Доход населения

Базовой характеристикой уровня жизни являются доходы населения.
Среднедушевой денежный доход населения – основной показатель уровня жизни населения, поскольку является интегральным и отражает среднедушевой уровень всех составляющих доходов населения: оплаты труда, пенсий, пособий, доходов от собственности, доходов от предпринимательской деятельности и прочих доходов.
В Иркутской области по предварительным данным Иркутскстата в 2018 году среднедушевой денежный доход населения составил 22 743 руб., что выше на 331 руб. или 1,5%.
За январь-декабрь 2018 года Иркутская область среди 10-ти регионов Сибирского федерального округа занимает 5 место по размеру среднедушевых доходов населения. Самые высокие денежные доходы в расчете на душу населения в Сибирском федеральном округе зафиксированы в Красноярском крае – 28 425,4 руб., минимальные в Республике Тыва – 14 047,4 руб. Дифференциация между размерами среднедушевых доходов населения регионов Сибирского Федерального округа с наибольшим и наименьшим значением составляет – 2 раза.
Реальные денежные доходы населения за 2018 года составили 98%, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) составили 94,9%.
Снижение реальных денежных доходов населения Иркутской области в 2018 году обусловлено превышением темпов роста потребительских цен (103,3%) над темпами роста номинальных денежных доходов населения (101,5%).
При этом в Иркутской области отмечено замедление темпов роста потребительских цен (103,3%) по сравнению со значением за 2017 год (103,7%) (по РФ за 2018 год – 102,9%).
Рост реальных денежных доходов населения в Сибирском федеральном округе по сравнению с 2017 годом отмечен в республике Алтай – 102,8%.
В иных субъектах наблюдается снижение реальных денежных доходов от 1,2% до 3%: Томская область (98,8%), Красноярский край (98,8%), Новосибирская область (98,5%), Республика Хакассия (98,2%), Иркутская область (98%), Алтайский край (98%), Республика Тыва (97,8%), Омская область (97,7%), Кемеровская область (97%).
Общий рост доходов населения Иркутской области в 2018 году главным образом обусловлен ростом доходов от оплаты труда – основной составляющей общей суммы доходов населения региона (59,8% от общей суммы доходов населения региона).
Доходы от оплаты труда наемных работников за 9 месяцев 2018 года составили 285 877,3 млн руб., с приростом по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 8,7%.
По предварительным данным Иркутскстата среднемесячная заработная плата работников Иркутской области за 2018 год составила 42 000,7 руб., что на 9,5% выше по сравнению с 2017 годом (в среднем по Российской Федерации – 43445 руб., при росте на 9,9%).
Реальная заработная плата по предварительным данным Иркутскстата в 2018 году относительно 2017 года составила 105,9% (в среднем по Российской Федерации – 106,8%).
Основным драйвером роста заработной платы в 2018 году стало увеличение заработной платы в социальной сфере. Темпы роста заработной платы в отраслях, где основную долю занимают учреждения бюджетного сектора (образование, здравоохранение, культура) за январь-декабрь 2018 года отмечены в среднем в пределах 114,1-122,5%, в промышленном секторе – 106,6%.
По данным Росстата за январь-ноябрь 2018 года Иркутская область среди 10-ти регионов Сибирского федерального округа занимает 2 место по размеру среднемесячной заработной платы работников, уступая первое место Красноярскому краю.
Рост заработной платы в бюджетной сфере главным образом обусловлен проводимой работой по увеличению заработной платы в рамках исполнения «майских» указов Президента Российской Федерации от 2012 года, индексацией заработной платы в бюджетной сфере на 4% и доведением минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума.
В целом, среднемесячная заработная плата работников социальной сферы в 2018 году выросла на 19,8% по сравнению с 2017 годом и составила 32 605,9 руб.
Второе место в структуре денежных доходов занимают социальные выплаты населению (28,6% от общего объема доходов населения региона), являющиеся одним из механизмов государственной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения.
Общая сумма социальных выплат за 9 месяцев 2018 года уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 0,6% и составила 136 666,2 млн. руб., что обусловлено:
— снижением суммы пособий и социальной помощи (6,1% от общей суммы доходов населения региона) на 1,9% до уровня 29 308,2 млн руб., что может быть связано со снижением численности граждан имеющих право на получение социальных выплат, в связи с постепенным доведением МРОТ до прожиточного минимума;
— снижением суммы страховых возмещений (0,7% от общей суммы доходов населения региона) на 9,7% до уровня 3 365,9 млн руб.;
— снижением суммы стипендий (0,2% от общей суммы доходов населения региона) на 3% до уровня 1 072,5 млн руб.;
— снижением суммы выигрышей по лотереям и другим операциям игорного бизнеса (0,0001% от общей суммы доходов населения региона) на 20% до уровня 440 млн руб.
Общий рост пенсионных выплат за 9 месяцев 2018 года относительно аналогичного периода 2017 года составил 0,2%, сумма пенсионных выплат составила 29 308,2 млн руб.
Доходы от собственности (4,9% от общей суммы доходов населения региона) за 9 месяцев 2018 года составили 23 360,2 млн руб., что на 15,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Отрицательная динамика доходов от собственности, в том числе связана со следующими составляющими:
— снижением суммы дивидендов (1,5% от общей суммы доходов населения региона) на 8,6% (7 152,3 млн руб.), что может быть связано с решением компаний о более сдержанной политике премирования акционеров, либо с сокращением объема ценных бумаг у населения;
— снижением суммы выплат по процентам, полученным населением по денежным средствам на банковских счетах, депозитам и прочим привлеченным средствам (вкл.валютные) от кредитных организаций (1,8% от общей суммы доходов населения региона) на 6,6% (8 467,9 млн руб.), что может быть связано с потребителской активностью населения и решением о покупке недвижимости, сопровождаемой закрытием депозитных счетов или значительным сокращением денежных средств населения находящихся на счетах в кредитных организациях;
— снижением суммы выплат доходов по государственным и другим ценным бумагам (вкл. векселя) (1,6% от общей суммы доходов населения региона) на 26,9% (7 683,2 млн руб.), что может быть связано со снижением доходности государственных и других ценных бумаг (для государственных бумаг – повышение рейтинга международными кредитными организациями).
— снижением суммы предварительной компенсации по вкладам граждан (0,01% от общей суммы доходов населения региона) на 48,1% (56,8 млн руб.).
Общая сумма доходов от предпринимательской деятельности (4,4% от общей суммы доходов населения региона) за 9 месяцев 2018 года составили 20 891,3 млн руб., что на 2,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Другие доходы (2,3% от общей суммы доходов населения региона) сократились на 17,9% и составили 11 110,3 млн руб.
Также, необходимо отметить, что на изменение реальных располагаемых доходов населения оказывает влияние динамика обязательных платежей и разнообразных взносов.
За 9 месяцев 2018 года размер обязательных платежей и разнообразных взносов населения Иркутской области составил 75 1556,0 млн руб., что на 8,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
В том числе:
— налоги и сборы (9,1% от общей суммы расходов населения региона) составили 41 162,8 млн руб. и увеличились на 12,1% относительно аналогичного периода 2017 года;
— проценты, уплаченные населением за кредиты (вск. валютные), предоставленные кредитными организациями (6,0% от общей суммы расходов населения региона) – составили 27 111,7 млн руб. и увеличились на 3,8%;
— платежи по страхованию (1% от общей суммы расходов населения региона) составили 4 286,1 млн руб. и увеличились на 10,0% относительно аналогичного периода 2017 года;
— взносы в общественные и кооперативные организации (0,6% от общей суммы расходов населения региона) составили 2 579,0 млн руб. и увеличились на 11,6% относительно аналогичного периода 2017 года;
— приобретение лотерейных билетов и другие расходы на игорный бизнес (0,003% от общей суммы расходов населения региона) составили 16,4 млн руб. и увеличились на 83,2%.
За 9 месяцев 2018 года расходы населения региона на покупку недвижимости увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2017 года в 2,4 раза и составили 7 749,2 млн руб.
Одновременно с этим, сбережения во вкладах и ценных бумагах составили 14 089,2 млн руб., что на 43,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и может быть обусловлено, в том числе расходами на покупку недвижимости.
Также, за 9 месяцев 2018 года изменение задолженности по кредитам составило в отрицательном выражении 30 376,0 млн руб., что свидетельствует о превышении объема выданных кредитов населению над суммой погашенных кредитов населением, что также может свидетельствовать об увеличении закредитованности населения, в том числе в целях приобретения недвижимости.
Величина прожиточного минимума и бедность населения, в том числе по основным группам населения
В качестве базовой характеристики показателей уровня жизни применяется прожиточный минимум, как величина, характеризующая определенную степень удовлетворения потребностей, зафиксированная в минимальном социальном стандарте.
Основным фактором, влияющим на изменение величины прожиточного минимума, является динамика потребительских цен на товары и услуги.
Величина прожиточного минимума в Иркутской области в 2018 году составила 10 475 руб. и возросла на 4,3%. по сравнению с 2017 годом, в результате Иркутская область занимает 6 место среди регионов Сибирского федерального округа по данному показателю.
В том числе, в среднем за 2018 год по основным социально-демографическим группам величина прожиточного минимума населения Иркутской области составила: для трудоспособного населения – 11 094 руб. (рост по отношению к 2017 году на 4,2%), пенсионеры – 8 431 руб. (рост по отношению к 2017 году на 4,1%), дети – 10 736 руб. (рост по отношению к 2017 году на 4,8%).
По предварительным данным Иркутскстата численность населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума составила в 2018 году 435,1 тыс. чел или 18,1% от общей численности населения Иркутской области, что меньше на 0,3 процентных пункта по сравнению со значением за 2017 год (18,4%).
Наибольшую долю в общей численности бедного населения (по данным муниципальных образований Иркутской области за 1 полугодие 2018 года) составляют дети – 56%, второе место занимает категория «пенсионеры и инвалиды» – 27%, категория «работающие» в структуре малоимущего населения заняла третье место и составила 8%. Категории «учащиеся» и «безработные» в структуре малоимущего населения занимают самый низкий удельный вес – 5% и 4% соответственно.
Оценка материального положения семей показывает, что наиболее подвержены риску бедности семьи, имеющие на иждивении детей, и неполные семьи с детьми.
Так в семьях с одним ребенком в возрасте до 16 лет располагаемые ресурсы на одного члена домохозяйства составляют 23 937,5 руб. (выше прожиточного минимума в 2,4 раза), с двумя детьми – 17 798,3 руб. (выше прожиточного минимума в 1,8 раза), что на 6 139,2 руб. или 25,6% ниже по сравнению с располагаемыми ресурсами в семьях с одним ребенком. Таким образом, чем больше количество детей в семье, тем меньше располагаемых ресурсов на одного члена домохозяйства.
Основной причиной высокой доли детей в общей численности малоимущего населения (56%) является неспособность, либо невозможность обеспечения родителями доходов семьи соразмерных общему прожиточному минимуму всех ее членов. В ряде случаев это вызвано тем, что один из родителей находится в отпуске по уходу за ребенком. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет обеспечивает возможность дальнейшего трудоустройства и увеличения совокупного дохода семьи, тем самым снижая вероятность ухудшения материального положения детей.
Второе место в структуре малоимущего населения занимает категория «пенсионеры и инвалиды» – 27%.
По данным Иркутскстата средний размер пенсий в Иркутской области на 1 января 2019 года составил 14 531 руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7% (на 1 января 2018 года – 13 745 руб.). Средний размер пенсий превысил величину прожиточного минимума пенсионера и составил 168,5% от прожиточного минимума пенсионера за 4 квартал 2018 года (8 626 руб.).
Рост пенсий обусловлен индексаций страховых пенсий неработающим пенсионерам с 1 января 2018 года на 3,7%. Также с 1 февраля 2018 года проиндексирована ежемесячная денежная выплата для федеральных льготников на 2,5%, с 1 апреля 2018 года – социальная пенсия на 4,1%.
Категория «работающие» в структуре малоимущего населения занимает третье место и составляет 8%.
Рост заработной платы в 2018 году до размера в 42 000,7 руб. составляет в среднем 3,7 величины прожиточного минимума трудоспособного населения (11 094 руб. за 2018 год), что в том числе связано с доведением МРОТ 2018 году до величины прожиточного минимума.
Четвертое место в структуре малоимущего населения занимают учащиеся образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования – 5% в общей структуре малоимущего населения.
В данной категории учитываются малообеспеченные студенты, обучающиеся по очной форме на бюджетной основе и получающие социальную стипендию, назначаемую при условии, что среднедушевой доход на одного члена семьи не достигает установленного прожиточного минимума.
Самый низкий удельный вес в структуре малоимущего населения занимают безработные – 4%.
К данной категории отнесены только лица, состоящие на регистрируемом учете в органах занятости, т.е. осуществляющие системный поиск работы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2017 года № 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год» величина пособия установлена в размере: минимальная – 850 руб., максимальная – 4 900 руб..
С учетом районного коэффициента применяемого при начислении пособия по безработице в Иркутской области максимальный размер составил 5 880-6 370 руб., что ниже величины прожиточного минимума.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность постоянного населения.

Реальные денежные доходы – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Реальные располагаемые денежные доходы — относительный показатель, характеризующий динамику располагаемых денежных доходов (денежные доходы за вычетом обязательных платежей) населения по сравнению с изменением цен на товары и услуги и исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) располагаемых денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Денежные расходы населения — расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), на покупку иностранной валюты, а также сбережения.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Постановлением Правительства Брянской области.

Расчет величины прожиточного минимума соответствует порядку, введенному с 2013 года Федеральным законом от 3.12.2012 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российский Федерации». Согласно основным положениям указанного закона в составе потребительской корзины определяются: продукты питания – в натуральных показателях, непродовольственные товары и услуги — в соотношении со стоимостью продуктов питания (в объеме по 50% от стоимости продуктов питания).

Расчет величины прожиточного минимума осуществляется согласно правилам исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.01.2013 г. № 56.

Расчет стоимости потребительской корзины осуществляется согласно методическим рекомендациям по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.01.2013 г. № 54.

Потребительская корзина установлена Законом Брянской области от 05.04.2013г. № 14–3 «О потребительской корзине в Брянской области».

Средний размер назначенных пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий на численность пенсионеров (по данным Пенсионного фонда Российской Федерации).

Реальный размер назначенных пенсий рассчитывается путем корректировки среднего размера назначенных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности (или долей) постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов. Ряды распределения строятся с применением метода имитационного моделирования в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Госкомстата России от 16 июля 1996 г. №61 по согласованию с рядом заинтересованных министерств и ведомств, путем преобразования эмпирического распределения, полученного на основе данных выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в ряд распределения, соответствующий значению группировочного признака в генеральной совокупности (среднедушевому денежному доходу, полученному по данным баланса денежных доходов и расходов населения)

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения выражается через долю общего объема денежных доходов, которая приходится на каждую из 20-процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания среднедушевых денежных доходов.

Дефицит денежного дохода определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до величины прожиточного минимума.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) — характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.

В фонд заработной платы включаются начисленные суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. Темпы роста (снижения) среднемесячной номинальной заработной платы рассчитываются по сопоставимой совокупности организаций отчетного и предыдущих периодов.

Реальная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной заработной платы путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается, начиная со следующего дня после истечения этого срока.

В I квартале 2017 г. реальные располагаемые денежные доходы населения чуть уменьшились по сравнению с их уровнем в I квартале 2016 г., а численность бедных снизилась на 1,4 млн чел. Как могла уменьшиться бедность при снижении реальных доходов?

В I квартале 2017 г. номинальные пенсии выросли на 17,1% г/г (за счет, прежде всего, единовременной выплаты 5 тыс. руб. пенсионерам в январе для компенсации низкой индексации пенсий в 2016 г.) (также с 1 февраля 2017 года на 5,4% были увеличены страховые пенсии неработающим пенсионерам и ежемесячная денежная выплата, исходя из роста потребительских цен за 2016 год), а заработные платы – на 6,6% (прежде всего, в небюджетном секторе экономики (рис. 1). Однако из-за того, что прочие доходы (доля оплаты труда, включая скрытую заработную плату, в денежных доходах в I квартале 2017 г. составила 63,3%, доля всех социальных выплат, включая пенсии – 21,2%, доходы от предпринимательской деятельности 7,5%, доходы от собственности – 6%, другие доходы 2%) либо не увеличились, либо снизились по сравнению с I кварталом 2016 г., темп прироста совокупных номинальных среднедушевых денежных доходов населения оказался не столь высоким (4,4%) и был перекрыт инфляцией (ИПЦ вырос на 4,6%). В результате реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 0,2% г/г.

При этом численность бедных, по оценкам Росстата, тоже снизилась в I квартале 2017 г.: по сравнению с I кварталом 2016 г. их стало меньше на 1,4 млн. чел. (уменьшение с 16 до 15% от общей численности населения), хотя уровень социально-экономической дифференциации практически не изменился (табл).

1. Динамика средней зарплаты по группам работников (100 = 2014 г., сезонность устранена)

Источник: CEIC Data (Росстат), расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Распределение общего объема денежных доходов населения по 20%-ным доходным группам (%) и коэффициенты социально-экономической дифференциации

I квартал 2016г.

I квартал 2017г.

Денежные доходы

в том числе по 20-ти процентным группам населения:

первая (с наименьшими доходами)

5,7

5,7

вторая

10,5

10,4

третья

15,4

15,4

четвертая

22,8

22,8

пятая (с наивысшими доходами)

45,6

45,7

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)

0,395

0,396

Коэффициент фондов, раз

13,7

13,9

Источник: Росстат.

Как такое может быть? Для того чтобы определить, является ли человек бедным, его доходы сравниваются с прожиточным минимумом, причем и то и другое берется не в реальном, а в номинальном выражении. В I квартале 2017 г. прожиточный минимум в целом для населения Российской Федерации составил 9909 руб. на человека в месяц. По сравнению с I кварталом 2016 г. он вырос всего на 1,4%. Именно это «замерзание» прожиточного минимума при более быстром (хотя и уступающем темпам инфляции) росте номинальных доходов дало снижение бедности в I квартале 2017 г.

Но почему оказалась столь низкой величина дефлятора для прожиточного минимума? Конечно, люди, относящиеся к категории бедных, покупают не очень дорогие продукты питания и непродовольственные товары; у них, как показывает статистика, меньше автомобилей и некоторых других товаров длительного пользования; они потребляют меньше услуг, и эти услуги более дешевые. Но все это еще не объясняет, чем мог быть вызван такой низкий темп прироста прожиточного минимума за год. Чтобы ответить на этот вопрос, придется погрузиться в детали утвержденной в 2013 г. методики расчета прожиточного минимума. Согласно этой методике, в состав его продуктовой корзины входит фиксированный набор продуктов питания по специальным нормам в натуральном выражении, которые умножаются на цены, получаемые на основе обследования Росстата цен продуктов питания – представителей, используемых при исчислении величины прожиточного минимума (Приказ от 11 марта 2013 года Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №93н и Федеральной службы государственной статистики №91 «Об утверждении перечня продуктов питания – представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума»).

Стоимости непродовольственных товаров и услуг оцениваются косвенным образом. Стоимость непродовольственных товаров считается равной 50% стоимости продуктов питания, скорректированной на поправочный коэффициент, равный соотношению индексов потребительских цен на непродовольственные товары и на продукты питания. Стоимость услуг считается равной 50% стоимости продуктов питания, скорректированной на поправочный коэффициент, равный соотношению индексов потребительских цен на услуги и на продукты питания. Эти три компоненты складываются в стоимостную оценку прожиточного минимума (Постановление Правительства РФ от 29 января 2013 г. N 56 «Об утверждении правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации»). Такая методика имеет ряд недостатков: например, она плохо увязывает изменение стоимости прожиточного минимума с изменением стоимости услуг и, прежде всего, тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как видно на рис. 2, когда происходит рост цен на такие услуги, стоимость прожиточного минимума не всегда реагирует на их изменения (например, в III квартале 2013–2015 гг.).

В начале 2013 г. введение новой методики расчета прожиточного минимума вызвало резкий рост его величины (заметно на рис. 2), но потом ситуация начала стабилизироваться. Девальвация рубля и введение контрсанкций на продовольственные товары заметно отразились на стоимостной оценке продовольственной корзины и всего прожиточного минимума в I квартале 2015 г. На рисунке 2 виден быстрый рост как стоимости прожиточного минимума, так и всех индексов потребительских цен, особенно учитывающих цены на продовольственные товары. Начиная со II квартала 2015 г. темпы прироста прожиточного минимума варьируются в интервале от -3,7 до +3,4% по отношению к предыдущему кварталу.

2. Динамика индексов прожиточного минимума и индексов потребительских цен, квартал к предыдущему кварталу, %

Источник: Росстат.

В первом полугодии 2017 г. номинальные денежные доходы населения увеличились на 3,1% по отношению к первому полугодию 2016 г., реальные –снизились на 1,3%, а реальные располагаемые доходы населения – на 1,4%. Рост номинальных доходов был, прежде всего, вызван ростом заработных плат на 8,7%. Повлиял на увеличение доходов и рост пенсий: по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2017 г. повысились на 1,5%; страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 апреля были доиндексированы на 0,38%.

Проект Постановления Российской Федерации «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 г.», подготовленный Минтрудом России, предлагает на II квартал величину прожиточного минимума в целом для населения, равную 10329 руб. на чел. в месяц. Это приведет к величине прожиточного минимума в первом полугодии 2017 г., соответствующей примерно 10119 руб. на чел. в месяц.

Такой уровень прожиточного минимума в первом полугодии 2017 г. будет означать, что номинальные темпы прироста среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума в первом полугодии 2017 г. по сравнению с первым полугодием 2016 г. сблизятся и составят 4,4 и 2,6% соответственно; в I квартале расхождение между их величинами (4,4 и 1,4%) было более заметно. При прочих равных условиях, основа для снижения бедности заметно сократится. Скорее всего, полугодовые значения показателей бедности будут очень близки к их значениям в первом полугодии 2016 г.

Фактор долговой нагрузки

Реальные располагаемые доходы — это денежные доходы минус обязательные платежи (налоги и сборы, проценты по кредитам и т.д.), скорректированные на инфляцию.

Согласно оценке Росстата, в четвертом квартале 2019 года отрицательный вклад обязательных платежей населения в показатель реальных доходов снизился до 0,6 п.п. по сравнению с 1,3 п.п. годом ранее. Это может говорить о замедлении роста процентных платежей по кредитам к концу 2019 года. РБК направил запрос в Росстат.

Годовые темпы прироста розничного портфеля банков замедлились с 22,8% за 2018 год до 18,6% в 2019 году, говорится в отчете Банка России «О развитии банковского сектора» (.pdf). В том числе за январь—ноябрь портфель необеспеченного кредитования вырос на 20,1% (до 8,9 трлн руб.), что чуть ниже, чем за аналогичный период предыдущего года (+21,8%). Этому способствовало ужесточение требований к выдаче беззалоговых кредитов: с 1 октября российские банки и МФО обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН) клиента при выдаче ссуды более 10 тыс. руб. Чем выше ПДН заемщика, тем больше нагрузка на капитал банка по таким кредитам и тем меньше стимулов их выдавать.

Рост доли необеспеченных кредитов все еще выше роста номинальных денежных доходов населения (+7,9% в третьем квартале 2019 года в годовом выражении, по оценке ЦБ), что может говорить об увеличении долговой нагрузки, указывает Банк России.

Негативный вклад платежей по кредитам в 2019 году возрос до 0,5 п.п. (после 0,3 п.п. годом ранее), оценило Минэкономразвития в обзоре «Картина деловой активности». Министерство не раскрыло оценку отрицательного вклада процентов по кредитам за четвертый квартал 2019 года. В остальном отрицательный вклад обязательных платежей уменьшился, что связано с замедлением роста налогов на труд, отметило Минэкономразвития.

Торможение инфляции и рост зарплат

Замедление инфляции во втором полугодии стало фактором роста реальных располагаемых доходов, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Кроме того, на динамику показателя могло повлиять увеличение бюджетного финансирования к концу года, например выплата пособий в рамках нацпроекта «Демография».

Инфляция в 2019 году составила 3%; ниже она опускалась только в 2017 году (2,5%). Минэкономразвития прогнозирует рост цен в 2020 году на уровне 3%, а ЦБ ожидает инфляцию в текущем году в интервале 3,5–4%.

Положительную динамику реальных доходов в основном обеспечил рост реальных зарплат на фоне фактической стагнации динамики остальных компонентов (доходов от предпринимательства, теневых доходов), утверждает профессор РЭШ Олег Шибанов. Среднемесячная зарплата работников организаций (Росстат публикует данные по средним и крупным предприятиям) в январе—ноябре 2019 года выросла в номинальном выражении на 7,2%, в реальном — на 2,5%. Данные годовой динамики зарплат статистическое ведомство пока не представило.

Согласно опросам ФОМа, доля респондентов, отметивших улучшение материального положения своей семьи, выросла с 11% в апреле 2019 года до 15% в декабре и достигла максимального значения с сентября 2014 года.

За январь—сентябрь 2019 года рост ВВП составил 1,1%. Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,3% по итогам года.

Росстат в ноябре 2018 года обновил методологию расчета денежных доходов и расходов населения. Согласно новому подходу увеличилась доля зарплат в структуре доходов (с 41 до 55%, по данным за 2017 год) и снизилась доля ненаблюдаемых доходов — с 26 до 11,5%.

После перехода на новую методологию Росстат перестал публиковать ежемесячные сводки о денежных доходах и расходах населения и перешел на поквартальный график публикаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *