Должностные лица налоговых органов

С каких подарков следует платить НДФЛ?

Согласно статье 228 НК РФ налогом не облагаются подарки, сделанные близкими людьми, — супругами, детьми, бабушками-дедушками, сводными братьями-сестрами, усыновителями/усыновленными. Если подарок вручен работодателем, то налог автоматически высчитывается от стоимости подарка и согласно статье 24 НК РФ, а также статье 226 НК РФ удерживается дарителем. Но если организация никаких налоговых обязательств на себя не взяла (о чем дополнительно сообщается), то физлицо, получившее подарок, обязано самостоятельно рассчитать и заплатить НДФЛ. Подарки стоимостью до 4 тысяч рублей, полученные в течение налогового периода (года), на основании п.28 статьи 217 НК РФ налогом на доход не облагаются. Если стоимость подарка/подарков превышает указанную сумму, то налог считается следующим образом: сумма налога = (стоимость подарка – 4 тысячи рублей), умноженная на соответствующую ставку НДФЛ. Если подарок сделан физлицом, не являющимся членом семьи или близким родственником, НДФЛ придется платить только в случае, если подарена недвижимость, транспортное средство или акции (доли, паи). В любом другом виде налог с подарка платить не надо.

Новая редакция Ст. 33 НК РФ

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Комментарий к Статье 33 НК РФ

К должностным лицам налоговых органов относятся: руководители (их заместители) налоговых инспекций, действительные государственные советники налоговой службы Российской Федерации I — III рангов, советники налоговой службы I — III рангов, государственные налоговые инспекторы и др.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям (законным и уполномоченным) и иным участникам налоговых правоотношений (налоговым агентам, сборщикам налогов и сборов и др.), не унижать их честь и достоинство.

Честь и достоинство отражают объективную оценку гражданина окружающими и его самооценку, в совокупности определяют «доброе имя», неприкосновенность которого гарантирует ст. 23 Конституции РФ.

Для защиты чести и достоинства предусмотрен специальный порядок, определенный гражданским законодательством РФ.

Другой комментарий к Ст. 33 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 10 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» установлено, что должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Кодексом.

Статьей 33 Кодекса установлены обязанности должностных лиц налоговых органов, в отношении чего необходимо отметить следующее.

Действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (п. 1 ст. 33).

Кодекс содержит довольно много процессуальных норм, т.е. норм, регламентирующих производство отдельных действий. Соответственно, п. 1 ст. 33 Кодекса предписывает должностным лицам соблюдать эти нормы. Нарушение должностными лицами налоговых органов норм Кодекса и иных федеральных законов означает неправомерность их действий, что согласно п. 3 ст. 35 Кодекса может повлечь ответственность этих должностных лиц.

За убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие неправомерных действий должностных лиц налоговых органов, в соответствии с п. 1 ст. 35 Кодекса ответственность несут налоговые органы (см. комментарий к ст. 35 Кодекса).

Пунктом 6 ст. 101 Кодекса прямо предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований указанной статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).

Реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (п. 2 ст. 33).

Права налоговых органов предусмотрены ст. 31 Кодекса, обязанности — ст. 32 Кодекса (см. комментарии к ст. 31 и 32 Кодекса). При реализации прав и обязанностей налоговых органов должностные лица налоговых органов обязаны действовать в пределах своей компетенции, т.е. в пределах предоставленных им полномочий. Превышение должностными лицами налоговых органов своих полномочий означает незаконность их действий.

Корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство (п. 3 ст. 33).

Право на защиту своей чести и доброго имени является одним из конституционных прав (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Защита чести, достоинства и деловой репутации предусмотрена ст. 152 части первой ГК.

В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

Согласно п. 5 ст. 152 ГК гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Правила ст. 152 ГК о защите деловой репутации гражданина согласно ее п. 7 соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Комментируемая статья посвящена исполнению обязанностей должностных лиц налоговых органов.

В решении Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2007 N А40-37561/07-108-191 отмечено, что должностные лица налогового органа обязаны добросовестно реализовывать права налоговых органов.

Должностные лица налоговых органов реализуют права и обязанности в пределах своей компетенции и в силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, НК РФ, другими федеральными законами и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Указанные лица не вправе произвольно осуществлять корректировку лицевого счета налогоплательщика, который является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов.

Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.12.2012 N Ф03-5707/2012.

Приказом ФНС России от 05.10.2010 N ММВ-7-10/478@ утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.

Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н утвержден Административный регламент ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, принимать решения, не предусмотренные законодательством.

Такая позиция приведена в Постановлении ФАС Московского округа от 22.12.2005 N КА-А40/12774-05.

Как указал ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 18.11.2010 N А33-3722/2010, при рассмотрении судом дела суд указал, что статьями 31 и 101 НК РФ не предусмотрено право налогового органа повторно принимать, изменять, отменять или отзывать свое решение. Право принимать, изменять, отменять в силу пункта 3 статьи 31, статьи 140 НК РФ предоставлено только вышестоящему налоговому органу по жалобе налогоплательщика. Процедура отзыва ненормативного акта налоговым органом действующим законодательством не предусмотрена. Учитывая изложенное, суд указал на неправомерность решения, принятого должностным лицом налогового органа.

В Постановлении ФАС Московского округа от 18.12.2012 N А40-122614/11-115-369 указано, что должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности налоговых органов в пределах своей компетенции.

Например, Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию.

Согласно пункту 3 Порядка решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается:

руководителем налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.1 — 2.3 Порядка;

руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 — 2.6 Порядка.

Следовательно, исходя из указанных выше норм и принимая во внимание положения статьи 33 НК РФ, должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

При этом установление факта безнадежности взыскания возложено законодателем на судебные органы.

Аналогичная позиция приведена в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2012 N А66-2035/2012.



Статья посвящена изучению проблемы прав и обязанностей налоговых органов. В рамках данной темы автором рассмотрены проблемы и пути совершенствования налогового контроля в РФ. В статье предложены направления совершенствования налогового законодательства, внедрение инноваций в налоговую политику и улучшение деятельности налоговых органов по администрированию налогов. Новизна статьи заключается в разработке предложений по усовершенствованию налогового контроля.

Ключевые слова: налоговые органы, налоговый контроль, федеральная налоговая служба, налоговое администрирование

Налоговая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой сформированную систему налоговых правоотношений, свойственных государству с рыночной экономикой. Основные параметры ее устройства соответствуют общепринятым в мировой практике критериям и учитывают особенности российской экономики. В настоящее время одной из ключевых задач Правительства Российской Федерации является повышение уровня доходов государственного бюджета. Достижение указанного результата, в первую очередь, связано с развитием государственного налогового контроля в рамках задачи повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации в области налогов и сборов, преодоление имеющихся на данном этапе проблем и совершенствование существующих процедур и методов контроля над исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.

Всем известно о существовании такого органа, как Федеральная налоговая служба, которая и ведет контроль за тем, чтобы не было нарушений основ налогового законодательства, а также, чтобы количество добросовестных налогоплательщиков составляло большинство. Данная политика позволило бы увеличить совокупность установленных налоговых поступлений в бюджет государства. Однако, суть данного органа заключается не только в этом, так как значительно важно и совершенствование своей деятельности, реализуя своевременный контроль.

Деятельность по осуществлению налогового контроля протекает в трудных условиях, вызванных в первую очередь проблемами в налоговом законодательстве (многие вопросы, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, остаются за пределами законодательного закрепления в Налоговом кодексе РФ), проблемами в организации работы налоговых органов, негативным отношением налогоплательщиков в целом к налоговой системе и налоговой политике Правительства РФ и др., что влияет на действенность налогового контроля.

Одним из проблем осуществления налогового контроля является несовершенство и сложность налогового законодательства. Среди множества таких проблем, можно отметить то, что, НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей налоговой проверке, т. е. письменное уведомление о предстоящем проведении проверки не выписывается. При этом, даже если проверка внезапная, нормы НК РФ дают проверяемому пять дней, в течение которых он может не представлять документы, тем самым сведя на это время выездную налоговую проверку исключительно к обследованию помещений в соответствии НК РФ . В связи с этим, Карепина О. И. предлагает упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует: конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов и т. д. Помимо этого она предлагает для того, чтобы усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок, установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок.

Рассматривая проблемы налогового контроля, необходимо отметить, что налоговая политика нуждается в инновациях. Международный опыт положительно влияет на российскую правовую систему. Поэтому инноваций в системе налогового контроля в РФ можно добиться путем заимствования некоторых зарубежных технологий. Так, например, одним из основных мер в области налоговой политики, которые Правительство РФ будет предлагать реализовать налоговым органам в 2016–2018 годов, является предоставление налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить. В рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Такой институт предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций. Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

В качестве основных направлений совершенствования налогового контроля в нашей стране С. В. Гомбожаповой предлагает формирование единой информационной базы данных, необходимой для выполнения эффективного налогового контроля, которая подразумевает оперативность и непрерывность наполнения базы данных за счет постоянного и своевременного сбора, обработки и регистрации информации, поступающей в налоговый орган.

Для обеспечения эффективной деятельности налогового контроля необходимо усовершенствовать способы взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами. Необходимо разработать единое программное обеспечение, ввести единый формат представления данных, что позволит существенно сократить количество ошибок, возникающих при поступлении в налоговые органы информаций из других источников из-за разности их информационных баз и систем. Это влечет за собою уменьшение материальных и трудовых затрат налоговой службы и взаимодействующих с ней органов.

По вышесказанному можно сделать вывод, что одними из основных направлений совершенствования налогового контроля являются модернизация налогового законодательства, внедрение инноваций в налоговую политику и улучшение деятельности налоговых органов по администрированию налогов. При этом мероприятия по усовершенствованию налогового контроля должны проходить в соответствии с принципом экономии налогообложения, а именно, расходы на проведение налоговых контрольных мероприятий не должны превосходить доходы от этой деятельности.

Литература:

  1. Галимова И. В. Проблемы налогового контроля в РФ // Царскосельские чтения. — 2014. — № 6. — С. 80–84.
  2. Карепина О. И.. Развитие государственного налогового контроля в РФ в современных условиях // Инновационная наука. — 2016. — № 2. — С. 30–33.
  3. Саркисянц Г. В.. Современные проблемы в организации налогового контроля и пути повышения эффективности налоговых проверок // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 421–423.
  4. Толкачев О. А.. Модернизация налоговых органов в рамках совершенствования налогового администрирования // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 337–339.
  5. Турчина О. В. Проблемы повышения эффективности налогового контроля России // Налоги. — 2010. — № 4. — С. 4–5.
  6. Гомбожапова С. В. Совершенствование налогового контроля с учетом исторического опыта // Автореферат. — Иркутск: ИПО БГУЭП, 2012. — С. 190.
  7. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // Минфин России. URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 28.02.2017).
  8. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Электронный научно-практический журнал «Политика, государство и право». URL: http://politika.snauka.ru/2015/04/2862 (дата обращения: 01.03.2017).

Новая редакция Ст. 35 НК РФ

1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Утратил силу.

3. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 35 НК РФ

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщиком вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов (лиц, выполняющих технические функции либо обеспечивающие, обслуживающие деятельность должностных лиц) при исполнении ими служебных обязанностей.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, его территориальные органы.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

К таможенным органам относятся Федеральная таможенная служба (ФТС), региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ст. ст. 78, 79, 103 НК РФ) и иными федеральными законами.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) гражданско-правовую ответственность (ст. ст. 16, 402, 1068 — 1071 ГК РФ);

б) уголовную ответственность (ст. ст. 140, 165, 169, 285, 286, 288, 292, 293 УК РФ).

Другой комментарий к Ст. 35 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с п. 1 ст. 35 Кодекса налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие:

неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых или таможенных органов соответственно;

неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников соответственно налоговых или таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Пункт 1 комментируемой статьи основан на следующих конституционных положениях:

права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ);

каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Статьей 13 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» установлено, что убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.

В пункте 2 ст. 413 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 413 Таможенного кодекса РФ вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.

В пункте 1 комментируемой статьи установлено, что причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Кодексом и иными федеральными законами. Как установлено ст. 1069 гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Общие положения о порядке возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, содержатся в ст. 103 Кодекса (см. комментарий к ст. 103 Кодекса).

2. Пункт 2 ст. 35 Кодекса в ранее действовавшей редакции содержал положения об ответственности органов государственных внебюджетных фондов. В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ п. 2 комментируемой статьи утратил силу.

3. Согласно п. 3 ст. 35 Кодекса за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено ст. 12 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 1 ст. 413 Таможенного кодекса также установлено, что за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *