Договор с РАО и воис

Сегодня мало кто может представить себе жизнь без звукового сопровождения. Человек садится в автомобиль и включает радио, заходит в магазин и слышит бодрую музыку, решает пообедать в кафе – и там его окружают расслабляющие композиции или вдохновляющие клипы. А ведь все эти произведения не возникли просто так, из воздуха. Они являются результатом творческого труда автора или исполнителя, а в случае сложного аудиовизуального произведения или музыкальной композиции – и не одного. Как известно, каждый труд должен быть вознагражден, в особенности если его результатом воспользовался кто-либо еще. Но абсурдной представляется ситуация, в которой компания авторов и исполнителей обивает пороги радиостанций, магазинов, кафе и тому подобных заведений по всей стране с просьбой заплатить им за прослушивание композиций или демонстрацию видеоклипов и фильмов. Более того, правовая охрана распространяется не только на российские произведения, но и на зарубежные! Вряд ли кто-то видел Мадонну или Стинга, требующих плату за воспроизведение их песен в придорожном кафе на трассе М4 «Дон»?

Для решения этой задачи – обеспечить достойное вознаграждение за результаты творческого труда – по всему миру создаются специальные организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами. В России создание таких организаций, которые часто называют авторскими обществами, предусмотрено ст. 1242 ГК РФ.

Какие права подлежат защите и что грозит за их нарушение?

Напомним, что к правам автора относятся как личные неимущественные права (право авторства, право на имя и др.), так и исключительное право (ст. 1228 ГК РФ). Последнее заключается в возможности использовать результат интеллектуальной деятельности любым законным способом, в том числе передать его другому лицу, заключив с ним лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права (ст. 1233 ГК РФ). К смежным правам относятся исключительные права на исполнения артистов и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей; фонограммы – любые записи музыки или песен, за исключением входящих в состав клипа или фильма; сообщения теле- и радиопередач и другие, предусмотренные ст. 1304 ГК РФ.

НАША СПРАВКА

Любые, будь то физические или юридические, лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением следующих случаев:

  • использования гражданином произведения в личных целях (ст. 1273 ГК РФ);
  • использования произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК РФ);
  • свободного использования произведения в месте, открытом для свободного посещения, при условии, что такое произведение не используется в коммерческих целях (ст. 1276 ГК РФ);
  • публичного исполнения музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо на похоронах (ст. 1277 ГК РФ);
  • использования произведения для целей правоприменения, а именно в судебном разбирательстве или во время следственных действий (ст. 1278 ГК РФ).

Во всех перечисленных случаях выплата вознаграждения автору не предусмотрена.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Отсутствие запрета не считается согласием на использование. Как разъяснили высшие суды в совместном постановлении Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ», использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение. Таковым будет, например, воспроизведение музыки в магазине, трансляция клипа на экранах в торговом центре, живое исполнение известного хита в кафе и даже включенное радио в палатке с мороженым в парке. Основной критерий публичного исполнения – место. Как правило, оно открыто для свободного посещения неограниченного количества людей, например, парк или торговый центр. В любом случае публичным будет признано исполнение в месте, где находится много людей, не принадлежащих к обычному кругу семьи организатора исполнения. Исполнение считается публичным независимо от того, проходит ли живое выступление или осуществляется трансляция концерта или радиовыступления. Ответственным лицом (в том числе при живом исполнении) является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение, которое берет на себя инициативу проведения соответствующего мероприятия. Таким образом, ответственность за публичное выступление будет нести, например, владелец кафе или магазина, где звучит музыка или воспроизводится видеоклип. Именно он должен заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем и выплачивать полагающееся вознаграждение. Особо следует отметить, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир допускается без разрешения правообладателя и исполнителя, но с выплатой вознаграждения (ст. 1326 ГК РФ). Заключением таких договоров о публичном исполнении и сбором вознаграждения от имени правообладателей и занимаются, по большей части, авторские общества.

Сотрудники Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» (РАО) с середины марта перешли на дистанционную работу и продолжают осуществлять деятельность по сбору, распределению, выплате авторского вознаграждения, а также работу с обращениями авторов и правообладателей в отношении регистрации произведений в реестре РАО, по финансовым, юридическим и иным вопросам, связанным с деятельностью организации.

Однако ввиду ситуации в нашей стране и во всем мире в связи с распространением новой вирусной инфекции, изменением условий, форматов и графиков работы людей и организаций, закрытием и простоем многих отраслей бизнеса, в т.ч. в культурной, досуговой, развлекательной сферах, РАО испытывает затруднения с получением необходимых для распределения авторского вознаграждения документов и сведений, в т.ч. от иностранных организаций по управлению правами на коллективной основе. Процессы взаимодействия между многими организациями замедлились или приостановились, что существенно отражается на деятельности РАО.

РАО и другие общества по коллективному управлению правами уже ощущают падение сбора вознаграждения по многим категориям пользователей. Американское общество по управлению правами авторов ASCAP официально заявило своим членам и партнерам о негативном воздействии пандемии на выручку организации по всем категориям сборов вознаграждения (www.mooscle.com).

В этой связи РАО прогнозирует не только снижение размера собираемого и выплачиваемого авторского вознаграждения, но и возможные задержки с его выплатой. РАО считает, что это временное затруднение, и надеется на скорейшие изменения в лучшую сторону, а также принимает все возможные меры для того чтобы минимизировать последствия вышеупомянутых факторов.

Надеемся на Ваше понимание.

Недавно, к нам обратились наши клиенты с просьбой о помощи. Cуть заключалась в следующем: на имя генерального директора ООО пришло официальное уведомление от Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности (далее по тексту – ВОИС) о необходимости заключения с ними договора на выплату вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Клиент хотел понять, что это за «зверь» и откуда у него такие полномочия? Как с ним бороться, а главное, стоит ли? Разбирается юрист Rush Agency — Мария Скрипова.

По порядку.

Рестораны, торговые площадки или в принципе любые предприятия сферы развлечений не представляют свою деятельность без музыкального сопровождения. Но не все так просто, в частности, за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях придется заплатить.

Что понимается под «фонограммой» и «публичным исполнением фонограмм»?

По смыслу пп.2 п.1 ст.1304 ГК РФ «фонограммой» является любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. А в соответствии с пп.8 п.2 ст. 1307 ГК РФ «публичное исполнение записи исполнения» – это любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Необходимо ли получать разрешение на публичное исполнение фонограмм?

Несмотря на то, что исполнения и фонограммы в соответствии со ст. 1225 ГК РФ являются охраняемыми законом объектами интеллектуальных прав и по общему правилу ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без согласия правообладателя, в п.1 ст.1326 ГК РФ предусмотрено исключение, а именно: «публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях», а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.»

Следовательно, разрешение на публичное исполнение фонограмм не требуется, но заплатить вознаграждение правообладателям придется.

Кому платить вознаграждение? Что такое ВОИС? РАО и ВОИС – в чем разница?

Законодатель наделяет такими полномочиями аккредитованную организацию по управлению коллективными правами – ВОИС. (в случае с коллективным управлением авторскими правами аккредитованной организацией является Российское Авторское Общество – далее по тексту – РАО).

Статьей 1242 ГК РФ предусмотрена возможность создания основанных на членстве некоммерческих организаций, способствующих реализации авторских и смежных прав, когда их осуществление обладателями авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или в случаях, когда ГК РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.

ВОИС – является примером организации, созданной для практической реализации смежных прав* исполнителей и изготовителей фонограмм. К тому же, с 2009 года ВОИС имеет государственную аккредитацию, предусмотренную ст. 1244 ГК РФ, а именно по пп. 5-6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, а значит и широкий спектр полномочий, в пределах, установленных законодательством РФ.

Следует отметить, что наличие государственной аккредитации у ВОИС не исключает возможности создания подобных организаций, которые напрямую сотрудничают с правообладателями и осуществляют коллективное управление их смежными правами.

Но! В силу ГК РФ, ВОИС в отличие от других организаций может представлять в судах интересы неопределенного круга правообладателей. Для этого ей не требуется заключать договоры напрямую с каждым из них.

Актуальным остается вопрос о том: кому платить – РАО или ВОИС? Ответ тут очень прост – и тем и другим. Заключать договоры нужно с двумя организациями, т.к. РАО осуществляет коллективное управление правами авторов произведений, а ВОИС правами исполнителей и изготовителей фонограмм. В нашем случае, речь идет о получении уведомления от ВОИС в части публичного исполнения фонограмм, но это абсолютно не говорит о том, что при заключении договора с ВОИС вы освобождаетесь от уплаты вознаграждения авторам используемых вами произведений.

*Смежные права – интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (легальное определение смежных с авторскими прав дается в п.1 ст.1303 ГК РФ).

Размер и распределение полученного вознаграждения.

Чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, пользователю (тот, кто публично исполняет фонограммы) после получения подобного уведомления необходимо заключить договор с ВОИС. Именно в договоре прописываются сроки выплаты и размер вознаграждения, который по большей части зависит от специфики бизнеса и может включать в себя как основные, так и дополнительные платежи, порядок и сроки предоставления отчетности пользователя об использовании фонограмм. Образцы договоров и полный перечень ставок для расчета вознаграждений находится в открытом доступе на официальном сайте ВОИС.

При определении размера вознаграждения ВОИС принимает во внимание критерии, установленные в п.4 «Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, а именно:

  1. минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;
  2. является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;
  3. платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);
  4. размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Что касается распределения полученного вознаграждения, то данные полномочия так же возложены на ВОИС:

  1. 50% выплачивается исполнителям,
  2. оставшиеся 50% – изготовителям фонограмм.

При этом, между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм вознаграждение разделяется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

Ответственность за бездоговорное публичное исполнение фонограмм.

В ч.1 ст.7.12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КОАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а именно: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода», которая влечет наложение административного штрафа:

  1. на физических лиц от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  2. на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  3. на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Важно! Даже в случае, если основной целью публичного использования фонограммы не является получение прибыли (иными словами, пользователь не берет плату за вход в свое заведение), то заплатить штраф все равно придется. На этот счет ВОИС дает разъяснение, что неполучение прибыли из использования фонограмм не освобождает от ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Но и это еще не все. ГК РФ регламентирует ответственность за нарушение исключительного права на объекты смежных прав. Правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере:

  1. от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
  2. в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Важно! Нужно иметь в виду, что привлечение к административной ответственности не исключает наступления гражданско-правовой. А это значит, что помимо штрафа и конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, вы можете стать ответчиком по делу, связанному с выплатой компенсации правообладателю.

Как правообладатели узнают, что вы нарушили их права?

Сложно себе представить, что исполнители и изготовители фонограмм обивают пороги заведений с целью получения вознаграждения за свой труд. А вот тем, что к нарушителям наведываются представители ВОИС с предложением о заключении договора уже никого не удивить.

В случае, если заведение не идет на так называемый «контакт» и не имеет договоров с другими аналогичными организациями, то ВОИС, как правило, поступает следующим образом: подает иск в суд о взыскании компенсации в пользу правообладателя и/или же передает информацию в правоохранительные органы, а те в свою очередь, фиксируют факт нарушения и направляют материалы в суд для привлечения к ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Судебная практика.

1) Административная ответственность.

Например, постановление по делу об административном правонарушении № 5-692/2017 Серпуховского городского суда МО от 28 ноября 2017 года. Юридическое лицо, являющееся рестораном, проигрывало в своем зале фонограммы, не имея договора на выплату вознаграждения правообладателям с ВОИС, за что и было оштрафовано на 30 000 рублей с конфискацией технических средств, с помощью которых осуществлялось неправомерное публичное исполнение фонограмм.

Другой случай – постановление по делу об административном правонарушении № 5-564/2017 Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 апреля 2017 года. Оштрафовали должностное лицо – генерального директора бара на 10 000 рублей, неправомерно осуществляющего публичное исполнение фонограмм в своем заведении. Доводы нарушителя о том, что он не знал о необходимости выплаты вознаграждения и о том, что на момент рассмотрения дела он уже заключил необходимый договор с ВОИС не явились поводом для освобождения от административной ответственности.

2) Гражданско-правовая ответственность.

Например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 3 февраля 2015 г. по делу N А56-61362/2013. Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 по делу N А56-61362/2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014. Суть заключалась в следующем: с юридического лица, являющегося владельцем кафе-бара было взыскано в пользу ВОИС 325 000 рублей за нарушение прав исполнителей на 12 исполнений фонограмм и за нарушение прав 12 изготовителей фонограмм из расчета по 15 000 рублей за каждое нарушение. Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что 21 октября 2012 года в кафе-баре без разрешения правообладателя осуществлено публичное исполнение музыкальных произведений без заключения соответствующего договора на выплату вознаграждения с ВОИС. (в частности, звучали следующие записи исполнения: «Девочка пай», исполнитель – Михаил Круг (Михаил Владимирович Воробьев), изготовитель фонограммы – Си Ди Лэнд Медиа, Master Sound Records; «Если бы не ты», исполнитель – Ирина Круг (Ирина Викторовна Воробьева) Алексей Брянцев (Алексей Матвеевич Брянцев), изготовитель фонограммы – Artur Music).

Интересный момент: что и кому надо доказать в суде.

По смыслу п.14 постановления Пленума Верховного суда РФ «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» от 19 июня 2006 г. N 15 стороны доказывают обстоятельства, имеющие значения для дела в следующем порядке:

1) Истец (правообладатель) должен подтвердить:

  1. Факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту;
  2. Факт использования данных прав ответчиком.

2) Ответчик (тот, кто использует авторские/смежные права) должен подтвердить:

  1. Факт выполнения им требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений и (или) объектов смежных прав.

В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством РФ.

А может быть есть альтернатива? Как не платить ВОИС?

Да, конечно, «принудить» заключить договор именно с ВОИС вас никто не обяжет. Нужно понимать, что:

  1. Во-первых, есть множество аналогичных организаций, которые сотрудничают с правообладателями напрямую, иными словами занимаются музыкальным оформлением с точки зрения бизнеса – можно заключить договор с ними.Существенным минусом выступит только тот факт, что вы будете ограничены в подборе музыки, придется выбирать «из того, что есть». В этом плане у ВОИС определенное преимущество, ведь в силу закона данная организация может по умолчанию представлять интересы любых правообладателей пока те сами от этого не откажутся.
    Из этого следует, что перечень фонограмм** у них внушающий.** Проверить наличие фонограммы того или иного исполнителя можно на официальном сайте ВОИС в разделе «Реестр» заполнив предложенные поля формы.
  2. Во-вторых, можно использовать фонограммы, перешедшие в статус общественного достояния. Переход происходит в тот момент, когда заканчивается срок действия исключительного права на них. В таком случае вознаграждение платить не придется. Исключительное право на запись исполнения в соответствии с ГК РФ действует в течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.
  3. В-третьих, можно напрямую сотрудничать с исполнителями и изготовителями в части создания музыкального контента именно для вашего бизнеса. В этом случае платить вознаграждение ВОИС и аналогичным организациям не придется, но затраты на создание фонограммы в разы превысят ежемесячные ставки за использование уже существующих записей исполнения.

И напоследок.

Перечень альтернатив, описанных выше, далеко не исчерпывающий. Но у каждой из них есть свои минусы – ограниченность в выборе контента, временные и денежные затраты, превышающие ежемесячные ставки ВОИС и пр. Тем, кто еще не урегулировал взаимоотношения с ВОИС и РАО необходимо легализовать использование музыки в своем заведении. Таким образом вы застрахуете себя от рисков, связанных с судебными тяжбами, уплатой штрафов и выплатой компенсаций правообладателям. Отмечу, что имеющаяся судебная практика складывается не в пользу нарушителей.

Но если вы все таки не хотите обременять себя решением данного вопроса, то помимо незапланированной встречи с представителями ВОИС будьте готовы к проверке со стороны сотрудников правоохранительных органов, исход которой вряд ли сложится в вашу пользу.

Мария Скрипова, юрист Rush Agency

Во время концерта исполнители представляют десятки песен, у каждой из которых один, два или несколько авторов, и все они должны получить авторское вознаграждение. В случае если исполнитель и автор одно и то же лицо, то он вправе рассчитывать на двойное вознаграждение, как исполнитель — на гонорар за выступление и как автор — на авторское вознаграждение за публичное исполнение созданных им произведений.

Соответственно, осуществляя деятельность по организации концертно-зрелищных мероприятий, организатор до начала мероприятия должен, в том числе, урегулировать вопросы авторских прав с Российским Авторским Обществом, заключив лицензионный договор.

Размер авторского вознаграждения за концертно-зрелищные мероприятия рассчитывается исходя из ставок авторского вознаграждения и зависит от вида мероприятия, наличия и размеров платы за вход, бюджета, площади помещения и др.

Со ставками авторского вознаграждения и формами лицензионного договора можно ознакомиться ниже.

Договор с организатором концертов при платном входе

Приложения к договору

Договор с организатором концертов при бесплатном входе

Приложения к договору

Договор с исполнительскими коллективами

Приложения к договору

«

Вопрос юристу

Я музыкант и автор песен. К сожалению, я не располагаю достаточными средствами, чтобы зарегистрировать авторское право на песни. Как получить защиту авторского права на свои произведения?

Я слышал, что возможно каким-то образом просто юридически подтвердить, что я уже располагал музыкой (например, ее нотной записью) на какой-то момент. То есть «совершить вложение» на сохранение нотариусу или юристу и т.п. — достаточно ли этого для защиты авторских прав?

Расскажите, пожалуйста, об этой операции, где регистрируют авторские права и сколько такая регистрация стоит.

Юридическая консультация

Данная юридическая консультация актуальна для любых объектов авторского права (сайтов, музыки, статей, фотографий, сценариев, фильмов и др.).

В России не существует официальной процедуры регистрации авторских прав на произведения (объекты авторских прав), кроме регистрации авторских прав на программы для ЭВМ в уполномоченном государственном органе. Как правило, под регистрацией авторских прав имеется в виду депонирование произведения у той или иной организации (например, в Российском авторском обществе). Однако такое депонирование не является государственной регистрацией авторских прав (хотя и является одним из способов защиты авторских прав) и также не гарантирует признание за вами авторства, а по сути просто фиксирует время предъявления, т.е. ваше авторство все равно смогут оспорить в случае предъявления соответствующих доказательств, а документ о депонировании суд будет рассматривать как одно из доказательств, наравне с иными. В связи с чем, мы, как правило, рекомендуем воспользоваться услугами нотариуса, что, на наш взгляд, является более «солидным» доказательством, т.к. осуществляется не организацией, а лицами, которые получили государственную лицензию, и часто стоит дешевле, чем депонирование в РАО. Пожалуй, единственное практическое преимущество депонирования в РАО перед нотариальным способом заключается в том, что ряд компаний предпочитает иметь дело с авторами при наличии у них свидетельства РАО о регистрации произведения (например, некоторые радиостанции, концертные площадки и т.д.).

Перед автором стоит две основные задачи при защите авторских прав:

  • сохранить доказательства творческой деятельности (рабочие материалы, включая «отбракованные» версии объекта авторского права, исходные материалы, информацию, собранную в целях создания вашего произведения, и т.п.);
  • закрепить временной приоритет по обладанию конкретным объектом авторского права в конкретное время.

Существует достаточное количество способов закрепить приоритет на текст, композицию и иное произведение, тем самым обеспечить себя доказательствами авторства и авторских прав.

Помните, предпринимать меры по защите ваших авторских прав имеет смысл ДО начала использования произведения (до передачи третьим лицам, до его опубликования и т.д.).

Основные способы защиты авторских прав

  • Записать произведение (или иной объект авторских прав) и рабочие материалы на одноразовый диск и финализировать его.
  • Иметь все исходные материалы (цифровые, бумажные и т.п.), которые появляются в процессе создания объекта авторских прав.
  • Пойти к нотариусу с распечатками текста и нотной записи и заверить либо копию документа, либо время предъявления документа, либо подлинность подписи. Стоит это у всех по-разному, но до 1000 рублей должны уложиться. Должно быть ок. 400-700 рублей.
    У юриста ничего заверить нельзя (это не будет заверением авторских прав — можно сказать, вы приобретете себе свидетеля). Заверенное нотариусом произведение — хорошее доказательство, из которого можно сделать вывод о наличии у вас авторских прав (в т.ч. права авторства).
    Рекомендации по процедуре нотариальной защиты авторских прав вы найдете ниже.
  • Депонирование, «регистрация» произведения в Российском авторском обществе (РАО) (рассмотрено выше).
  • Свидетели — как обеспечите — вам виднее. Возможно, в кругу друзей исполните музыкальную композицию (для большей надежности запишите на видео).
  • Напечатать в журнале стихи и т.д.
  • Не в качестве самостоятельного, но в качестве дополнительного способа: отправьте свой объект авторских прав (текст, музыку, фото и др.) себе на e-mail и сохраните письмо на почтовом сервере (!).
  • Ряд юристов предлагает такой способ доказательства наличия авторских прав (временного приоритета), как отправка себе текста по почте. Письмо не вскрывается до возникновения спора. На конверте же будет почтовый штемпель с датой. Однако данное доказательство является неудобным, т.к. оно одноразовое (если конверт вскрыт, то доказательство уже теряет свою прежнюю силу, т.к. вы не сможете доказать, что было во вскрытом конверте), и крайне ненадежным и оспоримым (т.к. крайне редко конверты идеально запечатаны, а соответственно, ваш оппонент в суде может заявить, что конверт был вскрыт и вы заменили документы).
  • Сейчас все больше распространяются услуги электронной регистрации (депонирования) авторских прав. Как правило, за небольшие деньги вам предлагается направить свое произведение в электронной форме, время направления сервис обещает фиксировать электронно-цифровой подписью. Некоторые предложат вам и сертификат о регистрации объекта авторских прав. Однако такая регистрация или депонирование – по сути то же получение «свидетеля». В принципе, с тем же успехом такой сертификат вам может выдать ваш сосед.

Это основные способы предварительной защиты авторских прав путем обеспечения себя доказательствами существования у вас определенных объектов авторских прав в конкретную дату. Их должно быть достаточно. Конечно, самое надежное – обратиться к юристу, чтобы он разработал для вас оптимальную и надежную схему обеспечения доказательствами авторства в зависимости от вашей конкретной ситуации и от объекта, подлежащего защите.

Если вы не автор, но для вас создали произведение, и вы хотите защитить получаемые от автора авторские права, то прежде всего вы должны заключить с таким автором грамотный договор, в противном случае все иные способы защиты авторских прав могут оказаться бесполезными.

Рекомендуем также ознакомиться с информацией о том, как вам может помочь в защите авторских прав на сайт и иные объекты авторских прав оповещение на сайте об авторском праве и ответственности за его нарушение, в том числе размещение подобной кнопки-баннера:

2.55 kb

7.7 kb

8.1 kb

Нотариальная защита авторских прав

Защищать авторские права с помощью нотариуса лучше всего на произведения, выраженные в печатной форме (текстовые произведения, фотографии, распечатанные дизайн-проекты, музыка в виде нотной записи и т.п.), т.е. на листе бумаге. Защитить произведения на диске можно, но сложнее; для этого рекомендуется обратиться за платной консультацией. Ниже рассматривается защита авторских прав на произведения, выраженные в печатной форме.

Для того, чтобы воспользоваться нотариальной защитой авторских прав, вам вовсе необязательно обращаться к юристам или посредникам, вы вполне можете справиться сами, главное – найти нотариуса. Стоимость соответствующего нотариального действия – ок. 400-700 рублей за одно заявление.

Кроме того, одновременно с защитой авторских прав на произведение вы также сможете получить хорошее доказательство использования вами творческого псевдонима на соответствующую дату, что впоследствии может вам помочь защитить свои права на псевдоним.

Порядок действий:

  • Подготовьте заявление (вы можете обсудить его содержание с нотариусом или приобрести у нас шаблон заявления за 500 рублей).
  • Распечатайте свои произведения (можно несколько за раз). Желательно, чтобы заявления и приложения были пронумерованы (сквозная нумерация лучше, но уточните у конкретного нотариуса его предпочтения). Скреплять листы не нужно (нотариус сам их прошьет). Сделайте так, чтобы на последней странице приложений осталось свободное место на 1/3-1/4 листа (там будет нотариальный штамп). Подписывать заявление и приложения не надо.
  • Обзвоните ближайших к вам нотариусов и поинтересуйтесь, сколько будет стоить свидетельствование подлинности подписи на документе. Можете вместо этого попросить удостоверить время предъявления документа, отличия: нотариус, как правило, просит предоставить документ в двух экземплярах и один сохраняет себе, стоит чуть дороже.
    Так вы узнаете, будет ли нотариус готов осуществить такие действия; объясните, что вам это надо для предъявления заявления и приложений в организацию (что вас так попросили сделать), не надо пугать нотариусов фразами «хочу защитить авторские права, удостоверить авторство» или еще хуже – «зарегистрировать авторское право», скорее всего нотариус скажет, что «таким» не занимается.
  • Идете на прием и через минут 10-45 получаете свои документы со штампом нотариуса.

Если какие-то вопросы по защите авторских прав остались для вас не раскрытыми, если бы вы хотели разработать оптимальный набор средств защиты авторских прав именно на ваши произведения, если вы планируете использовать свои произведения за границей, рекомендуется воспользоваться нашими платными услугами по авторским правам.

Если же вы хотите защитить приобретенные авторские права (т.е. права на произведения, автором которых не являетесь, но которое создавалось по вашему заказу, в том числе штатным сотрудником), настоятельно рекомендуется воспользоваться юридической услугой по проверке или составлению авторского договора (договора отчуждения исключительного права, лицензионного договора) и получить индивидуальную консультацию по оптимальной защите авторских прав именно на ваши произведения.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 26.06.2013.

Прочтений: 404946.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *