Главная»Страничка специалиста»Социальный педагог
Юрьева Надежда Анатольевна
Социальный педагог,
МКДОУ Детский сад «Рыбка»
Среднее профессиональное образование,
«Тарский педагогический колледж»
Специальность «Социальная педагогика»
Квалификация «Социальный педагог с дополнительной квалификацией в области психологии»
Неоконченное высшее
Омский государственный педагогический университет
Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»
Курсы повышения квалификации «Комплексное развитие детей в условиях вариативности дошкольного образования. Обновление содержания дошкольного образования . Обновление содержание дошкольного образования в контексте ФГОС» (дистанционно 72 часа) ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования»
Здравствуйте, уважаемые родители! Зовут меня Надежда Анатольевна, я социальный педагог д/с «Рыбка»
Чем же занимается социальный педагог в детском саду? Об этом вы узнаете здесь! И если Вы чувствуете необходимость проконсультироваться, Вы можете обратиться ко мне во вторник и четверг с 18.00 – до 19.30.
Роли социального педагога в ДОУ
В своей практической деятельности социальный педагог ДОУ выполняет различные социально-педагогические роли:
- роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
- роль защитника интересов и законных прав ребенка;
- роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
- роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предвосхищении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
Функции социального педагога в ДОУ
Социальный педагог:
- осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
- изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
- выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
- способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
- взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
Направления деятельности социального педагога в ДОУ
- Работа по защите прав ребенка.
- Работа по социальному развитию личности ребенка.
- Профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации.
- Работа по активизации воспитательного потенциала семьи.
- Работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям.
- Работа с родителями социально опасных семей.
- Работа с социально незащищенными семьями.
- Работа с ближайшим окружением.
- Работа с социальными институтами.
Формы работы социального педагога в ДОУ
С педагогами:
- консультации;
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- семинары;
- «круглые столы» с родителями.
С родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- посещения на дому;
- «круглые столы»;
- родительские собрания;
- родительская гостиная.
С детьми:
- интервьюирование;
- занятия по правам ребенка;
- театрализованные постановки по защите прав ребенка;
- организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
- комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
- отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
- отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
- детская поликлиника;
- детская библиотека;
- школа;
- дома детского творчества;
- психологические центры.
Функциональные обязанности социального педагога ДОУ
Планирование работы на выполнение Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организация работы по реализации окружных программ «Социум», «Семья», «Образование и здоровье».
Сбор и накопление информации о детях, нуждающихся в социальной защите.
Изучение психолого-педагогических особенностей, отклонений в поведении детей, оказание своевременной помощи и поддержки.
Сбор информации о семьях и выявление социально опасных семей.
Работа с социально опасными семьями.
Изучение опыта работы, связанного с охраной прав детей и воспитанием
Работа с воспитателями по социальной адаптации детей.
Обсуждение на педагогических советах вопросов, связанных с социальной адаптацией детей.
Проведение консультаций с родителями по вопросам социальной адаптации детей.
Взаимодействие со всеми муниципальными и окружными структурами, занимающимися социальной работой с детьми.
ДОСТИЖЕНИЯ:
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
ГОУ детский сад № 413
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профсоюзного Заведующая ГОУ д/с №413
Комитета ГОУ д/с №413 __________/Е.А.Щетинина/
«____»___________200 г. «____»____________200 г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ № ___
социального педагога
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Социальный педагог относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности руководителем государственного образовательного учреждения.
1.2. — На должность социального педагога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявлений требований к стажу работы.
— на должность социального педагога 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности социального педагога не менее 2 лет;
— на должность социального педагога 1-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности социального педагога не менее 2 лет;
1.3. Социальный педагог подчиняется непосредственно руководителю ДОУ, а в рамках психолого-педагогической службы — ее руководителю, в рамках образовательного учреждения – и старшему воспитателю.
1.4. Социальный педагог является сотрудником ГОУ детского сада и работает в ней на междисциплинарной основе.
1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется:
— Конституцией РФ;
— Декларацией прав и свобод человека;
— решениями Правительства Российской Федерации;
— Законом РФ «Об образовании»;
— Гражданским и Трудовым кодексами РФ;
— Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;
— Типовым положением о детских дошкольных учреждениях; 1
— Уставом ДОУ;
— локальными правовыми актами дошкольного учреждения;
— Правилами внутреннего распорядка ДОУ;
— Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
— настоящей инструкцией и трудовым договором.
1.6. Социальный педагог должен знать:
— нормативно-правовую базу деятельности (законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога в системе учреждений, оказывающих помощь ребенку);
— теорию социальной педагогики и психологии; возрастную психологию, изучающую личность ребенка, его духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение, особенности развития психических функций; социологию; основы дошкольной педагогики и психологии;
— методы социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности;
— базисную программу воспитания детей.
1.7. Социальный педагог обязан соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.
1.8. На период временной нетрудоспособности или отпуска его функциональные обязанности могут быть возложены на руководителя психологической службы или на сотрудника психолого-педагогической службы, который несет полную ответственность за их надлежащее исполнение. Временное исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа руководителя ДОУ, изданного с соблюдением законодательства о труде.
2. ФУНКЦИИ
На социального педагога возлагаются следующие функции:
— образовательно-воспитательная — обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействия всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средств массовой информации;
— диагностическая — постановка «социального диагноза», обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка;
— организаторская — организация общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ;
— прогностическая и экспертная — участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности ; различных социальных институтов;
— организационно-коммуникативная — предполагает включение в социально-педагогическую работу добровольных помощников, организацию совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в работе с детьми и их семьями;
— охранно-защитная — использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
— посредническая — заключается в осуществлении связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка;
— самообразовательная — повышение профессионального уровня и пополнение интеллектуального багажа.
:’
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Для выполнения возложенных на него функций социальный педагог обязан:
3.1. Проводить:
— индивидуальную и групповую социально-психологическую диагностику различного профиля и предназначения в соответствии с запросом наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и определение особенностей их развития;
— социальный педагог имеет право на проведение социально-психологической диагностики только в том случае, если он имеет соответствующее высшее психологическое образование. В остальных случаях социальный педагог проводит диагностику совместно с психологами детского сада.
— анализ работы педагогов в группе и оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;
— индивидуальную работу с детьми в процессе их адаптации к условиям жизни в детском учреждении;
— индивидуальные и групповые занятия с детьми, направленные на их личностное и социальное развитие;
— специальные обучающие и развивающие занятия, игры, тренинги, круглые столы, гостиные для педагогов и родителей по оказанию помощи в воспитании детей.
3.2. Выявлять психологические причины различного вида нарушений социального развития: проблем в общении, поведении, обучении.
3.3. Направлять проблемных детей (в случаях особой необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и психолого-медико-социальные центры и другие специализированные учреждения системы просвещения, здравоохранения и социальной защиты.
3.4. Составлять психолого-педагогические заключения по материалам диагностических исследований и доводить их до сведения родителей и педагогов в допустимом объеме с целью сориентировать взрослых в проблемах воспитания.
3.5. Использовать апробированные и разрабатывать авторские:
— коррекционные программы, циклы развивающих занятий, направленные на гармоничное развитие личности, социальное развитие дошкольников, с учетом индивидуальных особенностей и задач развития ребенка на каждой возрастной ступени;
— рекомендации для педагогов, родителей и специалистов различных служб:
— по работе с детьми, имеющими проблемы в индивидуальном и социальном развитии;
— по организации благоприятного эмоционального климата в группе и семьях воспитанников.
3.6. Осуществлять:
— социально-информационную помощь, направленную на обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также о деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
— социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям детей;
— социально-психологическую помощь, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, на устранение негативных воздействий окружения и затруднений во взаимоотношениях с окружающими;
— социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, на обеспечение развития и воспитания детей в условиях семьи и детского сада;
— психопрофилактическую помощь взрослым и детям на протяжении всего адаптационного периода;
— психологическую поддержку творчески одаренным детям.
3.7. Формировать социальную культуру воспитанников, педагогов, специалистов и родителей.
3.8. Консультировать всех участников образовательного процесса по вопросам индивидуального развития детей, в том числе:
— по вопросам организации периода адаптации ребенка к новым условиям жизни;
— в случаях неадекватного поведения в домашних условиях и дезадаптации ребенка в дошкольном учреждении;
— по вопросам возрастных психофизиологических особенностей развития дошкольников.
3.9. Участвовать:
— в заседании Педагогического совета;
— в заседании совета психолого-педагогической службы;
— в проведении родительских собраний и круглых столов.
3.10. Вести:
— документацию по установленной форме;
— методическую работу.
4. ПРАВА
Социальный педагог в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Принимать участие:
— в разработке стратегии ДОУ, в создании соответствующих нормативных документов;
— в разработке управленческих решений, настоящих вопросов психолого-педагогической службы;
— в разработке положений о функциях данной службы, компетенции, обязанностях, ответственности;
— в ведении переговоров с партнерами ДОУ по образовательной деятельности.
4.2. Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.
4.3. Проводить диагностику детей, связанную с определением уровня их личностного и социального развития; анкетирование родителей для выявления запросов в воспитательной системе ДОУ.
4.4. Давать рекомендации по решению проблем психолого-педагогической службы и воспитательно-образовательной работы педагогов.
4.5. Повышать свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Социальный педагог несет ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений руководителя ДОУ и руководителя психолого-педагогической службы, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленной должностной инструкции, в том числе за неисполнение предоставленных прав.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с психологическим и физическим насилием над личностью, социальный педагог может быть освобожден от должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании «,-и в данном случае увольнение не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.4. За причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей социальный педагог несет материальную ответственность порядке и пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством РФ.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Социальный педагог:
6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному руководителем ДОУ, с правом на отпуск в течение 42 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 13.09.94 № 1052).
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на год, полугодие и помесячно (планы согласуются с руководителем, старшим воспитателем утверждаются руководителем ДОУ.
6.3. Представляет руководителю службы письменный отчет о своей деятельности за полугодие и по окончании года|
6.4. Получает от руководителя ДОУ, старшего воспитателя и руководителя ППС информацию нормативно-правового организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками психологической службы и педагогическим коллективом.
6.6. Информирует руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
6.7. Передает руководителям информацию, полученную не посредственно на совещаниях и семинарах.
С должностной инструкцией ознакомлен(а):________________