названных судебных решениях идет речь об НДС, исчисленном продавцом и не предъявленном покупателю.
В рассматриваемом случае НДС доначислен налоговым органом в связи с завышением налоговых вычетов.
Из буквального прочтения нормы пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ следует, что в целях налогообложения прибыли учитываются налоги, начисленные в установленном НК РФ порядке. Суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), подлежат вычету у покупателя в порядке, предусмотренном нормами главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость».
Порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) регламентирован ст. 170 НК РФ. При этом возможность учета в составе расходов, уменьшающих облагаемую налогом на прибыль базу, сумм НДС, доначисленных по акту проверки в связи с неправомерным вычетом, положениями ст. 170 НК РФ, а также иными нормами НК РФ не предусмотрена.
Представители Минфина России также разъясняют, что включение сумм НДС в расходы при исчислении налога на прибыль организаций в случае отсутствия права на налоговый вычет не предусмотрен (письмо от 28.12.2017 N 03-07-11/87948).
Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 14.02.2017 N 03-07-11/8245, от 24.01.2017 N 03-07-11/3094, от 03.08.2010 N 03-07-11/335.
Суды также считают, что неиспользование налогоплательщиком права на получение возмещения НДС в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, не является основанием для отнесения сумм НДС на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (смотрите, например постановление ФАС Уральского округа от 21.06.2006 N Ф09-5207/05-С7).
Справедливости ради необходимо заметить, что существует судебное решение, в которым суд встал на сторону налогоплательщика и согласился, что суммы НДС, не принятые к вычету, можно учесть в составе расходов на основании того, что в п. 19 ст. 270 НК РФ речь идет об НДС, полученном от покупателей организацией — плательщиком НДС при реализации ею товаров, а не уплаченном поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) предприятием. Однако в этом случае речь шла о налогоплательщике, освобожденном от уплаты НДС (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.12.2006 N Ф04-7977/2006(28867-А27-34)).
Отметим, что обнаружить судебную практику по ситуации, аналогичной рассматриваемой, не удалось.
Поэтому считаем, что если организация решит учесть суммы НДС, начисленные по акту проверки (в случае, если решение о привлечении к ответственности не будет отменено), в составе расходов при налогообложении прибыли, не исключаем вероятность претензий со стороны налоговых органов.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Случаи отнесения сумм входящего НДС на затраты. Восстановление вычетов по НДС;
— Энциклопедия решений. Исполнение решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

А уж если налогоплательщик сам организовал эту схему, чтобы уходить от налогов: IP-адрес недобросовестного поставщика совпадал с IP адресом налогоплательщика, директор бормотал на допросах что-то невнятное и в этой компании были устроены (иногда даже по совместительству) работники налогоплательщика, главбух признавался, что он «стряпал» документы от других компаний и сдавал за них отчетность, и в электронной системе по сдаче отчетов был указан его телефон, и в банке для связи с клиентом тоже указан его телефон, то всё пропало!

Налогоплательщика обвиняли в создании схем по уходу от налогов и доначисляли от души, скажем, с 10 млн руб. могло быть доначислено 3,22 млн. руб. налогов по НДС и прибыли, особенно если факт реальной поставки товара доказать не удавалось. Суды также формально подходили к рассмотрению таких дел, компании проигрывали в 70% — 80% случаев, иногда доходило и до уголовной ответственности.

Прецедентным стало определение Верховного суда от ноября прошлого года, когда суд сказал, что важен факт поставки для признания расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС. И основополагающим фактором неуплата налогов поставщиком теперь не является.

Этот постулат Верховный суд подтвердил и в решении от февраля этого года: «пришли к выводу о реальности спорных финансово-хозяйственных операций между обществом и поставщиками. Наличия в действиях общества признаков недобросовестности, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в целях минимизации налоговых обязательств суды не установили»

В марте ФНС России публикует письмо с пояснениями. И добавляет, что если директор «сомнительного» поставщика идёт в отказ, что подписывал какие-либо документы, то это теперь «не является безусловным и достаточным основанием для вывода о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделки со спорным контрагентом и не может рассматриваться как основание для признания налоговой выгоды необоснованной».

И налоговая теперь будет «делать упор» на то, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента и почему выбрал именного его: деловая репутация контрагента, цена сделки, его платежеспособность, риск неисполнения обязательств, наличие ресурсов для исполнения обязательств, ну и конечно, проверка учредительных документов и выписки ЕГРЮЛ.

Результатом всего этого явилась статья 54.1 НК, введенная в июле текущего года. В ней четко указано, что основной целью заключения сделки не должен являться уход от уплаты налогов и сборов; должна быть реальность операций; и налогоплательщик обязан проявить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента.

Казалось бы, статья все расставила на свои места. Однако в августе появляется письмо Минфина, которое гласит, что в настоящее время разрабатывается законопроект о возложении обязанностей по уплате НДС на покупателей —налоговых агентов при реализации отдельных видов продукции, в частности, лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур.

Выходит, что и «фирмы-однодневки» для снижения НДС скоро будут совсем не нужны. Минфин пишет, что это эксперимент, по итогам которого можно будет сделать вывод о целесообразности его более широкого применения. Я уверена, что вывод будет сделан и это коснется в скором будущем всех налогоплательщиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *